Научная статья на тему 'Инвестиционная деятельность в Республике Калмыкия: проблемы правового регулирования'

Инвестиционная деятельность в Республике Калмыкия: проблемы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубеко Георгий Леонидович

В статье анализируются проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия. предложения по улучшению правового регулирования инвестиционных отношений. Показаны возможности использования механизма акционерных обществ для привлечения инвестиций в экономику Республики Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

The article analyzes the problems of legal regulation of investment activity in the Republic of Kalmykia, proposals on improvement of legal regulation of investment relations. It shows possibility of using the mechanism of joint stock companies to attract investments to the economy of the Republic of Kalmykia.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная деятельность в Республике Калмыкия: проблемы правового регулирования»

УДК 346.543.1

ББК Х404.013.11(2Рос .Калм)+Х402.3(2Рос .Калм)

ГЛ. Рубеко

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье анализируются проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия. предложения по улучшению правового регулирования инвестиционных отношений. Показаны возможности использования механизма акционерных обществ для привлечения инвестиций в экономику Республики Калмыкия.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, акционерные общества, налоговые льготы.

G.L. Rubeko

INVESTMENT ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

Annotation. The article analyzes the problems of legal regulation of investment activity in the Republic of Kalmykia, proposals on improvement of legal regulation of investment relations. It shows possibility of using the mechanism of joint stock companies to attract investments to the economy of the Republic of Kalmykia.

Keywords: investment, joint stock companies, tax benefits

В современных условиях, привлечение инвестиций в экономику России приобретает особую актуальность. Особенно остро эти проблемы стоят для субъектов Российской Федерации с невысоким уровнем экономического развития. С этой целью субъекты РФ заинтересованные в привлечении капиталовложений стремится создать наиболее благоприятные условия для инвестиционной деятельности, создавая определенный правовой режим, для лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории соответствующего субъекта.

В настоящее время инвестиционная деятельность в Российской Федерации регулируется целым рядом нормативно-правовых актов. При этом для российского законодательства уже традиционным стало принятие специальных нормативных актов, регулирующих иностранные инвестиции. Основными нормативными актами, регулирующими инвестиционную деятельность являются: Федеральный закон от 25 февраля 1999 года «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [1], Федеральный закон от 9 июля 1999 года «Об иностранных инвестициях» [2], Федеральный закон от 24 июля 2002 года «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» [3]. Об инвестировании говорится также и в ряде других законов (Бюджетном кодексе, Федеральном законе «Об инвестиционных фондах» и др.). При этом анализ соответствующих законов показывает, что в Российской федерации под инвестиционной в основном понимается деятельность по осуществлению капитальных вложений. В то же время в экономической науке это

понятие гораздо шире и охватывает любые вложения материальных ресурсов с целью получения выгоды. В частности отмечается, что инвестирование - это затраты на производство и накопление средств производства[4]. Ряд авторов выделяют широкий спектр способов инвестирования [5,12].

На наш же взгляд следует отличать экономические отношения и их правовое опосредование. Право относительно самостоятельно по отношению к общественно-производственным отношениям. Эта самостоятельность проявляется в наличии у него своих относительно самостоятельных закономерностей, в возможности его относительно самостоятельно го развития и др [6]. Право регулирует экономические отношения с помощью только ему присущего инструментария. В связи с этим правовая и экономическая терминология не всегда совпадают, да и не должны совпадать. Полагаем, что с экономической точки зрения инвестирование представляет собой самые разнообразные действия, связанные с материальными вложениями с целью получения прибыли или достижения иного социального полезного эффекта. Эти отношения регулируются различными правовыми институтами. Например, прямое инвестирование - нормами

о подряде, простом товариществе; инвестиции в ценные бумаги (портфельные инвестиции) - нормами, регулирующими рынок ценных бумаг; инвестиции в уставный (складочный) капитал коммерческих организаций - нормами о соответствующих юридических лицах. В связи с этим нет необходимости в законодательстве использовать термин инвестиции, когда мы говорим о прямых материальных вложениях. Кстати во многих зарубежных странах используется именно такой подход [7,11].

В субъектах Российской Федерации также принимались нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность. Так на территории Республики Калмыкия в начале 90-х годов прошлого столетия были приняты нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность. А с 1994 года на территории республики действует законодательный и институциональный механизм, предусматривающий снижение ставок по налогам в части, зачисляемой в бюджет республики и в местные бюджеты. Использование данного механизма на протяжении нескольких лет позволяло обеспечивать аккумулирование в республике внешних инвестиционных средств, создавать условия для динамичного развития базовых отраслей экономики, реализации перспективных инвестиционных проектов, создания рабочих мест, увеличения налогового потенциала региона.

Основу законодательного обеспечения существования данного механизма составляли в разное время следующие нормативные акты:

С 1994 года - Указ Президента Республики Калмыкия от 14 марта 1994 года о снижении для отдельной категории плательщиков до 5% ставки налога на прибыль, в части, зачисляемой в бюджет республики.

С 1995 года по 1999 год - закон Республики Калмыкия от 19 января 1995 года «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории плательщиков».

С 1999 года по 2002 год - закон Республики Калмыкия от 12 марта 1999 г. № 12-П-З «О налоговых льготах предприятиям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия».

В настоящее время основу правовой базы в области инвестиций составляют следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Республики Калмыкия от 6 января 2000 г. № 39-11-3 «Об инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от № 93-11-3 от 18 января 2001 г., № 188-Ш-З от 25 апреля 2005 г.).

2. Закон Республики Калмыкия от 10 июня 2002 г. №197-11-3 «О налоговых льготах организациям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия»

(с изменениями от № 229-11-3 от 20 сентября 2002 г., № 292-11-3 от 28 февраля, № 341-11-3 от 9 июля, № 4-Ш-3 от 29 декабря 2003 г., № 160-11-3 от 26 ноября 2004 г.).

3. 3акон Республики Калмыкия от 29 декабря 2003 г. № 3-111-3 «О налоге на имущество организаций» (с изменениями от № 31-Ш-3 от 25 июня 2004 г.).

Нужно, однако, отметить что названные акты не были лишены существенных недостатков. Так, 3акон Республики Калмыкия от 6 января 2000 г. № 39-11-3 «Об инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия, осуществляемой в форме капитальных вложений» в основной своей массе состоит из положений дублирующих Федеральный закон от 25 февраля 1999 года «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Это, в частности, ст. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,17 и некоторые другие. К тому же нужно отметить, что в судебной практике ни федеральный, ни республиканский закон, как правило, не применяются. А.В. Майфат в своем исследовании, посвященном гражданско-правовым конструкциям инвестирования, вообще поставил вопрос о целесообразности существования Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [8]. Мы согласны с данной точкой зрения. Более того, считаем, что эта позиция может быть распространена и аналогичные региональные законы.

Гораздо чаще в правоприменительной практике использовался 3акон Республики Калмыкия от 10 июня 2002 г. №197-11-3 «О налоговых льготах организациям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия» (а также его предшественники). Реализация данного 3акона позволила реализовать ряд проектов, в рамках которых были построены или реконструированы важные для Республики Калмыкия объекты (реконструкция домостроительного комбината. Строительство туристического комплекса в п. Цаган-Аман, мясоперерабатывающего комбината, гостиницы и др.). В целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Калмыкия и создания режима благоприятствования для привлечения инвестиций в экономику республики в феврале 1999 года было создано министерство инвестиционной политики Республики Калмыкия.

Хотелось бы отметить, что применение 3акона от 10 июня 2002 (и предшествовавшего ему закона от 12 марта 1999 г.) выявило ряд проблем. В частности положения закона были сформулированы так, что инвестором со всеми вытекающими последствиями признавалось лицо, вложившее любую сумму в реализацию инвестиционного проекта. В связи с этим у судов возникал вопрос о соразмерности полученных льгот сумме осуществленных вложений[9]. Далее, инвестиционная деятельность предполагает осуществление вложений с целью получения в дальнейшем каких материальных выгод. Как показала практика применения данных законов - целью инвесторов являлось не столько получение материальных выгод от результата инвестирования, сколько получение налоговых льгот. В рамках осуществления данных законов инвестор, осуществивший вложения в объект инвестиций, как правило, не претендовал в последующем на получение каких- либо материальных выгод от использования этого объекта.

Во многом этим было обусловлено внесение в июне 2007 года в названый выше закон существенных изменений и дополнений. Эти изменения, определили четкие правила для инвесторов и условия предоставления льгот (принцип пропорциональности размера инвестиций размеру налоговой льготы), позволили повысить степень участия организаций-инвесторов в реализации инвестиционных проектов, увеличить объемы инвестиций в экономику Республики Калмыкия, активизировать инвестиционный процесс.

Изменениями также определяется новая форма участия в инвестиционном процессе, в качестве 3аказчика. 3аказчик определяется Уполномоченным исполнительным органом. 3аказчик на основании соглашения с Уполномоченным исполнительным органом наделяется полномочиями по аккумулированию инвестиционных средств, обеспечению финансирования Инвестиционного проекта и выполнению комплекса мероприятий, направленных на его реализацию. 3аказчик при реализации Инвестиционного проекта может использовать собственные средства. В этом случае он является Инвестором и имеет право на налоговые льготы при соответствии им установленным критериям.

Измененный закон существенно расширил круг субъектов инвестиционной деятельности, имеющих право на налоговые льготы. Помимо инвесторов, льготы при определенных условиях могут получить также могут получить также заказчики и пользователи (абз. 2 п.1 ст. 5 3акона).

Для того чтобы получить право на налоговые льготы, организация должна соответствовать ряду формальных требований. Во-первых, это участие в реализации инвестиционного проекта, прошедшего конкурсный отбор в установленном порядке. Во-вторых, включение организации в реестр организаций, имеющих право на налоговые льготы.

В целях реализации положений 3акона в измененной редакции Правительством Республики Калмыкия были приняты постановления от 9 ноября 2007года «Об утверждении Положения о ведении Реестра организаций имеющих право на налоговые льготы» и от 14 ноября 2007 года «Об организации конкурса инвестиционных проектов и порядке ведения Республиканского реестра инвестиционных проектов». В первом постановлении определяется порядок ведения уполномоченным органом реестра организаций, имеющих право на налоговые льготы. При этом определяется перечень документов, которые должна предоставить организация, для того чтобы быть включенной в реестр. Второе постановление определяет порядок проведения конкурса инвестиционных проектов, участие в которых позволяет получить субъекту инвестиционной деятельности право на налоговые льготы.

Однако надо отметить, что потенциал закона используется субъектами инвестиционной деятельности далеко в неполной мере.

Нельзя сбрасывать со счетов такой способ привлечения инвестиций как создания акционерных обществ, Республикой Калмыкия и частными лицами[10]. Это с одной стороны позволит привлечь частные инвестиции в экономику Республики Калмыкия. С другой стороны, это позволит обеспечить определенный государственный контроль над деятельностью таких обществ. В последние годы было создано несколько таких обществ.

1 марта 2013 года был принят 3акон Республики Калмыкия от 1 марта 2013 г. № 413-1У- 3 «О государственной поддержке и защите прав субъектов инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия». Этот закон вступил в силу с 1 июля 2013 г. Этот закон заменит собой ряд, законов, регулирующих инвестиционную деятельность. В частности это, 3акон Республики Калмыкия от 6 января 2000 г. № 39-11-3 «Об инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия, осуществляемой в форме капитальных вложений», 3акон Республики Калмыкия «О защите иностранных инвестиций на территории Республики Калмыкия» от 16 октября 2006 года N 294-111-3 и др. Некоторые недостатки указанных законов нами были обозначены. Главным из них являлась декларативность многих положений этих законов, что приводило к тому, что на практике они не применялись. Новый же закон предусматривает в основном меры государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, как правило,

в рамках налогового законодательства. Обоснованность подобного подхода сомнений не вызывает. Думается, практика применения этого закона покажет, насколько оправданными окажутся данные ожидания. От эффективного применения данного закона зависит, в том числе, судьба ряда инвестиционных проектов, реализуемых на территории Республики Калмыкия.

Список литературы

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999.№ 9. Ст. 106.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999.№28.Ст.3493.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30.Ст.3028.

4. Макконел К.Р., Брю С. Л. Экономикс. М.,1998.С.10.

5. Christy G., Clender J. Introduction to Investment. Finance, 1983.P.3.

6. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2009. С.111.

7. Краткий анализ иностранного инвестиционного законодательства см.: Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М., 2007. С.56-60.

8. Майфат А.В. Указ. соч. С.289.

9. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июля 2003 г. N Ф08-2578/2002-958 А, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июля 2004 года N Ф08-3086/04-1184 А и др. // СПС «Гарант».

10. Рубеко Г.Л. Акционерное право. М., 2012. С.38-42.

11. Рубеко Г.Л., Шараева Е.А.О некоторых проблемах правового регулирования иностранных инвестиций в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Калмыкия) // Современное состояние и перспективы нормотворческой и правоприменительной деятельности в Республике Калмыкия. Материалы II Республиканской научно-практической конференции, посвященной 60-летию Декларации прав и свобод человека и гражданина и 15-летию Конституции Российской Федерации. Элиста, 2009.

12. Кубюн И.В., Лиджеева К.В. Правовые гарантии иностранных инвестиций // Вестник Калмыцкого университета. 2009. № 8. С. 40-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.