Научная статья на тему 'Инвестиционн ая политика в Южном федеральном округе'

Инвестиционн ая политика в Южном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ИНВЕСТИЦИИ / СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Луковцева Анна Константиновна

Модернизация экономики ЮФО и ее переход на инновационную модель развития зависят от состояния основных производственных фондов, которые определяют производственно-технический потенциал отраслей. Динамика финансирования инвестиций в основной капитал в ЮФО показывает, что за последнее 10-летие доля собственных средств сократилась, а привлеченных увеличилась. Произошли также существенные изменения и в структуре инвестиций в основной капитал по формам собственности. Для увеличения инвестиций в основной капитал необходимо создать в ЮФО благоприятный инвестиционный климат, активизировать инвестиционную деятельность государственного сектора экономики, а также поддержать инвестиционную деятельность частного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment policy in the Southern Federal District

Modernization of the economy and the SFD transition to innovation model of development depends on the condition of fixed assets, which determine the production and technical potential of industries. The dynamics of financing investment in fixed assets in the Southern Federal District show that over the last 10 years the share of equity has declined, and attracted has increased. There were also significant changes in the structure of investment in fixed capital by ownership. To increase the investment in fixed assets necessary to create the SFD investment climate, enhance the investment activities of the public sector, as well as to support the investment activities of the private sector.

Текст научной работы на тему «Инвестиционн ая политика в Южном федеральном округе»



к 1

о

РР

ей И

К О

ас

к ё

о щ

о

м

ЛукоВцеВа Анна Жонстантитоёна

ИнВестиционная поли/типа В Южном федеральном округе

Модернизация экономики ЮФО и ее переход на инновационную модель развития зависят от состояния основных производственных фондов, которые определяют производственно-технический потенциал отраслей. Динамика финансирования инвестиций в основной капитал в ЮФО показывает, что за последнее 10-летие доля собственных средств сократилась, а привлеченных - увеличилась. Произошли также существенные изменения и в структуре инвестиций в основной капитал по формам собственности.

Для увеличения инвестиций в основной капитал необходимо создать в ЮФО благоприятный инвестиционный климат, активизировать инвестиционную деятельность государственного сектора экономики, а также поддержать инвестиционную деятельность частного сектора экономики.

Модернизация экономики, инвестиции, структура инвестиций, инвестиционный климат, основной капитал.

Юля модернизации экономического развития ЮФО первостепенное значение имеет проводимая в округе инвестиционная политика, от которой прежде всего зависит состояние основных производственных фондов, определяющих производственно-технологический потенциал отраслей. Инвестиционная политика - это система мер, осуществляемых органами власти (федеральными, региональными и на уровне отдельных субъектов) по привлечению и использованию инвестиционных ресурсов с целью развития страны (региона) в интересах его населения. В более узком смысле - это «инвестиции в основной капитал», т.е. вложения, направленные на воспроизводство основных фондов, осуществляемые в форме капитальных вложений.

В период 2000-2009 гг. объем инвестиций в основной капитал в субъекты ЮФО стабильно увеличивался, хотя темпы его роста во всех субъектах в отдельные годы чередовались со спадом (например, в Республике Адыгея в 2004 г.; в Республике Калмыкия в 2001-2004 гг.; в Краснодарском крае в 2001 г. и 2003 г.; в Астраханской области в 2001 г. и 2004-2005 гг.; в Волгоградской области в 2006 г.; в Ростовской области в 2002 г. (табл. 1).

Таблица 1

Индекс физического объема инвестиции в основной капитал в субъектах ЮФО (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

РФ 117,4 110,0 102,8 112,5 113,7 110,9 116,7 122,7 109,9 83,8

ЮФО

Республика Адыгея 100,4 102,1 113,4 119,4 78,5 141,7 102,9 в 2,4р. 101,3 97,7

Республика Калмыкия в 10,1р. 67,8 83,1 43,5 76,0 120,0 111,9 149,6 114,2 95,9

Краснодарский край 156,5 94,6 104,5 91,0 106,7 104,3 117,5 128,4 121,0 106,1

Астраханская область 156,2 121,6 78,7 118,0 97,6 98,2 120,7 147,8 110,8 89,2

Волгоградская область 156,6 138,4 106,0 101,0 118,9 128,2 82,3 142,2 113,9 80,5

Ростовская область 152,3 112,1 85,2 116,8 115,4 104,8 143,8 122,4 121,7 80,2

Источник: Регионы России: Социально-экономические показатели 2010. Росстат. М., 2010, с. 936-937.

Однако в 2009 г. только в Краснодарском крае был прирост объема инвестиций в основной капитал по сравнению с предыдущим годом на 6,1% (что связано с подготовкой к олимпиаде 2014 г.), в то время как во всех остальных субъектах был спад. Особенно существенным был спад объема инвестиций в Ростовской и Волгоградской областях - почти на 20% по сравнению с предыдущим годом.

В целом в ЮФО объем инвестиций в основной капитал в период с 2000 г. по 2009 г. увели-

чился в 6,3 раза: это ниже, чем в среднем в России (6,5 раза), выше, чем в Уральском (5 раз) и Приволжском (6 раз) федеральных округах, но ниже, чем в Дальневосточном (15,6 раз), Северо-Кавказском (10 раз), Сибирском (8,4 раза) и Северо-Западном (7,8 раз) федеральных округах (табл. 2).

Динамика инвестиций в основной капитал в федеральных округах РФ

млн руб. 2009 г. в % к 2000 г.

2000 г. 2009 г.

РФ 1165234 7930255 6,8 раз

ЮФО 108940 682422 6,3 раза

Центральный 303918 1870011 6,2 раза

Северо-Западный 116663 911240 7,8 раза

Приволжский 206781 1255672 6 раз

Уральский 250731 1279871 5 раз

Сибирский 98647 831467 8,4 раза

Дальневосточный 53589 838491 15,6 раз

Северо-Кавказский 25964 261081 10 раз

Источник: Таблица составлена по: Регионы России: Социально-экономические показатели 2010. Росстаг. М 2010, с. 932-933.

По общему объему инвестиций в основной капитал среди федеральных округов ЮФО занимает только пятое место: меньше объем инвестиций в основной капитал только в СевероКавказском, Уральском и Приволжском федеральных округах.

Среди субъектов ЮФО по общему объему инвестиций в основной капитал первое место занимает Краснодарский край, в котором в 2009 г. было сосредоточено более половины (52,5%) общего объема инвестиций в основной капитал округа; второе место занимает Ростовская область, в которой сосредоточена почти четверть (24,3%) общего объема инвестиций в основной капитал округа (в совокупности в этих двух субъектах сосредоточено более двух третей общего объема инвестиций в основной капитал округа); третье и четвертое место занимают Волгоградская (10,7%) и Астраханская (9,2%) области, в которых сосредоточена пятая часть общего объема инвестиций в основной капитал округа; на долю Республик Адыгея (2%) и Калмыкия (1,3%) приходится только 3,3% общего объема инвестиций в основной капитал округа (рис. 1 и табл. 3).

Республика Адыгея (2,0%) Ростовская область(24,3%) Республика Калмыкия (1,3%) Волгоградская область (10,7%)

Астраханская область (9,2%) Краснодарский край(52,5%)

Рис. 1. Удельный вес субъектов ЮФО в общем объеме инвестиций в основной капитал, 2009 г.

о ж

о

^

к

ж

о ¡за

Таблица 3

Динамика инвестиций в основной капитал в ЮФО

млн руб. 2009 г. в % к 2000 г.

2000 г. 2009 г.

ЮФО 108940 682422 6,3 раза

в том числе

Республика Адыгея 1264 13569 10,7 раза

Республика Калмыкия 6628 8824 1,3 раза

Краснодарский край 54734 358014 6,5 раза

Астраханская область 12438 63091 5 раз

Волгоградская область 11516 72847 6,3 раза

Ростовская область 22361 166077 7,4 раза

Источник: Таблица составлена па Регионы России. Социапьш-эюнсммнесиие показатели. 2010: Росстат, М, 2010 с. 932-933.

В 2009 г. по сравнению с 2000 г. общий объем инвестиций в экономику ЮФО в расчете на душу населения увеличился в 4,6 раза, в то время как в среднем в России рост был выше - 7 раз. По

И

О

л 1

о

рр •<

Ри

И

к

О

ас ££

к ё о ас о м

росту объема инвестиций в расчете на душу ЮФО отстает от всех федеральных округов, особенно от Дальневосточного федерального округа (ДФО) - в 3,6 раза и Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) - почти в 2 раза (табл. 4).

Таблица 4

Инвестиции в основной капитал на душу населения в федеральных округах (руб.)

2000 г. 2009 г. В % 2009 г. к 2000 г. Место, занимаемое в РФ

РФ 7949 55883 7 раз

ЮФО 7748 49760 4,6 раза 5

Центральный 7956 50378 6,3 раза 4

Северо-Западный 8180 67752 8,2 раза 3

Приволжский 6540 41670 6,5 раза 7

Уральский 20069 104330 5,2 раза 2

Сибирский 4836 42523 8,8 раза 6

Дальневосточный 7797 129994 16,6 раз 1

Северо-Кавказский 2983 28209 9 раз 8

Источник: Таблица составлена по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. Росстат, М., 2010, с. 934-935.

По уровню инвестиций в экономику в расчете на душу населения ЮФО (49,8 тыс. руб.) отстает от среднероссийского (55,9 тыс. руб.) и занимает среди федеральных округов России пятое место (49,8 тыс. руб.), опережая Сибирский (42,5 тыс. руб.), Приволжский (41,7 тыс. руб.) и СевероКавказский (28,2 тыс. руб.) федеральные округа. Следует отметить особенно существенный разрыв по уровню инвестиций в экономику в расчете на душу населения ЮФО от федеральных округов-лидеров по этому показателю: инвестиций в экономику в расчете на душу населения в ЮФО меньше, чем в Дальневосточном и Уральском федеральных округах, занимающих по этому показателю первое и второе места (соответственно в 2,6 и в 2,1 раза).

В 2009 г. по сравнению с 2000 г. общий объем инвестиций в экономику в расчете на душу населения увеличился во всех субъектах российского ЮФО, хотя и в разной степени (табл. 5).

Таблица 5

Инвестиции в основной капитал на душу населения в федеральных округах (руб.)

2000 г. 2009 г. В % 2009 г. к 2000 г. Место, занимаемое в РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЮФО 7748 49760 4,6 раза

в том числе

Республика Адыгея 2820 30632 10,9 раз 62

Республика Калмыкия 21533 31116 1,4 раза 61

Краснодарский край 10663 69500 6,5 раз 20

Астраханская область 12305 62704 5 раз 22

Волгоградская область 4215 28078 6,7 раз 65

Ростовская область 5029 39209 7,8 раз 45

Источник: Таблица составлена по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. Росстат, М., 2010, с. 934-935.

Наибольший рост инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в период с 2000 г. по настоящее время был в Республике Адыгея (почти в 11 раз) и в Ростовской области (почти в 8 раз); в Волгоградской области, Краснодарском крае и Астраханской области объем инвестиций также увеличился (соответственно в 6,7, 6,5 и 5 раз); в то время как в Республике Калмыкия - только на 30%.

Разрыв в уровнях инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в настоящее время, как и в 2000 г., между субъектами ЮФО сохраняется, хотя их ранжировка несколько изменилась. Так, например, если в 2000 г. лидером по объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения была Республика Калмыкия, то в 2009 г. она переместилась на 4-е место, а Краснодарский край переместился с 3-го места на 1-е место. В настоящее время первое и второе места по объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения занимают Краснодарский край и Астраханская область, в которых объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения, во-первых, превышает среднероссийский уровень (на 25%) и, во-вторых, превышает более чем в 2 раза объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в Волгоградской области, Республиках Калмыкия и Адыгея и на 70% - в Ростовской области.

Основная доля инвестиций в основной капитал в ЮФО в 2009 г. была направлена на раз-

#4=

витие транспорта - 33% общей суммы инвестиций, что больше чем в среднем по России (27%). Второе место по удельному весу инвестиций занимали отрасли по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 13% общей суммы инвестиций, что выше чем в среднем по России (8,5%). Третье место по удельному весу инвестиций занимают обрабатывающие отрасли промышленности - 12%, что ниже среднероссийского показателя. Четвертое место занимает такой вид деятельности, как «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 9,6% (что ниже среднероссийского показателя - 15%) (табл. 6).

Таблица 6

Отраслевая структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в 2009 г. (без субъектов малого предпринимательства, в % к итогу)

е о_ ЮФО Адыгея Калмыкия Краснодарский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100

Добыча полезных ископаемых 14,0 7,4 0,2 0,0 3,5 51,1 1,8 0,8

Обрабатывающие производства 14,4 12,3 15,8 0,0 9,2 1,1 18,2 21,0

Производство электроэнергии, газа и воды 8,5 12,6 8,3 4,9 7,9 4,2 7,5 29,3

Сельское, лесное и рыбное хозяйства 4,1 4,5 16,6 20,4 6,0 0,3 4,5 7,2

Строительство 3,5 1,9 2,3 7,3 1,5 3,7 3,0 1,1

Транспорт, связь 26,8 32,6 11,9 29,2 43,1 20,4 29,4 17,7

Торговля 3,9 4,9 1,8 0,5 4,8 1,4 3,7 5,5

Финансовая деятельность 1,2 0,9 0,1 3,1 0,7 0,7 1,1 1,2

Операции с недвижимым имуществом 15,0 9,6 1,8 4,9 8,6 8,3 19,7 6,8

Государственное управление, военная безопасность 1,7 2,5 11,0 7,6 1,8 2,1 3,2 2,6

Образование 1,8 1,9 7,4 4,8 1,4 1,2 1,4 2,3

Здравоохранение и социальные услуги 2,3 4,7 4,1 9,3 5,6 3,3 4,7 2,9

Коммунальные услуги 2,8 4,2 2,6 7,8 6,0 2,2 1,8 1,6

Источник: Таблица составлена по: Регионы России. Социально-экономические показатели 2010. Росстат, М., 2010, с. 946-949.

Есть еще одно существенное отличие: если в России в целом доля инвестиций в добывающую промышленность составляет 14%, то в ЮФО в добывающие производства направляется в 2 раза меньше. Удельный вес строительства в общем объеме инвестиций в ЮФО (1,9%) меньше, чем в России в целом (3,5%).

Доля инвестиций в социальную сферу (образование, здравоохранение, коммунальные услуги) выше (10,8%) по сравнению со среднероссийскими показателями (6,9%). Доля инвестиций в торговлю в ЮФО несколько выше среднероссийского уровня (в России в целом она составляет 3,9%, а в ЮФО - 4,9%); доля инвестиций в сельское хозяйство в ЮФО находится на одном уровне со среднероссийским (в России в целом она составляет 4,1%, а в ЮФО - 4,5%).

Таким образом, в ЮФО в целом инвестируются главным образом 5 отраслей в такой последовательности: транспорт и связь, отрасли по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, отрасли обрабатывающей промышленности, такой вид деятельности как «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», а также добыча полезных ископаемых. Хотя в отдельных субъектах (или в группе субъектов) есть свои особенности, так:

- в транспорт и связь почти половина (43%) инвестиций направляется в Краснодарском крае, и около 30% - в Волгоградской области и Республике Калмыкия (в этих трех субъектах это самая большая доля инвестиций); пятая часть инвестиций в эти отрасли направляется в Астраханской области и почти 18% - в Ростовской области; а в Республике Адыгея - только 11%;

- в отрасли по производству и распределению электроэнергии, газа и воды направляется значительная доля инвестиций только в трех субъектах: в Ростовской и Волгоградской областях (21% и 18,2% соответственно) и в Республике Адыгея (15,8%);

- в обрабатывающую промышленность направляется относительно существенная часть инвестиций (от 16% до 21%) только в Ростовской и Волгоградской областях, а также в Республике Адыгея;

- в операции с недвижимым имуществом наибольшая доля инвестиций направляется в Волгоградской области (19,7%);

- в добычу полезных ископаемых более половины инвестиций направляется в Астрахан-

Л

О ¡□С

О ^

К

^

¡□С >

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

л 1

о

рр •<

Ри

И

к

О

ас ££

к ё о ас о м

ской области (51,1%).

Что касается инвестиций в социальную сферу, в субъектах предпочтения очень различаются. Так, в Республиках Адыгея и Калмыкия более существенная доля инвестиций направляется в образование; в Республике Калмыкия и в Краснодарском крае - в здравоохранение, в социальные и коммунальные услуги.

Главным рычагом модернизации экономики, повышения конкурентоспособности продукции является увеличение объема инвестиций за счет всех источников финансирования: как за счет собственных, так и за счет привлеченных.

Масштабы инвестиций, осуществляемых за счет собственных средств, определяются заинтересованностью товаропроизводителей в совершенствовании собственного производства. К собственным источникам финансирования инвестиционной деятельности относятся:

- прибыль,

- амортизационные отчисления и

- средства работников предприятия.

К привлеченным источникам финансирования инвестиционной деятельности относятся:

- государственное финансирование и субсидирование,

- дотации из бюджетов,

- кредиты коммерческих банков,

- иностранные инвестиции.

В структуре финансирования инвестиций в основной капитал в ЮФО в 2009 г. по сравнению с 2000 г. произошли существенные изменения:

- во-первых, на треть сократилась доля собственных средств (с 36,5% в 2000 г. до 27,8% в 2009 г.), но разрыв в уровне собственных средств в инвестициях в основной капитал сохранился прежним по сравнению со в средним по стране (30%);

- во-вторых, доля привлеченных средств в ЮФО увеличилась на 13% (с 63,5% до 72,2%), и теперь она, как и в 2000 г., выше чем в стране в целом на 15% (в 2000 г. она была выше на 19%);

- в-третьих, увеличилась доля бюджетных средств с 12,3% в 2000 г. до 34,8% в 2009 г. (т.е. в 3 раза), и, если в ЮФО в 2000 г. доля бюджетных средств была на 80% ниже чем по России в целом (22%), то в 2009 г. она была выше среднероссийского показателя на 60% (табл. 7).

Таблица 7

Структура инвестиций в основной капитал в федеральных округах РФ по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства, в %)

2000 2009

Собственные средства Привлеченные средства В том числе из привлеченных средств - бюджетные средства Собственные средства Привлеченные средства В том числе из привлеченных средств - бюджетные средства

РФ 47,5 52,5 22,0 37,1 62,9 21,8

ЮФО 36,5 63,5 12,3 27,8 72,2 34,8

Центральный 33,4 66,6 36,5 34,2 65,7 27,6

Северо-Западный 48,2 51,8 15,8 29,0 71,0 23,8

Приволжский 60,1 39,9 18,7 43,2 56,8 21,9

Уральский 52,0 48,0 16,5 50,9 49,1 11,4

Сибирский 64,9 35,1 17,7 38,2 61,8 20,7

Дальневосточный 52,4 47,6 22,0 25,1 74,9 19,4

Северо-Кавказский 25,3 74,7 51,3 16,2 83,8 55,1

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели 2010. Росстат, М., 2010, с. 942-945

Если сравнить динамику финансирования инвестиций в основной капитал в ЮФО и других федеральных округах, то можно сказать, что, во-первых, во всех без исключения округах, как и в ЮФО, доля собственных средств в этот период сократилась, и, как в 2000 г., ЮФО по этому показателю занимает 6-е место (7-е и 8-е занимают ДФО и СКФО); во-вторых, во всех федеральных округах, кроме Центрального, доля привлеченных средств увеличилась (в Центральном федеральном округе она осталась примерно такой же, как в 2000 г. - 66%), и, как в 2000 г., по этому показателю ЮФО занимает 3-е место, уступая только СКФО и ДФО; в-

г

третьих, если в 2000 г. ЮФО по доле привлеченных бюджетных средств занимал последнее место среди федеральных округов, то в 2000 г. - уже 2-е, уступая только СКФО.

В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в субъектах ЮФО в 2009 г. по сравнению с 2000 г. произошли существенные изменения.

1. В трех субъектах ЮФО сократилась доля собственных средств (в Республике Адыгея в 3,4 раза - с 41% в 2000 г. до 12% в 2009 г., в Астраханской области в 5,4 раза - с 60% до 12% и в Ростовской области на 14% - с 34% до 30%); в Краснодарском крае фактически доля собственных средств осталась на прежнем уровне - 34%, а в остальных субъектах, наоборот, она возросла - в Республике Калмыкия в 7 раз (с 3% до 21%) и в Волгоградской области на 20% (с 46% до 57%). В настоящее время самая высокая доля (более половины) собственных средств в инвестициях в основной капитал в Волгоградской области - 56,9% (табл. 8).

Таблица 8

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства, в %)

2000 2009

из них из них

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СО в а в из них СО в а в из них

¡а е ¡3 е а в и вии ¡а е ¡3 е СО в и вии

с е ы о е ы н овк кн а б ¡а е ^ с ет 52 оц ь а. 18 & с е ы о е ы н овк кн а б ¡а е ^ с ет оц ь а. 18 &

нн е н е ы е ы н 15 Ю ф нн е н е ы е ы 15 Ю ф

ст б Со ел в С е те 2 ь л а ¡5 о ® о ст б Со ел в ^ С е е 2 ь л а & ¡5 о ® о

(и е- Ш 8 Р (и е- Ш 8 Р

ЮФО 36,5 63,5 3,1 12,3 7,3 4,6 27,8 72,2 8,0 34,8 27,0 5,9

в том числе

Республика Адыгея 40,9 59,1 0,01 22,5 14,0 8,4 12,1 87,9 20,0 46,2 36,8 9,3

Республика Калмыкия 2,9 97,1 0,01 4,1 3,8 0,3 21,4 78,6 1,2 73,1 65,4 6,2

Краснодарский край 34,2 65,8 1,7 10,9 7,9 2,1 34,2 65,8 8,1 18,4 12,6 4,6

Астраханская область 60,2 39,1 5,5 6,9 4,8 2,1 11,7 88,3 2,3 16,2 10,9 3,8

Волгоградская область 46,3 53,7 6,9 14,3 3,8 9,4 56,9 43,1 5,5 24,1 14,6 6,1

Ростовская область 34,4 65,6 4,6 15,6 9,6 5,8 30,2 69,8 11,1 30,8 21,6 5,3

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели 2010. Росстат, М., 2010, с. 942 - 945.

В результате такой динамики изменилась ранжировка субъектов ЮФО по доле собственных средств в инвестициях в основной капитал следующим образом:

2000 г. 2009 г.

Республика Адыгея 3

Республика Калмыкия 6

Краснодарский край 5

Астраханская область 1

Волгоградская область 2

Ростовская область 4

Если Астраханская область в 2000 г. занимала первое место среди субъектов ЮФО, то в 2009 г. она переместилась на последнее - 6-е место, Республика Калмыкия переместилась с 6-го на 4-е место, Краснодарский край - с 5-го на 2-е, а Волгоградская область - со 2-го на 1-е.

2. Доля привлеченных инвестиций в одних субъектах увеличилась, а в других, наоборот, снизилась. В двух субъектах доля привлеченных средств увеличилась в 2009 г. по сравнению с 2000 г. - это Астраханская область и Республика Адыгея, в которых этот вид инвестиций увеличился более чем в 2 и 1,5 раза соответственно. Теперь эти субъекты имеют самую высокую долю инвестиций за счет привлеченных средств - по 88% каждый. В двух субъектах - Ростовской области и Краснодарском крае - доля привлеченных средств осталась на уровне 2000 г., в то время как в двух других субъектах - Республике Калмыкия и Волгоградской области - она сократилась на 20%. Теперь в Волгоградской области доля привлеченных средств (43%) самая маленькая среди других субъектов ЮФО и ниже среднероссийского уровня (63%), в то время как во всех других субъектах она значительно его превосходит.

Изменилась ранжировка субъектов ЮФО по доле привлеченных средств в инвестициях в

О ¡□С

О ^

К

^

¡□С >

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

основной капитал:

Л 1

о

рр •<

Ри

И

К О

ас

к ё о ас о м

Республика Адыгея Республика Калмыкия Краснодарский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область

2000 г.

4 1 2 6

5 3

2009 г. 2

3

5 1

6

4

Если в 2000 г. первое место по доле привлеченных средств занимала Республика Калмыкия, то в 2009 г. она занимала 3-е место, а первое место стала занимать Астраханская область, которая в 2000 г. занимала последнее - 6-е место. Второе место в настоящее время по этому показателю занимает Республика Адыгея (в 2000 г. она занимала 4-е место), а Краснодарский край, занимавший в 2000 г. 2-е место, в 2009 г. переместился на 5-е место и т.д.

3. В привлеченных средствах доля бюджетных средств увеличилась во всех без исключения субъектах ЮФО: самое существенное увеличение было в Республике Калмыкия - в 18 раз (с 4% в 2000 г. до 73% в 2009 г.); в Астраханской и Ростовской областях и Республике Адыгея - в 2 раза; а в Краснодарском крае и Волгоградской области - на 70%. Примерно такой же рост был и за счет федерального бюджета.

Субъекты ЮФО по доле привлеченных бюджетных средств в инвестиции в основной капитал можно ранжировать следующим образом:

Республика Адыгея Республика Калмыкия Краснодарский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область

2000 г. 1 6

4

5 3 2

2009 г. 2 1

5

6 4 3

Очевидно, что Республика Калмыкия в настоящее время имеет самую большую долю бюджетных средств (73%) и занимает по этому показателю первое место среди других субъектов ЮФО (в 2000 г. она занимала последнее место - тогда доля бюджетных средств составляла всего 4%). Второе место (46%) занимает Республика Адыгея, хотя в 2000 г. она занимала первое. Третье место занимает Ростовская область (30%). Астраханская область, Краснодарский край и Волгоградская область занимают соответственно 6-е, 5-е и 4-е места - в них доля бюджетных средств в инвестициях в основной капитал составляет от 16% до 24%.

За счет бюджетов других субъектов РФ значительный рост - в 20 раз - был только в Республике Калмыкии (с 0,3% в 2000 г. до 6,2% в 2009 г.). В Ростовской области доля привлеченных средств из бюджетов других субъектов РФ сохранился на уровне 2000 г. (5%), в Волгоградской области он снизился (с 9% до 6%), а в остальных субъектах рост этого вида бюджетных средств был незначительный.

В табл. 8 приведены данные о привлечении субъектами инвестиций в основной капитал кредитов банков. Прежде всего следует отметить, что они в настоящее время значительны (20% от общей суммы привлеченных средств) только в Республике Адыгея (в 2000 г. они было мизерны - 0,01%) и Ростовской области, где они составляют 11%, что в 2,4 раза больше, чем в 2000 г. В Краснодарском крае доля кредитов банков в инвестициях в основной капитал среди привлеченных средств составляет 8% (что в 4 раза больше чем было в 2000 г.), в Республике Калмыкия - 1,2%, что многократно больше чем в 2000 г., когда они составляли, как и в Республике Калмыкия, 0,01%. В Астраханской и Волгоградской областях, наоборот, доля кредитов банков в инвестициях в основной капитал снизилась соответственно в 2 раза и на 25% и составляет в Астраханской области немногим более 2%, а в Волгоградской области - 5,5%.

В период с 2000 г. по 2009 г. в ЮФО произошли существенные изменения в структуре инвестиций в основной капитал по формам собственности (табл. 9).

В ЮФО, в отличие от России в целом, во-первых, увеличилась доля государственных инвестиций в общей сумме инвестиций с 20,5% в 2000 г. до 24,7% в 2009 г., в то время как в России она снизилась с 23,9% до 18,1%; во-вторых, в настоящее время доля государственных инвестиций в ЮФО более высокая, чем в среднем в России, и, в-третьих, разрыв в показателях стал больше: если в 2000 г. доля государственных инвестиций в ЮФО превышала сред-

нероссийские показатели на 15%, то в 2009 г. - на 36%.

Таблица 9

Структура инвестиций в основной капитал ЮФО по формам собственности (в %)

2000 2009

IX а н н е со о IX а н ь л а п IX а X I ^ X о со к а н н е ш о IX а н ь л а С IX а X I ^ X о со

(Б иц со 1 8 (О иц со 1 8

о о ни ^ О й. о о ин ^ О й.

РФ 23,9 4,5 29,9 27,8 18,1 3,4 58,6 6,6

ЮФО 20,5 2,9 27,4 15,9 24,7 5,0 59,9 2,8

в том числе

Республика Адыгея 23,4 5,9 48,2 19,9 29,6 3,4 51,7 0,9

Республика Калмыкия 7,8 0,2 2,1 2,3 36,0 5,5 52,1 1,7

Краснодарский край 20,5 1,0 27,7 11,3 29,0 3,2 56,8 5,0

Астраханская область 11,1 1,4 20,2 11,9 9,4 5,1 82,2 1,0

Волгоградская область 15,1 5,0 33,7 37,2 17,7 5,1 68,2 4,1

Ростовская область 45,3 4,0 32,8 13,0 26,6 7,5 48,6 4,4

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели 2010. Росстат, М., 2010, с. 940-941.

По сравнению с другими федеральными округами в настоящее время в ЮФО доля государственных инвестиций в общей сумме инвестиций высокая - ЮФО занимает как по этому показателю третье место, уступая только Северо-Кавказскому (35%) и Северо-Западному (28%) федеральным округам, так и по доле частных инвестиций также занимает третье место, уступая Уральскому (65,4%) и Дальневосточному (64,8%) федеральным округам. По доле инвестиций смешанных российских организаций ЮФО занимает среди федеральных округов последнее место (табл. 9-а).

Таблица 9-а

Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности в федеральных округах РФ (в %)

2000 2009

к а н н е ш о к а н ь л а п IX а X I ^ X о со к а н н е ш о к а н ь л а с IX а X I ^ X о со

со иц со 1 8 со иц со 1 8

ин О й. ин О й.

о Е о Е

РФ 23,9 4,5 29,9 27,8 18,1 3,4 58,6 6,6

ЮФО 20,5 2,9 27,4 15,9 24,7 5,0 59,9 2,8

Центральный 25,0 2,2 28,9 31,6 18,5 2,5 56,0 6,0

Северо-Западный 31,5 2,4 23,5 19,5 28,3 1,9 45,9 6,9

Приволжский 24,4 7,6 27,0 35,2 15,3 4,9 55,7 10,4

Уральский 11,5 6,9 42,2 27,1 9,3 3,8 65,4 8,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сибирский 33,3 6,1 27,0 28,8 18,0 5,0 64,1 3,7

Дальневосточный 36,8 2,7 15,3 34,0 16,1 2,1 64,8 4,5

Северо-Кавказский 54,7 5,3 10,0 28,0 35,1 2,4 55,7 5,9

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели 2010. Росстат, М., 2010, с. 940-941.

Из шести субъектов ЮФО только в двух субъектах - Ростовской и Астраханской областях -доля государственных инвестиций в общей сумме инвестиций снизилась (на 30% и 16% соответственно), во всех остальных она увеличилась: наиболее существенно (в 4,6 раза) в Республике Калмыкии, а в остальных - от 17% до 40%.

Субъекты ЮФО по доле государственных инвестиций в основной капитал можно ранжировать следующим образом:

2000 г. 2009 г.

Республика Адыгея 2 2

Республика Калмыкия 6 1

Краснодарский край 3 3

Астраханская область 5 6

Волгоградская область 4 5

Ростовская область 1 4

Л

Ы О

¡□с

о ^

к

¡□С >

£=1 О

к

¡=1

та

>■

Ьс1 О

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё

о щ

о

м

Самая большая доля государственных инвестиций в общей сумме инвестиций в основной капитал в Республике Калмыкия - 36%, и она занимает первое место среди других субъектов ЮФЮ, в то время как в 2000 г. она занимала последнее 6-е место. Второе место, как и в 2000 г., занимает Республика Адыгея, третье и четвертое места, также как и в 2000 г., занимают Краснодарский край и Ростовская область.

Доля муниципальных инвестиций в ЮФО небольшая - 5%, но, во-первых, она выше среднероссийского уровня (3,4%), во-вторых, в 2009 г. по сравнению с 2000 г. она увеличилась на 70%, в то время как в среднем по России наблюдалось ее снижение на 30%. Доля муниципальных инвестиций в субъектах ЮФО также незначительная - в большинстве она находится в пределах от 3% до 5%, и только в Ростовской области она выше - 7,5%. Следует отметить, что доля муниципальных инвестиций возросла в большинстве субъектов, при этом значительно в Республике Калмыкии - более чем в 27 раз, в Краснодарском крае и Астраханской области - в 3 раза; в Ростовской области она также увеличилась, но меньше - на 80%; в Волгоградской области она осталась на уровне 2000 г. И только в Республике Адыгея доля муниципальных инвестиций снизилась на 40%.

Доля частных инвестиций в ЮФО (59,9%), как и в целом по России (58,6%), в 2009 г. по сравнению с 2000 г. увеличилась вдвое и находится на среднероссийском уровне. Доля частных инвесторов значительно выше общероссийских показателей только в двух субъектах: в Астраханской области (82%) и Волгоградской области (68%).

В субъектах ЮФО наблюдались те же тенденции: доля этого вида инвестиций в основной капитал увеличилась во всех без исключения субъектах (например, в Республике Калмыкия -в 25 раз, в Астраханской области - в 4 раза, в Волгоградской области и Краснодарском крае -в 2 раза, в Ростовской области - на 40% и в Республике Адыгея - на 7%).

В результате субъекты ЮФО по доле частных инвестиций в основной капитал поменяли свои позиции по сравнению с 2000 г. следующим образом:

Республика Адыгея Республика Калмыкия Краснодарский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область

2000 г. 1 6

4

5 2 3

2009 г.

5 4 3 1 2

6

Если в 2000 г. Республика Адыгея занимала 1-е место, то в 2009 г. она переместилась на 5-е место. Волгоградская область сохранила свои позиции: как и в 2000 г., в 2009 г. она занимает 2-е место. Третье место занимает Краснодарский край, который в 2000 г. занимал 4-е место. Республика Калмыкия переместилась с последнего места на 4-е, а Ростовская область с 3-го места переместилась на последнее 6-е место - только в этой области доля частных инвестиций меньше половины общего их объема (во всех остальных - больше половины). Астраханская область с 5-ого места переместилась по этому показателю на 1-е место.

В настоящее время все большее значение придается такой форме взаимодействия частного бизнеса и государства на федеральном и региональном уровнях, как частно-государственное партнерство1. На региональном уровне частно-государственное партнерство рассматривается как фактор экономического роста (развитие производства, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест и т.п.), способ смягчения и преодоления последствий экономического кризиса, а также способ налаживания деловых взаимосвязей регионального бизнеса с местными и федеральными органами власти. На региональном уровне частно-государственное партнерство используется при реализации федеральных программ, национальных и региональных инвестиционных проектов, а также региональных стратегий развития.

Как видно из табл. 9 удельный вес инвестиций смешанных российских компаний в субъектах ЮФО, как и в России в целом, снизился. В настоящее время из всех субъектов ЮФО доля

1 Под ним, как правило, понимают институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в ирлях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг. Обычно каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.

г

-

инвестиций смешанных российских компаний более или менее существенна только в Краснодарском крае (5%), Волгоградской и Ростовской областях (4%), хотя она и ниже среднероссийского показателя (6,6%). В остальных субъектах доля инвестиций смешанных российских компаний порядка 1%, хотя в 2000 г. только в Республике Калмыкия она составляла более 2%, в остальных - от 11% до 19%, а в Волгоградской области - даже более 37%.

Кроме перечисленных форм собственности, в инвестициях в основной капитал в субъектах ЮФО значительное место стали занимать организации с участием иностранного капитала и иностранные компании.

Хотя объем инвестиций организаций с участием иностранного капитала в 2009 г. по сравнению с 2000 г. в ЮФО в целом увеличился почти на 40%, это существенно меньше, чем за тот же период в среднем по России (8,4 раза). По сравнению с другими федеральными округами это был самый незначительный рост, если учесть, что в Сибирском федеральном округе инвестиции организаций с участием иностранного капитала в этот период увеличились в 45 раз, в Дальневосточном - в 39 раз, в Приволжском - в 16 раз (табл. 10).

Таблица 10

Инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала в федеральных округах РФ (в фактически действующих ценах)

2000 (млн руб.) 2009 (млн руб.) 2009 г в %к 2000 г. Удельный вес в общем объеме РФ, 2009

РФ 132096 1117339 8,4раза 100

ЮФО 38084,3 52477,3 138% 4,7

Центральный 35143 318833 9 раз 28,5

Северо-Западный 24950 178229 7 раз 16,0

Приволжский 9040 146470 16 раз 13,1

Уральский 15720 131588 8 раз 11,8

Сибирский 3741 169544 45 раз 15,1

Дальневосточный 2768 108214 39 раз 9,7

Северо-Кавказский 2647 11979 4,5 раза 1,1

Источник: Таблица составлена по: Регионы России. социально-экономические показатели 2010. Росстат. М., 2010, с. 950-951.

В результате доля инвестиций организаций с участием иностранного капитала в ЮФО в общем объеме РФ в 2009 г. по сравнению с 2000 г. резко упала: если в 2000 г. она составляла более 28%, то в 2009 г. - только 4,7%, что в 6 раз меньше чем, например, в Центральном федеральном округе. В настоящее время доля инвестиций организаций с участием иностранного капитала меньше только в Северо-Кавказском федеральном округе, где она составляет только 1,1%.

Основная доля (86%) инвестиций организаций с участием иностранного капитала приходится в настоящее время на Ростовскую область (44%) и Краснодарский край (42%), что составляет 44,8 млрд руб. (из 52,5 млрд руб. в округе в целом). Третьим субъектом по объемам инвестиций организаций с участием иностранного капитала является Волгоградская область: эти организации в 2009 г. вложили в экономику области 3,4 млрд руб., что составляет 6,5% инвестиций организаций с участием иностранного капитала в округе (табл. 10-а).

Таблица 10-а

Инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала (в фактически действующих ценах)

2000 (млн руб.) 2009 (млн руб.) 2009 г. в % к 2000 г. Удельный вес в общем объеме РФ, 2009 Удельный вес в общем объеме ЮФО, 2009

РФ 132096 1117339 8,4раза 100

ЮФО 38084,3 52477,3 138 4,7 100

в том числе

Республика Адыгея 15,6 2726,0 17 раз 0,2 5,2

Республика Калмыкия 408,8 0,04 0,8

Краснодарский край 34043,0 22044,8 64 2,0 42,1

Астраханская область 2660,2 991,0 37 0,08 1,8

Волгоградская область 1142,8 3422,2 3 раза 0,3 6,5

Ростовская область 222,7 22884,5 10 раз 2,1 43,6

О

¡□с

о ^

к

¡□С >

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

Источник: Таблица составлена по: Регионы России. социально-экономические показатели 2010. Росстат. М., 2010, с. 950-951.

Число организаций с участием иностранного капитала в ЮФО невелико - 1212, что составляет 7% от их общего числа в РФ (17372). Основная их часть сосредоточена в Красно-

л 1

о

рр •<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ри

И

к

О

ас ££

к ё о ас о м

дарском крае (536) и Ростовской области (365), в совокупности они составляют 74% всех действующих в ЮФО организаций с участием иностранного капитала. 292 организации, или 24% общего числа организаций с участием иностранного капитала работают в Астраханской и Волгоградской областях, в то время как в Республиках Адыгея и Калмыкия их всего 20 (табл. 11).

Таблица 11

Деятельность организаций с участием иностранного капитала

2006 2009

Число действующих организаций (на конец года) Среднемесячная численность работни ков (тыс. чел.) Оборот организаций (млрд руб.) Число действующих организаций (на конец года) Среднемесячная численность работни ков (тыс. чел.) Оборот организаций (млрд руб.)

РФ 13229 3105 13579 17372 3179 19792

ЮФО 920 161,1 278,2 1212 175,1 505,2

в том числе

Республика Адыгея 10 0,6 0,2 13 1,6 0,4

Республика Калмыкия 5 0,3 0,3 6 0,4 0,4

Краснодарский край 395 34,8 95,6 536 50,0 245,3

Астраханская область 165 9,0 8,4 147 4,8 17,5

Волгоградская область 119 36,0 40,1 145 44,7 68,5

Ростовская область 226 80,4 133,6 365 73,6 173,1

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели 2009. Росстат, М., 2009, с. 418-419; Регионы России. Социально-экономические показатели 2010. Росстат, М., 2010, с. 422-423.

В организациях с участием иностранного капитала в настоящее время в ЮФО работают 175 тыс. чел., что составляет 5,5% от общей численности занятых в организациях с участием иностранного капитала России (3179 тыс. чел.). Естественно, основная масса занятых в этих организациях в Ростовской области (74 тыс.), Краснодарском крае (50 тыс.) и Волгоградской области (45 тыс. чел.).

Однако если в общем числе действующих организаций с участием иностранного капитала ЮФО составляет 7%, по численности занятых в них работников - 5,5%, то по обороту только 2,5% (505 млрд руб. в ЮФО, в России - 19792 млрд руб.). Хотя в ЮФО (как и в России в целом) и по числу действующих организаций с участием иностранного капитала, и по численности занятых в них работников, и по их обороту наметилась тенденция роста.

Основными странами, участвующими в настоящее время в инвестициях в ЮФО, являются Кипр, Германия, Украина и Великобритания.

Самое большое число организаций с участием иностранного капитала в ЮФО из Кипра - в округе действуют 273 организации из этой страны, главным образом в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях (161, 60 и 32 организации соответственно). Организации с участием иностранного капитала сосредоточены в 4-х субъектах: Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях, и их число в 2009 г. по сравнению с 2000 г. увеличилось. На территории Республики Калмыкия в 2000 г. организаций с участием иностранного капитала не было вообще, а в 2009 г. появились 2 организации с участием киприотского капитала. В Республике Адыгея в 2000 г. были представлены организации из Кипра - 3, Украины и Великобритании - по 1 и 2 - из Германии; в 2009 г. остались только 3 организации из Кипра и 1 - из Германии (табл. 12).

Таблица 12

Число организаций с участием иностранного капитала отдельных стран

Кипр Украина Германия Великобритания

2000 2009 2000 2009 2000 2009 2000 2009

РФ 1051 3915 416 1032 1222 1505 756 908

ЮФО 40 273 45 85 52 93 31 45

в том числе

Республика Адыгея 3 3 1 2 1 1

Республика Калмыкия 2

Краснодарский край 23 161 17 64 25 48 11 26

Астраханская область 1 15 1 3 4 5 2

Волгоградская область 10 32 5 11 6 13 8 6

Ростовская область 3 60 21 7 15 26 11 11

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. Росстат, М., 2010, с. 424-425. 62

#4=

Чтобы кардинально изменить экономическую ситуацию в ЮФО необходимо активизировать инвестиционные потоки, а для этого необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, который позволил бы привлечь как государственный и частный, так и иностранный капитал. Для этого в первую очередь необходимо усилить роль государства как гаранта поддержания благоприятного и предсказуемого нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, т.е. обеспечить нормативно-правовую поддержку при реализации инвестиционных проектов; создать равные конкурентные условия хозяйственной деятельности всем инвесторам; обеспечить им возможность получения достоверной информации о будущих объектах инвестирования; упростить процедуру согласования и получения разрешительной документации.

В области поддержки инвестиционной деятельности частного сектора экономики необходимо: создать условия для наращивания инвестиционного потенциала российских предприятий через их модернизацию, путем либерализации внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, совершенствования амортизационной политики, снижения налогового бремени; повысить инвестиционную привлекательность российских предприятий, закрепив за ними право собственности на участи, на которых они расположены.

В сфере государственного инвестирования необходимо усилить социальную направленность инвестиционной деятельности: добиться полной «прозрачности» инвестиционных потоков и программ, нацеленных на решение приоритетных социально-экономических задач государства; обеспечить приоритетность государственной поддержки стратегически важных для страны проектов, от которых зависит успешная модернизация всего народного хозяйства.

С1З О

из о

к

и

СП

>

О ■п К

¡=1

•по

>■

ЬЙ О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.