Научная статья на тему 'Инвестиции в развитие человеческого капитала: налоговый аспект'

Инвестиции в развитие человеческого капитала: налоговый аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пьянова Марина Владимировна, Лавник Роман Викторович

В статье рассмотрены проблемы налогового стимулирования инвестиций в образование и здравоохранение как приоритетных направлений развития человеческого капитала в современной России. Субъектами инвестиций в человеческий капитал могут выступать семья, организация, государство. Увеличение государственных инвестиций в условиях бюджетной неустойчивости не представляется возможным, в связи с чем, целесообразно рассматривать косвенные инструменты стимулирования развития человеческого капитала. Автором сделаны заключения о низкой результативности налоговых льгот по рассматриваемым налогам, отсутствии единой методики оценки инструментов налогового стимулирования, недостатке своевременной и полной информации для проведения мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment in human capital development: tax issue

The article considers the problems of tax incentives for investment in education and healthcare as the priority areas of human capital development in modern Russia. The subjects of investment in human capital can serve the family, the organization, the state. Increasing of public investment in terms of budget instability is not considered as possible, and therefore, it is appropriate to consider indirect tools for stimulating the development of human capital. The author concluded about the poor performance of tax benefits on the considered taxes, absence of a unique methodology for assessing the tax incentives instruments, lack of timely and complete information for monitoring.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в развитие человеческого капитала: налоговый аспект»

© 2016 г.

М. В. Пьянова, Р. В. Лавник

ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА: НАЛОГОВЫЙ АСПЕКТ

Пьянова Марина Владимировна - доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, канд. экон. наук. (E-mail: marinapyanova@mail.ru)

Лавник Роман Викторович - генеральный директор ООО «Мостакс», канд. экон. наук. (E-mail: mostax@yandex.ru)

Современное состояние международных экономических отношений, неопределенность развития России, также свидетельствуют о необходимости усиления роли человеческого капитала в отечественной экономике.

Под инвестициями в человеческий капитал принято понимать суммарные вложения в профилактику и поддержание здоровья, в получение образования, в приобретение профессиональных знаний и квалификации, в смену места жительства, в поиск информации на рынке труда, вложения в развитие и рост человека как личности. Наиболее приоритетными областями инвестирования в современной России являются образование и здравоохранение, так как именно эти сферы определяют качество человеческого капитала, с помощью которого реализуются общественные интересы.

Источниками формирования инвестиций в человеческий капитал являются затраты времени и финансовых средств семьи, предприятия, государства.

Инвестиции в рамках отдельной семьи можно считать первичными, так как базовые элементы человеческого капитала формируются именно в семье с момента рождения ребенка за счет материальных и нематериальных затрат родителей1. За последнее десятилетие в совокупных потребительских расходах населения доля расходов на образование сократилась почти вдвое: с 1,8 % в 2005 г. до 1 % в 2014 г2. Доля расходов на здравоохранение незначительно возросла: от 4,15 % в 2005 г. до 5,48 % в 2014 г3. Отсутствие существенного прироста инвестиций в образование и здравоохранение со стороны населения во многом объясняется демографическим спадом.

1 Вандышева О.П. Источники формирования инвестиций в человеческий капитал// Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2015. - Т. 8. - № 4. - с. 27-35.

2 Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - 2014. - 464 с.

3 Петрова Д. Д. Государственные инвестиции в образование в России// Научное сообщество студентов: Материалы VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - с. 253-256.

Значимым источником развития человеческого капитала являются корпоративные инвестиции. Организации заинтересованы в повышении квалификации и переподготовке специалистов, оплате расходов на лечение и профилактику заболеваний своих сотрудников. Инвестиции организации в образование и здравоохранение в значительной степени зависят от общеэкономической ситуации в стране: по полученным оценкам объем инвестиций сократился в результате кризиса 2008 г. и в течение последующих лет, вплоть до 2014 г. так и не достиг докризисного уровня4.

Важнейшим источником инвестиций в человеческий капитал являются государственные инвестиции. Государству принадлежит ведущая роль в формировании и реализации стратегии развития экономики, составной частью которой является развитие человеческого капитала. В абсолютном выражении объемы государственных расходов на образование постоянно возрастают, за исключением сокращения в 2015 г. (табл. 1).

Таблица 1

расходы консолидированного бюджета российской Федерации на образование, млрд руб.

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

1783,51 1893,86 2231,76 2558,36 2888,76 3037,29 3034,6

Однако в общем объеме расходов доля расходов на образование имеет тенденцию к сокращению (рис. 1)5.

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

рис. 1. Доля расходов на образование в расходах консолидированного бюджета РФ.

Аналогичные тенденции можно увидеть при анализе государственных расходов на здравоохранение: общая сумма расходов увеличивается (табл. 2), тогда как удельный вес расходов из года в год снижается (рис. 2).

4 Пашинцева Н. И. Наука и образование в национальной экономике: статистический анализ // Вопросы статистики. - 2014. - № 10. - с. 57-66.

5 Петрова Д. Д. Государственные инвестиции в образование в России// Научное сообщество студентов: Материалы VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - с. 253-256.

Таблица 2

расходы консолидированного бюджета российской Федерации на здравоохранение, млрд руб.

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

1653,0 1708,8 1993,1 2283,3 2318,0 2532,7 2861,0

Составлено авторами

ю

9

8,8

2011 2012 2013 2014 2015

рис. 2. Доля расходов на здравоохранение в расходах консолидированного бюджета РФ, %.

Сокращение доли расходов государства на образование и здравоохранение во многом объясняется существующим дефицитом бюджета и общей направленностью мер государства на стабилизацию экономики, а не на экономический рост. Однако представленные результаты исследований Всемирного банка свидетельствуют также о том, что государственных инвестиций в условиях неопределенности недостаточно для развития человеческого капитала в России.

Согласно оценкам Всемирного банка, на долю человеческого капитала в развитых странах приходится от 64 до 80 % национального богатства, тогда как в России этот показатель не превышает 14 %. По уровню развития человеческого капитала страна существенно отстает от мировых лидеров и занимает 55 место в мире6. И, несмотря на понимание органами государственной власти значимости человеческого капитала, четкой стратегии его развития не существует.

В более ранних работах авторами отмечалось, что косвенные инструменты стимулирования развития человеческого капитала, такие как льготное налогообложение, не менее важны, чем непосредственное расходование бюджетных средств на развитие систем образования и здра-воохранения7. Налоговые инструменты стимулирования развития человеческого капитала структурированы по источникам инвестиций: для корпоративных и частных инвесторов.

Для корпоративных инвестиций в человеческий капитал основными инструментами стимулирования являются налоговые преференции по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций.

6 International Human Development Indicators http://hdrstats.undp.org/en/tables/.

7 Лавник Р.В., Пьянова М.В. Структурные элементы человеческого капитала и факторы, определяющие их развитие// Символ науки. - 2016. - № 5-1(17). - с. 182-186.

Авторам представляется целесообразным рассмотреть объемы предоставляемых налоговых преференций не только по отдельным налогам, но также и по направлениям инвестирования: на цели образования, поддержания и профилактики здоровья. По налогу на добавленную стоимость предусмотрено применение пониженных налоговых ставок и освобождение от налога операций по реализации ряда товаров или услуг, потребление которых имеет непосредственное отношение к развитию человеческого капитала.

В количественном выражении объемы налоговых льгот по направлению инвестирования в здравоохранение имеют тенденцию к росту (табл. 3)8. По выбранным кодам налоговых льгот в 2015 году по сравнению с 2014 г. рост составляет от 8 % по коду 1010204 до 66,5 % по коду 1010249. Наибольший удельный вес в общем объеме предоставляемых льгот имеют операции по реализации:

- медицинских товаров - 0,39 % в 2014 г., 0,29 % в 2015 г., и 0,4 % за четыре месяца 2016 г.;

- медицинских услуг - 1,29 % в 2014 г., 0,99 % в 2015 г., и 1,05 % за четыре месяца 2016 г.;

- услуг санаторно-курортных и оздоровительных организаций - 0,19 % в 2014 г., 0,22 % в 2015 г., и 0,13 % за четыре месяца 2016 г.

Доля остальных, выбранных для анализа операций, незначительна, прослеживается тенденция к увеличению объемов предоставляемых льгот при снижении их доли в общей сумме льгот.

8 www.nalog.ru Официальный сайт ФНС России. НАЛОГИ И ФИНАНСЫ № 3/2016

Вид операции Код необлагаемой операции в соответствии с НК РФ Код операции Сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет в случае отсутствия освобождения от налогообложения, тыс. руб.

2014 2015 1.05.2016

Медицинские товары отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ 149.2.1 1010204 23 265 446 25 131 512 16 433 865

Медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, с опр. исключениями 149.2.2 1010211 75 778 109 84 793 797 42 773 472

Услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми 143.2.3 1010221 1 587 605 1 900 676 977 316

Услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и пр. 149.2.14.1 1010249 1 396 045 2 324 915 1 339 234

Услуги аптечных организаций по изготовлению лекарственных препаратов для медицинского применения, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики, по ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий 149.2.24 1010269 165 791 175 209 85 806

Услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных в РФ 149.3.18 1010295 11 651 733 18 983 668 5 392 725

Всего операции, освобождаемые от налогообложения X X 5 867 610 265 8 484 992 515 4 084 385 877

По направлению инвестирования в образование анализ предоставляемых льгот позволяет сделать выводы об аналогичных тенденциях (табл. 4). Объемы предоставляемых льгот возрастают по всем представленным кодам операций, хотя и не так интенсивно, как по направлению инвестирования в здравоохранение. Наибольший рост в 2015 г. по сравнению с 2014 г. наблюдается по коду 1010232 - 18,6 %, наименьший - по коду 1010294 - 1,3 %.

Наибольший удельный вес в общем объеме предоставляемых льгот имеют:

- выполнение НИОКР - 1,39 % в 2014 г., 0,97 % в 2015 г., и 1,69 % за четыре месяца 2016 г.;

- услуги в сфере образования - 0,63 % в 2014 г., 0,51 % в 2015 г., и 0,53 % за четыре месяца 2016 г.

В налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость можно выделить также освобождение от налогообложения операций по реализации ряда товаров (работ, услуг), стимулирующих профессиональную мобильность (табл. 5). Увеличение объемов предоставляемых льгот в 2015 г. по сравнению с 2014 г. наблюдается по коду 1010235 - 1,3 %, по коду 1010239 - 32,7 %. По коду 1010262 сумма льгот имеет отрицательную величину, т.е. их применение нецелесообразно, т.к. вычеты по НДС превышают сумму налога к уплате.

Удельный вес данных операций в общем объеме предоставляемых льгот незначителен:

- перевозка пассажиров городским транспортом - 0,49 % в 2014 г., 0,34 % в 2015 г., и 0,32 % за четыре месяца 2016 г.;

- предоставление в пользование жилых помещений - 0,03 % в 2014 г., 0,024 % в 2015 г., и 0,032 % за четыре месяца 2016 г.

Однако по-прежнему очевидно не только увеличение объемов предоставляемых льгот, но и сокращение их доли в общей сумме операций, освобождаемых от налогообложения.

Вид операции Код необлагаемой операции в соответствии с НК РФ Код операции Сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет в случае отсутствия освобождения от налогообложения, тыс. руб.

2014 2015 1.05.2016

Услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, занятия с детьми в кружках, секциях и студиях 149.2.4 1010231 3 659 599 4 254 534 3 073 844

Услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки, и пр. 149.2.14 1010245 37 010 874 43 195 129 21 607 925

Продукты питания, произведенные столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях 149.2.5 1010232 4 258 869 5 051 881 3 105 722

Выполнение НИОКР за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности; выполнение НИОКР учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров 149.3.16 1010294 81 655 784 82 718 070 69 092 915

Всего операции, освобождаемые от налогообложения X X 5 867 610 265 8 484 992 515 4 084 385 877

Вид операции Код необлагаемой операции в соответствии сНКРФ Код операции Сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет в случае отсутствия освобождения от налогообложения, тыс. руб.

2014 2015 1.05.2016

Услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования 149.2.7 1010235 28 487 737 28 525 195 13 269 471

Услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в фонде всех форм собственности 149.2.10 1010239 1 548 181 2 055 488 1 098 508

Реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, жилищностроительными, жилищными или иными кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье 149.3.29 1010262 - 703 876 -261 369 -379 577

Всего операции, освобождаемые от налогообложения - 1010200 5 867 610 265 8 484 992 515 4 084 385 877

Я

о

н

в в

X ч н

в

н в в н

По налогу на прибыль организаций также предусмотрены пониженные налоговые ставки, и возможность отнесения к расходам затрат организаций на образование, поддержание здоровья работников.

Налоговая ставка 0 % применяется в отношении прибыли организаций, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность, социальное обслуживание граждан. Существует точка зрения, что применение налоговой ставки 0 % для сельскохозяйственных товаропроизводителей можно рассматривать как инструмент налогового стимулирования развития человеческого капитала, т.к. обеспечение продуктами питания - неотъемлемая составляющая человеческой жизни. Авторы статьи не разделяют данную позицию, т.к. считают указанную налоговую льготу исключительно мерой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Для целей налогообложения прибыли организации могут признавать расходами следующие документально подтвержденные и обоснованные затраты, направленные на развитие человеческого капитала:

- на оплату труда, в том числе страховые взносы по договорам обязательного и добровольного страхования работников;

- на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

- на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, а также на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда;

- на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников;

- в виде средств, направленных на цели социальной защиты инвалидов, организацией, использующей труд инвалидов;

- взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и прочие.

Данные статистической налоговой отчетности ФНС России позволяют проанализировать суммы недопоступления налога на прибыль организаций в связи с применением нулевой ставки (табл. 6)

Таблица 6

налоговая база и начисление налога на прибыль для организаций, осуществляющих образовательную, медицинскую деятельность, социальное обслуживание граждан, тыс. руб.

Показатели 2014 2015 01.04.2016

Образовательная и медицинская деятельность

Налоговая база для исчисления налога 40 176 877 45 730 644 16 895 875

Сумма налога, недопоступившая в результате применения ставки 0 % 8 034 384 9 146 134 3 379 169

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальное обслуживание граждан

Налоговая база для исчисления налога х 478 796 323 866

Сумма налога, недопоступившая в результате применения ставки 0 % х 95 759 64 769

По данным таблицы 6, налоговая база организаций, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность, постоянно увеличивается: на 13,8 % в 2015 году по сравнению с 2014 г. Пропорционально возрастают и суммы налога, не поступившие в бюджетную систему в результате применения налоговой ставки 0 %. Данные 2016 года нельзя считать репрезентативными, т.к. представлены только 3 месяца календарного года. Однако можно прогнозировать, что к концу 2016 года налоговая база и суммы налога на прибыль данных организаций пропорционально увеличатся и составят величины, существенно превосходящие аналогичные показатели 2015 г. Аналогичные тенденции можно наблюдать и в отношении организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Большинство расходов организаций, направленных на поддержание и развитие человеческого капитала, также имеют тенденцию к увеличению (табл. 7, 8):

Таблица 7

расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, по направлению инвестирования в образование, тыс. руб.

Вид расходов 2014 2015 01.04.2016

На научные исследования и опытно-конструкторские разработки 44 107 444 43 746 062 4 838 943

На оплату труда, сохраняемую работникам на время учебных отпусков, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно 14 937 399 14 531 932 5 042 027

На обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку 19 556 594 20 617 261 4 046 127

Суммы взносов работодателей, уплачиваемых на накопительную часть трудовой пенсии 17 395 683 20 274 052 6 567 417

Стоимость бесплатно предоставляемых работникам коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого бесплатного жилья (суммы денежной компенсации) 5 737 727 6 426 079 1 500 711

На возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилого помещения 5 683 872 7 333 557 1 559 952

По данным таблицы 7 в 2015 году по сравнению с 2014 г. рост наблюдается не по всем видам представленных расходов. Сократились расходы на НИОКР - на 0,8 %, и расходы на оплату труда на время учебных отпусков и т.п. - на 2,7 %. Остальные расходы по данному направлению инвестирования существенно увеличились: рост составил от 5,4 % до 29 %.

Таблица 8

расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, по направлению инвестирования в здравоохранение, тыс. руб.

Вид расходов 2014 2015 01.04.2016

По договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников 3 277 092 3 725 818 813 263

По договорам страхования жизни 1 386 827 1 478 474 406 974

По договорам негосударственного пенсионного обеспечения 34 983 952 39 254 975 9 397 604

По договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников 45 574 518 47 831 600 11 093 458

По договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица 5 421 255 4 827 971 1 143 836

По созданию резерва предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов 292 312 128 252 45 202

По данным таблицы 8 изменение представленных статей расходов в 2015 г. по сравнению с 2014 г. также неоднозначно: часть расходов возросли существенно, рост составил от 4,9 % до 13,7 %. По договорам личного страхования на случай смерти расходы сократились на 10,9 %, на создание резервов для социальной защиты инвалидов - на 56 %.

По мнению некоторых отечественных аналитиков, сокращение отдельных статей расходов в 2015-2016 гг. можно с большой долей вероятности объяснить трудностями, с которыми сталкиваются организации в период глобальной экономической нестабильности. Следует также отметить, что удельных вес представленных расходов в общей сумме расходов, связанных с производством и реализацией, за анализируемый период существенно не менялся, оставаясь на уровне менее 0, 004 %.

По налогу на имущество организаций мерами косвенной поддержки являются освобождение от налогообложения определенных объектов имущества организаций, и возможность установления региональными органами власти пониженных налоговых ставок.

Стимулирование инвестиций в человеческий капитал по налогу на имущество организаций представлено следующими льготами (табл. 9):

Таблица 9

Федеральные льготы по налогу на имущество организаций

Код налоговой льготы Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с применением льготы

2014 2015

тыс. руб. % тыс. руб. %

2010225 27 423 0,014 26 107 0,008

2010226 61 413 0,032 72 174 0,023

2010331 39 431 0,021 44 770 0,014

2010333 2 243 440 1,174 2 055 952 0,647

По всем налоговым льготам 191 037 042 100 317 728 740 100

Данные таблицы 9 свидетельствуют об отрицательной динамике не только удельного веса налоговых льгот, направленных на развитие человеческого капитала, в общей сумме льгот по налогу, но и об уменьшающихся объемах льгот в абсолютном выражении. Тогда как общая сумма налоговых льгот по налогу на имущество организации увеличилась в 2015 году по сравнению с 2014 годом более чем на 66 %. Соответственно, можно сделать выводы о снижающейся заинтересованности корпоративных инвесторов в использовании такого инструмента.

Однако региональный статус налога на имущество организаций предполагает право органов власти субъектов РФ устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их применения, а также дифференцировать ставку налога в установленных НК РФ пределах. Авторы считают необходимым проанализировать в дальнейшем объем и динамику налоговых преференций по налогу на имущество организаций в региональном разрезе.

Возрастающие объемы предоставляемых налоговых преференций, направленных на развитие человеческого капитала сами по себе не могут служить критерием его развития. Поэтому представляется целесообразным оценивать анализируемые налоговые инструменты с позиций их результативности. Под результативностью следует понимать достижение предполагаемых целей, выраженных в определенных результатах, для обеспечения которых налоговые льготы были установлены9.

Критериями результативности налоговых преференций по направлению инвестирования в образование могут выступать:

- повышение уровня образования населения;

- рост занятости;

- рост уровня оплаты труда.

Для расчетов были использованы данные Росстата10. Значения показателя численности населения с высшим образованием составили 1 060 тыс. чел. (или 0,73 %) в 2013 году и 1 017,7 тыс. чел. (или 0,69 %) в 2014 году Значения показателя численности населения со средним профессиональным образованием составили 404 тыс. чел. (или 0,28 %) в 2013 году и 418 тыс. чел. (или 0,28 %) в 2014 году.

9 Пьянова М.В. Льготы по налогу на имущество физических лиц как инструмент реализации социальной функции налога// Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 16(298). - с. 44-52.

10 www.gks.ru (Официальный сайт Росстата).

Значения показателя занятых в экономике также имеют тенденцию к небольшому росту и составляют 71 391 тыс. чел. или 49,69 % в 2013 г., и 71 539 тыс. чел. или 48,91 % в 2014 г.

Умеренными темпами возрастают также и среднедушевые доходы населения - 25 928 руб. в 2013 г. и 27 766 руб. в 2014 г.

Приведенные цифры косвенно характеризуют возрастающую потребность в стимулировании инвестиций в образование, так как численность населения, имеющего среднее профессиональное образование, число занятых и среднедушевые доходы увеличиваются. Однако, в общей численности населения удельный вес данных показателей остается неизменным или уменьшается. При этом разница между ними косвенно свидетельствует и о нерезультативности применяемых мер поддержки, так как показатели результативности увеличиваются отстающими темпами по сравнению с ростом объемов налоговых льгот (табл. 4, 7).

Результативность налоговых преференций по направлению инвестирования в здравоохранение в большинстве научных работ по данной тематике представлена показателем увеличения продолжительности жизни.

Увеличение показателя продолжительности жизни также нельзя назвать значительным -70,8 лет в 2013 г. и 70,9 лет в 2014 г. Рост показателя составляет 0,14 %, тогда как объемы налоговых льгот по направлению инвестирования в здравоохранение возрастают значительными темпами (табл. 3, 8), что также косвенно свидетельствует и о нерезультативности применяемых инструментов налогового стимулирования.

Исследуя вопросы результативности инструментов налогового стимулирования в действующей практике налогообложения, авторами был сделан вывод, что методики оценки их эффективности принятые и действующие в регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации, реализуются не в полной мере. В отдельных регионах России существует бессистемный и фрагментарный подход к оценке эффективности льгот, в ряде регионов такая оценка не проводится.

Существующие методики оценки эффективности налоговых льгот основаны на статистических данных, собираемых из форм налоговой отчетности. Следует отметить, что представленные в этих формах данные не могут являться репрезентативным инструментом анализа эффективности инструментов налогового стимулирования в силу своей неполноты: отсутствует детальная классификация потерь за счет применения налоговых льгот и комплексный анализ выпадающих доходов бюджетов от предоставления налоговых преференций.

Подводя итоги проведенного исследования можно акцентировать внимание на следующем:

- наиболее приоритетными направлениями инвестирования в человеческий капитал в современной России являются вложения в образование и здравоохранение. В международных рейтингах по этим позициям Россия значительно отстает от мировых лидеров;

- налоговые инструменты стимулирования развития человеческого капитала можно структурировать по направлениям инвестирования: на цели образования, и поддержания и профилактики здоровья и оценивать по каждому конкретному налогу;

- объемы предоставляемых государством налоговых преференций в целях стимулирования инвестиций в человеческий капитал сами по себе не являются гарантией его эффективного развития;

- рассмотренные авторами льготы по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций не являются результативными, так как динамика роста объемов предоставляемых льгот значительно опережают рост показателей уровня образования, занятости, доходов и продолжительности жизни населения;

- единого подхода к оценке результативности и эффективности применяемых инструментов во всех регионах РФ нет. Мониторинг проводится фрагментарно и бессистемно.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 №2227-р «Об утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

2. Вандышева О.П. Источники формирования инвестиций в человеческий капитал// Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2015. - Т. 8. - № 4. - с. 27-35.

3. Вечканов Г. Еще раз о воспроизводстве специалистов высокой и высшей квалификации // Экономист. - 2014. - № 2. - с. 13-23.

4. Лавник Р.В., Пьянова М.В. Структурные элементы человеческого капитала и факторы, определяющие их развитие// Символ науки. - 2016. - № 5-1(17). - с. 182-186.

5. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - 2014. - 464 с.

6. Пашинцева Н. И. Наука и образование в национальной экономике: статистический анализ // Вопросы статистики. - 2014. - № 10. - с. 57-66.

7. Петрова Д. Д. Государственные инвестиции в образование в России// Научное сообщество студентов: Материалы VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.). — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — с. 253-256.

8. Пьянова М.В. Льготы по налогу на имущество физических лиц как инструмент реализации социальной функции налога// Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 16(298). - с. 44-52.

9. www.gks.ru (Официальный сайт Росстата).

10. www.nalog.ru (Официальный сайт ФНС России).

11. International Human Development Indicators http://hdrstats.undp.org/en/tables/.

12. База данных «National Health Account Statistics» Всемирной Организации Здравоохранения (World Health Organization).

13. Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.