Научная статья на тему 'Инвестиции в образование как основополагающее направление повышения качества человеческого капитала'

Инвестиции в образование как основополагающее направление повышения качества человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1935
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / АКТИВ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / МЕТОД СУММИРОВАНИЯ ПОЖИЗНЕННЫХ ЗАРАБОТКОВ / МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ / INVESTMENT IN EDUCATION / QUALITY OF HUMAN CAPITAL / EDUCATION / HUMAN CAPITAL / ASSETS / HUMAN RESOURCES / ECONOMIC STRUCTURE OF SOCIETY / INDEX OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT / METHOD OF LIFETIME EARNINGS SUMMATION / KNOWLEDGE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трубников Алексей Викторович

В статье раскрываются особенности понимания категории «человеческий капитал» в современной экономической системе России, рассматривается необходимость инвестиций в образование как основополагающее направление повышения качества человеческого капитала. Современная экономическая ситуация определяет характер перехода страны к новому этапу развития, обусловливающему превалирование сферы науки, инновационных образовательных услуг. Актуализация инвестиций в образование становится первостепенным фактором конкурентоспособности государства, раскрывающим возможности повышения качества интеллектуальных способностей людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment in education as a fundamental way to improve the quality of human capital

The article describes the features of interpretation of the human capital category in the modern economic system of Russia. The author considers the need for investment in education as a fundamental way to improve the quality of human capital. The current economic situation determines the nature of the country's transition to the new development stage, which determines the prevalence of the science sphere and innovative educational services. Reinforcement of the investment in education is a primary factor of the state competitiveness, it is linked with the possibility of improving the quality of the intellectual abilities of people.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в образование как основополагающее направление повышения качества человеческого капитала»

УДК 339.92 Трубников Алексей Викторович

аспирант кафедры теоретической экономики Кубанского государственного университета

ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Trubnikov Alexey Victorovich

PhD student, Theoretical Economics Department, Kuban State University

INVESTMENT IN EDUCATION AS A FUNDAMENTAL WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF HUMAN CAPITAL

Аннотация:

В статье раскрываются особенности понимания категории «человеческий капитал» в современной экономической системе России, рассматривается необходимость инвестиций в образование как основополагающее направление повышения качества человеческого капитала. Современная экономическая ситуация определяет характер перехода страны к новому этапу развития, обусловливающему превалирование сферы науки, инновационных образовательных услуг. Актуализация инвестиций в образование становится первостепенным фактором конкурентоспособности государства, раскрывающим возможности повышения качества интеллектуальных способностей людей.

Ключевые слова:

инвестиции в образование, качество человеческого капитала, образование, человеческий капитал, актив, человеческий ресурс, экономическая структура общества, индекс развития человеческого капитала, метод суммирования пожизненных заработков, менеджмент знаний.

Summary:

The article describes the features of interpretation of the human capital category in the modern economic system of Russia. The author considers the need for investment in education as a fundamental way to improve the quality of human capital. The current economic situation determines the nature of the country's transition to the new development stage, which determines the prevalence of the science sphere and innovative educational services. Reinforcement of the investment in education is a primary factor of the state competitiveness, it is linked with the possibility of improving the quality of the intellectual abilities of people.

Keywords:

investment in education, quality of human capital, education, human capital, assets, human resources, economic structure of society, index of human capital development, method of lifetime earnings summation, knowledge management.

Проблема коммерческого использования человеческих ресурсов как актива в современной практике - комплексная и многогранная, включающая в себя правовые, экономические, социальные и психологические вопросы. Эта проблема как теоретическая, так и прикладная: человеческие ресурсы могут продаваться, а значит, должны иметь стоимостную оценку. Иными словами, наиболее существенные разногласия вызывает следующий вопрос: являются ли человеческие ресурсы активами и могут ли они вообще включаться в баланс образовательного учреждения?

Цель статьи - рассмотреть инвестиции в образование как основополагающее направление повышения качества человеческого капитала. Актуальность темы исследования заключается в том, что инновационная экономическая теория в современном мире рассматривает среди основных вопросов именно максимально эффективное применение человеческого капитала в различных сферах деятельности, в частности в сфере образования.

Вышеуказанная точка зрения обосновывает необходимость структуризации проблемы расходов на получение образования, повышение квалификации, совершенствование системы производительной мотивации в качестве инвестиций в человеческий капитал.

Предпосылками к возникновению и разработке концепции человеческого капитала в экономической теории являются труды А. Смита, Ж.-Б. Сэя, Н. Сениора, Г. Сиджвика, Л. Вальраса и т. д., рассматривающие возможность эффективного использования человеческого капитала в исследовании социальных сфер, таких как образование, семья и здравоохранение. Впервые термин «человеческий капитал», раскрывающий особенности оценки человеческих способностей с экономической точки зрения, в том числе и образования, был использован Г. Беккером и Т. Шульцом [1]. По нашему мнению, человек - важное звено в деятельности образовательных учреждений, и, согласимся с мнением исследователей о том, что специалисты образования являются активами, представляющими собой будущие экономические выгоды, за которые необходимо выплатить компенсацию, которая трансформируется в инвестиции. В нашем случае выгодой является вклад в образование, который в дальнейшем, возможно, трансформируется в денежный доход.

Мы можем отметить достаточно глубокую изученность вопросов формирования и эффективного использования человеческих способностей в отечественной и зарубежной экономике. Однако в отечественных исследованиях качественные характеристики человеческого капитала не оценивались экономически и не рассматривались как основополагающий фактор развития

- YS -

сферы деятельности или общества, следовательно, не рассматривалась и возможность их инвестиций. Современный интерес ученых лежит в области проблематики воспроизводства человеческого капитала в различных аспектах экономики образования, здравоохранения и других социальных сфер, в области изучения факторов, влияющих на оплату труда, возможность инновационного развития России и общественного развития в целом.

Таким образом, мы можем констатировать значимость и научный интерес российских ученых к проблеме человеческого капитала, при этом центр дискуссионных вопросов остается в поле отсутствия единой методологически обоснованной концепции человеческого капитала, объясняющей его содержание относительно процесса перехода на инновационный этап экономического развития России. На настоящий момент исследования человеческого капитала не носят комплексного характера, не рассматривается его специфика на различных уровнях экономики, не проводится глубокий анализ гендерных и других особенностей развития человеческого капитала в совокупности с его социальной направленностью в такой сфере, как образование. Однако российские исследователи внедряют идею изучения взаимосвязи образования и повышения качества человеческого капитала в отдельных регионах России, что указывает на возможность создания системной модели человеческого капитала применительно к российским реалиям [2].

Как отмечает в своем исследовании Е.М. Удалова, «современные тенденции развития мировых экономических отношений свидетельствуют о все более возрастающей роли человеческого капитала. Именно этот фактор в ближайшем будущем будет во многом определять эффективность функционирования как отдельно взятого хозяйствующего субъекта, так и государства в целом» [3]. В частности, как было отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации [4].

Согласно определению Е.М. Удаловой, образование является базовым институтом общественного развития. По спросу нашего общества на человеческий капитал можно говорить о том, как изменяется парадигма развития и, следовательно, общественная потребность в реформах современного образования [5]. Именно с помощью этой логики мы понимаем человеческий капитал и систему образования как ключевые факторы социально-экономического развития общества. Поэтому категория человеческого капитала сужается, она связывает его только с образованием. Причем с тем, которое необходимо рынку труда, учитывая новую парадигму социально-экономического развития.

Итак, базовый фактор современного общественного развития - это совокупность таких понятий, как человеческий капитал, образование, рынок. Но нужно точно вникнуть в смысл рыночного характера данной совокупности. Человеческий капитал и образование связаны с рынком не в том плане, что образование и человеческий капитал - «капиталистические» категории, а в том, что в совокупности у них качественно развиваются мощные факторы развития. То есть рынок относительно человеческого капитала и образования - не пространство капитализации, а пространство развития. Но рынок - это также пространство капитализации, что отражается на человеческом капитале и образовании. Их рыночная капитализация является несущественной характеристикой в совокупности факторов общественного развития.

Именно поэтому, несмотря на то что экспертные мнения сильно различаются и до сих пор ведутся споры о понимании человеческого капитала, все специалисты признают, что он - продукт системы образования. При определении человеческого капитала через образование упор делается на том, что, когда система образования развернется к человеческому капиталу, произойдет также ее разворот к рынку. То есть современный рынок рассматривает человеческий капитал как капитал образования, что отражается в определении понятия «академический капитализм» [6]. Человеческий капитал и образование не «поглощаются» рынком, напротив, общественный спрос на них как на новые инструменты социально-экономического развития возвещает зарождение нового рынка с другим качеством, который капитализирует уже не только материальный, но и нематериальный капитал - знания, образование.

Мировые тенденции указывают на то, что в настоящий момент образование является основополагающим фактором при приеме на работу (причем огромное значение имеет узконаправленное техническое образование), следовательно, образование влияет на уровень безработицы, из чего можем сделать вывод, что инвестиции в образование влияют на экономическое состояние страны. И.В. Игольникова в своей статье отмечает, что «развитие человеческого фактора происходит одновременно со структурными сдвигами в экономической структуре общества. Такие изменения в производительных силах наряду с усложнением современного производства и управления потребовали высокой подготовленности человеческих ресурсов к профессиональной деятельности» [7].

Термин «человеческий капитал» очень широко употребляется в экономике и является теоретически обоснованным понятием, к тому же с его помощью отражается количественно рассчитываемая социально-экономическая реальность. Так, сейчас используется относительно новый

социально-экономический показатель. Речь идет о динамическом показателе запасов человеческого капитала, которые имеются в национальной экономике, рассчитываемом по динамике среднего числа лет образования в определенных странах.

Показатель уровня образования является главным компонентом индекса развития человеческого капитала (ИРЧК), который разработали специалисты ООН. Это интегральный показатель того, на каком уровне находятся жизнь и экономика отдельно взятой страны. Измеряют ИРЧК почти во всех странах, согласно чему происходит выявление стран и регионов с высоким, средним и низким уровнями человеческого развития, определяются проблемы, возникающие при накоплении и использовании данного ресурса человеческого капитала [8].

Показатель охвата всего населения образованием можно назвать формальным измерителем уровня человеческого капитала в той или иной стране. Население может иметь массовую образованность, учитывая формальный показатель числа дипломов, но при этом востребованность специалистов на рынке труда может оказаться слабой, что свидетельствует о несоответствии национального образования факторам национального социально-экономического развития. Поэтому важно изучать изменения системы образования, которые непосредственно формируют новую парадигму социально-экономического развития.

Индивидуальные выгоды от образования - это устойчиво растущий спрос рынка труда на квалифицированных и образованных сотрудников. Для того чтобы количественно оценить индивидуальные выгоды от образования, специалисты разработали «суммирование пожизненных заработков». С помощью этого метода экономическую ценность людей можно определить в качестве произведения годового дохода населения на среднюю продолжительность трудовой жизни, которая составляет 20 лет. В усовершенствованном методе можно подсчитать так называемый «чистый эффект человеческого капитала», который представляет собой трудовой доход без учета суммы, требующейся для покрытия наиболее насущных нужд. Учитываются различия в ожидаемой продолжительности жизни, которая зависит от возраста, и применяется дисконтирование будущих заработков.

Сейчас эта методология широко распространена как оценка величины денежного «дохода» от человеческого капитала, с ее помощью сравнивают пожизненные заработки групп с разными уровнями образования. Путем вычисления разницы пожизненных заработков лиц с высшим и полным средним образованием находится огрубленная оценка «премии», которая обеспечивается дипломом о высшем образовании. Индивидуальные выгоды от высшего образования, которые рассчитывают таким образом, имеют большое значение в Великобритании и практически незначимы в Швеции и Норвегии.

К индивидуальным выгодам инвестирования в образование можно отнести и привлечение индивидуальных инвесторов, и снижение вероятности стать безработным при наличии высшего образования, поскольку современный мировой вектор социально-экономического развития является движением к обществу и экономике всех получаемых знаний. Кроме того, университет - это лучшая гарантия для молодежи найти себе работу в глобальной среде, где посредством компьютерных технологий и коммуникаций создаются возможности для виртуальной трудовой миграции, учитывающей спрос мирового рынка труда именно на трудовых мигрантов с высшим образованием.

Современный мировой социально-экономический процесс развития обусловил формирование глобальной экономики знаний, где образование, которое «переплавляется» в человеческий капитал, выступает в роли фактора эффективности и конкурентоспособности. В подобной ситуации возникает спрос глобального рынка труда на интеллектуальные профессии, причем в новом их диапазоне. Наличие такого спроса, то есть существование качественно нового - чувствительного к знаниям - рынка труда, подтверждают исследования, где разрабатывается тема интеллектуальных профессий. В подобных исследованиях прямо отмечается, что в настоящее время высок интерес исследовательского сообщества к такому предмету, как роль знаний и обучения в осуществлении профессиональной деятельности [9], и что этот повышенный интерес вызван изменением качества современных социально-экономических систем, которые строятся или должны строиться как инновационные системы, испытывающие постоянную потребность в новых идеях и технологиях.

Действительно, инновационный тип современного социально-экономического развития потребовал общей интеллектуализации системы и создал спрос на интеллектуальную работу особого рода, непосредственно связанную с решением практических задач социально-экономического развития системы. Потребовалось, чтобы при общем росте интеллектуальной составляющей труда эта составляющая давала практический выход на уровне организации. Так возникло новое направление менеджмента - «менеджмент знаний».

Как известно, и на Западе, и в России происходит борьба двух основных направлений в образовательной политике: демократического (социального) и элитарного. Сторонники последнего полагают, что образование высокого качества должно быть доступно лицам с высокими доходами либо выдающимися способностями. В свое время идея общедоступного образования была предложена социалистами, однако сейчас она вошла в число общецивилизационных ценностей.

В свою очередь, зарубежные аналитики давно установили правило: если страна намеревается войти в информационное общество, она должна обеспечить в составе занятого населения не менее 60-90 % работников с высшим образованием или учеными степенями. Именно этим и объясняется преобладание демократических (социальных) тенденций в образовательной политике стран Запада. Финансовые механизмы реализации этих тенденций весьма разнообразны. В Германии и Франции - это высокая доля бесплатных учебных мест для граждан в профессиональных образовательных учреждениях; во Франции - общедоступность высшего образования и номинальная плата за него (около 1 минимальной месячной зарплаты за учебный год). Вопрос об общедоступности высшего образования в последние годы поставлен и в Японии. В Великобритании наблюдается оригинальное сочетание расширения платных начал в высшем образовании с предоставлением бесплатных учебных мест и социальных образовательных кредитов для студентов из семей с низкими доходами. В США - система грантов, предоставляемых таким студентам многочисленными некоммерческими фондами и т. п. Во всех случаях налицо тенденция к расширению доступности образования. Как уже отмечалось, эта демократическая тенденция порождена соображениями не только моральными или идеологическими, но в первую очередь экономическими.

В России общедоступное образование, к сожалению, не поддерживается фактически, бюджетные расходы на образование не увеличиваются, что приводит к снижению возможности получить высшее образование. Переходя к содержанию проблемы, выделим четыре основные инвестиционные составляющие образовательной политики:

1) бюджетные инвестиции;

2) стимулирование инвестиций с помощью налоговых льгот и преференций;

3) неналоговые стимулы инвестиционной активности в сфере образования;

4) иностранные инвестиции, образовательные гранты и займы.

Именно эти направления и не разрабатываются в нашем государстве, отменяется возможность налоговых вычетов, снижается бюджетность инвестиций, законодательно ограничивается право на иностранные инвестиции.

Заметим, что инвестиционная составляющая отечественной образовательной политики в условиях радикальных реформ явно нуждается в реформировании. Чем скорее это произойдет, тем больше у страны шансов заменить сырьевую экономику экономикой знаний, а вместе с тем в перспективе осуществить переход из развитого социализма в информационное общество.

Человеческий капитал является устойчивым образованием, влияющим не только на сферу деятельности специалиста, но и на общую экономическую систему государства. Тем самым мы можем отметить, что путем разработки стратегии общедоступного образования в России, инвестиций в образование посредством создания соответствующих законодательно-нормативных актов, расширяющих возможности образовательных учреждений, возможность сотрудничества с коммерческими организациями, иностранными образовательными партнерами, выделения строгой бюджетной линии повышается качество человеческого капитала.

В современных условиях инвестиции в образование как систему устойчивого воспроизводства человеческого капитала - это прямые инвестиции в национальную социально-экономическую эффективность.

Ссылки:

1. Гальцов М.В. Инвестиции в человеческий капитал как инструмент инноваций в управлении персоналом // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2011. № 1. С. 112-117.

2. Игольникова И.В. Управление профессиональным развитием как фактор развития человеческого капитала в Брянской области [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 3. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/03/1636 (дата обращения: 01.08.2014).

3. Удалова Е.М. Совершенствование существующей образовательной системы: общие положения [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6585 (дата обращения: 04.08.2014).

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

5. Носкова К.А. Многоуровневая система оценки человеческого капитала [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4842 (дата обращения: 31.08.2014).

6. Плискевич Н.М. Человеческий капитал в трансформирующейся России. М., 2012. 231 с.

7. Игольникова И.В. Указ. соч.

8. Караваев В.А. Проектирование системы управления и рационального использования человеческого капитала [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 2. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/02/1594 (дата обращения: 01.08.2014).

9. Носкова К.А. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.