УДК 331.22:346.26 ББК 65.282.14
ИНВЕСТИЦИИ В МОДЕРНИЗАЦИЮ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА
М. В. Решетова
В статье рассматриваются различные подходы по теории инвестиций и сопоставления с сущностными функциями модернизационных процессов и основного капитала. Осуществляется также и противопоставление обсуждаемых понятий.
Ключевые слова: инвестиции, капитал, модернизация, капитал, предпринимательский актив.
Трансформационные преобразования, положенные в основу осуществления экономического реформирования, ориентировались на переход от централизованного планирования и управления экономикой к предоставлению предпринимателям более широких хозяйственных прав. Однако они породили и множество острых проблем, проявляющихся в наличии кризисных явлений, приводящих при определенных условиях к конвергентным кризисам [1] - кризисным явлениям, охватывающим отдельные, но взаимосвязанные сферы экономики. Конвергентный кризис в инвестиционной сфере проявляется в нарушении режима воспроизводства основного капитала, низком уровне капитализации национальных корпораций, слабости банковского сектора.
В результате сокращаются резервы планомерного наращивания внутренних инвестиций, поскольку степень физического и морального износа капитала практически во всех отраслях высока, а затраты на его возмещение крайне недостаточны из-за скудности финансовых средств у субъектов хозяйствования.
К основным формам проявления инвестиционного кризиса следует отнести:
• опережающие темпы снижения инвестиционной активности по сравнению с темпами снижения ВВП;
• значительную неравномерность отраслевой инвестиционной активности;
• углубление диспропорций в уровне экономического развития регионов из-за крайне неравномерного распределения региональной инвестиционной активности;
• чрезмерно высокий удельный вес собственных средств в структуре источников финансирования инвестиций как в настоящее время, так и в ближайшей перспективе, составляющий примерно 60 %;
• неудовлетворительную структуру валовых сбережений, в которых велик удельный вес тезаврации, означающий, по существу, уменьшение инвестиционного потенциала реального сектора экономики.
Отличительные черты инвестиционного кризиса в 90-х гг. XX века и в начале XXI в России таковы:
• резкий спад объемов инвестиций во всех отраслях народного хозяйства и регионах страны;
• инфляция, обесценивающая собственные источники инвестирования предприятий и фирм, повышенная степень риска и подавление стимулов к накоплению капитала и финансированию долгосрочных проектов;
• разрушение основных фондов и производственного потенциала престижных технологий;
• низкая конкурентоспособность корпоративных ценных бумаг на финансовых рынках;
• неконкурентоспособность самого инвестиционного комплекса: как строительства, так и отечественного производственного оборудования.
Но в последнее пятилетие в сфере инвестиционной деятельности можно отметить следующие основные тенденции:
• рост объемов инвестиций в основной капитал;
• ежегодный объем финансовых вложений превышает объем инвестиций в основной капитал почти в два раза (в составе финансовых вложений продолжают преобладать краткосрочные вложения);
• в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования привлеченные средства превышают собственные средства предприятий, в то же время в промышленности наблюдалась противоположная картина: собственные средства выше привлеченных;
• в территориальной структуре инвестиций в основной капитал наибольший удельный вес по-прежнему в Центральном федеральном округе (около половины инвестиций в основной капитал в котором приходилось на Москву);
• продолжающееся недофинансирование инвестиционных процессов оказывало негативное влияние на состояние основных фондов: снизился коэффициент обновления, повысилась степень их износа, доля наиболее старого оборудования, прослужившего свыше 20 лет, составила около 50 %;
• более высоким темпом увеличивался объем жилищного строительства;
• возрос объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики страны, увеличилась доля прямых инвестиций, поступивших из-за рубежа.
Управление инвестициями и инновационной деятельностью
Рассматривая удельный вес машин с истекшим сроком службы (процент от общего числа машин в отрасли «Строительство»), можно увидеть, что наиболее изношены краны на пневмоко-лесном (62,6 %), гусеничном (72,6 %) ходу и башенные (70,7 %), которые являются наиболее опасными.
Высокая изношенность основных фондов является следствием недостаточного объема вводимых в действие новых основных фондов и ликвидируемых устаревших. Если в доперестроечные годы коэффициент обновления колебался в пределах 7-11 %, то весь последующий период он оставался в пределах 1,1-1,8 %.
Недооценка износа и теоретически необоснованная амортизационная политика, имевшая место в условиях социализма, не изменялись к лучшему: по-прежнему нормы амортизации необоснованно низкие, недопустимо низкие для современной экономики темпы выбытия устаревшего оборудования и темпы ввода новых основных фондов, не используется по-прежнему метод ускоренной амортизации и, как следствие, нарастает процесс деградации производственного потенциала.
Высокая степень физического и морального износа основного капитала, неблагоприятная возрастная структура парка машин и оборудования, транспортных средств является, несомненно, одним из главных ограничений экономического роста.
За годы реформ инвестиционная сфера России испытала наиболее заметный спад. Так, физический объем вложений в основной капитал в стране заметно снизился - его доля в структуре ВВП сократилась с 24-29 % в 1990-1992 гг. до 16,4 % в 2000-2004 гг. Старение основных фондов в российской экономике и их выбытие из производственного процесса не было компенсировано вводом новых [2].
Главным источником инвестиций в основные фонды являются собственные средства субъектов хозяйствования, хотя их относительный объем несколько снизился.
Доля собственных источников средств в основные фонды современных российских предприятий составляет 60-70 %, а на отдельных предприятиях достигает 100 %. Вложения в основные фонды направляются за счет прибыли и амортизационных отчислений. За последние годы объем амортизационных отчислений не увеличивался в номинальном выражении, а в реальном выражении, т. е. с учетом инфляции даже снижался, при этом крайне слабо используется механизм нелинейной ускоренной амортизации, способствующий быстрому технологическому перевооружении отраслей экономики, что объясняется нерешенностью проблем налогообложения.
Достаточно надежными и стабильными ресурсами не стали за годы реформ ни бюджетные средства, ни кредиты коммерческих банков, ни портфельные инвестиции, ни средства населения.
Не оправдались возлагавшиеся надежды и на иностранные инвестиции.
Во многом эти обстоятельства связаны с несовершенством нормативно-правового регулирования, административными барьерами, медленным развитием информационной среды в инвестиционной сфере и др.
Подъем в российской экономике последних лет и перспективы экономического роста в значительной степени связаны с усилением инвестиционной активности производителей.
Очевидно, при существующей степени износа основных фондов, поддержание высоких темпов роста ВВП (порядка 7-8 % в год), требующихся для удвоения ВВП за 10 или 6 лет, без опережающего роста инвестиции невозможно. Решение задачи обеспечения конкурентоспособности национальных производителей, поставленной наряду с удвоением ВВП, также связано с необходимостью обновления производственного аппарата и существенным ростом производительности труда, что нереально без значительных инвестиционных затрат.
Основными факторами, препятствующими развитию инвестиционных процессов, являются: недостаточность собственных средств, высокая процентная ставка по кредитам банка (превышающая во многих случаях рентабельность предприятий), неопределенность экономической ситуации в стране в целом (налоговое, правовое регулирование и др.).
Опыт 90-х годов показал, что переходная экономика такой большой индустриальной страны, как Россия, не поддержанная масштабными западными прямыми инвестициями, не может (в своей трансформации в рыночную экономику) осуществить модернизацию без прямого вмешательства государства, без применения тех мер стимулирования государством экономического роста, которые использованы, например, в странах Азии. Предпринятая в России попытка осуществить модернизацию на основе либерализации цен, раздачи и захвата собственности и репрессивной денежной и финансовой политики, вызывающей падение инвестиций, была заранее обречена на неудачу: многократно сократились капитальные вложения в реальный сектор экономики и из внутренних источников. О негативных последствиях этого сказано выше.
Управление инвестиционной деятельностью включает процессы: планирования, организации, регулирования, мотивации и контроля движения всех видов ценностей (финансовых, имущественных, интеллектуальных), вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли или дохода.
Основной характеристикой инвестиционной деятельности является ее инвестиционная активность, отражающая в динамике размер и структуру инвестиционного портфеля, представляющего собой совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инстру-
70
Вестник ЮУрГУ, № 8, 2011
Решетова М.В.
Инвестиции в модернизацию основного капитала
ментом для достижения конкретной цели объекта инвестиционной деятельности. При этом общественное значение инвестиционной активности определяется ее содержанием (структурой инвестиций), направленностью и тем, насколько она отвечает объективным потребностям экономики в стратегической перспективе.
Исследования экономического развития как процесса преодоления кризисных состояний многими развитыми странами показывает, что стабилизация экономики, а затем и ее рост, начинается с активизации инвестиционной деятельности. Известно [2], что увеличение доли накоплений в ВВП на 1 % приводит к росту ВВП на 0,1 %, т. е. инвестиционной составляющей экономического роста отводится первостепенное значение практически всеми экономическими теориями от классических до неокейнсианских и неоклассических.
Проблема оживления инвестиционной деятельности выдвигается как задача не только отдельных предприятий, но и государства в целом: нарастает процесс деградации производственного потенциала в целом из-за недопустимо низких для современной экономики темпов выбытия и ввода основных фондов, наблюдающихся с 90-х годов прошлого столетия, и очевиден недостаток собственных средств предприятий, направляемых на воспроизводство - всего 1,5 % в год от стоимости основных фондов [1].
В связи с этим необходимы разработка и внедрение федеральной' государственной программы по обновлению основных фондов как основного раздела государственной инвестиционной политики, так как только активное вмешательство государства способно решить данную проблему.
В условиях формирования рыночной экономики средства экономического регулирования инвестиционной деятельности находятся на первом и втором макроуровнях; высшие органы государственной власти принимают стратегические решения, возводящие в ранг закона предложения по различным аспектам государственной инвестиционной политики.
Министерства экономического развития и торговли, финансов и Банк России вырабатывают предложения по основным параметрам кредитно-денежной, финансовой, налоговой и инвестицион-
ной политике, позволяющие реализовывать государственную инвестиционную политику. Отраслевые министерства и ведомства реализуют свои инвестиционные политики, но зависят от параметров, задаваемых на уровнях 1 и 2.
На региональном уровне одним из важнейших факторов привлечения инвесторов является взаимодействие исполнительной и законодательной властей по выработке региональной инвестиционной политики.
На практике все более распространенными становятся муниципальные инвестиционные программы, но на этом уровне сосредоточены наибольшие трудности для осуществления инвестиционной программы: сочетание достаточной правовой базы и слабого материально-технического обеспечения. Основной задачей разработки государственной инвестиционной политики является определение границ компетенции тех, кто принимает инвестиционные решения на разных уровнях, степень обобщения действий: в масштабах страны или отрасли, региона, а также разграничение предметов ведения между различными уровнями, и самое главная задача - стыковка и построение инвестиционной политики на разных уровнях.
Для разработки и реализации государственной инвестиционной политики обновления основных фондов необходимо создавать государственные инфраструктуры, включающие такие элементы, как небанковские инвестиционные институты, финансовые институты, коммуникации, научно-технические и инновационные сферы, поддержка и инвестирование малого предпринимательства и др., ответственные за формирование, регулирование, реализацию, обеспечение государственной инвестиционной политики и развитие конкурентной инфраструктуры инвестиционного процесса.
Литература
1. Кондратьев, В. Особенности инвестиционной модели России / В. Кондратьев // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - № 6. -С. 68-74.
2. Конопляник, А. Глобализация энергетических рынков: эффективность, либерализация, единые «правила игры» / А. Конопляник //Инвестиции в России. - 2002. — № 3. - С. 22—23.
Поступила в редакцию 9 августа 2010 г.
Решетова Марина Вячеславовна. Кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Область научных интересов - экономика предпринимательства, инновации в предпринимательстве.
Reshetova Marina Vyacheslavovna. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering. Research interests: business economy, business innovations.
Контактный телефон (812) 361-05-16