ется не только инновационной политикой государства, но и наличием институтов посредничества ме^ду производителями и потребителями инноваций, развитостью системы защиты прав интеллектуальной собственности, гибкостью и доступностью системы образования, развитием кооперации и сотрудничества ме^ду государством, бизнесом и наукой, разработкой механизмов регионального развития инноваций. В конечном счете, именно национальная инновационная система призвана реализовать инновационный сценарий развития и формировать постиндустриальный инновационный уклад общественно-экономической жизни.
Список литературы:
1. Брижань A.B. Национальная инновационная система как ключевой элемент развития экономики России: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. -Краснодар: ГОУ ВПО «Кубанский Государственный Университет», 2006.
2. Волкова С. К. Современные подходы к определению понятия «Национальная инновационная система» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mgus.ru.
3. Кондратьева Е.В. Национальная инновационная система: теоретическая концепция. Основные определения и положения концепции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.schumpeter.ru/article.php?id=4 &book=concept.
4. Моргунов Е.В., Снегирев Г.В. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание // Собственность и рынок. -2004. - № 7.
ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В РОССИИ
© Руденко М.Н.*, Шнуренко A.B.*
Пермский государственный университет, г. Пермь
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы формирования человеческого капитала в России основные направления инвестирования в развитие человеческого капитала.
Ключевые слова: человеческий капитал, инвестиции в человеческий капитал, инновационная экономика.
С каждым годом становится все более очевидным, что развитие человеческого капитала и его общее качество становятся для любой страны важ-
* Доцент кафедры Национальной экономики и экономической безопасности, кандидат экономических наук.
* Студент.
ным фактором, определяющим успех социальных и экономических преобразований [5].
Человеческий капитал можно представить как определенный набор качеств, которые определяют производительность труда и становятся источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, образование, природные способности, профессионализм, мобильность.
Человеческий капитал обладает рядом особенностей:
1. неотделимость человеческого капитала от его носителей - сотрудников отдельной фирмы, населения региона или страны;
2. физиологические свойства и природные способности человека, получаемые наследственным путем, являются базовой частью человеческого капитала, называемой отдельными авторами капиталом здоровья. Другая его часть в виде знаний, умений и навыков является приобретенной в результате затрат самого человека и общества;
3. человеческий капитал является одним из факторов повышения эффективности общественного производства;
4. данный капитал используется его носителями для получения дохода, поэтому увеличение дохода мотивирует людей на увеличе -ние своего интеллектуального потенциала путем образования и повышения квалификации. Другими словами, для того, чтобы процесс воспроизводства человеческого капитала носил завершенный характер, должна быть установлена связь между величиной приобретенной части данного капитала и доходом человека.
Говоря о бизнесе, можно описать человеческий капитал как комбинацию следующих факторов:
- качества, которые человек привносит в свою работу: ум, энергия, позитивность, надежность, преданность;
- способность человека учиться: одаренность, воображение, творческий характер личности, смекалка;
- побуждения человека делиться информацией и знаниями: командный дух и ориентация на цели [7].
Для России формирование и использование человеческого капитала является как никогда актуальным. Во время перехода к инновационной экономике, необходимо позаботиться об одной из основных составляющих успешного инновационного развития - о человеке, его знаниях и умениях. Только люди в конечном итоге способны создавать стоимость, принимая решения и используя имеющиеся потенциалы, такие как ресурсный, природный, технологический, технический, производственный и другие. Но данный факт учитывают далеко не все предприятия и компании. Вложение средств начинается стандартно с инвестиций в новое оборудование, которое, как предполагается, будет способствовать повышению кон-
курентоспособности продукции. При этом на предприятии не оказывается компетентных специалистов, способных максимально эффективно его использовать, так как средства на обучение персонала, на переподготовку не выделяются, что ведет лишь к росту издержек и нестабильности работы. Таким образом, инвестирование в технологии должно неизменно совмещаться с инвестированием в человеческий капитал.
Инвестиции в человеческий капитал - целенаправленное вложение средств в отрасли и сферы, обеспечивающие улучшение качественных параметров человека, в первую очередь его рабочей силы (уровня образованности, развития интеллекта, творческого потенциала, физического и психического здоровья, системы мотивации, ценностных установоки т.д.) [8].
Макконнелл К. и Брю С. выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал:
- расходы на образование - включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку на рабочем месте;
- расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
- расходы на мобильность, благодаря, которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью [3].
Основными видами инвестиций в человеческий капитал предприятия являются инвестиции в специальную подготовку, физическое состояние и эмоциональное поведение работников.
Можно выделить следующие особенности инвестиций в человеческий капитал:
1. невозможность однозначного определения номенклатуры затрат, определяемых как инвестиции в человеческий капитал;
2. разнообразие результатов профессиональной деятельности трудовых ресурсов;
3. наличие длительного промежутка времени между вложением средств и получением отдачи от них;
4. трудность определения результатов, соответствующих конкретным вложениям;
5. дифференциация отдачи капитала образования в зависимости от территории, стажа работы и прочих, непосредственно не относящихся к обучению факторов.
Инвестиции в здоровье человека являются основой для человеческого капитала, так как напрямую влияют на его качество, продлевают отрезок трудоспособности человека и замедляют износ человеческого капитала, поэтому инвестиции в формирование здорового образа жизни должны быть включены в число приоритетных.
Эффект от инвестиций в капитал культуры для общества имеет, прежде всего, социальный характер: формирование культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, передает культурное достояние общества из поколения в поколение [6]. Сфера культуры относится к не ярко выраженным приоритетам в инвестициях в человеческий капитал. Посещение культурных мероприятий, чтение книг крайне сложно преобразовать в экономическую выгоду в дальнейшем. Но без этих составляющих невозможно гармоничное развитие личности и без инвестиций на культурный досуг жизнь человека потеряет значительную составляющую. От общего уровня культуры человека, его взглядов, предпочтений, стиля жизни во многом зависит и производительность труда, эффективность работы, творческое мышление.
Главной отличительной чертой России является то, что структура инвестиций в человеческий капитал крайне неоднородна и носит индивидуальный характер. Учёные-демографы давно отметили закономерность, что продолжительность жизни напрямую зависит от уровня образования и интеллекта человека. Граждане с высшим образованием живут дольше, чем граждане без высшего образования. Из этого можно сделать вывод, что интеллект позволяет человеку сформировать эффективную структуру инвестиций в человеческий капитал, то есть в себя самого. Инвестиции в человеческий капитал - это инвестиции в долголетие и качество жизни. В возрасте до тридцати лет приоритетными инвестициями в человеческий капитал должны стать инвестиции в качественное образование [2]. Именно в процессе обучения человек становится более производительным ра-ботником, в нем развиваются предпринимательские эффекты, он становится более умелым организатором.
В настоящее время информации чрезвычайно много и обновляется она с неимоверной скоростью. Поэтому имеет место моральное устаревание человеческого капитала. В связи с этим необходимо обеспечить непрерывность процесса образования работников, проводить тренинги, курсы, повышение квалификации. В выигрыше всегда будет тот, кто в курсе самых важных и актуальных тенденций развития экономики и других сфер жизни. Российская система высшего образования нуждается в серьезных инвестициях, без которых выбранный правительством курс на модернизацию экономики будет неосуществим. Было проведено исследование, в ходе которого специалисты Б&У опросили топ-менеджеров 27 ведущих мировых компаний в различных сегментах экономики с общим оборотом свыше триллиона долларов и с количеством сотрудников более 2,7 миллиона. Представители 14 компаний отметили, что подготовленные российскими вузами специалисты соответствуют требованиям их компаний, и всего 7 компаний сотрудничает высшими учебными заведениями России в области технологий и коммерции [1]. Дан-
ные свидетельствуют о необходимости более высокого уровня использова -ния финансового и научного потенциала России в процессе подготовки будущих специалистов. Необходима глобализация процесса обучения, которая позволит улучшить обмен информацией, быть в курсе мировых тенденций, а также поддерживать взаимовыгодное сотрудничество с мировыми экономическими лидерами, что позволит создать инновационную модель развития экономики уже в обозримом будущем.
Проблема развития человеческого капитала в России активно обсуждается на различных экономических форумах. Так в частности в своем выступлении И.Ю. Юргенс выделил следующие проблемы, касающиеся недостатка квалифицированной рабочей силы:
- сознательное сохранение компаниями более трудоемких производств, с целью сохранения рабочих мест;
- ухудшение демографической ситуации и сокращение численности трудоспособного населения при росте экономики и промышленного производства;
- изменение структуры экономики, требующее изменение квалификационных характеристик трудовых ресурсов, для чего нужны инвестиции в изменение содержания образования;
- различия в «кадровом голоде» быстрорастущих компаний и неэффективных, нерентабельных компаний, связанные со способностью обеспечить нормальные условия труда.
В связи с этим выделяются приоритетные направления инвестирования:
1. Модернизация системы образования. Главные проблемы, требующие решения - это избыток лиц с высшим образованием при недостатке квалифицированных рабочих и несоответствие программ обучения потребностям бизнеса.
2. Модернизация институциональной среды рынка труда. Необходимо изменять институты рынка труда так, чтобы сократить издержки компаний на сокращение персонала, сократить издержки найма и увольнения работников, а также максимально расширить возможности предприятий по использованию рабочего времени.
3. Активное участие бизнеса в осуществляемых преобразованиях и взаимовыгодное сотрудничество с государством.
Основой концепции развития России до 2020 года являются инвестиции в человеческий капитал. Предполагается увеличение затрат государства на здравоохранение, образование, науку, культуру и развитие социальных институтов. В частности, расходы государства на образование вырастут с 4,1 % до 5,5-6 % ВВП, а в сферу здравоохранения с 3,6 % до 5,25,5 % ВВП [4]. Реализация концепции должна привести к росту доходов населения, увеличению протяженности жизни, повышению качества обслуживания в здравоохранении и качества образования.
Список литературы:
1. E&Y: России крайне необходимы инвестиции в образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.enginerussia.ru/news/2010/10/25/ EY_Rossii_krajne_neobxodimy_investitsii_v_obrazova.
2. Маслов А. Инвестиции в человеческий капитал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.inspp.ru/index.php?option=com_content&task= view&id= 53&Itemid=33.
3. Макконел K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Т. 2. - М: Республика, 1992. - 400 с.
4. Набиуллина: Основа концепции развития России до 2020 года - инвестиции в человеческий капитал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.regnum.ru/news/1069795.html.
5. Савченко В.В. Модели воспроизводства человеческого капитала в современном российском обществе // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2010. - № 1 (22).
6. Социальная политика: учебник / Под ред. H.A. Волгина. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.
7. Фиценс Жак Человеческий капитал: как измерить и увеличить его стоимость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.elitarium.ru/2006/ 08/29/chelovecheskijj_kapital_kak_izmerit_i_uvelichit_ego_stoimost.html.
8. Экономический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.abc.informbureau.com/html/eiaanoeoee_a_xaeiaaxaneee_eaie.html.
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМУ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
© Селезнева О.М.*
Смоленский филиал Московского энергетического института (технического университета), г. Смоленск
Рассмотрены тенденции развития агропромышленного комплекса России, даны определения элементов инновационного процесса, предложена модель внедрения нововведений для сельскохозяйственного потребительского кооператива с целью повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности продукции.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, потребительская кооперация, диффузия инноваций, трансферт технологий.
Агропромышленный комплекс России объединяет более 10 отраслей экономики, которые создают и перерабатывают сельскохозяйственное сы-
* Аспирант.