Научная статья на тему 'Инвестиции на рынке предметов искусства'

Инвестиции на рынке предметов искусства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1261
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИСКУССТВО / АРТ-РЫНОК / РЫНОК ИСКУССТВА / ДОЛГОСРОЧНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / АРТ-ИНДЕКС / INVESTMENTS / ART / ART MARKET / LONG-TERM INVESTMENTS / ART INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козаева А.У.,

Неблагоприятная экономическая конъюнктура на фондовых рынках, экономический спад или просто желание диверсифицировать свой портфель заставляют инвесторов искать новые возможности для осуществления альтернативных вложений, одним из которых является инвестирование в предметы искусства. В данной статье рассматриваются разнообразные способы инвестирования на рынке произведений искусства, анализируется влияние информационных технологий на арт-рынок. В статье также рассматривается динамика объемов продаж на мировом рынке искусства с 2008 г. по 2018 г. и динамика основных индексов, характеризующих данный рынок, таких как Artprice100 и индекс повторных продаж Мея-Мозеса (WAAI).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENTS IN THE ART MARKET

Unfavorable economic conditions in the stock markets, the economic downturn or simply the desire to diversify a portfolio make investors look for new opportunities for alternative investments, one of which is investing in art. This article discusses a variety of ways to invest in the art market, analyzes the impact of information technology on the art market. The article also discusses the dynamics of sales in the world art market from 2008 to 2018 and the dynamics of the main indices characterizing this market, such as Artprice100 and the index of repeated sales of Mei-Moses (WAAI).

Текст научной работы на тему «Инвестиции на рынке предметов искусства»

ИНВЕСТИЦИИ НА РЫНКЕ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА А.У. Козаева, студент

Научный руководитель: А.В. Макеев, старший преподаватель Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

DOI:10.24411/2411-0450-2019-11079

Аннотация. Неблагоприятная экономическая конъюнктура на фондовых рынках, экономический спад или просто желание диверсифицировать свой портфель заставляют инвесторов искать новые возможности для осуществления альтернативных вложений, одним из которых является инвестирование в предметы искусства. В данной статье рассматриваются разнообразные способы инвестирования на рынке произведений искусства, анализируется влияние информационных технологий на арт-рынок. В статье также рассматривается динамика объемов продаж на мировом рынке искусства с 2008 г. по 2018 г. и динамика основных индексов, характеризующих данный рынок, таких как Artprice100 и индекс повторных продаж Мея-Мозеса (WAAI).

Ключевые слова: инвестиции, искусство, арт-рынок, рынок искусства, долгосрочные вложения, арт-индекс.

Ежегодный рост и развитие рынка искусства и его инфраструктуры стимулирует привлечение на него новых участников и возрастание интереса к предметам искусства как инвестиционным активам. На данный процесс также оказывает влияние увеличение количества состоятельных людей, так число миллиардеров во всем мире увеличилось более чем в 4 раза с 2000 года, при этом большинство из них тратят часть своих средств на покупку предметов искусства [1, с. 15].

Согласно отчету международной ярмарки искусства Art Basel, в 2018 году темп роста оборота мирового рынка искусства достиг 6% по сравнению 2017 годом, и составил 67,4 млрд долл. США. В 2017 году цена лота впервые в истории достигла 450 млн. долл. Использование предметов искусства в качестве альтернативных источников инвестиций находит распространение не только среди частных инвесторов, но и среди корпораций, таких как UBS, JPMorgan, Chase&Co и Deutsche Bank, а также среди некоторых государств: Великобритания (The UK Government Art Collection) [2], США (The Fine Arts Program) [3], ОАЭ, Катар и другие. Так, общая стоимость коллекции искусства Великобритании составляет 3,5 млрд. долл. [4], а Катар ежегодно выделяет до 1 млрд.

долл. только на покупку предметов современного искусства [5].

Говоря об искусстве в контексте инвестиций, важным является определение справедливой цены произведения и прогнозирования ее дальнейшего изменения. История развития рынка искусства показывает, что информация на протяжении всего времени его существования являлась ключевым фактором, определяющим ценность работ. Современный расчет приблизительной цены произведения искусства сводится в основном к контент-анализу данных, которые содержат упоминание о том или ином произведении.

На сегодняшний день рынок произведений искусства характеризуется наличием разнообразных способов инвестирования, к которым относятся, в частности, инвестиционные фонды, занимающиеся капитализацией арт-рынка. Такие инвестиционные фонды являются сравнительно новым видом коллективных инвестиций. Принцип работы этих фондов подобен работе традиционных хедж-фондов. Так, минимальный размер инвестиций в фонд The Fine Art Group составляет от 500 до 1 млн долл. [6]. На эту сумму экспертами фонда формируется портфель активов, который подразумевает частное или же долевое владение. В случае частного владения

портфель обычно состоит из нескольких арт-объектов, относящихся, по мнению экспертов фонда, к наиболее прибыльным. Второй вариант подразумевает возможность владения несколькими инвесторами одним активом. Обычно такие портфели активов приносят от 5 до 10% годовых. Главным отличием таких фондов от традиционных является то, что первичное накопление активов осуществляется не только за счет денежных средств, но и за счет культурных ценностей, минимальная доля которых должна составлять 40%. Стоимость чистых активов изменяется исходя из результатов регулярной переоценки активов, основанной на результатах аукционных продаж и выставочной деятельности фондов. Наибольшую эффективность вложений в таких фондах можно получить при условии долгосрочного инвестирования (от 7 до 10 лет).

Сегодня на рынке искусства можно выделить корпоративное инвестирование и распространение модели долевого владения между сотрудниками организаций, формирующих свои собственные коллекции. Практика формирования коллекций искусства находит распространение среди крупных банков и рассматривается как принадлежность банка к высшей бизнес-лиге, автоматически повышая его статус в глазах контрагентов и клиентов. Рассматривая объекты искусства в качестве инвестиционных активов и приобретая объекты искусства в инвестиционных целях, они становятся примером для своих клиентов. Наличие собственной коллекции предметов искусства делает банки значимыми участниками арт-рынка и позволяет предлагать своим клиентам услуги, связанные с инвестициями в искусство. Так, одним из новейших направлений в рамках private banking стал, так называемый, арт-банкинг, который предполагает консультационные услуги в вопросах приобретения предметов искусства в инвестиционных целях, сопровождение сделок купли-продажи предметов искусства, их финансовая оценка. Важным здесь является взаимное сотрудничество банков, предоставляющих такие услуги, с галереями, аукционными домами, оценщиками и консуль-

тантами из сферы искусства, которые обладают высокой репутацией в арт-кругах.

Среди лидеров в данном направлении можно выделить швейцарский банк UBS, собрание которого включает около 35 тысяч произведений современного искусства и модернистов [7, с. 152]. Также крупными игроками арт-рынка являются Citibank и Deutsche bank. В целом, данное направление инвестиционного банкинга имеет большее распространение за рубежом, в развитых странах, где на услуги такого характера имеется наибольший спрос.

Российские коммерческие банки не столь активно осваивают это направление, однако некоторые из них все же осуществляют вложения в произведения искусства и предлагают услуги арт-банкинга. К таким банкам относится Юникредит банк, Альфа-Банк, Уралсиб Банк, Газпромбанк. Необходимо отметить, что арт-инвестиции посредством банков ни в России, ни за рубежом не носят массового характера, а используются преимущественно очень обеспеченными клиентами.

Еще одним направлением инвестиционной деятельности с использованием произведений искусства является их секьюри-тизация с помощью банка. На первом этапе независимыми экспертами определяется цена произведения или нескольких произведений. В случае, если продавец соглашается с этой ценой, работа выставляется на продажу, однако в этом случае инвесторы могут приобрести не всю работу, что часто оказывается проблематичным из-за ее высокой цены, а лишь ее часть. Все работы торгуются в форме сертификатов, аналогичных акциям, покупка и продажа которых осуществляется только посредством финансовых институтов [8, с. 55].

Необходимо отметить и наличие финансового арбитража на рынке произведений искусства. Некоторые работы иногда могут не выделяться на обычных аукционах или иных торговых площадках, вследствие чего становится возможным приобрести их по цене, намного меньше рыночной. Ежегодно можно наблюдать примеры приобретения картин с их последующей быстрой продажей в течение одного года

обычно на более престижном аукционе, иллюстрирующие чистейшую форму финансового арбитража. (Некоторые из них представлены в таблице 1). Такая страте-

гия позволяет коллекционерам и инвесторам в короткие сроки получать значительную доходность на вложенные средства.

Таблица 1. Арбитражные сделки на рынке предметов искусства, 20

Художник Работа Аукцион №1 Цена Аукцион №2 Цена Доходность (годовая)

Пьетро Бианчи (1694 - 1740) Суд Мидаса (The Judgement of Midas) 23.03.2018 Koller Auction, Цюрих 14,458$ 23.10.2018 Dorotheum, Вена 56,444$ 497,8%

Джованни Одацци (1663 -1731) Искушение святого Антония (The Temptation of Saint Anthony) 07.03.2018 Wolley & Wallis, Солсбери 10,411$ 23.10.2018 Dorotheum, Вена 37,629$ 686,5%

А.Р. Пенк (1939 - 2017) Kopf oder Adler 17.02.2018 Galleria Pananti, Флоренция 6,223$ 05.12.2018 Phillips, Лондон 22,303$ 324,1%

Оливье Дебре (1920 - 1999) Без названия (Untitled) 20.06.2018 Beaussant- Lefevre, Париж 1,594$ 06.12.2018 Sotheby's, Париж 5,690$ 512,9%

Софу Тэсигаха-ра (1900 - 1979) Tableau graphisme 16.05.2018 Expertisez.com, Париж 2,655$ 01.10.2018 Sotheby's, Гонконг 8,783$ 501,5%

[9]

Необходимо отметить особую важность новых технологий, оказывающих влияние на арт-рынок. Так в настоящее время на рынке искусства торговля осуществляется ко всем перечисленным ранее площадкам еще и на онлайн-платформах, которые притягивают покупателей предметов искусства [10]. Аукционные дома, использующие интернет для привлечения покупателей посредством выставления картин в таких социальных сетях, как Instagram и Facebook, различных арт-приложений, QR-кодов на выставках, образовательно-развлекательного видео-контента на YouTube и т.д., имеют большие преимущества на арт-рынке. Интернет-торговля помогает участникам данного рынка выходить за рамки традиционных торговых площадок и привлекать новых покупателей и коллекционеров. При этом в настоящее время в данном сегменте рынка нет доминирующих игроков. Необходимо также сказать о том, что среди онлайн-платформ, занимающихся продажей предметов искусства, успешно осуществляют свою деятельность только те, которые постоянно совершенствуются и развиваются, такие как Invaluable, 1 stdibs и Artsy, остальные платформы сталкиваются с большими трудностями и закрываются.

Стоит отметить, что дилеры в своем большинстве не отдают предпочтение продажам через новые онлайн-платформы. Треть из них все еще работает только оф-лайн, а две остальные трети за 2017 год совершили сделок лишь на 1 млрд долл. при совокупных продажах в 26 млрд долл. [1, с. 23].

Онлайн-продажи предметов искусства увеличиваются быстрыми темпами в основном для недорогого сегмента рынка, привлекающего новичков на рынок и позволяющего заявить о себе большому количеству новых деятелей искусства. Вопросы доверия и прозрачности сделок -это то, что является сдерживающим фактором для роста онлайн продаж на данном рынке, однако некоторые эксперты полагают, что развитие технологий сможет решить данные проблемы. Помимо самого маркетинга, интернет начинает играть все большее значение в продвижении и обеспечении информированности рынка о творчестве того или иного автора.

Для количественной оценки рынка искусства эконометрическим департаментом Artprice - крупнейшей французской он-лайн-базы данных цен на предметы искусства - в ответ на спрос со стороны финансовых и банковских институтов, в особен-

ности сегмента private-banking, был создан индекс, который, игнорируя наиболее «во-латильных» деятелей искусства, на цену произведений которых оказывают серьезное влияние мода и спекуляции, базируется только на ценах произведений мастеров, относящихся к так называемому сегменту «голубых фишек». В расчет данного индекса входят работы 100 деятелей искусства, наиболее торгуемых за последние пять лет на аукционах, и, соответственно, подходящих под критерий ликвидности (как минимум 10 работ сопоставимой стоимости должны быть проданы в тече-

ние каждого года). Динамика данного индекса представлена на рисунке 1. Вес каждого автора в этом индексе пропорционален его/ее годовой аукционной выручке за соответствующий период. Индекс

Artprice 100 является признанной альтернативой традиционным финансовым индексам, так как рассчитывается на основе тех же принципов. В связи с этим можно говорить о том, что рынок искусства имеет свой измеритель, сравнимый с известнейшими мировыми индексами, такими как S&P 500, FTSE 100, DAX, NIKKEI 225 и т.д. [9].

Рис. 1. Динамика индексов Artprice 100, Artprice global и S&P 500 за период с 2000 по 2019 [9]

Динамика данного индекса показывает, что искусство является достаточно конкурентоспособным способом долгосрочного инвестирования. Более того, данный график показывает, что верная инвестиционная стратегия может принести значительно больший доход, чем просто инвестирование в рынок искусства в целом, но даже в таком случае инвестиции могут оказаться более доходными, чем случае с традиционным финансовым рынком.

Бесспорно, одним из самых известных индикаторов арт-рынка, за изменением которого постоянно следят аукционисты, арт-дилеры, коллекционеры и оценщики культурных ценностей, является индекс повторных продаж Мея-Мозеса - WAAI (Mei Moses World All Art Index) [9, с. 85], динамика которого приведена на рисун-

ке 2. Для того, чтобы оценить финансовые показатели рынка искусства, в данный индекс включаются данные о ценах повторных продаж одних и тех же объектов в разные периоды времени. В базу расчета данного индекса в настоящее время включены данные о 60 тыс. повторных аукционных продаж с 1810 г. по настоящее время. По мнению авторов индекса, данный подход позволяет достичь максимально точной оценки доходности рынка искусства, что позволяет использовать данный индекс для сравнения арт-рынка в разные периоды времени, выявления трендов и внутренней динамики рынка, а также понять, как данный рынок реагирует на изменения на общую экономическую обстановку.

Рис. 2. Динамика индекса повторных продаж Мея-Мозеса с 1950 г по 2018 г. [9, с. 86]

В 2009 году произошло падение WAAI на 22%, что стало максимальным снижением данного индекса с 1991 г., когда в результате взрыва «мыльного пузыря» на рынке искусства 1985-1990 гг., индекс снизился на 30%. Стоит отметить, что 2009 год, после пятилетнего устойчивого роста цен примерно на 20% в год, ознаменовался вторым по значимости спадом со времен «великой депрессии». Рост цен на 22% в 2010 году повлек остановку скольжения вниз и положил начало консолидации мирового аукционного рынка искусства. В 2011 г. значение индекса продолжало расти, однако темпы замедлились до 10,2%. В 2012 г. инвестирование в предметы искусства стало значительно менее доходным, по сравнению с инвестициями на рынке акций, о чем свидетельствует положительная доходность таких фондовых индексов, как S&P 500 и FTSE, в то время как WAAI снизился на 3,28%. В следующие периоды, вплоть до 2018 года, существенного роста или падения индекса не

наблюдалось, однако можно говорить о стабильном повышательном темпе.

Необходимо отметить, что данный индекс имеет свои недостатки и ограничения. Прежде всего, при расчете данного индекса не учитываются транзакционные издержки: комиссионные аукционных домов, затраты на страхование и транспортировку, налоги и т.п. Все это снижает доходность инвестиций. Более того, арт-индексы рассчитываются только на основе данных, предоставляемых аукционным рынком и, соответственно, не могут в полной мере отражать доходность всего рынка предметов искусства, хотя многие эксперты отмечают, что продажи на крупных аукционах оказывают непосредственное влияние на весь остальной рынок (в первую очередь галереи), в особенности на объекты, относящиеся к среднему и нижнему ценовым сегментам. Что касается объемов продаж, то в 2018 году он составил 67,4 млрд долл., что больше 2017 года на 5,8% (рис. 3).

Рис. 3. Продажи на мировом рынке искусства с 2008 по 2018 гг., млрд. долл.

Стоит отметить, что рынок предметов искусства, как и все остальные рынки, цикличен. В связи с тем, что цены на арт-рынке периодически колеблются, для получения дохода от инвестиций инвесторам необходимо покупать только то, что недооценено и имеет потенциал роста, а не слепо гнаться за веяниями моды. В противном случае инвестор может серьезно пострадать от перегрева рынка, который периодически порождает «мыльные пузыри» с неоправданно высокими ценами на предметы искусства и дальнейшую неспособность получить доход от продажи, из-за чего владельцам приходится снижать цену ниже цены покупки.

Вкладываясь в искусство, инвестору не только необходимо обладать достаточной

Библиографический список

1. The Art Market 2019. An Art Basel & UBS Report. - [Электронный ресурс] - URL: https://d2u3 kfwd92fzu7. cloudfront.net/The_Art_Market_Report_2019.pdf (Дата обращения : 17.05.2019).

2. The UK Government Art Collection - [Электронный ресурс] - URL: http://www.gac.culture.gov.uk (Дата обращения: 17.05.2019).

3. The Fine Art Program - [Электронный ресурс] - URL: https://www.gsa.gov/realestate/design-construction/art-in-architecturefine-arts/fine-arts-collection (дата обращения: 15.05.2019)

4. Britain has a 'hidden' art collection worth £3.5bn. - [Электронный ресурс] - URL: https://www.bbc.com/news/entertainmentarts-34150322 (дата обращения: 15.05.2019).

5. Qatar's Billion-Dollar Art Collection Causes Controversy by Susan Hack [Электронный ресурс] URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2 014-10-02/qatar-s-billion-dollar-art-collectioncauses-controversy (Дата обращения: 16.05.2019).

6. Wealthy investors dabble in art investment funds by Shelly Schwartz, special to CNBC.com - [Электронный ресурс] - URL: https://www.cnbc.com/2015/05/29/wealthyinvestors-dabble-in-art-investment-funds.html (Дата обращения: 17.05.2019).

7. Вдовин И. А., Мещерская М. В. Предметы искусства как альтернативные инвестиции: стратегии управления рисками и повышения доходности // Бизнес. Общество. Власть. -2018. - №2 (28). - С. 146-148. - [Электронный ресурс] - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35393639

8. Щурина С. В. Инвестиции в объекты искусства финансовых институтов и банков // Финансы и кредит. 2015. №24 (648). С. 54-56. - [Электронный ресурс] - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23612672

9. Investing in Art // Artprice.com. - [Электронный ресурс] - URL: https://www.artprice.com/artprice-reports/the-art-market-in-2018/investing-in-art/ (Дата обращения: 17.05.2019).

10. TEFAF Art market report online focus //The European Fine Art Foundation/ - [Электронный ресурс] - URL: https://www.tefaf.com/tefaf/media/website/fair%20images/tefaf%20maastricht/2017/art%20sym posium/tefaf-art-market-report-online-focus.pdf(Дата обращения: 17.05.2019).

суммой средств, но и серьезными познаниями в данной области, которые должны сопровождаться интуицией к наращиванию стоимости. В связи с этим, только если подходить к заработку на вложениях в произведения искусства профессионально и грамотно, можно рассчитывать на значительную доходность от вложений [12, с. 19]. В противном случае риск потерять свои деньги очень велик.

В целом инвестирование на рынке искусства имеет множество специфических особенностей и принципов. Успешные инвестиции на данном рынке возможны только при реализации обдуманной рациональной стратегии.

11. The Art Market 2019. An Art Basel & UBS Report.- [Электронный ресурс] - URL: https://d2u3kfwd92fzu7.cloudfront.net/The_Art_Market_Report_2019.pdf (Дата обращения: 17.05.2019).

12. Курочкина А. И., Мударисова Д.М. Инвестиции в вечное, или стоит ли вкладывать в произведения искусства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2017. - №11-1. - С. 18-21. - [Электронный ресурс] - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30266610

INVESTMENTS IN THE ART MARKET

A.U. Kozaeva, Student

Supervisor: A. V. Makeev, Senior Lecturer

Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. Unfavorable economic conditions in the stock markets, the economic downturn or simply the desire to diversify a portfolio make investors look for new opportunities for alternative investments, one of which is investing in art. This article discusses a variety of ways to invest in the art market, analyzes the impact of information technology on the art market. The article also discusses the dynamics of sales in the world art market from 2008 to 2018 and the dynamics of the main indices characterizing this market, such as Artprice100 and the index of repeated sales of Mei-Moses (WAAI).

Keywords: investments, art, art market, long-term investments, art index.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.