Научная статья на тему 'Инвестирование в целях уменьшения опасности бедствий как часть государственной городской политики'

Инвестирование в целях уменьшения опасности бедствий как часть государственной городской политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОРОД / СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / URBAN POLICY / CITY / NATURAL DISASTERS / SUSTAINABILITY / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова А.И., Новиков И.В.

В статье рассматриваются меры, принимаемые международном уровне в рамках Международной стратегии уменьшения опасностей бедствий для того, чтобы повысить готовность городов к стихийным бедствиям. Авторы отмечают основные вехи в развитии международного сотрудничества в этой сфере за последние 26 лет, а также Сендайскую рамочную программу по уменьшению опасностей бедствий на 2015-2030 годы. Авторы предлагают использование основных международных документов и стандартов для уменьшения опасности бедствий в рамках формирования государственной городской политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова А.И., Новиков И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT IN DISASTER RISK REDUCTION AS A PART OF NATIONAL URBAN POLICY

This article is concerned with measures accepted within the framework of World Disaster Risk Reduction strategy in order to increase preparedness of cities to natural disasters. Authors show us basic milestones in the development of international cooperation in this sphere over the last 26-year and Sendai Framework for Disaster Risk Reduction 2015-2030. The authors proposed the use of basic international documents and standards for disaster risk reduction in the formation of national urban policy.

Текст научной работы на тему «Инвестирование в целях уменьшения опасности бедствий как часть государственной городской политики»

УДК 332.146:330.322

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ УМЕНЬШЕНИЯ ОПАСНОСТИ БЕДСТВИЙ КАК ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГОРОДСКОЙ ПОЛИТИКИ

Кузнецова А.И., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», тел.: +7 (915) 318 19 48, e-mail: alla.kuznetso@yandex.ru

Новиков И.В., аспирант кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, ЧОУ ВО «Московского университета им.

С.Ю. Витте», тел.: +7 (985) 305 79 07, e-mail: iv-nov91@yandex.ru

В статье рассматриваются меры, принимаемые международном уровне в рамках Международной стратегии уменьшения опасностей бедствий для того, чтобы повысить готовность городов к стихийным бедствиям. Авторы отмечают основные вехи в развитии международного сотрудничества в этой сфере за последние 26 лет, а также Сендайскую рамочную программу по уменьшению опасностей бедствий на 2015-2030 годы. Авторы предлагают использование основных международных документов и стандартов для уменьшения опасности бедствийв рамках формирования государственной городской политики.

Ключевые слова: городская политика, город, стихийные бедствия, устойчивость, инвестирование.

INVESTMENT IN DISASTER RISK REDUCTION AS A PART OF NATIONAL URBAN POLICY

Kuznetsova A., Doctor of Economics, Professor of the Urban and service sector economics chair, Moscow Witte University, tel.: +7 (915) 318 19 48, e-mail: alla.kuznetso@yandex.ru, Novikov I., the post-graduate student, Urban and service sector economics chair, Moscow Witte University, tel.:+7 (985) 305 79 07,

e-mail: iv-nov91@yandex.ru

This article is concerned with measures accepted within the framework of World Disaster Risk Reduction strategy in order to increase preparedness of cities to natural disasters.Authors show us basic milestones in the development of international cooperation in this sphere over the last 26-year and Sendai Framework for Disaster Risk Reduction 2015-2030. The authors proposed the use of basic international documents and standards for disaster risk reduction in the formation of national urban policy.

Keywords: urban policy, city, natural disasters, sustainability, investment.

В настоящий момент 53% населения мирапроживает в городах или в урбанизированных зонах. По данным ООН численность городского населения Земли к 2050 году достигнет 70%. Города являются экономическимидвигателями стран, центрами создания инновацийи новыхтехнологий,в которых создается около 70% мирового ВВП. Но города могут быть также и источникомрисков, вызванных неэффективной городской инфраструктурой, низким уровнем городских услугам, ростом незаконных поселений в виде трущоб, деградациейгородской экологии и другими проблемами. Эти проблемы повышает уязвимость жителей городов к природным угрозам.

Во второй половине XX века отмечается общая тенденция к повышению роста стихийных бедствий в глобальном масштабе, а также увеличение их фактического числа. За последние 50 лет количество наиболее катастрофических по числу жертв зарегистрированных сейсмических событий оставалось относительно постоянным, при этом возросло количество ураганов и наводнений. Риск экономического ущерба от бедствий увеличивается, в то время как отмечается некоторое снижение числа погибших при бедствиях. Количество и интенсивность засух, наводнений, оползней и периодов аномально жаркой погоды имеет значительное воздействие на города и стратегии их устойчивого развития.

Руководствуясь этим мировое сообщество 22 декабря 1989 года в лице Генеральной Ассамблеи ООНпровозгласило Международное десятилетие по уменьшению опасности бедствий с 1990 по 1999 год [6]. На основе Международных рамок действий для десятилетия предпринимались согласованные международные усилия по смягчению последствий стихийных бедствий.На конференциях ООН, проведенных в 90-е годы, подчеркивалась необходимость создания национального и местного потенциалов по уменьшению опасности стихийных бедствий в программы устойчивого развития. На Конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году были разработаны глобальные рамки для устойчивого развития под названием Повестка дня на XXI век.

В 1994 году в японском городе Йокогама прошла первая Всемирная конференция по уменьшению опасности бедствий, на основе которой была принята Йокогамская стратегия. Было отмечено, чтов ходе первых пяти лет Десятилетия были получены определенные результаты, хотя ониносили неравноценный характер и достигались не на согласованной и систематической основе, как это предполагалось [1]. Йокогамская стратегия признает стихийные бедствия создающими угрозы для устойчивого экономического развития во всем мире. Достижение устойчивого

экономического развития является невозможным, если международное сообщество в целом и каждая страна в отдельности не могут обеспечить защиту результатов, достигнутых благодаря развитию, и инвестировать средства на осуществление планов на будущее. В период, предшествующий стихийному бедствию, общество решает проблемы, связанную с возможными экономическими потерями, двумя основными способами: путем учета рискастихийных бедствий при принятии решений о капиталовложениях и распределением рисков и издержек на основе договоров страхования. В целом Йокогамская стратегия заключается в том, что путь социально-экономического развития будет сдерживаться нескончаемыми бедствиями, если только меры по уменьшению опасности бедствий не станут неотъемлемой частью национальных планов и программ развития на всех уровнях.

На основе десятилетнего опыта Организация Объединенных Наций учредила Международную стратегию уменьшения опасности бедствий в качестве глобальной основы для деятельности по обеспечению всех обществ устойчивости к стихийным бедствиям. Она призвана решить задачу перехода от защиты от опасностейбедствий к управлениюриском путем включения мер по снижению риска в деятельность по обеспечению устойчивого развития. Общей идеей стратегии является обеспечение устойчивости всех обществ перед лицом опасных природных явлений и связанных с ними техногенных и экологических катастроф, с тем чтобы сократить экологические, людские, экономические и социальные потери.Четыре цели стратегии заключаются в следующем:

1. расширить осведомленность общественности о мерах по уменьшению опасности бедствий;

2. обеспечить готовность государственных органов заниматься этими вопросами;

3. содействовать созданию междисциплинарных и межотраслевых партнерских отношений;

4. совершенствовать научные знания о причинах стихийных бедствий и последствиях воздействия природных опасностей.

Каждый год по докладу Второго Комитета Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, посвященные Международную стратегию уменьшения опасности бедствий, а Генеральный Секретарь ООН выступает с докладом, на тему её реализации.

В 2005 году в десятую годовщину землетрясения в японском городе Кобе, в префектуре Хиого, состоялась вторая Всемирная конференция по уменьшению опасности бедствий, по результатам которой была выпущена Хиогская рамочная программа действий на 2005-2015 годы. Она предполагала дальнейшее совершенствование

механизмов предотвращения последствий стихийных бедствий, организацию обмена опытом, развитие культуры предупреждения бедствий.

Важным событием для реализации Хиогской рамочной программы действий стал запуск в 2010 году инициативы ООН«Повышение устойчивости городов к бедствиям: мой город готовится», целью которой является принятие решительных мер для снижения числа жертв стихийных бедствий в городах, например, путем поощрения строительства устойчивых к бедствиям зданий или разработки системы раннего оповещения о бедствии. К инициативе на конец апреля 2015 года присоединился 2532 города по всему миру в которых проживает свыше 700 миллионов человек [3].

Устойчивые к стихийным бедствиям города - это такие города, в которых:

1. Имеются компетентные и ответственные местные органы, которые представляют широкие слои населения.

2. Люди имеют возможность участвовать в принятии решений и разработке планов развития своего города совместно с местными органами власти.

3. Местные органы власти и жители осознают существующие риски и создают местную информационную базу о них.

4. Принимаются меры для предотвращения и смягчения воздействия бедствий, внедряются технологии мониторинга и раннего оповещения для защиты жителей иобъектов инфраструктуры.

5. Риск возникновения бедствий сведен к минимуму, так как население живет в домах и районах, которые имеют необходимые инженерные коммуникации и инфраструктуру, построенную в соответствии с разумными строительными нормами.

Инициатива «Повышение устойчивости городов к бедствиям: мой город готовится» базируется на десяти принципах повышения устойчивости крупных городов к бедствиям:

1. Создание организационной системы и порядка координации, которая позволяет уяснить суть риска бедствий и обеспечить его снижение на основе взаимодействия внутри гражданского общества.

2. Выделение средств на снижение риска бедствий всеми заинтересованными лицами включая домохозяйства, частный и государственный сектора.

3. Обеспечение актуальными данными об угрозах и факторах уязвимости, а также полный доступ населения к этой информации и к планам по обеспечению устойчивости города.

4. Вложение средств в важные объекты инфраструктуры, способствующие снижению риска.

5. Оценка безопасности учебных и медицинских учреждений и проведение их реконструкции в случае необходимости.

6. Внедрение реалистичных строительных норм и принципов территориального планирования, учитывающие существующие факторы риска, и обеспечение их соблюдения

7. Обеспечение проведения в школах и населенных пунктах образовательных и обучающих программ по снижению риска бедствий.

8. Адаптация к изменению климата, а также обеспечение защиты экосистем и природных защитных зон для смягчения последствий угроз, которым может быть подвержен город.

9. Внедрение системы раннего оповещения и наращивание потенциала управления при чрезвычайных ситуациях в городе.

10. Учет в первую очередь потребностей пострадавшего населения при осуществлении мероприятий по восстановлению после любых стихийных бедствий.

Важно отметить, что повышение устойчивости городов к бедствиям предполагает инвестиции. Инвестирование в развитие городов является приоритетной задачей во большинстве стран мира, однако систематическая и эффективная работа в этом направлении является весьма непростым делом.В целях облегчения этой задачив мае 2014 года Международной организацией по стандартам былопу-бликован стандарт ISO 37120:2014, который посвящен устойчивому развитию сообществ и устанавливает основные показатели городских услуг и качества жизни [4]. Он был представлен на глобальном саммите городов "Службой глобальной оценки городских услуг". Применение этого стандарта позволит городским администрациям, дизайнерам исследователям, политикам, руководителям частных компаний и другим специалистам направить свои усилия на важнейшие вопросы городской жизнив целях разработки документов, направленных на развитие городов. Показатели, включенные в стандарт, помогут оценить услуги и их динамику в целях улучшения качества жизни и экологической устойчивости. Данный стандарт

создает общий подход для заинтересованных лиц по всему миру, что позволяет без проблем сравнивать города между собой. Такая информации позволяет выявить передовой городской опыт и учиться друг у друга.

Стандарт ISO 37120:2014 стал первым стандартом, по оценке показателей городских услуг. Он разработан как часть сборника стандартов в области устойчивого развития населенных пунктов. Также предполагается создание ISO 37130, посвященный устойчивым к бедствиям городами ISO 37140, посвященный умным городам.

Стандарт включает 100 индикаторов, которые охватывают 17 аспектов, такие как: безопасность, водоснабжение и санитарные службы, городское планирование, досуг, жилье, здравоохранение, канализацию, коммуникации и инновации, образование, органы государственного управления, противопожарную и аварийную защиту, твердые отходы, транспорт, финансы, экология, экономика, энергетика.

Вместе со стандартом на глобальном саммите городов было объявлено о создании Всемирного совета по городским данным, который будет использовать стандарт ISO 37120 для измерения эффективности городов.

Незадолго до принятия международного стандарта 20 декабря 2013 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию о проведении 3-й Всемирной конференции по снижению риска бедствий в Сендае, Япония, который прошел с 14 по 18 марта 2015 года. За день до начала конференции было объявлено, что 45 городов по всему миру приступят к реализации мер по снижению риска в своих городах с использование стандарта ISO 37120:2014.

Стоит отметить, что Япония уже в третий раз стала страной хозяйкой Всемирной конференции по снижению риска бедствий, что не случайно, ведь Япония является одной из самых подверженных стихийным бедствиям стран мира. Великое восточно-японское землетрясение и цунами 11 марта 2011 года изменили Японию и ее общество. Люди осознали тот факт, что они живут в обществе, которое должно основываться на взаимопомощи и поддержке. В результате мер правительства Японии, местных органов власти и местного сообщества, а такжемеждународной помощиЯпония справилась с многими последствиями комбинированной катастрофы 11 марта 2011 года. Одним из признаков будущего, родившихся под влиянием катастрофы, стали различные инновационные проекты, такие как создание устойчивых умных городов. Одним из таких городов, построенных на основе государственно-частного партнерства является модель устойчивого умного города Фудзисава в префектуре Канагава, торжественно открытого в ноябре 2014 года. Таким образом, Великое восточно-японского землетрясения и цунами стало драйвером инновационного экономического развития Японии.

Город Сендай, расположенный в префектуре Мияги, является центром пострадавшего от катастрофы 2011 года региона Тохоку. В Сендайской Конфереции приняло участие 6,5 тысяч делегатов и проведено около 700 мероприятий.По словам Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, сказанным на открытии конференции, в настоящее время ущерб от природных бедствий будет возрастать, поэтому необходимо увеличить вложения в инфраструктуру по предотвращению бедствий.

От России в конференции принял участие Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Андреевич Пучков [5]. По словам министра, Россия будет расширять международное сотрудничество, в том числе в рамках ШОС и БРИКС. Приоритетом России является обеспечение комплексного реагирования на ЧС и крупные бедствия по всему миру. В регионах России внедряется система комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Одной из приоритетных задач при её развитии является обучение населения грамотному и правильному реагированию на опасности и угрозы современного мира.

По итогам конференции была принята Сендайская декларация, а также рамочная программа действий по снижению рисков стихийных бедствий на период с 2015 по 2030 гг. [7]. Принятие новой программы действий открывает новую главу в деятельности по продвижению устойчивого развития. Она базируется на Хиогской рамочной программе действий. В итоговых документах было отмечено, что за прошедшее десятилетие погибли более 700 тысяч человеки свыше 1,4 миллионов получили увечья, 23 миллиона человек лишились жилья. В общей сложности так или

иначе пострадали 1,5 миллиарда человек и был нанесен ущерб в 1,3 триллиона долларов.

Приоритетными областями действия новой программы действий являются:

1. Понимание риска стихийных бедствий, которое предполагает усиление роли образования и научных исследований в этой области, включая составление карт риска, которые помогут ответственным органам при принятии градостроительных решений.

2. Укрепление усилий органов власти по управлению рисками бедствий, включая составление ясных планов действий, которые координирует заинтересованных лиц на всех уровнях.

3. Инвестирование в предотвращение бедствий для усиления устойчивости, как драйвер инноваций, роста и создания рабочих мест.

4. Увеличение подготовленности к бедствиям как эффективный ответ на стихийные бедствия, чтобы "отстроиться заново лучше прежнего" в процессе восстановления, реабилитации и реконструкции.

В рамках этих направлений предполагаются различные действия, реализуемые как на глобальном и региональном уровнях, так национальном и местном уровнях.

Устойчивая урбанизация признана как одна из ключевых задач в повестке дня в области развития на период после 2015 года. В октябре 2016 года в городе Кито, столице Эквадора пройдет Конференция Организации Объединенных Наций по населенным пунктам ХАБИТАТ-Ш. Данная конференция представит сообществу наций уникальный шанс достижения глобальных стратегических целей благодаря использованию огромного потенциала устойчивой урбанизации. В рамках подготовки к конференции странам мира рекомендовано формирование в своих странах государственных городских политик.

Авторы полагают, что те усилия, которые предпринимались международным сообществом в рамках Международной стратегии уменьшения опасности бедствий, инициативы "Повышение устойчивости городов к бедствиям: мой город готовится", а также разработке международных стандартов необходимо включить как одну

из составляющих при формировании государственных городских политик, в том числе и при формировании будущей государственной городской политики Российской Федерации, необходимость которой в последнее время нарастает.Развитая инфраструктура, в том числе способствующая снижению риска стихийных бедствий укрепляет экономику города, способствует укреплению власти. Конкурентные преимущества городов создаются и удерживаются в тесной взаимосвязи с местным инфраструктурным обустройством [2,8].Таким образом, на основе международного опыта была отмечена роль инвестирования в области уменьшения опасности бедствий, которое необходимо как часть государственной городской политики.

Литература:

1. Пучков В.А., Акимов. В.А., Соколов Ю.А. Катастрофы и устойчивое развитие в условиях глобализации. / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013.

2. Кузнецова А.И., Кузнецова Э.Г. Административное регулирование развития инфраструктуры в городах России. // Транспортное дело России. 2014. № 5. С. 207-210.

3. Официальныйсайт Бюро по сокращению риска бедствий ООН [Электронный ресурс] URL: http://www.unisdr.org/

4. Официальный сайт Международной организации по стандартизации[Электронный ресурс] URL: http://www.iso.org/iso/ home.html

5. Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс] URL: http://www.mchs.gov.ru/

6. Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс] URL: http:// www.un.org/

7. Sendai Framework for Disaster Risk Reduction 2015-2030 [Электронныйресурс] URL: http://www.wcdrr.org/uploads/Sendai_ Framework_for_Disaster_Risk_Reduction_2015-2030.pdf

8. Кузнецова А.И. Инфраструктура: вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. - М.: КомКнига, 2013. - 456с.

УДК 338.46; 334.012.6

МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СФЕРЫ УСЛУГ

Руденко Л.Г., к.э.н., доцент, заведующий кафедрой Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, ЧОУ ВО «Московского университета им. С.Ю. Витте», тел.: +7 (916) 799 29 75, email: mila.k07@mail.ru

В статье раскрывается сущность принципа сбалансированности, его методологические основы, обосновывается необходимость его применения для формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Методом экспертных оценок проводится анализ сбалансированности инфраструктурной поддержки, выявляются перекосы и проблемные аспекты функционирования системы поддержки малого предпринимательства сферы услуг, обосновываются пути ее совершенствования.

Ключевые слова:принцип сбалансированности, методология, малое предпринимательство, инфраструктура поддержки, сфера услуг.

METHODOLOGY AND PRACTICE OF THE APPLICATION OF THE PRINCIPLE OF BALANCE IN THE FORMATION OF INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF SMALL

BUSINESS SERVICES

Rudenko L., Ph.D., associate professor, head of the Urban economy and the service sector chair, Moscow University Witte,

tel.: +7 (916) 799 29 75, email: mila.k07@mail.ru

In article the essence of the principle balance, its methodological basis, makes the case for its application for infrastructure support of small business. Method of peer review analyses the balance of infrastructure support, identify biases, and problematic aspects of the functioning of the system of small business support services, are ways of its improvement.

Keywords: principle of balance, methodology, small business, infrastructure support services.

В настоящее время перспективным элементом стратегического планирования и управления является внедрение принципа сбалансированности, основанного на причинно-следственных связях между звеньями управляемой системы и учитывающего взаимное влияние ее параметров и факторов.

Теоретические аспекты проблемы сбалансированности изучались в политэкономии СССР, широко использовавшей закон пропорциональности и категорию сбалансированности. Пропорциональность рассматривалась как внутреннее свойство любой устойчивой системы, а сбалансированность - как специфическая форма ее достижения, «сознательный выбор в установлении пропорциональности» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.