Научная статья на тему 'Интуиция как феномен бессознательного в творческом процессе'

Интуиция как феномен бессознательного в творческом процессе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1807
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / ПОЗНАНИЕ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ТВОРЧЕСТВО / ПОЗНАЮЩИЙ СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чащегорова Наталья Александровна

В статье анализируются некоторые современные психологические концепции, в которых проблема интуиции исследуется с точки зрения развития творческих способностей человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интуиция как феномен бессознательного в творческом процессе»

УДК 165

ЧАЩЕГОРОВА Н.А. Интуиция как феномен

бессознательного в творческом процессе

В статье анализируются некоторые современные психологические концепции, в которых проблема интуиции исследуется с точки зрения развития творческих способностей человека.

Ключевые слова: интуиция, познание, бессознательное, творчество, познающий субъект.

Актуальность темы исследования продиктована интересом к изучению познавательных способностей человека в современных условиях, когда динамизм жизни, связанный с потоком информации и инноваций, заставляют человека искать те формы и методы познания, которые позволяли бы ему эффективно работать с изменениями, оперативно обрабатывать информацию, чтобы избежать хаотичности в своей жизни.

Информационные технологии освободили человека от решения многих логических задач, связанных с обработкой информации, с другой стороны, создали возможности для "запуска" интенсивной работы такого психического процесса, как воображение, которое позволяет выходить за пределы непосредственно наблюдаемого в мир трансцендентальный, расширяя наши представления о мире.

История научных открытий знает немало случаев, когда ученый достигал принципиально нового решения проблемы как бы путем внезапного озарения, минуя стадию "пошагового", рассудочного мышления: "толчком" к открытию служили образы бессознательного, их причудливая комбинация в сновидениях. Примеров тому множество. У Августа Кеккуле открытие формулы бензольного кольца произошло во сне. Однажды он долго не находил покоя, разглядывая формулу молекулы бензола, и заснул.

"Атомы мелькали у меня перед глазами, извивались как змеи. Одна из них схватила собственный хвост. Образ начал неотступно вертеться в моей голове"1. Аналогичным образом была открыта перио-

дическая система элементов русским химиком Д.И. Менделеевым.

Все это создает условия для возрастания интереса к формам и методам познания, лежащим за рамками рационализма, в том числе к интуиции, которая зачастую рассматривается в современной философии через призму внутреннего мира человека, его переживаний, ценностных ориентаций, процессов бессознательного и его взаимодействия с тем, что выносится на уровень осознания познающим субъектом. Интуиция выступает необходимым механизмом творческого процесса, в результате которого появляется принципиально новое знание.

Попытки объяснить природу интуиции предпринимались на протяжении всей истории философии. Если представители рационализма 17-18 вв., немецкого классического идеализма непосредственное знание, которое отождествлялось с интуицией, рассматривали как вид интеллектуального постижения истины, то в 19 веке появляются концепции, где интуиция предстает как предшественница интеллекта, не зависящая поэтому от него. Формирование этих идей было связано с разочарованиями по поводу познавательных возможностей разума, который не всегда может четко и внятно дать ответы на поставленные вопросы. Это особенно выразилось в интуитивизме, экзистенциализме и ряде других направлений. Появляется интерес к иррациональному, бессознательному, к интуиции, которая трактуется как проявление бессознательного начала.

Интуиция в современных трактовках выступает как "понимание, непосредственное переживание действительности, откровение, развивающееся изнутри человека. Интуитивное знание - понимание сути предмета, получаемое благодаря интуиции, непосредственному постижению сущности вещи"2.

С точки зрения исследования соотношения сознательного и бессознательного в творческом процессе в аспекте разработки проблемы интуиции несомненный интерес представляют некоторые современные психологические концепции. Интуиция рассматривается в них с точки зрения развития творческих способностей личности, через призму ее самоактуализации, достижения ею внутренней гармонии и целостности.

Основатель аналитической психологии К. Юнг определяет интуицию как скрытый первоисточник творчества, связанный с работой бессознательного: "Она есть иррациональная функция восприятия, своего рода инстинктивное схватывание все равно каких содержаний... Это психологическая функция, передающаяся субъекту восприятия бессознательным путем"3.

Юнг пытается определить природу и источник возникновения интуитивного знания и находит их в работе бессознательного, в наличии архетипов как таких психических образов, которые содержат в себе опыт предшествующих поколений, всего человечества и даже неживой природы: "Это врожденные психические формы, проявляющиеся в индивидуальной психике в символической форме"4.

То, что постигнуто интуицией, затем проецируется на внешний мир, который является проекцией мира внутреннего. Разумом мы познаем то, что было создано нашим бессознательным.

Интуицию Юнг рассматривает как одну из психических функций человека, которая может проявить себя в мыслях, в чувствах, ощущениях. Следуя принципу целостности, он считает, что в идеале у человека должны быть развиты все функции для более гибкой адаптации в ответ на изменения внешних условий. Одна из задач психотерапии - помочь осознать че-

ловеку, какие стороны психической жизни остаются в подчиненном (архаичном) состоянии, и, соответственно, "усилить", развить эти стороны.

В соответствии с тем, какая функция является ведущей, Юнг выделяет психологические типы. Человек, который ориентируется на интуицию, то есть, по Юнгу, на восприятие через бессознательное, относится к интуитивному типу. Интуитивный тип мотивируется постоянным потоком новых видений и предчувствий, его привлекает новое и необычное,его разум работает скачкообразно, он живет возможностями: то, что постигается с помощью интуиции, разрабатывается другими людьми в силу того, что интуитивный тип слабо связан с реальностью5.

Юнг считает, что функция интуиции состоит в передаче образов, которые несут определенные смыслы, влияющие на деятельность. В этом случае, считает Юнг, психическое приспособление основывается почти исключительно на интуиции.

Способность интуиции воспринимать образы иллюстрируется у Юнга примером, связанным с психогенным головокружением: "Ощущение воспринимает во всех подробностях все его качества, его интенсивность, его течение во времени, способ его возникновения и его исчезновения, нисколько не возвышаясь над этим и не проникая до его содержания, от которого это расстройство возникло. Интуиция же, напротив, берет из этого ощущения лишь толчок, побуждающий к немедленному действию, она старается заглянуть дальше, за ощущение и... вскоре воспринимает внутренний образ... она видит образ шатающегося человека, пораженного стрелою в сердце"6.

Юнг отмечает преимущества интровер-тированной интуиции, ненаправленного мышления, которое представляет собой игру воображения, поток образов, а не понятий. Этот тип мышления непродуктивен для приспособления к внешнему миру, но обеспечивает адаптацию к миру внутреннему, давая выход к глубинам бессознательного, создавая мир мифологии.

В отличие от него логическое мышление направлено на внешний мир, оно - инстру-

мент и порождение культуры и обеспечивает приспособление к миру внешнему7.

Способность интуиции выражать глубины бессознательного, архетипы в их символической форме является необходимым свойством творческого процесса. В современной психологии и психотерапии идеи Юнга легли в основу терапии искусством. Юнг предлагает своим пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного8.

Работа пациента со зрительными образами, мыслями и чувствами, спонтанность способствуют тому, что творческий процесс сопровождают догадки, "инсай-ты", которые касаются внутренних, бессознательных конфликтов. Свои предчувствия пациент воплощает в реальный предмет - предмет своего творчества, существование которого трудно отрицать, этот результат творчества можно подвергнуть дальнейшей обработке.

Таким образом, достигается помощь в выражении и разрешении внутренних конфликтов; в бесконечном процессе самопознания выявляются скрытые умения и навыки художественного творчества. Идея самоактуализации, развития творческих сил в дальнейшем особенно проявила себя в гуманистической психологии.

Переживания, "инсайты" способствуют тому, что мир начинает восприниматься в ином свете, в иной перспективе. "Для человека, - отмечает А.М. Руткевич, -опыт самоочевиден, оставляет чувство полной достоверности, как бы к нему ни относились окружающие"9.

Если для Юнга интуиция служит выражением архетипов коллективного бессознательного, которые существуют как нечто независимое по отношению к человеку, то основатель гуманистической психологии А. Маслоу обращает большее внимание на креативные способности человека, и интуиция для него выступает в качестве источника генерирования новых идей, которые кроются "в глубинах человеческой природы". Проявления интуиции связаны напрямую с развитием личности, с ее способностью к фантазиям, непосредственного, тем состояниям, которые про-

являются в детском возрасте, в сновидениях, в художественном творчестве. "Для большинства людей этот процесс является довербальным,очень конкретным,близким к непосредственному переживанию, к обычно-визуально-наглядному"10.

Основательтрансперсональной психологии С. Гроф связывает интуицию с трансперсональными переживаниями, которые возможны в холотропных состояниях, сопровождаемых "видением архе-типических существ, богов и демонов различных культур и даже отождествления с ними. В данном случае мы можем достичь интуитивного понимания мировых символов (крест, свастика и т.д.)"11.

Гроф утверждает, что существует синтез, объясняющий знания материального мира с мудростями, почерпнутыми из глубин коллективного бессознательного, с озарениями и наблюдениями, возникающими в холотропном состоянии сознания. Проводится мысль о преодолении человеческих границ восприятия и переходе в другие возможности, позволяющие достигать нового видения. Эти идеи основаны на схеме, отделяющей человека от мира, противопоставляющие восприятие человека и воспринимаемый мир.

Таким образом, акцентируется внимание на бессознательном характере интуитивного знания, что зачастую служит основанием для трактовки этого познавательного феномена как чего-то непостижимого, как инстинкт или божественное откровение, что выражает отрыв интуиции от основных форм познания: чувственного и рационального. Вместе с тем в процессе творчества интуиция и логика образуют органическое единство.

Психологи связывают действие интуиции с взаимодействием правого и левого полушарий головного мозга человека. Как отмечает Р.М. Грановская, "мыслительный процесс, приводящий к получению новой информации об отношениях и связях объектов, всегда требует участия обоих полушарий. Мы предполагаем, что этот процесс включает несколько последовательных этапов, когда доминирует по очереди то одно, то другое полушарие. Когда доминирует левое, то результаты мысли-

тельной деятельности, достигнутые к этому моменту, могут быть вербализованы и осознаны. Когда доминирует правое, мыслительный процесс, развиваясь имманентно, не может быть осознан и вербализован. И только когда вновь доминирует левое, возникает ощущение внезапности полученного результата, несвязанности его с состояниями, непосредственно предшествовавшими его получению, неосознанности ни подготовительных этапов, ни промежуточных операций"12.

Одни из основателей уральской философской школы И.Я. Лойфман, М.Н. Рут-кевич единство левого и правого полушарий, интуиции и логики связывают с социально накопленным опытом, как "трансформацию чувственно-наглядного в абстрактно-понятийное и наоборот"13.

Следует отметить, что психология стала рассматривать понятие "интуиция" совсем недавно. Это было обусловлено отчасти тем, что в последнее время в западной психологии усилился интерес к интуиции в связи с увеличением спроса на людей, которые могут принимать решения и действовать, полагаясь на свою интуицию. Способность мгновенно обрабатывать информацию с помощью интуиции важна, например, на железнодорожном транспорте, работе, связанной с авиаперевозками, особенно в экстремальных ситуациях, когда от быстрого решения зависят зачастую безопасность и жизнь людей. Об этом справедливо пишет О.В. Степаносова, анализируя современные подходы в западной психологии по проблеме интуиции14.

Она же отмечает, что современные психологи рассматривают интуицию либо как индивидуальное свойство личности, либо как параметр когнитивного стиля. В первом случае представления об интуиции базируются на типологии личности К. Юнга, где интуиция понимается как личностная характеристика, как способ восприятия событий, использующий информацию, лежащую за пределами ощущений. С помощью интуиции непосредственно воспринимаются возможности и потенциалы внешних и внутренних объектов, сопровождаемые идеями или ассоциациями из бессознательного.

В качестве параметра когнитивного стиля интуиция выступает как предпочтение одного из двух возможных противоположных способов переработки информации - интуитивного или аналитического. Люди с интуитивным когнитивным стилем принимают решения на основе предчувствий, используют глобальную и всеобщую перспективу. Им не свойственно использование последовательного рассуждения. В качестве противоположного полюса когнитивного стиля выступает предпочтение анализа15. Возможно предположение, что интуитивный и аналитический процессы взаимосвязаны: если преобладает один стиль, другой выражен меньше.

Необходимо подчеркнуть, что современные представления об интуиции выражают достаточно разнообразное отношение к этому феномену: авторы одних статей, например, обращают внимание на достоинства этого феномена познания, другие же - на недостатки.

С одной стороны, как мы отмечали ранее, люди, обладающие развитыми интуитивными способностями, могут оперативно работать с информацией и быстро принимать решения, что является безусловной ценностью, с другой стороны, интуитивный подход в ряде сфер деятельности (например, в менеджменте) называется "одной из бед многих фирм". Интуитивный подход связывается со стихийностью, хаотичностью, с работой по принципу "как получится", что приводит "либо к снижению прибыли, либо иначе угрожает благополучию фирмы"16.

Таким образом, управлять, принимать решения, опираясь на интуицию, значит управлять бессистемно, нерационально, необходим расчет.

Нам представляется, что бессознательное имеет потенциальную возможность при благоприятных условиях переходить в сферу сознания. Возможно допущение, что всякий бессознательный процесс имеет элементы осознаваемого, которые при определенных условиях и "выносит" науровень осознания интуиция.

С одной стороны, интуицию можно отнести к разряду "неявного знания", когда процесс постижения истины не осозна-

ется, его трудно описать, но он предполагает предварительную сознательную работу и накопление информации на рациональном уровне. С другой стороны, интуиция обрабатывает многообразную информацию, которая содержится в бессознательном и актуализируется зачастую через образы, играющие роль "подсказок". В роли таких интуитивных "подсказок" могут выступать ассоциации, аналогии, мелкие детали, которые до определенного момента могут не осознаваться.

Как иррациональное начало, интуиция служит пусковым механизмом для работы разума, позволяя ему отказаться от привычных шаблонов и заданных схем. Через процессы, связанные с бессознательным, интуиция расширяет горизонты представлений познающего субъекта о предмете его исследования.

В интуиции проявляется сложный процесс взаимодействия и взаимопереходов от рационального через иррационально-интуитивное к новому знанию, имеющему рациональный характер и нуждающемуся в обосновании своей истинности. Таким образом, можно также утверждать, что знание интуитивное - знание вероятностное, требующее дальнейшей проверки. Интуиция - способ целостного постижения мира, в котором переплетаются сознательное и бессознательное начала.

1 Рейнуотер Д. Это в ваших силах. М.: Прогресс, 1993. С. 138.

2 Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра М, 1997. С. 185.

3 Юнг К. Психологические типы. М.: Про-гресс-Универс, 1996. С. 526.

4 Юнг К. Аналитическая психология. М.: Мартис, 1995. С. 309.

5 Там же. С. 284.

6 Там же. С. 448.

7 Руткевич А.М. К.-Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. № 1. С. 128.

8 Рудестам К. Групповая психотерапия. М., Прогресс, 1993. С. 264-267.

9 Руткевич А. М. Психоанализ. М.: Инфра-М. 1997. С. 136.

10 Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. С. 90.

11 Гроф. С. Психология будущего. М.: Издательство К. Кравчука, 2003. С. 90.

12 Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Ленинград: ЛГУ, 1988. С. 313.

13 Лойфман И.Я., Руткевич М.Н. Основы гносеологии. Екатеринбург: УрГУ, 1996. С. 43.

14 Степаносова О.В. Современные представления об интуиции //Вопросы психологии, 2003. № 4. С. 133.

15 Там же. С. 135.

16 Илатовский В. В. Противодействие интуи-тивистскому управлению в сервисной организации: организационные механизмы // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 5. С. 121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.