Научная статья на тему 'Интуиция и искусство'

Интуиция и искусство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1489
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ИНТУИТИВНАЯ ВСПЫШКА / ИСКУССТВО / ФРУСТРАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТУИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бондаренко Александр Викторович

В статье раскрывается сущность и роль интуиции в художественном творчестве. Доказывается ведущая роль интуитивного начала в искусстве на основе анализа представлений писателей, музыкантов и художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интуиция и искусство»

УДК 130.2

Бондаренко Александр Викторович

кандидат философских наук, доцент Alexander-81 @yandex.ru Alexander V. Bondarenko candidate of philosophy sciences, assistant professor Alexander-81 @yandex.ru

ИНТУИЦИЯ И ИСКУССТВО INTUITION AND ART

Аннотация. В статье раскрывается сущность и роль интуиции в художественном творчестве. Доказывается ведущая роль интуитивного начала в искусстве на основе анализа представлений писателей, музыкантов и художников.

Ключевые слова: бессознательное, интуитивная вспышка, искусство, фрустрация, художественная интуиция, художественное познание, художественное творчество.

Abstract. The article reveals the essence and role of intuition in art. Proved the leading role in the art of intuitive start by analyzing the representations of writers, musicians and artists.

Keywords: unconscious, intuitive flash, art, frustration, artistic intuition, artistic perception, artistic creativity.

В философской литературе уже не раз обращалось пристальное внимание на такую особенность художественной интуиции, как решающая обусловленность ее бессознательными психологическими процессами, присущими деятелям искусства.

Особо глубоко, как отмечают в своей статье «О проявлении активности бессознательного в художественном творчестве» Ф.В. Бассин, А.С. Прангишвили и А.Е. Шерозия, влияние интуиции просматривается в художественном творчестве, т.к. при условии устранения из акта художественного творчества опоры на бессознательное, произошло бы, несомненно, разрушение этого процесса. Таким образом, исходя из этих слов, можно выявить следующий момент - художественное творчество детерминируется в решающей степени активностью бессознательного, т.е. его корни, тем самым, уходят в иррациональное - в интуицию » [2, с. 61].

Исследователь А.В. Машенцев считает, что художественное познание всегда интуитивно, вследствие этого не нуждается в абстрактном, логическом обосновании. «Художественное познание дает не систему суждений и умозаключений, а истинный образ, образ усмотрения общего в индивидуальном, образ как единство индивидуального и целого. Цель

художественно-интуитивного познания - понять то, как необходимое осуществляется в конкретном мировом многообразии, понять необходимое многообразие как проявление «конкретной сущности». Необходимо понять явление не как случайную сумму отдельных сторон, предметов, а как «живое единство», целостность» [6, с. 108].

Но, несмотря на существенную роль бессознательного в процессе творческого процесса, которое, по мнению авторов, придает «художнику» особую остроту видения, «истолкование, придаваемое им тому, что он видит, смысл, который он придает своим произведениям, определяется его личностью» [2, с. 63].

Надо сказать, что в понимании значительной роли интуитивной составляющей в феномене художественного творчества большую роль сыграла разработка более точных психологических представлений о функциях бессознательного. В советской литературе такая разработка связана с концепцией «психологической установки» известного ученого Д.Н. Узнадзе и его школы (И.Т. Бжалавы, Н.В. Имедадзе, А.С. Прангишвили, Ш.Н. Чхартишвили [7, с. 20].

«Установка понимается Узнадзе как неосознаваемая диспозиция к определенной форме реагирования, выступающая в качестве характеристики целостного состояния субъекта психической деятельности в каждый дискретный момент его активности» [9, с. 19-20]. С помощью вышеуказанной концепции стало возможным привнесение духа эксперементализма в исследование бессознательных процессов, а также стало реальным фактом подчинение анализа и истолкования этих представлений логике и принципам познавательного процесса в его строго научном понимании.

Существуют и достаточно оригинальные и неоднозначные, даже можно сказать, фантастические взгляды на поле художественного творчества. Так например, на прошедшем во Франции в 1985 г. симпозиуме, посвященном теме взаимоотношений искусства и психоанализа, было заслушано сообщение Н. Дракулидеса «Творчество художника, подвергнутого психоанализу». В своем выступлении ученый отстаивает точку зрения, согласно которой творчество художника стимулируется выпавшими на его плечи тягостными переживаниями и лишениями [2, с. 64]. Н. Дракулидес утверждает, что анализ биографий и творчества многих видных деятелей искусства позволяет говорить, что фрустрация и всякого рода лишения, в особенности имеющие характер довольно глубоких психических травм, оказывают влияние на талант художника как своего рода катализаторы, которые увеличивают потенциал дарований.

Конечно, фрустрация, в определенных условиях, может стимулировать творчество - вспомним хотя бы некоторые из сонетов о безответной любви Петрарки, знаменитый древнегреческий миф о помощи, оказанной отвергнутому юноше Афродитой, или же о том, как трактует Р. Роллан роль, которую сыграло в творчестве Л. Бетховена его неразделенное чувство к Джульетте Гвиччарди [2, с. 66].

Да, в некоторых случаях негативные эмоции могут способствовать творческому подъему. Это происходит тогда, когда в поисках средства исцеления души от переживаемого горя (например, так произошло с Бахом после смерти жены) человек целиком погружается в работу и рождает при этом шедевры. Исследователь Н.В. Гончаренко в своей работе «Вдохновение и интуиция» объясняет такой подъем тем, что в это время происходит сильное «потрясение всей душевной организации человека, такое обострение всех его болевых точек, что оно приводит в движение все его силы, но без радости ощущения их игры, их гармонической динамики» [4]. Другими примерами подобных сильных потрясений являются: написание Ленинградской симфонии Д. Шостаковичем, «Реквиема» Моцартом. Сильные душевные переживания характерно отражаются в языке и стиле научного или художественного произведения. Например, И.С. Тургенев так отозвался об одном из сочинений А.И. Герцена: «...все это написано огнем, слезами и кровью», «так писать умел он, один из русских» [4].

В своей работе «Специфика межполушарного взаимодействия в процессах творчества. Принцип метафоры» российские исследователи А.М. Вейн и И.В. Молдовану объясняют вышеотмеченный феномен тем, что в связи с сильными эмоциональными переживаниями у человека происходит переструктурирование репертуара образного мышления, следствием чего является резкое возрастание его активности - увеличивается способность к образованию новых комбинаций символов, образов, а также более или менее случайных ассоциаций, идей и т.п., хранимых в бессознательной и подсознательной памяти [3, с. 57-58].

Но все же в полной мере делать ставку лишь на фрустрацию, как исключительно основной момент в творческом художественном процессе, было бы не правильно. Ведь влияние фрустрации на творчество зависит от большого количества приходящих обстоятельств и тем самым не поддается даже приблизительному предсказанию. Кроме этого, известно большое количество примеров, когда многие выдающиеся люди, не подверженные фрустрации и лишениям, а как раз наоборот, имеющие все благоприятствующие для творчества условия, были подвержены «поддержкой» интуитивного познания. Примерами данного утверждения может быть творчество следующих знаменитостей - Рубенса, Клода Монэ, Веласкеса, Коро, Матисса [2, с. 65].

Как уже было отмечено, особо это характерно для художников. Несмотря на всем известное вдохновение, присущее представителям творческим профессий, тяжкий мыслительно-образный труд является первоначальным и, наверное, основным костяком для дальнейшего создания гениального полотна художника, либо художественного произведения писателя. Так например, гениальный художник Тулуз-Лотрек по нескольку раз переделывал свои произведения: «Пленительный воздушный, простой контур, который вышел из-под его карандаша или кисти и, казалось, был сделан в минуту вдохновения, без всякого труда, одним махом, на самом деле получался в результате длительных и упорных поисков... Мишель Жорж-Мишель насчитал сорок вариантов его

набросков, которые Лотрек сделал, чтобы наиболее точно передать одно па танцовщицы и движение цирковой лошади» [5, с. 115].

Возникновению «интуитивной вспышки» часто способствует некая подсказка, роль которой, зачастую, может сыграть определенный объект, имеющий в себе некоторые свойства искомого решения. Ярким примером подобного рода, правда, в истории научных открытий, является открытие Ф. Кекуле формулы бензола, идею которой ученому подсказал вид сцепившихся в кольцо обезьян. Значение подсказки вырастает, если ее роль играет конкретный образ, так, например, писателям и художникам свойственен факт, когда определенные признаки образа «тянут за собой другие и образ спонтанно обрастает новыми замечательными деталями и признаками» [1].

Как уже отмечено выше, лишь благодаря ощутимому разнообразию данных, знаний происходит наработка нужного путем отсечения ненужной информации. Данный процесс отнюдь не носит случайный характер, а определяется подсознательными установками.

Действительно, в художественном творчестве функция отбора не менее значима, нежели в творческой деятельности ученого. Так, по Ф.М. Достоевскому, творчество поэта берет свое начало от сильного впечатления: душа поэта «...есть тот самый рудник, который зарождает алмазы и без которого их нигде не найти. Затем уже следует второе дело поэта, уже не такое глубокое и таинственное, а только как художника: это, получив алмаз, обделать и оправить его» [8].

Познание специфики художественной формы интуиции позволяет сформулировать ряд итоговых положений:

Художественная интуиция, в подавляющем большинстве случаев отличается господством в ней и в ее обусловленности иррациональной составляющей, так как в художественном творчестве и художественной интуиции, как и в искусстве в целом, чувства и эмоции доминируют над логико-понятийными рассуждениями.

Художественная интуиция выступает в качестве главного основания художественного творчества почти на всех ступенях его развития.

Художественная интуиция в своем построении нового знания идет от общего к индивидуальному, выражая общее в чувственно-эмоциональной, индивидуальной, целостной форме.

В художественной интуиции большую роль играет личностное основание, проявляясь весьма отчетливо в художественном творчестве.

Литература:

1.Басин Е. Интуиция [Электронный ресурс]. / Е. Басин // Электронная энциклопедия «Кругосвет» - Режим доступа : http://www. krugosvet.ru/articl es/106/1010697/print.htm

2.Бассин Ф.В. О проявлении активности бессознательного в художественном творчестве / Ф.В. Бассин, А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия // Вопросы философии. 1978. № 2. С. 56-69.

3.Вейн А.М., Молдовану И.В. Специфика межполушарного взаимодействия в процессах творчества. Принцип метафоры // Интуиция, логика, творчество. М., 1987. С. 57 - 58.

4.Гончаренко Н.В. Вдохновение и интуиция [Электронный ресурс]. / Н.В. Гончаренко // Наука, техника, культура. Режим доступа : http://www.scorcher.ru/art/lira/doc1.php

5.Князева Е.Н. Интуиция как самодостраивание / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Философские науки. 1994. №2. С. 110-122.

6.Машенцев А.В. Интуиция и ценностная ориентация в познании : дис. ... канд. филос. наук / А.В. Машенцев.- СПб., 2003. 197 с.

7.Морозов И.М. Природа интуиции / И.М. Морозов. - Минск : Университетское, 1990. 141 с.

8.Симонов ицр:/Дор100.гатЫег.гиДор100/П.В. Мозг и творчество [Электронный ресурс]. / П.В. Симонов // Научно-познавательный портал «Развитие творческого мышления и интеллекта». Режим доступа : http:// www. superidea. ru/tm/tother.htm

9.Степаносова О.В. Интуитивные компоненты в процессе принятия решения : дис. ... канд. психол. наук/О.В. Степаносова. М., 2004. 181 с.

Literature:

1. Basin E. Intuition [electronic resource]. / E. Basin // Electronic Encyclopedia "Krugosvet" Mode of access:

http://www. krugosvet.ru/articl es/106/1010697/print.htm

2. Bassin F.V. The manifestation of the activity of the unconscious in art / F.V. Bassin, A.S. Prangishvili, A.E. Sheroziya // Problems of Philosophy. 1978. № 2. -P. 56-69.

3. Vein A.M., Moldoveanu I.V. Specificity of hemispheric interaction in the creative process. The principle of metaphor / A.M. Vein, I.V. Moldoveanu // Intuition, logic, creativity. M., 1987. P. 57 - 58.

4. Goncharenko N.V. Inspiration and intuition [electronic resource]. / N.V. Goncharenko // Science, technology, and culture. - Mode of access: http://www.scorcher.ru/art/lira/doc1.php

5. Knyazev E.N. Intuition as samodostraivanie / E.N. Knyazev, S.P. Kurdiumov // Philosophical Sciences. 1994. № 2. P. 110-122.

6. Mashentsev A.V. Intuition and value orientation in cognition: dis. ... Cand. Philosophy. Science/A.V. Mashentsev. SPb., 2003. 197p.

7. Morozov I.M. Nature intuition / I.M. Morozov. Minsk: University, 1990.

141 p.

8. Simonov P.V. Brain and Creativity [electronic resource]. / P.V. Simonov // Scientific and educational portal "Development of creative thinking and intelligence." Mode of access: http: // www.superidea.ru/tm/tother.htm

9. Stepanosova O.V. Intuitive components in the decision-making process: dis. ... Cand. psychol. Science / O.V. Stepanosova. M., 2004. 181 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.