Научная статья на тему 'Интуиция'

Интуиция Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1434
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / INTUITION / ЧУВСТВЕННАЯ ИНТУИЦИЯ / FEELING INTUITION / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ / INTELLECTUAL INTUITION / МИСТИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ / MYSTICAL INTUITION / ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ / SUBCONSCIOUS / СВЕРХСОЗНАТЕЛЬНОЕ / SUPERCONSCIOUS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яковлев Александр Ильич

В статье предпринимается попытка полнее раскрыть малоисследованную категорию «интуиция ». Используется философско-исторический материал (от Платона до наших дней). Интуиция понимается как сплав прошлого опыта, ушедшего в подсознание; обостренная актуальность современности; ясное предвидение будущего на основе сверхсознания.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author makes an attempt to give a complete definition to such a little examined category as intuition. Historic and philosophic materials are used (from Plato up to our days). Intuition is understood as an alloy of the past experience hit in subconsciousness; sharp actuality of the present; perfect foreseeing of the future.

Текст научной работы на тему «Интуиция»

А.И. ЯКОВЛЕВ

доктор философских наук, профессор*

ИНТУИЦИЯ

Интуиция в переводе с латинского (тШШо) означает «в широком (обыденном) понимании способность прямого, ничем не опосредованного постижения истины»1.

От других форм сознания интуиция отличается тем, что она зачастую предчувствует, предвидит какие-то события, происшествия, абсолютно не испытывая ни внешних воздействий, ни движений внутренних органов, тем не менее ясно видит ситуацию, в которой оказывается человек, группа людей, народы, государства. Известная болгарская предсказательница Ванга с точностью до месяца предсказала разрушение Советского Союза в декабре 1991 г. Ни один из знаменитых политологов, располагая практически всей массой информации о состоянии СССР, предсказывая гибель могучей державы, не мог назвать ее точную дату. А безграмотная болгарская женщина, жившая в деревне, удаленной от всяких научных центров, точно назвала эту трагическую дату.

Выдающийся нейрофизиолог наших дней академик Н.П. Бехтерева приводит случай, который произошел с нею во время встречи с той же Вангой. Она приехала на машине, которую поставила далеко от дома предсказательницы, шла по пыльной проселочной дороге, Ванга (по представлениям Бехтеревой) не могла слышать ее шагов. Но когда она подошла к забору дома Ванги и встала в очередь за каким-то мужчиной, услышала голос предсказательницы: «Я знаю, что ты приехала, Наталья, подойди к забору, не прячься за мужчину»2. Каким «видением», «слухом», «чутьем» обладала Ванга, когда назвала имя незнакомой ей женщины, точно

* Яковлев Александр Ильич, e-mail: 660510@rambler.ru

1 . НФЭ. В 4 т. М., 2001, т.п, с. 140.

2. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.- СПб., 2007, с. 214 -215.

указала, где она стоит в очереди, а потом послала к Бехтеревой одну из своих помощниц предупредить ее, что она примет ее чуть позже? Для подавляющего большинства людей подобные «провидения» остаются загадкой, чудом. Многие выдающиеся мыслители тоже не могут объяснить такие способности «знахарок».

Из истории исследования интуиции

Разгадать загадку интуиции пытались многие гении человечества на протяжении тысячелетий. Платон говорит о духовном созерцании «эйдосов». Аристотель полагал, что высшие понятия усматриваются непосредственно. Декарт утверждал, что интуиция помогает людям представить в уме то, что они не могут увидеть непосредственно. При этом он ставил интуицию выше всех форм разума, считал ее наиболее ясным и убедительным доказательством истины. Интуиция - отчетливое, «прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденное лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция»1. Интуиция не дает какого-то зрительного образа исследуемого предмета (треугольника, шара), но дает логически обоснованное представление о возможном предмете (тысячеугольниках, скорости Земли в межпланетном пространстве, расстоянии в сотни миллионов километров и т.п.). Декарт связывал интуицию с интеллектом. Вероятно, поэтому в философии выделились термины «интеллектуальная интуиция» (известный советский нейрофизиолог П.В. Симонов называл ее «творческой интуицией») и «чувственная интуиция».

Последовательным интеллектуальным интуитивистом был Б. Спиноза, который полагал, что интуиция составляет третий, высший род знания, стоящий выше и чувственного, и рассудочного знания. Только интуиция позволяет достичь адекватных идей, доставляя тем самым имманентный критерий истинности. Понятие интуиции Спиноза связывает с основными ступенями познания (при этом высшей ступенью познания служит непосредственное восприятие сущности вещи). Именно она позволяет

1 . Декарт Р. Избр. произв. М., 1950, с. 86.

охватывать сущность вещей адекватно и без опасности1. Так происходит и с образованием всеобщих понятий: «... мы многое постигаем и образуем всеобщие понятия, во-первых, из отдельных вещей, искаженно, смутно и беспорядочно воспроизводимых перед нашим умом, нашими чувствами; ... поэтому я называю такие понятия - познанием через беспорядочный опыт. Во-вторых, из знаков, вспоминая которые, «мы образуем из них известные идеи, схожие с теми, посредством которых мы воображаем вещи. Оба эти способа рассмотрения вещей я буду называть впоследствии познанием первого рода, мнением или воображением (cognito primi generis, opinio vel imaginatio). В-третьих, наконец, из того, что мы имеем общие понятия и адекватные идеи о свойствах вещей». Этот «способ познания я буду называть рассудком и познанием второго рода (ratio et secundi generis cógnitio). Кроме этих двух родов познания существует. еще третий, который будем называть знанием интуитивным (scientia intuitiva). Этот род познания ведет от адекватности идеи о формальной сущности каких-либо атрибутов бога к адекватному познанию сущности вещей»2.

А. Бергсон полагает, что полноту и красоту познания человек приобретает в искусстве. А искусство, по его мнению, постигается главным образом интуитивно. Согласно Бергсону, интуиция («симпатия») предстает в качестве условия спонтанного творческого порыва личности. Человек, считает он, настолько художественно одарен, насколько он свободен от воздействия «разлагающей силы разума» и, напротив, утонченность (элитарность) и «чистота» его интуитивных прозрений, концентрирующихся в глубинах духа, становится стимулом эстетических восприятий и переживаний действительности . Н.А. Бердяев категорически утверждает, что истина

4

«стяжается» исключительно интуитивным путем .

1 . Спиноза Б. Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей//Избр. произв. В 2 т. М., 1957, т.1, с. 327, 328.

2 . Спиноза Б. Этика//Избр. произв. В 2 т., т. 1, с.438-439.

3 . См.: НФЭ, т. п, с.141.

4 . См. там же.

Н.О. Лосский с интуицией связывает высшую способность духа, цель которой - приобщение человека к «сверхкосмическому металогическому принципу» - божественному «Ничто». «Согласно этому учению, - пишет Лосский, - всякое знание есть непосредственное созерцание (интуиция) предмета моим Я, вступление предмета в кругозор моего сознания в подлиннике»1. Он выделяет три основных вида интуиции: чувственную, интеллектуальную и мистическую. Поэтому в повседневном обиходе существуют понятия «предчувствие», «предсказание» и «озарение». Первое основано на повышенной чувствительности немногих людей, которые достаточно уверенно ориентируются в окружающей обстановке, указывают на возможные случаи радостных или печальных событий, случаев. Их чувствительность многими учеными называется сверхчувствительностью.

Предсказание часто основано на научных методах расчетов. Так, выдающийся математик и астроном XVII в. И. Кеплер путем математических расчетов доказал, что орбиты звезд не круговые, а вытянутые, эллиптические. Его интуицию оправданно можно назвать интеллектуальной, творческой.

Озарение наступает, казалось бы, в самых неподходящих случаях: во время сна, при чтении книги, не имеющей отношения к теме исследования, во время посещения театра и т.п. Н.А. Бердяев в своей автобиографической книге «Самопознание» подтверждает этот факт такими примерами: озарение наступало во время просмотра фильма, постороннего разговора, на каком-либо приеме и т.д. Он зафиксировал в своей памяти один случай перехода от подавленности к озарению и творческому подъему. «Дело было летом, в деревне.. Я лежал на кровати, и уже под утро все мое существо было потрясено творческим подъемом, и сильный свет озарил меня... Пережитое мною откровение творчества. нашло себе выражение в книге «Смысл творчества. Опыт оправдания человека». Книга эта написана единым , целостным порывом,

1 . Лосский Н.О. Умозрение как метод философии//На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.,

1 990, с. 143.

почти в состоянии экстаза. В нее вложена моя основная тема, моя первородная интуиция о человеке»1.

Бердяев предсказывал неизбежность второй мировой войны. Указывал, что избежать ее можно, лишь разрушив мир, порождающий войны. Он почти мистически заклинал: «Чтобы жить достойно и не быть приниженным и раздавленным мировой необходимостью, социальной обыденностью, необходимо в творческом подъеме выйти из имманентного круга «действительности», необходимо вызвать образ, вообразить иной мир, новый по сравнению с этой мировой действительностью (новое небо и новую землю). Творчество связано с воображением. Творческий акт для меня всегда был трансцендированием, выходом за границу имманентной действительности, прорывом свободы через необходимость»2.

На интуицию Бердяев смотрел не как на нечто неподвижное, но как на постоянно развивающееся состояние души, обогащающееся новыми и новыми озарениями. Но эти озарения, как правило, происходили после длительной и порою мучительной работы сознания над какой-либо волнующей темой. Когда наступало мгновение озарения, наступал и творческий экстаз. В эти дни и месяцы философ работал без устали почти сутками. Выдающийся советский нейрофизиолог П.В. Симонов объясняет озарение, посетившее Д.И. Менделеева во сне, когда он «увидел» свою таблицу химических элементов. Это озарение не наступило бы, замечает Симонов, если бы этому не предшествовали годы интенсивной работы в области химии, если бы к этому времени Менделеевым не были накоплены огромные знания в этой отрасли

3

знания .

Выдающийся индийский философ и политический деятель ХХ в. С. Радхакришнан в толковании интуиции опирается на весь исторический путь индийской философии, считающейся одной из древнейших. Радхакришнан

1 . Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1990, с. 190.

2 . Там же, с. 198.

3 . См.: Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии//Избр. труды. В 2 т. М.,

2004, т . 1, с..300.

полагает, что путь к истине проходит через преодоление «дуализма идеи и реальности. Мы должны выйти за пределы мысли, за пределы столкновений противоположностей, за пределы антиномий, встающих перед нами, когда, оперируя ограниченными категориями абстрактного мышления, пытаемся постичь такую реальность, где человеческое и божественное существование сливаются. Мы получаем представление о реальности, когда мысль наша становится совершенной в интуиции»1.

Великий индийский философ допускает здесь две существенные некорректности: 1) он допускает слияние человеческого и божественного в познании, что невозможно, так как подобное возможно только при достижении предела, но мир беспределен, и познание также беспредельно; 2) он считает, что познание может достичь совершенства только в интуиции. Но и интуиция бессильна проникнуть в тайны бесконечного, поскольку она рождается в мозгу человека, существа по своей сути ограниченного, даже если взять всю совокупность человеческих индивидов. Человечеству никогда не достичь абсолютного знания, потому что мир беспределен.

Радхакришнан верит в авторитет мистиков всего мира и опирается на него, решая задачу познания и сознания. «Этот факт (слияния человеческого и божественного - А.Я.) подчеркивается мистиками всего мира. Человек обладает даром божественного прозрения или мистической интуиции, посредством которой он выходит за пределы различия интеллекта и решает задачи разума. Избранные души достигают величайших высот мыслительной и интеллектуальной реальности. Благодаря этому интуитивному сознанию «неслышимое становится слышимым, невоспринимаемое становится воспринимаемым и неизвестное становится известным. Проблемы, выдвигаемые разумом, решаются сами собой в тот момент, когда мы выходим за пределы рассуждений и начинаем жить религиозной жизнью.»2. Но из истории известно, что ни один религиозный мыслитель или деятель не достиг

1 . Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. М., 1993, т.1, с. 146.

2 . См. там же, с. 148.

божественного совершенства, не добился слияния человеческого и божественного в познании мира и в развитии своего сознания.

О сущности интуиции Радхакришнан думает так же, как думали многие до него: это прямое познание или непосредственное проникновение. «Душа растворяется в осознании, созерцании первичной реальности и наслаждении ею. Такое духовное видение освобождает нас от всех страстей и страдания. Душа в своем экстазе чувствует себя слитой воедино с тем, что она видит. Все устремления человеческого духа, его интеллектуальные запросы, его эмоциональные желания, его волевые идеалы осуществлены1. Великий индиец здесь занимает позицию мировой религии буддизма. но биография самого принца Шакьямуни (достигшего всемирного прозрения и ставшего Буддой, т.е. прозревшим) закончилась, по его собственным признаниям, страданиями и мучениями. После достижения им 80 лет он сохранил чистоту помыслов и мышления. Но тело его становилось дряхлым, истощенным, и он сам видел это. Он признался своему ученику Ананде: «Я стар и немощен, Ананда; мой земной путь близится к концу, и дни мои сочтены, ибо мне уже 80. Я, как разбитая телега, ползу, скрипя, по пыльным дорогам жизни»2. Это признание величайшего из людей, основателя одной из крупнейших мировых религий, опровергает утверждения индийского философа, будто прозрение в интуиции освобождает человека от мук и страданий.

С. Радхакришнан пытается уверить читателей, что мистическое прозрение находится на уровне «опытного восприятия», которое, однако, непередаваемо другим людям. (А как же быть с распространением религий?) И великий философ вынужден признать, что «мы можем описать этот опыт только при помощи метафор. По поводу любого предлагаемого интеллекта мы можем ответить: и это не то, и это не то». Относительно познания Брахмана, т.е слияния человеческого и божественного, он говорит так, как все религиозные проповедники: «Он тоньше тонкого, более велик, чем великий.

1 . См. там же, с.148.

2 .Дайсаку Икэда. Мой Будда. Земной путь Шакьямуни. М., 1994, с. 120-121.

Он движется и не движим; он далек и близок; он внутри всего этого и вне всего этого. Эти, казалось бы, несовместимые оценки не являются признаками какой-либо путаницы в мыслях»1. Он пытается опереться на «диалектику интеллекта», указывая на наличие противоречий в понимании Брахмана. Но диалектика заключается не столько в наличии противоречий и обнаружении их, сколько в их движении, переходе одного состояния в другое, выявлении тенденций в развитии противоположностей. Об этом Радхакришнан ничего не говорит.

Существенный недостаток взглядов Радхакришнана на интуицию состоит и в том, что он, как и многие другие философы, опирается только на философские и религиозные источники, совершенно отстраняясь от данных естественных наук, особенно физиологии (а в ней - нейрофизиологии), биологии, ее многочисленных ответвлений (биохимии, биофизики, молекулярной биологии др.), кибернетики, генетики, информатики и других современных наук, получивших бурное развитие как раз в 50-е гг. XX столетия, когда он создавал свою философию. Таким образом, попытка индийца доказать высший уровень интуиции в сравнении с другими видами познания и сознания отвечает далеко не на все вопросы.

Естествознание и интуиция

Обращение к естествознанию открывает новые возможности для познания интуиции, помогает приблизиться к раскрытию ее сущности, места и роли в структуре сознания. Знаменитый русский физиолог И.П. Павлов создал учение о безусловных и условных рефлексах. Безусловные рефлексы врожденны. Испытываемый собакой голод - безусловный рефлекс организма на потребность в пище. В.М. Бехтерев объяснял наличие безусловного рефлекса тем, что в клетках мозга, «отвечающих» за снабжение организма питанием, возникает недостаток энергии, и животное, человек настойчиво ищут пищу. В их организмах от рождения заложена периодически возникающая потребность в пище.

1 . Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. М., 1993, т.1, с. 148.

Условный рефлекс специально вырабатывается путем дрессировки, обучения, воспитания. Собака, не испытывающая чувство голода, слышит хлопанье дверью на первом этаже, шаги лаборанта, приносящего ей пищу, наконец, она видит его появление в экспериментальной комнате. У нее возникает обильное слюноотделение, хотя пищу и ее запах она еще не видела и не чувствовала. В подобных случаях условный рефлекс напоминает интуицию. Хлопанье дверью, знакомые шаги, появление знакомого человека - весь предыдущий (довольно длительный) опыт наталкивает ее на предчувствие, что все эти признаки свидетельствуют о том, что ей несут пищу. В случаях, когда собаку «обманывали»: все знакомые признаки повторялись, но пищу не давали, условный рефлекс постепенно затухал, но при возникновении всего цикла эксперимента полностью (включая и подачу пищи) условный рефлекс восстанавливался; восстанавливались и интуитивные ожидания1.

Павлов экспериментально доказал, что в основе интуиции лежит реальный опыт человека и животного. Он делает весьма важный вывод о значении интуиции в жизни живых существ. Интуиция означает, что она детерминирована. «Это значит, - говорит физиолог, - что в тот или другой рецепторный нервный прибор ударяет тот или другой агент внешнего мира или внутреннего мира организма. Этот удар трансформируется в нервный процесс, в явление нервного возбуждения. Возбуждение по нервным волокнам, как по проводам, бежит в центральную нервную систему и оттуда, благодаря установленным связям, по другим проводам приносится к рабочему органу, трансформируясь, в свою очередь, в специфический процесс клеток этого органа. Таким образом тот или другой агент закономерно связывается с той или другой деятельностью организма, как причина со следствием»2. Очевидно, что механизм образования интуиции тот же, что и при возникновении остальных форм сознания: электромагнитные колебания предметов действительности возбуждают периферические рецепторы организма, превращаясь в нервный

1 . Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий человеческого мозга//Полн. собр. соч. М.-Л., 1947, т.4, с. 22-23.

2 . Там же, с. 22.

ток, который по афферентным (восходящим) проводникам достигает определенных зон мозга, вызывает разряды, которые переключают афферентное движение нервного тока на эфферентное (нисходящее), направленное на различные двигательные нервы, в том числе - речевые, вызывая их деятельность, что приводит к возникновению мышления, звуковой речи, т.е. сознания, включая интуицию.

Физиологи установили и более общую причину возникновения интуиции: динамично меняющуюся обстановку жизни живых существ, их приспособляемость к этому. Павлов в «Лекциях о работе больших полушарий человеческого мозга» постоянно подчеркивает: «Совершенно очевидно, что вся деятельность организма должна быть закономерна. Если бы животное не было. точно приспособлено к внешнему миру, то оно скоро или медленно переставало бы существовать. Оно так д о л ж н о реагировать на внешний мир, чтобы всей ответной деятельностью его было обеспечено его существование. Каждая материальная система до тех пор может существовать, как данная отдельность, пока ее внутренние силы притяжения и т.д. уравновешиваются с внешними влияниями, среди которых она находится. Организм может существовать до тех пор, пока он каждый момент уравновешивается с окружающими условиями. Как только это уравновешивание серьезно нарушается, он перестает существовать как данная система»1.

Исследователи фауны Африки ежегодно наблюдают миграцию десятков тысяч животных из центральных районов континента в северные. Их понуждает к этому нехватка корма, и они двигаются на Север, где, как подсказывает им выработанная в течение многих веков интуиция, корм есть. Все хищные животные знают, что человек их враг. Но в голодные годы они приближаются к жилым поселкам и даже городам, потому что интуиция им подсказывает, что рядом с врагом они могут найти корм. Учение великого физиолога об условных и безусловных рефлексах было развито его

ТАМ ЖЕ, С. 22-23.

выдающимися учениками и последователями П.К. Анохиным, П.В. Симоновым, Н.П. Бехтеревой и др.

Интуитивный характер носят и многие безусловные рефлексы. Павлов отмечал, что животным присущи рефлексы свободы и исследовательский («рефлекс «что такое?»). Многие животные (особенно хищники), помещаемые в клетки, сопротивляются этому: вырываются, царапаются, кусаются, грызут путы, прутья клеток. Охотники неоднократно отмечали, что лисица, попавшая в капкан, отгрызает себе лапу, лишь бы вырваться на свободу. Животные сопротивляются заключению их в клетки и в тех случаях, когда их жизни на свободе угрожает гибель. Здесь безусловный рефлекс свободы органически соединяется с интуицией.

Интуитивный характер во многих случаях носит и исследовательский рефлекс. Домашняя кошка, оказавшись в незнакомом доме, ведет себя настороженно, вглядывается в незнакомые предметы, обнюхивает все углы, прячется при незнакомых звуках и т.д. Весь ее жизненный опыт подсказывает: в незнакомой обстановке нужно вести себя настороженно, пока не убедишься, что ничего опасного для жизни нет. В таких случаях безусловный рефлекс также соединяется с интуицией. Точно так же ведут себя и многие другие звери, оказавшиеся в незнакомой обстановке.

Подсознание и интуиция

В структуре сознания с недавних пор выделяются уровни подсознания и сверхсознания, которые сродни интеллектуальной интуиции. Нейрофизиологическими основами сознания вообще, а также подсознания и сверхсознания много и удачно занимался П.В. Симонов. В своей монографии «Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии» он выделяет подсознательное и сверхсознательное, указывая на их относительную самостоятельность и значение в сознании. «Что же касается неосознаваемого психического, - пишет ученый, - будь то подсознание или сверхсознание, то их функционирование неразрывно связано с

деятельностью сознания. В процессе эволюции человека и его последующего культурно-исторического развития под- и сверхсознание возникли вместе с сознанием, теснейшим образом взаимодействуют с ним. Без сознания они просто-напросто не существуют»1. Рассмотрим прежде всего связь подсознания и интуиции.

«В обширной сфере неосознаваемого психического необходимо различать две группы явлений. К первой принадлежит все то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. К этой группе прежде всего относятся хорошо автоматизированные и потому переставшие осознаваться навыки и вытесненные из сферы сознания мотивационные конфликты, суть которых становится ясна только благодаря специальным усилиям врача-психотерапевта.В сферу подсознания входят и глубоко усвоенные субъектом социальные нормы, регулирующая функция которых переживается как «голос совести», «зов сердца», «веление долга». К подсознанию мы относим и те проявления интуиции, которые не связаны с порождением новой информации, но предполагают лишь использование ранее накопленного опыта»2. Опытный пианист не задумывается, каким пальцем надо нажимать на какую-то клавишу, он делает это автоматически.

Практический опыт служит основанием возникновения интуиции. Геолог, открывающий новые месторождения руд, углеводородов, подземных вод и других полезных ископаемых, опирается на те признаки природы, ориентируясь на которые он ранее не однажды обнаруживал эти ископаемые. Астроном, зная принципы образования орбит наблюдаемых звезд, открывает новую звезду, полагаясь на собственные математические расчеты ее орбиты. Животное, укушенное ядовитым насекомым или рептилиями, находит в бесчисленном количестве трав именно те, сок которых убивает болезнетворные микробы ядов. Человек, идущий по знакомому маршруту, не задумывается, когда, в какую сторону ему нужно повернуть.

1 . СимоновП.В. Мотивированный мозг.//Избр. труды. В 2т., М., 2004, т.1, с. 295.

2 Там же, с. 296.

Практический опыт закрепляется в генах живых существ и затем передается последующим поколениям этих существ, «подсказывая» им, какие травы полезны, а какие вредны, какие признаки породы указывают на наличие искомых руд и других залежей полезных веществ. Советский академик И.М. Губкин, известный теоретик и практик разработки нефтеносных залежей, не выезжая на места их залегания, руководствуясь только разработанной им теорией нефти, верно указывал вероятные территории их расположения. О Губкине можно сказать, что у него на основе накопленных знаний и практического опыта выработалась интеллектуальная интуиция.

Роль подсознания в деятельности человека Симонов видит в том, что оно выступает как «средство защиты сознания от лишней работы и непереносимых нагрузок. Подсознание всегда стоит на страже добытого и хорошо усвоенного, будь то автоматизированный навык или социальная норма. Благодаря подсознанию индивидуально усвоенное (условно-рефлекторное) приобретает императивность и жесткость, присущие безусловным рефлексам»1.

Но надо иметь в виду, что во всех подсознательных формах полностью повторяется весь цикл нейрофизиологического движения. Их заученность, автоматизм все равно сопровождается раздражением соответствующих рецепторов, движениями нервного тока в сторону ли мозговой зоны или в сторону исполнительного органа. Все эти движения центральной нервной системы повторяются автоматически (не отмечаются в сознании), повторяя в мозгу и нервной системе те же движения, которые раньше человек производил специально задумавшись, правильное ли движение он делает, т.е. сознательно. Между подсознательным и сознательным такая тонкая грань, что человек, совершая какие-либо действия автоматически, не задумываясь, считает, что его сознание в таких случаях бездействует. С таким же заблуждением люди сталкиваются, когда видят, что человек совершает какие-то «чудеса», или открывает какой-то закон в жизни природы или человечества, полагают, что

человек (кудесник, гениальный естествоиспытатель) совершает свои чудеса или открытия по божественному наитию или наущению дьявола (в случаях вредных действий или открытий).

Сверхсознание и интуиция

Термин «сверхсознание» также принадлежит к характеристике сознания, является его структурной частью. (М.Г. Ярошевский называет его «надсознанием»)1. Сверхсознание обычно связывают или с деятельностью сверхчувствительных людей, или с научным творчеством. «Функционирование сверхсознания, - замечает Ж. Адамар, - порождающего новую, ранее не существовавшую информацию путем рекомбинации следов, полученных извне впечатлений, не контролируется осознанным волевым усилием: на суд сознания подаются только результаты этой деятельности»2.

Ученые полагают, что к сфере сверхсознания относятся первоначальные этапы всякого творчества - порождение гипотез, догадок, творческих озарений. Если подсознание защищает сознание от излишней работы, непосильных нагрузок, то неосознаваемость творческой интуиции есть защита от несвоевременного вмешательства, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта. Не будь этой защиты, - пишет П.В. Симонов, - здравый смысл, очевидность непосредственно наблюдаемого, догматизм прочно усвоенных норм «душили бы «гадкого утенка» (смелую гипотезу, оригинальный замысел и т.п.) в момент его зарождения, не дав ему

-5

превратиться в прекрасного лебедя будущих открытий»3.

Наряду с участием в открытиях, изобретениях сверхсознание активно участвует в создании различного рода мифов, легенд, сказаний, суеверий, верований и т.п. Роль сверхсознания здесь заключается в том, что оно помогает людям упорядочивать свои неподтвержденные опытом и экспериментами знания о мире, одновременно содействуя выработке социальных норм

1 . Там же, с. 297.

1 . См. Ярошевский М.Г. Категориальная регуляция научной деятельности//Вопросы философии, 1973,№ 11, с. 76.

2 . Цит. по: Симонов П.В. Мотивированный мозг., с. 120.

поведения в различных незнакомых или знакомых ситуациях. Сверхсознание в основе своей имеет ранее накопленный опыт, включая и опыт предшествующих поколений; актуальную проблему, которую решает группа людей или все человечество (например, стремление людей научиться летать так, как птицы, - мифы, легенды о полете человека к Солнцу, о передвижении его по воздуху на ковре-самолете и т.п.); доминирующая потребность, выражающаяся в мечтах, сосредоточении изобретателей, ученых на разгадывании тайн природы, преодолении этих тайн своими изобретениями. Примерами могут служить знаменитое яблоко И. Ньютона, которое якобы, «подсказало» ему закон всемирного тяготения; сон Д.И. Менделеева об атомной основе системы химических элементов, над которой он бился многие годы и, наконец, «увидел» во сне. Эти легендарные факты из жизни ученых подтверждаются их напряженной предыдущей работой в направлении своих открытий. П.В. Симонов обоснованно замечает: «Никакое «генерирование идей» не привело бы к открытию периодического закона без обширнейших знаний свойств химических элементов»1.

Но сверхсознание сегодня заявляет о себе не в таких легендарных формах, о которых только что говорилось. Сверхсознание стремится выйти на принципиально новые уровни мышления и сознания. В Москве действует Международная академия развития человека, во главе которой - доктор медицинских наук, профессор В.М. Бронников. Эта академия, по мнению некоторых ученых может стать Академией ХХ1 века. В.М. Бронников и его сотрудники работают над созданием биологического вида человека, обладающего телепатическими способностями, новыми формами виртуального видения и новыми свойствами памяти, имеющего более широкую свободу своего присутствия в пространстве и времени. Ученики Бронникова овладевают так называемым голографическим сознанием, дающим им возможность одновременно присутствовать в нескольких пространствах, учатся

3. СимоновП..В. Мотивированный мозг., с..298.

1 . Там же, с. 300.

дистанционному воздействию с помощью мысленного усилия на органические и неорганические внешние системы, осваивают альтернативное радарное зрение и экстрасенсорное воздействие по программе биоинформационной медицины»1.

Бронников дает новое представление о физическом устройстве разума. «Мы все состоим из атомов, которым как минимум пять миллиардов лет. И пустота внутри каждого атома пульсирует интеллектом. Любая клетка - не что иное, как разум, организовавший взаимодействие бесчисленного множества составляющих. В каждой из них ежесекундно происходит не менее девяти триллионов реакций»2.

Физиологической основой интуиции можно считать доминанту, открытую А.А. Ухтомским. Доминанта в мозгу означает сосредоточение нейронной энергии в каком-то одном участке мозга, который на данную минуту удовлетворяет потребность организма в пище, изучении непонятного явления природы, на конкретной деятельности человека. Сверхсознание (творческая интуиция, по Симонову) всегда направлено на удовлетворение какой-то потребности человека, приковывающей все его внимание, волю, физические и умственные усилия.

Физиологи и психологи наряду с интуицией-догадкой выделяют такой ее вид, как интуиция прямого усмотрения истины. Е.Л. Фейнберг в связи с этим в пересказе Симонова пишет: «Мы полагаем, что в генезе двух разновидностей интуиции есть нечто принципиально общее, а именно дефицит информации, необходимой и достаточной для логически безупречного заключения. В первом случае (интуиции-догадки) этой информации еще нет, ее предстоит найти в ходе проверки возникающего предположения. В случае с интуицией прямого усмотрения истины получить такую информацию в течение определенного времени практически невозможно. Для нас важно, что пример с интуицией прямого усмотрения истины еще раз оправдывает термин

1 .ПетровА.Н. Ключ к сверхсознанию. М., 1999, с.22.

2 . Там же, с. 26.

«сверхсознание»1. Ярким примером такой интуиции - прямого усмотрения истины может рассматриваться заявление С.П. Королева в ходе дискуссии о том, твердая Луна или покрыта толстым слоем пыли. Часть ученых сомневалась в достоверном решении. Королев эмоционально заявил: «Луна - твердая!», написал записку с этим утверждением и расписался. Первая же посадка искусственного космического аппарата на Луну подтвердила эмоциональное утверждение академика. Сверхсознание содержит принципиально новую информацию, которую человеческий опыт еще не дал.

Надо заметить, интуиция-сверхсознание нередко дает знания, которые в дальнейших экспериментах и практической деятельности опровергаются. Известны примеры с «торричеллиевой пустотой», флогистоном, с «жизненной силой» и др. В повседневном быту мы часто сталкиваемся с анекдотическими ситуациями: когда на основе имеющейся информации ожидается один результат, а в ближайшей практике получается совершенно противоположный.

Особенность сверхсознания-интуиции заключается в том, что в таких случаях всегда возникает противоречие между не полностью осознаваемой потребностью и объективно детерминируемым поведением человека. Эту особенность заметил еще Б. Спиноза: «Люди только по той причине считают себя свободными, что свои действия они осознают, а причины, которыми они определяются, не знают»2.

Иногда источник интуиции находится за многие миллиарды километров от человека. Солнечный ожог, угнетенное состояние в связи с повышением энергетической активности Солнца - убедительные подтверждения этому. Человек после зимнего периода с удовольствием освобождается от множества одежд, которые его спасали от холода. В жаркий день он идет на лесную поляну, берег речки, сбрасывает все одежды и подставляет под ласковые лучи Солнца свое белое тело. Он наслаждается теплым излучением Солнца и так

1 . См. ФейнбергЕ.Л. Кибернетика, логика, искусство,М., 1981, с. 145; Симонов П.В. Мотивированный мозг.//Избр. труды, т. 1., С. 299300.

2 . Спиноза Б. Этика//Избр. произв. В 2 т. М., 1957, т.1, с. 460.

увлекается этой лаской, что незаметно для себя получает сильный ожог. Приобретя опыт «общения» со светилом, впредь он будет более осторожен. Здесь интуиция кратковременна. Иное дело с угнетенным состоянием, вызванным солнечной активностью. Здесь предположение может оказаться и ошибочным: есть метеочувствительные люди и есть весьма стойкие против метеорологических воздействий. Человек чувствует необычную усталость, быстро утомляется. Какова причина? Солнечная активность? Возможно. Но не исключено, что истинной причиной является экологическая обстановка на рабочем месте: к примеру, сильная загазованность помещения угарным газом, который, как правило, не ощущается совсем или очень слабо. Надышавшись, человек испытывает ухудшение своего состояния и «кивает» на Солнце: «разыгралось сегодня светило». Интуиция в данном случае его подвела, оказалась ошибочной. А ошибка может обойтись весьма дорого, вплоть до серьезного заболевания человека от отравления газом.

Иногда источники интуиции буквально окружают человека, погружают его в свою среду. Человек давно заметил, что с приближением грозы или сильного дождя птицы сильно снижают высоту своих полетов. Недогадливый напрямую связывает изменения их полетов с ухудшением погоды. А наблюдательный замечает, что к земле (под листву деревьев, широколистных трав, под навесы крыш домов и т.п.) прижимаются и мелкие летающие насекомые (мошка, комары, которые служат пищей для птиц. После начала дождя насекомые тоже прячутся в разных укрытиях. Интуиция, как видно, была многоступенчатой: мошкара набивалась в уши, лезла в глаза людей, впивалась в кожу, высасывала кровь, порождала зуд кожи. Вдруг подул прохладный ветер, мошкара попряталась в укрытиях: «к дождю», - замечает наблюдательный человек. Птицы снижают высоту своих полетов: «точно к дождю», - подтверждает свое наблюдение человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интуиция свойственна не только людям умственного труда, с развитым интеллектом, но и людям, занимающимся тяжелым физическим трудом, владеющим простейшими орудиями труда, не требующим большого ума.

Дворник, убирающий наледь с тротуара с помощью топора, приваренного к лому, употребляет разной силы удары, не занимаясь какими-то специальными расчетами. Силу удара он определяет интуитивно, оценивая характер наледи: мягкую можно просто соскрести, твердую, но пузырчатую можно отколоть легким ударом топора. А «прикипевшую» к асфальту можно убрать или частыми несильными ударами, или одним сильным ударом, поставив топор под определенным углом. Во всех этих случаях проявляется интуиция, опирающаяся на практический опыт. Но в ней проявляется не подсознание и не сверхсознание, а именно интуиция, точнее сказать, - чувственная интуиция. Кратковременная, но все-таки интуиция. С. Радхакришнан не зря говорил, что в основе интуиции лежит «опытное восприятие».

Интуиция, таким образом, представляет собой не какой-то особый слой сознания. Она пронизывает сознание сверху донизу, сливаясь в ряде случаев с различными слоями и формами сознания. Саму интуицию можно классифицировать по разным основаниям на несколько видов. Уже упоминались чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиции. В соответствии с видами труда интуиция подразделяется на физическую и интеллектуальную. В свою очередь интеллектуальную можно представить в виде интеллектуальной, требующей большого физического напряжения (например, летчик, выполняющий на современном самолете фигуры высшего пилотажа, во время которых он оперирует сотнями приборов, испытывая при этом многократные перегрузки) и интеллектуальной, не требующей каких-то значительных физических усилий (работа на компьютере). Еще одно основание классификации интуиции: индивидуальная, коллективная и общественная интуиция. Индивидуальная интуиция более-менее понятна. Сложнее с коллективной и общественной. Сегодня мы особенно часто сталкиваемся с проявлениями массового недовольства людей действиями руководителей различных коллективов и правителей стран. Забастовки, голодовки, сознательная порча устаревшего оборудования, требование новой техники, манифестации и т.п. кем-то организовываются, т.е. во главе протестных

действий различных масс стоят люди, понимающие причины недовольства и сознательно поднимающие людей на активный протест. Но значительная часть людей глубоко причин своего недовольства не понимает и участвует в акциях протеста интуитивно, из солидарности с группой организаторов. Здесь мы сталкиваемся с ярким проявлением «коллективного бессознательного» К. Юнга.

П.В. Симонов дает новую интерпретацию структуры сознания, я бы назвал ее гносеолого-психической. Всю высшую нервную деятельность (психическое) он делит на три уровня: подсознание, сознание и сверхсознание При этом подчеркивает: «Если подсознательное может быть в известной мере сопоставимо с «личным бессознательным» К. Юнга и «Сверх-Я» З. Фрейда, то сверхсознание не имеет аналогов в ранее предлагавшихся классификациях неосознаваемого психического»1.

Хотя об интуиции мы сегодня во многих случаях говорим предположительно, но настает уже время, когда мы начинаем изучать ее так же, как рефлексы, нервный ток, химические, физические и другие реакции организма. Есть основания признать, что в интуиции сливаются повседневный практический опыт, ушедший в подсознание, обостренная актуальность современных проблем, ясное предвидение будущего, возникающее на основе выдающейся сверхчувствительности, представляющей собой сверхсознание.

Яковлев А.И. Интуиция. В статье предпринимается попытка полнее раскрыть малоисследованную категорию «интуиция». Используется философско-исторический материал (от Платона до наших дней). Интуиция понимается как сплав прошлого опыта, ушедшего в подсознание; обостренная актуальность современности; ясное предвидение будущего на основе сверхсознания.

Ключевые слова: интуиция, чувственная интуиция, интеллектуальная интуиция, мистическая интуиция, подсознательное, сверхсознательное.

1 . Симонов П.В. Мотивированный мозг, с. 307.

Yakovlev A.I. Intuition. In the article the author makes an attempt to give a complete definition to such a little examined category as intuition. Historic and philosophic materials are used (from Plato up to our dlays). Intuition is understood as an alloy of the past experience hit in subconsciousness; sharp actuality of the present; perfect foreseeing of the future.

Key words: intuition, feeling intuition, intellectual intuition, mystical intuition, subconscious, superconscious.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.