Научная статья на тему 'Интуитивное письмо детей-дошкольников'

Интуитивное письмо детей-дошкольников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЯЗЫКОВОЕ ЧУТЬЕ" / ИНТУИЦИЯ / ФОНЕТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО / МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ПИСЬМО / ЗВУКО-БУКВЕННЫЕ СООТВЕТСТВИЯ / ОБОБЩЕ-НИЕ / АССОЦИАЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Павлова Наталия Павловна

Публикация посвящена проблеме проявления языкового чутья (интуиции) в письме детей, выяснению лингвистических и психолингвистических механизмов, лежащих в основе нормативных написаний. На основе наблюдений и эксперимен-тальных данных сделан вывод о возможности освоения орфографических правил до их систематического изучения в школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интуитивное письмо детей-дошкольников»

УДК 800

Н. П. Павлова

ИНТУИТИВНОЕ ПИСЬМО ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ

N.P. Pavlova

PRESCHOOL CHILDREN'S INTUITIVE WRITING

2/2009

55

56

2/2009

3. Говорим, ... а

роЗ», объясняет: «Потому что рится С». На

чутья

в одну

цу («БЕРЕЗКА, потому что БЕРЕЗА», Артем Т. (6 лет 10 месяцев), «КОРМУШКА, потому что КОРМ», - из ответа Тани В. (7 лет). Ви-бы,

в результате

университета 2/2009

57

2/2009

Б.Д. Серебренников отмечает в подобных случаях «тенденцию к сохранению отработанных средств», т.е. пин о действительности у ребенка возникает соотнесенность содержания и формы (морфемы), и эти формы выражения со; ватными в ситуации переносятся на другие случаи выражения такого же содержания. Это происходит как в устной речи, гак и в письменной. У ребенка складываются «модели-типы», которые группируются в определенные комплексы (в наших пример пия имен существительных женского рода име тельного падежа). При пом, по словам А.Н. Г в дева, «создание ребенком форм и слов осуществляется в русле родного языка» [3, с. 286].

А (21 случай) у

дети допустили передали на письме фонемный состав флексии в словах: БЛЮД*Л - 20 %, ЛЕКАРСТВ*А - 10 %, Я БЛОК* А - 5 %, 0К0ШК*0 - 30 %.

ций состоят в следующем. В

В.Н. Топоровым в статье «О структурах конца слова в совре-ом русском языке» [11, с. 153]. Автор отме-

им. п. ед. ч. ж. р., род. п. ед. ч. м. и ср. р., вин. п. ед. ч. м. и ср. р., им. п. мн. ч. м. и ср. р., вин. п. мн. ч. м. и ср. р. (у существительных). Кроме того,

этому

ния: БЛЮД*0 - 80 %, ЛЕКАРСТВЮ - 75 %, ЯБЛ0К*0 - 95 %, 0К0ШК*0 - 70 %. следует отметить, что в

ЯБЛОКО, часто встречающемся в только 5 % а в слове ЛЕКАРСТВО уже 10 % от-от нормы. Интересно, что слово ОКОШКО, употребляемое взрос часто в составе потешек, сказок, в 30 % с флексией А. Вероятно,

1-го и 2-го НАЧИНК*ОЙ и

ДЕРЕВ* ОМ.

3 случаях у слова ДЕРЕВО и в 5 НАЧИНКА: как ДЕРЕВ*АМ, НАЧИНК* В

и

60

2/2009

гурой и для методики.

М.; СПб.: Питер, 2003.

5. Жуйков, С.Ф. Формирование ор

12. Ушинский, К.Д. Сочинения: в 10 т. Т. 8, 10 / К.Д. инский. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1950.

Те1.: 8 (8202) 51-75-20.

университета 2/2009

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.