Научная статья на тему 'Интонационное воспитание будущего педагога-музыканта как условие развития его музыкального мышления'

Интонационное воспитание будущего педагога-музыканта как условие развития его музыкального мышления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
726
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТОНАЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / MUSICAL IDEATION / INTONATION UPBRINGING / MUSICAL-PERFORMING ACTIVITY / MUSICAL INTONATION / EXPRESSIVE DEVICES OF MUSIC / INTELLECTUAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Румянцева Зоя Васильевна

В данной статье освещается методологический аспект исследования проблемы развития музыкального мышления педагога-музыканта. Дано обоснование сущности понятия «интонационное воспитание» и характеризуется комплекс его направлений, способствующих развитию музыкального мышления личности в освоении музыкально-исполнительской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspect of research of the problem of development of pedagogue-musician's musical ideation is enlightened in this article. Substantiation of essence of the notion "intonation upbringing" is give and complex of its fields promoting development of musical ideation of personality in mastering musical-performing activity is characterized.

Текст научной работы на тему «Интонационное воспитание будущего педагога-музыканта как условие развития его музыкального мышления»

между отдельными структурными компонентами компетентности и, в-третьих, действенностью влияния психологических механизмов на начальных этапах профессиональной деятельности педагога. На наш взгляд, преобладание действия того или иного механизма профессиональной компетентности педагога определяется комплексом внутренних психологических факторов, особенности и степень выраженности которых соответ-

ствует достигнутому уровню индивидуального развития.

Библиографический список

1. Смирнов И.П. Человек - образование - профессия - личность. - М.: УМИЦ «Глаф-пресс», 2002. - С. 304.

2. Терегулов Ф.Ш. Критерии передового педагогического опыта // Советская педагогика. -1989. - №>1. - С. 56-60.

Румянцева Зоя Васильевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ksu@ksu.edu.ru

ИНТОНАЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

В данной статье освещается методологический аспект исследования проблемы развития музыкального мышления педагога-музыканта. Дано обоснование сущности понятия «интонационное воспитание» и характеризуется комплекс его направлений, способствующих развитию музыкального мышления личности в освоении музыкально-исполнительской деятельности.

Ключевые слова: музыкальное мышление, интонационное воспитание, музыкально-исполнительская деятельность, музыкальная интонация, выразительные средства музыки, интеллектуальные умения.

Различные аспекты проблемы развития музыкального мышления получили свое освещение в целом ряде работ в области музыкальной психологии и музыкознания (В.Н. Петрушин, А.В. Ражников, Г.М. Цыпин, Г.С. Тарасова, А.Г. Арановский, В.В. Медушевс-кий, Е.В. Назайкинский, М.С. Старчеус, Д.К. Кир-нарская и др.). В сфере педагогики музыкального образования этой проблеме также уделяется большое внимание (В.К. Белобородова, А.А. Пи-личяускас, Н.В. Суслова и др.).

Б.В. Асафьев в своем учении о специфике музыкального мышления особое внимание уделяет исследованию музыкальной интонации как важнейшему строительному элементу, участвующему в создании произведений различных музыкальных стилей и форм, которые аккумулируют в себе результат художественно-творческой деятельности композитора, музыканта-исполнителя и сотвор-ческой им деятельности слушателя [1].

Развитие музыкального мышления предопределено активным восприятием и воспроизведением содержания художественно-творческой (музыкально-исполнительской) деятельности. Согласно положению музыковедческой науки процесс интерпретации музыки определяется как содержание творческой деятельности музыканта-ис-полнителя: это единство этапов ознакомления,

освоения и исполнения музыкального произведения, его «воссоздание», возникновение и реализация исполнительского замысла [2, с. 159].

Сложность решения задач развития музыкального мышления обусловлена тем, что необходим подход к осмыслению музыкальной интонации как комплексного явления, включающего определенный ряд выразительных музыкальных средств. Именно их неповторимое сочетание в музыкальном произведении характеризует его художественную значимость.

Как известно, Б.В. Асафьев отмечал интонационное единство звуковысотной, тембровой и ритмической стороны музыкальных явлений. Вместе с тем, и другие выразительные средства музыкальной интонации также в полной мере принадлежат к интонационным явлениям. Поэтому важно при анализе выразительных средств художественного образа музыкального произведения учитывать, что каждое из них имеет интонационный контур, отражающий логику развития основной (генеральной) интонационной линии (мелодии) или сопутствующих ей интонационных построений (полифонических голосов, подголосков).

В музыкальном произведении интонационному осмыслению подлежат не только голоса фактуры произведения, но и весь комплекс вырази-

тельных средств художественного образа, причем как в целостном плане, так и в каждом из составляющих его фрагментов, и в каждой музыкальной интонации.

При освоении музыкального произведения необходимо воспитывать внимание будущих специалистов к художественно образной достоверности интонационных процессов, их самоконтролю и самокорректировке, а также к культуре интонирования, которая характеризует не только профессиональное (художественное и стилистически достоверное) «прочтение» поэтической идеи композитора, но и воплощение в данном процессе исторически сложившихся культурных традиций, присущих исполнительскому искусству.

Развитию музыкального мышления содействует интонационное воспитание личности, которое направлено на создание условий, способствующих глубокому и адекватному усвоению интонационного содержания художественно образных явлений музыкального искусства. Г иб-кость оперирования интонационно-музыкальными ощущениями и представлениями, лежащими в основе интеллектуальных умений, а также формирование качеств личности, важных для успешной профессиональной работы, особенность которой - в необходимости осмысления интонационного содержания музыкального искусства, можно рассматривать условиями, содействующими реализации интонационного воспитания будущего педагога-музыканта. Интонационное воспитание - это педагогически управляемый процесс реализации комплекса направлений развития музыкального мышления у будущего пе-дагога-музыканта в ходе постижения специфики содержания музыкального искусства как творческом процессе. В этой связи осмысление интонационной сущности музыкальных явлений служит базисной основой, стимулирующей восприятие духовно-нравственного, ценностного потенциала музыкального искусства, а также его успешное практическое освоение.

В профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов решение проблемы их интонационного воспитания начинается с этапа восприятия музыкальных явлений, с осознания их интонационной выразительности. В этой связи активизация интонационных процессов, сопровождающих музыкальное восприятие, способствует осмыслению воспринимаемой музыкальной информации. Качество интонационных про-

цессов зависит не только от способности к целостному охвату ее художественно-образного содержания, но и от способности дифференцировать составляющие данную целостность элементы: стиль и жанр, содержание и логику драматургического развития, выразительные музыкальнохудожественные средства и др.

В достижении успешных результатов профессиональной подготовки будущих педагогов-му-зыкантов следует иметь в виду, что процесс освоения музыкального искусства - это не только осмысление присущей его содержанию интонационной выразительности, но и овладение системой интеллектуальных умений. Важнейшая особенность интеллектуальных умений, проявляющихся в процессе восприятия и практического овладения музыкальным искусством - их интонационная основа. Восприятие и воспроизведение не только звуковысотной и ритмической сторон художественного образа, но и каждого из системы его выразительных средств имеет интонационную характеристику, включая и практические способы деятельности.

Профессиональная подготовка специалистов в области музыкального образования в университетах различается разносторонностью профилей музыкально-исполнительской деятельности: игра на инструменте, пение, дирижирование, концертмейстерский класс. Это представляет каждому будущему специалисту уникальную возможность не только совершенствовать свой интонационно-слуховой опыт в каждом из видов деятельности, но и развивать способность к обобщению способов интонационно-практической работы, применение которых содействует становлению профессионализма. Так, опыт интонирования, приобретенный в классах сольного пения, - необходимый компонент опыта инструментального интонирования, в частности осмысления музыкальной фразировки, и т. д.

Продуктивность музыкально-исполнительской деятельности педагога-музыканта зависит от степени развития специфических приемов музыкального мышления. К ним мы относим: интонирование, оперирование слуховыми и мышечными ощущениями, выявление динамического напряжения, определение сопряжения гармоний, выявление тембровой красочности, метроритмических соотношений, ритмической выразительности, предвосхищение музыкального развития, постижение музыкальной фактуры и др.

Специфические приемы мышления лежат в основе формирования соответствующих интеллектуальных умений, с помощью которых в сознании музыканта возникает художественный образ произведения, осуществляется его мысленное преобразование и охват в целом. В достижении успешных результатов профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов следует иметь в виду, что процесс освоения музыкального искусства - это прежде всего осмысление присущей его содержанию интонационной выразительности на основе овладения системой интеллектуальных умений как интонационно-образных. Данные умения в художественно-творческой деятельности музыканта-педагога имеют широкую сферу реализации в зависимости от его разносторонней подготовки.

В основе развития музыкального мышления лежит формирование интеллектуальных умений, способствующих освоению художественно-творческого содержания музыкальной деятельности. Следует подчеркнуть, что при всем разнообразии видов музыкально-исполнительской деятельности в каждом из них проявляется соответствующая система интеллектуальных умений. Вместе с тем, разностороннему содержанию музыкально-исполнительской деятельности будущего педагога-музыканта (пение, игра на инструменте, дирижирование) соответствует система интеллектуальных умений, в которой можно выделить особый ряд умений, имеющих обобщенный характер, и умения, которые обладают конкретной художественной направленностью при овладении спецификой каждого профиля деятельности. Данная система умений отражает сформировавшийся опыт творческой деятельности, который характеризуется в широком смысле - способностью к -переносу одних способов деятельности в другой ее вид, в узком - проявляется в процессе овладения исполнительским мастерством в отношении конкретного вида музыкальной деятельности и ее художественного объекта (произведения).

Формирование интеллектуальных умений стимулирует развитие и совершенствование сферы художественно-образного мышления, что является одной из важнейших целей профессионального становления личности будущих специалистов. У них необходимо сформировать способность воспринимать музыкальную информацию с целью выявления в ней художественного смысла. В этом состоит суть процесса интерпре-

тации музыкально-художественных явлений и при их восприятии, и в творческом освоении.

Интонационное постижение и переосмысление содержания явлений музыкального искусства - процесс творческий. В нем осуществляется не только открытие нового, того, что еще было непознанным, но формируется и расширяется жизненный и музыкальный опыт личности. Приобретаются новые эмоциональные впечатления, знания в области музыкального искусства, способы практической работы, благодаря чему не только стимулируется преобразовательная функция деятельности в познании художественных явлений, но преобразуется в ней и сама личность. Мысленная переработка информации художественно-творческого содержания активизирует психические процессы: восприятие, воображение, внимание, память и другие, порождает установку на воспроизведение художественного образа как явления нового и уникального в личном опыте музыкально-исполнительской деятельности будущего специалиста.

Процессы саморегуляции, самокоррекции, которые свойственны личности в освоении содержания музыкально-исполнительской деятельности, повышают качество интеллектуальных умений и способствуют художественно-творческому самопроявлению личности в процессе адекватного восприятия и практического воспроизведения музыкальных впечатлений. Важно отметить, что благодаря интеллектуальным умениям в сознании фиксируется необходимое качество практических действий. Существующий «взаимообмен» между мыслительными и практическими операциями направлен на повышение их результативности, что способствует гармоничному совершенствованию личности, стимулирует те изменения преобразовательного характера, которые характеризуют более высокое качество ее деятельности, а также профессиональную направленность саморазвития личности в изучении искусства.

Система интеллектуальных умений, формируемая в ходе интерпретации музыкального произведения, направлена на воссоздание содержания его художественного образа в музыкально-исполнительской деятельности. К данным умениям относятся: умения выявлять смысл музыкальной интонации как художественно-образного явления; постигать метроритмическую выразительность музыкальных интонаций; определять их тембровую красочность; логику динамического разви-

тия; сопряженность гармоний и др. Особое значение имеют умения совершенствовать музыкально-технические приемы на основе интонационного постижения их соответствия содержанию музыки. Согласно одной из позиций в теории и практике инструментальной подготовки будущих специалистов их инструментальное обучение основано на отношении к его содержанию как искусству инструментального интонирования [3]. Это требует сформированное™ высокого уровня координации интонационных (мыслительных) и практических действий соответственно сформированным эталонам их высокого качества.

Личностный опыт интонирования как своеобразный «интонационный словарь» не только содержит слухом зафиксированную музыкальную информацию, но и складывается как система интонационных решений, позволяющая и практически реализовать исполнительский замысел, и преодолеть технические затруднения. Интерпретация интонационных процессов - одна из наиболее сложных задач, от решения которой зависит подлинно профессиональное становление музыканта. Причем трудность заключается не только в осмыслении интонационных проявлений у других музыкантов или музыкально выражающих себя людей.

Наиболее сложно контролировать качество интонационных процессов в личностном само-проявлении, то есть в процессе самоинтониро-вания. Термин «самоинтонирование», на наш взгляд, отражает активное личностное участие в процессе интонирования, что является неотъемлемой стороной профессионального развития будущего специалиста. В ходе самоинтонирова-ния требуется сосредоточенность на качественной стороне данного процесса, при этом возрастает роль самооценки и самоконтроля интонационных процессов в личностной самореализации адекватно художественным намерениям в освоении явлений музыкального искусства. Формирование осознанности процессов самоинтонирова-ния у будущих педагогов-музыкантов является одной из проблем их профессиональной подготовки. Ее решение обусловлено реализацией направлений, методов и приемов интонационного воспитания, стимулирующих активность личностного участия обучаемых в целенаправленном подходе к осмыслению степени художественно-образной выразительности интонационных процессов в музыкально-творческом самовыражении.

Основные направления развития музыкального мышления составляют содержание методики интонационного воспитания педагога-музыканта. Эта методика направлена на целевое развитие профессионального музыкального мышления педагога-музыканта, стимулирует процессы осознания им направленности, содержания и качества интеллектуальных умений, выраженных в интонационной форме. Данная методика может быть реализована в интонационно-инструментальном обучении и воспитании личности, которое включает ряд направлений: интонационно-образное, интонационно-техническое, интонационно-стилевое, интонационно-формообразующее и интонационно-сценическое.

В частности, интонационно-образное направление включает разработку и применение методов и методических приемов, способствующих интонационно-образному постижению содержания музыки. Его цель - сформировать интонационно-образные умения.

Интонационно-образные умения обеспечивают осмысление художественно-образной характеристики музыкального произведения. Эта группа умений ориентирована на постижение прото-интонационных источников, послуживших основанием для создания музыкального образа. Они позволяют раскрыть художественный смысл интонационной сферы произведения, служат определению сущностной стороны музыкальных интонаций, выявлению их классификационной характеристики [4]. Это могут быть различные интонации (персонажные, лирические, жанровые, церковные, светские, фольклорные, комические, трагические и др.).

Интонационно-стилевое направление включает разработку и применение методических приемов, обеспечивающих соответствие процессов мысленного интонирования стилевой принадлежности музыкального произведения. Цель данного направления - сформировать способы мысленного интонирования, адекватные музыкально-стилевой характеристике произведения.

Интонационно-стилевые умения способствуют распознаванию стилевых закономерностей в содержании музыкального произведения. Они опираются на значительный объем конкретных знаний о специфических признаках эпохальных, национальных, композиторских школ и индивидуальных стилей. Воплощая интонационные представления о данных признаках, данная группа

умений обеспечивает регуляцию звучности, поиск ее необходимого качества, красочности, эмоциональной и музыкальной выразительности, характеризующих определенный стиль.

Интонационно-формообразующее направление включает разработку и применение методических приемов, стимулирующих формообразующую функцию процессов интонирования. Цель данного направления - развитие интонационноформообразующих умений в процессе интерпретации музыкального произведения.

Интонационно-формообразующие умения сопровождают процесс анализа выразительных средств художественного образа, реализуют логику и целостность интонационного процесса, имеющего доминирующий характер в художественной интерпретации музыкального произведения.

Интонационно-техническое направление включает разработку и применение методических приемов, актуализирующих способы мысленного интонирования как условия музыкально-технического самосовершенствования процесса художественной интерпретации музыкального произведения. Цель данного направления - овладение способами мысленного интонирования в музыкально-технической работе как одним из средств преодоления возникающих в ней затруднений.

Интонационно-технические умения призваны способствовать достижению качественной стороны координации интеллектуальных и практических действий, обеспечивать преодоление музыкально-технических затруднений, стимулируя механизмы самоконтроля и самокоррекции как в интеллектуально-интонационной, так и в практической областях музыкально-исполнительской деятельности.

Интонационно-сценическое направление включает разработку и применение методических приемов, активизирующих способы мысленного интонирования в музыкально-сценической деятельности. Цель данного направления - выработка интонационно-сценических умений как неотъемлемого компонента процесса интерпретации музыкального произведения.

Интонационно-сценические умения, проявляясь в концертных выступлениях, синтезируют все вышеперечисленные интонационные умения, обеспечивая их самоконтроль и саморегуляцию в зависимости от сценических ситуаций и изменений в исполнительском замысле. В данной группе интонационных умений проявляется вы-

сокая степень их обобщенности в единстве с обобщенностью практических умений, что обеспечивает возможность их переноса в новые ситуации и гибкое оперирование в музыкальносценической деятельности.

Вопросы интонационного воспитания будущих педагогов-музыкантов относятся не только к процессу приобретения музыкально-исполнительского опыта, а чрезвычайно всеобъемлющи и касаются проблем становления личности будущего специалиста в различных аспектах освоения музыкального искусства и профессии. Формирование способности к осмыслению художественно-образных характеристик интонационно -го содержания явлений музыкального искусства и качества интонационных процессов в их практическом воссоздании - одна из важнейших задач профессиональной подготовки будущих пе-дагогов-музыкантов. Развитие музыкального мышления в процессе реализации интонационного воспитания способствует продуктивному профессиональному развитию личности будущего педагога-музыканта и приобретению мастерства в освоении музыкально-исполнительской деятельности.

Библиографический список

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2: Интонация. - 2-е изд. - М.; Л.: Музгиз, 1971. - 376 с.

2. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. -Л.: Музыка, 1979. - 208 с.

3. МалинковскаяА.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 039700 «Музыкальное образование». - М.: ВЛАДОС, 2005. - 381 с.

4. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: исследование. - М.: Композитор, 1993. -262 с.

5. Мильштейн И.Я. Советы Шопена пианистам. - М.: Музыка, 1967. - 97 с.

6. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.

7. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1982. - 300 с.

8. Немов Р. С. Психология. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 688 с.

9. ТепловБ.М. Психология музыкальных способностей. - М.; Л.: Изд-во АПН, 1947. - 335 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.