Научная статья на тему 'Интимность в структуре личностного пространства'

Интимность в структуре личностного пространства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
538
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ / ИНТИМНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУВЕРЕННОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SPACE OF PERSONALITY / INTIMACY / PSYCHOLOGICAL SOVEREIGNTY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В.

В статье представлен психологический анализ интимности как сложного психологического явления, обусловленного взаимосвязью физических, психических, социальных и духовных компонентов. Обосновывается точка зрения, что интимность представляет собой универсальную потребность в принадлежности, заботе и любви; показано место интимности в структуре психологического пространства личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTIMACY IN THE STRUCTURE OF THE PERSONAL SPACE

The article presents an analysis of the psychological intimacy as a complex psychological phenomenon caused by interconnection of physical, mental, social and spiritual components. Substantiates the view that intimacy is a universal need for belonging, care and love, intimacy of the place is shown in the structure of psychological space of the individual.

Текст научной работы на тему «Интимность в структуре личностного пространства»

В новое время, после развала советского социалистического строя, в системе дополнительного образования произошёл ряд существенных метаморфоз. Закрылись многие бесплатные кружки и секции. С изменением политического климата в стране и переходом к капиталистическому строю в высших учебных заведениях появились перспективные специальности, гарантирующие востребованность на рынке труда, значительный заработок и, как следствие, высокий социальный статус их обладателю. Поступление на такие специальности, требующие основательной довузовской подготовки, стало приоритетным для детей и их родителей, что естественным образом уменьшило поток поступающих в музыкальные школы.

Искусство в целом и музыка в частности к таким перспективным специальностям не относились никогда. Но если раньше получение профессионального музыкального образования обеспечивало выпускнику музыкального ВУЗа вполне достойную заработную плату, то в нынешних условиях государство уже не состоянии предложить то материальное содержание, которое позволило бы сделать профессию музыканта престижной. Как следствие, набор детей в музыкальные школы начал сокращаться из-за малой востребованности данного вида образовательных услуг. Конкурса тоже практически не существует, берут всех, кто готов учиться. Требования к знаниям неуклонно снижаются, дабы не «отпугнуть» дополнительной нагрузкой контингент учащихся. Вместе с этим плата за обучение стала уже чисто номинальной, но и это не может привлечь желающих получить музыкальное образование. Большинство же тех, кто приходят, хотят учиться «для себя», а не ставят целью перспективу дальнейшего профессионального обучения. Однако новые образовательные стандарты предполагают исключительно профессиональную ориентацию школьного музыкального образования, то есть приоритетом обучения должна быть подготовка в музыкальные ССУЗы и ВУЗы.

Автору этих строк такое положение дел видится малоперспективным, если не сказать утопическим. Итогом подобного рода нововведений может стать резкое сокращение числа музыкальных школ, контингента учащихся и преподавателей. Пустующую нишу заполнит (да уже и заполняет) альтернативное - частное - образование. Нацеленное на развитие какого-то одного навыка (игра на определённом инструменте, пение и т.д.), оно не претендует на фундаментальное классическое обучение музыке. Но в современных реалиях именно такой вид образовательных услуг и будет обеспечивать приобщение широких масс к культуре и искусству через развитие творческой индивидуальности каждого человека без обязательного наличия перспективы дальнейшей профессиональной деятельности. Это подтверждает всё увеличивающаяся востребованность частного образования в нашей стране. Таким образом, через столетний временной промежуток музыкальное образование в России возвращается к той форме, в которой оно существовало на рубеже XIX-XX веков.

Литература

1. Трелин Г. Ленинский лозунг «Искусство - народу!» и становление советской музыкальной культуры - М.: Музыка, 1970. - С.152 - 183.

2. Официальный сайт Министерства культуры РФ [Электронный ресурс] - URL: http://www.mkrf.ru.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Дмитриева Н.В.1, Буравцова Н.В.2

'Доктор психологических наук, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет. ^Кандидат психологических наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления ИНТИМНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация

В статье представлен психологический анализ интимности как сложного психологического явления, обусловленного взаимосвязью физических, психических, социальных и духовных компонентов. Обосновывается точка зрения, что интимность представляет собой универсальную потребность в принадлежности, заботе и любви; показано место интимности в структуре психологического пространства личности.

Ключевые слова: психологическое пространство личности, интимность, психологическая суверенность.

Dmitrieva N.V.1, Buravtsova N.V.2

'Doctor of Psychological Sciences, Novosibirsk State Pedagogical University; 2Ph.D. in Psychology, Novosibirsk State University

of Economics and Management

INTIMACY IN THE STRUCTURE OF THE PERSONAL SPACE

Abstract

The article presents an analysis of the psychological intimacy as a complex psychological phenomenon caused by interconnection of physical, mental, social and spiritual components. Substantiates the view that intimacy is a universal need for belonging, care and love, intimacy of the place is shown in the structure ofpsychological space of the individual.

Keywords: psychological space of personality, intimacy, psychological sovereignty.

В качестве одной из базовых характеристик, позволяющих современному человеку быть успешным в различных сферах взаимодействия с окружающим миром и в полной мере реализовывать свои возможности, выступает гармоничность организации его личностного пространства, согласованность потребностей и целей, путей достижения практических результатов и нравственных принципов, межличностных контактов и адекватных эмоциональных проявлений.

Человек живет в психологическом (личностном) пространстве, построенном в соответствии с его потребностями и возможностями. В то же время, между ним и окружающим миром происходит постоянное взаимопроникновение, осуществляющееся в поведенческой, эмоциональной, когнитивной и других сферах. Проведённые нами исследования позволяют определить психологическое пространство личности как сложную взаимообусловленную систему, системообразующей характеристикой которой выступает суверенность личностных границ, на основе которой формируются сферы ценностных ориентаций, межличностных отношений и осмысленности жизни [2]. Такой подход дает возможность прослеживать развитие личностной субъектности - способности человека выступать в качестве автора собственной жизни в самых различных ее проявлениях.

Так какое же место занимает интимность в структуре психологического пространства личности? Для того чтобы ответить на этот вопрос, на наш взгляд, необходимо более подробно рассмотреть основные характеристики интимности.

В общем смысле, интимность представляет собой феномен принадлежности и эмоциональной связи с другим человеком. Она включает взаимность, ранимость и открытость. Человеку присуща универсальная потребность в принадлежности, заботе и любви, которая реализуется только тогда, когда формируются интимные отношения. Интимность требует способности, с одной стороны, находиться вместе, с другой, - сохранять сепаратность и индивидуальность в интимных отношениях. Интимность невозможна без способности отделения своего «Я» от «Я» другого человека [4, с. 15].

Такой сложный для изучения феномен, каким является интимность, включает различные аспекты человеческой жизни, которые в норме должны функционировать вместе: психический, эмоциональный, социальный и духовный. Но в наибольшей степени интимность проявляется в социальных, а именно - в межличностных отношениях.

57

Интимность предполагает существование особенно тесных межличностных отношений. Отношения, основанные на интимности, характеризуются наличием эмоциональной фиксации (аттачмента), взаимозависимостью, длительностью, повторяющимися интеракциями, чувством принадлежности друг другу. Интимность подразумевает разделение с кем-то своей жизни, переживание любви, нежности и близости. Интимность непосредственно связана со страданием, со способностью переживать за другую/другого, с возможностью вообразить себя на месте другого/другой и выйти за пределы эго-центрической перспективы [4, с. 16].

Отношения интимности требуют взаимности, взаимопонимания, «прозрачности», как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Бессознательный уровень интимности позволяет распознавать невысказанные мысли и чувства не только с позиции наблюдателя, но прежде всего с позиции сопереживающего человека. Между находящимися в интимных отношениях людьми происходит бессознательный диалог, обмен «тайными знаками», которые связывают людей с большой силой. При этом развитие интимных отношений может начинаться внезапно, что связано с взаимным опознанием на бессознательном уровне с участием «глубинной бессознательной системы разума» [4, c. 27-28].

Тем не менее, поддержка и сохранение интимных отношений на длительное время требует зрелых эмоций, развитого эмоционального и межличностного осознания. Интимность невозможна без способности не только быть вместе, но и уметь отделяться друг от друга. Такая способность закладывается в раннем младенчестве, а ее отсутствие является формой симбиоза, но не интимностью, хотя чувства близости в этих состояниях подобны.

Дифференцированное интимное поведение объединяет любящих людей, членов семьи, друзей. В процессе развития интимности происходит самораскрытие и взаимное познание. Взаимное познание требует сильного эго с очерченными границами. Слишком быстрое развитие интимности может привести к обратному негативному результату - эффекту отбрасывания и самоизоляции.

Выделяются такие формы интимности, как эмоциональная и физическая интимность. Как и физическая интимность, эмоциональная интимность имеет различную степень выраженности. В эмоциональном контексте интимность проявляется в межличностной коммуникации. С нею связано возникновение специфических субъективных переживаний. Степень психологического комфорта и глубина коммуникативного процесса могут рассматриваться как показатели выраженности эмоциональной интимности между членами пары.

Эмоциональная интимность первично зависит от доверия в процессе взаимной коммуникации со взаимным эмпатизированием и обсуждением чувств и переживаний в процессе взаимопонимания и поддержки. Для человека психобиологически необходимо переживание такой интимности на регулярной основе. С переживаниями эмоциональной интимности непосредственно связано сохранение не только психологического комфорта, но и психосоматического здоровья на длительную дистанцию.

Интимность - это универсальная человеческая потребность, без которой возникает переживание одиночества. Отсутствие интимности и осознание этого является наиболее частой психологической причиной разрыва межличностных отношений. Затруднения в достижении интимности могут быть связаны с процессом социализации, обучением необходимости чувствовать психологическую интегральность, уметь контролировать свои чувства и не проявлять свою слабость.

В то же время настоящая интимность требует определенной ранимости, и здесь возникает противоречие. Многие люди прерывают значимые отношения, поскольку боятся потерять чувство независимости. Интимность не приводит к потере независимости, она заключается в тонком балансировании сохранения своей индивидуальности и сохранения глубокой эмоциональной связи с другим человеком.

В интимности интегрально взаимосвязаны психические, эмоциональные, физические, социальные и духовные компоненты. В ее поиске человек надеется на постоянность удовлетворения своих желаний и часто фиксируется на физическом компоненте интимности. Это обусловлено, в частности, тем, что физическая близость бывает часто более легко достижимой, чем другие, входящие в ее структуру составляющие [4].

C возможностью проявления интимности в межличностных отношениях связана специфика такого феномена, как суверенность психологического пространства личности и прочность так называемых его «границ», дающих человеку переживание суверенности собственного «Я», чувство уверенности, безопасности, доверия к миру.

Причем, говоря о существовании психологических (или личностных) границ, необходимо уточнить, что по отношению к психологическому пространству данная категория используется, в большей степени, как пространственная метафора: если границы собственного тела субъекта, территории, владения личными вещами могут иметь точно определены в пространстве, то границы привычек, социальных предпочтений, ценностных и смысложизненных ориентаций переживаются человеком только опосредствованно, через восприятие другого человека или как ощущения «своих» или «чужих», имеющих или не имеющих для него значение и смысл.

Психологическое пространство, которое человек ощущает как «свое», позволяет ему обособиться от мира предметов, социальных и психологических связей, представляющих его сферу жизни. Психологическая суверенность позволяет устанавливать конструктивные различия между «Я» и «не-Я», определять личную идентичность и пределы ответственности, дает возможности для самоутверждения и самовыражения, для равноправного взаимодействия с миром и людьми.

Суверенность психологического пространства личности (или личностного пространства) является достаточно устойчивым качеством, основанным на всем предыдущем индивидуальном опыте человека. Она проявляется в переживании аутентичности собственной жизни, в комфортности ее организации в пространстве и времени; в уверенности в том, что жизнь протекает в соответствии со значимыми для человека ценностными ориентациями, с возможностью осуществления желаемых межличностных взаимодействий [1].

Проведенные нами исследования показывают, что именно суверенность личностного пространства позволяет в достаточной мере проявлять интимность, характеризующуюся здоровой взаимозависимостью, возможностью сопереживания и соучастия, переживанием чувства принадлежности друг другу, способностью предвидения поведения партнера.

Напротив, депривация психологического пространства личности обусловливает отказ от использования качеств, позволяющих создавать атмосферу доверия, открытости и искренности, а стремление человека во что бы то ни стало защитить свое личностное пространство от любого вторжения извне, практически блокирует возможность переживания искренности в отношениях и интимности.

Ведь интимность это переживание эмоциональной близости. Она возникает, когда два человека способны эмоционально открыться друг другу, способны раскрывать свои настоящие чувства, мысли, страхи и желания. Это возможно, если обе стороны глубоко доверяют друг другу, могут позволить себе быть ранимыми, проявлять свои слабости.

В то же время, изолированный, отчужденный человек в действительности стремится к значимым отношениям, ищет возможности найти партнершу/партнера, с которыми можно было бы поделиться сокровенными мыслями и чувствами, убеждениями и верованиями. Однако, к сожалению, это в действительности труднодостижимо. Последнее связано, в частности,

58

со страхом реальной психологической близости, что часто бывает обусловлено отрицательным психотравмирующим опытом предшествующих контактов.

Интимность, функционирующая на высоком уровне доверия, включает навыки эмоциональной принадлежности, обоюдное специфически привилегированное знание, особую форму бытия в качестве уникального, значимого для другой/другого человека. В последнее время подчеркивается как раз значение для формирования интимности развития такого чувства близости к избранному человеку, которое превосходит близость с другими людьми, что выражается в стремлении к раскрытию своего внутреннего «Я» («раскрывающаяся интимность» или «самовыражающаяся интимность») [4, с. 32].

Несмотря на то, что в настоящее время понятие интимности все чаще смешивают с понятием сексуальных отношений, на наш взгляд, эти понятия не являются идентичными. Секс без интимности непродуктивен, неполноценен в психологическом плане. Секс при наличии интимности сопровождается качественно иными переживаниями. Испытывать интимность можно и без секса. Иногда интимность путают и с сексуальными переживаниями во время так называемого «медового месяца». Этот период характеризуется усиленным чувством влюбленности с сильным сексуальным желанием и когда он заканчивается, отношения партнеров в определенной степени теряют прежнюю интенсивность. Однако это не означает потерю интимности, а может стать началом новой стадии отношений, в которой участвующим сторонам необходимо сохранить и развивать искренность и близость на другом уровне - интегральном, включающем не только физические и эмоциональные, но также и психические, социальные и духовные компоненты.

Анализ жалоб обращающихся к нам женщин, показал, что причиной переживаемых ими трудностей в выстраивании интимных отношений часто является их ориентация на следование маскулинным социальным стереотипам, т.е. интроект женщины, выбирающей мужские модели мышления, чувствования и поведения. Интроекты - стереотипы, нормы, ценности и установки, некритически усвоенные личностью и включенные в ее внутренний мир. Алгоритм реформирования интроекта у женщин с нарушениями интимности базируется на идее изменения содержания ценностей и смыслов, некритически усвоенных в детском и подростковом возрасте. Ведь именно родители и другие значимые члены семьи являются для ребенка первыми трансляторами социальных норм. Навязываемые ему нормы, убеждения и ценности усваиваются и составляют основу его собственных представлений; принимаются как аксиома и не подвергаются критике и осмыслению. Противоречия между интроектами, возникающие во внутреннем мире личности, приводят к актуализации внутреннего конфликта, к появлению психологически дисбалансного состояния и, как следствие, к нарушению интимности. Используемая в таких случаях техника реформирования некритически усвоенного интроекта приводит к ослаблению нервно-психического напряжения и нейтрализации конфликта [3].

Таким образом, интимность, представляющая собой феномен принадлежности и эмоциональной связи с другим человеком на основе взаимности, открытости, возникновения специфических субъективных переживаний, четко встраивается в структуру психологического пространства личности, занимая существенное место в сфере межличностных отношений. Различного рода искажения личностного пространства (его депривация или стремление к его чрезмерной защите от проникновения извне) обусловливают отказ личности от проявления интимности или ее неспособность к построению действительно близких, доверительных, интимных отношений. Затруднения в достижении интимности могут быть связаны с ранними сценарными решениями ребенка (принимаемыми под воздействием деструктивных родительских предписаний), с процессом и условиями социализации личности, восприятием социальных правил, норм и стереотипов, с обучением необходимости чувствовать психологическую интегральность, контролировать свои чувства и не проявлять свою слабость.

Литература

1. Буравцова Н. В. Влияние специфики личностных границ на формирование ценностно-смысловой сферы студентов // Высшее образование в России, 2008. - № 6. - С. 138-141.

2. Буравцова Н. В. Структурно-содержательные характеристики психологического пространства личности студентов гуманитарной направленности // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. -№ 113. - С. 260-264.

3. Дмитриева Н. В., Айзман Н. И. Реформирование интроекта у женщин с проблемами в области психосексуального здоровья // Мир науки, культуры, образования, 2009. - № 7-2. - С. 90-93.

4 .Короленко Ц.П., Дмитриева Н. В. Интимность. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012. - 239 с.

Смирнова ИВ.

Аспирант кафедры общей и клинической психологии Пермского государственного национального исследовательского

университета

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПСИХОАНАЛИЗА В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ

КУЛЬТУРЫ?

Аннотация

Психоанализ и культура, особенно российская культура, тема актуальная на протяжения всего периода возрождения психоанализа. Травматическое прерывание существования в пространстве российской культуры давало и дает энергетику для возвращения к теме насколько психоанализ является частью современности. Так или иначе, мы постоянно пытаемся отрефлексировать, понять, осознать как психоанализ развивается, растет, прорастает в современную российскую культуру. Каждый человек является носителем культуры, из нее он черпает некие смыслы и знания в соответствии со своими потребностями. Мы попробовали, используя научный инструментарий уловить образ психоанализа в современной российской культуре, через словесные символы, которые рождаются у людей на слово «психоанализ». Получив некий набор символов слов, мы не остановились на этом, а попробовали вычленить, просеять, отзеркалить сущность, индивидуальность психоанализа сквозь представления о других направлениях психологии, психотерапии. Полученные данные подтверждают вкладывание индивидуального, уникального понимания в термин психоанализ, но эти смыслы далеки от тех, которые мы вкладываем, как специалисты в понимание психоанализа. Фактически это вопрос имиджа и идентичности психоанализа в зазеркалье современной классической психологии, порождаемый современной российской культурой.

Ключевые слова: психоанализ, идентичность, эмпирическое исследование, социальные представления, культура.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.