Интервью с askr svarte (Евгением Алексеевичем нечкасовым) Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

Научная статья на тему 'Интервью с askr svarte (Евгением Алексеевичем нечкасовым)' по специальности 'Культура. Культурология' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Журнал
Выпуск № 2 /
Коды
  • ГРНТИ: 13 — Культура. Культурология
  • ВАК РФ: 24.00.00; 22.00.06
  • УДK: 008

Статистика по статье
  • 627
    читатели
  • 43
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 21
    соц.сети

Научная статья по специальности "Культура. Культурология" из научного журнала "Colloquium heptaplomeres", Роман Шиженский

 
Читайте также
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Интервью с askr svarte (Евгением Алексеевичем нечкасовым)". Научная статья по специальности "Культура. Культурология"

COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
ИНТЕРВЬЮ С ASKR SVARTE (ЕВГЕНИЕМ АЛЕКСЕЕВИЧЕМ НЕЧКАСОВЫМ). 26 августа 2015 года. Нижний Новгород - Новосибирск.
Сообщите сведения о себе: возраст, пол, социальное положение, образование, место жительства.
Нечкасов Евгений ака Askr Svarte, 1991 года рождения, пол мужской, образование неоконченное высшее, Западная Сибирь, Новосибирск.
В какой религиозной общине вы состоите (название религиозной организации, её численность, социальный и возрастной состав)?
Возглавляю одно из двух новосибирских языческих сообществ - «SVARTE ASKE», ориентированное на изучение и практику русского и скандинаво-германского язычества. Официальной регистрации у сообщества нет, ибо на то пока нет нужды. Плавающая численность сообщества примерно 25 человек, не считая друзей сообщества в других городах России и в некоторых странах Европы и мира. Из участников примерно поровну молодёжи и семейных людей в возрасте за тридцать, преобладают мужчины.
Является ли ваша община членом какого-либо религиозного союза?
\Наше сообщество участвует как полноправный член в союзе языческих общин Сибири - Сибирское Вече.
Связано ли ваше объединение с языческими организациями зарубежья?
Наше сообщество не связано с зарубежными организациями.
С какого времени, по Вашему мнению, начинается возрождение славянского (европейского) язычества?
Оно вообще нигде никогда не исчезало и не прерывалось, но было вытеснено или погребено под завалами христианских и научных догматов. Условно «возрождение» язычества было уже в эпоху Возрождения, когда в Европе заново открыли Платона, и сформировалось движение герметиков и мистиков. Более явное «возрождение» произошло примерно с 1800-х годов, с установлением научной картины мира, которая ослабила хватку христианской догматики и позволила выйти языческим традициям из подвала на этаж выше. Самый явный всплеск относится к XX в., когда появилось множество организаций, литературы, выдающихся персон. Они дополнили ручей традиции до более-менее полноводной реки. Как в Европе, так и в России.
Когда Вы пришли к данному мировоззрению? Какие причины привели Вас к язычеству?
В 15 лет. Пришёл к язычеству в результате духовного поиска, предварительно ознакомившись с христианством, гностицизмом и эзотерикой. Но случайно попавшиеся труды Добровольского оказали решающее влияние на «обращение» в язычество, на тот момент в русское родноверие. Но, изучив свои корни, в скором времени сменил традицию с русской на скандинаво-германскую (Одинизм), как наиболее близкую и отражающую внутренние порывы. Внутри традиции считаю своим направлением жреческое и философское воплощение языческой мудрости.
Возможно, в молодости свою роль сыграл некий элемент нонконформизма, но жизнь показала, что он не был главным и сколько-либо определяющим. Именно скандинавское (исландское) традиционное имя я в итоге себе и взял.
121
COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
Что такое «язычество» в Вашем понимании?
Думаю, этимология и определения слова «язычество» известны всем, поэтому не будем на них останавливаться. Язычество - это принципиальная свобода, мера которой твоя готовность умереть здесь и сейчас. Понимать «свободу» язычества через политические термины либерализма или демократии - в корне неверно, абсолютно ошибочно. Речь идёт о фундаментальной, онтологической свободе человека в движении к Богам и воплощению «могущества Жизни» (Ницше). Язычество, в отличие от авраамических религий, открыто для человека и мира, и Божественное и Боги в нем соприсутствует явным или сокрытым образом всегда. Нет необходимости в religare, в «восстановлении связи». Язычество - это естественное переживание Жизни, Сакрального, Бога и Человека здесь и сейчас, в неразрывном воплощении и единстве.
Перечислите и охарактеризуйте основные источники (священные тексты) по язычеству, используемые в вашем объединении. Ваше отношение к «Влесовой книге», «Боянову гимну», «Русским ведам» и тому подобным текстам?
К перечисленным книгам отношение отрицательное, так как они представляют собой сознательные подделки, вносящие в язычество откровенную чушь. Впору сказать «анафема». За редким исключением некоторых удачных терминов из «Влесовой книги», данная и подобная им литература подлежит забвению. Самые лучшие источники - эпосы и сказания народов, этнография, археология, фольклор и история, лингвистика и философия. Авторов столь много, что перечисление только основных займёт изрядно места. На первое место, пожалуй, поставлю аутентичные эпосы и сказания русского или германского народов, дополненные академическими толкованиями и изучением языка оригинала. Это является минимальным задатком для начала погружения в традицию.
Расскажите о религиозном учении вашей общины.
Помимо опубликованного в открытом доступе документа «Основы вероучения Асатру» и документов об основах родноверия (например от ССО СРВ), выражу кратко суть того, к чему мы стремимся сами:
«Божественное Здесь и Сейчас. В Тебе и Везде.
Каждому Своё.
Смело противопоставлять высокую древность низкой современности».
Формулы простые и очень сложные одновременно. На уровне слов и цитирования в речи - говорить очень просто. Сделать свою жизнь воплощением Сакрального, Божественного здесь и сейчас, и при этом сохранить некую меру «трезвости ума» - задача невероятно сложная. Поэтому переживать и воплощать эти принципы можно во многих ритуальных, бытовых, магических формах и т. д.
Какие праздники отмечаются в вашей общине?
Мы отмечает четыре основных солярных праздника: Зимнее и Летнее Солнцестояния, Осеннее и Весеннее Равноденствия. А также личные праздники-обряды: имянаречения, свадьбы.
Существуют ли общинные места силы? Если да, что они из себя представляют? Как определяется их «языческая значимость»?
В пределах нашего места дислокации священными местами считаются наши капища, и капища наших друзей, как места ритуальных действий. Также почитается сама Природа и её красота, поэтому можно сказать, что любое место дикой природы - священное и сильное. Некоторые места, такие как скалы или озёра, поля, могут быть сильны в своих разных аспектах, обладать условно «тёмной» силой (болота, низины, пещеры) или условно «светлой» (поля, горы, реки). Это имеет значимость для той или иной ритуальной практики, что определяет их значимость.
Существует ли у вас в объединении обязательные правила, «языческий кодекс»?
Лучший кодекс «каждому своё» и «не будь мудаком». Есть вопросы, недопонимание - скажи и обсуди. Практика прямого общения самая лучшая.
122
COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
Существует ли в вашей общине иерархическая лестница (глава, верховный волхв, князь, воевода и т. п.)? Если существуют, то каковы основные функции «выборных» членов общины?
В общине есть глава и жрец, на данный момент в одном лице. Есть также условный «актив» людей, предлагающий инициативы. Инициативы все вместе обсуждаются, формируется устраивающее всех представление, и дело воплощается в жизнь. Есть также и рядовые участники праздников, многие из которых являются специалистами в своём узком деле.
Существует ли в вашем объединении собственная хронология? Если существует, то какое событие положено в основу вашего календаря? По каким принципам ведётся счёт лет? Перечислите названия месяцев, дней недели.
Нас вполне устраивает и общепринятая хронология, к которой мы добавляет её истинное обозначение - era vulgaris. То есть 2015 год «общепринятого летоисчисления», например.
Имеет ли ваша община фиксированную символику, атрибутику? Раскройте значение основных общинных символов.
Основной символ - это силуэт зимнего Мирового Древа (без листьев). Означает то, что Год рождается Зимой, в Ночи. И некий противовес общепринятым представлениям о «хипповской», «светлой» традиции, полной цветов и зелёных деревьев. Сакральное в язычестве не имеет оценок в духе «чёрное - белое», ибо сакрально абсолютно всё. И даже застывшее в звенящей зимней ночи Мировое Древо не перестает быть Мировым Древом, его священная роль не умаляется.
Какое событие (события) в становлении современного язычества Вы считаете наиболее важным?
Для России знаковым стало падение СССР, когда религиозный вопрос перестал быть под запретом. Многие языческие общины России зародились на излёте СССР или в первые годы России. К этому добавилось появившееся разнообразие литературы, хорошей и плохой, разумеется. Но это было подобно свежему воздуху после подземелья. Этот момент сыграл свою роль в язычестве России. Если брать Европу и Россию вместе, то я не буду перечислять те или иные частные события или праздники, а отмечу появление важного интеллектуального явления - философии традиционализма Ю. Эволы, Т. Буркхардта и др. На мой взгляд, эта философия - необходимое как воздух интеллектуальное наполнение для язычества, которое позволит ему осознать себя, своё место в мире и очиститься от псевдоязыческих паразитов. В Европе и России проникновение традиционализма в язычество началось ещё во второй половине XX в., и более активно продолжается и сейчас, но темпы позволяют желать лучшего. Но сам факт появления такой философии и её потенциал - это выдающееся событие.
Как Вы оцениваете современное состояние (прогресс, стагнация, регресс) язычества?
В целом - регресс. Коммерциализация и пропаганда псевдоязыческого бреда в итоге пудрит мозги количественно нарастающей массе язычников. То есть людей становится больше, медленно, но верно, а качественно структура язычества и аутентичные данные о традиции изучают и понимают единицы. Остальные довольствуются поп-подделками, героями «битвы экстрасенсов», псевдоисторией и псевдокультурой «славяно-ариев с Нибиру». Проблема актуальна и многогранна, краткая её суть - забвение источников в пользу чужого, сектантского бреда.
По Вашему мнению, какова перспектива у язычества (самый страшный и самый радужный прогнозы)?
Самый мрачный, и пока самый реалистичный, к сожалению, - это превращение язычества из древней традиции в модную субкультуру и New Age. Символы и эзотерическая ложь вытеснят глубину и понимание традиции, она превратится в прилавочный лубок. Эта тенденция есть, она сильна.
123
COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
Позитивный сценарий - язычество обогатится философией традиционализма в полной мере и перейдёт на новый, более глубокий (или высокий) уровень. Очистится от шелухи, судьба которой в любом случае описана мною выше. Возможно, тогда язычников станет меньше, но качественно они будут чище, лучше. Какой будет формат у такого язычества? Каким бы он ни был - эскапизм подальше от профанного мира, или революция против современного мира (не против государств, а против Мира) - он будет правильным.
Беседовал Роман Шиженский
124

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх