Научная статья на тему 'Интерпретация национальных традиций в деревянной скульптуре К. И. Суворовой и Г. Д. Писаревой'

Интерпретация национальных традиций в деревянной скульптуре К. И. Суворовой и Г. Д. Писаревой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
247
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА / ТРАДИЦИЯ / ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ИСКУССТВЕ / Г. Д. ПИСАРЕВА / К. И. СУВОРОВА / WOODEN SCULPTURE / TRADITION / IMAGES OF WOMEN IN ART / GALINA D. PISAREVA / KIRA I. SUVOROVA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Морозова Нина Сергеевна

Дерево как материал занимает важное место в творчестве отечественных скульпторов второй половины XX начала XXI в. Опираясь на русское художественное наследие, народную традицию, сакральную пластику и деревянную игрушку, Г. Д. Писарева и К. И. Суворова создают уникальный мир женских образов, которые оказываются на грани между собирательным типом жительницы деревни и святой. Чистота фигур, минимальное введение цвета, работа с поверхностью и сохранение фактуры дерева способствуют созданию произведений, которые, как и храмовые изображения, обращены к людям, несут в мир добро и красоту, что было заложено в русской деревянной скульптуре при самом ее зарождении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpretation of national traditions in wood sculpture by Kira I. Suvorova and Galina D. Pisareva

As a material, wood has a prominent place in the works of Russian sculptors of the second half of 20th beginning of 21st centuries. Relying on Russian artistic heritage, folk tradition, sacred plastic and wooden toy, G. D. Pisareva and K. I. Suvorova create a unique world of women’s images on the edge between a collective type of the inhabitant of the village and the Saint. The purity of shapes, minimum introduction of color, surface and preservation of wood texture contribute to the creation of works, which, like the sacred images, apply to the people, bear goodness and beauty that was laid down in the Russian wooden sculpture at its very beginning.

Текст научной работы на тему «Интерпретация национальных традиций в деревянной скульптуре К. И. Суворовой и Г. Д. Писаревой»

УДК 73.023.1-035.3(=161.1)"19/20"

Н. С. Морозова

Интерпретация национальных традиций в деревянной скульптуре К. И. Суворовой и Г. Д. Писаревой

Дерево как материал занимает важное место в творчестве отечественных скульпторов второй половины XX - начала XXI в. Опираясь на русское художественное наследие, народную традицию, сакральную пластику и деревянную игрушку, Г. Д. Писарева и К. И. Суворова создают уникальный мир женских образов, которые оказываются на грани между собирательным типом жительницы деревни и святой. Чистота фигур, минимальное введение цвета, работа с поверхностью и сохранение фактуры дерева способствуют созданию произведений, которые, как и храмовые изображения, обращены к людям, несут в мир добро и красоту, что было заложено в русской деревянной скульптуре при самом ее зарождении.

Ключевые слова: деревянная скульптура, традиция, женские образы в искусстве, Г. Д. Писарева, К. И. Суворова

Nina S. Morozova

Interpretation of national traditions in wood sculpture by Kira I. Suvorova and Galina D. Pisareva

As a material, wood has a prominent place in the works of Russian sculptors of the second half of XX -beginning of XXI centuries. Relying on Russian artistic heritage, folk tradition, sacred plastic and wooden toy, G. D. Pisareva and K. I. Suvorova create a unique world of women's images on the edge between a collective type of the inhabitant of the village and the Saint. The purity of shapes, minimum introduction of color, surface and preservation of wood texture contribute to the creation of works, which, like the sacred images, apply to the people, bear goodness and beauty that was laid down in the Russian wooden sculpture at its very beginning.

Keywords: wooden sculpture, tradition, images of women in art, Galina D. Pisareva, Kira I. Suvorova

Дерево всегда пленяло мастеров и своей красотой, и своими свойствами. Последнее десятилетие XX в. не стало исключением. Многие скульпторы, начавшие свой творческий путь в 1970-е гг., продолжили его и на рубеже нового столетия. Возможно, изменения, произошедшие в стране, способствовали тому, что художники стали обращаться к образам святых, их произведения приблизились к сакральным изображениям древнерусской деревянной скульптуры.

Мастера в своем творчестве по-новому осмысляют деревянную «икону», возрождая ее темы и приемы, только уже не в храмовом пространстве. Образ женщины, матери стал доминирующим и уже в большей степени отождествлялся с Богоматерью (Г. Д. Писарева). Мотив очищения и становится важным в этих изображениях. Несмотря на то, что скульптуры упрощены и обобщены, их монументальность внутренняя, а не внешняя. Но, бесспорно, каждый из художников пропускает через себя весь тот багаж знаний и наследия, который оставили предки, их работы основаны не на копировании образов и бездумном апеллировании к элементам древнерусской скульптуры, сакральной пластики и деревянной игрушки, а на глубоком понимании их основы.

К. И. Суворова начала свой творческий путь еще в 1930-е гг., и по сегодняшний день ее основной темой является создание образов деревенских жителей, чаще всего женщин. Поездки по стране1, знакомство с новыми людьми, представителями разных культур и национальностей, позволили скульптору открыть для себя мир русской глубинки, в котором Суворова находила прототипы для своих персонажей, ища в них национальный характер и дух. Для художницы было важно уловить в модели черты, которые складываются под воздействием физического труда и привычек2, не врожденных, а приобретенных, влияющих на формирование личности. «Скульптор считает, что их (сельских жительниц. - Н. М.) движения красивее, чем у горожанок, их пластика более индивидуальна и естественна. Суворова изображает старух современной деревни, в их фигурах особая значительность, умудренность, успокоенность»3.

При всей жанровости и декоративности работ К. И. Суворовой они не повествовательны, но содержательны. За счет поз и жестов персонажей пластика тела способствует передаче внутреннего мира героя, его психофизического состояния4. Несмотря на то, что за каждой моделью скульптора стоит конкретный человек со

своими портретными чертами, Суворова создает образы-типы5, собирательные характеры, которые тонко подмечаются скульптором, отражая национальный колорит и дух народа.

Монументальные и статичные образы, застывшие в своем движении, просты и лаконичны. Но при рассмотрении их с разных точек зрения можно увидеть, что скульптор играет и с динамикой, особенно это проявляется в работе 1969 г. «Женщина с ведром». Следует заметить, что для мастера было несвойственно резать в дереве сложные по компоновке и движению композиции. В основном ее старушки статичны, они словно замерли, время вокруг них остановилось. Обобщенность и условная трактовка форм, отказ от детализации, едва намеченные очертания лиц («Анна Федоровна», 1966; «Анна Павловна», 1995), рук и ног (иногда гипертрофированных) акцентируют на себе внимание. Как отмечает М. И. Андросова, «самые большие достижения мастера связаны с воплощением русской души, русского женского характера»6. На протяжении всего творческого пути Суворовой ее образы и их стилистическое решение фактически не изменились, только в поздних произведениях персонажи стали проще, обобщеннее, объемнее.

В 1966 г. К. И. Суворова создает скульптуру «Анна Федоровна». По своему построению, плоскостности, вытянутости по вертикали, обобщенности и монументальности образ восходит к немногочисленным изображениям Параскевы Пятницы, сакральной пластике. Едва намеченные руки, неотделимые от туловища, массивные ноги и маленькая головка, мощное тело - все контрастирует между собой, но в то же время находится в гармонии.

Скульптор усиливает эффект статичности образа, благодаря едва проработанным складкам на одежде, направленным вниз. Изображение монументально и плоскостно, а следы от инструмента создают ощущение геометрического узора на платье, что придает скульптуре декоративный характер. Как отмечает М. И. Андросова: «„Анна Федоровна" - образ столь же современный, сколь вечный. Образ женщины, знавшей труд, материнство, утраты. Образ суровый, напоминающий о тяготах, выпавших на долю ее поколения, но не мученический»7.

Образы Суворовой, созданные в дереве, раскрывают не частное, а общее, «... исповедуют вечную истину: душа народа прекрасна»8, несмотря на все жизненные трудности. А дерево является тем материалом, который способствует передаче теплоты, жизненности персонажей. В игрушке и сакральной пластике заложена доброта и человечность, что становится свой-

ственно деревянным скульптурам XX столетия, обращенным к теме человека, его национальным корням, только каждый мастер ищет свой индивидуальный пластический язык при работе с этим «живым» материалом.

Все скульптуры К. И. Суворовой пропитаны любовью мастера к своим старушкам и колхозникам. Произведения «Анна Павловна» (1995), «Рая» (2008) по-своему построению напоминают «Анну Федоровну». Только при всей их обобщенности и условности скульптор создает маленькие по размеру работы, в которых старушки замкнуты в себе. Фигуры становятся тучнее, а их небольшой рост и силуэт с поникшими плечами, тянут вниз, усиливают ощущение неразрывности персонажей с «землей». Введение цвета придает скульптуре декоративный характер.

Использование полихромии и построение изображения, преобладание монументальных и монолитных обтекаемых форм с сохранением фактуры материала и кажущаяся статичность персонажей, несмотря на то что Суворова в последних своих работах не режет из цельного дерева, оставляют ощущение рукотворности образа. Их внутренняя сила, свойственная русской деревянной скульптуре, связывает работы Суворовой с традицией, которая воспринимается мастером. Как заметила Т. Б. Мантурова, «дух народного творчества ощущается ею (Суворовой. -Н. М.) в самой структуре формы, в ее сочности, в энергичном контрасте объема, в необходимости крупной формы, т. е. обобщенности»9.

Поздние произведения Суворовой «Старая женщина» (1992), «Таня» (2000), «Марья Ивановна» (2004) по своему решению просты и лаконичны, на их примере можно проследить работу с цветом и то, как он влияет на восприятие образа. «Всегда активный, он (цвет. - Н. М.) различен в зависимости от образной задачи. При этом цвет всегда условный, великолепно ложащийся по форме и никогда не имитирующий живопись по поверхности скульптуры»10. Акцентируется простота и чистота «Старой женщины», образ которой впитал в себя все тяготы жизни. Суворова сохраняет естественный цвет дерева, едва вводя в изображение желтые и голубые линии, подчеркивающие пластику фигуры.

XX столетие расширило образный ряд деревянной скульптуры. Примерно со второй половины столетия женский образ стал доминирующим, в основном это изображение старушек, соединивших в себе земное и духовное, жительницу глубинки и святую.

Тема «бабок»11 и их судеб становится главной и в творчестве Г. Д. Писаревой. «Поэзия женского начала, не раз отмечавшаяся как особенность русского мироощущения, народного

Интерпретация национальных традиций в деревянной скульптуре..

представления о Матери-земле, в полной мере соответствует идейно-философскому началу, которое лежит в основе творчества Писаревой»12. Поездки по стране13, знакомство с народным творчеством, в особенности с Сергиевской игрушкой, которая, как отмечает Л. Андрущен-ко, «пленила ее (Писареву. - Н. М) своей логикой построения художественного образа, приемами работы с деревом»14 и полихромной скульптурой, способствовали формированию индивидуального пластического языка Гели Писаревой. Следует отметить, что на творчество скульптора повлияло не только народное искусство, но и «деревяшки» В. П. Волкова15, а также «мотивы постсупрематических поисков художников „третьего пути"»16, что проявилось в цветовом решении росписи скульптур.

Г. Д. Писарева создает небольшие по размеру фигурки, вырезанные чаще всего из полена («колобашки»17), где она всегда сохраняет материал, идя от него, как это делали мастера прошлого. Структурные свойства дерева во многих работах способствуют оживлению образа и придают им внутреннюю динамику. Как уже отмечалось, основная тема творчества художницы - русские женщины, чьи образы неразрывно связаны с изображениями Богоматери, Параскевы Пятницы и других святых жен18. «Бабки» Писаревой при всей их декоративности монументальны, они овеяны вечностью.

В 1987 г. скульптор создает один из вариантов изображения «Параскевы Пятницы», на первый взгляд - это не образ святой, а крестьянки, но цвет одежд и композиционное построение восходят к иконописи. Писаревская Параскева плоскостна и монументальна, фигура, как и храмовая деревянная скульптура, не рассчитана на круговой обзор. Образ Параскевы более теле-сен, ее руки прижаты к телу (что не свойственно каноничному изображению), она словно скована, ее грозное лицо сосредоточенно, а взгляд устремлен вдаль. Статичная и мощная поза монолитна и симметрична, а обработка дерева -глубокие борозды внизу платья - создает ритм и связывает образ с «землей». Сама поза замкнута, обобщена, скульптор, не прорабатывая мелкие детали, создает единый силуэт, в котором намечает резцом и цветом руки, а моделировка поверхности с сохранением следов инструмента придает динамику и оживляет фигуру. Г. Д. Писарева в большей степени сохраняет естественный цвет дерева, вводя в скульптуру в основном белый, голубой иногда зеленый, все это зависит от создаваемого мастером изображения.

Как отмечает В. Семенова19, Г. Д. Писарева в своем творчестве затрагивает вопрос архетипа «мать и дитя», ее скульптуры («Материнство»,

1999) по своему построению, обобщенности форм, приближают их к игрушке. Следует заметить, что скульптор не отрицает игрового начала в своих произведениях20. Только в отличие от деревянной игрушки фигура матери, держащей на руках ребенка, сложна по композиционному построению. На ее голове «вырастает дом» -мысли женщины, чей мир крутиться вокруг дома и семьи. Но цвет и геометризированный рисунок, а также обработка поверхности придают декоративность образу, что приближает его к посадским игрушкам.

Галина Демьяновна не только пользуется уже сложившимися традициями, но и вносит свое. Для нее становится характерным изображать на подолах юбок фигур целые пейзажи сельской местности («Триптих. На реке», 2001; «Холмы», 1998; «У колодца», 1980-е), сохраняя условную трактовку фигур. Они замкнуты и статичны, а их плоскостное решение позволяет писать на них, как на картине.

Со временем работы Писаревой становятся чище и проще по своему композиционному построению. В них в большей степени сохраняется основа - брусок или полено - со своим естественным цветом. «Вешают белье» (1999), «Мать с ребенком» (2001), «Очищение I» (2001) напоминают древнерусскую скульптуру - идолов, где цвет вводится частично, как и в работе Суворовой «Старая женщина», что наполняет образ светом и усложняет его смысловое значение.

Нужно отметить, что тема белья и очищения является неотъемлемой частью творчества Писаревой. Как указывает В. Семенова21, обряд «обновления» рассматривается как некое священнодействие, тем самым приобретая сакральный смысл. Фигуры становятся условными, не прорабатываются, важен только силуэт, в котором гипертрофируются руки («Мать с ребенком», «Вешают белье»), лица едва намечаются (нос и глаза). Художница усиливает фактуру дерева: вертикально направленные складки одежд или «белья» придают динамику фигурам, они монументальны и статичны, в их решении нет мягких переходов все угловато, что также способствует сконцентрированности образов внутри себя.

Работы последнего десятилетия по своей чистоте формы в большей степени восходят к деревянной скульптуре в церкви, «... по сути своей они монументальны»22. Скульптуры Писаревой, как и храмовая пластика, статичны и симметричны. Создавая свой образный ряд, мир чистоты и добра, Г. Д. Писарева смогла соединить в своих изображениях человеческое и божественное23, простое и гармоничное, искреннее и естественное24. «Христианские сюжеты, как наивная

и добрая сказка, переплетаются в произведениях Писаревой с деревенским бытом»25. Скульптор, опираясь на традиции, складывающиеся веками, сохраняет уважительное отношение к материалу, к цвету и создает монументальные и сакральные по своей внутренней наполненности образы, которые в своей основе «генетически связаны с древнерусской скульптурой»26.

Скульпторы к началу XXI столетия сохранили и обогатили традиции, складывающиеся на протяжении нескольких веков, опираясь на опыт прошлого и на тенденции времени, в котором живут. Деревянная скульптура возвратилась к своим корням, к сакральным и вечным образам. Тема женщины и ее судьбы стала доминирующей в творчестве К. И. Суворовой и Г. Д. Писаревой, их изображение старушки или матери находится на грани между собирательным образом жительницы деревни и святой (чаще всего Богоматери или Параскевы Пятницы). Чистота фигур, минимальное введение цвета, работа с поверхностью и сохранение фактуры дерева способствовали созданию скульптур, которые, как и храмовые изображения, обращены к людям, несут в мир добро и красоту. Это то, что было заложено в русской деревянной скульптуре при самом ее зарождении. И, как заметила Л. Андрущенко, «для того чтоб двигаться вперед, деревянная скульптура в XX в. должна была вернуться к своим истокам, к традициям языческой Руси, к древнерусскому искусству и народному творчеству»27.

Примечания

1 Евсеева В. Утверждение духовного благородства // Художник. 1985. № 3. С. 27; Андросова М. И. Кира Иннокентьевна Суворова. Л.: Художник РСФСР, 1978. С. 8.

2 Кира Иннокентьевна Суворова: каталог / авт. вст. ст. Т. Б. Мантурова; сост. В. И. Гапеева. Л.: Художник РСФСР , 1982. С. 5.

3 Славова Л. А. О выставке «Русская скульптура в дереве, XX в.» // Русская скульптура в дереве, XX в.: из собр. Гос. Рус. музея / авт.-сост. Е. Василевская и др.; авт. ст. Т. Б. Мантурова. СПб.: Palace Editions, 2001. С. 30.

4 Андросова М. И. Указ. соч. С. 9.

5 Евсеева В. Указ. соч. С. 28.

6 Андросова М. И. Указ. соч. С. 40.

7 Там же. С. 43.

8 Там же. С. 44.

9 Кира Иннокентьевна Суворова. С. 7.

10 Там же. С. 8-9.

11 См.: Цвет и пластика образа: выст. произведений Гели Писаревой: живопись, графика, скульптура: каталог / сост. М. Джигарханян; авт. вступ. ст. В. Семенова. СПб.: Манеж, 2006.

12 Андрущенко Л. О традициях и новаторстве в творчестве Галины Писаревой // Искусство скульптуры в XX в.: проблемы, тенденции, мастера: очерки: материалы между-нар. науч. конф., Москва, 2006 г. М.: Галарт, 2010. С. 388.

13 Там же. С. 387.

14 Там же.

15 Славова Л. А. Указ. соч. С. 30.

16 Андрущенко Л. Указ. соч. С. 394.

17 См.: Цвет и пластика образа.

18 См.: Конова А. В питерском Барбизоне // Нева. 2000. № 7. С. 230; Славова Л. А. Указ. соч. С. 30.

19 Цвет и пластика образа.

20 Там же.

21 Там же.

22 Конова А. Указ. соч. С. 231.

23 Цвет и пластика образа.

24 Конова А. Указ. соч. С. 231; Цвет и пластика образа.

25 Конова А. Указ. соч. С. 230.

26 Там же. С. 230.

27 Андрущенко Л. Указ. соч. С. 387.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.