Научная статья на тему 'Интернет-тестирование по дисциплине «Русский язык и культура речи»'

Интернет-тестирование по дисциплине «Русский язык и культура речи» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1735
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-тестирование по дисциплине «Русский язык и культура речи»»

И.Н. АНДРЕЕВА

ИНТЕРНЕТ-ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Двадцать первый век... Задачи, которые он ставит перед высшим профессиональным образованием, очень разные, но основной является совершенствование образования.

Идея Интернет-экзамена в сфере профессионального образования привлекла внимание вузов и учёных тем, что в проведении самообследования помощь университетам, академиям и институтам может обеспечить единый федеральный банк измерительных материалов и единая технология обработки результатов.

Национальное аккредитационное агентство работало над этой проблемой около десяти лет, именно здесь была создана новая модель аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ), которая позволяет объективно оценивать качество обучения студентов конкретной дисциплины на каждом этапе в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В России в настоящее время насчитывается около 700 учебных программ, и проследить за качеством всех этих программ просто невозможно. По мнению учёных (В.С. Аванесова, А.Н. Майорова, В.П. Беспалько и др.), сейчас вузы «выпускают» до 50% брака. А чтобы доказать, что вуз готовит настоящих специалистов, необходимо, чтобы эти специалисты были востребованы, а востребованность эта зависит от их уровня знаний и умений.

Целью проведения Интернет-экзамена является:

- оценка уровня подготовки студентов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;

- создание элементов внутривузовской системы обеспечения качества внешней независимой оценкой результатов обученности студентов.

Новая технология проведения тестирования с использованием среды Интернета, предложенная Росаккредитагенством, состоит из пяти этапов: подготовительного, этапа подготовки инструментария, этапа проведения педагогических измерений в среде Интернета, этапа содержательного анализа результатов педагогических измерений и заключительного.

Подготовительный этап предполагает создание регламентирующего, организационного, технического и инструктивного обеспечения процедуры педагогических измерений. Этап подготовки инструментария для проведения педагогических измерений включает формирование базы данных на основе инварианта содержания дисциплины и выбор технологии тестирования. Проведение педагогических измерений в среде Интернета возможно при использовании как технологии тотального тестирования, так и технологии модульно-матричного тестирования. Следующий этап - проведение педагогических измерений в среде Интернета предполагает организацию доступа к системе и идентификацию студента, по результатам которой формируется индивидуальный набор заданий. По окончании экзамена происходит передача результатов тестирования на Центральную базу результатов педагогических измерений. На четвёртом этапе проводится содержательный анализ результатов педагогических измерений, диагностика качества подготовки по дисциплинам и циклам дисциплин, анализ степени соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям ГОС. Сравнительная информация о результатах тестирования студентов конкретного вуза по отдельным образовательным программам даётся на фоне результатов педагогических измерений других вузов.

Итогом такого анализа будет информационно-аналитическая карта результатов педагогических измерений в отдельном вузе, которая формируется автоматически. На заключительном этапе формулируются выводы о степени соответствия уровня подготовки студентов требованиям ГОС по отдельным образовательным программам.

Значимость Интернет-экзамена состоит, в первую очередь, в том, что студенты одной специальности разных вузов по всей стране выполняют единый аттестационный педагогический измерительный материал в одно и то же время. Результаты такого экзамена можно использовать для оценки соответствия уровня подготовки студентов ГОСам и для сравнения между вузами. При этом, по мнению руководства Росаккредитагенства, предлагаемая технология тестирования лишена «человеческого фактора» и её результаты показывают настоящий уровень знаний и умений студентов [1].

Ещё одним преимуществом Интернет-экзамена является то, что он проводится в двух режимах: on-line, когда студенты сдают экзамен в Интернете, и режиме off-line, это когда в вуз высылаются по электронной почте задания. Но и в этом случае студенты решают тесты в системе Тест-экзаменатор, что похоже на систему ЕГЭ.

В.Г. Наводнов, директор Росаккредитагенства, считает, что разница между ФЭПО (Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования) и ЕГЭ принципиальная, потому как Единый государственный экзамен -процедура обязательная, а Интернет-экзамен - добровольная. Если вуз считает для себя полезным принимать участие в Интернет-экзамене, то он это делает, а если желания нет - никто не принуждает [2].

Все высшие учебные заведения, принимавшие участие в экзамене, положительно оценили эксперимент, об этом говорит и статистика Росаккредита-генства (табл. 1).

Таблица 1

май-июнь 2005 года программы ВПО дек.-январь 2005-2006 года программы ВПО май-июнь 2006 года программы ВПО дек.-январь 2006-2007 года программы ВПО

Количество результатов 15,5 тыс. 133,2 тыс. З80 тыс. 672 тыс.

Количество программ 405 2641 3990 6804

Количество образовательных учреждений 58 179 458 916

Количество регионов, принимавших участие в Интернет-экзамене 31 55 77 79 и 6 стран СНГ

Интернет-экзамен признан федеральными органами управления образования, и его значимость указана в письме руководителя Рособрнадзора В.А. Болотова, в котором рекомендуется высшим учебным заведениям использовать результаты Интернет-экзамена при проведении процедуры самообследования и использовать эту технологию при плановой аттестации и внеплановых проверках [2].

Некоторые вузы уже несколько раз принимали участие в Интернет-экзамене, и, по словам А.С. Масленникова, начальника отдела педагогических измерений, вузы, участвовавшие в экзамене дважды (их более 100) и трижды (22), могут выявить тенденцию увеличения показателей освоения дисциплин [2].

Составителями АПИМов по дисциплинам проделана большая работа, проанализированы государственные стандарты, каждый ГОС разбит на дидактические единицы (такую схему предложило Росаккредитагенство) (рис. 1), и зада-

ния аттестационно-педагогических измерительных материалов составлены так, что можно проверить выполнение всех дидактических единиц (рис. 2, 3).

Рис. 1. Структура содержания дисциплины «Русский язык и культура речи»

Рис. 2. Таксономическая схема инвариантов содержания дисциплины __________________«Русский язык и культура речи»________________

Уровень слож- ности Структура \АПИМ Кол-во N. часов АПИМ-1 АПИМ-2 АПИМ-3 АПИМ-4 АПИМ-5 Кол-во ООП

I 80-170 41 622 - 1 3 667

II 171-340 2 - 4 - - 6

Кол-во ООП 43 622 4 1 3 673

Рис. 3. Распределение ООП по количеству часов, отведенных на изучение дисциплины «Русский язык»

Как считает В.П. Киселёва, ведущий методист Росаккредитагенства, это как раз та специфика, которая отличает простые тесты от аттестационнопедагогических измерительных материалов, степень соответствия содержания, уровня и качества подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов. Есть и некоторые проблемы, связанные с разработкой инструментария для аттестационного контроля. Это отсутствие в содержании образовательных стандартов описательного инструмента для контроля освоения дисциплины и недостаточно точное описание требований уровня подготовки выпускников, поэтому в Росаккредитагенстве разработан специальный структурный подход к формированию содержания измерителей подобного рода. В его основе лежит модель измерителя, предполагающая разделение содержания дисциплины на дидактические единицы. Выводы по освоению дисциплины делаются на основе того, как в совокупности освоены все дидактические единицы данной дисциплины. Если 50% испытуемых смогли выполнить не менее половины заданий, считается, что дисциплина освоена [3].

Основная дисциплина, связанная с изучением родного языка, - «Русский язык и культура речи». Тесты, ориентированные на образовательные стандарты, необходимы при оценке продуктивности работы преподавателя, они помогают выявить «педагогический брак». Так как при выполнении таких тестов нельзя достигнуть уровня нормы простым угадыванием, необходимо знать изучаемый материал. Именно по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлен демонстрационный вариант первого уровня сложности аттестационно-педагогических измерительных материалов, по образцу которого формируется и банк дисциплины. Выполнение тестовых заданий студентами поможет преподавателю определить, какие темы усвоены учащимися плохо. Диагностика необходима для того, чтобы преподаватель мог корректировать свою работу, иметь дифференцированный подход к каждой группе студентов.

Современный русский литературный язык.

1. 01. Лексикология. Лексическое значение слова.

Определите лексическое значение слова «зачинщик».

TRUE

Тот, кто начинает что-либо неблаговидное.

FALSE

Тот, кто является автором какого-либо положительного начинания.

FALSE

Основоположник какого-либо течения, движения.

FALSE

Глава учения.

1.02. Лексикология. Системные связи слова в лексике. Фразеология.

Укажите разговорное слово в синонимическом ряду:

TRUE

мировой

FALSE

пленительный

FALSE

восхитительный

FALSE

изумительный

1.03. Морфемика и словообразование.

В каком ряду оба слова не имеют окончания?

TRUE

издавна, весьма FALSE атака, слегка FALSE

служба, лежа FALSE оба, всегда

1.04. Грамматика. Морфология.

Укажите, какой частью речи является слово «кругом» в предложении:

Детский хоровод вертелся пестрым кругом.

TRUE

существительным

FALSE

наречием

FALSE

предлогом

FALSE

прилагательным

1. 05. Морфология. Морфологический разбор слова.

Характеристике: нарицательное, неодушевленное, конкретное, женского рода, именительного падежа, единственного числа, соответствует существительное ...

TRUE

площадь

FALSE

конь

FALSE

герой

FALSE

тучей

1. 06. Синтаксис: простое предложение.

Укажите среди предложений односоставное безличное предложение.

TRUE

Мне в душу повеяло жизнью и волей.

FALSE

Дни поздней осени бранят обыкновенно.

FALSE

В дверь негромко постучали.

FALSE

Из воды пустой масла не извлечешь.

1. 07. Синтаксис: простое осложненное предложение.

Укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом (знаки препинания не расставлены!).

TRUE

Анчар как грозный часовой стоит один во всей вселенной.

FALSE

Я долго смотрел как тлели угли костра.

FALSE

Во время обеда Полина сидела как на иголках.

FALSE

Города как магазины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. 08. Синтаксис: сложное предложение.

Найдите бессоюзное сложное предложение.

TRUE

Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи, чуть слышно погромыхивал гром.

FALSE

Скоро весь сад, обласканный солнцем, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях.

FALSE

Не смотря в окно, она знала, кто подходит к двери.

FALSE

В саду поселилась осень, листья же нашей березы оставались зелеными и живыми. Стилистика.

2. 01. Стили современного русского литературного.

Определите стиль и тип речи.

Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что должно делать для этого при изучении произведений его? Изучить поэта - значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые краски и формы общечеловеческое. И потому в созданиях поэта люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слова и

что, следовательно, только поэт умел выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не пришло в голову создать что-нибудь подобное, ведь это просто и легко!

(В.Г. Белинский)

TRUE

публицистический стиль; рассуждение FALSE

художественный стиль; повествование FALSE

научный стиль; рассуждение FALSE

разговорный стиль; повествование

2. 02. Научный стиль речи.

Укажите, какие из приведенных особенностей не характерны для научного стиля:

TRUE

широкое использование лексики и фразеологии других стилей FALSE

научная фразеология FALSE

логическая последовательность изложения FALSE

преимущественное употребление существительных вместо глаголов.

2. 03. Публицистический стиль речи.

Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.

TRUE

Спускаясь из окна в светлую ночь, его могут увидеть часовые.

FALSE

Это упражнение делают стоя на вытянутых носках.

FALSE

Книги Донцовой я могу читать, открыв на любой странице.

FALSE

Студенты, выполняя задание, обращались к справочной литературе.

2. 04. Официально-деловой стиль речи.

В официально-деловых текстах обычно употребляются слова:

TRUE

доложить, ответчик, взыскание FALSE

эскалация, форум, почин FALSE

амплитуда, локальный, следовать FALSE

климат, хроника, журнал

2. 05. Разговорный стиль речи.

Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Кошка и люди

Печка у меня очень плохая. Вся моя семья завсегда угорает через нее. А чертов жакт починку производить отказывается. Экономит. Для очередной растраты.

Давеча осматривали мою печку. Вьюшки глядели. Ныряли туда вовнутрь головой

- Нету, - говорят.- Жить можно.

- Товарищи, - говорю, - довольно стыдно такие слова произносить: жить можно. Мы завсегда угораем через нашу печку. Давеча кошка даже угорела. Её тошнило давеча у ведра. А вы говорите - жить можно.

Чертов жакт говорит:

- Тогда, - говорит, - устроим сейчас опыт и посмотрим, угорает ли ваша печка. Ежли мы сейчас после топки угорим - ваше счастье, переложим. Ежли не угорим - извиняемся за отопление.

Затопили мы печку. Расположились вокруг её.

(М.М. Зощенко)

TRUE

разговорно-просторечные

FALSE

общеупотребительные

FALSE

диалектные

FALSE

профессиональные

2. 06. Выразительные средства языка.

Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:

___________- стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем

резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.

TRUE

Антитеза

FALSE

Градация

FALSE

Анафора

FALSE

Эллипсис

Риторика.

3. 01. История риторики.

Риторика возникла в Древней Греции как искусство...

TRUE

убеждать

FALSE

хорошо говорить FALSE

украшать речь FALSE

логично рассуждать

3. 02. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Логические основы речевого общения.

Условия, в которых происходит речевое общение, - это речевая (-ое)...

TRUE

ситуация

FALSE

событие

FALSE

взаимодействие

FALSE

деятельность

3. 03. Оратор и его аудитория.

По сфере употребления выделяют несколько жанров академического красноречия. Определите, что не относится к академическому красноречию.

а) лекция вузовская, школьная;

б) приветственное;

в) научный доклад;

г) научный обзор;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д) научное сообщение;

е) научно-популярная лекция;

ж) агитаторское TRUE

б, ж FALSE

в, е FALSE

а, г

FALSE д, ж

3. 04. Подготовка речи и публичное выступление.

В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

грипп, орхидея, афера.

TRUE

гри[п], орхи[д]ея, а[ф'э]ра FALSE

гри[пп], орхи[д']ея, а[фэ]ра FALSE

гри[п], орхи[д']ея, а[фэ]ра FALSE

гри[п], орхи[д]ея, а[ф'о]ра

3. 05. Тип связи в тексте

Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.

A. Произошло это название от старорусского слова «здо», обозначавшего особую глину, из которой делали кирпич.

Б. Зодчими когда-то называли на Руси каменных дел мастеров, то есть строителей-каменщиков.

B. Слово «зодчий» сейчас известно далеко не каждому, для кого русский язык родной.

Г. Слово «здо» давно вышло из употребления, а «зодчий», хотя и считается устаревшим, осталось в употреблении: зодчими мы называем архитекторов прошлых веков.

TRUE

В, Б, А, Г, последовательная FALSE

Г, А, Б, В, параллельная FALSE

В, Г, А, Б, параллельная FALSE

Б, Г. В, А, последовательная

3. 06. Грамматические ошибки в речи.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

TRUE

скучаю по вам FALSE

сорок граммов FALSE

ляг на кровать

FALSE

три девушки

Деловой русский язык.

4. 01. Особенности официально-делового стиля речи.

Укажите неверный вариант записи:

(в скобках даны фамилии в Им.п.)

Заявление подано от.

TRUE

Олега Мицкевич (Мицкевич)

FALSE

Константина Живаго (Живаго)

FALSE

Натальи Седых (Седых)

FALSE

Антонины Венда (Венда)

4. 02. Деловое письмо.

Вы хотите, чтобы студенческий профком выделил вам льготную путевку в лагерь, тогда вы напишете .

TRUE

заявление

FALSE

автобиографию

FALSE

объяснительную записку

FALSE

резюме

4. 03. Реклама в деловой речи.

Определите, что не является визуальной (зрительной) рекламой.

TRUE

радиореклама

FALSE

печатная

FALSE

световая

FALSE

фотореклама

4. 04. Речевой этикет в документе и деловые переговоры.

Речевой этикет приветствий предусматривает характер поведения, то есть очередность приветствия. Определите, в каком случае нарушена эта норма этикета.

Первыми приветствуют:

TRUE

женщина - мужчину FALSE

младшие по возрасту - старших FALSE

младший по должности - старшего FALSE

член делегации - ее руководителя Культура речи

5. 01. Понятие предмета культуры речи.

Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать значения слов: «релятивный», «пролонгировать»?

TRUE

толковым словарем русского языка FALSE

орфоэпическим словарем FALSE

орфографическим словарем FALSE

этимологическим словарем

5. 02. Теоретические основы культуры речи.

В системе русского литературного языка отсутствует____________уровень.

TRUE

стилистический

FALSE

фонетический

FALSE

лексико-семантический

FALSE

грамматический

5. 03. Нормы современного русского литературного языка: нормы ударения.

В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

TRUE

ходатайствовать, шофёр, донельзя FALSE

ножны, планер, некролог FALSE

туфля, юродивый, безудержный FALSE

отгул, озимые, реквием

5. 04. Нормы современного русского литературного языка: морфологические нормы. Укажите, какого рода выделенное существительное в предложении:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маша - большая сластена.

TRUE

женского

FALSE

мужского

FALSE

среднего

FALSE

общего

5. 05. Нормы современного русского литературного языка: морфологические нормы имени числительного и местоимения.

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

TRUE

Главная бухгалтерия обслуживает тринадцать детских садов и двадцать две ясли.

FALSE

На Венере день и ночь продолжается по сто семнадцать земных суток, то есть более, чем по восемьсот часов.

FALSE

Свыше ста семидесяти народностей и двухсот шестидесяти миллионов человек, говорящих на семидесяти языках, населяют эту страну.

FALSE

Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из пятисот четырех цифр, в течение тридцати пяти минут.

5. 06. Нормы современного русского литературного языка: лексические нормы.

В каком случае нарушение лексической сочетаемости является ошибкой?

TRUE

отменный негодяй FALSE живой труп FALSE

очевидное-невероятное

FALSE

экспонаты выставки

б. Q7. Орфографические нормы русского литературного языка.

Укажите ряд слов, в котором пропущена буква а:

TRUE

выг...рки, попл...вок, р.стение, сл...гаемое FALSE

загорать, прикосаться, сровнение, огорок FALSE

Ростислав, отклоняться, угореть, полог FALSE

доск...кать, изложение, з...рница, творить

5. QS. Пунктуационные нормы русского литературного языка.

Отметьте предложение, где слова, набранные курсивом, выделяются или отделяются запятыми.

TRUE

Не зная прошлого невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. FALSE

В семье брата она чувствовала себя как за каменной стеной.

FALSE

И днем и ночью кот ученый всё ходит по цепи кругом.

FALSE

Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым.

6. Q9. Орфографическая грамотность.

Укажите, в каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно.

TRUE

(не) вменяемый; (не) глубокий, но холодный; (не) взлюбить FALSE

(не) считая, (не) солоно хлебавши, (не) вежа FALSE

(не) достает терпения, (не) хватает, (не) настье FALSE

(не) взрачный, (не) рад встрече, трава (не) скошена

5. 1Q. Пунктуационная грамотность.

Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.

TRUE

Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой. FALSE

Он прошел в горячих точках огонь, и воду, и медные трубы.

FALSE

У Сибири есть много особенностей, как в природе, так и в людских нравах.

FALSE

Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.

6. 11. Речевая грамотность.

Найдите предложение с речевой ошибкой.

TRUE

У Владимира шел пот градом.

FALSE

Джемма гуляла степенно, не спеша, как гуляют образованные девицы.

FALSE

И сплетаются, рвутся, хрипят, обгоняют друг друга два голоса, как два ручья.

FALSE

Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его.

Сравнительный анализ тестирования наших групп (гуманитарный факультет мГпИ им. Н.К. Крупской, 3 м/р, 3 р/а) показал, что при выполнении демонстрационного варианта наибольшие трудности учащиеся испытывают, работая над заданиями по разделу «Риторика».

Такая диагностика открывает широчайшие возможности для управления учебным процессом, помогает совершенствовать методы преподавания и стимулировать самостоятельные занятия студентов. В то же время полученные результаты помогают корректировать тесты, так как разработка тестов для контроля реализации базового стандартного уровня является наиболее сложной по сравнению с другими типами тестов, потому что необходимо создавать относительно простые, но не примитивные тестовые задания, с которыми должны справляться не менее 50% испытуемых.

Высокий уровень культуры речи заключается не только в следовании всем нормам русского языка, но и в умении находить точные, яркие средства для выражения своих мыслей на этом языке. Для того, чтобы язык стал для студента надёжным и гибким инструментом коммуникации, необходимо знать правила функционирования языка. Разработанная технология Интернет-экзамена - это важный элемент системы обеспечения качества подготовки студентов в вузе, который позволяет диагностировать и отслеживать реальный уровень подготовки студентов. Кроме того, данная технология может быть использована для внутривузовских систем оценки качества подготовки и в системе открытого образования. Проведение Интернет-экзамена в сфере высшего профессионального образования создаёт условия для единой системы независимой объективной оценки степени соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов.

Литература

1. Тихо: идёт Интернет-экзамен // Аккредитация в образовании. 2005. № 8. С. 42-43.

2. Интернет-экзамен как способ повышения «самооценки» // Аккредитация в образовании. 2006. № 9. С. 8-11.

3. Интернет-экзамен контроль, основанный на доверии // Аккредитация в образовании. 2006. №

3. С. 18-23.

АНДРЕЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА родилась в 1967 г. Окончила Марийский государственный педагогический институт. Старший преподаватель кафедры русского языка Марийского педагогического института. Руководитель группы разработчиков АПИМ по дисциплине «Русский язык и культура речи» в проекте ФЭПО (Федеральный Интернет-экзамен в сфере высшего профессионального образования) при Росаккредитагенстве. Область научных интересов - культура русской речи. Автор 25 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.