Научная статья на тему 'Интернет-телевидение как модель дистанционного обучения'

Интернет-телевидение как модель дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
374
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Латышев О. Ю.

Интернет-телевидение в идеале своего развития представляет собой видео-гипертекст, позволяющий проработать и выстроить практически безграничное количество вариаций одного обсуждения, не смотря на то, что каждый из его участников высказывал свои идеи одним потоком, не дожидаясь завершения мысли собеседника, и одновременно не прерывая его. Конечно, такое выстраивание возможно только при чётко согласованной работе автора идеи проекта, знакомого с точками зрения каждого участника, координатора проектной работы и группы технической поддержки операторов, монтажёров и т.д. Собственно, в условиях полноценного освоения технологии интернет-ТВ вышеуказанные функции могут выполнять и сами участники интерактивного вещания, распределив их как согласно индивидуальным предпочтениям, так и сообразно коллективным представлениям о творческих возможностях того или иного участника совместного вещания. Это может быть довольно-таки продуктивно в условиях одновременного общения дистанционных учащихся как между собой, так и со своим преподавателем. Опыт, почерпнутый каждым учащимся, станет достоянием целой группы, пусть и сложившейся виртуально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-телевидение как модель дистанционного обучения»

практика медиаобразования Интернет-телевидение как модель дистанционного обучения

О.Ю.Латышев, кандидат филологических наук

Как педагоги, так и учащиеся желают овладевать новыми информационными технологиями в надежде на увеличение продуктивности учебного процесса. При этом учёба должна сохранять свою привлекательность как для обучающегося, так и преподавателя. Именно в этом случае каждый участник процесса будет максимально мотивирован к своим занятиям, будет видеть в них новые перспективы своего развития, а также сочетать радость познания с радостью, получаемой от дружественности характера самого обучения. Привычным делом в организации дистанционного обучения стали сетевые интернет-конференции. Как правило, это событие венчает курс обучения, давая возможность всем участникам работы на благоприятном эмоциональном фоне визуализации уверенно и чётко подытожить сделанное, расширить свои представления о характере жизни и деятельности каждого участника процесса. При этом удаётся увидеть новые возможности сотрудничества с выступающими, чьи открытые лица, благородные улыбки и горящие глаза побудили продолжить и даже расширить сотрудничество, начальные контуры которого уже достаточно чётко определились.

Практика показывает, что превращение видеоконференции в постоянный, упругий поток телевещания позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к участию в дистанционного обучении, поскольку открывается возможность в диалоговом режиме высказываться по каждой заинтересовавшей участника теме не только на письме, но и вербально. Удаётся обсуждать животрепещущие вопросы уже не только в режиме чата, при большом количестве участников и обсуждаемых вопросов напоминающего гвалт в комнате и известную неразбериху во мнениях, но слышать каждого участника обсуждения отдельно, и в то же время - получая возможность сопоставлять отдельное мнение с каждым из рядоположенных.

Распределение потоков высказываний по различным каналам вещания позволяет обретать полное видение процесса без торможения его хода, без пропуска быстро приходящих и ещё быстрее уходящих мыслей. В живой беседе так получается не всегда: буду вежливым участником диалога, стремишься до конца выслушать собеседника, и лишь вслед за этим пошагово отвечаешь ему. И это - если успел уследить за всеми поворотами монологической речи, а также - запомнить собственные мгновенные реакции, готовые каждая по отдельности вылиться в живые, эмоциональные, и при этом логически связанные комментарии, обеспечивающие развитие выказанных идей.

Интернет-телевидение в идеале своего развития представляет собой видео-гипертекст, позволяющий проработать и выстроить практически безграничное количество вариаций одного обсуждения, не смотря на то, что каждый из его участников высказывал свои идеи одним потоком, не дожидаясь завершения мысли собеседника, и одновременно не прерывая его. Конечно, такое выстраивание возможно только при чётко согласованной работе автора идеи проекта, знакомого с точками зрения каждого участника, координатора проектной работы и группы технической поддержки -операторов, монтажёров и т.д. Собственно, в условиях полноценного освоения технологии интернет-ТВ вышеуказанные функции могут выполнять и сами участники интерактивного вещания, распределив их как согласно индивидуальным предпочтениям, так и сообразно коллективным представлениям о творческих возможностях того или иного участника совместного вещания. Это может быть довольно-таки продуктивно в условиях одновременного общения дистанционных учащихся - как между собой, так и со своим преподавателем. Опыт, почерпнутый каждым учащимся, станет достоянием целой группы, пусть и сложившейся виртуально.

Конечно, Интернет-вещание может вестись и более традиционным, линейным путём. Это само по себе тоже интересно как сетевой видео-информаторий, постоянно наращивающий свои мощности и углубляющий внутреннюю самоидентификацию и аутоклассификацию. Но в таком виде Интернет-телевидение будет напоминать сетевое дублирование вещания любого центрального телеканала, так сказать, «стационарного», будь то «Первый», «Россия» и т.д., как это производится в настоящий момент, например, на сайте www.mail.ru. В принципе, это - путь понижения проектной траектории, на которую рассчитана технология учебного интернет-ТВ как таковая. Оно вызвано попыткой обладателей традиционной организации сознания приспособить принципиально новые технологии к трансляции пока ещё исправно служащих, но уже порядком устаревших явлений действительности на новый манер. Находясь в правящей верхушке современного образования, они не стремятся проникнуть в суть единства достижений прогрессивной педагогической мысли и прорывных технологических изысканий. Заигрывая и с темз и с другим поочерёдно, они поворачивают финансовые потоки на обслуживание новыми технологиями ветхих, догматических субстанций образования.

Так уже было с целым поколением электронных учебников, когда отсканированный текст переносился на диски, в лучшем случае -параллельно прочитывался диктором, и это считалось электронным учебником. Мы об этом своевременно и много написали, приводя рекомендации для выхода из этого положения, и можем не повторяться. Сходство ситуации состоит в том, что и интернет-телевидение в скором времени может вполне пойти по пути псевдоразвития, то есть к полной дегенерации прогрессивной идеи нового союза педагогических и информационных технологий. В то время как видится продуктивным даже не

сложение возможностей, а возведение интернет-ТВ в степень активного видео, предложенного коллективом энтузиастов под руководством Александра Беленова сотрудникам центра (в новой структуре института -отдела) педагогических и информационных технологий ИСМО РАО.

Для каждого, кто пока ещё не вдавался в подробности активного видео как перспективной технологии обучения, в нескольких штрихах обрисуем пользу этого начинания для образовательного процесса - далеко не в последнюю очередь - идущего дистанционно. В режиме активного видео мы смотрим, на первый взгляд, обычный видеофильм с основным содержанием учебного материала. Каждый значимый в образовательном плане объект данного фильма особым образом превращён в гиперссылку. При наведении стрелки мышки на мониторе на этот объект мы получаем всплывающую подсказку, содержащую первичную информацию о нём. При нажатии левой клавиши мыши в поле объекта осуществляется переход на следующий фрагмент фильма, связанного с действием именно этого объекта, либо в «дочерний» фильм, посвященный детальному освещению функциональных особенностей объекта, что в основном фильме не предусмотрено.

В свою очередь, каждый объект «дочернего» фильма также размечен как ссылка, чтобы получить полное представление теперь уже о слагаемых интересующего нас объекта, и подобное уточнение, разбиение учебного материала на максимально полно и легко усвояемые фрагменты может происходить такое количество раз, которое признаётся целесообразным автором данного курса. Зритель получает возможность на любом этапе объяснения вернуться «на уровень вверх», на два (или даже пять уровней) вверх, в зависимости от характера индивидуальных задач в процессе ознакомления с учебным материалом. Фильмы, построенные по принципу активного видео, могут представлять собой либо элективные курсы, либо создавать условия для прохождения курсов по выбору - различной степени охвата материала и глубины погружения в его содержание.

В чём же состоит польза идеи возведения в степень активного видео самого интернет-телевидения, которое (в лучшем своем виде) обладает самостоятельным качеством многоканальности, многосторонности взаимопроникающего освещения учебного материала?

Фильм в интерпретации активного видео характеризуется логической полнотой и связанностью всех своих компонентов, представляя собой освещение избранной для изучения темы «в закрытом», оконченном виде. Эти характеристики весьма полезны для развития Интернет-ТВ, поскольку многоканальность, и индивидуально выбираемая зрителем (например, дистанционным учителем для конкретно очерченной целевой аудитории) синхронность подачи материала сама по себе не означает законченности изложения, в чём могут оказаться невыдержанными методологические и методические позиции. Логика «активного» видеофильма предлагает интернет-телевидению целый пакет условий, позволяющих ему отвечать выше приведённым требованиям. С другой стороны, главная и «дочерние» линии фильма в режиме активного видео находятся в соотношении общего и

частного, в виду чего только и удаётся уйти от безграничности в освещении выбранного для изучения материала. Дополняясь возможностями интернет-телевидения, активное видео получает возможность создания системы перекрестных ссылок в равнозначных по масштабу фильмах. Благодаря такому взаимопроникновению технологий в скором времени, вероятно, отпадёт необходимость в «тонкой нарезке» «дочерних» фильмов, а виртуальные закладки в равновесомых по дидактической значимости фильмах позволят переходить от просмотра одного медиатекста к другому, возвращаясь обратно по мере надобности в любой момент.

Следующим моментом во взаимопроникновении интернет-ТВ и активного видео может стать их совокупное влияние на логику развития образовательного интернета в целом, ранее не предусматривавшего включения ни той, ни другой из описываемых здесь технологий.

Предпосылки для этого появляются уже сейчас. С одной стороны, передачи интернет-ТВ уже сейчас «пестрят» ссылками на сайты, посещение которых полезно для того, чтобы претендовать на углублённое изучение выбранной темы. С другой - размеченные как гиперссылки объекты активного видеофильма также могут вести не на «дочерние» фильмы, а непосредственно на статичные сетевые страницы, так или иначе освещающие суть происходящего на экране, когда идёт фильм.

Разумно было бы предположить, что в дальнейшем образовательный интернет примет на вооружение не просто технологические решения интернет-ТВ и активного видео как самостоятельных фактов новых образовательных реалий, но и новые возможности, возникающие в процессе их взаимопроникновения.

В чём это может выражаться? Сайты-страницы (Home pages), сайты-свитки, сайты с древовидной структурой логического построения и постепенного прорастания, переплетения ветвей с ветвями других сайтов, стволов одного и другого сайта - всё это уже было и продолжает иметь место быть. А можно себе представить, что в один прекрасный момент всё это начнёт сдавать позиции под натиском новых «активно-телевизионных» технологий? Ведь люди в одночасье вспомнят о том, что наиболее продвинутые авторы писали книги только потому, что не знали, как иначе, при наличии каких принципиально новых средств выстроить свою новую реальность? Так сами сайты смогут стать фильмами. Причём с громадным, постоянно увеличивающимся числом вариаций развития - сообразно тому, кто на этих сайтах будет работать, и по каким путям в нашем мире предложит попутешествовать своим дистанционным ученикам...

Но вернёмся, наконец, в день сегодняшний, когда интернет-ТВ как таковое делает свои практически первые уверенные шаги в мире дистанционного обучения. От копилок видеороликов (например «От первых лиц» www.wiki.iot.ru) мы идём к погружению в проблему того или иного учебного курса. При этом мы не ограничиваемся возможностями интерпретации научных понятий, категориальных аппаратов, терминологической нюансировки лишь со стороны автора курса. Равно как и

не исключаем её. Мы отдаём себе отчёт в том, что каждое «первое лицо» занимается изучением вопроса, не покрывающего проблематику избранного нами курса целиком, тем более - ознакомительного, характеризующегося предусмотренной автором поверхностностью. На ниточку бус общей логики изложения дистанционного курса все жемчужины может нанизать только автор этого курса. Своих жемчужин у него может и не быть, или они есть, но для полной картины курса их недостаточно. Но у него есть нить логики. А для нанизывания на неё отдельных роликов мы с каждым днём готовим всё новые и новые методические и методологические жемчужины. И что самое интересное - жемчужины отдельных роликов могут быть нанизаны одновременно на различные логические нити повествования. И нити эти могут создавать как единичные точки пересечения, складываясь в прекрасную плоскость жемчужной ткани, либо возникать перед лицом изумлённого зрителя-ученика в фантастической концентрике, или создавая многочисленные сборки ламбрекенов, когда связи одних и тех же явлений могут проявляться поливалентными.

Ограничиваемся ли мы двух-трёх минутными роликами на строго заданную тему? Разумеется, нет. Каждый, кто располагает временем и сетевыми ресурсами для просмотра сетевой телепередачи, так сказать, полнометражно, может получить такую возможность. И речь здесь не идёт о уже упомянутых выше телеканалах, которые за счёт Интернет-вещания стремятся расширить свою аудиторию (для живущих за пределами ареала вещания, для поклонников Интернета как среды, априорно деятельностной, а не только потребительской). Существуют каналы специально для сетевого вещания, на одном из которых в настоящее время и реализуется просветительская концепция нашей телепередачи «Моя большая детдомовская семья» www.nptm.ru/detdom.htm . В контексте данной передачи интернет-ТВ проявляет ещё одно немаловажное свойство. Относительно небольшое количество центральных каналов, принимаемых по всей территории России, диктует формат передач, в ходе которых гостя прерывают, что называется, на самом интересном месте. И лишь в сети его можно выслушать полностью. И получить солидный багаж полноценного образовательного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.