Научная статья на тему 'Интернет-технологии в электронной коммерции'

Интернет-технологии в электронной коммерции Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
8112
1180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
web-технологии / электронная коммерция / web-контент / web-программирование / электронный маркетинг / интернет-торговля / интернет-реклама / интернет-магазин
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии в электронной коммерции»

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Специальность : Экономика и управление народным хозяйством Направление: Информационные технологии в экономике

Авторы:

Е.В. ГОРШЕНИНА, заведующая кафедрой экономики Тверского государственного университета, д.э.н., профессор

П.А. СОРОКИН, студент магистратуры Тверского государственного университета

Целью данной работы является обзор и систематизация современных web-технологий, применяемых в сфере электронной коммерции, а также проведение сравнительного анализа данных технологий по степени использования в электронной коммерции и выявление наиболее популярных и эффективных средств разработки для различных моделей бизнес-процессов.

The purpose of this work is to make the review and systematization of the modern web-technologies that are used in the sphere of e-commerce and to conduct the comparative analysis of these technologies by the usage in e-business and exposure of the most popular and effective development tools for different business-process models.

Ключевые слова: web-технологии, электронная коммерция, web-контент, web-программирование, электронный маркетинг, интернет-торговля, интернет-реклама, интернет-магазин.

Keywords: web-technologies, electronic commerce, web-content, web-

programming, electronic marketing, internet sale, internet advertisement, internet shop.

Современный перечень интернет-технологий, реализуемых в сфере экономики, открывает фирмам огромные возможности для организации, ведения и поддержки электронного бизнеса. Средой для электронной коммерции является всемирная сеть Internet, в которой и реализуются бизнес-проекты.

Информационные технологии, применяемые в электронной коммерции, подразделяются на следующие виды:

1. Электронный обмен данными (обмен данными внутри компании и с другими участниками бизнеса). Задачей электронного документооборота является уход от бумажных носителей и перенос документов в электронный вид. Это обеспечивает высокую надежность и точность сбора данной информации, высокую скорость взаимодействия

сотрудников компании, посредников, участников рынка, а также неограниченный доступ к необходимым документам. В качестве примера можно привести следующие системы электронного документооборота: 1C: Документооборот, Globus Professional и т.д.

2. Электронная торговля (интернет магазины, торговые площадки, аукционы). Главные причины торговли через интернет - снижение торговых издержек, проведение торговых операций удаленно, т.е. без непосредственного присутствия заинтересованных сторон, более эффективное информирование бизнес-партнеров и проведение рекламных акций. Наиболее известными примерами электронной торговли являются системы ozon.ru, ebay.com, netzmartk.de, amazon.ru, yahoo.com.

3. Электронный маркетинг (интернет-реклама, анализ спроса на

продукцию, исследование рынка). К преимуществам данного вида

электронной коммерции относится эффективное предоставление

информации покупателям, продвижение бренда товара и получение точной информации о процессах купли-продажи и о рынке в целом. Таким образом, применение электронного маркетинга позволяет привлечь более широкую аудиторию по сравнению с обычными видами маркетинга. Примерами могут служить CRM-системы (управление

взаимоотношениями с клиентами), а также ORACLE CRM on Demand, qSRM, Microsoft Dynamics CRM Live и др.[13]

4. Информационно-аналитические системы (системы моделирования,

прогнозирования, сбора информации, управления информационными процессами, мониторинга и анализа). Применение данных систем

направлено на анализ деятельности предприятия, поддержку бизнеса и автоматизацию наиболее сложных бизнес-процессов. Одной из главных задач информационно-аналитической системы является сбор информации, ее агрегирование и распределение по различным прикладным областям с последующим анализом полученных данных. В результате чего и формируются выводы, которые в дальнейшем используются экспертами для проведения аналитических исследований. Примерами таких систем являются ИАС “Контроль-НП”, ИАС “Ситуация-регион” и др.

Рассмотрим наиболее распространенные и популярные технологии [1,5], применяемые в сфере электронной коммерции (рис 1). Данная группировка является обобщенной и включает технологии для различных прикладных областей: языки разметки и программирования web-страниц, инструменты разработки и управления веб-контента и приложений для Веб, средства интеграции веб-контента и приложений в Веб [2].

Первой группой Web-технологий являются языки разметки [7,8]. В компьютерной терминологии язык разметки (текста) - набор символов или последовательностей, вставляемых в текст для передачи информации о его выводе или строении. Текстовый документ, написанный с использованием языка разметки, содержит не только сам текст, но и дополнительную

информацию о различных его участках (например, указание на заголовки, выделения, списки и т. д.). В более сложных случаях язык разметки позволяет вставлять в документ интерактивные элементы и содержание других документов [3]. Языки разметки используются везде, где требуется вывод форматированного текста. Например, для проектирования интернет-сайтов, порталов и аукционов, т.е. средств для посреднической, рекламной, информационной и торговой сфер электронной коммерции (рис. 2).

Информационные технологии в электронной коммерции

Н1Ж

. JAVASCRIPT

.

. ¡¡¡QUERY

L. XML

Рисунок 1 - Группировка Web-технологий в электронной коммерции

Интернет-торговля

Языки разметки

JAVASCRIPT

(JQUERY)

Рисунок 2 - Языки разметки, применяемые в интернет-торговле

Ко второй группе Web-технологий относятся языки web-программирования, которые, в основном предназначены для работы с интернет-технологиями. Они отличаются от языков разметки в первую очередь тем, что с их помощью можно также описывать логику (поведение) приложения. Языки web-программирования активно применяются в электронной коммерции, а именно, для разработки информационно-аналитических систем реального времени (рис. 3), интерактивных систем, которые подразумевают постоянное взаимодействие с пользователями (поисковые системы), систем

прогнозирования, моделирования и расчета экономических показателей [8].

Рисунок 3 - Языки web-программирования и технологии разработки web-приложений, применяемые в информационно-аналитической сфере бизнеса

К третьей группе относятся инструменты разработки и управления вебконтента и приложений для Веб. Такими инструментам являются системы управления веб-контентом (Web content management system, WCMS или Web CMS) - программное обеспечения класса систем управления контентом, реализованное обычно в виде веб-приложения, и предназначенное для создания и управления HTML-содержимым [7]. WCMS обычно используется для управления и контроля большими, динамически изменяемыми коллекциями веб-материала - HTML документами и связанными с ними картинками [9]. Такая система упрощает процесс создания, управления, редактирования контента и решает многие другие важные задачи, связанные с поддержкой этих процессов. Данные системы используют такие технологии как PHP, Python, Perl, XForms, SOAP и др. WCMS могут интегрироваться также с языками разметки, например с XML через расширение ebXML (electronic buisiness XML) - XML для электронного бизнеса. Основное назначение системы управления веб-контентом - предоставление открытой XML-инфраструктуры, обеспечивающей безопасное глобальное

использование информации электронного бизнеса. В связи с

функционированием огромного количества приложений, созданных на базе различных технологий в современных бизнес-системах, возникает задача объединения данных приложений и предоставления пользователю всех типов информации и сервисов. Задача веб-интеграции заключается в том, чтобы объединить разнородные веб-приложения и системы в единую среду на базе сети Интернет, а также обеспечить защиту предоставляемой информации. Некоторые виды WCMS, разработанные на различных платформах, представлены на рисунке 4.

Платформы Системы управления

контентом

JAVA •jAFS * Liftray

ASP.NET * Dolftciliubc ■ m&joPftrtLil ' ui :rj и : - [

PERL • BntoLast • bSosxom • MgjoMgjfl

PI ГР ■ AdaprCMSLilf * ATutar * ЬЗїтоІіШоп

PYTHON * Djjajo-СіИї - МпісіМвія ■ Fibni

Ruby on Rails * * RkJlïiî * Туро

1 .

Рисунок 4 -Примеры систем управления веб-контентом (WCMS)

Сравнительная характеристика использования основных технологий в различных сферах электронной коммерции показала, что наиболее используемыми технологиями в электронной коммерции являются PHP, PYTHON, RUBY (языки web-программирования) и JSP.NET (технология разработки) (табл. 1).

По данным мировых компаний, занимающихся оценкой программных продуктов и современных информационных технологий, в том числе и технологии web-разработки, опубликованы рейтинги языков

программирования [10,11]. Приведенные рейтинги выявили наиболее популярные web-технологии в сферах электронного бизнеса (рис. 5).

Таблица 1 - Применение web-технологий в электронной коммерции*

Технология Сфера электронной коммерции ASP.NET РНР РуШоп ЯиЬу .^Р НТМЬ ІАУА SCRIPT

СЛИТ +- + +- +- +- + +

ПОРТАЛ +- + +- +- +- + +

АУКЦИОН +- + +- +- +- + +

ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА + + + + + - -

СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ + + + + + - -

ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА +- +- +- +- + - -

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА + + + + + + +

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА +- +- + + +- - -

* Условные обозначения: “+” - технология используется, “-” - не используется, “+-” - может использоваться (на практике чаще всего не используется, но теоретически может использоваться)

■ используется, % не используется, %

Рисунок 5 - Степень использования web-технологий в электронной

коммерции

В заключение отметим, что применение информационных технологий в сфере электронной коммерции дает возможность более эффективно вести бизнес, т.е. снижать издержки производства, осуществлять эффективные маркетинговые исследования, автоматизировать процессы купли-продажи и информирования клиентов, проводить анализ рынка, моделировать и прогнозировать бизнес-процессы, управлять персоналом и выбирать более оптимальные бизнес-стратегии.

Список литературы

1. Карминский А.М., Карминский С.А., Нестеров В.П., Черников Б.В. Информатизация бизнеса - М.: Финансы и статистика , 2004 г.

2. Овчинников Р., Сухов С. Корпоративный веб-сайт на 100% - СПб.: Санкт-Петербург, 2009 г. - С. 428-440.

3. Панащук С.А. Разработка информационных систем с использованием CASE-системы Silverrun. "СУБД", 1995, №3. - С. 1-11.

4. Горин С.В., Тандоев А.Ю. Применение CASE-средства Erwin 2.0 для информационного моделирования в системах обработки данных. "СУБД", 1995, №3. - Гл. 6.

5. Тронин Ю.Н. Информационные системы и технологии в бизнесе, - М.: Изд-во "Альфа Пресс", 2005.

6. Business Application Research Center. - Электрон.дан. - [Б.м., 2010]. Режим доступа: www.olapreport.com/A-rchitectures.htm. - Загл. с экрана.

7. Институт информационных технологий. - Электрон. дан. - [Б.м., 2010]. Режим доступа: www.intuit.ru - Загл. с экрана.

8. Открытая Интернет-энциклопеция - Электрон. дан. - [Б.м., 2010]. Режим доступа: www.wikipedia.ru. - Загл. с экрана.

9. IBM Rational Software. - Электрон.дан. - [Б.м., 2010]. Режим доступа: www.rational. com/products/ . - Загл. с экрана.

10. TIOBE Software. Компания оценки стандартов оценки программного

обеспечения. - Электрон.дан. - [Б.м., 2010]. Режим доступа:

http://www.tiobe.com/index.php/content/company/Home.html. - Загл. с экрана.

11. Социальный инжиниринг. - Электрон. дан. - [Б.м., 2009]. Режим доступа: http://www.catb.org/. - Загл. с экрана.

12. Явный индекс популярности языков программирования. - Электрон. дан. - [Б.м., 2008]. Режим доступа: http://lang-index.sourceforge.net/. - Загл. с экрана.

13. Независимый CRM портал. - Электрон. дан. - [Б.м., 2009]. Режим доступа: http://www.crmonline.ru/- Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.