Научная статья на тему 'Интернет-сайт как объект оценки, налогового и бухгалтерского учета'

Интернет-сайт как объект оценки, налогового и бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-САЙТ / ОЦЕНКА / СТОИМОСТЬ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плясова С. В.

В статье обоснована актуальность оценки стоимости интернет-сайтов, проанализированы особенности формирования интернет-сайта как объекта оценки, бухгалтерского и налогового учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-сайт как объект оценки, налогового и бухгалтерского учета»

Учет в некоммерческих организациях

ИНТЕРНЕТ-САИТ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ, НАЛОГОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА*

С. В. ПЛЯСОВА,

преподаватель кафедры оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения E-mail: splyasova@mfpa. ru Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

В настоящее время сеть Интернет стала неотъемлемой частью современного общества. Здесь ищут информацию, делают покупки, проходят обучение, подбирают услуги. По данным исследования интернет-аудитории европейских стран, проведенного исследовательской компанией comScore, в апреле 2009 г. в России насчитывалось 31,3 млн пользователей (в июне 2008 г. их насчитывалось 17,5 млн), которые ежемесячно проводили в сети в среднем 15 ч [22]. По данным агентства Gemius, в январе 2010 г. интернет-популяция России насчитывала 40,1 млн пользователей. Согласно данным аналитической компании Netcraft, по состоянию на январь 2011 г. в сети работало 273 301 445 интернет-сайтов, на июль 2011 г. - 357 292 065, на август 2011 г. - 463 000 317 сайтов [24].

Интернет-сайт становится активом организации и объектом учета и оценки. Один или несколько интернет-сайтов, которые станут представлять компанию в интернет-сообществе, будут визитной карточкой и интернет-представительством. Профессионально спроектированный интернет-сайт позволяет компаниям в разы увеличивать клиентскую базу, следовательно, увеличивать прибыль. Исследование рынка электронной коммерции, проведенное исследовательским агентством Data Insight, показало, что

* Статья публикуется по материалам журнала «Экономический анализ: теория и практика». 2012. № 7 (262).

в России каждый месяц 6-7 млн чел. совершают покупки через интернет-магазины и web-витрины. По прогнозам агентства Data Insight, российский рынок e-commerce в следующие 5 лет вырастет в 2-2,5 раза. Согласно данным того же аналитического агентства объем рынка электронной торговли в 2015 г. составит 13-15 млн покупателей и около 50 млрд руб. оборота в месяц [23].

Мировой кризис показал руководителям компаний, что интернет-сайт позволяет оптимизировать денежные потоки и налогообложение компании. Таким образом, для успешного продвижения бизнеса в современной среде интернет-сайт является инструментом роста его благосостояния и стоимости.

Появление интернет-сайта в бизнес-процессе организации ставит перед бухгалтером различные вопросы бухгалтерского и налогового учета, такие как учет затрат на его создание и на техническую поддержку, а также его идентификации как объекта бухгалтерского учета.

Такие вопросы возникают из-за отсутствия в действующем законодательстве (правовом поле) определения понятия интернет-сайта, что приводит к появлению ряда проблем, связанных с бухгалтерским, налоговым учетом и оценкой этого нематериального актива (формированием объекта оценки).

При всем том, что не определено правовое поле интернет-сайта, согласно ст. 10 Федерально-

го закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация [12]. Также в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, его управления в субъектах Федерации для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос [13].

В настоящее время существует около 30 нормативных актов (приказов, положений, постановлений), где законодатель не только упоминает словосочетание «интернет-сайт», но и регламентирует порядок ведения и информационного наполнения сайтов различных ведомств. При этом в ст. 2 закона г. Москвы от 31.03.2004 № 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов власти города Москвы» законодатель дает определение: «официальный сайт органа власти (далее - официальный сайт) - совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением соответствующего органа власти в Интернете по определенному адресу, опубликованному для всеобщего сведения» [10].

В письме Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 17.01.2007 № 20-12/004121 указано, что интернет-сайт - это совокупность двух объектов авторского права - программы, обеспечивающей его функционирование, графического

решения (дизайна). По отдельности составляющие элементы сайта свои функции выполнять не могут, поэтому интернет-сайт нужно рассматривать как единый объект для целей налогового учета затрат.

Краткий обзор мнений по сущности термина «интернет-сайт» представлен в таблице.

По мнению автора, интернет-сайт - это совокупность трех объектов авторского права: программы, обеспечивающей его функционирование, графического решения (дизайна) и информационного наполнения (контента), расположенных по определенному адресу (доменному имени).

Создать интернет-сайт можно одним из двух способов: хозяйственным - силами организации или же договорным - с привлечением сторонних организаций, специализирующихся в области 1Т-технологий, основной деятельностью которых является разработка и поддержка интернет-сайтов.

С точки зрения российского законодательства существует два способа отражения данного актива в бухгалтерском и налоговом учете:

- отражение интернет-сайта как нематериального актива организации;

- отражение интернет-сайта как расходов по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете и прочих расходов - в налоговом учете. Интернет-сайт (интернет-ресурс) с точки зрения бухгалтерского учета - это нематериальный актив. Позиция бухгалтерского учета по этому вопросу отражена в Положении по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). Согласно ему объект может быть принят к учету в качестве нематериального актива только при единовременном выполнении условий, прописанных в п. 3 ч. 1 этого документа [16].

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 22.10.2004 № 07-05-14/280 указывается, что если web-сайт создан для рекламной деятельности организации, то расходы на создание данного

Анализ мнений по определению понятия «интернет-сайт»

Определение Источник

Интернет-сайт представляет собой набор (совокупность) интернет-страниц, связанных между собой, представленных в виде документов, расположенных по определенному адресу Модельный закон «Об информатизации, информации и защите информации» [11]

Сайт - информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети по определенным сетевым адресам, в совокупности с комплексом исключительных прав (на доменные имена, базы данных и программы для электронных вычислительных машин), осуществление которых обеспечивает доступ к такой информации Модельный закон «Об информатизации, информации и защите информации» [11]

Интернет-сайт - совокупность информации и программ для ЭВМ, содержащихся в информационной системе, обеспечивающей доступность такой информации в сети Интернет по определенным сетевым адресам Меморандум о правовом понимании доменного имени и интернет-сайта [6]

актива и публикацию его в сети Интернет необходимо учитывать как текущие расходы по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 [15] и в налоговом учете как прочие расходы согласно п. 4 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации [8].

Также в письме Министерства финансов Российской Федерации от 12.03.2006 № 03-03-04/2/54 департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что в соответствии с п. 3 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации, чтобы учесть созданный web-сайт как нематериальный актив, у организации должны быть документы, подтверждающие существование самого нематериального актива и исключительного права на него, а сам сайт должен способствовать получению дохода, его стоимость должна превышать 10 000 руб. и срок эксплуатации должен быть свыше 12 мес.

Если организации не принадлежат исключительные права на созданный программный комплекс, а на сайте размещена рекламная информация о деятельности организации, то в этом случае затраты по созданию сайта учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на рекламу согласно п. 4 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, интернет-сайт учитывается как нематериальный актив только в следующих случаях:

- если исключительные права на интернет-сайт, созданный сотрудниками в порядке выполнения своих служебных обязанностей, принадлежит работодателю;

- если все исключительные права на интернет-сайт были переданы организации по авторскому договору заказа.

При создании интернет-сайта сотрудниками организации в соответствии с п. 3 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации первоначальная (балансовая) стоимость интернет-сайта будет определяться как сумма фактических расходов на его создание, изготовление, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов. Первоначальная стоимость интернет-сайта, созданного подрядной организацией, для постановки на учет в соответствии с п. 3 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации будет определяться как сумма расходов на его приобретение (стоимость подрядного договора) и размещение его в сети Интернет за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов [8].

Согласно пп. 6-9 ПБУ 14/2007 фактическая (первоначальная) стоимость интернет-сайта определяется как сумма, уплаченная разработчику по договору. В этом случае исключительное право на интернет-сайт, созданный по договору авторского заказа, предметом которого было создание интернет-сайта (в соответствии с техническим заданием), принадлежит заказчику, если договором не предусмотрено иное.

Если интернет-сайт был передан в собственность по договору, предусматривающему исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, тогда балансовая стоимость данного нематериального актива определяется как стоимость аналогичного актива. В данном случае для документарного отражения стоимости интернет-сайта собственник привлекает независимых оценщиков.

При надлежаще оформленных документах, подтверждающих существование актива и исключительного права собственника на нематериальный актив, этот актив должен быть принят к бухгалтерскому и налоговому учету. В данном случае определяется срок полезного использования этого нематериального актива и способ начисления амортизации, что является еще одной проблемой в бухгалтерском и налоговом учете интернет-сайта. Эта проблема является актуальной и для оценщика, так как при применении доходного подхода оценщику необходимо знать срок полезного использования объекта оценки для расчета денежных потоков, генерируемых объектом оценки.

Срок полезного использования. Исходя из критериев, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и ПБУ 14/2007, срок полезного использования устанавливается организацией. Критерии для бухгалтерского и налогового учета не идентичны.

В налоговом учете срок полезного использования определяется исходя из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного использования нематериальных активов, обусловленного договорными отношениями. Если интернет-сайт был создан сотрудниками организации (организация получила исключительные права бессрочно), то срок полезного использования для целей налогового учета согласно п. 2 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации будет равен 10 годам, но не более срока деятельности организации.

Определение срока полезного использования нематериальных активов в бухгалтерском учете определяется исходя из срока действия прав на

результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и период контроля над активом, а также ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды. Данное право закреплено в пп. 25-27 ПБУ 14/2007. Так как для интернет-сайта практически невозможно надежно определить срок полезного использования, то в соответствии с п. 25 ПБУ 14/2007 следует считать интернет-сайт нематериальным активом с неопределенным сроком полезного использования, но не более срока деятельности организации. Ежегодно в соответствии с действующим ПБУ 14/2007 организация в отношении такого актива должна рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надлежаще определить срок полезного использования. Если такой фактор прекращает существование, то организация должна определить срок полезного использования и способ амортизации актива. Данные корректировки будут отражаться на начало отчетного года. Рассмотренные положения позволяют организации учитывать активы на балансе без снижения его стоимости за счет амортизационных отчислений.

Следует заметить, что законодательство США позволяет выбирать любой срок амортизации нематериальных активов вплоть до 40 лет, но компании, работающие в высоких технологиях, предпочитают быстрое списание в течение 2-4 лет.

Амортизация. На основании того, что интернет-сайт отражается в бухгалтерском и налоговом учете как нематериальный актив, который аккумулирует в себе затраты на его создание или приобретение, а также то, что он используется в хозяйственном обороте в течение длительного периода времени, его стоимость включается в себестоимость продукции путем начисления амортизации.

Амортизация нематериальных активов согласно пп. 28-30 ПБУ 14/2007 должна производиться одним из следующих способов начисления ежемесячных амортизационных отчислений:

- линейным способом;

- способом уменьшения остатка;

- способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбор одного из перечисленных способов по группе однородных нематериальных активов производится самостоятельно организацией и утверждается учетной политикой.

Интернет-сайт принимается к учету по окончании работ по его созданию и в момент размещения

в сети Интернет. Таким образом, амортизация по интернет-сайту в соответствии с п. 3 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации и Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) начисляется с первого месяца, следующего за месяцем принятия этого актива к бухгалтерскому учету, и начисления продолжаются до списания актива или до полного погашения стоимости этого актива. Амортизационные отчисления осуществляются в течение всего срока полезного использования [8, 17].

Остановимся теперь более подробно на проблеме идентификации интернет-сайта как объекта оценки.

Оценка нематериальных активов представляет собой комплекс услуг, основанных на фундаментальных принципах экономической науки, аналитических и расчетных процедурах для выведения итоговой величины стоимости объекта оценки в денежном выражении. По итогам работы с оценщиком правообладатель получает надлежащим образом оформленный отчет об оценке стоимости нематериального актива - официальный документ, содержащий сведения доказательственного значения для постановки на бухгалтерский и налоговый учет актива организации.

Оценка такого специфического актива может производиться для купли-продажи, привлечения инвестиций, продажи в счет покрытия долгов, внесения вклада в уставный (складочный) капитал, продажи имущественного комплекса или передачи его в залог, переоценки и т. д.

В соответствии с федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1) на первых этапах оценки стоимости необходимо идентифицировать объект оценки и произвести сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки. На следующем этапе оценочных работ производится непосредственная оценка с помощью применения трех подходов оценки и определения итоговой величины стоимости оцениваемого объекта путем согласования полученных результатов. Заключительным этапом оценочных работ является составление отчета об оценке стоимости объекта оценки [17].

Основанием проведения оценки является договор на проведение оценки имущества между заказчиком и юридическим лицом, с которым оценщик заключил договор. Неотъемлемой частью договора оценки является задание на оценку. В соответствии

с ФСО № 1 в задании на оценку требуется прописать объект оценки [17]. Понятие объекта оценочной деятельности дается в п. 5 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [14], однако данная статья не содержит исчерпывающего перечня и классификации объектов оценки. Таким образом, объектами оценки могут быть любые объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Для оценки интернет-сайта необходимо идентифицировать данный объект в соответствии с действующим законодательством, однако следует заметить, что в законодательстве отсутствуют правовые нормы, устанавливающие понятия интернет-сайта. Тем не менее в проекте изменений в разделы I, II, III, VI, VII Гражданского кодекса Российской Федерации, подготовленном Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства на основании и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18.07.2008 № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» в соответствии с разработанной на основании того же Указа Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации содержится понятие интернет-сайта, под которым понимается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть размещены в сети Интернет [18]. Данное определение склоняется к тому, что интернет-сайт - это сложный объект (ст. 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации [4]).

С 2000 г. и по настоящее время идут дебаты среди юристов относительного того, к какой категории объектов исключительных прав отнести интернет-сайт. За этот период вышло немало работ, посвященных правовой природе интернет-сайтов. В этих работах авторы предполагали и доказывали, что интернет-сайт - это база данных, программа для ЭВМ, произведение дизайна и даже средство массовой информации.

В 2007 г. Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности дала заключение, что интернет-сайт - это не средство массовой информации. Члены кафедры доктора юридических наук, профессора М. А. Федотов, В. Н. Лопатин, Л. С. Симкин, кандидаты юридических наук В. О. Калятин, В. Н. Монахов, В. Б. Наумов,

А. Г. Серго и А. А. Тедеев дали обоснованный вывод, что интернет-сайт по общему правилу не является средством массовой информации и не подлежит обязательной регистрации в таком качестве, а его создание и ведение без регистрации в качестве средства массовой информации не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [21].

По вопросам урегулирования статуса интернет-сайта с позиции интеллектуальной собственности в научной литературе и с позиции гражданско-правового регулирования были написаны статьи, защищены диссертации.

В своей статье П. В. Бабарыкин [1] делает вывод о том, что необходимо различать понятие интернет-сайта как цифрового произведения (контента) и как имущественного комплекса, в состав которого включаются все виды имущества, предназначенные для его функционирования, включая информационный ресурс, электронные документы и цифровые произведения, доменное наименование, услуги хостинга или передачи в Интернет.

В работе [2] Е. С. Басманова указывает, что интернет-сайт - сложный объект (ст. 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации). В связи с этим автором было сделано предложение по внесению изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации по определению интернет-сайта. По мнению Е. С. Басмановой, это результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для размещения в сети Интернет, состоящий из неизменного базового элемента, представляющего собой программный (объектный) код и порождаемое им визуальное отображение (дизайн сайта), и элементов содержания (контента), системно расположенных в базовом элементе и заменяемых с течением времени.

Как упорядоченную систему страниц, объединенных гиперссылками, рассматривает интернет-сайт В. Б. Наумов. Страница сайта имеет свой уникальный адрес в сети Интернет и представляет собой написанную с помощью команд языка HTML своеобразную программу, посредством которой осуществляется управление формированием изображения страниц при доступе к ней пользователя [9].

В рамках своей работы [20] А. Г. Серго под интернет-сайтом понимает совокупность гипертекстовых документов (в виде html-страниц или хранящихся в базе данных), электронных произведений и программного обеспечения, необходимого для функционирования названных компонентов.

Под сетевым информационным ресурсом (сайтом) Н. Н. Лебедева понимает информационный ресурс, включающий в себя совокупность документов, представленных в форме, позволяющей обеспечить доступ к ним посредством информационной системы всемирной сети [5].

Доктор юридических наук И. М Рассолов отождествляет определение интернет-сайта с определением «официальный сайт» и придерживается определения, которое дано в ст. 2 закона г. Москвы от 31.03.2004 № 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы»: «Официальный сайт - совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением соответствующего органа власти в Интернете по определенному адресу, опубликованному для всеобщего сведения» [19].

В работе [3] Е. А. Войниканис и М. А. Якушев рассматривают интернет-сайт как объект сетевой собственности. Авторы сравнивают интернет-сайт с автомобилем, который является совокупностью отдельных высококачественных деталей, таким образом, в их понимании интернет-сайт - это совокупность всех его составляющих, т. е. объект, который содержит определенное дизайнерское решение, а также разнообразную текстовую, графическую, аудиовизуальную и иную информацию.

Некоторые авторы относят интернет-сайт к ге-штальтам, т. е. целокупленным объектам и понимают их как самостоятельный и целостный объект, который вместе с тем состоит из независимых частей, которые могут быть использованы отдельно от него.

В своей статье [7] В. Михайлов приходит к пониманию, что интернет-сайт - комплексный объект, в котором имеется совокупность объектов/подобъ-ектов, относимых к авторскому праву (дизайнерское решение, способ представления материала и т. д.), равно как и разного рода информационные объекты, для которых важнейшим компонентом является их содержание. Также автор проводит аналогию интернет-сайта с доменным именем, с земельным участком с находящимися на нем строениями.

По мнению автора, следует придерживаться доводов Е. С. Басмановой, что интернет-сайт - это сложный объект (в соответствии со статьей ст. 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации), который носит характер составного произведения, взаимосвязанного и системного. Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации

лицо, организовавшее создание сложного объекта, становится владельцем исключительных прав на соответствующий объект.

Далее, в соответствии со ст. 1234 Гражданского кодекса Российской Федерации покупка интернет-сайта будет производиться по договору отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта в полном объеме. Однако в соответствии с п. 3 ст. 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации следует отметить, что лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает исключительные права на результат интеллектуальной деятельности даже при заключении лицензионного договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Тем не менее в п. 1 ст. 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации в перечне сложных объектов интернет-сайт не фигурирует [4].

Таким образом, чтобы избежать неожиданных ситуаций, следует в договоре четко прописать, какой объем прав передается от правообладателя к приобретателю путем перечисления всех составляющих элементов интернет-сайта и указания объема передаваемых прав на этот элемент интеллектуальной деятельности. На момент подписания договора определить предмет договора детально очень сложно, так как данный договор - договор авторского заказа. Таким образом, в момент подписания договора авторского заказа будет главным в определении предмета договора техническое задание. По итогам работы по созданию интернет-сайта следует подписать акт выполненных работ, который должен являться неотъемлемой частью договора, где будут досконально прописаны объекты с перечнем передаваемых прав в составе интернет-сайта. Таким образом, если договором авторского заказа предусмотрена передача исключительного права на интернет-сайт, который должен быть создан, то в бухгалтерском учете данный интернет-сайт при выполнении условий п. 3 ПБУ 14/2007 должен быть учтен в составе нематериальных активов.

Сущность интернет-сайта может и должна быть урегулирована как в гражданском, так и в информационном праве для успешной реализации задач по правовой охране и защите прав и законных интересов правообладателей и для оценки в сфере нематериальных активов и интеллектуальной собственности в современных условиях. Это хотя бы частично решит проблему такого специфического актива, и оценочное сообщество России решит проблему его идентификации как объекта оценки.

Список литературы

1. Бабарыкин П. В. Технико-юридический анализ понятия «сайт сети Интернет» // Новации в законодательстве РФ по интеллектуальной собственности - теория и практика: сб. докладов науч.-практ. конф. «Коллегиальные чтения - 2004». (С.-Петербург, 09-10.06.2004).

2. Басманова Е. С. Гражданско-правовое регулирование «сложных объектов» (на примере интернет-сайта) // Вестник академии экономической безопасности МВД России. 2008. № 3.

3. ВойниканисЕ. А., ЯкушевМ. В. Информация. Собственность. Интернет: традиции и новеллы в современном праве. М.: Волтерс Клувер, 2004.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-Ф3.

5. Лебедева Н. Н. Право. Личность. Интернет. Волтерс Клувер, 2004.

6. Меморандум о правовом понимании доменного имени и интернет-сайта URL: http://www. cctld. ru/m/activities/pubHcations/memorandum/.

7. Михайлов В. Размышления юриста об информационных технологиях. URL: http://www. russianlaw. net/law/general/theory/a125/.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 03.06.2006).

9. Наумов В. Б. Право и Интернет: очерки теории и практики. М.: Университет, 2002.

10. О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы: закон г. Москвы от 31.03.2004 № 20.

11. Об информатизации, информации и защите информации (модельный закон): постановление Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 18.11.2005 № 26-7.

12. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ.

13. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ (в ред. от 18.07.2011).

14. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-Ф3 (в ред. от 11.07.2011).

15. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н (ред. от 08.11.2010).

16. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007): приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н.

17. Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1): приказ Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 256.

18. Проект изменений в разделы I, II, III, VI, VII Гражданского кодекса Российской Федерации. URL: www. consultant. ru/law/hotdocs/11059.html.

19. Рассолов И. М. Право и Интернет: теоретические проблемы. М.: Норма, 2003.

20. Серго А. Г. Интернет и право. М.: Бестселлер, 2003.

21. Федотов М. А. Юридическое заключение по вопросу о правовой природе сайтов в сети Интернет // Законодательство и практика масс-медиа. 2007. № 5.

22. comScore, Inc - www. comscore. com.

23. Data Insight - www. datainsight. ru.

24. Netcraft - www. netcraft. com.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Поддерживай рекламу, и |

реклама поддержит тебя» jS-ji

Томас Роберт Дьюар

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ

ВСЕГО В 2 950 РУБ. ml

Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: post@fin-izdat.ru w

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.