Научная статья на тему 'Интернет как ведущий агент политической социализации студенческой молодежи'

Интернет как ведущий агент политической социализации студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
557
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / МАССМЕДИА / МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ELECTIONS / INTERNET / INFORMATION / MASS MEDIA / YOUTH / POLITICS / POLITICAL SOCIALIZATION / 321 / 323

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Давыдова Ольга Сергеевна

Статья посвящена изучению социализирующего воздействия интернета на студенческую молодежь города Тамбова. Выявлены основные сферы интересов молодежи в интернет-со-обществе на основе результатов авторских социологических замеров. В работе обозначены тенденции, характерные для интернет-пространства в поствыборный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET AS A LEADING AGENT OF POLITICAL SOCIALIZATION OF STUDENTS

The article is dedicated to study of socializing impact of Internet on students in Tambov. There are revealed main spheres of interests of youth in the Internet-community based on the results of author’s sociological measurements. The paper contains tendencies typical for Internet-space during the post-electoral period.

Текст научной работы на тему «Интернет как ведущий агент политической социализации студенческой молодежи»

ИНТЕРНЕТ КАК ВЕДУЩИЙ АГЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

ДАВЫДОВА Ольга Сергеевна

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, магистрант 2 курса направления подготовки «Политология», e-mail: olga_sd_89@mail.ru

Статья посвящена изучению социализирующего воздействия интернета на студенческую молодежь города Тамбова. Выявлены основные сферы интересов молодежи в интернет-сообществе на основе результатов авторских социологических замеров. В работе обозначены тенденции, характерные для интернет-пространства в поствыборный период.

Ключевые слова: выборы, Интернет, информация, мас-смедиа, молодежь, политика, политическая социализация.

Сегодня, в эпоху становления информационного общества, существуют разнообразные источники информации. Это ауди-альные, визуальные, печатные, аудиовизуальные массмедиа. Они окружают ежедневно каждого из нас. Подчас мы становимся невольными слушателями того или иного новостного события. Право его интерпретировать остается непосредственно за создателем репортажа, автором статьи, руководством ТВ-канала, администрацией интернет-сайта. В активном, ежегодно усиливающемся информационном потоке не каждому под силу умело лавировать, ориентироваться в столь многогранном информационном поле.

В своей работе автор обращается к новому агенту политической социализации, смело вступившему в борьбу за широкую аудиторию. Речь идет об Интернете, новом жителе практически каждого дома как продвинутого мегаполиса, города средней величины, так и маленькой деревни. Не секрет, что наиболее благодарными ценителями Всемирной паутины являются молодые люди и даже дети. Охват вышеназванной аудитории настолько велик, что составляет едва ли не абсолютное большинство. Настоящая работа основана на материалах социологического ис-

следования - раздаточного анкетирования студентов Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина и Тамбовского государственного технического университета1.

Согласно полученным данным, у 100 % респондентов имеется скоростной, доступный интернет, 100 % респондентов зарегистрированы минимум в одной из социальных сетей, абсолютное большинство опрошенных ежедневно открывает свою виртуальную страницу, чтобы просмотреть последние, мгновенно появляющиеся в сети новости. И это, как минимум, сформированная привычка.

Итак, мы выяснили, что современный студент имеет свободный, открытый доступ в интернет-пространство. Сами студенты признаются, что дозировать время пребывания во Всемирной паутине очень не просто, потому что последняя имеет особенность «затягивать» интернет-пользователей. Открывая вкладку за вкладкой, пользователь мгновенно получает искомую информацию. Поисковые системы не только ищут, но и предлагают, подогревают интерес к разнообразной информации, искушая тем самым юных юзеров. Что касается непосредственно политического контента интернет-пространства, то с уверенностью можно утверждать, что оно весьма и весьма разнообразно -печатные средства массовой информации сегодня в большинстве случаев имеют электронную версию. Политические силы заводят интернет-блоги, развиваются официальные сайты отечественных партий, молодежные движения организуют собственные дискуссионные интерактивные интернет-площадки. Политики, в том числе первые лица страны, обзаводятся блогами в Твиттере, местные политические деятели и организации также имеют свои интернет-сайты. Информационные агентства в онлайновом режиме непрерывно обновляют ленты новостей.

1 Объем выборки в исследовании, проведенном в преддверии парламентских выборов, составил 40 человек. В нем приняли участие студенты ТГУ имени Г. Р. Державина, обучающиеся на следующих направлениях подготовки: «Экономическая теория», «Русский язык и культура речи», «Социология», студенты ТГТУ специальности «Прикладная информатика в экономике». Объем выборки послевыборного исследования составил также 40 человек. В нем также приняли участие студенты ТГУ имени Г. Р. Державина и ТГТУ.

Электронные библиотеки и архивы стали вполне привычным источником получения запрашиваемой информации.

Речь идет о некоторой виртуализации действительности. Достаточно вспомнить минувшие выборы Президента Российской Федерации - массовая вебкамеризация, комплексы обработки избирательных бюллетеней (электронные урны) - все это свидетельствует о необратимом и быстро ускоряющемся процессе виртуализации политики.

Социализирующее воздействие Интернета подтверждается и самими респондентами. Студенческая молодежь отмечает следующие плюсы данного агента:

- большая информационная емкость;

- доступность запрашиваемой информации;

- возможность высказываться под псевдонимом и/или оставлять анонимные сообщения;

- удобство;

- возможность выбора информации;

- непрерывный он-лайновый режим работы сайтов.

Горячо обсуждаемой темой стали две последние федеральные избирательные кампании. После выборов депутатов Государственной думы в декабре 2011 г. в интернет-сообществе появилось множество разнообразных картинок (зачастую саркастического характера), посвященных прошедшей избирательной кампании. Эти материалы мгновенно нашли своего зрителя и за короткий срок набрали тысячи просмотров. Аналогичная ситуация сложилась и после выборов Президента Российской Федерации в марте 2012 г. Причем авторами мемов [2] и демотивато-ров [3] является молодежь. Данный факт свидетельствует, в свою очередь, о наличии реакции на столь важные политические события. Именно студенты являются активными участниками интерактивных дискуссионных интернет-площадок по обсуждению современных политических процессов. Комментарии, мнения, суждения бывают различными - от положительных характеристик существующего политического курса до крайне отрицательных, содержащих нецензурную критику. Тем не менее, неоспоримым остается факт - молодежь реагирует на политические события в стране. Разумеется, активность молодежи значи-

тельно повышается в предвыборный и поствыборный период и в определенной степени утихает во время политического затишья.

Мы поинтересовались, на какую информацию у молодежи сегодня существует запрос? Чем вызвана столь массовая интернет-зависимость? Выяснилось, что студенты, кроме общения с друзьями, коллегами, одноклассниками, одногруппниками, случайными знакомыми, интересуются следующими вещами:

Девушки Юноши

красота, кино, здоровье, музыка, спорт, искусство, покупки в интернет-магазинах, мода, фотографии, информация о клубной жизни города игры, здоровье, спорт, музыка, кино, автомобили, технические новинки

Подобная фрагментация интересов обусловлена юношеским возрастом наших респондентов. Молодые люди имеют возможность просматривать кино, фрагменты пропущенных ТВ-программ, в открытом доступе получать информацию по интересующим вопросам. На первый взгляд здесь просматриваются одни плюсы. Однако не обходится и без другой стороны медали - интернет предлагает очень многое, и пользователь, попадая в информационный виртуальный водоворот, зачастую «загуливается» по интернет-пространству, теряя время и сменяя тематику первоначального запроса.

Интернет нередко становится местом сброса негативной энергии. Пользователь может прокомментировать ситуацию на интернет-форуме, озвучить негодование в размещенном на своей странице статусе, стать участником виртуального движения. Наши респонденты отметили, что в интернете проводят минимум час в день, максимум - открывают интернет утром (в телефоне, на компьютере, айпаде) и заходят во Всемирную паутину при любом удобном случае.

Что касается других средств массовой информации, то здесь дела обстоят иным образом. Телевиденье по-прежнему представляет собой мощный социализирующий агент. Телевизор смотрят все категории населения. В частности, 88 % студентов

отмечают, что смотрят новостные программы не менее трех раз в неделю. Наибольший интерес вызывают федеральные новости, местные заметно уступают по частоте просмотров - только 12 % респондентов утверждают, что смотрят новости города и области регулярно. По мнению опрашиваемых, новости Тамбова уступают по критерию интереса и являются менее важными, чем федеральные.

Печатные СМИ. Газеты и журналы сегодня являются невостребованными в среде студенческой молодежи. Очевидно, это связано с развитием интернет-структур. Только 6 % респондентов отмечают, что время от времени пролистывают печатные газетные издания и журналы научной направленности.

Радио стало непопулярно. Оно ежегодно утрачивает свое значение, в отличие от советского времени, когда радио было установлено практически в каждом доме. Студенты отмечают, что слушают его в основном в автомобилях, отдавая при этом предпочтение музыкальным радиоволнам.

Интернет представляет сегодня сильный, мощный агент политической социализации, охватывающий все большую и большую аудиторию. К интернет-пространству приобщается и подрастающее поколение, и люди старшего возраста. Молодежь значительную часть времени проводит в Интернете, нередко предпочитая выход в Сеть другим видам досуга. Интернет в студенческой среде практически вытеснил книгу и различного рода печатные периодические издания. Происходит тотальное отвлечение от библиотеки, новые поколения оказываются все более беззащитными перед «накатом» информационных потоков. Повышенный интерес к Интернету как источнику получения политической информации обусловлен еще и тем, что региональные и муниципальные СМИ являются весьма ангажированными и идеологизированными. Согласно результатам последних социологических замеров, до 50 % аудиовизуальной информации студенческая молодежь получает из Всемирной сети. Информационный бум, характерный для 2010-х гг., в наибольшей степени воздействует на молодое поколение.

INTERNET AS A LEADING AGENT OF POLITICAL SOCIALIZATION OF STUDENTS

DAVYDOVA Olga Sergeevna, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Postgraduate of the 2 course of the direction of training «Political Science», e-mail: olga_sd_89@mail.ru

The article is dedicated to study of socializing impact of Internet on students in Tambov. There are revealed main spheres of interests of youth in the Internetcommunity based on the results of author's sociological measurements. The paper contains tendencies typical for Internet-space during the post-electoral period.

Key words: elections, Internet, information, mass media, youth, politics, political socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.