Научная статья на тему 'Интернет как инструмент молодежных протестов: российский и мировой опыт'

Интернет как инструмент молодежных протестов: российский и мировой опыт Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
726
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ИНТЕРНЕТ / РЕВОЛЮЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРОТЕСТ / МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕРНЕТ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хасуев Асланбек Эйляевич

Иран, Молдавия, Тунис, Египет, Украина революционные события в этих странах показывают нам, что все чаще для организации массовых протестов используется интернет. Но не переоценивается ли роль новых технологий? И почему в России протестная волна не выплескивается за пределы Сети? Ответить на эти вопросы мы попытаемся в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet as a tool of youth protests, the Russian and international experience

Iran, Moldova, Tunisia, Egypt, Ukraine the revolutionary events in these countries show us that more and more often to organize mass protests, the Internet is used. But it is not remeasured whether the role of new technologies? And why in the Russian wave of protest not splashed outside the network? To answer these questions we will try in this article.

Текст научной работы на тему «Интернет как инструмент молодежных протестов: российский и мировой опыт»

Региональное развитие • № 3(7) • 2015

http://regrazvitie.ru

«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http://regrazvitie.ru Выпуск № 3(7), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/06/

URL статьи: http://regrazvitie.ru/internet-kak-instrument-molodezhnyh-protestov-rossiiskii-i-mirovoi-opyt/

УДК 323.272

Интернет как инструмент молодежных протестов: российский и мировой опыт

© 2015 Хасуев Асланбек Эйляевич

Ассистент

Чеченский государственный университет Е-mail: alarih95@gmail .com

Ключевые слова: Молодежь, интернет, революция, информация, протест, молодежная культура, социальная сеть, компьютерная культура, интернет культура.

Аннотация. Иран, Молдавия, Тунис, Египет, Украина - революционные события в этих странах показывают нам, что все чаще для организации массовых протестов используется интернет. Но не переоценивается ли роль новых технологий? И почему в России протестная волна не выплескивается за пределы Сети? Ответить на эти вопросы мы попытаемся в данной статье.

Internet as a tool of youth protests, the Russian and international experience

© 2015 Khasuyev Aslanbek Eylyaevich

Assistant Professor Chechen State University E-mail: alarih95@gmail .com

Keywords: Youth, internet revolution, information, protest, youth culture, social network, computer culture, internet culture.

Abstract. Iran, Moldova, Tunisia, Egypt, Ukraine - the revolutionary events in these countries show us that more and more often to organize mass protests, the Internet is used. But it is not remeasured whether the role of new technologies? And why in the Russian wave of protest not splashed outside the network? To answer these questions we will try in this article.

37142

regrazvitie@yandex.ru I Статистика. Демография. Социология

Выходные сведения статьи:

Хасуев А.Э. Интернет как инструмент молодежных протестов, российский и мировой опыт // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 3(7). URL: http://regrazvitie.ru/internet-kak-instrument-molodezhnvh-protestov-rossii skij -i-mirovoj -opyt/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

В свое время изобретение книгопечатания сделало возможным распространение протестантизма, а с ним, если верить Максу Веберу, капитализма и его протестантской этики. Развитие интернета может иметь сопоставимые по масштабу последствия. Г лавное к чему уже привел этот процесс - формирование диалоговой демократической информационной культуры, пришедшей на смену моно логичной элитарной форме организации информационного пространства.

В прошлом элиты были единственным субъектом информации, а массы только объектом информационного воздействия. В традиционном обществе священники вещали с амвонов церквей, чиновники оглашали королевские указы. Подданные же просто внимали тому, что им транслировали государство и церковь. И в 20-м веке публика оставалась в роли пассивного потребителя телеинформации.

Сейчас все изменилось. С распространением интернета массы обрели голос. Сейчас в социальных интернет-сетях идет перманетнтый открытый диалог. Любой может высказать свое мнение и даже стать популярным блогером, если ему есть, что сказать окружающим. Такая ситуация безусловно серьезно меняет общество в демократических странах. Но особенно сильно она провоцирует перемены в несвободных, авторитарных государствах, которые просто не могут существовать в условиях свободного обмена информацией. В таких обществах интернет становится главной альтернативой официозу.

Трагическая история о самосожжении тунисский торговец фруктами Мохаммеда Буазизи. молниеносно распространилась среди пользователей платформы Facebook, проживающих в Тунисе. Шок и возмущение сменились призывами выразить свой протест на улице. В считанные часы к демонстрантам из «поколения Facebook» присоединяются тысячи, а впоследствии миллионы тунисцев всех классов и возрастов. Виртуальная полемика переросла в живые уличные манифестации которые повлекли за собой революцию и смену режима президента Зин эль-Абидин Бен Али. Facebook сыграл немаловажную роль и при организации протестов в соседнем Египте. Волна недовольства, в частности, исходила от сообщества противников полицейского произвола, которое насчитывает более 400 тысяч членов. Сотни тысяч протестующих на площади «Тахрир» протестовали 18 дней и добились смены власти в стране. Сотрудник Египетского подразделения Google заявил, что интернет — это буревестник будущих революций.

То, что на самом деле в Египте произошла «интернет-революция», заявил сотрудник Египетского подразделения Google Ваэл Гоним. В интервью американскому телеканалу CNN он поблагодарил социальную сеть Facebook

37142

Региональное развитие • № 3(7) • 2015

http://regrazvitie.ru

за отставку президента Хосни Мубарака. На вопрос — в какой стране начнется следующая революция Гоним ответил: «Спросите Facebook».

«Я говорю от имени всего египетского народа» - заявил сотрудник Google. Эта революция началась в интернете. Эта революция началась на Facebook. Она началась в июне 2010 года, когда сотни тысяч египтян начали общаться в сети. Я всегда говорил, если вы хотите дать свободу народу, просто дайте им интернет. Публикуя на своей стене видео, вы знаете, что не пройдет и пары часов, как более 60 тысяч добавят его к себе на страницу»1. Напомним, что этот сотрудник кампании пропал в Египте 27 января, и был отпущен из-под стражи всего лишь несколько дней назад. Именно на Facebook был впервые опубликован призыв выйти на «демонстрацию миллионов», или «день гнева», который начался в Египте 1 февраля и продолжается по сей день.

Призыв этот вызвал волну солидарности во всей сети Facebook. В результате у египтян, которые раньше не были политически активны, сложилось впечатление, что на улицы выйдут все. Поэтому каждый про себя подумал: я тоже не хочу оставаться в стороне. В итоге возник эффект «снежного кома».

Неудивительно, что по аналогии с протестами в Иране СМИ называют события в Тунисе и Египте то facebook-революцией, то twitter-революцией. Г оворя, что не будь интернета, не было бы и народных восстаний. Социальные сети стали локомотивом борьбы с диктаторскими режимами, говорят энтузиасты. Скептики возражают: интернет - это подспорье, но ни в коем случае не главный источник массовых протестов. Конечно это не источник революций, а только лишь эффективный инструмент ее реализации.

Почему интернет среда не влияет на живую гражданскую активность молодежи в российском обществе? Обратив внимание на оценку роли интернета, которую дает российский политик и блогер Илья Яшин. "Интернет - это всего лишь инструмент, хотя и инструмент весьма эффективный, если уметь им правильно пользоваться, - говорит Яшин. - Однако для того, чтобы на улицы вышло столько людей, в стране должна созреть протестная среда. Одних новых технологий тут недостаточно»2. Технологии не играют важную роль в российской молодежной среде, когда речь идет о гражданской активности.

Несмотря на это, если судить по русскоязычной блогосфере и дискуссиям, разворачивающимся на платформах Facebook и Twitter, то недовольных власть имущими в России очень много. Однако на призывы оппозиции участвовать в пикетах и демонстрациях пока отзываются лишь единицы. "Российская интернет среда - очень протестная, - отмечает Илья Яшин. - Однако ситуация в стране еще не настолько накалилась, чтобы протесты приняли масштабы, сравнимые с Тунисом или Египтом. Российскому обществу еще нужно время.

Одновременно Рунет служит для многих пользователей «жилеткой», в которую можно поплакаться, отмечает Яшин. Мол, поругался с гаишником, излил душу в «Живом журнале», собрал сочувствующие комментарии - и ус-

37142

regrazvitie@yandex.ru

Статистика. Демография. Социология

покоился. Потребность выходить на митинг против коррумпированности правоохранительных органов отпадает. По крайней мере - пока.

Наиболее эффективным инструментом координации протестов Илья Яшин считает сеть Twitter. «Когда люди созрели для реального протеста, роль интернета резко возрастает, - говорит Яшин. - Если вы хотите узнать, где и когда собираются люди, вы заходите в Twitter и все узнаете, причем - в режиме реального времени. Примеры Молдавии, Ирана, Туниса и Египта показывают, что Twitter превратился из микроблога в мощный инструмент политического

- 3

воздействия» .

Как только российская аудитория интернета стала достаточно многочисленной, он превратился для граждан в основной источник получения независимой информации, а для оппозиции - в главный инструмент политической борьбы. В России начала вызревать политическая интернет-революция, подобная той, что произошла в Тунисе, Египте и некоторых других авторитарных странах. Обычно такие революции проходили через несколько этапов: формирование интернет-среды для свободного обмена политической информацией, выделение в ней независимых лидеров (контрэлиты), создание сетевых альтернативных центров влияния, организация ими реальных политических кампаний, в том числе массовых акций, выборов, революционных событий. Первая российская интернет-революция прошла все эти стадии, но потерпела поражение.

Политическая интернет-революция в России началась именно в ЖЖ с кампании против коррупции и казнокрадства. Она напоминала деятельность «разгребателей грязи» в самом начале 20-го века в США (так называли репортеров и публицистов, антикоррупционные расследования которых способствовали серьезным переменам в американской политической жизни, в т.ч. наступлению «эры прогрессизма»). В России подобное движение началось через сто лет после США. Коррупция здесь была не меньшей, но со свободой СМИ дела обстояли явно хуже. Разоблачения российских «разгребателей грязи» стали возможны только благодаря интернету. Мало кто ожидал, что молодой юрист, скромный функционер партии «Яблоко» Алексей Навальный станет через несколько лет человеком номер один в российской оппозиции. Начал он с разоблачения коррупции в связанных с государством крупных компаниях. Потом организовал проекты, рассчитанные на сетевое сотрудничество людей в борьбе с бюрократическим произволом: «РосПил», «РосВыборы», «РосЖКХ» и так далее.

Молодежная интернет революция в России существует, но она отличается от выше упомянутых Египетской или Туниской. Путь интернет протеста в России направлен на поэтапное внедрения интереса молодежи к современному российскому государству и его месте в мире. Не стоит недооценивать значение интернета для событий, которые мы наблюдаем сегодня в Египте. То, что молниеносно произошло в во время «Арабской весны», может произойти и в России. Государству необходимо прислушиваться и слушать, настроения и

37142

Региональное развитие • № 3(7) • 2015

http://regrazvitie.ru

проблемы популярных среди молодежи в социальных сетях и вообще в интернет пространстве, и использовать эту информацию не для блокировки интернет ресурсов, а для эффективного решения той или иной проблемы.

Литература:

1. Ваэль Гоним., Революция 2.0. СПб: Лениздат. 2012. 352 с.

2. Интервью Ильи Яшина журналу metkire.com

3. Илья Яшин. Способны ли молодежные движения России стать весомой политической силой. «Эхо Москвы», 30 марта 2006 года

References:

1. Wael Ghonim., Revolution 2.0. St. Petersburg: Lenizdat. 2012. 352 p.

2. An interview with Ilya Yashin magazine metkire.com

3. Ilya Yashin. Can the youth movement of Russia to become a significant political force. "Echo of Moscow", 30 March 2006

37142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.