Научная статья на тему 'Интернет как инновационный канал продвижения туристского продукта в молодежном сегменте'

Интернет как инновационный канал продвижения туристского продукта в молодежном сегменте Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1022
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / ПОТРЕБИТЕЛИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА / МОЛОДЕЖЬ / ИНТЕРНЕТ / TOURISM / TOURISM SERVICES / TOURISM PRODUCT CONSUMERS / YOUTH / THE INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стрючкова Анастасия Геннадьевна

Статья посвящена современной молодежи как перспективному сегменту пользователей туристского продукта. Автор создает обобщенный портрет современного молодого человека, выделяет ключевые сегменты российской молодежи, детально анализирует каждый с точки зрения их предпочтений и мотиваций. Показывает перспективные каналы и формы продвижения туристских услуг социальные сети для путешественников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Стрючкова Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to today's youth as a promising segment of the tourism product users. The author creates a generalized portrait of a young man, identifies key segments of Russia's youth, analyzes in detail each one in terms of their preferences and motivations, and shows promising channels and forms of promotion of tourist services social network for travelers.

Текст научной работы на тему «Интернет как инновационный канал продвижения туристского продукта в молодежном сегменте»

УДК 338.48 (075.8)

ИНТЕРНЕТ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ КАНАЛ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА В МОЛОДЕЖНОМ СЕГМЕНТЕ Стрючкова Анастасия Г еннадьевна, аспирант, anastasyast@yandex.ru,

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,

географический факультет

Article is devoted to today's youth as a promising segment of the tourism product users. The author creates a generalized portrait of a young man, identifies key segments of Russia's youth, analyzes in detail each one in terms of their preferences and motivations, and shows promising channels andforms ofpromotion of tourist services - social network for travelers.

Статья посвящена современной молодежи как перспективному сегменту пользователей туристского продукта. Автор создает обобщенный портрет современного молодого человека, выделяет ключевые сегменты российской молодежи, детально анализирует каждый с точки зрения их предпочтений и мотиваций. Показывает перспективные каналы и формы продвижения туристских услуг -социальные сети для путешественников.

Keywords: tourism, tourism services, tourism product consumers, youth, the Internet Ключевые слова: туризм, туристские услуги, потребители туристского продукта, молодежь, Интернет

В настоящее время туризм становится неотъемлемой частью жизни людей, на российском рынке расширяется спектр туристских предложений, затрагивая все новые и новые сегменты потребителей. Одним из основных сегментов туристского рынка является молодежь. Молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. В настоящий момент молодые люди составляют 18% населения мира; 85% молодежи планеты живут в развивающихся странах [5].

Молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, которые выгодно отличают ее от других групп населения. Немецкий социолог Карл Мангейм определил, что молодежь выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни.

Данный сегмент туристского рынка, выделенный по возрастному признаку, имеет ярко выраженный стереотип поведения и несколько иначе расставляет туристские приоритеты. Так, А. Дурович и А. Копаев отмечают, что довольно четко прослеживается тенденция изменения туристской подвижности в зависимости от возраста. Для молодежи характерна склонность к активным формам туризма, высокая мобильность.

Это лишь общие потребительские черты, которые свойственны молодежи. Для детального изучения данного сегмента потребительского туристского рынка необходимо выявить ключевые изменения в образе жизни, предпочтениях и мотивации молодого поколения. В ходе исследования была сделана попытка выяснить, какие черты отличают молодежь современной России, т.е. создать некий обобщенный социальный портрет молодого человека глазами самих молодых людей.

В наше время границы взросления и становления «подросли», т.к. произошло усложнение социальных, политических, производственных и даже межличностных отношений в обществе. Это влечет за собой увеличение сроков взросления и обучения человека (подростки - до 18 лет, молодежь - 18-24 года, молодые-взрослые - 25-30 лет).

Под образом жизни современной молодежи мы понимаем общение, труд, отдых, выбор, предпочтения, отношения и т.д. Образ жизни современной молодежи претерпевает существенные изменения, по сравнению с предыдущими поколениями. Например, поколение наших родителей не проводило все вечера у компьютера. Сегодня - это норма жизни для молодого поколения. Особенное место Интернет играет в жизни подрастающих поколений. Сегодня семь из десяти горожан в возрасте от 12 до 26 лет пользуются Интернетом. Это вдвое больше, чем среди горожан от 27 лет и старше. Интернет в России активно развивается. Число интернет-пользователей выросло до 50 млн человек. Однако широким слоям населения Интернет доступен пока в отдельных регионах Российской Федерации: Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Камчатском крае и т.д.

Итак, молодежь интересуют компьютерные игры, блоги, социальные сети, а за пределами виртуального пространства - спиртные напитки, дискотеки (клубы), отдых с друзьями, т.е. всесторонние развлечения.

Современный молодой человек больше всего ценит такие качества, как раскованность, стремление показать свою индивидуальность. На второе место среди важнейших черт личности молодежи современной России вышел эгоцентризм. Третье, почетное, место заняло стремление к материальному достатку. О чем говорят

эти данные? В первую очередь, о том, что отдельный респондент не идентифицирует себя с общей массой своих сверстников. Индивидуальность каждого покупателя объясняет необходимость в предоставлении индивидуальной туристской услуги, т.е. основной характеристикой туристской услуги становится уникальность.

Традиционная система ценностей российского общества подвергается пугающему напору инокультурных атак. Это проявляется в разных областях. Например, молодежь испытывает на себе сильнейшее лингвистическое «давление». Язык - это квинтэссенция культуры любого народа и его величайшая ценность. Лингвистическая культура современной молодежи в значительной мере обедняется также за счет примитивизации, слога, лексикона средств массовой информации, и книжного ширпотреба. Такое лингвистическое манипулирование основывается на ломке привычной языковой картины мира человека, на замене опорных элементов ценностного мировосприятия. Особенно ярко этот процесс заметен в молодежных СМИ.

Происходит это следующим образом: в речевой текст искусственно вводится новая лексическая единица, обозначающая доминантную ценность. С.Г. Кара-Мурза относит такие слова к категории слов-амеб, которые «настолько не связаны с какой-либо конкретной реальностью, что могут быть включены практически в любой контекст, сфера их применимости исключительно широка», но при этом не относятся к сленгу (например, такие слова, как «крутой», «реальный» и т.п.). Они обозначают новые аспекты позитивности и негативности.

Наблюдается намеренно пренебрежительное отношение к русской лексике, использование максимально возможного числа иноязычных заимствований в повседневной речи, фонетических написаний слов, сокращений, так называемый язык интернет-общения, ненормативной лексики и т.п. [4].

Углубленный анализ результатов исследований показал, что молодежь распадается на пять сегментов, кардинально отличающихся друг от друга не только по социально-демографическим характеристикам, но по стилю жизни, медийным и потребительским предпочтениям, и, конечно же, по специфике использования Интернета.

Группы нового поколения, в сумме составляющие чуть больше четверти молодежи (29%), можно отнести к самой передовой ее части. «Умники» - группа, обладающая большим объемом ресурсов, как реальных, так и потенциальных. Они явно руководствуются современными модернистскими ценностями. Группа состоит преимущественно из взрослеющей молодежи. Во многом именно из-за возраста

представители этой группы наиболее ресурсоемки. Группа активно осваивает новые технологии, отличается обильным потреблением туристских продуктов.

Сегмент, называющийся «продвинутые» объединяет в себе более юную молодежь, определенно относящуюся к цифровому поколению. Это «поколение Интернета», социальных сетей, оно еще не обладает большим объемом ресурсов, но с большой долей вероятности с течением времени будет все больше приобретать черты сегмента «продвинутых», причем явно привнося в него новые элементы, ценности, тренды. Это те, у кого еще есть время побыть молодыми и беззаботными. Отличается очень активным культурным потреблением, спонтанными покупками. Тем не менее, представители этого поколения пока еще контролируются родителями.

Примерно один из десяти представителей нового поколения относится к группе «реальных пацанов», в которой объединены молодые мужчины с явно выраженными традиционными мужскими ценностями: спорт, ралли, велогонки и т.п.

Самый большой сегмент - «масса»: около 40% молодежи состоит из самых обычных людей. Это инертное большинство, характеризующееся отсутствием четких ценностных позиций. Это группа тех, кто не имеет устоявшегося мнения, но активно стремится быть «как кто-то». Последователи модных веяний, поддерживающие тренды в момент, они уже освоены более передовыми группами. В зависимости от обстоятельств, представители этой группы вполне могут дрейфовать в остальные «крайние» типы. Эту группу следует рассматривать как своеобразное «межклеточное» вещество в обществе, способное в определенный момент приобретать те или иные характеристики.

Последний выделенный сегмент - представители социальных низов - названы «новыми бедными». К этой группе относится каждый пятый представитель молодого поколения. Они ориентированы на традиционные ценности, обладают небольшим объемом ресурсов и социального потенциала. Эта группа максимально целостна и гомогенна. Никто из представителей данной группы не пользуется Интернетом [2].

Проведенный соцопрос показал, что молодежь большинство времени проводит вне дома, она гуляет, общается с друзьями. Основными источниками информации для нее будет наружная реклама и Интернет.

Сегмент «новые бедные» характеризуется отсутствием в нем интернет-пользователей. Самая высокая доля активных интернет-пользователей (представители суточной аудитории) зафиксирована среди «умников» - 68%.

Если тенденции в пользовании Интернетом продолжатся в течение следующих 10 лет, то Сеть действительно станет важнейшим коммуникационным каналом и более 75% россиян будут ей охвачены.

Например, большинство представителей всех четырех сегментов, пользующихся Интернетом, активно общается с его помощью, используя разные коммуникативные каналы. Самый высокий показатель «необщения» в сети зафиксирован среди «реальных пацанов», это всего 22%. Самыми популярными средствами виртуального общения оказываются традиционная электронная почта и социальные сети. При этом в сегменте «продвинутых» доля людей, включенных в социальные сети (62%), превышает долю использующих электронную почту (49%). Среди «умников» примерно равное количество людей используют электронную почту и социальные сети (рис. 1).

70 60 50 £ 40

X

Ф

! 30 с

20

10

0

—45

"Масса"

63 61 62

35

М

"Умники"

"Продвинутые"

50

41

30

22

10

□ Электронная почта

□ Сайты социальных сетей

□ Форумы, чаты

□ Интернет телефония

□ Блоги

□ Не приходилось общаться в Интернете

"Реальные

пацаны"

4

0

Рис. 1. Способы общения в Интернете, % по группам

В последнее время в связи с бурным развитием социальных сетей, в том числе www.vkontakte.ru и www.odnoklassniki.ru, стали активно появляться тематические сообщества. Не стали исключением социальные сети для туристов. Из числа респондентов 34% не знают о существовании специализированных социальных сетях для путешественников и туристов. Почти такое же количество респондентов (28%) считают данные сервисы очень полезными и нужными.

В социальных сетях для туристов путешественники обмениваются впечатлениями, отзывами, фотографиями, видео, ведут блоги и мн.др. Многие ресурсы созданы всего около двух-трех лет назад. Целевая аудитория таких сайтов - это туристы, которые ездили, ездят и планируют и дальше продолжать совершать поездки.

Таким образом, существуют полноценные сервисы для общения, пользователи которых объединяются вокруг общего интереса - туризма и путешествий [1].

Туристский бизнес понимает все возрастающую значимость социальных сетей в Интернете. При возрастающей индивидуализации спроса и неосязаемости туристских услуг, социальные сети и блоги - те площадки, где происходит обмен информацией и впечатлениями среди туристов, а значит, те площадки, где наиболее эффективно продвижение туристских услуг. Поэтому туристские фирмы и туроператоры стали активно использовать их в качестве рекламных площадок. Самые популярные социальные сети для туристов - www.turmir.com,www.poezdochka.com, www.turometr.ru,www.tourout.ru,www.geoid.ru,www.otdihali.ru,www.flagatrip.ru, www.mviourney.ru, www.myresorts.ru,www.venividi.ru,www.rybakiohotniki.ru.

Подводя итог, можно отметить, что количество социальных сетей для туристов и количество пользователей этих сетей растет быстрыми темпами. Важной особенностью является то, что пользователи социальных сетей для туристов являются наиболее активными пользователями информационных порталов и сайтов в Интернете.

Активнее других информационной составляющей Интернета пользуются «умники» и «продвинутые» [3]. Например, читают новости во всемирной паутине 71% «умников», в этой же группе больше всего людей, которым приходилось искать работу в Интернете в течение последнего месяца - 24% (рис. 2).

« 40 о

с 30 20 10 0

71

51

68

57

Чтение новостей

17

15

Поиск работы в И нтернете

□ "Масса"

□ "Умники"

□ "Продв инутые"

□ "Реальные пацаны"

Рис. 2. Популярные информационные Интернет-активности, % от групп

Различные финансовые интернет-сервисы больше других освоили «умники» -25% покупали или заказывали товары/услуги через Интернет, 11% оплачивали их

электронными деньгами. В остальных группах экономические сервисы Интернета осваиваются гораздо меньше (рис. 3).

Если «умники» активнее других сегментов осваивают повседневно практичные интернет-сервисы - информационные, финансовые, то представители «продвинутых» выделяются на фоне других по уровню освоения различных мультимедийных возможностей Интернета. Почти три четверти (72%) сегмента скачивают, прослушивают музыку в Интернете, две трети (67%) - скачивают и прослушивают видео. По 37% представителей «реальных пацанов» и «продвинутых» играют в сетевые игры.

15

&

Покупка /заказ Оплата товаров/ Интернет банкинг товаров / услуг в услуг

Интернет электронными

магазинах деньгами

□ "Масса"

□ "Умники"

□ "Продвинутые"

□ "Реальные пацаны"

Рис. 3. Популярные экономические Интернет-активности, % от групп

Все приведенные выше данные свидетельствуют об одном тренде: молодежь активно осваивает возможности Всемирной паутины, однако для разных сегментов интерес представляют разные интернет-сервисы. Учитывая, что выделенные группы отличаются по своему потребительскому поведению, интересам, ценностным ориентациям, психографическим и социально-демографическим профилям, к каждой из них нужен свой подход, набор мотиваций и «ключей» для вовлечения в туристские процессы.

В заключение несколько слов стоит сказать о «новых бедныгх» - сегменте, который включает в себя людей, не пользующихся Интернетом. Две трети их них (66%) заявляют о том, что хотят пользоваться Интернетом, но не имеют такой возможности, т.е. относятся к потенциальному резерву интернет-аудитории.

Треть «новых бедных» считает, что их жизнь улучшилась, если бы они стали пользоваться Интернетом. Самой распространенной причиной улучшения жизни из-за пользования Интернетом называется наличие информации, знаний, расширения кругозора (11%). В два раза меньше «новых бедных» (6%) считают, что Интернет будет способствовать расширению круга общения, поддержанию связи с родными и близкими в далеких городах. Несмотря на достаточно большую долю потенциального резерва интернет-аудитории и понимание возможностей, открывающихся тем, кто пользуется Интернетом, только 9% «новых бедных» планируют начать пользоваться Интернетом в течение ближайшего полугода.

Таким образом, туризм претерпевает существенные изменения в связи с активным внедрением Интернета в нашу жизнь. Наиболее активные пользователи Сети и потенциальные потребители туристских услуг - молодежь. Молодежный туризм - это перспективное направление развития сферы отдыха. Необходимость развивать его обусловлена такими социальными качествами молодежи, как активность, высокий уровень потребности в недорогих и приемлемых по качеству туристских услугах, восприимчивость к новым идеям, романтизм, непритязательность. Высокая туристская активность объясняется стремлением молодых людей к общению и познанию. Немаловажным является наличие свободного времени (например, каникулы). Индивидуализация спроса на туристские услуги, стремление к познанию, экстремальным путешествиям повышает значимость информационного пространства Интернет для продвижения, рекламы туристских возможностей территорий. Сегодня уже созданы специальные площадки - туристские социальные сети, где не только продвигаются туристские услуги, но и есть возможность обменяться мнениями, впечатлениями, визуализировать путешествие. Экспертная оценка перспектив развития туризма в Интернете свидетельствует, что специалисты туристских компаний должны в ближайшее время перестроить свою деятельность: развиваться в информационнотехнологическом и техническом плане, а также учитывать ключевую группу современных потребителей туристского продукта - молодежное интернет-сообщество.

Литература

1. Манько Ю.В., Оганян К. М. Социология молодежи. СПб.: Петрополис, 2008. 316

с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Основы ювентологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Науч. ред. Е.Г. Слуцкий; Отв. ред. И.В. Скомарцева. СПб.: БИС-принт, 2002. 399 с.

3. Павловский В.В. Ювентология: проект интерактивной науки о молодежи. М.: Академический Проект, 2001. 304 с.

4. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве, проблемы и перспективы / / РАН. Ин-т социал.-полит. исслед. М., 2000. 115 с.

5. Википедия - Ц^: http://щ.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%

Р0%В6%Р1%8С. (дата обращения: 26.01.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.