Научная статья на тему 'Интернет и историческое знание: от информатизации к новым горизонтам исследований'

Интернет и историческое знание: от информатизации к новым горизонтам исследований Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
919
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / ГИПЕРТЕКСТ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / INTERNET / INFORMATION / HYPERTEXT / E-EDUCATION / MEDIA TECHNOLOGY / RESEARCH / INTERDISCIPLINARITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алимгазинов Кайрат Шакаримович

В публикации освещены отдельные аспекты влияния современных информационных технологий на дальнейшую эволюцию науки и образования в «эпоху постгутенберга». Если еще совсем недавно Интернет, как одно из явлений «микрокомпьютерной революции», воспринимался лишь как средство обмена информацией, порой вспомогательное, то ныне Интернетизация заключает в себе качественные преобразования во многих сферах жизни общества, изменяет содержание общественных отношений, появляются новые социальные явления, меняются суть и формат традиционных представлений об обществе и государстве, наполняется новым содержанием научное знание. Статья предлагает к обсуждению возможные горизонты междисциплинарного диалога информационных технологий и социогуманитарной знаниевой компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Алимгазинов Кайрат Шакаримович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this paper the author reports about some aspects of the modern informational technologies impact on the further evolution of science and education in the "Post-Gutenberg epoch". While until recently the Internet as one of the phenomena of 'microcomputer revolution' was perceived only as a means of information exchange (sometimes the auxiliary one), today the Internetization contains qualitative transformations in many spheres of society; there appear some new social phenomena, the essence and format of traditional ideas about society and state change, and the scientific knowledge get some new content. This paper proposes to discuss the possible prospects of inter-disciplinary dialogue between informational technologies and socio-humanities knowledge component.

Текст научной работы на тему «Интернет и историческое знание: от информатизации к новым горизонтам исследований»

ИНТЕРНЕТ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

DOI: 10.12737/5597

Интернет и историческое знание: от информатизации к новым горизонтам исследований

Алимгазинов К.Ш.

В публикации освещены отдельные аспекты влияния современных информационных технологий на дальнейшую эволюцию науки и образования в «эпоху постгутенберга». Если еще совсем недавно Интернет, как одно из явлений «микрокомпьютерной революции», воспринимался лишь как средство обмена информацией, порой вспомогательное, то ныне Интернетизация заключает в себе качественные преобразования во многих сферах жизни общества, изменяет содержание общественных отношений, появляются новые социальные явления, меняются суть и формат традиционных представлений об обществе и государстве, наполняется новым содержанием научное знание. Статья предлагает к обсуждению возможные горизонты междисциплинарного диалога информационных технологий и социогуманитарной знаниевой компоненты.

Ключевые слова: Интернет, информация, гипертекст, электронное образование, медиатехнологии, научные исследования, междисциплинарность

In this paper the author reports about some aspects of the modern informational technologies impact on the further evolution of science and education in the “Post-Gutenberg epoch". While until recently the Internet as one of the phenomena of 'microcomputer revolution' was perceived only as a means of information exchange (sometimes the auxiliary one),

today the Internetization contains qualitative transformations in many spheres of society; there appear some new social phenomena, the essence and format of traditional ideas about society and state change, and the scientific knowledge get some new content. This paper proposes to discuss the possible prospects of inter-disciplinary dialogue between informational technologies and socio-humanities knowledge component.

Keywords: internet, information, hypertext, e-education, media technology, research, interdisciplinarity

Развитие виртуальной сети Интернет и освоение ее возможностей оказывают заметное влияние на самые разные сферы жизни и деятельности человека, приводят к возникновению новых форм общественных отношений, определяют нормы поведения. Как особый способ отражения информации о человеческой деятельности, Интернет все более отчетливо обретает характер одного из самых знаковых черт эволюции общества. Интегральным отражением содержания исторического значения является громадный массив информации, которую несет в себе виртуальная сеть, насчитывающая миллионы веб-страниц, число которых постоянно растет. Происходит институционализация научных направлений, возникновение которых связано с ин-

36 № 3/2014

Современные проблемы сервиса и туризма

Интернет и историческое знание: от информатизации к новым горизонтам исследований

корпорированием сетевых и информационных технологий в исследовательские звенья. Обновляется научно-справочный аппарат, появляются новые научные категории и концепции. Уже стали привычными словосочетания «электронная библиотека», «электронный документ», «электронное государство», «интернет-образование», «электронная почта» и многие другие. Возникли неологизмы e-learning, e-library, e-science, e-data, e-culture, e-government, e-business, e-social [1], появляются и более новые: «i-learning», «i-science» и др. Происходит переосмысление взглядов всего научного сообщества: если еще совсем недавно Интернет воспринимался как необходимый информационный инструмент, то теперь «интеллектуальная» компонента Интернета широко присутствует в образовании, науке и в бизнес-сфере. Трансформируется в новое содержание и сама система ценностей в современном обществе. Виртуальное пространство становится мощным источником информационного мэсседжа, формирующего образы социального поведения и заполняющего отдельные лакуны общественного сознания.

Информация перерастает свое зна-ниевое начало и приобретает новое коммуникативное содержание: текст как результат коэволюции традиционных общественных институтов и возникновения новых, с другим содержанием и системой ценностей, значение и возможные последствия которых для последующей истории еще не до конца поняты и изучены.

Сегодня каждый из нас все больше сталкивается с всемирной паутиной: пользуется электронной почтой, ищет необходимую информацию, общается в сети. Громадный массив информации на самые различные темы, всегда доступный любому посетителю, опреде-

ляет высокую востребованность и популярность продуктов Интернета.

С научной точки зрения Интернет представляет собой длительный этап эволюции знаковых систем, в истории человечества начиная от ранних форм письменности и завершая формированием современных счетно-буквенных систем. Разнообразные формы существования последней и ее содержание выступают предметом и объектом исследования. Постановка вопроса как об объекте исследования, в свою очередь, требует осмысления в методологическом плане и сопряжена с представлениями, вкладываемыми в понятие «информация». Зачастую это трактуется в рамках узкопоставленных задач конкретного исследования, когда априори предполагается, что значение и смысл этого слова идентичны авторским представлениям у аудитории и не требуют специального истолкования. В таких случаях информация воспринимается как некий поток фактов, событий, передаваемых через какие-либо каналы связи. Между тем, «информация» может содержать в себе различные смысловые оттенки и может быть разноплановой: собственно о факте или событии, имевшем место; о свидетеле этих событий, о способе фиксации увиденного или услышанного, о способе передачи этих сведений. Как правило, какие-либо из этих составляющих «перевешивают» другие, но может случится и так, что огромный поток информации не означает такого же количества происшествий и фактов, или же отсутствие информационного потока вовсе не всегда предполагает отсутствие событийного ряда.

Коммуникация заключает в себе пере-дачу/обмен набора сведений, с помощью вербальных или невербальных средств связи. При этом происходит передача скорее не информации, а субъективного

Интернет и историческое знание: теория и практика

37

ИНТЕРНЕТ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

авторского взгляда на контекст излагаемого сообщения. Последнее отражает ту действительность, которая обусловливает ее появление.

Попробуем немного прояснить, что же нового привнесли сетевые коммуникации в этот процесс. Виртуальная сеть «стирает» сложившиеся представления тождества этноса и государства, получает новое содержание традиционное понимание о границах, когда использовать критерии территориальной принадлежности для анализа сети Интернет практически невозможно. Тут не имеются в виду технические аспекты регулирования этого вопроса. В данном контексте вкладывается смысл неограниченностей трансграничных коопераций информационных потоков и интернет-пользователей. Неважно, где и в каком государстве проживает пользователь, важнее наличие системы связей, объединяющих в коллективное начало. Интернет привел к появлению иных представлений об этнической целостности, иногда воспринимаемой только в рамках национальных государственных границ. Так, выглядит несколько неточным выражение «казахстанский Интернет». Сайты по казахстанской тематике могут находиться не только на доменах kz., но и на ru., com., fr. и др. К тому же, рассуждать об Интернете границами «отсутствующих» в виртуальном пространстве государств, было бы неверно.

Здесь мы имеем дело с единой интернет-аудиторией, которая в силу объективных, вызванных особенностями информатизации причинами, мыслит категориями интерактивного общения, а его реализация происходит через восприятие кодовых символов (знаков), получаемых или передаваемых собеседнику. И в качестве таковых выступает язык — понятный и принимаемый окружающими, критерий виртуального обо-

собления групп пользователей. Но даже в случае использования словосочетания «казахстанский Интернет», допустим, актуальной остается пояснение касательно того, что имеется в виду: «казахстанский» сегмент казахскоязычного или же русскоязычного пространства. Тут сегментация основана на принадлежности к стране с ее физическими границами. Но это теряет свое значение в виртуальном мире. Более корректной представляется использование терминов, несущих в себе лингвистическую константу: казахскоязычный, русскоязычный и т. д., что является более емким выражением комплиментарности виртуального социума. Все это вкупе говорит о начале процесса изменения известных форм социальной организации общества.

Исследователи отмечают, что одним из наиболее фундаментальных факторов влияния Интернета на социально-экономические изменения в обществе являются качественные изменения в условиях для обмена информацией между людьми, следовательно, и в возможностях для них информационных взаимодействий в виртуальной среде Интернет. Общая идейная проработка этих вопросов была начата в 70-е годы XX в. в контексте исследования вопросов становления информационного общества, глобализации и поступательного развития средств массовой коммуникации [2]. В большинстве работ информационное общество провозглашается как одна из прогрессивных форм общественного устройства [3].

Для исторической науки интерес обусловлен тем, что интернет-среда формирует стереотипы социального поведения и массового сознания, выступает как многообразие форм и содержаний информационных потоков в современном обществе, как механизм консервации и регенерации большого объема информации. Потребность в организации

38 № 3/2014

Современные проблемы сервиса и туризма

Интернет и историческое знание: от информатизации к новым горизонтам исследований

информационного потока и его упорядочении привела к появлению ранее несуществующих форм информации и методов коммуникации в обществе. Это стало следствием возникновения новой формы исторического источника — электронного (цифрового), где Интернет — это среда возникновения и функционирования исторического контента. Предметом изучения интернет-среды выступают вебсайты и их содержание (контент) как особая среда консервации и регенерации исторического материала. С другой стороны, изучение исторических аспектов возникновения информационной среды показывает динамику социальных, экономических, культурных изменений в обществе под влиянием информатизации.

Цель таковых исследований — комплексный историко - источниковедче -

ский анализ веб-контента, представленного в форме гипертекста, с позиции историко - информационной ценности, что позволит создать инструментарий для исследования исторического контента, включая образ цифрового источника. Проведение, описание и первичная систематизация историко -информацион -ного контента глобальной сети Интернет, определение социально-экономических, политико-правовых аспектов, обуславливающих возникновение гипертекста, описание его функционирования, разработка методик конструирования исторического гипертекста, выявление функций исторического веб-контента в современном обществе, формулирование методики источниковедческого изучения и его использования в исторических исследованиях — вот тот небольшой спектр разрешаемых историко-прикладных задач в рамках научной эвристики.

Исследование по логике своей связано с описанием социально-экономических последствий развития интернеттехнологий.

Интегральным результатом влияния современных информационно-коммуникационных технологий может стать регистрация феномена пространственно-временного континуума — неосязаемого историко-культурного пространства, которое существует в особой электронной среде.

Системообразующей идеей данных исследований является концепция информационных взаимодействий. Концепция, разработанная для объяснения поведения комплексных социальных систем, широко известна для историков-демографов, историков, исследующих социально-экономические аспекты общества. Сюда же можно отнести виртуальные социальные сообщества (e-communities), возникновение которых является результатом изменения условий информационных взаимодействий в обществе. По мнению одного из российских исследователей С.И. Паринова, концепция сфокусирована на информационном аспекте функционирования социальных систем и тем самым дополняет уже известные науке представления об исторических взаимодействиях и моделях функционирования социальных страт.

Это своего рода модель коллективной исторической среды, о которой некогда писал Дж. Рюде (1984), где можно проводить исследования поведения и роли социальных групп и сообществ. Попытка такого сопоставления и исследования выстроена в контексте расширения сферы исторических исследований, имеет уже традиции в ряде гуманитарных наук — психологии, социологии, политологии. Речь идет о виртуальных сообществах как нетрадиционной форме функционирования и взаимодействия историко-социальных групп [4], со своей особой, виртуальной, средой возникновения и иной формой коммуникации.

Интернет и историческое знание: теория и практика

39

ИНТЕРНЕТ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Функционирование таких объединений основывается на интенсивных информационных взаимодействиях между его членами. Модель и содержание этих взаимодействий в проекции анализа социальных, экономических, культурных процессов в современной истории представляет особый интерес как один из новых механизмов регулирования и жизнеобеспечения в информационный век социокультурных систем. Искусственная среда жизнедеятельности виртуальных социальных сообществ состоит из онлайновых сервисов и интерфейсов, основу которых составляет гипертекст. Как особая форма существования информации, гипертекст интересен для источниковеда: сам исторический источник, природа его возникновения, существования и функционирования. Вместе с тем несложно в сети Интернет проводить измерения количественных параметров гипертекста как во временном, так и «пространственном» отношении, а также «изменяемости» искомой информативной компоненты внутри одного гипертекста как единого целого и между различными гипертекстами, объединенными логически один с другим системой гиперссылок.

Поисковые системы в сети Интернет аккумулируют большой пласт таковых сведений, формируют банки данных по индексам обращения и цитирования информации на отдельных веб-ресурсах и т. д. В проекции исторического анализа, информативный пласт из сети Интернет предложен как один из индикаторов при изучении общественно-политических, экономических, культурных процессов.

В этом русле особый интерес представляет проблема квазиистории и псевдоисториков. Исследование только небольшой части исторического вебконтента (около 2,5 тыс. сайтов) показало перспективность научной эвристи-

ки: вовлечение в научный оборот новых форм исторического знания, разработка современных методов и технологий работы историка [5].

В целом, можно говорить о возрастающей тенденции консервации исторического контента в структуре гипертекста как историческом источнике. В качестве рабочих версий источниковедческой эвристики могут быть предложены исследования «фаз активности» исторического контента (данные статистических запросов через «поисковики»), причины возникновения спроса на историческую информацию, обсуждения на интернет-форумах отдельных тем и вопросов истории. Интерпретация в историческом дискурсе выглядит как выявление причин актуальности и степени востребованности ретроинформации, историко-источниковедческий анализ, изучение механизмов формирования через исторический контент устойчивых представлений по отдельным вопросам историко-культурного наследия, в частности, казахского народа и т. д.

Закономерен исследовательский интерес историков к Интернету и в плане изучения эволюции знаковых систем, как очередной качественно новый этап в развитии истории общественных коммуникаций. Трансформируется само представление об историческом источнике. Появляется качественно новый вид исторического источника, основанного на использовании компьютерных технологий — интернет-источник. Концептуальной базой исследования служит теория информации. Можно выделить две составляющие: это признание расширения проблематики исторических исследований как важнейшего показателя прогресса исторической науки и на этой базе формирование новых исторических субдисциплин.

40 № 3/2014

Современные проблемы сервиса и туризма

Интернет и историческое знание: от информатизации к новым горизонтам исследований

В свою очередь, это позволит иначе взглянуть на предметное поле исторических исследований и как следствие — изменение отношения исследователя к источникам как гносео-эвристическим и культурологическим установкам прошлого. Представление об историческом источнике как «продукте человеческой психики» [6] и вытекающем из этого особом отношении к носителю информации, породило иные представления исто-риков-источниковедов как к процессу исследования, так и способам формирования комплекса источников о прошлом и отношения к ним исследователей.

Если же феноменологический подход наиболее целостно представлен в учении А.С. Лаппо-Данилевского, исследовательский метод которого базируется на критериях исторической герменевтики, то привнесение гносеологической компоненты в источниковедение связано с именем немецкого ученого XIX века И.Г. Дройзена, который конечный результат всякого исследования, а следовательно, главную задачу истории, видел не в установлении законов истории, а в выявлении законов исторического познания. Если в первом случае историк стремится своим исследованием раскрыть механизм функционирования общества в конкретно-исторических условиях и времени, тем самым решая прикладную историческую задачу, то во втором случае важнее видится установление логической связи между двумя типами знаний: современности и того знания, которое пытается донести до исследователя источник [7].

Сегодня меняется отношение к историческому источнику и его содержанию. Развитие медийных технологий привели к возникновению новых форм исторического знания. Зачастую больший объем исторически значимой информации содержится лишь на электронных носи-

телях. Активное внедрение в процессы информатизации архивов и музеев обусловило появление современных приемов консервации историко-культурного наследия. Интернет де-факто вошел в орбиту научных изысканий, превратился в современный инструментарий научной эвристики, в пространство источниковедческих и историографических исследований для историка. Исследователи современной истории уже не могут обходиться без привлечения информативного содержания электронных источников: определенная документальная часть современности получает отражение только в цифровой среде, где эти сведения появляются в результате взаимодействий социальных институтов и отдельных членов социума, функционируют и впоследствии консервируются.

Ныне в исследовательский оборот вовлекается все больший массив разнородных источников, размещен -ных в сети Интернет. Однако их адекватное использование в исследованиях затруднено отсутствием работ методологического характера, недостаточной разработанностью проблем источниковедческого изучения электронных документов, отсутствием четкого категориально-понятийного аппарата исследований, отсутствием выработки общих методологических подходов и критериев для адекватного анализа размещаемых в сети Интернет исторических ресурсов.

Вопрос о повышении информативной отдачи источника тесно сопряжен с проблемой пересмотра структуры источников, увеличения количества и видов источников по мере развития общества. В качестве общенаучной методологии источниковедческого исследования выступает теория информации, которая позволяет классифицировать исторические источники по целям создания,

Интернет и историческое знание: теория и практика

41

ИНТЕРНЕТ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

по способам фиксации информации, по каналам передачи, по формам отражения информации, по объекту отражения информации, по целевому назначению информации, по методам и принципам фиксации информации, по содержанию и характеру информации.

В заключение следует отметить, что информационные технологии изменили способы мышления общества. В настоя-

Литература

1. Бородкин Л.И. Приоритеты современной исторической информатики: технологии e-Sciense // Круг идей: междисциплинарные подходы в исторической информатике. - М.: МГУ, 2008. - С. 5-15.

2. Харитонов М.Ю. Internet и историографические исследования // Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. Сборник тезисов докладов и сообщений Всероссийской конференции. - М., 2000. -С. 60; и др.

3. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991. - 287 с.

4. Паринов С.И. Онлайновые сообщества: методы исследования и практическое

щее время на первое место по влиянию на исторические изменения выходят факторы, связанные не столько с естественной, сколько с искусственной средой обитания. Этим на сегодня порожден интерес к проблеме субъективного и его восприятию в истории, а в этом контексте исследование Интернета является одним из векторов современных исторических исследований.

конструирование. Автореф. дисс. д.т.н. -Новосибирск, 2000.

5. Абылхожин Ж., Алимгазинов К., Жакише-ва С., Сужиков Б. Очерки по историографии и методологии истории Казахстана. -Алматы, 2007. - 328 с.; Алимгазинов К.Ш. Электронные источники по современной истории Казахстана: методология и методики анализа. - Алматы, 2011. - 390 с.

6. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. - СПб.: Российская Государственная академическая типография, 1923. -278 с.

7. Дройзен И.Г. Историка. Лекции об энциклопедии и методологии истории. - СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2004. - 579 с.

42 № 3/2014

Современные проблемы сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.