Научная статья на тему 'Интернет-банкинг и мобильный-банкинг как форма дистанционного банковского обслуживания'

Интернет-банкинг и мобильный-банкинг как форма дистанционного банковского обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22759
1471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ИНТЕРНЕТБАНКИНГ / МОБИЛЬНЫЙ-БАНКИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лыткина Анастасия Юрьевна, Пастухова Кристина Игоревна

Данная статья посвящена вопросам дистанционного банковского обслуживания клиентов, ее тенденции и динамика. Рассмотрены возможности использования, положительные и отрицательные стороны сервисов интернет-банкинга и мобильного-банкинга для банка и для клиента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-банкинг и мобильный-банкинг как форма дистанционного банковского обслуживания»



ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ И МОБИЛЬНЫЙ-БАНКИНГ КАК ФОРМА ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Лыткина Анастасия Юрьевна, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

E-mail: lytkinanastasia@mail. ru

Пастухова Кристина Игоревна, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

E-mail: krispastukhova@mail. ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам дистанционного банковского обслуживания клиентов, ее тенденции и динамика. Рассмотрены возможности использования, положительные и отрицательные стороны сервисов интернет-банкинга и мобильного-банкинга для банка и для клиента.

Ключевые слова. Дистанционное банковское обслуживание, интернетбанкинг, мобильный-банкинг.

На современном этапе развития экономической сферы происходят процессы интеграции всех национальных хозяйственных систем, которые влекут за собой усиление роли финансово-посреднического сектора экономики, что создает конкуренцию между банковскими организациями. В процессе глобализации усложняются механизмы систем расчетов между субъектами экономических отношений, для которых нужны быстрые, простые, технологичны и инновационные способы расчетов.

В сложившихся условиях коммерческим банкам требуется создавать качественно новые банковские продукты, совершенствовать и модернизировать старые, а также изменять существующие системы для повышения эффективности банковской деятельности. Инновации в банковской сфере, как и в любой другой экономической сфере, являются одним из двигателей прогресса, сутью экономического развития.

486

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Появление информационного пространства - интернета, повлекло за собой ряд различных технологических изменений в банковском секторе экономики, а именно глобализацию финансовой сферы. Так в 1997 году, с развитием всемирной паутины, в США появилась первая система онлайн -банкинга под названием «Security First Network Bank». Не на много позднее появился первый интернет-банк в России в 1998 году. Данный сервис запустил в своих услугах Автобанк под названием «Интернет сервис банк», с чего и началось развитие онлайн-банков.

Так появляется дистанционное банковское обслуживание (ДБО), которое определяется как осуществление банковских операций и сделок для клиентов кредитных организаций с использованием телекоммуникационных систем [3]. Выделим в системе дистанционного банковского обслуживания две формы его представления: интернет-банкинг (онлайн-банкинг) и мобильный-банкинг. Банк России определяет «интернет-банкинг», как способ дистанционного банковского обслуживания клиентов, осуществляемого кредитными организациями в сети Интернет (в том числе через WEB-сайт(ы)) в сети Интернет и включающего информационное и операционное взаимодействие с ними [4].

Интерес к интернет-банкингу связан с тем, что данный банковский продукт развил электронную коммерцию. При помощи данного сервиса можно выполнить следующие операции:

- сделать выписки по своим счетам, узнать о состоянии денежных средств на карте, получить информацию по вкладам;

- получить актуальную информацию по банковским продуктам;

- подать заявку на открытие или блокировку депозитов, банковских карт, получение кредитов и т. д.

- произвести внутренние переводы на счета банка либо на счета других банков;

- производить конвертацию денежных средств (обмен валют);

- создать шаблоны, по которым будут осуществляться регулярные переводы с максимальной быстротой и в заданное клиентом время (автоматические платежи).

Данные возможности, связанные с использованием интернет-банков, общие для большинства банков. В отдельных финансовых учреждениях предлагаются и другие опции данного сервиса. Так, например банк «ВТБ24» ПАО предоставляет возможность своим клиентам через свою систему «ВТБ24-Онлайн» покупать или продавать драгоценные металлы, а также ценные бумаги на фондовой бирже. Опции интернет-банкинга расширяются с каждым годом в зависимости от потребности клиентов в той или иной операции в режиме онлайн.

Интернет-банк — является одним из самых популярных сервисов, который

487

о

Щ SCIENCE TIME Щ

используют пользователи интернета в России. Исследования показывают, что данный сервис востребован в большей степени у физических лиц, ведь он намного упрощает ежедневные сделки, а также очень удобен в своем использовании [7]. С его помощью около 76% пользователей производили хотя бы одну операцию платежа за месяц. Так, на линейчатой диаграмме можно видеть, сколько пользователей интернета совершили различные платежные операции с помощью интернет-банкинга.

о

Оплачивали покупки в интернет-магазинах

Оплачивали услуги и государственные услуги

Совершали денежные операции, переводы

Совершали хотя бы одну платежную операцию

□ Банковской картой

6,8

5 10 15

■ Через интернет-банк

Рис. 1 Количество пользователей интернета, осуществлявшие платежные операции через интернет-банк либо банковской картой online

(млн. человек, за месяц)

о

По данным рейтингового агентства «Эксперт-РА» число пользователей интернет-банкингом возрастает с каждым годом в среднем на 50%[1]. Согласно статистике Центрального Банка РФ, за I полугодие 2015 года объем платежных поручений, которые поступили в коммерческие банки через интернет, составил 0,8 трлн. для физических лиц (темп роста составил 6,38%) и 164,8 трлн. для юридических лиц (на 1% больше, чем за аналогичный период 2014г.)

[7].

По результатам исследования, которое проводило агентство Markswebb Rank & Report в России 15,4 млн. человек используют интернет-банк, а 11,7 млн. человек (в среднем) совершают платежи через интернет-банк за месяц. При этом примерно 75% рынка интернет-банкинга принадлежит Сбербанку, его сервису «Сбербанк Онлайн» [2].

Последние несколько лет различные рейтинговые агентства и порталы выбирают лучшие интернет-банки. В 2015 году британский портал «Global

488

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Banking & Finance Review» вручил ежегодную финансовую премию Российскому интернет-банку «Авангард», предоставляющий данную услугу, как для физических, так и для юридических лиц. Критериями оценки были технологичность, функциональность, простота использования, спектр

предоставляемых услуг, скорость и стоимость операций, а также уровень используемых технологий.

Однако, по результатам исследования «Internet Banking Rank 2015» (ежегодное исследование эффективности российских сервисов интернетбанкинга для физических лиц) интернет-банк Авангард занял лишь 13 место. в данном рейтинге использовался метод онлайн-опроса, где поучаствовало более трех тысяч респондентов - пользователей интернета в возрасте 18-64 лет, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек. Из этого следует сделать вывод, что при выборе интернет-банка необходимо проанализировать несколько ресурсов, которые занимаются оцениванием данного сервиса.

Современный мобильный-банкинг - это интернет-банкинг, но с разницей в том, что для его использования необходимо специальное приложение на телекоммуникационном устройстве (мобильном устройстве), а для интернетбанкинга достаточно интернет-браузера на портативном компьютере или ноутбуке. И в том и в другом случае требуется интернет-подключение, хотя некоторые специалисты пишут, что для мобильного-банкинга нужна телефонная связь и тогда СМС-банкинг будет являться частью мобильного, но на данный момент развития электронных систем его можно выделить в отдельную форму дистанционного банковского обслуживания - телефонный-банкинг или CMC-банкинг. Чаще интернет-банкинг позволяет совершить больше операций, чем мобильное приложение, которое в большей степени является информационным сервисом. Но также некоторые банки предоставляют возможность клиентам осуществлять платежи и денежные переводы с помощью мобильного приложения. В отличие от интернет-банка в мобильном банке некоторую информацию можно получить оффлайн.

Федеральная резервная система США определяет мобильный-банкинг как то, с помощью чего можно получить доступ к банку или к своему счету. Данная возможность реализуется на мобильном телефоне, когда пользователь заходит на веб-страницу банка через интернет-браузер, осуществляет операции через текстовые сообщения либо использует специальное приложение, загруженное на мобильное устройство [5].

Современный мобильный-банкинг развивается из телефонного-банкинга и возникает в 2010 году на базе операционной системы Apple (iOS), затем Google (Android) и Microsoft (Windows Mobile). Наибольшее свое распространение среди пользователей он получил в Южной Корее и КНР. К 2013 году в России 37 банков имели свое мобильное приложение, а к 2014 их стало уже 47.

489

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Современный сервис мобильного-банкинга включает большой спектр услуг, в том числе:

- осуществление денежных переводов между своими счетами, на счета своего банка и другого банка;

- оплата различных услуг (например, жилищно-коммунальные услуги, услуги мобильного оператора и другие);

- просмотр информации о состоянии счета, его баланс, детализация информации о движении по счетам денежных средств, а также информация по кредитам и депозитам;

- возможность просмотра информации о курсе валют, о месте расположении банкоматов и т.д.

Из исследования Juniper Research - компании, которая специализируется на изучении потенциала роста рынков цифровых технологий следует, что к концу 2015 года число пользователей мобильного банкинга составит около 1 млрд. человек (примерно 15% населения Земли).

По данным агентства Markswebb Rank & Report 10,8 млн. человек пользуются мобильным банком в России, а СМС - банкингом 9,7 млн. человек. Лидирует на российском рынке Сбербанк и по количеству пользователей мобильным банком [2].

У сервисов дистанционного банковского обслуживания, интернетбанкинга и мобильного-банкинга, существуют свои преимущества и недостатки, общие для них обозначены в табл.1 [6].

Таким образом, мы видим, что преимуществ у таких банковских услуг как интернет-банкинг и мобильный-банкинг значительно больше, чем недостатков и рисков.

Одним из нововведения в России является то, что осенью 2015 года банк «Русский Стандарт» представил мобильное приложение для гаджетов Apple Watch и устройств на платформе Android Wear. В России это первое приложение, созданное для «умных» часов, в котором доступны следующие функции:

а) осуществление автоматических платежей по шаблонам, сохраненных в интернет-банке;

б) просмотр списка счетов, кредитов и депозитов;

в) выписка недавних совершенных операций;

г) поиск ближайшего банкомата, отделения банка или терминала.

490

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Таблица 1

Преимущества и недостатки интернет-банкинга и мобильного-банкинга

Интернет-банкинг и мобильный - бан-

кинг

О

Преимущества Недостатки и риски

Для клиента:

1.Экономия времени, работа с 1.Возможны сбои в работе

банком удаленно. системы.

2.Доступность - бесплатное ли- 2.Мошенничество интернет -

бо недорогое подключение. преступников.

3.Недорогое обслуживание. 3.Несовершенное законода-

тельство.

4.Низкая стоимость транзакций

(небольшая комиссия). 4.Необходимы доступ к интернет-каналам и телекомму-

5.Быстрый доступ к своим сче- никационные устройства.

там и информации о банковских

продуктах. 5.Небезопасное хранение дан-

ных.

6.Разнообразие каналов доступа дистанционного обслуживания.

Для банка:

1. Снижение издержек на содержа- 1. Несовершенное законода-

ние офисов и сотрудников. тельство.

2.Увеличение продаж банковских 2. Проблема верной иденти-

продуктов. фикации клиента, его аутентификации и автори-

3.Повышение зации.

конкурентоспособности на рынке 3.Возможность некоррект-

банковских услуг. ного обслуживания клиента из-за вредоносного про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Улучшение качества, точности и граммного обеспечения

увеличение скорости обслуживания клиента, предоставление оперативной информации клиенту. (компьютерного вируса).

5.Возможность обслуживать клиен-

тов, не зависимо от их местополо-

жения и от времени суток.

О

о

491

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что интернет-банкинг и мобильный-банкинг являются востребованными услугами на рынке банковских продуктов, а также с каждым годом стремительно увеличивается число пользователей. Данные сервисы наиболее динамично развиваются в части дистанционного банковского обслуживания для физических лиц. Ежегодно участники коммерческие банки вводят новые опции в данные сервисы, тем самым расширяя возможности клиента, делая его более самостоятельным в финансовой и информационной сферах банковского обслуживания, позволяя пользователю экономить время и издержки. Из-за быстроразвивающихся технологий и инновационного прогресса банкам следует проводить мониторинг рынка банковских услуг, выявлять появляющиеся новшества, а также разрабатывать и внедрять свои дистанционные, технологические, эффективные и безопасные продукты.

Литература:

1. Картуесов А., Онухов А. Интернет-банкинг: борьба за пользователя. Статья. ° [Электронный ресурс]: - Режим доступа. - URL: http://www.raexpert.ru/editions/

struggle_for_users/

2. e-Finance User Index [Электронный ресурс]: Ежегодное исследование пользователей электронных финансовых и платежных сервисов в России // агентство Markswebb Rank & Report. - Режим доступа. - URL: http:// markswebb.ru/e-finance/e-finance-user-index/

3. «О Рекомендациях по информационному содержанию и организации web-

сайтов кредитных организаций в сети Интернет» [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 03.02.2004 №16-T // Справочная правовая система

«КонсультантПлюс». - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_46420/

4. «О Рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем Интернет-банкинга» [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 31.03.2008 №36-T // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа. -URL: http s://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76122/

5. Consumers and Mobile Financial Services 2015 [Электронный ресурс]: Publications Fulfillment Board of Governors of the Federal Reserve System - Режим доступа. - URL: http://www.federalreserve.gov/econresdata/consumers-and-mobile-financial-services-report-201503 .pdf

6. Баранов А.М., Коротаева Н.В. Недостатки и преимущества систем дистанционного банковского обслуживания// Социально-экономические явления и процессы (Журнал) . -2013.- № 5 (051). - С. 35-39.

492

о

Щ SCIENCE TIME Щ

7. Статистика Центрального Банка РФ // [Электронный ресурс]: Платежи клиентов кредитных организаций с использованием платежных поручений, поступивших в кредитные организации, по способам поступления - Режим доступа. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/p_sys/print.aspx?file=sheet011.htm

о

о

493

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.