Научная статья на тему 'Интернет-аддикция и проблемы адаптации студентов первого курса к учебно-профессиональной среде технического вуза'

Интернет-аддикция и проблемы адаптации студентов первого курса к учебно-профессиональной среде технического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
287
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО КУРСА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / INTERNET ADDICTION DISORDER / FIRST-YEAR STUDENTS / SOCIAL ADAPTATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лавриненко Сергей Викторович

Представлены результаты исследования интернет-зависимости студентов первого курса одного из ведущих технических вузов России. Исследование проводилось на основе методики К. Янг. Согласно полученным данным всего 10,2% студентов являются обычными пользователями интернета и у 13% студентов выявлены симптомы интернет-зависимости, что негативно сказывается на образовательном процессе. Для решения данной проблемы необходимо активнее организовывать образовательный процесс в электронной среде, тогда, находясь за компьютером, студенты будут проводить время с пользой для учебы, а не в ущерб ей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet addiction and adaptation problems of first-year students of a technical university to the educational and professional environment

The study aims to assess the problem of Internet addiction in adolescent men. The objectives of the research are: (1) to conduct a questionnaire among first-year students in a technical college; (2) to specify the concept "Internet addiction" in the context of first-year students' adaptation; (3) to determine activities that allow to minimize the possibility of forming Internet addiction or to reduce the negative factors of the Internet impact on the educational process. The study involved 359 male students of the Energy Institute of Tomsk Polytechnic University who entered the university in 2017. The age of the respondents was from 16 to 22. The study was conducted on the basis of a technique developed by Kimberly Young. The data obtained indicate a significant number of the Internet dependent (13.1%) among students of the first year. More than half of the surveyed students (76.7%) have some problems associated with excessive interest in the Internet. Only 10.2% of the students are standard users of the Internet. Based on the study, the following conclusions can be drawn. (1) The number of Internet dependent students among first-year students is almost 10% higher than the number of Internet-dependent ones identified by E.I. Tsimberovo, D.O. Schurko and NL Batsukova among pupils and students in 2010, and 6% compared to the results of a study conducted by S.E. Grishin in 2017, but correlated with the number of Internet-dependent among the students of the first and second years of the Russian State Vocational Pedagogical University in 2015-2016. (2) The absence of statistically significant differences between students of different ages is explained by the students' similar conditions: living in a dormitory, studying the same subjects, engaging in similar extracurricular activities. (3) Long pastime in social networks is connected with the desire to make new friends among the new environment since many freshmen came to study at the university from other cities, and often experience difficulties in adapting to a new unfamiliar environment. (4) The timing of online games and watching videos on the Internet is explained by the lack of parental control. When they were in school, parents somehow controlled the distribution of adolescents' free time, while at university they are on their own. Having received "freedom" students begin to spend even more time at a computer not for studying. As a result, they begin to skip classes and accumulate debts, which in the future can lead to serious problems with academic results. (5) The results obtained cannot be extended to students of all courses, because after the adaptation period, a redistribution of the number of students between Internet dependent groups is possible. It is advisable to conduct a second study among the same students in the second year and conduct a comparative analysis of the data obtained, as well as to search for ways to reduce the level of Internet addiction.

Текст научной работы на тему «Интернет-аддикция и проблемы адаптации студентов первого курса к учебно-профессиональной среде технического вуза»

Вестник Томского государственного университета. 2018. № 436. С. 213-218. DOI: 10.17223/15617793/436/25

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.4

С. В. Лавриненко

ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Представлены результаты исследования интернет-зависимости студентов первого курса одного из ведущих технических вузов России. Исследование проводилось на основе методики К. Янг. Согласно полученным данным всего 10,2% студентов являются обычными пользователями интернета и у 13% студентов выявлены симптомы интернет-зависимости, что негативно сказывается на образовательном процессе. Для решения данной проблемы необходимо активнее организовывать образовательный процесс в электронной среде, тогда, находясь за компьютером, студенты будут проводить время с пользой для учебы, а не в ущерб ей.

Ключевые слова: интернет-зависимость; студенты первого курса; социальная адаптация; обучение.

За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Безусловно, интернет имеет огромное значение в современном мире и приносит большую пользу человечеству: как неиссякаемый источник информации, инструмент организации образовательного процесса, как незаменимый помощник в работе и бизнесе, как средство проведения и планирования досуга и многое другое [1, 2]. Сегодня любой современный человек хоть раз в день, для общения, работы или просто поиска нужной информации посещает сети «всемирной паутины», причем часть населения нашей планеты уже не представляют свою жизнь без интернета. Однако чрезмерное пристрастие к интернету негативно сказывается на психике и эмоциональной сфере человека. Резкое увеличение использования интернета в последние годы привело к негативным патологическим последствиям - интернет-зависимости [3], а для некоторых людей использование интернета может привести к состоянию, которое соответствует психическому расстройству [4]. В странах Азии уже давно ведутся активные работы по сокращению чрезмерного использования интернета [5]. Так, например, первая китайская клиника лечения интернет-зависимости в Пекине расширилась с 40 до 300 стационарных мест, а в других городах Китая создаются новые клиники [6].

Проблему использования интернета, ставшую сегодня глобальной, можно в целом охарактеризовать как неспособность контролировать свое времяпрепровождение в интернете, что приводит к негативным последствиям в повседневной жизни [7]. Интернет-зависимость характеризуется чрезмерными или плохо контролируемыми озабоченностями, побуждениями или поведением в отношении использования компьютеров и доступа в интернет, которые приводят к ухудшению или стрессовому состоянию [8].

Понятие «зависимость от интернета» имеет три разных значения [9. С. 45]:

1) зависимое поведение в рамках девиантного поведения;

2) способ адаптации аномальной личности, за которым скрывается множество других личностных и/или психических расстройств;

3) специфическая болезнь: интернет-зависимость как самостоятельная нозологическая единица, обусловленная взаимными патогенным влиянием характерологических черт и интернет-среды».

Согласно исследованию С.Е. Гришина 82,4% интернет-зависимых - молодежь в возрасте от 16 до 24 лет, поэтому в данной статье рассматривается проблема интернет-аддикции среди студентов первого курса обучения. В связи с этим к перечисленным выше трем значениям «зависимости от интернета» в рамках данного исследования можно добавить еще одно: «не оптимальный способ социальной адаптации нормальной личности к новым сложным условиям жизнедеятельности». Данное понятие характерно именно для студентов первого курса в связи с напряженностью их личностных механизмов адаптации в процессе активного включения в учебно-профессиональную деятельность на базе технического вуза. Именно чрезмерное использование Интернета на данном этапе профессионального становления компенсирует недостаток информации, общения, эмоционально-значимого взаимодействия со знакомыми ранее людьми, от которых многие первокурсники находятся на значительном удалении.

В качестве основных характеристик интернет-зависимости J.J. Kandell выделяет [10]:

- серьезные денежные вложения в ресурсы, связанные с деятельностью в интернете;

- неприятные ощущения (беспокойство, депрессия, пустота и т.п.) в автономном режиме (без интернета);

- возрастающая толерантность к негативным последствиям времяпрепровождения в интернете;

- отрицание проблемного поведения.

Симптомы чрезмерного использования интернета

сравнивались с критериями, используемыми для диагностики других зависимостей. Отмечается, что стимулируемая активизация стимулов к видеоиграм в интернете может быть аналогична той, которая наблюдается у людей с зависимостью от психотропных веществ или азартных игр [11, 12].

Сегодня проводятся исследования по выявлению предрасположенностей той или иной группы людей к

компьютерной зависимости. Согласно ряду исследований, индивидуальные характеристики личности, такие как агрессия, самоконтроль и нарциссические черты характера, могут предрасполагать некоторых людей к пристрастию к онлайн-играм [13]. При этом жестокие компьютерные игры могут повысить агрессивность и уменьшить чувствительность человека к страданиям других [14, 15].

Согласно исследованиям, генетика человека не оказывает значительного влияния на интернет-зависимость [16], кроме того, интернет-зависимость не зависит от пола [17]. Однако подростки мужского пола проводят значительно больше времени в интернете, чем женского. При этом большая часть девушек активно используют социальные сети, в то время как большинство юношей активно используют интернет-технологии для многопользовательских ролевых игр и сайтов для взрослых [18]. Поэтому, при появлении симптомов интернет-зависимости, больше внимания следует уделять подросткам мужского пола с высоким уровнем агрессии [19].

Количество молодёжи среди интернет-пользователей растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп. Но и среди молодёжи выделяется категория наиболее частых пользователей интернета - студенческая молодёжь [2022]. Общение в социальных сетях стало весьма популярной деятельностью среди подростков, что потенциально ведет к чрезмерному использованию интернета [23]. Активное использование интернета обычно приводит к сокращению времяпрепровождения с членами семьи, снижению социального круга близких и знакомых, а также увеличению уровня депрессии и

Тест представляет собой инструмент самодиагностики патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия).

Конечно, тест не может служить основанием для постановки диагноза, так как имеет слишком простую и прозрачную структуру. Между тем тест может служить инструментом отбора тех лиц, которым нужна консультация специалиста, а тестирование в динами-

Полученные данные свидетельствуют о значительном количестве интернет-зависимых (13,1%) сре-

одиночеству [24]. Выпивка и активное использование интернета можно считать стратегией преодоления трудностей студентов, столкнувшихся с жизнью в новых условиях (общежитиях) [25].

Цель исследования: оценить проблему интернет-зависимости у подростков мужского пола.

Задачи исследования: 1) провести анкетирование среди студентов первого курса в техническом вузе; 2) конкретизировать понятие «интернет-зависимость» в рамках адаптации студентов первого курса; 3) выделить перечень мероприятий, позволяющих минимизировать возможность формирования интернет-зависимости или снизить негативные факторы воздействия интернета на образовательный процесс.

Для выявления интернет-зависимости студентов было проведено исследование среди студентов первого года обучения. Исследование проводилось на основе методики, разработанной Кимберли Янг [26]. Опросник состоял из 40 вопросов, на каждый из которых испытуемый должен был дать ответ в соответствии с 5-балльной шкалой ликкерта (никогда -1 балл, редко - 2 балла, регулярно - 3 балла, часто -4 балла, постоянно - 5 баллов). Адаптация опросника для русского языка была произведена В. Лоску-товой.

Субъектами исследования стали студенты первого года обучения, одного из ведущих технических вузов России - Национального исследовательского Томского политехнического университета.

В исследовании приняли участие 359 студентов мужского пола Энергетического института Томского Политехнического университета 2017 г. приема. Возраст тестируемых от 16 до 22 лет (табл. 1).

ке можно использовать для оценки улучшения состояния больного в процессе лечения.

Студенты, прошедшие тестирование, были разделены на три группы (табл. 2), в зависимости от количества набранных баллов: 20-49 баллов - обычный пользователь интернета; 50-79 баллов - есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом; 80-100 баллов - интернет-зависимость.

ди студентов первого года обучения. Больше чем у половины опрошенных студентов (76,7%) есть неко-

Таблица 1

Количество студентов в каждой возрастной группе

Год рождения (возраст) 2000 (16) 1999(17) 1998 (18) 1997 (19) 1996 (20) 1995 (21) 1994 (22)

Количество человек 9 30 261 31 13 12 3

Таблица 2

Распределение студентов первого курса разных возрастов по группам интернет-зависимости согласно результатам тестирования по методике К. Янг

Возраст, лет группа 16 17 18 19 20 21 22 16-22

Обычный пользователь, % 10,0 12,9 8,8 12,9 23,1 16,7 0,0 10,2

Есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом, % 80,0 77,4 77,3 74,2 61,5 75,0 100,0 76,7

Интернет-зависимость, % 10,0 9,7 13,8 12,9 15,4 8,3 0,0 13,1

торые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. И всего 10,2% студентов являются обычными пользователями интернета. Для выявления статистически значимых отличий между результатами тестирования студентов разных возрастов был рассчитан критерий хи-квадрат Пирсона. Полученное значение критерия х2 = 10,28 не превышает критическое значение х2 (21,026) при уровне значимости р < 0,05, следовательно можно сделать вывод об отсутствии стати-

стической взаимосвязи между возрастом тестируемых и уровнем зависимости от интернета.

Столь большое количество времени, проведенного в интернете, можно было бы списать на необходимость обучения, ведь сегодня практически вся учебная деятельность реализуется через онлайн-сервисы. Однако, на заданный вопрос «На что вы тратите больше всего времени в интернете?» большинство студентов давали совершенно другие ответы (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов первокурсников Томского политехнического университета (%) на вопрос «На что вы тратите больше всего времени в интернете?»

Всего 13% опрошенных ответили, что больше всего времени уходит на учебную деятельность. Большинство студентов (55%) проводит время в интернете общаясь в социальных сетях. Кроме того, согласно полученным результатам значительная часть студентов первого курса проводит время за онлайн-играми и просмотром видео в интернете (26%).

Согласно исследованию Т. С. Спиркиной основная масса интернет-зависимых полагает, что спад интернет-активности происходит за счет обретения новых знакомых и увлечений в реальной жизни [27]. В связи с этим в качестве мероприятий, позволяющих минимизировать возможность формирования интернет-зависимости или снизить негативные факторы воздействия интернета на образовательный процесс студентов первого курса, можно выделить:

1. Организацию эффективной социокультурной адаптации первокурсников в новых условиях обучения и жизни при помощи кураторов академических групп [28].

2. Проведение тренингов, групповых спортивных игр, массовых мероприятий и т. п.

3. Организацию службы психологической поддержки студентов.

4. Активное привлечение студентов к проведению исследовательских работ [29].

5. Эффективную организацию образовательного процесса в электронной среде [30].

Реализация данных мероприятий в вузовской среде должна положительно повлиять на снижение уровня зависимости от интернета и повысить эффективность образовательного процесса.

В заключении необходимо отметить, что злоупотребление интернетом является очень сложной и многогранной проблемой. Интернет-зависимость проявляется в бегстве в виртуальную реальность студентов, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не

понятых близкими, тяготящихся своей учебой или социальным окружением. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Число интернет-зависимых среди студентов первого курса почти на 10% превышает число интернет-зависимых, выявленных Е.И. Цимберово, Д.О. Щурко и Н.Л. Бацуковой среди учеников и студентов в 2010 г. [21], и на 6% по сравнению с результатами исследования, проведенного С.Е. Гришиным в 2017 г. [9], но соотносится с числом интернет-зависимых, выявленных среди студентов 1-2-го курса Российского государственного профессионально-педагогического университета в 20152016 гг. [31].

2. Отсутствие статистически значимых различий между студентами разных возрастов объясняется нахождением обучающихся в примерно одинаковых условиях: проживание в общежитии, изучение одних и тех же предметов, занятия схожей внеучебной деятельностью.

3. Продолжительное времяпрепровождение в социальных сетях связано с желанием завести новых друзей среди нового окружения, поскольку многие первокурсники приехали для обучения в университете из других городов и зачастую испытывают сложности при адаптации в новой незнакомой среде. При этом интернет-общение не должно быть основной формой проведения свободного времени и заменять общение в реальной жизни, столь глубокое погружение в социальные сети может негативно сказаться на образовательном процессе.

4. Проведение времени за онлайн-играми и просмотром видео в интернете объясняется отсутствием родительского контроля. При обучении в школах родители в определенной степени контролировали распределение свободного времени подростков, в то время как в университете они предоставлены сами

себе. Часть первокурсников не готова самостоятельно ограничить свое времяпрепровождение за компьютерными развлечениями. Получив «свободу», студенты еще больше времени начинают проводить за компьютером, но не за учебой. В результате они начинают пропускать занятия и накапливать долги, что в дальнейшем может привести к серьезным проблемам с успеваемостью.

5. Полученные результаты не могут распространяться на студентов всех курсов, поскольку спустя адаптационный период возможно перераспределение числа студентов между группами интернет-зависимых. Целесообразно провести повторное исследование среди этих же студентов на втором курсе и сделать сравнительный анализ полученных данных, а также отбор способов снижения уровня интернет-зависимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Guan S.-S.A., Subrahmanyam K. Youth internet use: Risks and opportunities // Current Opinion in Psychiatry. 2009. 22 (4). P. 351-356. DOI:

I0.1097/Yc0.0b013e32832bd7e0

2. Nikiforov N.S., Lavrinenko S.V. Tests in education and their application in the electronic environment // 9th International Conference on Applica-

tion of Information and Communication Technologies, AICT 2015 - Proceedings, art. no. 7338606. 2015. P. 482-485. DOI: 10.1109/ICAICT.2015.7338606

3. Nalwa K., Anand A.P. Internet Addiction in Students: A Cause of Concern // Cyberpsychology and Behavior. 2003. 6 (6). P. 653-656. DOI:

10.1089/109493103322725441

4. Elsalhy M., Muramatsu T., Higuchi S., Mimura M. The concept and treatment of internet addiction // Brain and Nerve. 2016. 68 (10). P. 1159-

1166

5. Morahan-Martin, J. Internet abuse: Emerging trends and lingering questions // Psychological Aspects of Cyberspace: Theory, Research, Applica-

tions. 2008. P. 32-69. DOI: 10.1017/CBO9780511813740.004

6. Griffiths D. Treating China's online addicts // BBC News. 2005. 10 October 10. Retrieved January 8, 2007 http://news.bbc.co.uk/2/hi/asia-

pacific/4327258.stm

7. Spada M.M. An overview of problematic Internet use // Addictive Behaviors. 2014. 39 (1). P. 3-6. DOI: 10.1016/j.addbeh.2013.09.007

8. Shaw M., Black D.W. Internet addiction: Definition, assessment, epidemiology and clinical management // CNS Drugs. 2008. 22 (5). P. 353-365.

DOI: 10.2165/00023210-200822050-00001

9. Гришин С.Е. Интернет-зависимость молодежи // Информационная безопасность регионов. 2017. № 2 (27). С. 44-49.

10. Kandell J.J. Internet addiction on campus: The vulnerability of college students // Cyberpsychology and Behavior. 1998. 1 (1). P. 11-17

11. Beard K.W. Internet addiction: A review of current assessment techniques and potential assessment questions // Cyberpsychology and Behavior. 2005. 8 (1). P. 7-14. DOI: 10.1089/cpb.2005.8.7

12. Han D.H., Bolo N., Daniels M.A., Arenella L., Lyoo I.K., Renshaw P.F. Brain activity and desire for Internet video game play // Comprehensive Psychiatry. 2011. 52 (1). P. 88-95. DOI: 10.1016/j.comppsych.2010.04.004

13. Kim E.J., Namkoong K., Ku T., Kim S.J. The relationship between online game addiction and aggression, self-control and narcissistic personality traits // European Psychiatry. 2008. 23 (3). P. 212-218. DOI: 10.1016/j.eurpsy.2007.10.010

14. Subrahmanyam K., Kraut R.E., Greenfield P.M., Gross E.F. The impact of home computer use on children's activities and development // Future of Children. 2000. 10 (2). P. 123-144

15. Subrahmanyam K., Greenfield P., Kraut R., Gross E. The impact of computer use on children's and adolescents' development // Journal of Applied Developmental Psychology. 2001. 22 (1). P. 7-30. DOI: 10.1016/S0193-3973(00)00063-0

16. Hahn E., Reuter M., Spinath F.M., Montag C. Internet addiction and its facets: The role of genetics and the relation to self-directedness // Addictive Behaviors. 2017. Vol. 65. P. 137-146. DOI: 10.1016/j.addbeh.2016.10.018

17. Kim K., Ryu E., Chon M.-Y., Yeun E.-J., Choi S.-Y., Seo J.-S., Nam B.-W. Internet addiction in Korean adolescents and its relation to depression and suicidal ideation: A questionnaire survey // International Journal of Nursing Studies. 2006. Vol. 43 (2). P. 185-192. DOI: 10.1016/j.ijnurstu.2005.02.005

18. Dufour M., Brunelle N., Tremblay J., Leclerc D., Cousineau M.-M., Khazaal Y., Legare A.-A., Rousseau M., Berbiche D. Gender Difference in Internet Use and Internet Problems among Quebec High School Students // Canadian Journal of Psychiatry. 2016. Vol. 61 (10). P. 663-668. DOI: 10.1177/0706743716640755

19. Yen J.-Y., Ko C.-H., Yen C.-F., Wu H.-Y., Yang M.-J. The Comorbid Psychiatric Symptoms of Internet Addiction: Attention Deficit and Hyperactivity Disorder (ADHD), Depression, Social Phobia, and Hostility // Journal of Adolescent Health. 2007. Vol. 41 (1). P. 93-98. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2007.02.002

20. Межевникова О.П. Интернет-зависимость молодёжи в условиях развития информационных технологий // Гуманитарный трактат. 2018. № 23. С. 34-37.

21. Цимберова Е.И., Щурко Д.О., Бацукова Н.Л. Интернет-зависимость - современная проблема молодёжи // Здоровье и окружающая среда. 2010. № 15. С. 341-345.

22. Tsai H.F., Cheng S.H., Yeh T.L., Shih C.-C., Chen K.C., Yang Y.C., Yang Y.K. The risk factors of Internet addiction-A survey of university freshmen // Psychiatry Research. 2009. Vol. 167 (3). P. 294-299. DOI: 10.1016/j.psychres.2008.01.015

23. Lin S.S.J., Tsai C.-C. Sensation seeking and internet dependence of Taiwanese high school adolescents // Computers in Human Behavior. 2002. Vol. 18 (4). P. 411-426. DOI: 10.1016/S0747-5632(01)00056-5

24. Kraut R., Patterson M., Lundmark V., Kiesler S., Mukopadhyay T., Scherlis W. Internet Paradox: A Social Technology That Reduces Social Involvement and Psychological Well-Being? // American Psychologist. 1998. Vol. 53 (9). P. 1017-1031

25. Tao Z., Wu G., Wang Z. The relationship between high residential density in student dormitories and anxiety, binge eating and Internet addiction: a study of Chinese college students // SpringerPlus. 2016. Vol. 5 (1). art. no. 1579, DOI: 10.1186/s40064-016-3246-6

26. Young K.S. Caught in the Net. John Wiley & Sons New York, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Спиркина Т.С. Исследование динамики интернет-зависимости // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 311. С. 159-162.

28. Belskaya E., Moldovanova E., Rozhkova S., Tsvetkova O., Chervach M. University smart guidance counselling (2016) Smart Innovation, Systems and Technologies, 59. P. 39-49. DOI: 10.1007/978-3-319-39690-3_4

29. Arpentieva M.R., Geraskina P.B., Lavrinenko S.V., Zalavina T.Y., Kamenskaya E.N., Tashcheva A.I. Directions of psychological research of academic session // Astra Salvensis. 2018. № 6. P. 646-662.

30. Lavrinenko S.V., Ikonnikova P.K. The effectiveness of information and communication technologies in the educational process // Proceedings -2016 11th International Forum on Strategic Technology. IFOST 2016, art. no. 7884296. 2017. P. 465-468. DOI: 10.1109/IFOST.2016.7884296

31. Хасанова И.И., Котова С.С. Взаимосвязь интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодежи // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 4. С. 146-168. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-4-146-168

Статья представлена научной редакцией «Педагогика» 28 апреля 2018 г.

INTERNET ADDICTION AND ADAPTATION PROBLEMS OF FIRST-YEAR STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY TO THE EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ENVIRONMENT

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2018, 436, 213-218. DOI: 10.17223/15617793/436/25

Sergey V. Lavrinenko, Tomsk Polytechnic University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: serg86@tpu.ru Keywords: Internet Addiction Disorder; first-year students; social adaptation; education.

The study aims to assess the problem of Internet addiction in adolescent men. The objectives of the research are: (1) to conduct a questionnaire among first-year students in a technical college; (2) to specify the concept "Internet addiction" in the context of first-year students' adaptation; (3) to determine activities that allow to minimize the possibility of forming Internet addiction or to reduce the negative factors of the Internet impact on the educational process. The study involved 359 male students of the Energy Institute of Tomsk Polytechnic University who entered the university in 2017. The age of the respondents was from 16 to 22. The study was conducted on the basis of a technique developed by Kimberly Young. The data obtained indicate a significant number of the Internet dependent (13.1%) among students of the first year. More than half of the surveyed students (76.7%) have some problems associated with excessive interest in the Internet. Only 10.2% of the students are standard users of the Internet. Based on the study, the following conclusions can be drawn. (1) The number of Internet dependent students among first-year students is almost 10% higher than the number of Internet-dependent ones identified by E.I. Tsimberovo, D.O. Schurko and NL Batsukova among pupils and students in 2010, and 6% compared to the results of a study conducted by S.E. Grishin in 2017, but correlated with the number of Internet-dependent among the students of the first and second years of the Russian State Vocational Pedagogical University in 2015-2016. (2) The absence of statistically significant differences between students of different ages is explained by the students' similar conditions: living in a dormitory, studying the same subjects, engaging in similar extracurricular activities. (3) Long pastime in social networks is connected with the desire to make new friends among the new environment since many freshmen came to study at the university from other cities, and often experience difficulties in adapting to a new unfamiliar environment. (4) The timing of online games and watching videos on the Internet is explained by the lack of parental control. When they were in school, parents somehow controlled the distribution of adolescents' free time, while at university they are on their own. Having received "freedom" students begin to spend even more time at a computer not for studying. As a result, they begin to skip classes and accumulate debts, which in the future can lead to serious problems with academic results. (5) The results obtained cannot be extended to students of all courses, because after the adaptation period, a redistribution of the number of students between Internet dependent groups is possible. It is advisable to conduct a second study among the same students in the second year and conduct a comparative analysis of the data obtained, as well as to search for ways to reduce the level of Internet addiction.

REFERENCES

1. Guan, S.-S.A. & Subrahmanyam, K. (2009) Youth internet use: Risks and opportunities. Current Opinion in Psychiatry. 22 (4). pp. 351-356. DOI:

10.1097/YC0.0b013e32832bd7e0

2. Nikiforov, N.S. & Lavrinenko, S.V. (2015) Tests in education and their application in the electronic environment. 9th International Conference on

Application of Information and Communication Technologies, AICT 2015 — Proceedings, art. no. 7338606. pp. 482-485. DOI: 10.1109/ICAICT.2015.7338606

3. Nalwa, K. & Anand, A.P. (2003) Internet Addiction in Students: A Cause of Concern. Cyberpsychology and Behavior. 6 (6). pp. 653-656. DOI:

10.1089/109493103322725441

4. Elsalhy, M., Muramatsu, T., Higuchi, S. & Mimura, M. (2016) The concept and treatment of internet addiction. Brain and Nerve. 68 (10).

pp. 1159-1166.

5. Morahan-Martin, J. (2008) Internet abuse: Emerging trends and lingering questions. Psychological Aspects of Cyberspace: Theory, Research, Ap-

plications. pp. 32-69. DOI: 10.1017/CBO9780511813740.004

6. Griffiths, D. (2005) Treating China's online addicts. BBC News. 10 October. [Online]. Available from: http://news.bbc.co.uk/2/hi/asia-

pacific/4327258.stm. (Accessed: 08.01.2007).

7. Spada, M.M. (2014) An overview of problematic Internet use. Addictive Behaviors. 39 (1). pp. 3-6. DOI: 10.1016/j.addbeh.2013.09.007

8. Shaw, M. & Black, D.W. (2008) Internet addiction: Definition, assessment, epidemiology and clinical management. CNSDrugs. 22 (5). pp. 353-

365. DOI: 10.2165/00023210-200822050-00001

9. Grishin, S.E. (2017) Internet addiction among young people. Informatsionnaya bezopasnost' regionov — Information Security of Regions. 2 (27).

pp. 44-49. (In Russian).

10. Kandell, J.J. (1998) Internet addiction on campus: The vulnerability of college students. Cyberpsychology and Behavior. 1 (1). pp. 11-17.

11. Beard, K.W. (2005) Internet addiction: A review of current assessment techniques and potential assessment questions. Cyberpsychology and Behavior. 8 (1). pp. 7-14. DOI: 10.1089/cpb.2005.8.7

12. Han, D.H., Bolo, N. et al. (2011) Brain activity and desire for Internet video game play. Comprehensive Psychiatry. 52 (1). pp. 88-95. DOI: 10.1016/j.comppsych.2010.04.004

13. Kim, E.J., Namkoong, K., Ku, T. & Kim, S.J. (2008) The relationship between online game addiction and aggression, self-control and narcissistic personality traits. European Psychiatry. 23 (3). pp. 212-218. DOI: 10.1016/j.eurpsy.2007.10.010

14. Subrahmanyam, K., Kraut, R.E., Greenfield, P.M. & Gross, E.F. (2000) The impact of home computer use on children's activities and development. Future of Children. 10 (2). pp. 123-144

15. Subrahmanyam, K., Greenfield, P., Kraut, R. & Gross, E. (2001) The impact of computer use on children's and adolescents' development. Journal of Applied Developmental Psychology. 22 (1). pp. 7-30. DOI: 10.1016/S0193-3973(00)00063-0

16. Hahn, E., Reuter, M., Spinath, F.M. & Montag, C. (2017) Internet addiction and its facets: The role of genetics and the relation to self-directedness. Addictive Behaviors. Vol. 65. pp. 137-146. DOI: 10.1016/j.addbeh.2016.10.018

17. Kim, K., Ryu, E. & et al. (2006) Internet addiction in Korean adolescents and its relation to depression and suicidal ideation: A questionnaire survey. International Journal of Nursing Studies. 43 (2). pp. 185-192. DOI: 10.1016/j.ijnurstu.2005.02.005

18. Dufour, M., Brunelle N. & et al. (2016) Gender Difference in Internet Use and Internet Problems among Quebec High School Students. Canadian Journal of Psychiatry. 61 (10). pp. 663-668. DOI: 10.1177/0706743716640755

19. Yen, J.-Y., Ko, C.-H. & et al. (2007) The Comorbid Psychiatric Symptoms of Internet Addiction: Attention Deficit and Hyperactivity Disorder (ADHD), Depression, Social Phobia, and Hostility. Journal of Adolescent Health. 41 (1). pp. 93-98. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2007.02.002

20. Mezhevnikova, O.P. (2018) Internet-zavisimost' molodezhi v usloviyakh razvitiya informatsionnykh tekhnologiy [Internet addiction of young people in the conditions of the development of information technologies]. Gumanitarnyy traktat. 23. pp. 34-37.

21. Tsimberova, E.I., Shchurko, D.O. & Batsukova, N.L. (2010) Internet-zavisimost' - sovremennaya problema molodezhi [Internet addiction - a contemporary problem of youth]. Zdorov'e i okruzhayushchaya sreda. 15. pp. 341-345.

22. Tsai, H.F., Cheng, S.H. & et al. (2009) The risk factors of Internet addiction-A survey of university freshmen. Psychiatry Research. 167 (3). pp. 294-299. DOI: 10.1016/j.psychres.2008.01.015

23. Lin, S.S.J. & Tsai, C.-C. (2002) Sensation seeking and internet dependence of Taiwanese high school adolescents. Computers in Human Behavior. 18 (4). pp. 411-426. DOI: 10.1016/S0747-5632(01)00056-5

24. Kraut, R. & et al. (1998) Internet Paradox: A Social Technology That Reduces Social Involvement and Psychological Well-Being? American Psychologist. 53 (9). pp. 1017-1031

25. Tao, Z., Wu, G. & Wang, Z. (2016) The relationship between high residential density in student dormitories and anxiety, binge eating and Internet addiction: a study of Chinese college students. SpringerPlus. 5 (1). art. no. 1579. DOI: 10.1186/s40064-016-3246-6

26. Young, K.S. (1998) Caught in the Net. John Wiley & Sons New York.

27. Spirkina, T.S. (2008) The study of dynamics of Internet addiction. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 311. pp. 159-162. (In Russian).

28. Belskaya, E. & et al. (2016) University smart guidance counselling. Smart Innovation, Systems and Technologies. 59. pp. 39-49. DOI: 10.1007/978-3-319-39690-3_4

29. Arpentieva, M.R. & et al. (2018) Directions of psychological research of academic session. Astra Salvensis. 6. pp. 646-662.

30. Lavrinenko, S.V. & Ikonnikova, P.K. (2017) The effectiveness of information and communication technologies in the educational process. Proceedings - 2016 Hth International Forum on Strategic Technology. IFOST art. no. 7884296. pp. 465-468. DOI: 10.1109/IFOST.2016.7884296

31. Khasanova, I.I. & Kotova, S.S. (2017) The correlations of the internet addiction between coping and deviant behaviour of students. Obrazovanie i nauka - The Education and Science Journal. 19(4). pp. 146-168. (In Russian). DOI: 10.17853/1994-5639-2017-4-146-168

Received: 28 April 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.