Научная статья на тему 'Интернациональные студенческие отряды: совЕтско-монгольский опыт'

Интернациональные студенческие отряды: совЕтско-монгольский опыт Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
464
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ / INTERNATIONAL BRIGADES / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ / STUDENT BRIGADES / БУРЯТСКАЯ АССР / BURYAT ASSR / МОНГОЛИЯ / MONGOLIA / ВЛКСМ / МРСМ / SOVIET KOMSOMOL COMMITTEE / MONGOLIAN KOMSOMOL COMMITTEE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бадмаев Андрей Захарович

На основе архивных материалов в статье исследуется становление интернациональных студенческих строительных отрядов как абсолютно нового направления студенческого движения в международном сотрудничестве, инициированное на союзном уровне и поддержанное областным комитетом ВЛКСМ. Автор анализирует общие предпосылки формирования интеротрядов, критерии отбора и требования к их руководящему составу, студентам, освещает специфику деятельности первых интеротрядов. Автор приходит к выводу, что идея студенческих контактов в сфере трудового сотрудничества, формирования первых интернациональных студенческих отрядов между двумя странами логично вытекала из устоявшихся приграничных связей, молодежных обменов ВЛКСМ и МРСМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International student brigades: Soviet-Mongolian experience

Relying upon archival materials, the article studies the emergence and development of international students’ construction brigades as a brand new trend in a student movement, being part of international cooperation initiated by the state and supported by a local Komsomol committee. In the referred period, a firm ground was being laid for a lasting labour cooperation between students of the Soviet Union and other socialist countries, including Mongolia. The author analyses general prerequisites for the creation of inter-brigades, selection criteria and requirements to brigades’ leaders and students. The author suggests that the idea to establish contacts between students in the field of labour cooperation and to form first international students brigades of the two countries was naturally prompted by existing cross-border cooperation and youth exchange programs between the Soviet and Mongolian Komsomol Committees.

Текст научной работы на тему «Интернациональные студенческие отряды: совЕтско-монгольский опыт»

УДК 378.173(470+517.3) А.З. Бадмаев*

интернациональные студенческие отряды: совЕтско-монгольский опыт

На основе архивных материалов в статье исследуется становление интернациональных студенческих строительных отрядов как абсолютно нового направления студенческого движения в международном сотрудничестве, инициированное на союзном уровне и поддержанное областным комитетом ВЛКСМ. Автор анализирует общие предпосылки формирования интеротрядов, критерии отбора и требования к их руководящему составу, студентам, освещает специфику деятельности первых интеротрядов. Автор приходит к выводу, что идея студенческих контактов в сфере трудового сотрудничества, формирования первых интернациональных студенческих отрядов между двумя странами логично вытекала из устоявшихся приграничных связей, молодежных обменов ВЛКСМ и МРСМ.

Ключевые слова: интернациональные отряды, студенческие отряды, Бурятская АССР, Монголия, ВЛКСМ, МРСМ

International student brigades: Soviet-Mongolian experience. ANDREY Z. BADMAEV (Buryat State University)

Relying upon archival materials, the article studies the emergence and development of international students' construction brigades as a brand new trend in a student movement, being part of international cooperation initiated by the state and supported by a local Komsomol committee. In the referred period, a firm ground was being laid for a lasting labour cooperation between students of the Soviet Union and other socialist countries, including Mongolia. The author analyses general prerequisites for the creation of inter-brigades, selection criteria and requirements to brigades' leaders and students. The author suggests that the idea to establish contacts between students in the field of labour cooperation and to form first international students brigades of the two countries was naturally prompted by existing cross-border cooperation and youth exchange programs between the Soviet and Mongolian Komsomol Committees.

Keywords: international brigades, student brigades, Buryat ASSR, Mongolia, Soviet Komsomol Committee, Mongolian Komsomol Committee

Проблемы становления экономики, образования, развития культуры для молодой Монгольской Народной Республики (МНР), заявившей о себе, как о государстве в 1924 г., во многом были связаны с пребыванием, учебой, стажировками монголов в Советском Союзе, изучением ими русского языка. Первые квалифицированные кадры, армейский корпус страны, ученые и учителя прошли

обучение в Советском Союзе. Устоявшееся к середине 1960-х гг. советско-монгольское сотрудничество, копирование Монгольской Народной Республикой советской модели развития, образовательная политика двух стран предопределили развитие динамичных интернациональных связей между ними. Молодежный и студенческий обмен был органично включен в уже выстроенную си-

* БАДМАЕВ Андрей Захарович, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Бурятского государственного университета. E-mail: badmaevaz@yandex.ru © Бадмаев А.З., 2016

стему партийно-государственных взаимоотношений СССР-МНР, а географическая близость, исторические связи Восточно-Сибирского региона обусловили активность этого обмена. В этот период Бурятский областной комитет ВЛКСМ и Монгольский революционный союз молодежи (МРСМ) обеспечивали молодежные контакты между двумя странами по плану, утвержденному областным комитетом партии.

1969 год был ознаменован официальным визитом в Бурятскую Республику представителей Центрального комитета МРСМ, пограничных аймачных ревсомольских и районных организаций. В Гусиноозерске (Селенгинский район) состоялся семинар по обмену опытом работы первых секретарей районных комсомольских организаций с приглашением группы ревсомольских работников. Несколько ревсомольских делегаций Се-ленгинского, Хубсугульского, Булганского аймаков МНР совершили ознакомительные поездки в Кяхтинский, Джидинский, Закаменский районы республики. Делегация Бурятской АССР, сформированная из ветеранов Халхин-гола, комсомольских работников, активистов, приняла участие в торжественном праздновании 30-летия победы советско-монгольской армии на Халхин-голе. Монгольские спортсмены предприняли велопробег Улан-Батор -Улан-Удэ - Чита, который вылился в большой спортивный и интернациональный праздник молодежи двух стран (Государственный архив Республики Бурятия, далее - ГАРБ. Ф. 36. Оп. 5. Д. 14. Л. 116). Взаимные поездки в приграничные районы и отдельные аймаки приняли регулярный характер, и в следующем 1970 г. поддерживались добрососедские и дружеские отношения между молодежью двух городов-побратимов Улан-Удэ и Дархан (МНР). В содержательной части культурных обменов между делегациями большую долю составляли спортивные соревнования. Состоялись товарищеские встречи по разным видам спорта: футболу, стрельбе из лука, волейболу, лыжам, конькам. В гастрольной поездке в МНР побывала молодежная группа творческих работников из республики: артисты, писатели, поэты, музыканты. В Восточно-Сибирском государственном институте культуры и профессиональном техническом училище №15 организаторы провели встречи и вечера с обучающимися в этих учебных заведениях монгольскими студентами (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 5. Д. 14. Л. 166).

Необходимо отметить, что Бурятский государственный педагогический институт имени Д. Бан-зарова (БГПИ) еще в 1968 г. выступил флагманом в установлении дружеских связей с монгольской

стороной. На заседании комсомольской организации института (имеющей права районного комитета) политмассовому сектору вуза предлагалось форсировать комплектование студенческого строительного отряда (ССО) в количестве 15 лучших студентов для работы на территории степной страны. В свою очередь ожидалось, что это предложение найдет отклик Улан-Баторского педагогического института и обеспечит не только прибытие монгольского студотряда на летний семестр, но и годовое сотрудничество вузов-партнеров. В мае того же года планировалось утвердить списки участников интернационального отряда. Соседний Иркутск был готов делегировать в МНР студенческий отряд численностью в 50 человек. Стоит отметить, что план обкома ВЛКСМ по созданию в БГПИ им. Д. Банзарова институтского отряда в 150 человек находился под угрозой срыва, его формирование шло замедленными темпами. В мае только факультет иностранных языков и физико-математический факультет сформировали отряды. Историко-филологический и факультет физического воспитания к этому времени не сформировали ни одного отряда (ГАРБ. ФП. 3782. Оп. 1. Д. 6. Л. 18-19). Секретарь комсомольской организации В. Тэлин обещал к 15-17 мая проконтролировать решение вопросов по месту дислокации монгольского отряда, жилью, культурному отдыху, бытовым условиям, продолжительности рабочего дня. На заседании комитета комсомола были оговорены требования к бойцам интернационального ССО: активное участие в художественной самодеятельности, спортивной жизни, принадлежность к пропагандистскому цеху в качестве лекторов. Был решен вопрос по персоналиям. Планировалось, что пост комиссара отряда займет секретарь комсомольской организации бурятского отделения БГПИ С. Бабушкин, Г. Ман-жуев усилит состав отряда как участник международных турниров по вольной борьбе, фотограф В. Дмитриенко отразит летопись будущих достижений (ГАРБ. ФП. 3782. Оп.1. Д. 6. Л. 23-24). Но 1968 год не стал годом, символизирующим студенческий обмен между двумя странами. Вместе с тем некоторые организационные принципы формирования будущих интернациональных отрядов с учетом личных качеств студентов, коммунистической принадлежности руководящего состава и знания ими родственного монгольского языка уже были выстроены.

Параллельно на общесоюзном уровне шел процесс активизации культурного и студенческого сотрудничества со странами социалистического лагеря. В 1969 г. областной комитет ВЛКСМ

дважды бомбардировал ЦК ВЛКСМ письмами на имя тов. Н.М. Елизарова с предложением о студенческом обмене с МНР. В официальной переписке («О местном студенческом обмене с социалистическими странами» от 31 октября 1969 г.) отмечалось усилившееся приграничное молодежное сотрудничество с аймачными ревсомоль-скими организациями, предполагалось в предстоящем 1970 г. осуществить взаимные поездки коллективов художественной самодеятельности. ЦК ВЛКСМ в этот период выразил готовность к обмену ССО с МНР, но ректорат Монгольского педагогического института по неизвестным причинам попросил отменить обмен студенческими отрядами в 1969 г. (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 5. Д. 14. Л. 139-140). Думается, что ректорат монгольского вуза проявил взвешенную позицию и вместе с тем оправданную осторожность, осознавая неординарность предложения советской стороны. Вчерашние номады хоть и воспроизводили во многом советскую модель развития страны, опыта создания мобильных студенческих трудовых бригад еще не имели, как собственно и подготовленных в достаточном количестве квалифицированных кадров по строительным специальностям. Процесс обучения, подготовки собственных кадров в сфере промышленного строительства в общегосударственном масштабе только набирал обороты. А сельское хозяйство (его основа - животноводство) и в настоящее время характеризуется кочевым способом производства с неизменным круглогодичным пастбищным содержанием скота. Возможно, поэтому прозвучал вежливый отказ монгольской стороны. Допустим фактор иного порядка, «человеческий фактор». Степь сформировала совершенно особые временно-пространственные связи в жизнедеятельности монголов, обусловила их неспешность, а порой и беспечность. В этой связи сыграла свою роль нерасторопность вузовских представителей, ответственных за молодежный обмен.

Однако проигнорировать предложение ВЛКСМ накануне празднования официальных юбилейных дат в истории Монголии уже вряд ли представлялось возможным. В 1971 г. ожидались такие знаменательные даты в истории Монголии, как 50-летие со дня создания Монгольской народно-революционной партии (МНРП), образования МНР и создания МРСМ. В официальном письме в ЦК ВЛКСМ на имя А.А. Лебедева, датируемом 27 ноября 1970 г., областной комитет комсомола, подчеркивая сложившиеся традиционные связи между молодежью двух городов-побратимов г. Улан-Удэ и г. Дархан, обратил внимание на об-

ретаемый опыт работы и растущую широкую массовость студенческих отрядов. Далее в письме вновь прозвучало предложение по обмену студенческими строительными отрядами между СССР и Монголией в следующем году. Особенно подчеркивалось значение юбилейных исторических дат для степной страны (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 5. Д. 14. Л. 166-167). Не осталась без внимания просьба обкома ВЛКСМ решить вопрос с финансированием приема и обмена делегациями двух стран, что ранее не предусматривалось в бюджетном планировании расходов комсомольской организации. В письме было высказано пожелание регулировать укрепляющиеся связи между бурятской областной комсомольской организацией и ревсо-молом МНР по линии ЦК ВЛКСМ и ЦК МРСМ и приурочивать обмен молодежными делегациями молодежи к знаменательным датам в истории союзов. В результате работа в данном направлении была усилена, что привело к отбору 20 студентов с каждой стороны, соответствующих требованиям вузовских комсомольских и ревсомольских комитетов. В 1971 г. были сформированы первые интернациональные студенческие отряды «Дружба» и «Найрамдал» («Дружба»). Этому событию предшествовала пятидневная командировка в МНР главного инженера Бурятского областного студенческого строительного отряда З.Р. Карпиеня для заключения межвузовского договора по обмену студенческими строительными отрядами (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 6. Д. 4. Л. 35).

Необходимо отметить, что в рассматриваемый период текущая работа по обмену молодежными делегациями двух стран продолжалась. Неслучайно в мае 1971 г. бюро обкома ВЛКСМ утвердило наградное постановление. За большую работу по укреплению интернациональной дружбы между молодежью МНР и Бурятской АССР и в связи с 50-летием Монгольской народной революции и Ревсомола Почетной грамотой областного комитета ВЛКСМ были награждены первый секретарь Селенгинского аймачного комитета Ревсомола МНР П. Эрдэнэбат и организатор ЦК Ревсомо-ла МНР М. Очирбат (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 6. Д. 3. Л. 139). Летом 1971 г. по приглашению руководящего корпуса обкома ВЛКСМ с трехдневным визитом столицу Бурятии посетила монгольская делегация. В июле 1971 г. в состав Всесоюзной делегации в МНР для участия в походе по местам боевой, трудовой славы монгольского народа был включен чабан колхоза «Эрдэм» Селенгинского района С.Д. Тохтохоев (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 6. Д. 4. Л. 15, 58). В августе того же года в Улан-Батор прибыла Всесоюзная молодежная делегация для

участия в монголо-советском фестивале. Переводчиком по просьбе секретариата ЦК ВЛКСМ был рекомендован аспирант Института общественных наук БФ СО АН СССР В.Б. Цыбикжапов (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 6. Д. 4. Л. 119).

Итак, согласно майскому постановлению 1971 г. ЦК ВЛКСМ, летом того же года в деятельности строительных студенческих отрядов республики был задействован новый элемент, включавший создание интернациональных строительных бригад и их обмен на базе Бурятского государственного педагогического института им. Д. Банзарова (СССР) и Улан-Баторского государственного педагогического института (МНР) (ФП. 36. Оп. 6. Д. 16. Л. 148-149). Обмен отрядами придал интернациональным связям двух молодежных организаций новый импульс и на долгие годы стал весомым фактором, отражающим идейно-воспитательную, производственную и общественно-политическую работу среди молодежи двух стран.

По запланированному графику политотделом облстудстройотряда, ректоратом, комитетом ВЛКСМ БГПИ была организована учеба бойцов ССО, отъезжающих в МНР. Были прочитаны лекции по международному положению, международному студенческому движению, правилам поведения туриста за рубежом, перспективам развития Бурятской АССР в новой пятилетке, экономике, промышленности, культуре Монголии, истории Революционного союза молодежи в общем объеме 17 часов. Членам отряда была выдана единая форма. Отряд советских студентов выехал за рубеж 17 июля.

Отряд монгольских студентов в составе студенческого строительного отряда «Транспорт-71» ВСТИ прибыл на место дислокации на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку - строительство Гусиноозерской ГРЭС 22 июля. Период пребывания интернационального отряда на строительстве ГРЭС был сопряжен с серьезными трудностями по обеспечению отряда фронтом работ. Стройка только разворачивалась, неритмичность обеспечения стройматериалами, механизмами, присущие строительным организациям в организационный период, неоднократные снятия отряда на борьбу с наводнением - все это отрицательным образом влияло на выполнение производственной программы. Отряд монгольских студентов в основном использовался на подсобных работах. Отряд был размещен в палатках с установленными нарами, члены ССО были обеспечены постельными принадлежностями. Были оборудованы пищеблок и установлены стенды для стенгазет, сообщений штаба «Молний», боевых листков.

Монгольские студенты были размещены вместе с советскими студентами. Со студентами (в том числе с монголами) отряда были проведены беседы на тему «О перспективах развития Бурятии», об Уставе ССО. Первый секретарь Селен-гинского райкома ВЛКСМ Г. Галсанов рассказал бойцам о перспективах развития своего района, деятельности колхозов, совхозов. В лагере еженедельно выпускались стенная газета, боевые листки с итогами рабочего дня выпускались ежедневно. В день приезда был проведен торжественный митинг, на котором присутствовали руководители строительства, партийные и комсомольские работники. В торжественной обстановке на флагштоке были подняты советский и монгольский флаги, символизирующие дружбу, сотрудничество двух братских государств. Политотделом областного штаба был разработан подробный план по приему отряда монгольских студентов. Работа интернационального отряда освещалась журналистами в газете «Правда Бурятии» (27 августа 1971 г.) (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 6. Д. 16. Л. 150). 18 августа отряд монгольских студентов выехал на родину.

Представляется, что на условиях пребывания и работы монгольского студотряда необходимо остановиться подробнее. Общая картина такова. На Гусиноозерскую ГРЭС и завод мостовых металлоконструкций было направлено 2 отряда численностью 70 человек. Данные крупные комплексы включали широкий диапазон строительных работ - от земляных до монтажа железобетонных конструкций. Однако руководители строительных организаций (СМП-834 и СУ ГРЭС) формально и поверхностно подготовились к приему ССО, учитывая тот факт, что ежегодные заявки от строительных управлений поступали на 100-150 человек. Но фронт работ с их стороны для такого количества бойцов не предоставлялся. Руководители строительно-монтажного предприятия (СМП-834) не нашли взаимопонимания с руководством областного штаба ССО и, явно недооценивая готовность студенческих отрядов к результативной деятельности, предложили оставить членов ССО в студенческих общежитиях на период трудового семестра. Областной штаб с этим не согласился и снял 2 отряда (80 чел.) с объекта завода мостовых конструкций (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 6. Д. 16. Л. 16).

Необходимо отметить, что в подготовительный период для работы на ГРЭС был сформирован сильный по составу отряд ВСТИ с опытным командиром А. Бондарчуком, который третий год обеспечивал руководство отрядом. Дважды в апреле и мае он командировался на место дислокации, но только в июне руководители стройуправления

ГРЭС наметили будущий фронт работ. Однако договорной фронт работ так и не был подготовлен. Сотрудники облштаба выезжали четыре раза на место дислокации отряда, требовали обеспечить отряд стройматериалами. Строительное управление (СУ) ГРЭС существенных мер по улучшению положения в отряде не предприняло (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 6. Д. 16. Л. 17).

1 июля отряд прибыл в Гусиноозерск и занялся устройством палаточного городка, его электрификацией и благоустройством. Вплотную к работе отряд был готов приступить 4 июля, но договорные объекты не были подготовлены к приезду отряда. В течение трех недель члены отряда бездействовали, не имели возможности выполнять намеченную производственную программу, так как постоянно срывалась поставка строительных материалов на объекты. Отряд был вынужден заниматься побочными работами: разгрузкой вагонов с оборудованием для стройки, штабелированием стройматериалов, очисткой территории от строительного мусора. Бойцы выражали неудовлетворенность неквалифицированной работой. Штаб отряда и представители областного штаба неоднократно ставили вопрос о коренном улучшении в организации работ по отряду. Но руководители СУ проявляли пассивность и практически не предпринимали собственных усилий и инициатив для решения назревших вопросов. Во второй половине июля положение простаивавших студенческих отрядов усугубилось в связи с погодными условиями - затянувшимся периодом дождей. Работа студентов вынужденно прерывалась, так как в отдельные дни доставка материалов была затруднена и попросту невозможна. Только в последние две трудовые недели работа отряда акти-

визировалась, но основное время было упущено. Производственная программа была выполнена только на 32%. Удрученные члены отряда главную вину за малоэффективную работу возложили на СУ ГРЭС, высказывали мысль, что на Всесоюзной ударной стройке организация строительных работ должна быть несравненно выше, чем это было представлено на Гусиноозерской ГРЭС (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 6. Д. 16. Л. 47).

В таких условиях в течение 20 дней студенты Улан-Баторского педагогического института впервые работали вместе со студентами советских вузов. В их деятельности не ощущалось заданно-сти рабочего ритма, определенности, производственной самостоятельности: стройуправление банально не подготовило фронта работ на строительном объекте. Только 6 монгольских студентов были серьезно заняты строительными работами, остальные выполняли подсобные работы (штабелирование материалов, погрузочно-разгрузочные работы). Коллектив отряда отмечал, что состав монгольского отряда (подразделения) был слабый, практики и опыта строительных работ не имел никто (что не удивительно для номадов) и особого старания научиться строить у них не отмечалось (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 6. Д. 16. Л. 48).

О слабой организации работ по студенческим отрядам и их низкой экономической результативности на промышленном строительстве говорят цифры (см. Табл. 1).

Более высокую подготовку к деятельности за рубежом продемонстрировали студенты из Бурятии. В состав интернационального отряда «Друж-ба-71» вошли 18 студентов БГПИ им. Д. Банзаро-ва, врач отряда. Командиром отряда был назначен доцент кафедры русской и зарубежной литерату-

Таблица 1 *

Наименование организации (годы) Год Количество студенческих строительных отрядов Стоимость выполненных работ, тыс. руб. Выработка на 1 члена ССО, руб.

СМП-834 1970 27 11 407

1971 20 5 250

СУ ГРЭС 1970 68 15 * 221*

1971 50 32 640

*Источник: ГАРБ. ФП. 36. Оп. 6. Д. 16. Л. 30

**Примечание: Бурятское управление строительства, министерство промышленности и строительства закладывали выполнение производственной программы в 1970 г. на 108 тысяч руб.; выработка одного члена ССО за весь период работы должна была составить 982 руб.

2016 • № 1 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

45

ры В.Б. Махатов, комиссаром отряда стал студент II курса исторического факультета В.Ц. Хойлов (оба коммунисты). Согласно условиям заключенного межвузовского договора, студенческий отряд был командирован в Монгольскую Народную Республику на период с 18 июля по 23 августа 1971 г. Отряд был скомплектован из студентов-комсомольцев разных факультетов. За время пребывания в МНР отряд жил в общежитии Монгольского государственного педагогического института, питался в столовой №6 политехнического института.

Повседневная жизнь отряда была подчинена строгому режиму дня, принятому отрядом. Ежедневно на вечерней поверке подводились итоги дня, на утренней линейке намечались задачи. Два раза в неделю созывался штаб отряда, было проведено 2 комсомольских собрания. За еженедельные (по средам) проведения политинформации ответственными являлись студенты А. Ундонов, В. Карпов, Е. Фидель, Б. Цыдыпов. В итоговом отчете отмечались содержательные политбеседы члена отряда В. Карпова. В отряде были выпущены фотомонтаж «Советский Союз сегодня», газета «Найрамдал», собран фотоальбом.

Согласно условиям заключенного договора, главным объектом строительства интернационального отряда советских студентов стало возведение гостиницы ЦК ревсомола МНР. По поручению ЦК ревсомола интеротряд также выполнял различные работы по будущему проведению ГУ-го фестиваля дружбы монгольской и советской молодежи. Студенты были задействованы в подготовке городского стадиона и парка к фестивалю. Отряд принимал участие в оборудовании и открытии интернационального клуба «Найрамдал-Дружба», оформлял фотовыставку. В дни подготовки к фестивалю студентам отряда приходилось работать по 10-11 часов в день. В работе и примерном поведении отличились члены отряда В. Шагжиев, В. Имехенов, С. Но-хоев, Г. Курбатова, Б. Цыдыпов. В суммарном значении было отработано 600 человеко-часов (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 6. Д. 16. Л. 179).

Ответственная и напряженная работа отряда сочеталась с мероприятиями по ознакомлению с жизнью и культурой монгольского народа. Студенты совершили ряд экскурсий по Улан-Батору, побывали в музеях, поездках по окрестностям столицы, выступили совместно со студентами ССО «Интер-71» Иркутского института народного хозяйства с двумя концертами в советских воинских частях. В дни фестиваля отряд «Друж-ба-71» выступил с концертом на вечере встречи монгольской, советской и польской молодежи в

парке «Найрамдал», побывал на концертах художественных групп советской и монгольской молодежи. В дни фестиваля отряд принимал участие в возложении венков к памятнику В.И. Ленина и к усыпальнице вождей монгольского народа Сухэ-Ба-тора и Х. Чойбалсана, к памятнику советским воинам. Отряд в полном составе участвовал в торжественной церемонии открытия фестиваля, митинге солидарности с борющимися народами Индокитая в клубе «Найрамдал-Дружба», манифестации участников фестиваля и молодежи г. Улан-Батора, посвященной памяти героев - советских и монгольских воинов. За время пребывания в МНР интеротряд «Дружба-71» провел три встречи по футболу с юношеской командой г. Улан-Батора, одну встречу по настольному теннису в Ленинском клубе с командой советских специалистов. Работа отряда нашла отражение в газетах «Залуучуудын унэн», августовском номере газеты «Буряад Унэн» и была заслуженно отмечена дипломом ЦК ревсомола МНР, благодарственными грамотами Улан-Баторского городского комитета ревсомола, двумя грамотами советских воинских частей (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 6. Д. 16. Л. 180).

Студенческий обмен строительными бригадами предполагал насыщенную культурную программу и для монгольских участников. Монгольские студенты совершили выезд на субботник в совхоз «Темник», экскурсию на могилу декабристов, на турбазу «Щучье озеро»; приняли активное участие в праздновании «Дня строителя», в районном субботнике по заготовке кормов (колхозе им. Ленина). Посмотрели концерт ССО «Транс-порт-71» перед строителями ГРЭС, в г. Улан-Удэ осмотрели достопримечательности города, посетили художественный музей им. Ц.С. Сампило-ва, Государственный академический театр оперы и балета, крупнейший в столице республики кинотеатр «Дружба», провели встречу в областном комитете ВЛКСМ, комитете ВЛКСМ ЛВРЗ, осуществили знакомство с коллегами из БГПИ им. Д. Банзарова (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 6. Д. 16. Л. 183).

В 1972 г. областной штаб ССО, комитет комсомола и штаб ССО БГПИ им. Д. Банзарова, учитывая первый опыт обмена студенческими строительными отрядами между вузами Бурятской АССР и Монголии, провели большую организационную работу. При подборе 20 кандидатов в отряд были соблюдены все основные требования и принципы, предъявляемые советскому студенческому отряду, выезжающему за рубеж. Формирование отряда осуществлялось из числа студентов, которые обладали отличной и хорошей успеваемостью в учебном процессе, принимали активное

а.з. бадмаев

участие в общественной жизни института. Окончательный состав отряда был утвержден на бюро заседания комитета комсомола и парткома института. В составе отряда (7 девушек и 13 юношей) было 2 члена КПСС, 18 комсомольцев. Политотделом облстудстройотряда, ректоратом, комитетом ВЛКСМ БГПИ была организована учеба бойцов ССО, отъезжающих в МНР. Были прочитаны лекции, аналогичные тематике 1971 г.: итоги IX пятилетки; развитие Бурятской АССР в новой пятилетке; история Ревсомола. Члены отряда были экипированы в единую форму с эмблемой областного отряда. Отряд «Дружба» находился в Монголии с 18 июля по 20 августа. Бойцы в заграничном трудовом семестре наряду с текущим выполнением производственных задач основное внимание сосредоточили на идейно-политической работе. В период проведения совместных вечеров с монгольскими и польскими студентами бойцы советского интеротряда устраивали живые дискуссии по различным вопросам международной жизни, делились опытом комсомольской работы, рассказывали о системе высшего образования в СССР, родной республике, выступали с лекциями и концертами. Результатом этой работы, по отзывам самих участников, стала искренняя дружба монгольских и советских студентов. Отряд отметил свое пребывание результативной производственной работой. Работа отряда БГПИ им. Д. Банзарова была высоко оценена друзьями-коллегами из МНР, отряд был награжден Почетной грамотой Ревсомола (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 7. Д. 30. Л. 49-50).

В этот же период студотряд «Найрамдал» Улан-Баторского пединститута работал на головных очистных сооружениях города Улан-Удэ. Состав отряда был подобран из лучших студентов Улан-Баторского пединститута: 2 делегата XVI съезда ЦК Ревсомола, в том числе комиссар отряда Жамьяншаравын Дугэр, награжденный за заслуги перед Монгольской Республикой орденом Полярной Звезды (высшая награда страны). За время работы монгольские студенты показали себя как хорошо организованный, сплоченный коллектив, способный с успехом решать производственные задачи. За ударный труд на очистных сооружениях г. Улан-Удэ коллектив интеротряда «Найрамдал» руководством СМУ-5 Бурятского управления строительства и Бурятским ОК ВЛКСМ был награжден Почетными грамотами. Но не только производственными показателями монголы заслужили признательность местной молодежи. Обширная культурно-развлекательная программа совместного отдыха впечатлила студентов с обеих сторон. Монгольские студенты неоднократ-

но выступили с концертами перед пионерами и школьниками, рабочими коллективами, студентами. Прошли встречи с отрядами «Меридиан», «Интеграл-П», «Романтики» с отрядом студентов МНР. Советские студенты встретили монгольских гостей хлебом, солью, чаем из русского самовара и бурятским национальным чаем. Встреча закончилась совместным концертом и танцами.

На заключительном этапе рабочего сезона бойцы монгольского стройотряда на протяжении трех дней отдыхали и набирались сил на турбазе «Байкальский прибой», лично убедившись в оздоровительном климате байкальского побережья. На подведении итогов трудового семестра 1972 г. комиссар отряда Ж. Дугэр отметил возросшую с их стороны симпатию к СССР, говорил о полезном знакомстве с бытом и жизнью советского студенчества, организацией работы студенческих строительных отрядов, о намерении взять на вооружение все лучшее в деятельности ССО. Комсомольские и ревсомольские лидеры признали, что подобная форма студенческого обмена чрезвычайно полезна и служит большим вкладом в укрепление дружбы между народами двух стран (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 7. Д. 30. Л. 51).

Подводя итог, следует отметить, что к концу 1960-х гг. обозначился новый вектор в международных связях комсомола и ревсомола, нацеленный на утверждение новой формы взаимодействия между молодежью двух стран. В 1971 г. это направление обрело четкий завершенный контур в связи с созданием первых интернациональных строительных бригад. К этому периоду приграничные и межрегиональные связи Бурятской АССР и аймаков МНР в комсомольско-мо-лодежном аспекте стали приобретать плановый и комплексный характер. Инициированная (естественно уже заимствованная) областным комитетом ВЛКСМ идея студенческих контактов в сфере трудового сотрудничества, формирования первых интернациональных студенческих отрядов между двумя странами отвечала вызовам времени и логично вытекала из устоявшихся приграничных связей, молодежных обменов ВЛКСМ и МРСМ. Учитывая, что сама идея органично вписывалась в канву генерального курса партии, требующего вспомогательной роли и мобильного приложения молодых сил к решению текущих задач в укреплении содружества СССР и стран социалистического лагеря. Молодежные и студенческие обмены усилили деловые и личные контакты, испытали новый импульс в совместном решении государственных задач, в том числе в сфере образования и народного хозяйства. И хотя этап становления

первых интеротрядов заложил фундамент крепнувших день ото дня международных связей молодежных союзов двух стран, но вместе с тем на первых порах имел лишь промежуточный успех. На эту мысль наталкивает отсутствие сведений по обмену ССО в архивном отчете за 1973 г. (ГАРБ. ФП. 36. Оп. 8. Д. 20). Пока еще не подтвержденный, поверхностный взгляд допускает следующие причины несостоявшегося обмена строительными отрядами. Вполне вероятно, что состав монгольских отрядов (особенно первого), несмотря на общую неприхотливость, активно транслировал руководству МРСМ и ректорату своего вуза информацию о наличии объективных трудностей. Они включали: недоработку, недооценку со сто-

роны руководства встречающих ССО подрядных организаций, не обеспечивших фронт работ (следовательно, неоправдавшиеся ожидания высоких зарплат); использование студентов для выполнения неквалифицированного труда; отсутствие рабочих навыков у монгольских студентов; изнуряющий график проведения работ; плохие бытовые условия; нехватка качественного питания. Кроме того, планирование весьма громоздкого комплекса совместных мероприятий на 1973 г. и частые командировки аппаратных работников ВЛКСМ и МСРМ не дали возможности элементарно подготовить отряды к работе за рубежом. В последующие годы практика обмена ССО между двумя странами возобновилась.

48 ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 1 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.