Научная статья на тему 'Интернационализация как ведущая ценность академического сообщества'

Интернационализация как ведущая ценность академического сообщества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
857
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДОМА» / ЦЕННОСТЬ / HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY / INTERNATIONALIZATION / INTERNATIONALIZATION-AT-HOME / VALUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров Андрей Васильевич

В статье рассматриваются основные проблемы интернационализации высшего образования. Интернационализация деятельности вуза в современных условиях может восприниматься как ценность, требующая своего внедрение в общую систему норм и ценностей, формирующих академическую культуру учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALIZATION AS A LEADING VALUE OF ACADEMIC COMMUNITY

In article the basic issues of higher education internationalization are considered. Internationalization of university activities in modern conditions can be seen as a value, which needs integration into the system of values and norms composing academic culture of educational institution.

Текст научной работы на тему «Интернационализация как ведущая ценность академического сообщества»

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ЦЕННОСТЬ АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

А. В. ПРОХОРОВ

В статье рассматриваются основные проблемы интернационализации высшего образования. Интернационализация деятельности вуза в современных условиях может восприниматься как ценность, требующая своего внедрение в общую систему норм и ценностей, формирующих академическую культуру учебного заведения.

Ключевые слова: высшее образование, университет, интернационализация, «интернационализация дома», ценность.

Усиление интернационализации деятельности университетов стало реакцией на процессы глобализации, которые охватывают практически все общественные сферы, в том числе сферу высшего образования. Общий тезис интернационализации высшего образования заключается в придании международного измерения образовательной и научной деятельности вузов.

Понятие интернационализации появилось задолго до глобальных экономических и культурных изменений. Интернационализация в широком смысле отражает ориентацию объекта на международное измерение его деятельности, например, стремление высших учебных заведений к развитию в международном направлении. Процессы глобализации и интернационализации связаны с явлениями разных уровней: если глобализация охватывает мировые системы, интернационализация затрагивает явления более низкого порядка, в нашем случае университеты.

Глобализация связана со стиранием культурных, экономических и прочих границ между странами, увеличением миграционных потоков в сферах экономики, занятости, образования. Экономическое измерение является определяющим для процесса глобализации. Оно связано с интенсивной международной торговлей, мобильностью услуг, в том числе образовательных. Экономика, основанная на знаниях, рассматривается как основной источник богатства [1].

Интенсивное обсуждение получила проблема возможных эффектов процесса глобализации на общество и, в частности, на высшее образование. Одни полагают, что глобализация в результате развития информационно-коммуникационных технологий, растущей взаимозависимости экономики и

знаний приведет к сглаживанию неравенства в развитии стран и регионов и уменьшению социальной напряженности. Другие утверждают, что глобализация явится существенным негативным фактором растущей дифференциации, экономического неравенства [3].

Интернационализация высшего образования рассматривается в качестве одного из вызовов, с которыми столкнулись современные вузы, среди которых:

- массификация, т. е. существенно растущий спрос на высшее образование;

- прагматизация - трансформация целей и ценностей высшего образования;

- неопределенность места высшей школы в общественной структуре и социальных отношениях;

- изменяющаяся роль государства, опасность снижения доли ответственности государства за сферу высшего образования;

- маркетизация, т. е. внедрение в область высшего образования рыночных отношений;

- высокая степень неравенства среди учреждений высшего образования [3, с. 17].

Процесс интернационализации высшего образования получил дополнительный импульс с усилением глобализационных процессов. Интернационализация явилась своего рода «реакцией» на глобальные изменения различных сфер общественной жизни. Формирование глобальной компетенции в новых условиях начинает рассматриваться как ключевая цель и ценность современного высшего образования [5]. Интернационализация высшего образования при этом не рассматривается как что-то новое. Признаки интернационализации, по мнению специалистов, можно найти,

анализируя деятельность университетов Парижа и Болоньи в XIII в. Новым же является интенсивность и масштаб интернационализации высшего образования.

Связь процессов интернационализации образования и глобализации экономики специалисты усматривают в следующем. Интернационализация образования (глобальное образование) призвано сформировать у студентов в процессе обучения глобальную компетенцию, необходимую для успешной работы в глобализирующемся обществе. Недостаток в таких специалистах ведет к существенным потерям в экономике [5].

Первоначально интернационализация образования в европейских вузах подразумевала лишь академическую мобильность (поездки на обучение и стажировку в зарубежные страны) и обмен идеями и т. д. В настоящее время интернационализация образования понимается как сумма всех мер, ориентированных на усиление и содействие созданию интернационального академического сообщества, которое будет призвано готовить студентов к жизнедеятельности в условиях глобализирующейся среды [9, р. 41, 44].

Ф. Альтбах и Дж. Найт стремление некоторых вузов к интернационализации объясняют, прежде всего, коммерческим интересом. В качестве примера ими приводится частный Университет Феникса (США), который занимает активную позицию на международном рынке высшего образования путем учреждения новых учебных заведений и приобретения существующих, заключения соглашений с зарубежными компаниями и учебными учреждениями. Другие университеты преследуют не столько коммерческую цель, сколько стремятся повысить свой репутационный, исследовательский потенциал, способствовать межкультурному пониманию [4, р. 292]. Подобные университеты расположены преимущественно в Австралии и Великобритании - странах, в которых правительство урезает государственное финансирование и поощряет международные начинания. Зачастую же интернационализация в традиционном понимании не всегда приносит прибыль, но повышает престиж предлагаемого вузом образования, способствует формированию привлекательного имиджа учебного заведения.

Расширение масштабов интернационализации спровоцировало рост интереса к данной проблеме со стороны теоретиков высшего образования. Анализ публикаций по интернационализации высшего образования позволил Б. Кем и У. Тейшлеру в своем обзоре обозначить семь основных проблем, к которым обращаются исследователи разных стран:

- мобильность студентов и преподавательского состава;

- взаимовлияние систем высшего образования;

- интернационализация преподавания, обучения и научных исследований;

- институциональные стратегии интернационализации;

- трансфер знаний;

- сотрудничество и конкуренция;

- национальные и наднациональные политики в отношении международного измерения высшего образования [10, р. 264].

Сложность процесса интернационализации связана с тем, что он может приобретать различные формы. Дж. Найт предлагает классификацию интернационализации в сфере высшего образования в зависимости от передвижения:

- людей - мобильность преподавательского состава и студентов, включая обмены и обучение в рубежных университетах;

- программ - мобильность образовательной программы из одной страны в другую;

- провайдеров - институтов, обеспечивающих доступ к образованию;

- услуг и проектов - различные формы сотрудничества, ориентированные на исследования или на преподавание, разработку учебных планов, менеджмент качества [6, р. 24].

В существующих исследованиях высшего образования намечена тенденция к упрощению понимания интернационализации и ее сведению к одному из перечисленных выше направлений. В практической деятельности университеты также упрощают содержание интернационализации до одного или нескольких инструментов.

Для более четкого понимания сути интернационализации Хо Ка Мок предлагает ответить на следующие вопросы, а уже потом выносить проблему интернационализации высшего образования на повестку дня:

- Кому выгодна интернационализация высшего образования?

- С какой целью должна проводиться интернационализация высшего образования?

- Почему интернационализация должна приниматься современными университетами в качестве основной повестки дня?

- Важна ли интернационализация студентам и другим заинтересованным лицам?

- Какие цели должны преследовать современные университеты?

- Какому университетскому образованию мы должны довериться? [11, р. 437].

В контексте формирования единого образовательного пространства значение приобретает международное образование, которое в будущем позволит достичь большего понимания среди наций, что особенно важно в период глобальных изменений. Одним из показателей эффективности международного образования является то, насколько оно позволит добиться толерантности и уважения к культурному многообразию [12, р. 6]. Одним из инструментов международного образования может рассматриваться мобильность, как физическая, так и виртуальная.

В исследованиях интернационализации высшего образования предпринимаются попытки выделения ее основных направлений, уровней. В одном из таких исследований рассматриваются следующие уровни интернационализации [8] (табл. 1):

Таблица 1

Уровни интернационализации

Исследователи процесса интернационализации высшего образования приходят к выводу о необходимости ориентации вузов на «международное измерение» в подготовке будущих специалистов. Лидирующие места на мировом рынке образовательных услуг, по их мнению, будут занимать те вузы, которые быстро отреагируют на происходящие изменения в обществе и в сфере высшего образования. В то же время принимаемые университетами изменения могут спровоцировать отступление от существующих ценностей академической культуры, ставится вопрос о том, какие опасности несет интернационализация академическим ценностям. С одной стороны, как отмечают Б. Кем и У. Тей-шлер, данный процесс оценивается положительно и рассматривается как необходимый для развития университетов. С другой стороны, процесс интернационализации может влиять / пересекаться с национальной системой ценностей, провоцировать неравенство между нациями и регионами [10, p. 262].

Интернационализация в сфере высшего образования подразумевает не только мобильность студентов, придание процессу образования международного измерения (Internationalization at Home -«интернационализация дома»), но и те случаи, когда университет «преодолевают границы» и предлагают

свои услуги в странах, не обладающих достаточными возможностями для удовлетворения растущего спроса на высшее образование [9]. Данное направление интернационализации затронуло университеты США, Канады, а также ряда европейских стран (Великобритании, Германии, Голландии, Финляндии и др.). В рамках «интернационализации дома» университеты стали привлекать все больше иностранных студентов, что дало студентам возможность знакомиться с другими культурами без отрыва от места учебы, а вузам - аккумулировать дополнительные финансовые средства. Показатель количества принятых на обучение иностранных студентов начинает приобретать все большее значение для имиджа современного университета.

Идея «интернационализации дома» призвана повысить качество образования, сделать его более открытым для представителей других национальных культур, тем самым воспитывая в студентах толерантность к другим национальностям и расам. Интернациональное обучение особенно важно в силу того, что многие студенты, поступившие в вузы, либо совсем не имели, либо имели лишь незначительные контакты с представителями других национальностей и культур. Кроме того, реализация идеи интернационализации образования призвана упростить адаптацию иностранных студентов к новым условиям, свести на нет причины возникновения конфликтов на национальной почве и т. д.

Другим следствием процесса глобализации стал экспорт образовательных услуг (программ), что стало проявляться, например, в создании филиалов в других странах. Провайдерами (экспортерами) образовательных услуг, как правило, выступают вузы Европы, США, Австралии. Импортерами являются страны Африки, Азии, некоторые страны Европы, т. е. те регионы, которые самостоятельно не могут обеспечить необходимый уровень предложения услуг в сфере высшего образования. В качестве примеров можно рассматривать Американский университет, университет Франции и Немецкий университет в Египте. Технологический университет Ханоя (Вьетнам) предлагает программы бакалавриата и магистратуры совместно с университетами Бельгии, Франции, Германии, США и Сингапура. Правительство Вьетнама стало инициатором создания Международного университета, который призван решить проблему дефицита предложения в сфере высшего образования.

Важный шаг на пути к интернационализации образования сделал университет Питтсбурга. В 2001 г. был введен сертификат о глобальном образовании (global studies) в дополнение к основному документу об образовании по конкрет-

Супранациональные уровни Внутриинституциональные уровни

- глобальный; - региональный; - национальный; - отраслевой; - институциональный - уровень факультета / кафедры; - индивидуальный уровень

ному направлению, а в 2005 г. степень бакалавра философии по глобальному и региональному образованию [5].

Активными участниками на рынке международного образования начинают выступать российские учебные заведения. С 1997 г. функционирует Международный институт экономики и финансов ГУ-ВШЭ (МИЭФ) - автономное подразделение Государственного университета - Высшей школы экономики при участии Лондонской школы экономики и политических наук (ЛШЭ), созданный на средства, предоставленные организациями-доно-рами. МИЭФ предлагает программы двойных дипломов по экономике и банковскому делу. Московский институт стали и сплавов предлагает возможность получения двойных дипломов с партнерскими университетами Германии и США.

В 1994 г. был создан Международный славянский институт, который к настоящему моменту имеет филиалы в Болгарии, Македонии и Киргизии. Международный славянский институт активно сотрудничает с Тамбовским государственным университетом имени Г. Р. Державина по различным направлениям. Результатами такого сотрудничества являются совместные научные конференции, стажировки студентов, аспирантов, преподавателей. В 2009 г. ТГУ имени Г. Р. Державина и Международным славянским институтом был учрежден научный журнал «Культурно-исторические процессы и явления».

С ростом интенсивности экспорта образовательных услуг и расширением разнообразия форм такого экспорта постепенно растет список новых действующих лиц на мировом рынке образовательных услуг. Он может быть представлен следующим образом:

- виртуальные университеты;

- лицензионные (франчайзинговые) университеты;

- корпоративные университеты;

- оффшорные зоны высшего образования;

- консорциумы университетов;

- компании, библиотеки, заведения, учрежденные СМИ;

- брокеры в сфере образования [2].

С развитием частного сектора высшего образования различные типы провайдеров встречаются и в развитых странах. Например, в Великобритании можно выделить как минимум четыре типа частных провайдеров высшего образования:

- зарубежные университеты, которые организуют кампусы на территории Великобритании;

- организации, получившие право на присуждение степеней в Великобритании. Например,

Эшридская школа бизнеса, Букингемский университет и т. д. Данные образовательные учреждения имеют свои отличительные черты. Букингемский университет - самый старый в этой группе и самый маленький: в нем обучается все 1 тыс. студентов, половина которых - представители зарубежных стран;

- частные колледжи, которые базируются преимущественно в Лондоне;

- компании, которые имеют контракты с традиционными государственными университетами на реализацию годовых подготовительных программ, например, для иностранных студентов, планирующих обучаться в Великобритании. Деятельность таких компаний ориентирована на получение прибыли [7, p. 15].

Понимание международного измерения деятельности вуза как ценности ставит на повестку дня задачу ее интеграции в систему академических ценностей университета. Ценность интернационализации образования должна в равной степени приниматься представителями всех субкультур вуза (от руководителей, которые определяют контуры культуры университета, до субкультур профессорско-преподавательского состава и студентов), затрагивать индивидуальный уровень.

Литература

1. Макбурни Г. Глобализация как политическая парадигма высшего образования // Высшее образование сегодня. 2001. № 1. С. 47-55.

2. Налетова И. В. Исследования высшего образования: концепт метафундаментализма: монография. Тамбов, 2005.

3. Никольский В. Глобальное образование: пределы либерализации // Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 17-25.

4. Altbach P.G., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities // Journal of Studies in International Education. 2007. Vol. 11 № 3/4. Fall/Winter P. 290-305.

5. Brustein W. I. The Global Campus: Challenges and Opportunities for Higher Education in North America // Journal of Studies in International Education. 2007. Vol. 11. № 3/4. Fall/Winter P. 382-391.

6. Ennew Ch. T. and Yang F. Foreign Universities in China: a Case Study // European Journal of Education.

2009. Vol. 44. № 1. Part I. P. 21-36.

7. Fielden J. Private Providers of Higher Education in the United Kingdom // International Higher Education.

2010. №60. P. 14-16.

8. Gu Qing Maturity and Interculturality: Chinese Students’ Experience in UK Higher Education // European Journal of Education. 2009. Vol. 44. № 1. Part 1. P. 37-52.

9. Jong de H. & Teekens H. The Case of the University of Twente: Internatialisation as Education Policy //

Journal of Studies in International Education. 2003. Vol. 7. № 1.

10. Kehm B.M., Teichler U. Research on Internationalization in Higher Education // Journal of Studies in International Education. 2007. Vol. 11. № 3/4. P. 260-273.

11. Mok Ka Ho Questing for Internationalization of Universities in Asia: Critical Reflections // Journal of Studies in International Education. 2007. Vol. 11 № 3/4. Fall/Winter P. 433-454.

12. Woolf M. Harmony and Dissonance in International Education: the Limits of Globalisation // Journal of Studies in International Education. 2002. Vol. 6. № 1. P. 5-15.

* * *

INTERNATIONALIZATION AS A LEADING

VALUE OF ACADEMIC COMMUNITY

A. V. Prokhorov

In article the basic issues of higher education internationalization are considered. Internationalization of university activities in modern conditions can be seen as a value, which needs integration into the system of values and norms composing academic culture of educational institution.

Key words: higher education, university, internationalization, internationalization-at-home, value.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.