Научная статья на тему 'Интересы и мотивы выбора профессии учащимися специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида'

Интересы и мотивы выбора профессии учащимися специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1040
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА / МОТИВАЦИЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / СПЕЦИАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / BREACH OF INTELLIGENCE / MOTIVATION TO WORK / PROFESSIONAL INTERESTS / SPECIAL CORRECTIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ланина Екатерина Михайловна

В статье анализируются результаты исследования мотивов профессионально-трудовой деятельности подростков с нарушением интеллектуального развития, определяется необходимость осуществления целенаправленной психолого-педагогической работы по формированию мотивации к трудовой деятельности в условиях специального коррекционного образовательного учреждения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERESTS AND CAREER CHOICE MOTIVES OF TYPE VIII SPECIAL CORRECTIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS STUDENTS

The paper analyzes the results of a study of motives of professional employment in adolescents with impaired intellectual development. The need for targeted psychological and educational work on the formation of motivation to work in a special remedial educational institution is justified.

Текст научной работы на тему «Интересы и мотивы выбора профессии учащимися специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида»

УДК 316.628 - 056.37

ИНТЕРЕСЫ И МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА

Е. М. Ланина

THE INTERESTS AND CAREER CHOICE MOTIVES OF TYPE VIII SPECIAL CORRECTIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS’ STUDENTS

E. M. Lanina

В статье анализируются результаты исследования мотивов профессионально-трудовой деятельности подростков с нарушением интеллектуального развития, определяется необходимость осуществления целенаправленной психолого-педагогической работы по формированию мотивации к трудовой деятельности в условиях специального коррекционного образовательного учреждения

The paper analyzes the results of a study of motives of professional employment in adolescents with impaired intellectual development. The need for targeted psychological and educational work on the formation of motivation to work in a special remedial educational institution is justified.

Ключевые слова: нарушения интеллекта, мотивация к трудовой деятельности, профессиональные интересы, специальное коррекционное образовательное учреждение.

Keywords: breach of intelligence, motivation to work, professional interests, special correctional educational institution.

В условиях современного общества проблема формирования мотивации к трудовой деятельности должна решаться на основе выбора специальности по склонностям, возможностям и способностям и соответствовать интересам общества и конкретного человека. В связи с этим процесс профессионального самоопределения приобретает особую важность, что определяет направления, формы и методы психолого-педагогической работы, направленной на формирование и развитие мотивации к трудовой деятельности.

Работа, направленная на формирование мотивации к трудовой деятельности, в подростковый период обеспечивает подготовку к выбору профессии и оказывает помощь в самоопределении, то есть не только знакомит с профессиями, но и формирует необходимые установки, профессиональную направленность учащегося, мотивацию к определенным видам трудовой деятельности

[3].

Мотивацию к трудовой деятельности и, как следствие, профессиональную направленность, мы рассматриваем как обусловленную отношением человека к профессиональной деятельности установку личности на

развитие качеств, необходимых для успешного труда по избранной профессии.

Формирование мотивации к трудовой деятельности

- это прежде всего формирование устойчивых профессиональных интересов, адаптивных форм поведения в трудовом коллективе, уважительного отношения к человеческому труду и продуктам трудовой деятельности.

Исходя из вышеизложенного, мы провели специальное изучение особенностей проявления мотивации к трудовой деятельности учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида и мотивов выбора ими профессии.

В своем исследовании мы исходили из известных психологических положений о том, что интерес к определенному объекту или действию является сильным побуждением личности к активной деятельности, способствует повышению качества усвоения знаний, стимулирует работоспособность, играет исключительную роль в осуществлении коррекции психического развития учащихся с нарушением интеллектуального развития.

Учитывая, что в целом интересы детей с нарушением познавательной сферы своеобразны, следовательно, они имеют ряд специфических особенностей, в частности, недостаточно выражен интеллектуальный компонент. В своем исследовании мы стремились определить диапазон профессиональных интересов учащихся V -IX классов коррекционных школ, мотивы и источники этих интересов с учетом их интеллектуального дефекта.

В исследовании были использованы различные приемы и методы изучения интересов учащихся общеобразовательных школ, апробированные в работах отечественных психологов [1]: метод косвенных бесед с учащимися, беседы с учителями и родителями, анкетирование, наблюдение, анализ успеваемости по профессионально-трудовому обучению, естественный эксперимент.

Изучением было охвачено 300 учащихся специальных коррекционных школ VIII вида города Кемерово, которые в дальнейшем были включены в экспериментальную группу (150 детей-сирот, 150 детей, воспитывающихся в условиях семьи).

Несмотря на критическое отношение отдельных авторов к методу анкетирования при изучении интересов лиц с нарушением интеллекта, мы сочли возможным использовать его в индивидуальном предъявлении, исходя из следующих соображений:

- прежде всего, этот метод позволяет провести наиболее массовое обследование учащихся при соблюдении идентичных условий эксперимента, что полностью соответствует цели нашего исследования - выявить наиболее типичные особенности проявления профессиональных интересов старших учащихся специальных коррекционных школ VIII вида, их диапазон, источники;

- сочетание этого метода с другими позволило в определенной мере раскрыть суть этих интересов.

Составляя вопросы анкеты, мы стремились обеспечить доступность учащимся их содержания, а также полноту информации в ответах. В перечень вопросов были включены вопросы, отражающие отношение подростков к определенным видам профессиональнотрудовой деятельности, интересы подростков, способы получения информации о профессиональной деятельности.

Полученные данные были проанализированы в нескольких аспектах, количественный анализ полученных данных представлен в таблице 1.

Прежде всего, мы обратили внимание на диапазон профессиональных интересов учащихся специальных коррекционных школ. Было названо 42 профессии различных сфер, которые можно, допуская некоторую условность, объединить в следующие группы:

1. Профессии, которые имеют отношение к материальному производству: слесарь, столяр, тракторист, токарь, строитель и др.

2. Профессии обслуживающего труда: повар, парикмахер, продавец и др.

3. Профессии, понимаемые учащимися как военные: «подводник», «ракетчик», космонавт, летчик, милиционер, моряк и др.

4. Профессии, связанные с интеллектуальным трудом: конструктор, корреспондент, учитель, воспитатель, врач, геолог и др.

5. Профессии сферы искусства: художник, музыкант, артист, балерина.

6. Административные должности: директор, начальник.

Таблица 1

Группы профессий и распределение профессиональных интересов учащихся специальных коррекционных школ

№ Группа профессий Названо профес- сий К-во назвав- ших Из них в VI классе Из них в VII классе Из них в VIII классе Из них в Ж классе

1 Материальное производство 11 118 14 24 30 50

2 Обслуживающий труд 12 98 26 28 21 23

3 «Военные» профессии 5 18 10 4 4 -

4 Интеллектуальный труд 8 54 23 13 16 2

5 Сфера искусства 4 4 1 3 - -

6 Административные должности 2 8 1 3 4 -

Данные этой таблицы дают также возможность проследить некоторые особенности проявления профессиональных интересов в зависимости от возраста учащихся.

Так, обращает на себя внимание результат сравнения данных таблицы по VI и !Х классам. У учащихся старших (VIII - IX) классов диапазон интересов суживается и охватывает те профессии, которые им известны или о которых они имеют довольно конкретное представление. В основном это профессии материального производства и сферы обслуживающего труда. И только два ученика назвали профессии врача и воспитателя, о которых, как показала беседа, у них есть пред-

ставление, хотя критически соотнести их со своими возможностями они не смогли.

Учащиеся шестых классов назвали самые разнообразные по содержанию, условиям труда, уровню подготовки профессии - от конструктора и космонавта до грузчика. Ответы учащихся на восьмой вопрос анкеты дали нам материал для анализа мотивов осуществления трудовой деятельности учащихся, поскольку, как известно, мотив входит в характеристику интереса как один из самых существенных его компонентов.

Следует отметить, что практически все учащиеся испытывали значительные затруднения при ответе на этот вопрос.

Основная масса учащихся называли отдельные, несущественные качества профессии или выдвигали в качестве мотива к осуществлению трудовой деятельности желание работать вместе с родителями; интерес к профессии шофера, водителя трамвая, троллейбуса учащиеся объясняли желанием много ездить; к профессии летчика - желанием летать; портного - шить на швейной машине и т. п.

Незначительное количество учащихся (54 учащихся из 300) сумели назвать более объективные мотивы своих профессиональных и трудовых интересов, подчеркивая существенные качества профессии и даже ее значимость. Но даже в тех случаях, когда давалось более содержательное объяснение мотивам трудовых и про-

фессиональных интересов, имело место значительное несоответствие интересов и возможностей учащихся. Так, желание быть учителем, воспитателем часто выражали учащиеся с очень низкой успеваемостью; художником - ученик VII класса, который совершенно не умел рисовать и т. п.

Девятый вопрос анкеты был включен с целью определения источников информации учащихся о профессиях; в какой-то мере он позволил судить о состоянии работы по формированию мотивации к трудовой деятельности в коррекционной школе VIII вида.

Количественный анализ полученных данных представлен в таблице 2.

Таблица 2

Источники получения информации о профессиях подростками с нарушением интеллекта

Источники информации К-во учащихся, назвавших источники информации Из них в VI классе Из них в VII классе Из них в VIII классе Из них в ТХ классе

Уроки в школе 82 9 12 21 40

Чтение книг 11 6 - 4 1

Рассказы знакомых 138 37 43 33 25

Кино 22 5 8 6 3

Театр 2 1 1 - -

Музей 1 - 1 - 1

Радио 1 1 - - -

Телевиденье 27 8 6 9 4

Занятия в кружках 2 1 - - 1

Источник не указан 13 7 4 2 -

Как видно из таблицы, учащиеся получают информацию о профессиях из самых разнообразных источников, среди которых наиболее распространенными, особенно для детей, воспитывающихся в условиях семьи, являются рассказы родных и близких.

В данном случае проявляется преимущество традиционно сложившегося опыта работы семейного формирования трудовой мотивации в сравнении со школой, только начавшей развиваться. Это наблюдалось и при исследовании профессиональной устойчивости выпускников коррекционных групп ПУ.

Данные таблицы позволяют также наблюдать возрастные изменения в характере определения источников информации о профессии. Учащиеся девятых классов считают такими источниками прежде всего уроки в школе и рассказы родных и знакомых. Учащиеся шестых классов назвали различные источники, некоторые из которых они не смогли объяснить в процессе беседы.

В процессе подготовки к основному исследованию мы стремились также определить степень соответствия высказанных учащимися профессиональных мотивов содержанию профессионального обучения в школе.

Следует отметить, что только 82 учащихся из числа опрошенных (300 опрошенных) выразили интерес к той профессии, которую они получают в школе.

Безусловно, полученные анкетные данные отражают особенности мотивации к трудовой деятельности, мотивы и конкретную направленность профессиональных интересов учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида, однако они недостаточны для раскры-

тия особенностей, характерных для мотивационной сферы подростков с нарушением интеллекта.

Для получения данных, позволяющих судить о степени осознанности высказанных учащимися трудовых мотивов и профессиональных интересов, мы проводили с этими же детьми экспериментальные беседы.

По форме процесс анкетирования представлял собой вариант модификации клинической беседы, использованной для выявления понимания подростком разных ситуаций, причин и зависимостей и т. п. Эта беседа представляет собой серию взаимопроверяющих и уточняющих вопросов, вытекающих из ответов ребенка и позволяющих опосредствованно, косвенно выявить фактическое понимание и отношение ребенка к вопросу.

Как известно, психологи рассматривают беседу как важный метод психологического изучения личности. И хотя этот метод не лишен субъектив-ности, применение его при экспериментальном исследовании способствует дополнению и уточнению сведений, полученных при использовании других методов, что наиболее необходимо для работы с детьми, имеющими нарушение интеллектуального развития.

В основу содержания проводимых нами бесед были положены следующие данные об учащихся:

- анализ успеваемости по профессиональнотрудовому обучению;

- характеристика учителя труда;

- данные о профессиях родителей и их трудовых успехах.

Беседа проводилась индивидуально.

Выбор учащихся проводился следующим образом. Прежде всего были исключены из числа испытуемых те учащиеся, которые не сумели справиться с анкетой, т. е. ответили не на все вопросы, либо ответы их свидетельствовали о низком уровне понимания вопроса.

Кроме того, беседа проводилась только с теми учащимися, профессиональный интерес которых имел реальную возможность для реализации в условиях школьного обучения, т. е. был направлен на профессии, предусмотренные учебным планом школы. Факт несовпадения профессиональных интересов с изучаемой в данное время профессией не влиял на отбор учащегося для беседы. Учет этих показателей при отборе испытуемых позволил путем сопоставления данных беседы с характеристиками учителей и показателями успеваемости по профессионально-трудовому обучению судить о степени осознанности учащимися высказанных интересов, их мотивации к трудовой деятельности и профессиональной направленности.

Следующим этапом отбора испытуемых было сопоставление двух независимых характеристик (классного руководителя и учителя профессиональнотрудового обучения). При несоответствии характеристик (например, классный руководитель дает положительную характеристику учащемуся, указывая на его трудолюбие, аккуратность, прилежание, а учитель профессионально-трудового обучения отмечает лень, небрежное отношение к работе, невключенность в трудовой коллектив) мы не включили таких учащихся в число испытуемых.

Отмежевываясь от всех более или менее осложненных вариантов, мы стремились тем самым создать условия для объективного изучения особенностей мотивационной сферы подростков с нарушением интеллектуального развития.

В ходе беседы мы учитывали данные двух характеристик (в случае их относительного соответствия) и результаты анализа успеваемости учащегося по профессионально-трудовому обучению. Это позволило нам иметь более полное представление об уровне сформи-рованности мотивации к трудовой деятельности, направленности личности учащегося, его представлении о названной профессии и отношении к ней, о мотивах ее выбора и главное - установить, насколько осознанным и продуманным является проявленный интерес к профессии. В беседу включались косвенные и прямые вопросы (с преимуществом первых).

Ряд авторов, указывая на преимущество использования косвенных вопросов в экспериментальной беседе, рекомендует не ставить вопросов, требующих готовых выводов, а путем выявления отношения испытуемого к отдельным фактам, событиям делать вывод об интересующих качествах личности, т. е. стремиться к тому, чтобы испытуемый в ходе экспериментальной беседы не высказывался непосредственно о себе, а выявлял себя, высказываясь о других людях или предметах, отношение к которым показательно для него и существенно с точки зрения стоящей перед исследованием задачи.

Данные о профессии родителей, их трудовых успехах использовались в тех случаях, когда учащиеся мотивом трудовой деятельности и профессиональных интересов выдвигали желание работать по специальности отца или матери, работать совместно с ними или же в качестве источника информации выдвигали наблюде-

ние за работой родителей, их рассказы. Использование этих данных активизировало беседу, делало ее более доступной, конкретной.

Результаты бесед позволили установить, что диапазон и разнообразие профессиональных интересов учащихся старших классов специальной коррекционной школы еще не свидетельствуют о высоком уровне их развития.

Называя интересующие их профессии, учащиеся, особенно шестых классов, исходили из поверхностного представления о них, не могли раскрыть мотивов своих профессионально-трудовых интересов. Стремясь уточнить уровень сформированности мотивации к трудовой деятельности и степень развития высказанного учащимися профессионального интереса, определить, является ли он эпизодическим или более стойким, личностным, мы предлагали учащемуся подобрать для товарища, младшего школьника наиболее интересную профессию, сказать, чем она интересна, что должен уметь делать профессионал. В тех случаях, когда испытуемый указывал в анкете профессию отца или матери как наиболее интересную, мы путем косвенных вопросов по заданной ситуации уточняли, насколько серьезным и сознательным было это заявление. Например, из списка предприятий и указанных вакансий (столяр, повар, слесарь и т. п.) предлагали выбрать желаемое для себя назначение на работу по окончании школы или создать из учащихся класса бригаду для работы в учреждении, предприятии, подобрав себе и каждому члену бригады интересные виды труда и т. п. Следует отметить, что подростки практически не называли указанные в анкете профессии и виды труда, соответствующие этой профессии.

Уточнение мотивов трудовой деятельности и профессионального интереса в процессе беседы свидетельствовало также о низком уровне осознания интереса, ориентированности на какую-либо конкретную доступную профессию. Как правило, учащиеся проявляли интерес лишь к каким-то внешним сторонам профессии, что, как известно, не говорит о наличии мотивации к трудовой деятельности и профессиональных интересов, а является показателем интереса к профессии. Разграничение этих двух понятий принципиально, так как о развитии мотивации к труду свидетельствует активная познавательная деятельность в связи с интересующей профессией. При данном подходе мотивация к труду выступает как результат формирования личности и как важный стимул ее развития.

Наличие мотивации к трудовой деятельности и профессиональных интересов, их осознанность, стойкость мы проверили, сопоставляя высказывания учащихся в анкете с данными независимых характеристик (классного руководителя и учителя профессиональнотрудового обучения) о трудовой направленности, активности учащихся и успешности в выполнении трудовых поручений, данных дневников психолого-педаггического сопровождения.

Действительно существенными мы считали те интересы, когда совпадала высокая оценка по профессионально-трудовому обучению с положительной характеристикой классного руководителя и учителя профессионально-трудового обучения, данными дневника психолого-педагогического сопровождения. В характеристиках и дневнике психолого-педагогического сопровождения учитывались данные об увлечениях,

трудовых делах, связанных с профессией, вызывающей интерес ребенка. Обобщенный количественный анализ полученных данных представлен в таблице 3. Таким образом, если даже учесть некоторый допуск условности в количественных данных, то можно отметить тот факт, что интерес к одной из доступных профессий отмечается у всех учащихся, но мотивация к конкретному выбранному виду профессиональной деятельности недостаточно сформирован, что отражено в таблице 3.

Данные таблицы об уровне мотивации к трудовой деятельности учащихся старших классов школ для детей с нарушением интеллекта полностью подтверждают результаты экспериментальных бесед.

Результаты проведенных исследований дают нам основание сделать выводы о том, что у детей с нарушением познавательной сферы мотивы осуществления

профессионально-трудовой деятельности незрелы, ха-растеризуются нестабильностью, малой устойчивостью, недостаточной осознанностью, у них практически отсутствует или слабо выражена профессиональная направленность, мотивация к осуществлению трудовой деятельности практически не сформирована. У учащихся коррекционных школ при низком уровне трудовой мотивации в основном преобладают интересы к отдельным, часто внешним качествам профессии над профессиональными интересами, следовательно, существует необходимость целенаправленной психологопедагогической работы по формированию мотивации к трудовой деятельности на протяжении всего периода обучения подростков с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Таблица 3

Выраженность профессиональных интересов и мотивов у подростков с нарушением интеллектуальной сферы

Профессии Профессиональные интересы (названные) Профессиональные мотивы (действительно существующие)

Столяр 48 3 (1%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Швея 58 6 (2%)

Штукатур-маляр 56 9 (3%)

Сапожник 23 1 (0,1%)

Повар 25 -

Токарь 18 -

Переплетчик 6 -

Слесарь (автослесарь) 66 12 (4%)

Всего: 300 31 (10, 1%)

Литература

1. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л. И. Божович. - М., 1972. - 286 с.

2. Егоршин, А. П. Мотивация трудовой деятельности (учебное пособие) [Текст] / А. П. Егоршин - М.: Инфра-М, 2006. - 464 с.

3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: уч. пособие [Текст] / Е. А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

4. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) [Текст] / Н. С. Пряжников. - М.: Вако, 2005. - 288 с.

5. Сидорова, М. М. Трудовая адаптация учащихся с нарушениями развития в рамках школьного трудового центра / М. М. Сидорова // Дефектология. - 2004. - № 3.

6. Современная психология мотивации / ред. Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2002. - 344 с.

7. Хохлина, Е. П. Исследование психолого-педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными возможностями / Е. П. Хохлина // Дефектология. - 2003. -№ 2.

Информация об авторе:

Ланина Екатерина Михайловна - аспирант кафедры СПиПСТ, КемГУ, ekaterina-lanin@mail.ru.

Lanina Ekaterina Mikhailovna - post-graduate student at the Department of Social Psychology and Psycho-Social

Technologies of KemSU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.