Научная статья на тему 'Интердискурсивность: образовательный дискурс'

Интердискурсивность: образовательный дискурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институциональный дискурс / образовательный дискурс / Концепт / дифференциа- ция / ТАКСОНОМИЯ / Интердискурсивность / institutional discourse / educational discourse / Concept / Differentiation / taxonomy / interdiscourse

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пеньков Борис Викторович

Автор анализирует образовательный дискурс с точки зрения концепта «Стремление к посто- янному повышению качества» в рамках темы «Аттестация», которая связана с международ- ной конкуренцией и продвижением глобальной корпоративной культуры. Интердискурсивность проявляется в специфических признаках актуализации системы ценностей в контексте американской средней школы и пограничных дискурсах. Устанавливаются дифференциальные характеристики одного из крупных вариантов институционального дискурса; делается вклад в построение его описательной модели и таксономии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes educational discourse on the example of the concept called Commitment to continuous improvement within the theme of Accreditation. The theme is related to the issues of international competition and the promotion of global corporate culture. The discourse manifests itself in the features of the value system in the context of American high school and bordering discourses. The article establishes the differential characteristics of a major variant of institutional discourse and contributes to the construction of its descriptive model and taxonomy.

Текст научной работы на тему «Интердискурсивность: образовательный дискурс»

Интердискурсивность: образовательный дискурс

В основе непрерывного самообразования находится процесс самообучения, самообразования, обеспечивающий не только овладение способами приобретения необходимых знаний, но и формирование познавательной, организационной и творческой самостоятель-

ности, являющейся профессионально значимым качеством личности. Поэтому одной из важнейших задач высшей школы сегодня становится формирование готовности будущих специалистов к самообучению и проявлению творческой активности.

Литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 576 с.

2. ПодласыйИ.П. Педагогика: Учебник. М.: Высшее образование, 2006. 540 с.

3. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учебное пособие. М., 2002.

4. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 2003.

5. Кулагина Е.В. Ресурсы качества туристского образования в вузе с позиции синергетической теории // Сервис-plus. 2010. № 3. С. 102-106.

УДК 811.111

| ИНТЕРДИСКУРСИВНОСТЬ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС

Борис Викторович Пеньков, кандидат филологических наук, borispenkov@fulbrightmail.org, http://101mission101.blogspot.com/facebook.com/borispenkov,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author analyzes educational discourse on the example of the concept called Commitment to continuous improvement — within the theme of Accreditation. The theme is related to the issues of international competition and the promotion of global corporate culture. The discourse manifests itself in the features of the value system in the context of American high school and bordering discourses. The article establishes the differential characteristics of a major variant of institutional discourse and contributes to the construction of its descriptive model and taxonomy.

Автор анализирует образовательный дискурс с точки зрения концепта «Стремление к постоянному повышению качества» в рамках темы «Аттестация», которая связана с международной конкуренцией и продвижением глобальной корпоративной культуры. Интердискурсивность проявляется в специфических признаках актуализации системы ценностей в контексте американской средней школы и пограничных дискурсах. Устанавливаются дифференциальные характеристики одного из крупных вариантов институционального дискурса; делается вклад в построение его описательной модели и таксономии.

Key words: institutional discourse, educational discourse, concept, differentiation, taxonomy, interdiscourse

Ключевые слова: институциональный дискурс, образовательный дискурс, концепт, дифференциация, таксономия, интердискурсивность

Конкуренция в системе международного образования и коммерциализация образования приводит к необходимости использования эффективных стратегий для продвижения образовательных услуг. Показатели успешности

участников образовательного дискурса концептуализируются в новых формах реализации дискурса, воссоздающих современный профиль каждого из участников; трансформируются составляющие дискурса. Характеристики

67

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

образовательного дискурса охватывают разноплановые единицы и показывают большую вариативность актуализации целей повышения качества преподавания и обучения, совершенствования учебного заведения, улучшения успеваемости учеников, мотивации создания разноплановых партнерских отношений, распространения передового опыта и предоставления профессиональных услуг.

В качестве материала исследования использован американский вариант английского языка, тексты, связанные со средней школой. Концепт «Стремление к постоянному повышению качества» (далее — Концепт) рассматривается в рамках темы «Аттестация средней школы». Аттестация является критическим событием в жизни учебного заведения, потому что затрагивает все аспекты его функционирования, это проявляется в специфическом поведении образовательного дискурса, отражающего названную проблематику. Аттестация средней школы проводится в США каждые пять лет, в течение периода подготовки рассматриваемый Концепт переосмысливается участниками дискурса, поскольку аттестация затрагивает всю систему ценностей средней школы, особенности актуализации ценностей образовательного дискурса и находящиеся в постоянном изменении американскую культуру и общество.

Объем доступного материала изменил ситуацию проведения анализа дискурса, поэтому требуются комплексные методики для моделирования дискурса, конструирования представления о сложном предмете [6], [10. C. 10—11]. Актуальность исследований проявляется в повышении эффективности современного дискурса, благодаря процессу концептуализации и структурирования нового дискурса [1], [8]. Исследование институционального дискурса связано с понятием «интердискурсивность» [5], [7]. Интердискурсивность представлена функционированием характерных признаков в разновидностях дискурса, в пограничных дискурсах, речевых жанрах, отражающих специфическую динамическую систему ценностей и ежедневную практику участников дискурса. Анализ, нацеленный на улучшение существующей практики в области образования, обращает внимание на особенности структурирования повседневности с помощью дискурса, учитывая разнообразность контекстов, в которых проявляется данный вид дискурса.

Культурные представления участников дискурса о действительности реализуются в концептах. Процесс концептуализации ритуалов в дискурсе включает социальный компонент, связан с национальными характеристиками и позволяет, благодаря семантической типологии, выявить универсалии в знаковой реализации концептосферы дискурса, состоящей из признаков и их вариантов [3]. Социокогнитивные изменения институционального дискурса указывают на подвижность границ и взаимодействие различных элементов. Лингвокультурная и лингвосемиотическая картина мира трансформируются вместе с развитием социальных институтов, характерные признаки, повторяясь, становятся частью концептуализации явления действительности, отражающегося в сознании участника дискурса [1], [2], [9]. Овладение новой когнитивной компетенцией включает знание о нормах формирования дискурса, что приводит к универсализации составляющих концепта и появлению предпосылок его реализации группой как ритуала.

Повторяющиеся признаки концепта на интертекстуальном и интердискурсивном уровнях служат основой дифференциации текстов и их маркеров как относящихся к одной таксономии: участники дискурса отдают предпочтение концептуально существенной информации и таким образом воссоздают ценности социального института методом подбора соответствующих средств. Сущность образовательного дискурса — в изменчивости, присутствии знаков из смежных дискурсов; в административном, учительском и ученическом речевых жанрах циклично переосмысливаются элементы концептов под давлением экстралингвистических факторов [4]. Интертекстуальность обнаруживается в признаках концепта в рассматриваемых текстах; интердискурсивность проявляется в разновидностях дискурса и их речевых жанрах (воспроизводятся признаки концепта, представляющие институциональный и профессиональный тезаурус). Ситуация изменения определяет контекст, в котором развивается дискурс. Интердискурсивность реализуется в ядре и периферии дискурса американской средней школы, на его границах, отмеченных временными рамками поступления в среднюю школу из промежуточной и окончания школы. Окончание школы представляет одну из периферий дискурса, включающей элемен-

68 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / N2 1

Интердискурсивность: образовательный дискурс

ты актуализации процесса подготовки к использованию постшкольных дискурсов.

Ценностная ориентация перехода заложена, например, в типе средней школы: общеобразовательная, ориентированная на трудоустройство сразу после окончания и нацеленная на поступление в вуз. Семантическо-концептуальные категории интертекстуальности в системе образовательного дискурса проявляются в определении ситуации институциональной переходности и далее в признаках, указывающих, например, на присутствие элементов другой разновидности образовательного дискурса (программы в средней школе, нацеленные на поступление в вуз, описание процесса оформления пакета документов для поступления и названия соответствующих документов):

— transition from high school to college («Transition») (переход из школы в вуз),

— college-preparatory courses (подготовительные курсы в школе, ориентированные на поступление в вуз),

— college applications (подача документов в вуз).

Интердискурсивность в названиях документов для поступления отражает степень достижения целей в школе для перехода в новый тип дискурса (вузовский). Структура аппликационной формы имеет общие и частные характеристики построения. Ценностная ориентация отражает параметры образовательного дискурса, которые согласуются с общей концепцией процесса аккредитации школы и индивидуальной реализацией ценностей учащимися в своих менее формальных текстах и индивидуальных речевых жанрах. Здесь административные и учительские признаки дискурса одновременно присутствуют и переформулируются, отражая восприятие действительности учащимися, которые воссоздают ценности вуза, работодателя (если выпускник планирует работать), школы и родителей. Тексты учеников, связанные со школьной тематикой, отражают их мировосприятие и включают дискурсивные маркеры взрослой культуры. Рассматриваемый Концепт является одним из центральных в американском образовательном дискурсе, в нем отражается интерди-скурсивность, связь общения в средней школе с пограничными дискурсами, используемыми в промежуточной школе, во время подготовки перехода в среднюю, а также на стадии перехода в постшкольные разновидности дискурса. В Концепте реализуется ориентация дискурса,

его ожидания, ценностная ориентация, а также профили основных участников общения (администрации, учителей, учащихся и родителей школьников). В интердискурсивности проявляются экономическая, политическая и социальная составляющие контекста функционирования дискурса, потому что показатели улучшения качества национального образования связаны с преуспеванием страны в международной конкуренции и продвижении глобальной корпоративной культуры. В США рассматриваемый Концепт поддерживается как стандарт на национальном, региональном и международном уровне.

Рассматриваемый концепт важен для аккредитации средней школы и процесса постоянного оценивания ее деятельности. Школа должна предоставить подтверждение своей приверженности практике совершенствования в форме соответствующих отчетов:

— evidence (подтверждение, свидетельство),

— documented results (задокументированные результаты).

В образовательном дискурсе Концепт реализуется с помощью признаков, в том числе лексико-семантических маркеров, дифференцирующих тексты на школьную тематику. Оценочный компонент рассматриваемого Концепта проявляется в заголовках документов, в названиях рубрик:

AdvancED® Self-Assessment Standard 7: Commitment to Continuous Improvement (стандарт № 7 процесса самоаттестации средней школы, разработанный компанией AdvancED®: Обязательство постоянно совершенствовать школу).

Дискурсные маркеры характеризуют общие цели проведения самооценивания в средней школе, например:

— identify areas of strength and opportunities for improvement (определить сильные стороны и аспекты, требующие внимания);

— successful education environment (успешная образовательная среда);

— achieve quality student performance results and organizational effectiveness (достичь качественных результатов, определяющих успеваемость учащихся и организационную эффективность школы),

— capitalize on existing programmatic elements to maximize student success (обеспечивать максимальный успех учащихся с помощью повышения качества существующих программных элементов).

69

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Процесс оценивания структурирован и включает, например, следующие элементы:

— definition of the standard and impact statement (определение стандарта и ожидаемых результатов улучшения показателей школы; кратко формулируется суть стандарта);

— indicators (индикаторы, описывающие стратегии и эффективные методы достижения повышения качества; индикаторы объясняют содержание стандарта);

— questions (центральные вопросы фокусируют внимание на отдельном индикаторе или совокупности индикаторов одного стандарта);

— rubrics (рубрики устанавливают статус школы, оценивают каждый компонент улучшения, определяют градацию проявления индикаторов в школе; например, предлагается четыре уровня градации статуса школы:

1) highly functional (высокоэффективный),

2) operational (рабочий, функционирующий),

3) emerging (на стадии развития),

4) not evident (невыраженный);

— evidence (доказательство, свидетельство улучшения работы и статуса школы, которое документально подтверждает ответы на центральные вопросы и отнесенность к рубрике (категории), определяющей уровень улучшения или эффективности выбранной стратегии, используемой практики и способности подтвердить приверженность средней школы, например, Стандарту постоянного улучшения);

— narrative (комментарии, позволяющие школе представить анализ ситуации, основанный на развернутых ответах на центральные вопросы о соответствии учебного заведения стандарту и учитывающий индивидуальные характеристики и возможности школы).

Рассматриваемый Концепт актуализируется в кратком определении сути стандарта, например:

The school establishes, implements and monitors a continuous process of improvement that focuses on student performance (школа начинает, осуществляет и контролирует непрерывный процесс улучшения качества, который фокусируется на успеваемости учащихся).

Процесс улучшения качества предоставляемых образовательных услуг характеризуется с помощью принципов сотрудничества:

— collaborative (требующий общих усилий),

— the school demonstrates progress in improving student performance and school effectiveness (школа демонстрирует прогресс улучшения успеваемости учащихся и эффективности работы учебного заведения),

— aligns the _ functions of the school with the expectations ^ for student learning (связь между функциями школы и целями обучения школьников).

Постоянность улучшения качества работы школы отражается в многообразии дискурсных маркеров, например:

— continuous (непрерывный),

— improvement efforts are sustained (повышение качества постоянное).

Просматривается система индикаторов Концепта, например:

• Engages in a continuous process of improvement that articulates the vision and purpose the school is pursuing (Vision); maintains a rich and current description of students, their performance, school effectiveness, and the school community (Profile); employs goals and interventions to improve student performance (Plan); and documents and uses the results to inform what happens next (Results) (школа участвует в непрерывном процессе улучшения, отражающем цель школы; проводит регулярное обновление профиля — собирает сведения об учениках, их успеваемости, эффективности учебного заведения и школьного сообщества; устанавливает цели и разрабатывает мероприятия по повышению качества успеваемости в плане школы; собирает документы и подводит итоги для информирования о стратегии развития в разделе Результаты школы). Здесь отражаются четыре стадии процесса повышения качества работы школы, элементы планирования: vision (формулирование цели), profile (обновление профиля), plan (разработка плана действий), results (подведение итогов и оценивание результатов);

• Engages stakeholders in the processes of continuous improvement (школа включает заинтересованных лиц в процесс непрерывного совершенствования);

• Ensures that plans for continuous improvement are aligned with the vision and purpose of the school and expectations for student learning (проверяет планы постоянного улучшения качества на соответствие цели школы и ожидаемым результатам обучения учащихся);

• Provides professional development for school personnel to help them implement improvement interventions to achieve improvement goals (средняя

70 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / № 1

Интердискурсивность: образовательный дискурс

школа организует повышение квалификации работников, чтобы помочь им проводить мероприятия для улучшения качества);

• Monitors and communicates the results of improvement efforts to stakeholders (школа ведет мониторинг и отчитывается о результатах улучшения перед заинтересованными сторонами);

• Evaluates and documents the effectiveness and impact of its continuous process of improvement (учебное заведение оценивает и документально подтверждает результативность непрерывного процесса повышения качества).

Свидетельства, подтверждающие непрерывную модернизацию, представлены, например, следующими документами, в которых реализуется образовательный дискурс и анализируемый концепт:

— minutes from school improvement meeting (протокол собрания, посвященного повышению качества),

— attendance lists from school improvement meetings (список присутствующих на собрании),

— schedule of school improvement planning topics showing attention to all stages in the cycle (расписание мероприятий, отражающих планирование повышения качества школы, включающее стадии цикла — сбор и анализ данных, использование полученной в ходе анализа информации для определения цели и задач учебного заведения, выбор стратегий улучшения, разработку плана действий, исполнение плана, мониторинг и оценивание результатов),

— school communication tools showing communication among stakeholders (инструменты, обеспечивающие общение участников),

—feedback documents (документы, подтверждающие эффективность канала обратной связи в школе),

— revision documents indicating responsiveness to feedback (документы, указывающие на исправление, подтверждающие восприимчивость на запросы со стороны клиентов, заинтересованных лиц),

— surveys (опросы).

Приведем названия документов, подтверждающих включение заинтересованных лиц в процесс повышения качества:

• newsletters describing vision, purpose, improvement strategies, and results (электронные рассылки, посвященные разъяснению цели, задач школы, описывающие стратегии повышения качества и результаты их применения),

• website addressing school improvement (сайт о действиях школы по ее модернизации),

• annual report to the community (ежегодное информирование общественности).

Отчетность перед заинтересованными лицами на основе регулярного мониторинга и оценивания актуализируется в названиях документов, например:

— monitoring and evaluation plan (план мониторинга и оценивания повышения качества),

— minutes lists from school improvement team meetings showing monitoring and evaluation (протоколы заседаний команды повышения качества школы, указывающие на проведение мониторинга и оценивания),

—procedure for recognizing team for their work (процедура поощрения команды за выполнения мониторинга и оценивания),

—plan for communicating results to stakeholders (план отчетности о результатах перед заинтересованными лицами, например, в форме электронных рассылок бюллетеней, протоколов совещаний).

Перечислим некоторые названия документов, подтверждающие повышение качества профессиональной переподготовки учителей школы:

• description of teaching practices that demonstrate student-centered instruction (методические разработки, посвященные личностно-ориентированному подходу),

• lesson plans of teaching practices that demonstrate student-centered instruction (планы уроков, основанные на личностно-ориентированных методиках),

• professional development schedule (расписание проведения мероприятий для повышения квалификации),

• professional development topics (тематика мероприятий для повышения квалификации),

• spreadsheet of individual professional development plans cross-walked to school improvement plan (таблица с индивидуальными планами повышения квалификации, с указанием связи с общим планом повышения качества школы).

Повышение квалификации сотрудников американской средней школы является одним из основных компонентов улучшения качества предоставляемых образовательных услуг и является значимым концептом дискурса. Определяется общая цель профессиональных тренингов, например:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

71

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Professional development opportunities ensure that all staff members have the requisite skills to implement the school’s chosen improvement strategies and to deliver student-centered instruction (повышение квалификации гарантирует, что все сотрудники имеют требуемые навыки для реализации выбранной стратегии улучшения школы, направленные на рост качественной составляющей образовательных услуг и обеспечения личностно-ориентированного преподавания).

Личностно-ориентированное обучение в классе включает, например, следующие понятия, важные для американского образовательного дискурса:

—providing applied activities (практикоориентированные задания),

— demonstrating high expectations for all students (высокие ожидания для всех студентов),

— differentiating instruction (дифференцированный подход),

— conducting authentic assessments (проведение достоверного оценивания знаний учащихся),

— displaying cultural sensitivity (внимание к особенностям учеников, представляющих разные культуры).

Категоризация таких компонентов указы -вает на необходимость переориентации задач повышения квалификации, перенос основного упора от содержания обучения на учащегося.

Участники образовательного дискурса дифференцируются с точки зрения рассматриваемого Концепта. Здесь встречаются общие названия участников, например:

— stakeholders (заинтересованные лица),

— school population (школьное население).

Проводится и дальнейшая градация представителей дискурса:

— internal and external stakeholders (внутренние и внешние заинтересованные лица),

—parents (родители учащихся),

— community groups (общественные группы).

Общение с заинтересованными лицами характеризуется, например, следующими лексико-семантическими маркерами образовательного дискурса с положительными коннотациями:

— explanation and listening (умение объяснять и слушать),

— two-way communication (двусторонняя связь).

В образовательном дискурсе формулируются и уточняются его ценности, в том числе задачи оценивания деятельности школы, например:

focusing on quality and depth over quantity (внимание к качеству функционирования школы и глубине анализа, а не только к количественным характеристикам).

Проиллюстрируем стратегии улучшения эффективности процесса реализации плана модернизации:

implementation could be improved through standardization, increased clarity, or changes in protocols or practice (исполнение плана повышения качества улучшается с помощью стандартизации, обеспечения ясности и внесения изменений в правила или практику).

Определяются временные рамки составления отчета, отражающего внутреннее оценивание американской средней школы:

six weeks to six months prior to hosting a Quality Assurance Review (QAR) visit (отчет составляется в течение срока от шести недель до шести месяцев перед визитом в школу комиссии, проводящей оценку качества работы учебного заведения).

Устанавливается объем ответов на центральный вопрос:

one page per focus question (одна страница, раскрывающая каждый вопрос).

Таким образом, если к одному стандарту относятся семь вопросов, соответствующих индикаторам улучшения качества школы согласно стандарту, то объем материала ожидается минимум семь страниц.

Процесс аккредитации школы приобретает электронный формат благодаря распространению инновационных продуктов, например: Adaptive System of School Improvement Support Tools, ASSIST (Адаптивная система средств поддержки улучшения качества школьного образования, предлагаемая для школ, аккредитованных компанией AdvancED (Северной и центральной ассоциацией и Южной ассоциацией вузов и школ). Система представляет собой интернет-портал для школ, округов и других организаций с целью совершенствования управления процессом улучшения школы, состоящий из 11 модулей, включающих Profile (профиль), Self-Assessment (самооценка школы), School Improvement Plan Builder (программа-конструктор плана повышения качества школы), Stakeholder Surveys (анкеты для опроса заинтересованных лиц), Program Evaluation (оценивание программы), Assurances Tracker (контроль над обеспечением качества, гарантии качества школы), Implementation Tracker (контроль над исполнением).

72 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / N2 1

Интердискурсивность: образовательный дискурс

Такие признаки отражают ценности образовательного дискурса, в том числе школьноадминистративного речевого жанра, в котором руководители американской средней школы используют набор характерных дискурсных средств для достижения задач. Специфическая терминология образовательного дискурса служит отправной точкой моделирования профиля администратора среднего учебного заведения. Признаки, представленные названиями стандартов, актуализируются в текстах — шаблонах отчетов, инструкциях к заполнению, опросах, выполненных отчетах и их обсуждении в письменной и устной формах образовательного дискурса.

Рассматриваемый Концепт реализуется также в личной информации выпускника школы, так как представляет документальное подтверждение результатов усвоения ценностей дискурса. Процесс подготовки материалов для поступления — это документирование усвоения не только ценностей образовательного дискурса, но и в целом ценностной ориентации американской нации и культуры, воспроизводящейся интердискурсивно и интертекстуально.

Обновляющаяся идентичность учащегося категоризируется в названиях мероприятий, в которых должен участвовать школьник, чтобы документально свидетельствовать о своем стремлении к постоянному повышению качества, например:

— out-of-school experiences (приобретение опыта вне школы),

— community service (общественные работы),

— summer activities (мероприятия во время летних каникул).

Модель профиля американского ученика характеризуется принципом постоянного совершенствования, основанного на активности и инициативности, благодаря приобретению практического опыта в разнообразной деятельности, например:

— leadership and initiative (лидерские качества и инициатива),

— development of areas of interest (развитие своей сферы интереса),

— responsibility (ответственность).

Таким образом, проанализирована ценностная ориентация образовательного дис-Литература

курса на примере американской средней школы, которая указывает на существование признаков, входящих в его концептуальное представление, например, реализуется рассматриваемый концепт. Динамическая сущность дискурса моделируется через систематизацию признаков, отражающих реализацию лингвосемиотической картины мира в меняющейся таксономии знаков концептосферы дискурса. Участники дискурса используют элементы этого концепта в создании текстов и актуализации своей идентичности. Формирующий аспект дискурса в процессе построения мироощущения связан с повторяющимися признаками семиотизации на интердискурсивном уровне. Ментальные образования с модифицирующимися оттенками смысла составляют концептуализацию бытия, отражают институциональную концептосферу в семиотических знаках. Современный американский образовательный дискурс структурирует поведение участников, фиксируя значимые для средней школы ситуации, события и факты, что проявляется в стандартах аттестации учебного заведения, а также превращении различных аспектов образовательного дискурса в товар. Взаимодействие разновидностей дискурса указывает на динамический процесс интерди-скурсивности (с точки зрения жанров образовательного дискурса и, например, тесной связи с деловым дискурсом) и тенденцию к применению лингвосемиотического увеличения сферы мировосприятия. Соответствие норме проявляется в ценностно-ориентированных признаках, указывающих на особенности восприятия действительности основными участниками. В рассматриваемом Концепте нелинейная картина восприятия действительности обусловлена многообразием когнитивных, социальных, идеологических и культурных параметров текста. Представление о концепте ограничивается меняющейся действительностью; описание концепта согласуется с сетевым подходом, отслеживающим основные изменения концепта и профилей участников, несмотря на трансформации. Моделируемые образы систематизируют социокогнитивные признаки современного образовательного дискурса и служат отправной точкой улучшения его качества.

1. Кашкин В.Б. Введение в теорию дискурса. М.: Восточная книга (Восток — Запад), 2010. 152 с.

2. Кибрик А.Е. Лингвистическая реконструкция когнитивной структуры // Вопросы языкознания. 2008. № 4. С. 51-77.

73

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

3. Левицкий Ю.А. Проблемы лингвистической семантики. 2-е изд. М.: Либроком, 2009. 152 с.

4. Пеньков Б.В. Признаки институционального дискурса: образовательный дискурс // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2009. № 4. С. 63—68.

5. Bhatia V.K. Interdiscursivity in professional communication // Discourse & Communication. Thousand Oaks, CA: Sage, 2010. Vol. 4. No. 1.Р. 32-50.

6. Deppermann A. Zur Einfiihrung: ,Verstehen in professionellen Handlungsfeldern‘als Gegenstand einer ethnographi-schen Konversationsanalyse // Verstehen in professionellen Handlungsfeldern (Studien zur deutschen Sprache. Vol. 52). Tubingen: Narr, 2010. S. 7-26.

7. Fairclough N. Language and Globalization. N.Y.: Routledge, 2006. 200 p.

8. Farr F. The Discourse of Teaching Practice Feedback: A Corpus-Based Investigation of Spoken and Written Modes (Routledge Advances in Corpus Linguistics). N.Y.: Routledge; 1 ed., 2010. 228 p.

9. Schleppegrell M.J. The Language of Schooling: A Functional Linguistics Perspective. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum. 2004. 208 p.

10. Sinclair J. Trust the Text: Language, Corpus and Discourse, Ronald Carter (Ed.) N.Y.: Routledge; 1 ed., 2004. 224 p.

11. Пеньков Б.В. Лексико-семантические и тематические маркеры в англоязычном образовательном дискурсе // Сервис-plus. 2010. № 1. С. 37-43.

Иллюстративные источники

1. AdvancED. Tempe, AZ; Alpharetta, GA: Advance Education, Inc., 2010. URL: http://www.advanc-ed.org (дата обращения 25.03.10).

2. North Central Association of Colleges and Schools («NCA»). Tempe, AZ; Chicago, IL, 2010. URL: http://www. northcentralassociation.org (дата обращения 15.03.10).

3. Northwest Association of Accredited Schools («NAAS»). Boise, ID, 2010. URL: http://www.northwestaccreditation.org (дата обращения 15.03.10).

4. Transition from High School to College («Transition»). Dallas, TX: Altshuler Learning Enhancement Center at Southern Methodist University, 2002. URL: http://www.d.umn.edu/tutoring/transition.htm#rules (дата обращения 25.03.10).

УДК 378.14.015.62

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПЛАНА ФГОУВПО «РГУТИС»

ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «МЕНЕДЖМЕНТ» (БАКАЛАВРИАТ)

Суслова Ирина Александровна, кандидат экономических наук, доцент, osp.08@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Based on the provisions of the Bologna Declaration and the main factors of reforming Russian education, characterization of the developed RSUTS a new educational curriculum of 080500 «Management» (undergraduate) was carried out. The compliance with the requirements of the GEFproject HPE third generation, as well as the results of the research of the needs of the labor market were found. The role in formation of the main skills professional work of the bachelor of management is defined.

Приведена характеристика разработанного ФГОУВПО «РГУТиС» нового учебного плана по направлению подготовки 080500 «Менеджмент» (бакалавриат), основанная на положениях Болонской декларации и основных факторах реформирования российского образования. Выявлено его соответствие требованиям проекта ФГОС ВПО третьего поколения, а также результатам исследований потребностей рынка труда. Определена роль в формировании основных компетенций профессиональной деятельности бакалавра менеджмента.

Key words: management, a bachelor degree, the curriculum, modules, labor input, the competence Ключевые слова: менеджмент, бакалавриат, учебный план, модули, трудоемкость, компетенции

74 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / N2 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.