Научная статья на тему 'Интерактивные технологии обучения в формировании профессиональной компетентности специалиста нового времени'

Интерактивные технологии обучения в формировании профессиональной компетентности специалиста нового времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
713
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губаренко И. В., Городова Д. В.

В статье рассматриваются интерактивные технологии обучения к решению педагогической проблемы формирования профессиональной компетентности специалиста нового времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE SPECIALIST OF THE NEW TIME

The article considers the interactive learning technologies to the solution of pedagogical problems of formation of professional competence of the specialist of the new time.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии обучения в формировании профессиональной компетентности специалиста нового времени»

УДК 378.046

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НОВОГО ВРЕМЕНИ

И.В. Губаренко^, Д.В. Городова2)

^Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: ira.gubarenko@yandex.ru 2,МБОУ ДОД «Детская художественная школа г. Белгорода» e-mail: dina.gorodova@yandex.ru

В статье рассматриваются интерактивные технологии обучения к решению педагогической проблемы формирования профессиональной компетентности специалиста нового времени.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная компетентность, интерактивные технологии

Одним из критериев, определяющих происходящие изменения в системе профессионального образования, является повышение уровня профессионализма выпускников учреждений профессионального образования на основе формирования профессиональной компетентности.

В целом профессиональную компетентность в общем контексте европейских тенденций модернизации содержания, способов и технологий организации образовательного процесса, составляет наличие у выпускника профессионального образовательного учреждения определенных качеств, включающих профессиональную самостоятельность, мобильность, решительность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда и принятие решений не только в стандартных типовых, но и незапланированных ситуациях. Такое понимание цели и результата образования нашло отражение в компетентностном подходе и Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения разработанных на его основе. В рамках которого, теория и практика педагогической науки разрабатывает все новые и новые технологии, методики для решения проблемы формирования компетентностного специалиста нового времени.

Основные идеи компетентностного подхода сформулированы Л.О. Филатовой следующим образом:

• компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыко-вую составляющую образования;

• понятие компетентности включает не только когнитивную и опе-рационально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую;

• оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и др.;

• компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;

• в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);

• компетенция - это способность менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов определенной ситуации с сохранением некоторого ядра образования: целостное мировоззрение, ценности;

Таким образом «использование подобного подхода может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий»1.

Но следует отметить, что современное высшее профессиональное образование в большей степени ориентированно на подготовку компетентного специалиста, не просто конкурентоспособного, а специалиста способного ответственно осуществлять профессиональную деятельность, опираясь не только на те знания которые необходимы в данной профессии, но и на преобретенный опыт ценностного отношения к деятельности осуществляемой в рамках выбранной профессии, поскольку как показывает опыт выпускник обладающий ценностным отношением к своей профессии, видит перспективы ее развития соответственно быстрее адаптируется к данной деятельности и быстрее включается в работу.

Данное понимание проблемы формирования компетентностного специалиста нового времени основываются не просто на обновлении содержания подготовки, на усилении практической ее направленности, а на использовании интерактивных педагогических технологий обращенных к ценностно-мотивационной сфере профессиональной деятельности, позволяющих преодолеть разрыв между требованиями реальной жизни и обособленностью системы обучения, увеличить потенциальную возможность обучать с учетом социальных и экономических потребностей завтрашнего дня.

Сущность педагогической технологии как всеобъемлющего многостороннего явления лучше всего была определена Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологиям (США, 1979): «Педагогическая технология - это комплексный, непрерывный процесс, охватывающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности по анализу проблем и планированию, обеспечению, осуществлению и руководству решением проблем, относящихся ко всем аспектам усвоения знаний». Свое определение технологии дала ЮНЕСКО: «Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования».

Иначе говоря, педагогическая технология - это связанные в одно целое методы, формы, средства, способы, материальные ресурсы и т.д., обеспечивающие достижение цели; технология - это все что находится между целью и результатом.

В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит

в ориентации образовательного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образовательный процесс, построенный на основе инновационных технологий, способен обеспечить готовность выпускника к усвоению новых знаний, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.

Под инновациями (от англ. innovation) в общем смысле следует подразумевать нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты образовательного процесса. Инновации, прежде всего, связывают с новыми технологиями, так как современная практическая педагогика становится более технологичной. Проектирование образовательных технологий в отличие от методического «обобщения опыта» основывается исключительно на хорошо известных, апробированных, не вызывающих сомнения фактах. Технолог не экспериментирует, а имеет дело с предсказуемым результатом, так как технология не допускает вариативности, а ее главное назначение - получение гарантированного результата на основе ключевого решения. В свою очередь, понимание ключевого решения открывает смысл всего остального, выстраивающегося в систему взаимно необходимых элементов.

Инновации как многомерное явление в области образования направлены на качественное обновление педагогической деятельности. Внедрение инноваций в образовательный процесс предметно проявляется в следующих функциях инновационных технологий:

- в моделировании профессиональной деятельности как педагогической системы обучения;

- в развитии профессиональных способностей обучаемых;

- в совершенствовании качества образовательного процесса.

Основными детерминантами инновационного содержания профессиональной подготовки являются: новые требования, предъявляемые развивающимся обществом к системе профессиональной подготовки; информатизация общества; возрастание роли субъективного (личностного) фактора в обучении; внутренние потребности развития самой системы профессиональной подготовки.

Приоритетными инновационными технологиями являются интерактивные технологии обучения, которые рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов образовательной деятельности. Понятие «интерактивный» позаимствовано из компьютерного словаря, где оно обозначает возможность пользователя обмениваться информацией с компьютером, направлять развитие процесса, который он видит на экране, по собственному усмотрению2.

Сущность интерактивных технологий обучения состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.

В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия - субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).

Технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные (таблица I)3.

Таблица 1

Технологии интерактивного обучения

Сравниваемые показатели Неимитационные Имитационные

Цели Передача информации, создание предпосылок для развития общих и профессиональных навыков и умений Знакомство с различными видами профессионального контекста, формирование профессионального опыта в условиях квазипрофессиональной деятельности

Особенности организации учебного занятия Проблемное содержание обучения, применение технических средств Игровая процедура в работе с моделью, имитационноигровые ситуации

Формы и методы Проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия, «мозговой штурм», кооперативное обучение (учебное сотрудничество) Неигровые формы: анализ конкретных профессиональных ситуаций. Игровые формы: дидактическая игра, стажировка с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, игровое проектирование

Тактика обучения Диалогическое взаимодействие педагога и обучаемых Общение обучаемых между собой и с педагогом в процессе имитации

Таким образом, неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Рассмотрим сущность основных форм и методов технологий интерактивного обучения. Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной практики через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение студентами знаний при непосредственном действенном их участии. Среди моделируемых проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность студентов, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защи-

щать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Действующие лица на семинаре-диспуте выполняют различные функции (таблица 2).4

Таблица 2

Функции действующих лиц на семинаре-диспуте

Действующее лицо Выполняемые функции

Докладчик Излагает в тезисной форме существо защищаемой точки зрения, позиции, основные положения, факты

Содокладчик Подкрепляет аргументами, обосновывает, иллюстрирует позицию докладчика

Оппонент Демонстрирует контрпримеры и контраргументы, излагает иную точку зрения

Эксперт Проводит сравнительный анализ аргументов и контраргументов, определяет области их истинности

«Провокатор» Задает «каверзные» вопросы, приводит неожиданные примеры, инициирует общую дискуссию

Ассистент Осуществляет материально-техническое обеспечение (плакаты, схемы, кодограммы, видеозапись и т.д.)

Учебная дискуссия используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы.

«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение студентов от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. Основные принципы и правила этого метода - абсолютный запрет критики предлагаемых участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

Кооперативное обучение основывается на взаимном обучении при совместной работе студентов в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества заключается в том, что студенты объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнить общее задание или достичь общей цели.

Дидактическая игра предполагает, что в ее процессе студент должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.

Стажировка с выполнением должностной роли предполагает, что «моделью» выступает конкретная сфера профессиональной (практической) деятельности, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности) под контролем преподавателя.

Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами. В

данном случае в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т.п.).

Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются различные виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод сочетает индивидуальную и совместную работу студентов и требует от каждого участника знания технологии процесса проектирования, а также умения вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов5.

В заключение необходимо отметить, что применение интерактивных форм и методов обучения требует иной, нестандартной организации образовательного процесса. Организация учебных занятий по интерактивной схеме предоставляет студентам следующие преимущества:

- возможность усвоения знаний в процессе активной собственной деятельности;

- использование поддержки членов группы для быстрого приобретения необходимых знаний и умений;

- максимальную возможность отстаивания собственных способов решения поставленных задач;

- активное вмешательство в течение дидактического процесса.

Список литературы

1. Гузеев, В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. - М., 2010. - 223 с.

2. Коваленко, В.И, Верховод Н.А., Губаренко И.В. Интерактивные технологии обучения в профессиональном обучении. Материалы VIII международной научно-практической конференции «Будущие вопросы мировой науки - 2012г.». - Том 25. Педагогические науки. София. «Бел ГРАД-БГ». - С. 70-83.

3. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 368 с.

4. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. - 2-е изд., доп. - М.: Высшее образование, 2010. - 574 с.

INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE SPECIALIST OF THE NEW TIME

I.V. Gubarenkol), D.V. Gorodova2)

Belgorod state Institute of arts and culture e-mail: ira.gubarenko@yandex.ru 2)Children's art school, Belgorod e-mail: dina.gorodova@yandex.ru

The article considers the interactive learning technologies to the solution of pedagogical problems of formation of professional competence of the specialist of the new time.

Keywords: professional education, professional competency, interactive technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.