Раздел IV. Инновационные технологии социально-культурной деятельности
А.А. Смирнова
Интерактивные технологии как средство развития социально-творческой активности участников самодеятельного объединения (на примере Оркестра баянистов имени П.И. Смирнова)
Самодеятельные объединения художественно-творческой направленности - многочисленные хоровые, оркестровые, хореографические, театральные и др. коллективы, объединяющие десятки тысяч подростков и молодежи - имеют значительный потенциал по развитию социальнотворческой активности своих участников. Между тем, в силу сложившихся в предыдущий исторический период традиций, базирующихся на субъект-объектной модели воспитания, руководители этих коллективов нацелены в основном на формирование исполнительского мастерства и организацию концертной деятельности. Такой подход существенно сужает поле самореализации участников самодеятельных объединений и ограничивает возможности формирования их социально-творческой активности.
В той или иной степени формированию и развитию социально-творческой активности способствует ряд форм организации деятельности самодеятельных художественных коллективов. Однако их ограничение преимущественно вербальными формами (лекции, беседы и т.п.) не позволяет реализовать весь потенциал самодеятельного объединения по формированию социально-творческой активности участников. В то же время в теории, методике и практике современной педагогики утвердились так называемые интерактивные формы воспитания, доказавшие свою эффективность именно в сферах, где действия субъекта воспитания усиливаются встречной активностью объекта воздействия, формируя поле педагогического диалога, пробуждая в свою очередь различные проявления социально-творческой энергии. В работе самодеятельных художественных объединений эти формы пока используются в основном эпизодически. При этом имеется позитивный, во многом уникальный опыт развития социально-творческой активности участников самодеятельных объединений художественной направленности, который пока не получил достаточного обобщения.
Формирование социально-творческой активности в методологическом плане целесообразно рассматривать в единстве когнитивного, аффективного и конативного компонентов, определяющих отношение к
115
социально-значимой деятельности, поскольку рассматриваемое в данной статье явление, характеризует личность как целостность, обладающую не механическим набором социальных ролей или видов деятельности, а именно совокупностью этих проявлений, дополняющих и обогащающих друг друга и личность в целом.
Исследования В. Днепрова, Б.М. Рунина [1; 10] и др., рассматривавших художественно-творческую деятельность как сложную динамическую систему, в которой проявляется диалектика объективного и субъективного начал, а также работы М.С. Кагана, посвященные раскрытию сущности и специфики художественно-творческой деятельности позволяют сформировать определение социально-творческой активности в трех аспектах:
- как вид социальной активности, проявляющейся в созидании и донесении до других художественно-эстетических ценностей, опредме-ченных в продуктах творческой деятельности;
- как интегративное качество личности, отражающее, с одной стороны, уровень ее социальности, с другой - меру интенсивности художественной и иных видов деятельности, направленной на совершенствование социума, самого себя в этом социуме, и возникающими в ходе ее отношениями субъекта деятельности к окружающему миру, что проявляется в личностной и общественно значимой направленности, самодеятельности, инициативности, творчестве и находит выражение в различных формах социального бытия (познание, общение, художественно-эстетическая, духовно-нравственная, общественно-гражданская экологическая и другие виды деятельности);
- как формы проявления социальной активности личности, с одной стороны, и как средства ее воспитания - с другой, что достигается целенаправленной воспитательной деятельностью руководителя коллектива по формированию у участников самодеятельного объединения особого мировосприятия и мироотношения, отличающихся социальной направленностью, стремлением реализовать свои художественно-творческие способности в широком социальном контексте, стать активным субъектом социальной практики.
Особым условием для развития социально-творческой активности личности в самодеятельных коллективах является использование интерактивных технологий. Интерактивные («inten> (англ.) - взаимный, «act» (англ.) - действовать) технологии [3; 9] - это специально организованная педагогическая деятельность в режиме диалога, при котором обеспечивается максимально полная и интенсивная коммуникация руководителя и участника самодеятельного объединения. Данные технологии позволяют организовать учебно-воспитательный процесс в объединении художественной направленности таким образом, что практически все участники
оказываются вовлеченными в процессы познания, творчества, при этом каждый вносит свой индивидуальный вклад в общее дело.
Преимущество такого рода технологий определяется, во-первых, их органическим соответствием специфике самодеятельного художественного творчества - свободой выбора, возможностью интеграции творчества индивида и других участников коллектива в процессе коллективной художественно-творческой и социально-культурной деятельности, выходящей в широкий социум, с учетом индивидуальных особенностей участников, широтой форм самореализации в различных видах творческой и социально ориентированной деятельности. Во-вторых, интерактивные технологии создают необходимые предпосылки для обеспечения непрерывности и целостности развития личности в самодеятельном художественном коллективе; интеграции художественно-творческих, социальнокультурных и организационных аспектов жизнедеятельности коллектива; формирования чувства личной ответственности каждого участника коллектива за все, что происходит в контактных средах социальной практики; социальной направленности различных форм работы коллектива; внедрения демократических начал в жизнь коллектива (альтернативности, участие в планировании, выбор заданий в соответствии с личностными возможностями и социально-творческими ориентациями и т.п.).
Уникальность педагогической системы оркестра баянистов имени П.И. Смирнова состоит в целенаправленном, последовательном развитии у подростков социально-творческой активности на основе их включения в различные виды деятельности: образовательную, концертно-исполнительскую, культурно-досуговую, творческую; реализации репертуарной политики, построенной на лучших традициях русской и мировой музыкальной классики; ориентации подростков на усвоение и преумножение ценностей коллектива.
Для участников коллективов несоизмеримо расширяются возможности самопознания, саморазвития, самоутверждения, реализации своих потенциальных творческих возможностей, в них раздвигаются границы познания и общения, рождаются чувства товарищества и дружбы. В коллективе формируются, поддерживаются и постоянно развиваются традиции, способствующие нравственно-эстетическому, художественно-творческому развитию личности.
Сущность развития художественно-творческих способностей участников оркестра баянистов им. П.И. Смирнова средствами интерактивных технологий представляет собой интеграцию эффективных традиционных форм учебно-воспитательного процесса (индивидуальные и групповые занятия, репетиции и т.д.), художественно-творческой деятельности (КВН, творческие вечера и т.д.) и интерактивных форм социально-культурной деятельности (концерт-перформанс, опен эйр, арт-концерты, хэппенинги, капустники, дизайнерские мастерские и т.д.), которые посредст-
вом игровой деятельности направлены на развитие физической, социальной и художественной активности.
Выбор тех или иных форм обусловлен:
- логикой процесса формирования социально-творческой активности;
- реальными творческими достижениями подростков;
- степенью их готовности к взаимодействию с другими субъектами творческого процесса;
- способностью коллектива и каждого его члена к совместной и индивидуальной социально-творческой деятельности.
Таким образом, проявляя уважение к реальным интересам и вкусам учащихся, педагогический коллектив оркестра ориентирует их на подлинные шедевры мировой культуры, последовательно подводит последних к осознанию их ценности и, что весьма существенно, к праву подняться до уровня музыкальной классики. Усвоению лучших образцов мировой и отечественной музыки способствуют разъяснительная деятельность педагогов, которые на примере конкретных произведений ком-позиторов-классиков показывают как они оранжируют народные мелодии, как включают в свои партитуры мелодии и ритмы исторически сложившихся направлений и жанров музыкальной культуры. В свободное время участники оркестра посещают музеи и концерты, выставки, интересуются культурой зарубежных стран; в летнее время организуют походы, увлекаются спортивным ориентированием, устраивают различные выезды и соревнования, активно участвуют в социально значимых для общества мероприятиях (например, «День города», акция «Перепись населения», «Музыка против наркотиков» и т.д.); самостоятельно проводят творческие вечера, тематические встречи, капустники, КВН и т.д.
Повседневное общение, широкие социальные контакты, досуговые предпочтения, формирующие тип социальной жизни современных подростков, являются важнейшими характеристиками избираемого ими стиля жизни, одними из главных критериев самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой.
Наряду с решением общих для коллектива вопросов обучения, основанных на исполнительском мастерстве и репетициях, связанным с освоением тех или иных музыкальных произведений, в коллективе была принята система разработки индивидуальной траектории развития личности. Опираясь на психолого-педагогические характеристики участников коллектива, обобщаются особенности способностей и их конкретных проявлений, специфика наклонностей, круг интересов, и иные черты индивидуальности подростков. К данным, которые были получены в коллективе, прибавляются данные, которые педагоги получают в процессе контактов с семьей и с педагогами школ и профессиональных училищ, где обучаются участники коллектива. В результате, определяется индивидуальная педагогическая программа развития личности.
Проанализировав педагогическую систему оркестра баянистов имени П.И. Смирнова, автор данной статьи выявил следующую систему социально-педагогических условий формирования социально-творческой активности подростка в самодеятельном коллективе художественной направленности на основе применения интерактивных технологий, включающую:
а) формирование социально-творческой активности в самодеятельном коллективе в единстве когнитивного, эмоционального, практически-действенного уровня отношений к творческой и социально-значимой деятельности;
б) обеспечение деятельностного многообразия функционирования досуговой общности: широкого выбора социальных объектов и видов социально-творческой деятельности, возможностей участия в мероприятиях коммуникативного, творческого, познавательного, ценностно-ориентационного и культурно-просветительного характера, в совокупности обеспечивающих самореализацию и признание личности со стороны значимого окружения;
в) творческое применение интерактивных педагогических технологий, обеспечивающих не только достижение высокого уровня художественно-творческой деятельности, но и развитие социальной направленности и активности личности каждого участника;
г) связь учреждения, на базе которого функционирует самодеятельный коллектив и самого коллектива с другими институтами и организациями социальной направленности и интеграция с ними на основе реализации социально-творческого потенциала отдельных участников и коллектива в целом.
Учитывая объективные и субъективные условия вовлечения подростков в самодеятельное творчество, безусловное соблюдение принципов организации деятельности любительского коллектива и последовательное применение оправдавших себя интерактивных технологий и реализуемых в них форм, ориентированных на развитие социально-творческой активности личности в коллективах самодеятельного творчества в конечном итоге приводит к тому, что:
- повышается уровень социально-творческой активности подростков в различных областях духовной жизни, в рациональном использовании своего свободного времени;
- развивается интерес к различным видам искусства;
- формируются и закрепляются навыки самостоятельной работы;
- стимулируется стремление участника самостоятельного объединения к живому, непосредственному общению в коллективе, рождается интерес к общественной деятельности к внесению своего посильного вклада в жизнь объединения и общества в целом;
- утверждается потребность в творческой деятельности, поэтапно формируются умения и навыки ее удовлетворения.
Литература
1. Рунин, Б.М. О психологии импровизации / Б.М. Рунин // Сайт интегрального человековедения. [Электронный ресурс] - URL: http: // www. aquarun.ru / psih / tvor / tvor31. html (14.11.12)
2. Чураков Е.И. Развитие новых нетрадиционных форм в системе образования г. Орла / Е.И. Чураков // Развитие и социализация ребенка в различных культурно-образовательных средах : мат.-лы городской науч.-практич. конф. - Орел: [б. и.], 1994. - С.8-12.
М.Н. Куропаткина
Инновационные технологии в системе организации досуга в детских оздоровительных лагерях: практика ДОЛ «Мечта»
Жизнедеятельность современных детей и подростков предельно насыщена, строго регламентирована и требует больших физических, психических и интеллектуальных сил. Именно поэтому летнему досугу и отдыху отводится столь большое внимание профессиональных педагогов и родителей, заинтересованных не только в качественном оздоровительном эффекте, но и в современных востребованных досуговых мероприятиях.
В Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», подписанном 1 июня 2012 года, предусмотрены меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственночастного партнерства [1]. В федеральной целевой программе на 20112015 годы особое значение придается распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей, в числе которых и модели организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей. В качестве ожидаемых результатов ее реализации предполагается создание на всех уровнях не только новых образовательных, но и досуговых программ [2: 5].
В этой статье речь пойдет о детском оздоровительном лагере «Мечта», принадлежащему нефтеперерабатывающему предприятию ООО «КИНЕФ» города Кириши. Основная задача ДОЛ «Мечта» - обеспечить летний досуг детям сотрудников предприятия. Кроме того, с августа по май ДОЛ функционирует как база отдыха «Мечта», а это значит, что дети, отдыхающие в летний период, являются потенциальными отдыхающими на базе круглогодично. В этой связи прослеживается проблематика организации досуга в ДОЛ, так как требовательность к качественному
120