Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения в системе высшего профессионального образования'

Интерактивные методы обучения в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2010
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клименко Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения в системе высшего профессионального образования»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.И. Клименко,

Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения значительно изменили всю систему образования. Вместо традиционных, известных всем методов обучения на первый план выходят активные и интерактивные формы и методы обучения.

Активные методы обучения позволяют активизировать весь учебный процесс и побудить обучаемого к участию в нем. Они успешно формируют мышление обучаемых, способствуют их вовлечению в решение проблем, приближенных к профессиональным, а также расширяют и углубляют профессиональные знания и развивают практические навыки и умения. Активные методы обучения представляют собой форму взаимодействия, при которой преподаватель и обучаемый взаимодействуют во время урока и обучаемые - не пассивные слушатели, а активные участники коммуникации. То есть именно при активном обучении студент представляется как субъект учебной деятельности, он вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе [4].

Интерактивные методы обучения - это группа современных методов, которые отвечают в полной мере требованиям современного общества. Они основываются на интеракционизме - концепции, важнейшей особенностью которой является способность человека принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению и соответственно этому интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия [3]. Интерактивный означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. То есть, в отличие от активных, они более ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом.

Интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают коллективное обучение в сотрудничестве, причем и обучающийся, и преподаватель являются субъектами учебного процесса. Роль преподавателя перестает быть центральной, он выступает как организатор процесса обучения, лидер группы, создатель условий для инициативы обучающихся. Он готовит задания и формирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Целью интерактивных методов обучения является создание комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает сам процесс обучения более продуктивным. Иными словами, интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие, как между студентом и преподавателем, так и между студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

- пробуждение у обучающихся интереса;

- эффективное усвоение учебного материала;

- самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;

- установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

- формирование мнения у обучающихся;

- формирование жизненных и профессиональных навыков;

- выход на уровень осознанной компетентности студента.

В настоящее время многообразие форм и методов интерактивного обучения удивляет. С одной стороны, это могут быть семинарские занятия, с другой, различные виды лекций (лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками, проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция пресс-конференция, лекция-диалог). Но наиболее общими и часто используемыми методами являются:

- дискуссия (от лат. discussion - рассмотрение, исследование) - публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций;

- кейс-технологии - анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ;

- игра - это форма деятельности (чаще - совместной деятельности) людей, воссоздающая те или иные практические ситуации и систему взаимоотношений, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования (деловые игры, ролевые игры, организационно-деятельностные);

- тренинг - один из интерактивных методов обучения и социально-психологического развития личности. Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр, объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по 5-15 минут);

- метод проектов - система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно, но под руководством преподавателя, с целью практического или теоретического решения значимой проблемы;

- ассессмент-центр - имитационные упражнения, моделирующие профессиональную деятельность участников;

- портфолио (от франц. porter - носить + лат. in folio - в размер листа) представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности студентов, использующуюся для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов [1].

Активное и широкое применение интерактивных методов в образовательной практике - уникальный путь реализации идей педагогической

инновации, «средство повышения педагогического мастерства педагогов и эффективности деятельности студентов в достижении.

Более высоких образовательных результатов, расширения возможностей для выбора более эффективных способов решения образовательных задач и оптимального использования ресурсов» [2]. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Интерактивные методы также повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности студентов, побуждает их к конкретным действиям, вследствие чего процесс обучения становится более осмысленным. Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию; обосновывать свою позицию; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам [5]. Иными словами, интерактивные методы обучения помогают перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в модельных или реальных ситуациях профессиональной деятельности, что, безусловно, повышает качество подготовки будущих специалистов.

Список использованной литературы

1. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе. / Ю.В. Гущин - Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека Дубна № 2, 2012: [сайт]. - 2012. - режим доступа: http: //www.psyanima.ru.

2. Краснов Ю.Э. Современные дискуссии по проблеме «Метод проектов» (реферативный обзор источников, включая рассмотрение концепции Дж. Равена о развитии компетентностей высшего уровня посредством проектного обучения) / Ю.Э. Краснов // Метод проектов. Сер. «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. / Белорусский гос. ун-т. Центр проблем развития образования. Республиканский ин-т высш. шк. БГУ. - Минск: РИВШ БГУ, 2003

3. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Изд-во ИКАР. Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. 2009

4. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учеб.-метод. пособие / С.Б. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.

5. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. - 4-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.