Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения при формировании общекультурных компетенций будущих бакалавров профессионального обучения'

Интерактивные методы обучения при формировании общекультурных компетенций будущих бакалавров профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ / БАКАЛАВР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TEACHING METHODS / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / FORMATION / BACHELOR EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гамзаева М. В., Магомедова З. З.

В статье раскрыто значение интерактивных методов обучения в формировании общекультурных компетенций будущих бакалавров профессионального обучения. Авторы приводят полный перечень общекультурных компетенций из ФГОС ВПО нового поколения. Проведён анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме. В статье речь идёт об общекультурных компетенциях, которые позволяют будущему бакалавру профессионального обучения быть более успешным в любой сфере профессиональной и общекультурной деятельности. Рассмотрены интерактивные методы, которые могут быть применимы при обучении различным дисциплинам в учреждениях высшего профессионального образования для формирования компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гамзаева М. В., Магомедова З. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS IN VOCATIONAL TRAINING

. In the article the importance of interactive teaching methods in the formation of common cultural competence of future undergraduate training is revealed. In the article the author gives a complete list of common cultural competence of Standards of higher professional education of the new generation. The authors analyzed the scientific and pedagogical literature on this issue. The article is about the general cultural competences that enable future bachelor of professional training to be more successful in any area of professional and general cultural activities. The researchers also consider interactive methods that can be applied in teaching different subjects in institutions of higher education to build competencies. The paper mentionsa classification of methods and forms of interactive teaching, where these forms are distinguished: game-based, training, discussion-related, creative, heuristic, project-oriented, prognostic, computer-based forms.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения при формировании общекультурных компетенций будущих бакалавров профессионального обучения»

жит продуктивным технологиям обучения, которые совершенствуют функциональную подготовку магистранта:

- деятельностно-ориентированные технологии (метод проектов; игровые технологии; имитационно-игровое моделирование технологических процессов);

- когнитивно-ориентированные технологии (методы учебного диалога и учебной дискуссии; проблемное обучение, задач-ный метод, контекстное обучение; мозговой штурм);

- личностно-ориентированные технологии (технология субъектного развития; технология личностно-творческого развития; тренинг развития, тренинг личностного роста, смысло-поисковый диалог).

В компетентностно-ориентированном обучении целесообразно использование следующих форм и методов обучения: работа в парах; работа в малых группах; производственная практика; производственная экскурсия; изучение и анализ конкретного опыта; демонстрация трудового опыта; изучение и анализ конкретных случаев из практики; практические и лабораторные работы с элементами творческой деятельности; защита особого способа решения профессиональной задачи; проведение самостоятельного микроисследования; разработка рацпредложения и др. [5].

Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях, решать профессиональные задачи различной сложности.

Результат профессиональной готовности магистранта в рамках компетентностного подхода будет рассматриваться как «способность к деятельности», которая предполагает способность ставить цель и достигать её в деятельности, решать проблемы, уметь анализировать, оценивать свою деятельность, способность к рефлексии.

Измерение уровня компетентности магистров требует совершенствования контрольно-измерительных материалов, где к основным методам оценки, используемым в модульном обучении, относятся:

- решение задач;

- сбор образцов деятельности магистрантов, демонстрирующих освоение ими требуемых компетенций;

- экзамен в активной форме;

- свидетельства, демонстрируемые в процессе смоделированной или реальной трудовой ситуации;

- индивидуальные или групповые проекты;

- практические задания по демонстрации умений.

Оценка освоенных компетенций осуществляется по критерию «умеет/не умеет делать». Она может быть проведена с

Библиографический список

участием внешних экспертов или на рабочем месте. Методика позволяет выявить несоответствие (недостаточные умения) демонстрируемых компетенций задачам модуля в конкретной области [6].

Критерии для установления уровня профессиональной компетентности:

- владение базовым уровнем теоретических знаний и умением применять их в собственной практической деятельности;

- способность объяснять собственные достижения, видеть затруднения в своей деятельности и намечать пути их устранения;

- способность решать инновационные проблемы; владение методами профессионального исследования;

- умение соотносить свой опыт с опытом коллег, а также анализировать достижения и недостатки в собственной работе и работе коллег;

- степень владения коммуникативной компетенцией;

- способность и стремление продолжать профессиональное образование.

Компетентностный подход представляет собой совокупность общих принципов определения целей, отбора содержания, организации учебного процесса и оценки его результатов. К числу основных положений компетентностного подхода мы относим:

- цели обучения заключаются в развитии у магистрантов способности самостоятельно решать стандартные и нетипичные задачи в различных сферах профессиональной деятельности;

- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный и учебно-профессиональный опыт решения познавательных, мировоззренческих, производственных ситуаций и задач;

- смысл организации учебного процесса заключается в создании педагогических условий для накопления магистрантами опыта самостоятельного решения указанных задач;

- оценка учебных результатов основывается на анализе уровней сформированности общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

Таким образом, готовность магистра к профессионально-педагогической деятельности характеризуется объединением содержательных, организационных, методических и технологических компонентов профессионального обучения, а также теоретических и прикладных аспектов, обеспечивающих структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещая в одной организационно-методической структуре дидактическую цель, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля.

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы. Москва, 2012.

2. Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Москва, 2007.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва. 2005.

5. Галковская И. Возможности и сложности модульного обучения. Псков, 2007.

6. Ильин Г.Л. Педагогическая технология новой образовательной парадигмы. Образовательная технология, 2008.

7. Бершадский М., Гузеев В. Новая реальность образования: ответы на угрозы и вызовы. Москва, 2008.

References

1. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" na 2013 - 2020 gody. Moskva, 2012.

2. Hutorskoj A.V. Kompetencii v obrazovanii: opyt proektirovaniya. Moskva, 2007.

3. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Moskva. 2005.

4. Galkovskaya I. Vozmozhnostiislozhnostimodul'nogo obucheniya. Pskov, 2007.

5. Il'in G.L. Pedagogicheskaya tehnologiya novoj obrazovatel'noj paradigmy. Obrazovatel'naya tehnologiya, 2008.

6. Bershadskij M., Guzeev V. Novaya real'nost' obrazovaniya: otvety na ugrozy i vyzovy. Moskva, 2008.

Статья поступила в редакцию 24.12.14

УДК 378

Gamzaeva M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technologies of Professional Education, DSPU (Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru

Magomedova Z.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, ChGU (Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru

INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS IN VOCATIONAL TRAINING. In the article the importance of interactive teaching methods in the formation of

common cultural competence of future undergraduate training is revealed. In the article the author gives a complete list of common cultural competence of Standards of higher professional education of the new generation. The authors analyzed the scientific and pedagogical literature on this issue. The article is about the general cultural competences that enable future bachelor of professional training to be more successful in any area of professional and general cultural activities. The researchers also consider interactive methods that can be applied in teaching different subjects in institutions of higher education to build competencies. The paper mentionsa classification of methods and forms of interactive teaching, where these forms are distinguished: game-based, training, discussion-related, creative, heuristic, project-oriented, prognostic, computer-based forms.

Key words: interactive teaching methods, general cultural competence, formation, bachelor education.

М.В. Гамзаева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и технологий профессионального образования ДГПУ,

E-mail: gamzaeva79@mail.ru

З.З. Магомедова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики и психологии ЧГУ,

E-mail: gamzaeva79@mail.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрыто значение интерактивных методов обучения в формировании общекультурных компетенций будущих бакалавров профессионального обучения. Авторы приводят полный перечень общекультурных компетенций из ФГОС ВПО нового поколения. Проведён анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме. В статье речь идёт об общекультурных компетенциях, которые позволяют будущему бакалавру профессионального обучения быть более успешным в любой сфере профессиональной и общекультурной деятельности. Рассмотрены интерактивные методы, которые могут быть применимы при обучении различным дисциплинам в учреждениях высшего профессионального образования для формирования компетенций.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, общекультурные компетенции, формирование, бакалавр профессионального обучения.

Современное общество предъявляет высокие требования к выпускнику высшего учебного заведения, к тем качествам и компетенциям, которыми он должен обладать. Основы общекультурных компетенций закладываются еще в период обучения в вузе. В свою очередь именно общекультурные компетенции предопределяют в дальнейшем траекторию развития личности студента.

В ФГОС ВПО нового поколения по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) содержится бинарная классификация компетентностей выпускника-бакалавра: общекультурные и профессиональные[1].

Рассмотрим более подробно общекультурные компетенции. Термин «общекультурные компетенции» указывает на то, что они являются основанием для других, более конкретных, профессиональных. В то же время владение ими позволяет выпускнику быть более успешным в любой сфере профессиональной и общекультурной деятельности, в том числе в личной жизни. В соответствии с требованиями к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Согласно ФГОС ВПОнового поколения бакалавры профессионального обучения должны обладать целым рядом общекультурных и профессиональных компетенций. К общекультурным компетенциям отнесены: способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2); способность использовать основы естественнонаучных и экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-3); способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4); способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6); способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7); готовность поддерживать уровень физической подготовки обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8); готовность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9). [1].

Проведенный анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме позволили нам сделать вывод, что объективные потребности общества делают актуальным широкое внедрение личностно ориентированных развивающих технологий [2]. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «... все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика» [3, с.144]. В научной литературе [4] получило распространение дуальное рассмотрение понятия «интерактивность». С одной стороны, интерактивное обучение связывается с полным личностно-эмоциональным включением всех субъектов образовательного процесса в продуктивную совместную деятельность и обучение, иными словами обеспечивается взаимодействие обучаемых с преподавателем, друг с другом и учебным окружением.

В этой трактовке можно выделять следующие группы методов и форм интерактивного обучения: игровые (ролевая, ситуационная, организационно-деятельностная, деловая и др.); тренинговые (социотехнические, социоинженерные, рефлексивные, социально-психологические и др.); дискуссионные (кейс-метод, эвристическая беседа, анализ ситуаций, дебаты, лекция-пресс-конференция, «круглый стол», лекция-диалог, диспут и др.): творческие (мозговой штурм, морфологический анализ, синектика и др.); эвристические (исследования, конкурсы и др.); проектировочные (проекты, проектный семинар, моделирование, конструирование, инсценировки); прогностические; информационно-компьютерные (виртуальные форум и конференция, виртуальные экскурсии, компьютерное взаимодействие и др.).

Другое понимание интерактивности основывается на дидактическом свойстве средств обучения, имея в виду взаимодействие субъектов образовательного процесса с информационной средой или её отдельными составляющими (интерактивная доска, интерактивное телевидение, обучающая компьютерная программа и т.д.).Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод завоевывает, как показывает практика, позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нём игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. При работе с кейсом у обучающихся формируются следующие компоненты общекультурных компетенций: умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.

Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. В связи с этим всё более предпочтительными становятся поисковые методы: исследовательский и эвристический (частично-поисковый). При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. Следует, однако, отметить, что в группах с различным уровнем знаний обучающихся, особенно на начальном этапе изучения предмета, целесообразно применять эвристические методы при активном участии преподавателя. Эвристическими могут быть беседы, лабораторные работы, задачи, предполагающие самостоятельный поиск обучающимися новых знаний.

Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие общекультурные компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.

Учебные дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности обучающихся, в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме.

Использование разных типов игр - деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса,

Библиографический список

вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. Практика подтвердила эффективность применения игровых методик на завершающем этапе (по завершении изучения темы, раздела, курса) обучения [5].

Исследовательская, дискуссионная форма организации занятий, а так же «мозговой штурм» являются эффективными методами формирования компетенций при проведении аудиторных занятий. При этом следует учитывать, что метод проектов и кейс-метод в большей мере по сравнению с другими нами описанными методами способствуют формированию таких компетенций, как умения выделять проблему и находить пути её решения, оценивать собственную деятельность, ответственность. Исследовательский метод - творческий подход к осуществлению деятельности, общекультурные умения, и, наравне с дискуссиями, играми и «мозговым штурмом» развивает коммуникативные качества личности, толерантность. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что обучающему целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования. Рассмотренные интерактивные методы могут быть применимы при обучении различным дисциплинам в вузах для формирования компетенций, а в своей концептуальной основе -при проектировании инновационных педагогических технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных профессиональных кадров.

1. ФГОС ВПО -3 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Available at: fgosvo.ru

2. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования общекультурных компетентностей. Наука и образование. 2011; 4. Available at: . http://technomag.edu.ru/doc/172651.html

3. Гавронская Ю. Интерактивность и интерактивное обучение. Высшее образование в России. 2008; 7.

4. Гамзаева М.В. Педагогические условия формирования профессиональной культуры у студентов педагогического вуза. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2008; 4: 92-94.

5. Алипханова Ф.Н., Магомедова З.З. Модель формирования коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов. Мир науки, культуры, образования. 2012; 5 (36): 42-43.

References

1. FGOS VPO -3 44.03.04 Professional'noe obuchenie (po otraslyam). Available at: fgosvo.ru <http://fgosvo.ru/>

2. Dvulichanskaya N.N. Interaktivnye metody obucheniya kak sredstvo formirovaniya obschekul'turnyh kompetentnostej. Nauka iobrazovanie. 2011; 4. Available at: . http://technomag.edu.ru/doc/172651.html

3. Gavronskaya Yu. Interaktivnost' i interaktivnoe obuchenie. Vysshee obrazovanie vRossii. 2008; 7.

4. Gamzaeva M.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj kul'tury u studentov pedagogicheskogo vuza <http://elibrary.ru/ item.asp?id=12196623>. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=592728>. 2008; 4: 92-94.

5. Aliphanova F.N., Magomedova Z.Z. Model' formirovaniya kommunikativno-rechevoj kompetentnosti buduschego uchitelya nachal'nyh klass-ov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; 5 (36): 42-43.

Статья поступила в редакцию 28.12.14

УДК 371.3

Huseynov M.D., senior teacher, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin (Biysk, Russia), Е-mail: oapanasenko@bk.ru

INTEGRATIVE BASIS OF TECHNOLOGICAL EDUCATION.This article considers the problem of an integrative approach to technology education. The author emphasizes that technical education is a tool for technological education, in which students acquire knowledge and skills aimed at transforming activity. The main content of the research is the analysis of technological education of students, which has an integrated basis and includes all the elements of technical education, labor training, professional orientation. Considering the problem of integration at the level of pedagogical phenomena, the author analyzes two approaches: substantive and procedural. On the level of degree of interaction of these approaches to implementing them in practice, the author draws attention to the three levels of integration: the level of intersubject connections, the average level (didactic synthesis) and the highest level. In conclusion the researcher reveals both positive and negative aspects of an integrative approach when it is applied to education.

Key words: integrative approach, technology, technical education, technological training, levels of integration, professional orientation.

М.Д. Гусейнов, ст. преп. Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: oapanasenko@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.