hes/2005/ sp051125_1.htm (дата обращения 02.11.2005).
23. Lord Woolf, the Lord Chief Justice of England and Wales “Rights of Child Defendants” (Michael Sieff Foundation Conference). URL: www.judiciary.gov.uk/publications_media/speec hes/pre_2004/lcj250402.htm (дата обращения 25.04.2002).
24. Bloor M., Bloor Th. The Practice of Critical Discourse Analysis: an Introduction. Oxford, 2007. P. 55.
25. Из выступления Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева на VI Всероссийском съезде судей. URL: www.supcourt.ru (дата обращения 02.12.2004).
26. Longman Dictionary of Contemporary English. Longman, 2006. P. 1331.
Поступила в редакцию 9.11.2008 г.
Dubrovskaya T.V. Texts of laws as a source of inter-textuality in public speeches of judges. In this paper we address the issue of intertextuality in public speeches of Russian and English judges. References to texts of laws present a rich source of intertextuality reflecting the specifics of judges’ professional activity and constructing a hybrid type of discourse, the one between public and legal. Language form of intertextual inclusions depends on some extra-linguistic factors, such as the speakers’ intentions and the type of an audience, that are in turn socially and culturally determined.
Key words: judge, public speech, intertextuality, Russian, English.
УДК 002.704.2
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК МОЛОДЕЖНЫХ МАСС-МЕДИА
© Е.А. Колесникова
Статья рассматривает основные формы интерактивности молодежных СМИ, а также основные этапы появления и развития электронных СМИ в пространстве Интернета. Производится выделение и отделение понятия интерактивности от других явлений Интернета.
Ключевые слова: ICQ, FAQ, Web-блог, e-mail.
Тема сетевых средств массовой информации, начиная от самого определения Интернет-изданий и заканчивая ответственностью журналиста в киберпространстве, активно муссируется в научном сообществе, вызывая огромное число споров и разногласий.
Учитывая возраст самой глобальной сети, необходимо отметить, что ученое сообщество, имеющее отношение к указанным проблемам, довольно молодо, и с каждым годом в этот круг приходят все новые молодые исследователи.
В процессе разработки темы автор опирался на литературу, освещающую различные аспекты организации и функционирования сетевых СМИ. Вопросам функционирования сети Интернет посвящено относительно много публикаций сетевых и меньше -печатных. Большинство работ посвящено истории становления компьютерных сетей, гипертекстовой природе сети Интернет, ее коммуникационным, мультимедийным интерактивным функциям. Необходимо отметить
и еще одну тенденцию. Первыми компьютерные сети и журналистику в Интернете начали осваивать и изучать американские исследователи, поэтому большая часть литературы по данным вопросам, которую можно встретить в России, переводная.
Первой была переведена книга американских исследователей Р. Рэддика и Э. Кинга «Журналистика в стиле он-лайн» [1]. Однако в ней сделан упор на проблему использования журналистами информационных ресурсов сети Интернет в своей профессиональной деятельности, о свойствах сети Интернет и каких-либо аспектах функционирования сетевых СМИ там ничего не говорится.
В последние годы появляются серьезные работы российских ученых. Среди них необходимо отметить труды М.М. Лукиной, И. Д. Фомичевой и А. А. Калмыкова [2-4]. В частности, И.Д. Фомичева раскрывает функции сетевых СМИ, а М.М. Лукина выделяет такие родовые свойства сетевых СМИ, как
гипертекстуальность, интерактивность и
мультимедийность.
В российском сегменте сети Интернет основная полемика по вопросам, связанным с различными аспектами функционирования Интернета, его социальным, философским и практическим значением, проходила на вебстраницах «Журнала. Ру» и «Русского журнала». В разделе «Непогода» «Журнала.Ру» в 1997-1998 гг. и рубрике «Net-культура» «Русского журнала» в 1998-1999 гг. был опубликован ряд статей ведущих сетевых деятелей Рунета (российской части всемирной сети Интернет) и переводов работ зарубежных авторов, имеющих важное теоретическое значение для изучения Интернета. Помимо этих двух изданий, вопросы, связанные с функционированием Интернета, систематически освещаются на страницах журналов «Компьютерра», «Интернет», «Мир Интернет», «Итоги», а также электронных сетевых изданий - «Нетоскоп», «Internet.ru», «ZDnet.ru» и др.
За рубежом, где серьезное изучение Интернета началось значительно раньше, существует большое количество изданий, посвященных социологическим, психологическим, правовым и другим аспектам сетевых технологий. Из специализированных сетевых изданий следует упомянуть такие журналы, как «First Monday», «Journal of Electronic Publishing», «D-Lib Magazine», «Journal of Digital Information», «Progressive Librarian», «Wired», «Computer-Mediated Communication Maga-
zine». Значительное внимание вопросам сетевой журналистики уделяют журналы «Edi-tor & Publisher», «American Journalism Re-view», «European Journal of Communication», «Medias Pouvoirs» и др.
История и становление компьютерных сетей российского сегмента рассматривается в публикациях А. Андреева, Е. Горного, М. Литвинович и др. Этапным шагом стала публикация при поддержке Американского совета по международным исследованиям и обменам книги «Российский интернет: накануне больших перемен» [5], в которой приводятся сведения из истории российского сегмента Интернета, а также интервью с ведущими сетевыми деятелями, авторами первых и самых успешных сетевых проектов, что позволяет раскрыть логику развития сетевого медиарынка России.
Феномен электронных сетей как нового вида СМИ в России был впервые рассмотрен в работах А.И. Акопова [6]. Позже анализ периодических изданий электронных сетей как вида СМИ был предпринят в диссертации М.М. Колесниковой [7].
Что касается публикаций в Интернете, то различным аспектам функционирования сетевых изданий посвящены публикации А. Носика, Е. Быковского, И. Давыдова, А. Дорож-кина и др.
Свойство интерактивности рассматривается, в основном, в контексте упоминания всех остальных отличительных особенностей сетевых СМИ [2]. Имеются некоторые практические наработки в области интерактивного телевидения. Однако фундаментальных трудов, раскрывающих все аспекты интерактивности среди работ российских авторов, пока нет.
Помимо этого, в работе были использованы исследования аудитории сетевых изданий, проведением которых занимаются агентства социологических исследований РОЦИТ, Комкон-2, фонд «Общественное мнение», статистические (8руЬОО) и рейтинговые системы («Рамблер»). Среди публикаций по вопросам изучения аудитории можно упомянуть работы Д. Иванова [8], Ф. Вирина [9].
С появлением Интернета многие явления обыденной жизни перешли в глобальную сеть и заняли свое прочное место в ней. Многие предметы, отрасли и профессии получили свое распространение и новые роли внутри сети Интернет. Не исключением стала и журналистика, которая переродилась в другую форму - сетевую журналистику. Она, создав и реализовав большое количество полезных качеств, присущих только изданиям в Интернете, оттеснила на задний план традиционную журналистику. Градация, присущая печатным изданиям, осталась актуальная и для сетевых СМИ. Разделение на политические, женские, профессиональные, развлекательные и т. д. издания сделало интернет-журналистику объемной и многогранной, а безразмерное киберпространство позволило вместить в себя бесчисленное количество сетевых изданий. Каждая из областей сетевых масс-медиа подвергалась попыткам оценки и анализа, в т. ч. и молодежные интернет-издания, рассматриваемые автором.
Однако до сих пор неясной и неопределенной остается природа интерактивности, несмотря на то, что изучить ее тоже пытались. На взгляд автора, исследование интерактивной составляющей Интернет-СМИ для молодежи чрезвычайно актуально и представляет собой попытку проанализировать интерактивность молодежных СМИ. В данной работе мы остановимся как на понятии интерактивности в целом, так и на реализации интерактивности в молодежных изданиях. Отметим, что сетевые молодежные издания стали частью повседневного общения, поэтому мы считаем обоснованным анализ интерактивной составляющей именно молодежных изданий в Интернете. При разработке исследования мы опирались на несколько составляющих, которые являются неотъемлемой частью реализации молодежных масс-медиа в сети.
Само выделение свойств интерактивности предполагает под собой наличие определенных функций, которые выполняют сетевые издания, это информационная, ценност-но-регулирующая, рекреативная, функция развлечения, и наконец, наиболее интересная для автора коммуникативная функция, на которой стоит остановиться более подробно.
Коммуникативная функция Интернет СМИ. Стремительное развитие Интернета, а вместе с ним и сетевой журналистики, выводит на первый план прежде всего эту функцию, а вместе с ней понятие, присущее только сети Интернет - интерактивность. Интернет открывает невиданные возможности для развития двустороннего общения. Однако для их раскрытия необходимы усилия и журналистов, и пользователей.
Судя по наличию или отсутствию формальных, первичных признаков, выделяющих СМИ, в т. ч. и Интернет-СМИ, в отдельные организационно-оформленные общественные институты, можно сделать выводы о пока еще не сложившейся культуре позиционирования и традиции представления себя своим аудиториям, а значит довольно слабой позиции сетевых СМИ относительно СМИ в целом. Однако сетевые СМИ обладают большей свободой слова, большей свободой общения и получения отклика целевой аудитории, практически в режиме on-line.
Стоит отдельно сказать про положение сетевых молодежных изданий в глобальной
сети. Они занимают определенную, но сравнительно небольшую нишу, имеют право и должны рассматриваться по вышеуказанным признакам. Однако, являясь полноправным ресурсом Интернета и в частности сферы сетевых СМИ, развитие молодежных сетевых изданий, несмотря на большую адаптирован-ность данной аудитории к современным коммуникативным сетевым средствам, является очень вялым и стремящимся к угасанию.
Что же касается «сетевой интерактивности» необходимо подчеркнуть, что в данном понятии выделяют три аспекта [2]: «люди и документы» (возможность для пользователя формировать и реализовывать запрос на информацию), «люди и технология» (приспособленность, удобство информационной технологии для пользователей) и наиболее интересный аспект «люди и люди». В последнем случае речь идет о приспособленности данной коммуникации к двустороннему общению, о социальных технологиях общения, которые помогают достижению позитивных социальных целей; о том, как реализуется возможность коммуникации между журналистами, обществом, властью и бизнесом - основными субъектами, выделяемыми в анализе функционирования современного общества.
Следует особенно подчеркнуть, что в данной работе будет сделан упор на последний аспект, т. к. коммуникации в сети Интернет осуществляются непосредственно между людьми, а интерактивность в первую очередь осуществляется на данном уровне, непосредственно между людьми, и в единой медийной среде. Это ускоряет ее процессы и ставит данное родовое качество Интернета на одно из первых мест.
Оперативность отклика в среде традиционных изданий очень мала, затянута во времени. Интерактивность же в сети Интернет является одной из ключевых особенностей сетевых изданий, т. к. помимо уже изложенных форм она приобретает дополнительные возможности общения между журналистом и аудиторий, on-line отклик. Интерактивность и коммуникация в сети Интернет действуют в рамках одной медийной среды, равно как журналист и пользователь-читатель, что ставит интерактивность выше остальных родовых качеств сетевых СМИ. Американский исследователь Х. Лассуэл [10] выделяет три уровня интерактивности:
- двухсторонняя, но не интерактивная коммуникация (наличие некоторого количества звонков или писем);
- реактивная, или квазиинтерактивная коммуникация, где один полюс получает сообщения о реакции другого (имеет место обратная связь);
- полностью интерактивная коммуникация, где все субъекты коммуникации могут участвовать в обмене информацией «на равных».
Наследуя обретенные традиционными СМИ формы обратной связи и общую свою способность к интерактивности, Интернет-СМИ могут развивать их до уровня истинной двусторонности, действительной интерактивности, т. е. до сочетания синхронной (одновременной) и асинхронной (неодновременной) обратной связи, с одной стороны, и возможности обмена информацией между пользователями, т. е. истинной двусторонно-сти, - с другой. Коммуникация между пользователями происходит в одной и той же медийной сетевой среде, что облегчает им овладение всеми предоставляемыми возможностями и опять же ставит интерактивность на ступень выше остальных родовых качеств современного Рунета. Единая медийная среда делает коммуникацию между пользователями более доступной за счет стирания границ и преодоления технических барьеров.
Безусловно, коммуникативную функцию Интернет-СМИ характеризует не только понятие интерактивности, но и сходное с ним понятие обратной связи, и эти понятия следует различать. Первое шире второго. Обратная связь - это реакция, отклик субъекта на информационное воздействие (материал, передачу). Именно в этом качестве в Интернет-СМИ пока чаще всего используется такая форма интерактивности, как «форум». Показатели посещаемости тоже выступают в роли обратной связи: свидетельствуют о том, заинтересовались ли сайтом и его контентом пользователи. Интерактивность же предполагает и другие возможности: контроля
пользователя над содержанием (запрос, оценка), участия в его формировании через постановку проблем для освещения и обсуждения, инициативу в обсуждении, авторство, обмен мнениями с другими пользователями и т. п. Некоторые возможности такого рода
могут использоваться и в традиционных СМИ.
Интерактивность с точки зрения направленности действий участников коммуникационного процесса может иметь четыре основные конфигурации, полагает И.Д. Фомичева [2].
1) от одного - к одному (возможность пользователю написать по электронной почте письмо журналисту или редактору);
2) от одного - к многим (журналист / редактор / модератор рассылает электронное письмо, используя лист рассылки);
3) от многих - к одному (пользователи имеют возможность задать вопрос конкретной персоне: «задай вопрос президенту / депутату / писателю и т. п.», интервью);
4) от многих ко многим (участие в форуме). Следует подчеркнуть, что принципиальное отличие интерактивности в Интернет-СМИ от интерактивных взаимодействий с аудиторией, используемых традиционными медиаканалами, состоит в том, что здесь двухстороннее общение разворачивается в одной и той же физической среде, т. е. «Интернет» - «Интернет». При этом общение может принимать синхронный, или он-лайн характер. На практике редакции СМИ, присутствующие в Интернете, пользуются разными устоявшимися форматами сетевого общения - электронными письмами, чатами, форумами, даже SMS (Short Message Service -служба коротких сообщений, передаваемых по мобильной связи). Это несомненно расширяет диапазон их коммуникативных возможностей: от диалоговой коммуникации, выражающейся в общении редакции с отдельными представителями аудитории, до форумов, когда обсуждение событий, вынесенных на повестку дня, проходит в многостороннем режиме - между редакцией и читателями, и чатов, когда коммуникационный процесс завязывается между отдельными потребителями. В этой связи у журналистов появляются новые профессиональные обязанности модераторов, организаторов этой многосторонней коммуникации, что помогает им быть активной стороной в организации дискуссий, «держать в русле» предложенные темы для обсуждения, т. е. повестку дня. Возможность вступить в контакт с публикой позволяет интернет-журналистам в полном объеме почувствовать социальные потребно-
сти аудитории, а, значит, приблизиться к максимальному удовлетворению ее информационных запросов. Вопрос о том, будет ли редакция использовать свой интерактивный ресурс, является существенным при определении стратегии интерактивного общения с аудиторией.
Интерактивное общение может протекать как вживую, в режиме онлайн, синхронно, например, в чатах, так и в форме отложенного контакта участников коммуникационного обмена - в форумах и в электронной переписке. Если послание в чате становится частью основного контента, они переходят в разряд несинхронного общения.
Стоит рассмотреть и технические формы организации интерактивности. Современные Интернет-СМИ имеют ряд определенных форм, через которые реализуется интерактивность. Во-первых это электронный ящик (e-mail) (асинхронная форма). Любой пользователь сети Интернет, и тем более уважающий себя сайт, осуществляет связь со своими пользователями в виде электронной почты. Общение происходит «интерактивно face-to-face», почти исключена возможность анонимности и сам способ данного вида обратной связи уже привычен и обычен даже неопытному пользователю сети. Кроме того, это аналог обычной почты, поэтому сетевые СМИ, здесь действуют по стандартному шаблону общения редакции и аудитории.
Во-вторых - это гостевая книга (асинхронная форма), т. н. «форма», в которой любой пользователь может оставить свои замечания, пожелания и предложения. Как правило, обработка сообщений происходит автоматически, по заданию машины, и послание отображается on-line. Не многие администраторы сайта отвечают на послания или дают какие-либо комментарии, в основном это список откликов пользователей, однако гостевые книги очень распространены и в сетевых СМИ, особенно именно как форма интерактивности.
В-третьих - это опросы (асинхронная форма). Вполне закономерно, что опрос должен быть на определенную тему. Касаемо сетевых изданий, опросы здесь распространены такого вида как: тема номера, актуальность определенной проблемы, рейтинг. Замер популярности публикации. В основном, ответы обрабатываются on-line, кроме того,
доступен рейтинг данного опроса. Естественно это полностью анонимная форма интерактивности, и она очень сходна с другим понятием сети Интернет - счетчики, однако они дают «сырое» количество пользователей данного сайта, опросы в свою очередь сохраняют анонимность, но дают некую эмоциональную окраску публикации или же изданию в целом.
В-четвертых, это форумы (асинхронная форма) (и чаты) (синхронная форма). Скорее всего, самый оптимальный способ интерактивности. Некий Интернет-блок, в котором в режим on-line пользователи создают тему обсуждения какой-либо проблемы. Граница сиюминутной интерактивности отодвинута, пользователь оставляет сообщение на форуме и через некоторое время получает ответ. Конечно, процент анонимности в сети остается всегда, однако эта форма интерактивности наиболее лична. Любое сетевое издание старается как можно скорее прикрепить форум к своему сайту, так это еще и влечет за собой постоянную читательскую аудиторию, создание определенного контингента посетителей сетевого издания.
Следующей не менее интересной разновидностью являются так называемые блоги, «образование» Интернета, которое получило огромную популярность в современной сети. Дмитрий Смирнов [11] так дает определение данному понятию, согласно энциклопедии Яндекса. Блог (blog) (асинхронная форма) -это сокращение от «weblog», «сетевой журнал», (журнал не в значении «периодическое издание», а в значении «судовой журнал», «дневник»). По форме это - страница с короткими записями следующего формата: ссылка на место в сети и небольшой, часто подчеркнуто субъективный комментарий.
Веблог - это информационно наполненный дневник, очень авторский жанр. Авторы веблогов (блоггеры), как правило, пишут о том, что с ними происходит, высказывают свои мнения по поводу тех или иных политических и культурных событий, а также комментируют публикации в Интернете, давая к ним гиперссылки. Это явление достаточно новое для сети Интернет, и оно требует выделения ряда критериев, по которым данное явление сети необходимо отличать от остальных ресурсов Интернет. В. Артамонов [12] выделяет ряд критериев, по которым
можно отличить блоги от других ресурсов Интернета:
- форма контента. Для блогов характерны короткие заметки, в то время как на обычных сайтах размещают достаточно объемный текст или статью. Кроме того, заметки для блога пишутся за меньшее количество времени, поэтому они более субъективны и менее продуманы, чем статьи на сайте;
- высокая интерактивность. Механизм публикации блога обеспечивает высокую скорость (и простоту) размещения записи, ведение комментариев и быструю обратную связь;
- временной фактор. Частота обновлений блога может быть достаточно высокой -как правило, несколько записей в день, в то время как сайт редко обновляется несколько раз в день (речь идет об авторских, а не о коллективных сайтах);
- актуальность. Записи в блогах, как правило, актуальны один-два дня, после чего быстро теряют свою остроту («записи-однодневки»). Статьи на сайте теряют актуальность за больший срок;
- формат представления контента. Блоги формируют непрерывную ленту контента, а сайты больше ориентированы на иерархическую структуру. На сайтах на первую страницу чаще выносятся списки обновлений контента, а в блогах - сам контент (он же лента новостей).
Таким образом, блоги так же, как и другие формы интерактивности распространены в Рунете.
Стоит выделить и еще одну форму интерактивности - наиболее простую и в техническом и в креативном плане - это т. н. feedbackи (асинхронная форма). Выглядит данная форма довольно просто: в какой-либо части сайта располагается небольшая форма для заполнения с двумя полями: логин и текст сообщения. В данных разделах необходимо сообщить имя пользователя и свое мнение, которое появилось у пользователя во время посещения издания, а затем просто отправить его администратору сайта (или издания). Эта форма обратной связи дает явную личностную и эмоциональную окраску мнению об издании, однако не дает достоверности информации, т. к. логин практически всегда не является реальным именем, и в большей степени является маской пользователя.
ICQ и FAQ, стоит рассмотреть эти формы вместе, и в первую очередь потому, что эти формы нельзя полноценно отнести к формам интерактивности, однако и не рассматривать тоже нельзя. ICQ, это on-line версия приватного общения, как правило, на индивидуальном уровне. Однако многие издания указывают номер своей «Аськи» для посетителей сайта. FAQ - это т. н. часто задаваемые вопросы, по своей логике, данный раздел должен быть наполнен вопросами пользователей и ответами «редакции» на них, но, как правило, на сайтах этот раздел имеет статичное состояние, это абсолютно бесполезный раздел. Однако данную форму, как и ICQ, многие администраторы помещают на сайте, поэтому ее тоже стоит рассмотреть.
Нами рассмотрены лишь основные подходы к определению и систематизации интерактивной составляющей. Однако уже сейчас можно сделать вывод о том, что сетевая журналистика выделилась в отдельную сферу и часть глобальной сети Интернет. А интерактивность - явление, закономерно возникающее и требующее определенного систематического изучения. Дополнительный упор необходимо сделать на реализацию уже выделенных автором средств интерактивности в молодежных масс-медиа, и на систематизацию и выделение других, вновь образующихся форм, существуют аспекты, которые не вошли в данную работу. Некоторые аспекты требуют дополнения и детализации и должны стать предметом дальнейших исследований автора.
1. Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн. М., 1999.
2. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М., 2005.
3. Фомичева И.Д. Социология Интернет-СМИ. М., 2005.
4. Калмыков А.А. Интернет-журналистика, 2005.
5. Российский интернет: накануне больших перемен. ЖЕХ, 2000.
6. Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник РГУ. 1998. № 3.
7. Колесникова М.М. Периодические издания электронных сетей как вид СМИ (типологический аспект): дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2002.
8. Иванов Д. Аудитория Web-журнала // Русский Журнал. 1997. 11 авг.
9. Вирин Ф. Современные методы анализа эффективности рекламной кампании. М., 2001.
10. Lasswell H. Function of Mass Communication in Society // Mass Communications / еd. by W. Schrannm. Urbana, 1960.
11. Смирнов Д.В. Авторские проекты, как пример адекватности реализации свойств Интернета. М., 2003.
12. Артамонов В. На грани иронии. М., 2003.
Поступила в редакцию 8.02.2009 г.
Kolesnikova E.A. Interaction as a global feature of youth mass-media. The article reviews the main forms of the interaction of the youth Mass-Media and also the basic steps of appearing and development of the electronic Mass-Media in the internet.
Key-words: ICQ, FAQ, Web-blogg, e-mail.