Научная статья на тему 'Интенсивное обучение иностранному языку онлайн'

Интенсивное обучение иностранному языку онлайн Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
986
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИВНЫЙ КУРС ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ОНЛАЙН-ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / INTENSIVE LEARNING / FOREIGN LANGUAGE / ONLINE / MOTIVATION / CONTENT / INFORMATION TECHNOLOGIES IN LEARNING FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варенина Людмила Петровна

Автор представляет подробную методику интенсивного обучения иностранному языку онлайн и приводит пример проведения урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варенина Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE INTENSIVE LANGUAGE LEARNING

The article is devoted to the online intensive language learning. The detailed methodology of online intensive teaching is presented together with a lesson example.

Текст научной работы на тему «Интенсивное обучение иностранному языку онлайн»

педагогика высшей школы

)

Л.П.Варенина

интенсивное обучение иностранному языку онлайн

Автор представляет подробную методику интенсивного обучения иностранному языку онлайн и приводит пример проведения урока.

Ключевые слова: интенсивный курс изучения иностранного языка, онлайн-изучение иностранного языка, мотивация изучения иностранного языка, информационные технологии при изучении иностранного языка.

Интенсивное изучение иностранного языка завоевало особую популярность в связи с тем, что ритм нашей жизни значительно возрос за послед-

ние два десятилетия и продолжает ускоряться. То, что веками казалось незыблемым и истинно верным, уходит в прошлое. Вместе с новым поколением приходят новые технологии. Бумажные носители становятся все менее популярными. Студенты в своих телефонах располагают уже не только словарями, но и учебниками тоже. Привлечение информационных технологий в процесс обучения иностранному языку имеет неоспоримые преимущества, т.к. учебные материалы становятся яркими, привлекательными, интерактивными и несут в себе игровую составляющую. Кроме того, информационные технологии дают нам неограниченные возможности охвата целевой аудитории. На сегодняшний день предлагается множество курсов по обучению иностранным языкам, в том числе и через интернет.

Сегодня студенты стали другими: они зачастую лучше своих преподавателей владеют информационными технологиями и способны получать доступ к любой информации за считанные минуты. Следовательно, и знания они желают получить быстро и легко. Но, как известно, иностранный язык требует активного, а не пассивного восприятия.

Возможно ли самостоятельное и интенсивное изучение иностранного языка без сопровождения преподавателя? Безусловно, возможно, но сложно. преподаватель необходим как организующее и направляющее звено, как источник информации, к которому можно обратиться за разъяснениями. Изучение иностранного языка онлайн требует от обучающихся высокого уровня самодисциплины, самоорганизации и мотивации. В свою очередь, мотивация может напрямую зависеть от качества учебнометодических материалов, используемых в процессе обучения. каковы же составляющие успеха в интенсивном курсе онлайн? Их несколько.

Первое: четкая установка на конечный результат. Обучаемый должен понимать, к чему он стремится, какими компетенциями он должен овладеть к концу курса.

Второе: курс должен быть сжат по времени и при этом давать объемный материал.

Третье: поурочная установка на овладение определенным лексикограмматическим материалом, приобретение навыков чтения, письма, говорения и аудирования на заданную тему.

Четвертое: поурочная проверка усвоения материала. Если студент не справился с заданием данного урока, следующий материал блокируется и программа возвращает обучаемого к предыдущему материалу.

Пятое: по мере изучения и отработки материала студент должен получать удовлетворение и чувствовать ощутимый прогресс, т.е. расширение своих языковых возможностей, и уже с первого урока понимать, как использовать язык в ситуациях общения.

педагогика и психология

педагогика высшей школы

Курс строится таким образом, чтобы у студентов была возможность вернуться к уже изученному материалу, просмотреть и повторить те аспекты, которые могут потребовать дополнительного внимания в силу своей сложности. Консультационный форум может быть доступен всей группе студентов, а может осуществляться в индивидуальном порядке, чтобы не ставить в неловкое положение неуспевающих студентов. Информационно-коммуникативные технологии дают преподавателю возможность индивидуального подхода к каждому студенту.

Основным организующим звеном учебно-методического комплекса (УМК) является Study Guide (Руководство по изучению курса). Данный документ содержит информацию как для преподавателя, так и для студента. В нем даются подробные рекомендации освоения материала каждого урока, приводятся интернет-ссылки на тренажеры-автоматизаторы грамматических навыков, разговорные online тренажеры, а также подробно описывается, что в результате изучения материала каждого урока обучающийся должен знать и уметь.

Какие требования предъявляются к материалам online курса? Чтобы ответить на этот вопрос, следует детально разобрать пример виртуального урока. Каждый урок традиционно состоит из текста для чтения, грамматического материала, аудирования, видеоролика и соответствующих упражнений.

Для примера возьмем первый урок. Он начинается со знакомства с аудиторией, даже если эта аудитория - «начинающие», т.е. люди, ранее не изучавшие данный язык. Тем более у них есть возможность заговорить на первом же уроке на иностранном, скажем, на английском языке: общаться, рассказывая о себе, используя всего лишь один глагол «to be».

1. Объяснение материала.

Сначала преподаватель здоровается и представляется студентам, рассказывая о себе. На экране монитора преподаватель появляется крупным планом, а его речь синхронно высвечивается на экране в виде субтитров. Далее следует презентация грамматического материала: порядок слов в английском предложении; спряжение глагола «to be»; личные и притяжательные местоимения. Вводится понятие артикля. Презентация сопровождается голосом за кадром.

2. Работа с текстом.

Студентам предлагается небольшой текст, построенный на глаголе «to be» и сопровождаемый фотографией человека, о котором идет речь. Текст имеет аудио-сопровождение и привязан к словарю, с тем, чтобы максимально комфортно проходил процесс обучения. Достаточно подвести курсор к слову, и раскрывается словарная статья с вариантами пере-

вода. Следует отметить, что на начальном этапе обучения достаточно предъявлять одно-два уместных значения, не больше.

3. Грамматические упражнения.

Следующие после текста упражнения тренируют употребление личных и притяжательных местоимений, спряжение глагола «to be» во всех лицах, артикль. Это, прежде всего, тренировочные упражнения на подстановку. Компьютер не дает возможности вставить неправильную форму и возвращает студента еще и еще раз подбирать правильный вариант. Преподаватель со своей стороны может видеть количество попыток, предпринятых студентом. Если студент использовал 2 попытки, неверно выполнив задание, то при подведении курсора к разделу «help» раскрывается правило по данному грамматическому материалу.

4. лексические упражнения.

После грамматических упражнений предлагается ряд лексических упражнений на подстановку пропущенных слов. Далее студенту дается творческое задание рассказать о себе и описать свою внешность, используя материал урока и дополнительную лексику, которая предлагается здесь же. Небольшие рассказы отправляются на форум в сопровождении фотографий. Фотографии, размещенные на форуме, перепутаны так, что они не соответствуют описанию. Студентам дается задание соотнести описание с фотографией и таким образом познакомиться со всей группой.

5. Говорение.

Сеанс по скайпу или видеоконференция завершает урок, где студенты представляются, рассказывая о себе и, таким образом, убеждаются в правильности или неправильности своих предположений.

Знание языка предполагает говорение на данном языке, и это самое уязвимое место в дистанционном обучении. Программа «Скайп», к сожалению, еще не так совершенна: синхронизация оставляет желать лучшего, а она очень важна, т.к. студенты должны видеть правильную артикуляцию звуков, произносимых преподавателем, а преподавателю необходимо следить за правильной артикуляцией студентов.

Подготовительным этапом говорения является письмо. Чем грамотней студент пишет, максимально используя лексический и грамматический материал урока, тем грамотней будет звучать его речь. Структура online-урока практически не отличается от традиционного урока в классе с той лишь разницей, что студенту дается возможность потратить на освоение материала столько времени, сколько ему необходимо, и тогда, когда ему это удобно. Грамматические и лексические упражнения-тренажеры не позволяют допустить ошибку и возвращают студента к заданию до тех пор, пока он не сделает правильный выбор. Многие online-курсы предла-

педагогика и психология

педагогика высшей школы

гают видеозапись урока с преподавателем, объясняющим новый материал у доски. Это создает иллюзию присутствия в классе и упрощает восприятие материала, симулируя «привычную обстановку».

6. Аудирование.

Особое внимание уделяется аудированию. Все текстовые материалы имеют звуковое сопровождение. Это снимает трудности произношения незнакомых слов. Перед прослушиванием незнакомого текста студентам предлагается ознакомиться с новыми словами и выражениями, чтобы минимизировать сложности в понимании речи на слух. Обучающимся предлагаются провокационные вопросы, побуждающие к прослушиванию материала, а также формулированию некоторых предварительных предположений относительно содержания. При работе с аудиоматериалами перед студентами ставиться несколько задач:

а) понять общий смысл (true I false);

б) уловить специфическую информацию;

в) ответить на конкретные вопросы;

г) догадаться о значении незнакомого слова или фразы из контекста.

Чтобы упростить понимание аудиотекста, его можно разбить на

несколько смысловых частей и, при необходимости, предложить прослушать несколько раз. Работа после прослушивания аудиоматериала ставит своей целью использование полученной информации для развития других навыков, таких, как письмо или говорение. Чтобы максимизировать внимание студента и упростить понимание речи на слух, весь материал урока должен быть не просто на одну тему, а тесно взаимосвязан и взаимозависим. Это означает, что текст является продолжением видеоматериала, аудирование - продолжением текста, а письмо или говорение, в свою очередь, - производными аудирования. Восприятие речи на слух - это один из самых сложных моментов, предшествующих говорению. Аудирование в процессе обучения проходит эволюцию от простого к сложному. На начальном этапе обучения это вставка пропущенных слов, которые студенту надлежит правильно расслышать, далее задания усложняются.

Самым привлекательным разделом online-урока является видеоролик. Видеоматериалы облегчают понимание речи на слух, т.к. позволяют видеть артикуляцию говорящих актеров. Результатом просмотра видеоматериала должно быть побуждение к дальнейшему изучению материала урока с тем, чтобы узнать, что же произойдет дальше. Для этого весь курс должен быть построен на интригующем сюжете, который развивается из урока в урок.

Наиболее сложным при создании электронного курса является создание упражнений на перевод с русского языка на иностранный язык.

Начальный уровень обучения сложностей не представляет, если задать параметры использования только лексики и грамматики урока. Но интенсивный курс предполагает быстрый переход с одного уровня на следующий, и по мере расширения лексического запаса становится все сложнее автоматизировать перевод, т.к. одну и ту же мысль можно выразить, используя разную лексику. С другой стороны, существует много электронных переводчиков, и нет гарантии, что студенты не будут ими пользоваться, что, в свою очередь, может тормозить процесс обучения.

Чтобы процесс изучения иностранного языка был успешен в условиях онлайн, перед преподавателем стоит непростая задача формирования контента, отвечающего требованиям настоящего времени и построение учебного пособия таким образом, чтобы студентам интересно было его изучать. Online-курс должен быть сродни увлекательному роману в сочетании с интересным телесериалом, в котором непременно присутствует интрига, а сам студент является непосредственным его участником. Использование такого контента при прочих равных превращает изучение иностранного языка в захватывающую компьютерную игру. А при массированной подаче лексико-грамматического материала в видео-, звуковом и текстовом форматах с использованием субтитров, с учетом определенного музыкального сопровождения, результат не заставит себя долго ждать.

Библиографический список

1. Гулая Т.М. Smart Education - движущая сила инновационных изменений образовательной системы // Седьмой Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества - 2012», Москва, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»: Сб. материалов. М., 2012.

2. Зенина Л.В, Каменева Н.А. Возможности современных компьютерных программ в процессе обучения иностранным языкам в вузе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 3. С. 57-60.

3. УчиЯзыки.Ру. Иностранные языки. Все для изучения иностранных языков. URL: http://www.uchiyaziki.ru (дата обращения: 09.08.2013).

педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.