Научная статья на тему 'Intensive teaching methods in training the specialists in the field of fitness and recreation'

Intensive teaching methods in training the specialists in the field of fitness and recreation Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / LEISURE / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TEACHING METHODS / РЕКРЕАЦИЯ / RECREATION / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ФИТНЕС / TRAINING AND FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ivleva T.N.

The article is devoted to the issue date of the new professional development for Russian industry, fitness. The aim of the article is to improve the learning process of professional development specialists in the field of fitness and recreation. It substantiates the idea that the need for professional development is an important factor of successful activity organizations in the sphere of fitness and recreation. The article touches upon leisure, which plays an important role in shaping the culture of the individual and society. The article describes the process of increasing interest in a wide range of people to leisure activities in various sports and motor activity for rest and recuperation. The article reveals the concept of “leisure,” “interactive,” “fitness,” “recreation.” As the author of the research task was determined attempt to assess the empirical research results of the fitness industry professionals. It substantiates the idea that having a diploma, cannot be fully considered the end point in the formation of a specialist in the field of fitness and recreation. The author concludes that the respondents consider the main functions of Health value, managerial organizational self-improvement, socio-cultural and communicative functions. On the basis of these results, the author offers two modular training program for professionals in the field of fitness and recreation. The first module “Fundamentals of Management and Marketing in fitness the organization” includes the functions and methods of management, business and role-playing games on the development of managerial skills; marketing, development of the concept of the club; legal basis of the fitness industry organizations, business planning, information technology in the field of fitness and recreation. The second module “Psychological aspects of communication in the work of specialists in the field of fitness and recreation” is aimed at the development of the communicative component of professional activity. The program author focuses on the benefits of using interactive teaching methods in the process of training. One way of assessing the students’ progress in the process of forming specific professional competencies in the program is to offer a portfolio. The author concludes that the training program “Management of organization fitness and recreation” can be implemented at the Institute of additional professional education of KemGUKI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ivleva T.N.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Intensive teaching methods in training the specialists in the field of fitness and recreation»

Литература

1. Асаул А. Н., Асаул М. А., Ерофеев П. Ю., Ерофеев М. П. Культура организации: проблемы формирования и управления. - СПб.: Гуманистика, 2006.

2. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997. - С. 275-294.

3. Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / под ред. В. И. Панова. - М., 1998.

4. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. -М., 1997. - С. 328-348.

5. Богоявленская Д. Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопр. психологии. - 1999. - № 2. -С. 35-40.

6. Ивлиев Г. П. Культурная политика и развитие законодательства о культуре в Российской Федерации: статьи и выступления. - М.: Норма: ИНФА-М, 2012. - 208 с.

7. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями на 21 июля 2014 года) [Электронный ресурс]. - URL: /http://mkrf.ru/dokumenty/581/detail.php?ID=61217 (дата обращения: 08.12.2014).

References

1. Asaul A.N., Asaul M.A., Erofeev P.Iu., Erofeev, M.P. Kul'tura organizatsii: problem formirovaniia i upravleniia [Organizational culture: problems of formation and management]. St. Petersburg, Gumanistika Publ., 2006. (In Russ.).

2. Babaeva Iu.D. Dinamicheskaia teoriiia odarennosti [Dynamical theory of giftedness]. Osnovnye sovremennye kont-septsii tvorchestva i odarennosti [The main modern concepts of creativity and giftednes]. Ed. D.B. Bogoiavlenskaia. Moscow, 1997, pp. 275-294. (In Russ.).

3. Babaeva Iu.D. Psikhologicheskii trening dlia vyiavleniia odarennosti [Psychological training to identify giftedness]. Ed. V.I. Panova. Moscow, 1998. (In Russ.).

4. Bogoiavlenskaia D.B. Issledovanie tvorchestva i odarennosti v traditsiiakh protsessual'no-deiatel'nostnoi paradigmy [The study of creativity and talent in the tradition of procedural activity paradigm]. Osnovnye sovremennye kontsept-sii tvorchestva i odarennosti [The main modern concepts of creativity and giftedness]. Ed. D.B. Bogoiavlenskaia. Moscow, 1997, pp. 328-348. (In Russ.).

5. Bogoiavlenskaia D.B. Sub'ekt deiatel'nosti v problematike tvorchestva [Stakeholders in issues of creativity]. Voprosy psihologii [Questions of psychology], 1999, no 2, pp. 35-40. (In Russ.).

6. Ivliev G.P. Kul'turnaia politika i razvitie zakonodatel'stva o kul'ture v Rossiiskoi Federatsii: stat'i i vystupleniia [Cultural policy and legislative development of culture in the Russian Federation: articles and speeche]. Moscow, Norma: INFA-M Publ., 2012. 208 p. (In Russ.).

7. Osnovy zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii o kul'ture (s izmeneniiami na 21 iiulia 2014 goda) [Basic Laws of the Russian Federation on culture]. Available at: http://mkrf.ru/dokumenty/581/detail.php?ID=61217 (acessed 08.12.2014).

УДК 371

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИТНЕСА И РЕКРЕАЦИИ

Ивлева Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: tnivleva@yandex.ru

Статья посвящена проблеме повышения квалификации специалистов новой для России отрасли - фитнес-индустрии. Целью статьи является совершенствование обучения в процессе повышения квалификации специалистов сферы фитнеса и рекреации. Обосновывается идея о том, что необходимость профессионального развития является важнейшим обстоятельством успешной деятельности организаций сферы фитнеса и рекреации. В статье затрагивается тема досуга, который играет важную

роль в формировании культуры личности и общества. В статье раскрываются процессы возрастания интереса широкого круга людей к занятиям в свободное время различными видами спорта и двигательной активности для отдыха и восстановления сил. Статья раскрывает содержание понятий «досуг», «интерактивный», «фитнес», «рекреация». В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить результаты эмпирического исследования специалистов фитнес-индустрии. Обосновывается мысль о том, что наличие диплома о высшем образовании не может в полной мере считаться конечной точкой в образовании специалиста в сфере фитнеса и рекреации. Автор приходит к выводу, что респонденты считают главными функциями ценностно-оздоровительную, управленческо-организаторскую, социально-культурную, коммуникативную и функцию самосовершенствования. На основе полученных результатов автор предлагает двухмодульную программу повышения квалификации специалистов в сфере фитнеса и рекреации. Основное внимание в программе автор акцентирует на преимуществах использования интерактивных методов обучения в процессе повышения квалификации. Автор приходит к выводу, что программа повышения квалификации «Управление развитием организации сферы фитнеса и рекреации» может быть реализована в институте дополнительного профессионального образования КемГУКИ.

Ключевые слова: досуг, интерактивные методы обучения, рекреация, повышение квалификации, фитнес.

INTENSIVE TEACHING METHODS IN TRAINING THE SPECIALISTS IN THE FIELD OF FITNESS AND RECREATION

Ivleva Tatiana Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Professor of Department of Management of Social Sphere, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: tnivleva@yandex.ru

The article is devoted to the issue date of the new professional development for Russian industry, fitness. The aim of the article is to improve the learning process of professional development specialists in the field of fitness and recreation. It substantiates the idea that the need for professional development is an important factor of successful activity organizations in the sphere of fitness and recreation. The article touches upon leisure, which plays an important role in shaping the culture of the individual and society. The article describes the process of increasing interest in a wide range of people to leisure activities in various sports and motor activity for rest and recuperation. The article reveals the concept of "leisure," "interactive," "fitness," "recreation." As the author of the research task was determined attempt to assess the empirical research results of the fitness industry professionals. It substantiates the idea that having a diploma, cannot be fully considered the end point in the formation of a specialist in the field of fitness and recreation. The author concludes that the respondents consider the main functions of Health value, managerial organizational self-improvement, socio-cultural and communicative functions. On the basis of these results, the author offers two modular training program for professionals in the field of fitness and recreation. The first module "Fundamentals of Management and Marketing in fitness - the organization" includes the functions and methods of management, business and role-playing games on the development of managerial skills; marketing, development of the concept of the club; legal basis of the fitness industry organizations, business planning, information technology in the field of fitness and recreation. The second module "Psychological aspects of communication in the work of specialists in the field of fitness and recreation" is aimed at the development of the communicative component of professional activity. The program author focuses on the benefits of using interactive teaching methods in the process of training. One way of assessing the students' progress in the process of forming specific professional competencies in the program is to offer a portfolio. The author concludes that the training program "Management of organization fitness and recreation" can be implemented at the Institute of additional professional education of KemGUKI.

Keywords: leisure, interactive teaching methods, recreation, training and fitness.

Истина должна быть пережита, а не преподана.

Древнекитайский философ Чжуан Цзы

Уметь с умом распорядиться досугом -высшая степень цивилизованности.

Английский философ Бертран Рассел

В последнее время в связи с возникновением новых профессий особую актуальность приобретают проблемы повышения квалификации специалистов в сфере фитнеса и рекреации. Обновление и развитие компетенций становятся ключевыми вопросами конкурентоспособности человека, работающего в фитнес-индустрии. В условиях быстро меняющегося, развивающегося рынка фитнес-услуг необходимость профессионального развития, стремление к самообразованию и самосовершенствованию становятся доминантными обстоятельствами успешной деятельности организаций сферы фитнеса и рекреации. Важно учитывать, что участники системы повышения квалификации являются представителями категории взрослых людей, имеющих базовое профессиональное образование, опыт профессиональной деятельности и выступают активными субъектами процессов реализации содержания образовательной деятельности. Приоритетными методами обучения в системе повышения квалификации специалистов в сфере фитнеса и рекреации являются интерактивные методы, где существенное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact»: «inter» - «взаимный», «act» - «действовать». Интерактивное обучение -это специальная форма организации познавательной деятельности. Одна из целей его внедрения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Ценность предлагаемых методов, по мнению А. П. Панфиловой, заключается в том, что «...роль преподавателя меняется, границы между ним и обучаемым становятся прозрачными, что способствует сотрудничеству. Возрастает роль самого обучаемого, который участвует

не только в получении знания, но и в его поиске, развитии, трансформации в практические умения и навыки» [5, с. 20].

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех». Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии [1].

Целью исследования, результаты которого излагаются в данной статье, является совершенствование обучения в процессе повышения квалификации специалистов сферы фитнеса и рекреации.

В настоящее время возрастает интерес широкого круга людей к занятиям в свободное время различными видами спорта и двигательной активности для отдыха и восстановления сил, для обеспечения хорошей спортивной формы и состояния здоровья. Этому в немалой степени способствуют СМИ, значительное количество публикаций, большое число клубов и т. п., основной целью которых является привлечение людей к здоровому образу жизни. Серьезной проблемой в эффективном развитии сферы фитнеса и рекреации является дефицит профессиональных специалистов.

В связи с этим в современной социально-культурной ситуации важной задачей становится подготовка и повышение квалификации высококлассных специалистов в этой сфере. Успешная профессиональная деятельность требует сегодня от специалиста сферы фитнеса и рекреации высокого профессионализма, активности, творчества, сформированных компетенций как предметно-профессионального, так и специфического характера, связанных с особенностями профессиональной деятельности.

Понятие «фитнес» в переводе с английского означает «пригодность, соответствие, готовность». Этим термином называют практически всю современную физкультуру - специальные системы упражнений, занятия в тренажерном зале,

всевозможные оздоровительные мероприятия. Е. Г. Сайкина рассматривает фитнес как социокультурное явление, относящееся к предметной области физической культуры, родовым понятием которой является общечеловеческая культура. Являясь универсальным феноменом социально-культурной деятельности (СКД), фитнес приобретает свойственное ей ценностное измерение и реализует целый спектр ценностей: витальные (жизненный, относящийся к явлениям жизни), эстетические, социальные, политические, культурные. Социокультурные функции фитнеса, справедливо отмечает автор, реализуются путём преобразования человеческих ресурсов, элементов культуры и общества, трансформируя их средствами фитнес-технологий в соответствующие общественному запросу [8].

Справедливо утверждение о том, что фитнес сложное, многогранное, полифункциональное социальное явление. Его можно рассматривать как процесс и результат улучшения физического совершенствования людей, повышение уровня их физической дееспособности и состояния здоровья, как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложную динамическую, управляемую систему, как специфический продукт предоставляемых населению оздоровительных, двигательных, зрелищных услуг [7].

Понятие «рекреация» имеет несколько значений: «восстанавливать, отдыхать, укреплять, освежать» и др. Она осуществляется в свободное время; носит деятельный характер; построена на добровольной, самодеятельной основе [9].

Рекреация рассматривается в рамках изучения различных дисциплин: СКД, теории физической культуры, экономики, социологии и др. Определение термина рекреация варьируется в зависимости от контекста, в котором он рассматривается. Так различают физическую рекреацию наряду с социальной, психологической, географической и другими ее видами. Одной из исследовательских парадигм физической рекреации, отмечает Ю. Е. Рыжкин [6], является рассмотрение ее как одной из форм организации досуга человека. В отечественной науке досугу как форме и периоду отдыха после выполнения профессиональных, семейных обязанностей и удовлетворения естественных потребностей, обеспечивающих

жизнедеятельность человека (сон, прием пищи и т. п.), уделяется еще недостаточно внимания. Между тем досуг - не менее важная сфера жизнедеятельности человека, чем профессиональный труд человека.

«Хлеба и зрелищ!» - со времен римской империи эти слова Ювенала воспринимаются как символическое выражение интересов народных масс и потребности людей во вкусной пище и нескучном проведении свободного времени актуальны всегда. Досуг играет важную роль в формировании культуры личности и общества. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает людей разного возраста нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, возможностью сочетать в нем творческую и созерцательную, производственную и игровую деятельность. Рекреация является одной из функций досуга, она всегда есть деятельность, основа физической рекреации - двигательная деятельность с использованием физических упражнений.

С целью изучения и анализа состояния повышения квалификации специалистов сферы фит-неса и рекреации Муниципального автономного учреждения губернского центра спорта «Кузбасс» мы провели анкетирование. В исследовании приняли участие 15 человек, из них 7 мужчин и 8 женщин. На вопросы анкеты ответили 5 респондентов (33 %) - инструкторы тренажерного зала, 5 респондентов (33 %) - инструкторы групповых программ, 3 респондента (20 %) - инструкторы по физической культуре, 1 респондент (7 %) -инструктор по йоге. 1 респондент (7 %) - фитнес-директор, персональный инструктор тренажерного зала. Возрастная характеристика респондентов представлена на рис. 1.

■ 20-25 ЛЕТ В 26- 30 ЛЕТ 31-3S ЛЕТ Б 42 ГОДА

Рисунок 1. Возрастная характеристика респондентов

Из диаграммы видно, что по возрасту это молодые люди: 20-25 лет - 5 респондентов (33 %); 26-30 лет - 6 респондентов (40%); 31 год -35 лет - 3 респондента (20 %) и один респондент (6 %) - 42 года.

По стажу работы большинство из числа опрошенных 11 человек (73 %) работают в сфере фитнеса и рекреации от года до 5 лет и по 2 человека (по 13 %) - 6 лет и 7 лет. Это объясняется тем, что фитнес-индустрия - достаточно новая отрасль, а МАУ губернский центр спорта «Кузбасс» функционирует всего четвертый год. Данные, касающиеся информации о профессиональной подготовке, повышении квалификации и профессиональной переподготовке респондентов, полученные нами в процессе исследования, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Уровень подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки респондентов в сфере фитнеса и рекреации

Название вуза Кол-во выпускников Квалификация по диплому Повышение квалификации (ПК) или профессиональная переподготовка (ПП) Документ о ПК или ПП

1. Кеме- 6 Педагог ПК - семинары, Серти-

ровский физической курсы «Инструк- фикат

государ- культуры тор групповых

ственный программ»

универ- 1 Переводчик ПК - семинары, Серти-

ситет курсы «Инструктор тренажерного зала ITS» фикат

2. Кеме- 2 Инженер ПП - КемГУ Диплом

ровский «Физическая куль- госу-

государ- тура и спорт» дар-

ственный ствен-

сельско- ного

хозяй- образца

ственный 1 Менеджер- ПК - «Инструктор Серти-

институт экономист тренажерного зала ITS» фикат

3. Куз- 2 Инженер ПК - курсы Серти-

басский путей «Инструктор фикат

государ- сообщения групповых

ственный программ»

техниче-

ский уни-

верситет

Окончание таблицы 1

Название вуза Кол-во выпуск-ников Квалификация по диплому Повышение квалификации (ПК) или профессиональная переподготовка (ПП) Документ о ПК или ПП

4. Сибир- 1 Тренер- ПК - курсы Серти-

ский госу- препода- «Инструктор фикат

дарствен- ватель групповых

ный уни- физической программ»

верситет культуры

физиче-

ской

культуры

и спорта

5. Сибир- 1 Специалист ПК - тренинги, Серти-

ская госу- по физи- семинары, курсы фикат

дарствен- ческой «Персональный

ная акаде- культуре инструктор

мия физ- и спорту тренажерного

культуры зала»

6. Кеме- 1 Менеджер ПК - курсы ITS Диплом

ровский социально- «Силовая йога»

государ- культурной («Power yoga

ственный деятель- basic»);

универси- ности курсы ITS «Си- Серти-

тет куль- ловая растяжка» фикат

туры и («Athletic stretch»)

искусств

Анализируя данные таблицы, можно отметить, что все респонденты имеют высшее образование. Но только половина из них (53 %) имеют высшее специальное физкультурное образование. Один имеет диплом государственного образца о профессиональной переподготовке КемГУ по программе «Физическая культура и спорт».

Следует отметить, что наличие диплома о высшем образовании не может в полной мере считаться конечной точкой в образовании специалиста в сфере фитнеса и рекреации. Фитнес -это не та сфера, в которой человек, однажды получив сертификат или диплом, может много лет работать по одной и той же схеме. Хороший специалист должен постоянно самосовершенствоваться, обладать определенными личностными качествами. Этот процесс творческий и требует поиска новых подходов. Думается, что одним из таких подходов будет использование современных интерактивных методов в повышении квалификации специалиста в сфере фитнеса и рекреации.

Ответы на вопрос анкеты «Какие функции осуществляет специалист в сфере фитнеса и рекреации?» распределились следующим образом (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2. Ответы респондентов на вопрос анкеты «Какие функции осуществляет специалист

в сфере фитнеса и рекреации?»

Все респонденты отметили ценностно-оздоровительную функцию, которая реализуется как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности, восстановления физических и духовных сил. На второе место респонденты поставили-организаторскую функцию и самосовершенствование - по 60 %. На третьем месте, по мнению респондентов, социально-культурная и коммуникативная функции - 47 %. Социально-культурная рассматривается как особый вид реализации потребности в специфической деятельности, связанной с эстетическим, эмоциональным удовольствием, сопереживанием. Общение как социальный процесс имеет особое значение, поскольку входит в содержание человеческого взаимопонимания. В общении отражается потребность человека в эмоциональном контакте, в проявлении своих чувств и ответном понимании, получении информации, ощущении включенности в какую-либо деятельность.

Таким образом, респонденты считают главными функциями ценностно- оздоровительную, управленческо-организаторскую, социально-культурную, коммуникативную и функцию самосовершенствования.

Основные умения специалиста в сфере фит-неса и рекреации, выделенные респондентами, представлены на рис. 3.

Почти все респонденты (93 %) к числу основных умений относят «установление контакта с клиентами». По 13 респондентов (86 %) отметили «демонстрацию упражнений» и 8 человек из числа опрошенных (63 %) - «реализацию культурного развития личности клиента». Таким образом, на первое место респонденты ставят «установление контакта с участниками» и чуть больше половины ориентированы на культурное развития личности клиента.

Качества, необходимые специалисту сферы фитнеса и рекреации, по мнению респондентов, представлены на рис. 4.

Все респонденты выделили профессиональные качества. 13 респондентов (86 %) отметили коммуникативные качества, 7 респондентов (46 %) - нравственные; 5 респондентов (33 %) -интеллектуальные, 3 респондента (20 %) - волевые; 2 респондента (13 %) - психомоторные.

Таким образом, результаты анкетирования позволили нам констатировать, что респонденты считают главными функциями ценностно-оздоровительную, управленческо-организатор-скую, социально-культурную, коммуникативную

Рисунок 3. Ответы респондентов на вопрос анкеты «Какими основными умениями должен обладать

специалист в сфере фитнеса и рекреации?»

Рисунок 4. Качества, необходимые специалисту сферы фитнеса и рекреации

и функцию самосовершенствования. На первое место респонденты ставят «установление контакта с участниками», и чуть больше половины ориентированы на культурное развитие личности клиента.

В ходе исследования нами была разработана программа повышения квалификации для специалистов сферы фитнеса и рекреации «Управление развитием организации сферы фитнеса и рекреации». Так как различные объекты фитнес-

индустрии называются по-разному, под фитне-организацией будем понимать:

• фитнес-клуб,

• фитнес-центр,

• фитнес-студия,

• спортивно-оздоровительный клуб,

• спортивный клуб,

• спортивно-оздоровительный центр,

• спортивно-развлекательный клуб,

• ' физкультурно-оздоровительный клуб и др. [4]. При разработке программы были использованы результаты анкетирования, которые показа-

ли, что респонденты выделили важность коммуникативной и организационно-управленческой функций в профессиональной деятельности. Таким образом, если подготовка специалистов была ориентирована преимущественно на двигательный и методический компоненты, то повышение квалификации - на развитие управленческих и коммуникативных навыков. Учебная программа построена исходя из логики создания нового проекта фитнес-организаций и совершенствования деятельности уже существующих (табл. 2).

Таблица 2

Учебная программа повышения квалификации «Управление развитием организации в сфере фитнеса и рекреации»

Название разделов и тем Всего учебных часов Формы занятий

Лекции Интерактивные методы

Модуль I «Основы менеджмента и маркетинга в фитнес-организации»

1. Введение в специфику менеджмента и маркетинга фит-нес-индустрии. Особенности и тенденции развития отрасли 2 2 -

2. Основы менеджмента фитнес-организации Функции и методы менеджмента. Мотивация в деятельности менеджера. Профессиональные и личностные качества фитнес-менеджера 14 4 • Самопрезентация «Я-фитнес-менеджер»; • Деловая игра «Принятие решения»; • Сase-study; • Диагностика организацонно-управленческого потенциала слушателей 10

3. Маркетинговые исследования Особенности, специфика и динамика основных показателей рынка фитнес-услуг. Система продвижения фитнес-услуг. Исследование рынка фитнес-услуг для анализа конкурентной среды. Разработка концепции и стратегии проведения рекламных компаний и PR-мероприятий 8 2 • Сase-study «PR-деятельность фитнес-организации»; • Деловая игра «Маркетинг и брендинг фитнес-организации» 6

4. Разработка концепции фитнес-организации Разработка годового бюджета. Расчёт оптимальных цен на клубные карты и дополнительные услуги. Операционный отчёт о деятельности фитнес-организации 10 2 • Деловая игра «Создание фирменного стиля фитнес-органи-зации»; • Деловая игра «Разработка концепции фитнес-организа-ции» 8

5. Информационные технологии в сфере фитнеса и рекреации Программное обеспечение фитнес-организации. Выбор и установка информационных систем. Требования к разработке интернет-сайтов фитнес-организации 6 2 • Сase-study «Информационные технологии в сфере фитне-са и рекреации» 4

Продолжение таблицы 2

Всего Формы занятий

Название разделов и тем учебных часов Лекции Интерактивные методы

6. Правовые основы деятельности фитнес-организаций Регулирование трудовых отношений. Законодательные 8 4 • Case-study «Правовое регулирование деятельности фитнес-

аспекты в деловых коммуникациях фитнес-организации. Основные правовые документы фитнес-организации. Регу- организации» 4

лирование отношений с клиентами

7. Бизнес-планирование в сфере фитнеса и рекреации: понятие, особенности, технологии 6 2 • Деловая игра «Разработка бизнес-плана фитнес-органи-

Привлечение инвестиционных средств для открытия фитнес-организации. Обоснование экономической эффек- зации» 4

тивности открытия фитнес-организации. Разработка поэ-

тапного плана создания и развития фитнес-организации

Всего часов 54 18 36

Модуль 2 «Психологические аспекты общения в деятельности специалистов сферы фитнеса и рекреации»

8. Технология делового общения специалистов сферы 6 2 • Деловая видеоигра «Эффек-

фитнеса и рекреации Понятия «коммуникация» и «общение». Взаимопонимание как основа и цель делового общения. Коммуникативные ба- тивные техники общения» 4

рьеры. Технологии преодоления коммуникативных барьеров. Деловое общение как восприятие людьми друг друга. Механизмы взаимопонимания в общении (идентификация,

эмпатия, рефлексия). Теория трансактного анализа Э. Бер-

на. Правила установления контакта с клиентом. Методы

мотивации клиента

9. Умение слушать - структурный элемент процесса 6 2 • Видеотренинг «Диагностика

делового общения Характеристика понятий «слушать» и «слышать». Обратная связь в процессе слушания. Стили слушания. Трудности эффективного слушания. Виды слушания. Техники активного слушания. Коммуникативные техники защиты от манипу- и развитие умения слушать» 4

ляций. Рекомендации по развитию умения слушать

10. Вербальные и невербальные средства делового общения Вербальное общение (речь) и характеристика устных де- 4 2 • Обучающая видеопрограмма Десмонда Морриса «Язык тела»

ловых коммуникаций как универсальная знаковая система 2

человеческой коммуникации. Модель коммуникативного

процесса. Виды устных форм делового взаимодействия. Презентация, ее смысл и назначение. Компьютерная видеоконферен-

цсвязь и ее использование в деятельности специалистов в

сфере фитнеса и рекреации. Невербальные средства общения. Классификация «алфавита» жестов. Паралингвистиче-

ская и экстралингвистическая системы знаков. Электронные письма. Основы ораторского искусства. Психологическая структура публичного сообщения

11. Конфликты в деятельности специалистов в сфере 6 2 • Деловая видеоигра «Конф-

фитнеса и рекреации Структура конфликта. Объективная и субъективная составляющая конфликтов. Динамика конфликта. Основные модели конфликта. Способы разрешения конфликтов ликт» 4

Окончание таблицы 2

Название разделов и тем Всего учебных часов Формы занятий

Лекции Интерактивные методы

Стили поведения в конфликтных ситуациях. Предупреждение конфликтов. Средства предотвращения конфликтов. Управление эмоциями и негативными психофизиологическими состояниями

12. Имидж специалиста в сфере фитнеса и рекреации Этикет. Постановка цели в профессиональной деятельности. Последовательность стратегического планирования в профессиональной деятельности в сфере фитнеса и рекреации. Технологии управления имиджем. Методы самопрезентации 6 2 • Тренинг «Навыки эффективной презентации» 4

13. Сервисное обслуживание фитнес-организации Успешные сервисные технологии. Формирование лояльности клиентов. Клиенто-ориентированный сервис 4 2 • Case-study «Клиенто-ориен-тированный сервис» 2

Всего часов 32 12 20

ИТОГО 86 30 56

Программа состоит из двух модулей. Первый модуль «Основы менеджмента и маркетинга в фитнес-организации» включает в себя функции и методы менеджмента; деловые и ролевые игры по развитию управленческих навыков; маркетинг, разработку концепции клуба; правовые основы деятельности организаций фитнес-индустрии; бизнес-планирование, информационные технологии в сфере фитнеса и рекреации.

Второй модуль «Психологические аспекты общения в деятельности специалистов сферы фитнеса и рекреации» направлен на развитие коммуникативного компонента профессиональной деятельности. Так, профессионально значимыми считаются такие качества и умения специалиста, как: коммуникабельность; навыки эффективного, бесконфликтного общения, умение слушать, использовать вербальные и невербальные методы общения; владение методами психофизической саморегуляции, умение создавать атмосферу доброжелательности и мотивировать клиентов к ведению здорового образа жизни и т. д. Приоритетными методами обучения в рамках данной программы будут интерактивные технологии: сase-study; лекции с запрограммированными ошибками; проблемные лекции; деловые видеоигры; тренинги; тесты. Использование видеозаписи интерактивных методов обучения позволит оценить уровень индивидуальных возможностей

специалистов в сфере фитнеса и рекреации, реа-лизовывать самоанализ собственной деятельности по результатам рефлексии.

Одним из способов оценивания достижений слушателей в процессе формирования специальных профессиональных компетенций будет порт-фолио [2; 3]. Портфолио - это целенаправленное собрание работ слушателей, которое показывает развитие и достижения с позиций оценки преподавателей и самооценки. После окончания курсов слушатели могут продолжать работу по формированию портфолио. В перспективе портфолио можно использовать в саморекламе, демонстрировать потенциальным клиентам, на ярмарках вакансий и т. д.

Таким образом, применение интерактивных методов обучения позволит создать условия для самостоятельной и творческой работы слушателей, развить навыки командной работы, что, в свою очередь, расширит их способность для решения типичных личностных и профессиональных проблем. Развитие профессиональных компетенций в ходе освоения предложенной программы повышения квалификации позволит специалистам быть конкурентоспособными на рынке фитнес-услуг. Внедрение данной программы повышения квалификации специалистов в сфере фитнеса и рекреации возможно в институте дополнительного профессионального образования КемГУКИ.

Литература

1. Воронова Н. Н. Внедрение интерактивных форм обучения как одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе [Электронный ресурс]. - URL: http://lfostu.ucoz.ru/publ/ innovacionnye_podkhody_i_tekhnologii/primenenie_innovacionnykh_metodov_obuchenija_dlja_. - Загл. с экрана.

2. Ивлева Т. Н. Е-портфолио и модерация как интенсивные технологии профессионального развития личности студента // Вестн. Балт. пед. акад. Вып. 113. Интенсивные методы и технологии в обучении и профессиональном развитии личности: зарубежный и отечественный опыт: сб. науч. ст. по мат-лам заоч. междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 19 марта 2014 года / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. - С. 59-61.

3. Ивлева Т. Н. Е-портфолио как технология индивидуально-ориентированного образовательного процесса // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сб. ст. XXVI Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза: Приволж. дом знаний, 2014. - С. 23-26.

4. Классификация фитнес-клубов в интересах клиента [Электронный ресурс]. - URL: http://s-bc.ru/news/ klassifikacija-fitnes-klubov-v-interesah-klienta.html. - Загл. с экрана.

5. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. - 192 с.

6. Рыжкин Ю. Е. Физическая рекреация в сфере досуга человека [Электронный ресурс] // Теория и практика физической культуры: науч.-теорит. журн. - 2002. - № 5. - URL: lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2002N5/p17-19. htm. - Загл. с экрана.

7. Сайкина Е. Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. - СПб., 2009. - URL: http://www.pandia.ru/text/78/327/77893-2. php. - Загл. с экрана.

8. Сайкина Е. Г., Смирнова Ю. В. Фитнес как значимое социокультурное явление // Фитнес: становление, тенденции и перспективы развития в России: сб. мат-лов науч.-практ. конф., посвящ. 210-летию РГПУ им. А. И. Герцена, 60-летию фак. физ. культуры. - СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - С. 41-47.

9. Физическая рекреация как междисциплинарная область физкультурного образования: учеб.-метод. пособие для самоподготовки студентов / сост.: К. Н. Пружинин, М. В. Пружинина. - Иркутск: Иркут. фил. «РГУФКСМ и Т», 2011. - 120 с.

References

1. Voronova N.N. Vnedrenie interaktivnykh form obucheniia kak odno iz vazhneishikh napravlenii sovershenstvova-niia podgotovki studentov v sovremennom vuze [Implementation interactive forms of education as one of the most important ways to improve the training of students in the modern university]. Available at: http://lfostu.ucoz.ru/publ/ innovacionnye_podkhody_i_tekhnologii/primenenie_innovacionnykh_metodov_obuchenija_dlja (In Russ.).

2. Ivleva T.N. E-portfolio i moderatsiia kak intensivnye tekhnologii professional'nogo razvitiia lichnosti studenta [E-portfolio and moderation as technology intensive professional development of the individual student]. Vestnik Baltiiskoi pedagogicheskoi akademii. Vypusk 113. Intensivnye metody i tekhnologii v obuchenii i professional'nom razvitii lichnosti: zarubezhnyi i otechestvennyi opyt [Bulletin of the Baltic Pedagogical Academy. Vol. 113. Intensive methods and technologies in teaching and professional development of personality: foreign and domestic experience]. Sankt-Peterburg, Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. A.I. Gertsena Publ., 2014, pp. 59-61. (In Russ.).

3. Ivleva T.N. E-portfolio kak tekhnologiia individual'no-orientirovannogo obrazovatel'nogo protsessa [E-portfolio as technology individually focused educational process]. Pedagogicheskii menedzhment i progressivnye tekhnologii v obrazovanii. Sbornik statei XXVI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Pedagogical management and advanced technology in education. Collection of articles XXVI International scientific-practical conference]. Penza, Privolzhskii Dom znanii Publ., 2014, pp. 23-26. (In Russ.).

4. Klassifikatsiia fitness-klubov v interesakh klienta [Classification of fitness - clubs in the interests of the client]. Available at: http://s-bc.ru/news/klassifikacija-fitnes-klubov-v-interesah-klienta.html (In Russ.).

5. Panfilova A.P. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: Aktivnoe obuchenie [Innovative educational technology: Active learning]. Moscow, Izdatel'skii tsentr Akademiia Publ., 2009. 192 p. (In Russ.).

6. Ryzhkin Iu.E. Fizicheskaia rekreatsiia v sfere dosuga cheloveka [Physical recreation in the area of human leisure]. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2002, no 5. Available at: lib.sport-edu.ru/Press/TPFK/2002N5/p17-19.html (In Russ.).

7. Saikina E.G. Fitnes v sisteme doshkol'nogo i shkol'nogo fizkul'turnogo obrazovaniia. Avtoref. dis. doktora peda-gogicheskikh nauk: 13.00.04 [Fitness in preschool and school sports education. Author diss. Doctor of pedagogical sciences: 13.00.04]. Sankt-Petersburg, 2009. Available at: http://www.pandia.ru/text/78/327/77893-2.php (In Russ.).

8. Saikina E.G., Smimova V. Fitnes kak znachimoe sotsiokul'tumoe iavlenie [Fitness as a significant sociocultural phenomenon]. Fitnes: stanovlenie, tendentsii i perspektivy razvitiia v Rossii: sb. mater. nauch.-prakt. konf., posviashch. 210-letiiu RGPU im. A.I. Gertsena, 60-letiiu fakul'teta fizicheskoi kul'tury [Fitness: formation, trends and prospects of development in Russia: Sat. mater. scientific and practical. Conf., is dedicated. 210th anniversary RSPU. Herzen, the 60th anniversary of the Faculty of Physical Education]. Sankt-Petersburg, RGPU Publ., 2006, pp. 41-47. (In Russ.).

9. Fizicheskaia rekreatsiia kak mezhdistsiplinarnaia oblast' fizkul'turnogo obrazovaniia [Physical recreation as an interdisciplinary field of sports education]. Ed. K.N. Pruzhinin, M.V. Pruzhinina. Irkutsk, RGUFKSM i T Publ., 2011. 120 p. (In Russ.).

УДК 371

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Салазкина Лидия Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, заслуженный работник культуры РФ (г. Кемерово, РФ). E-mail: kafedra359551@yandex.ru

В статье раскрывается опыт работы кафедры управления социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств по производственно-профессиональной подготовке студентов. Раскрывается понятие терминов «практика», «производственная практика».

Обосновывается инновационный подход к оценке качества производственной практики. Дается описание реализации интегрированного механизма создания компетентностного подхода к освоению практических умений и навыков. Рассматривается система освоения профессиональных качеств менеджеров учреждения социально-культурной сферы и обосновывается необходимость освоения навыков практической деятельности в учреждении социально-культурной сферы во время прохождения производственной практики для дальнейшего трудоустройства выпускников вуза. В статье представлены некоторые подходы к совершенствованию практической подготовки высококвалифицированных специалистов, адаптированных к практической деятельности; совместной деятельности руководителей баз практики, профессорско-преподавательского состава КемГУКИ и разработки целевой программы производственной практики студентов.

Ключевые слова: практика, производственная практика, инновационный подход, квалифицированный работник, конкурентоспособность, компетенции, интегрированный, механизм.

EXPERIENCE AND PROSPECTS OF THE ORGANIZATION OF INDUSTRIAL PRACTICE OF STUDENTS

Salazkina Lidia Pavlovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of Department of Management of Social Sphere, Kemerovo State University of Culture and Arts, Honored Worker of Culture of the Russian Federation (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kafedra359551@yandex.ru

The article reveals the experience of the Department of Management of Social Sphere, Kemerovo State University of Culture and Arts in production-training students. The notion of the terms "practice," "manufacturing practices." It substantiates an innovative approach to assessing the quality of manufacturing practices, describes implementation of an integrated mechanism for the creation of competence-based approach to the development of practical skills. We consider a system development competencies of managers of social institutions in the cultural sphere and the necessity of development of practical skills in the establishment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.