Научная статья на тему 'Интенсификация социально-трудовой мобильности населения приграничных регионов'

Интенсификация социально-трудовой мобильности населения приграничных регионов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
266
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МИГРАЦИЯ / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / ВОСПРОИЗВОДСТВО / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михель Е.А.

Статья посвящена анализу интенсификации социально-трудовой мобильности населения и ее влияния на воспроизводство трудового потенциала приграничного региона. Представлены результаты сравнения социально-трудовой мобильности населения трех приграничных российских регионов (Дальний Восток, Белгородская область и Республика Карелия). Выявлены предпосылки для оценки роли социально-трудовой мобильности населения в воспроизводстве трудового потенциала регионов и разработки мер по его повышению с учетом влияния миграции населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интенсификация социально-трудовой мобильности населения приграничных регионов»

УДК 332.13

интенсификация социально-трудовой мобильности населения приграничных регионов

е. а. михель,

кандидат экономических наук, научный сотрудник E-mail: e-mikhel@mail.ru Институт экономики Карельского научного центра РАИ

Статья посвящена анализу интенсификации социально-трудовой мобильности населения и ее влияния на воспроизводство трудового потенциала приграничного региона. Представлены результаты сравнения социально-трудовой мобильности населения трех приграничных российских регионов (Дальний Восток, Белгородская область и Республика Карелия). Выявлены предпосылки для оценки роли социально-трудовой мобильности населения в воспроизводстве трудового потенциала регионов и разработки мер по его повышению с учетом влияния миграции населения.

Ключевые слова: социально-трудовая мобильность, миграция, приграничный регион, воспроизводство, трудовой потенциал.

Широкий круг вопросов, связанных с демографическими проблемами, представляет интерес для многих исследователей, занятых проблемами экономики, демографии, социологии, экономической географии, статистики и других отраслей наук. Миграционные потоки, являющиеся частью истории человечества, всегда привлекали внимание ученых из разных стран. В этой отрасли знаний накоплен большой запас теоретических и практических знаний, благодаря которым можно говорить о значительной степени изученности данных вопросов. Вместе с тем благодаря появлению многих факторов, влияющих на жизненные процессы, выявляются новые аспекты проблем, подлежащие пристальному изучению. В частности, в дальнейшем исследовании нуждаются различные аспекты

воспроизводства трудового потенциала населения приграничного региона.

Трудовая мобильность в приграничных российских регионах. С возрастанием глобализации мирового хозяйства все больше стран и регионов вовлекаются в миграционные процессы. В связи с этим необходимо отметить, что с 1990-х гг. растет интеллектуальная миграция. Квалифицированные работники из развивающихся стран стремятся переехать в развитые страны. Продолжает нарастать миграция работников с низкой квалификацией в непрестижные и малооплачиваемые сегменты рынка труда более развитых стран. Отмечаются феминизация миграционных потоков, появление нелегальной миграции и «теневой занятости», недостаточная защита прав трудовых мигрантов.

Трудовые миграции населения в Российской Федерации характеризуются следующими особенностями:

1) рост интеллектуальной миграции из России с начала 1990-х гг., обусловленный:

- перестройкой национального хозяйства и открытием внешних границ;

- падением общего уровня жизни россиян;

- появлением у жителей России желания искать в том числе малооплачиваемую и неквалифицированную работу за рубежом;

2) развитие краткосрочных, коммерческих миграций;

3) приток трудовых мигрантов в Россию из стран СНГ и дальнего зарубежья;

4) появление программ по переселению в Россию бывших соотечественников;

5) нарастание проблем незаконной трудовой миграции и др.

На внутрироссийском уровне заметны процессы:

- дальнейшего оттока населения со слабо освоенных и сельских территорий;

-сокращения населения малых городов с моноотраслевой структурой хозяйства, особенно молодежи;

- развития коммерческих миграций.

Автором для анализа выбраны следующие

регионы:

- приграничные территории Белгородской области РФ и Харьковской области Украины;

- приграничные территории Дальнего Востока с приграничными провинциями Китая;

- территория Республики Карелия, граничащая с Финляндией.

Сравнительный анализ проводится по следующим критериям:

- география миграций;

- численность потоков;

- структура занятости трудовых мигрантов за рубежом;

- социально-экономические условия на локальном и национальном уровне государств;

- социальные и демографические характеристики трудовых мигрантов;

- особенности пограничного режима;

- дальнейшие ориентации трудовых мигрантов, институциональные условия международной трудовой миграции.

Во всех трех приграничных регионах возникают определенные институциональные условия, способствующие трудовой миграции:

- посреднические структуры;

- контрактные обязательства;

- развитие приграничной торговли;

- функционирование транспортных, финансовых и информационных потоков.

Каждый приграничный регион имеет свои особенности международной трудовой миграции.

На границе с Украиной - это преобладание украинских мигрантов в потоках трудовых ресурсов, которые ищут пути реализации своего трудового потенциала в России. Они движимы доступностью более высокого уровня экономического благосостояния и социальной защиты в России. Отсутствие

визового режима, общая языковая, историческая и культурологическая принадлежность способствуют более тесному развитию трудовых миграций между двумя странами.

Процессы трудовой миграции между Белгородской областью Российской Федерации и Харьковской областью Украины в последние два десятилетия претерпевают постоянные изменения. Во времена общего союзного государства граница выполняла лишь административную функцию и не играла барьерной роли в отношении осуществления трудовой миграции. Целые поколения советских граждан беспрепятственно перемещались через границу с целью поиска работы в обоих направлениях [9]. Широкое распространение хозяйственных связей способствовало тесному экономическому сотрудничеству, в том числе и трудовым миграциям. В рамках одного государства люди были не обременены трудностями, связанными с переездами, заключением смешанных браков, выбором места жительства, что в итоге привело к созданию тесных родственных связей в приграничном регионе, общей хозяйственной инфраструктуры и т. д.

С распадом единого государства и последующим экономическим упадком в обеих странах население стало искать выход из непростого социально-экономического положения. В силу более крепкого экономического положения России по отношению к Украине многие жители сопредельной республики стали искать работу в России, неподалеку от своего дома, чтобы сохранять близость с семьей и близкими [5]. Хотя существует и миграционный поток россиян в Украину, все же важно отметить, что Россия для украинцев более предпочтительна, нежели Украина для россиян.

Возросшая межстрановая трудовая миграция в данном регионе в основном сведена к торгово-закупочной и посреднической деятельности, обусловленной разными рыночными условиями в соседних государствах. Развитие коммерческой миграции в перспективе будет испытывать спад по причине выравнивания уровня доходов населения обеих стран. Регулирование внешней трудовой миграции носит достаточно поверхностный характер и сведено к лицензированию фирм-посредников и заключению международных соглашений по трудоустройству, которые на практике слабо защищают украинских работников [4].

Положительными стимулами интенсификации миграционного обмена в российско-украинском приграничье следует считать:

- отсутствие визового режима;

- действие двусторонних соглашений в сфере занятости граждан обеих стран;

- общность менталитета и языковой принадлежности [10].

Определенную угрозу межстрановому сотрудничеству таит в себе изменчивая политическая ориентация руководства Украины, которая становится все больше направленной на развитие отношений с западными соседями, нежели с Российской Федерацией. Следует также заметить, что по обе стороны границы у населения все ярче формируется национальная идентичность, все больше молодых украинцев и россиян утрачивают чувство общей истории, что ведет также к снижению взаимного сотрудничества, в том числе и в сфере обмена трудовыми ресурсами [1].

Статистические данные об уровне доходов жителей соседних областей говорят о том, что средняя зарплата в Харьковской области Украины составляет порядка 80 % от ее уровня в Белгородской области. Причем в Харьковской области нет большой дифференциации в оплате труда, тогда как в Белгородской области зарплаты в Губкине и Старом Осколе в два-три раза выше, чем в среднем по области.

Желание эмигрировать присуще в первую очередь людям с минимальным уровнем доходов. Потенциальных мигрантов среди тех, кому денег не хватает на самое необходимое или хватает только на покупку продуктов и недорогих вещей, примерно вдвое больше, чем среди тех, кому денег в основном хватает. Следовательно, среди основных причин трудовой миграции доминируют экономические.

В целом граница между государствами избирательно повлияла на изменение жизни населения приграничных регионов. В то время как экономический кризис, изменение структуры занятости населения и источников дохода привели к увеличению частоты поездок, связанных с торгово-закупочной и посреднической деятельностью, граница ограничила сферу жизнедеятельности для большей части пенсионеров, домохозяек и других категорий граждан для удовлетворения социальных потребностей. Однако культурные контакты на областном уровне остаются устойчивыми. Приграничные области двух независимых государств являются постоянными инициаторами новых форм приграничного сотрудничества [1].

Международные трудовые миграции на Дальнем Востоке имеют свои отличительные особенности.

Во-первых, следует отметить высокий потенциал трудовой миграции населения Китая.

Во-вторых, наблюдается широкое развитие приграничной оптовой и мелкооптовой торговли, которая поддерживается китайскими властями через создание свободных экономических зон в приграничных территориях.

В-третьих, действует безвизовый режим пересечения границы для некоторых категорий граждан обеих стран.

В-четвертых, нехватка рабочей силы на российском Дальнем Востоке стимулирует приток трудовых мигрантов из Китая.

В-пятых, продолжается формирование китайских диаспор и развитие бизнеса на территории соседнего государства как способ адаптации к российской деловой среде.

Анализ трудовой миграции в Приморском крае следует начать с демографических процессов последнего времени. Ни для кого не секрет, что в последнее время дальневосточный регион испытывает отток населения в более благоприятные с социально-экономической и климатической точки зрения регионы. Перестали действовать меры государственной поддержки для жителей дальневосточного региона и, как следствие, регион также потерял привлекательность для российских мигрантов [12], что достаточно ярко видно при реализации государственной программы по переселению соотечественников из стран СНГ и дальнего зарубежья, в которых только в 3 % заявок в качестве места для переселения указан Дальневосточный регион [15].

Только за пять лет (1994-1999 гг.) с российской стороны в приграничных с Китаем регионах численность населения сократилась на 456 тыс. чел. В 1991 г. население Дальнего Востока составляло 8 млн чел. (5,4 % от всего населения РФ). А к 01.01.2010 в регионе уже находились только 6,3 млн чел. (4,4 % от населения РФ) [8, 7].

Приграничное положение российских регионов на Дальнем Востоке имеет определенное влияние на характер миграционных процессов. Основным государством в регионе для миграционного обмена является Китай. КНР обладает колоссальной численностью потенциальных мигрантов, что в определенной степени может считаться скрытой угрозой для всего Дальнего Востока в частности, и России в целом [16]. Двусторонние трудовые миграции в регионе обусловлены целым рядом причин. Рассмотрим основные из них.

Приграничная торговля. В 1996 г. с целью подъема приграничных депре ссивных китайских регионов власти Китая приняли решение о создании свободных экономических зон на территории некоторых городов Северо-Востока и Северо-Запада страны. В этих зонах создавались компании для трансграничной торговли с Россией, которая шла в мелкооптовой форме в 20-километровой приграничной полосе (продукты и предметы быта), осуществляемая гражданами КНР, и в форме оптовой торговли, которой занимались компании, зарегистрированные в свободных экономических зонах Китая [3].

Нехватка рабочей силы на Дальнем Востоке. Китайские работники зарекомендовали себя как непритязательные в бытовом плане трудоголики, готовые работать за относительно небольшую зарплату. Благодаря этому они стали более предпочтительными для найма по сравнению с мигрантами из стран СНГ. В 1998-2000 гг. было подписано более 2 000 контрактов на поставку 113 000 рабочих в регионы Дальнего Востока. С 1993 г. Указом Президента РФ были ограничены виды деятельности для китайских рабочих. Среди них остались:

- овощеводство;

- строительство;

- торговля;

- общественное питание.

В сельском хозяйстве со временем стало ясно, что импортировать овощи из Китая дешевле, чем выращивать их на Дальнем Востоке. Занятость китайских мигрантов в сельском хозяйстве России пошла на спад.

Китайские строительные бригады выполняют работы по возведению торговых центров, жилых домов и незначительных объектов федерального значения. В крупных городах Дальнего Востока появились китайские строительные компании.

В 1994-1999 гг. сформировались два типа трудовых мигрантов из Китая:

- работники с определенными навыками труда, неполным средним образованием, плохо владеющие русским языком, приехавшие ради более высокого заработка и повышения квалификации;

- бизнесмены с высоким уровнем доходов, владеющие своим делом в Китае и пытающиеся расширить его в России, хорошо говорящие на русском языке.

В 2000-2006 гг. наблюдалось медленное снижение китайской миграции, вызванное:

- стабилизацией экономики Дальнего Востока;

- насыщением рынка китайскими товарами;

- повышением уровня дохода россиян;

- ограничением экономической деятельности китайских граждан российским законодательством.

Большинство китайских трудовых мигрантов приезжают из приграничных с Россией провинций Китая (до 90 %). Среди мигрантов вначале преобладали мужчины (в середине 1990-х гг. до 94 % мигрантов составляли мужчины в возрасте 25-35 лет), затем постепенно стали появляться женщины. В 2005 г. 78 % опрошенных мигрантов прибыли в Россию с супругой(ом). Большинство мигрантов находились в нашей стране не менее трех лет.

По данным опроса китайских мигрантов, они приезжают в Россию на работу по причине того, что здесь легче заработать деньги (33 %), вопреки расхожему мнению, что они мигрируют в Россию из-за высокой безработицы в Китае (16 %) [11].

Еще одной особенностью трансграничного сотрудничества в этой сфере являются налаженные неофициальные каналы по оказанию посреднических услуг по переправке документов, оформлению виз и паспортов граждан обеих стран. Существует даже возможность осуществлять «банковские переводы» через систему подпольных китайских банков [2].

Трудовые миграции в Республике Карелия характеризуются как прибытием работников из стран СНГ, так и их оттоком за пределы России в западном направлении (прежде всего в Финляндию, расположенную в непосредственной близости от Карелии). Между Карелией и Финляндией налажена инфраструктура трудовой миграции, включающая:

- инструменты поиска вакансий;

- транспортную составляющую;

- посреднические услуги.

Интенсивное трансграничное сотрудничество в гуманитарной сфере повышает роль социальных факторов трудовой миграции, которые имеют важное значение наряду с экономическими, выполняющими ключевую роль в изучаемом процессе. Вместе с тем необходимо отметить сезонный характер миграционных потоков, связанных с выполнением преимущественно сельскохозяйственных и строительных работ. Интенсивность оттока мигрантов за рубеж превышает их приток в обратном направлении в десятки раз, что обусловлено высоким уровнем дифференциации социально-экономического развития по обе стороны границы.

Миграционная ситуация в Республике Карелия в 2008 г. изменилась принципиально в сравнении с

предыдущим годом, но фактически вернулась в русло общей многолетней тенденции. Стоит заметить, что миграционный прирост за 2007 г. увеличился в 3,1 раза по сравнению с 2006 г. и составил 1 191 чел. Но в 2008 г. произошел очередной спад миграционного прироста в 4 раза. В 2009 г. миграционный обмен в Карелии оказался в отрицательной зоне, достигнув убыли 600 чел. [14]. Основной миграционный отток произошел за счет обмена населения с другими регионами Российской Федерации. Это означает, что население из Карелии уезжает в другие регионы страны. В то же время существует стабильная на протяжении многих лет эмиграция из республики, что усиливает негативные тенденции демографического развития региона.

Снижение миграционного прироста произошло и со странами ближнего зарубежья, хотя осталось одним из основных факторов минимизации депопуляции республики.

Отдельно стоит сказать о трудовой миграции населения Карелии за пределы Российской Федерации. В основном среди трудовых эмигрантов выделяется группа студенческой молодежи, выезжающих на сезонные работы в сельском хозяйстве и строительстве, а также в сфере услуг и развлечений [6]. Наряду с экономическими факторами трудовой миграции существуют социальные факторы:

- возможность путешествовать;

- стремление изучать иностранные языки;

- желание расширять круг общения и т. д.

Ежегодно из Карелии выезжает до 2 000 чел. на

сезонные работы за рубеж. 90 % из них едут в Финляндию - на сбор сельскохозяйственного урожая. Практика таких миграций позволяет молодежи находить за счет вакансий на зарубежном рынке труда возможности пополнить свой бюджет и получить набор определенных социальных благ.

Миграция как социально-экономический феномен приобрела двойственный характер.

С одной стороны, она создала «эффект вымывания» рабочей силы, поскольку в огромных масштабах квалифицированный персонал мигрировал в страны, регионы, где существовали лучшие возможности для реализации человеческого капитала.

С другой стороны, миграция создала «эффект замещения» рабочей силы, поскольку в регион-экспортер мигрировали менее образованные работники, занимающие вакансии в сфере низкоквалифицированного труда.

Таким образом, миграция российского трудового населения за рубеж заменялась миграцией

низкоквалифицированной рабочей силы из стран Содружества Независимых Государств (около 270 тыс. чел. ежегодно) [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приграничные регионы оказались на переднем крае процесса интенсификации трудовой мобильности населения. Проведенный анализ позволил установить как общие черты миграции населения для всех регионов, так и их особенности. Общим для проанализированных регионов и для большинства остальных является интенсификация мобильности населения, вызванная как экономическими, так и социальными факторами. Это, несомненно, влияет на общее воспроизводство трудового потенциала регионов, в частности - на демографическую структуру населения (экономически активного, экономически неактивного населения и др.), изменение социально-экономической нагрузки на бюджет.

Дальнейшими направлениями исследований по заданной тематике могут стать:

- исследования по оценке количественной и качественной роли социально-трудовой мобильности населения в воспроизводстве трудового потенциала (приграничного) региона;

- выработка эффективных мер по регулированию миграции населения для сглаживания социально-экономических последствий изменяющегося трудового потенциала регионов.

Список литературы

1. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / под ред. Л. Б. Вардомского и С. В. Голунова. Волгоград: НОФМО. 2002.

2. Загребнов Е. Экономическая организация китайской миграции на российский Дальний Восток после распада СССР // Прогнозис. 2007. № 1.

3. Ларин В. Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях. М. 2005.

4. Малиновская Е. Украина без барьеров // Отечественные записки. 2004. № 4.

5. Миграция и пограничный режим: Беларусь, Молдова, Россия и Украина. Центр изучения проблем вынужденной миграции в СНГ. Киев. 2002.

6. МихельЕ. А. Экономические факторы трудовой миграции в приграничном регионе // Человек и труд. 2009.№ 3.

7. Мотрич Е. Л. Население Дальнего Востока России. Владивосток: ДВО РАН. 2006.

8. Основные показатели социально-экономического положения регионов Дальневосточного федерального округа в январе-апреле 2004 года // Статистический бюллетень № 4. Хабаровск. 2004.

9. Пирожков С. И. Миграция и пограничный режим: Беларусь, Молдова, Россия, Украина // под общей редакцией С. И. Пирожкова. Киев: НИПМБ. 2002.

10. Рыбаковский Л. Л. Россия и Украина: миграционный обмен населением. М.: Центр социального прогнозирования. 2004.

11. Рыжова Н. П. Приграничная «народная торговля» в Благовещенске как механизм формирования экономического и социального симбиоза» // Диаспоры. 2003. № 2.

12. Современная миграционная ситуация в приграничных районах Дальнего Востока М.: ИСПИ РАН. 2001.

13. Социально-экономическое положение СевероЗападного федерального округа в 2008 году. URL: http://krl.gks.ru/federal/default.aspx.

14. Социально-экономическое развитие Республики Карелия 2009. Демографическая политика. URL: http://gov.karelia.ru/gov/Info/2009/eco_ socdem09.html.

15. Холкина О. На Дальний Восток едут только 3 процента от общего числа желающих переселиться в Россию. URL: http://lamro.org/ pereselenie/Na-Dalnii-Vostok-edut-tolko-3-procenta-ot-obwego-chisla-zhelajuwih-pere-selitsja-v-Rossiju/.

16. Шипановская М. Ю. Современные межэтнические отношения китайского и российского населения в дальневосточном регионе. Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Т. 1. Благовещенск. 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.