Научная статья на тему 'Интеллигентность -основа становления будущего педагога'

Интеллигентность -основа становления будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1509
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллигентность -основа становления будущего педагога»

г

V

МИР И МЫ

)

Е. ГАЛИЦКИХ, кандидат педагогических наук Вятский государственный педагогический университет

Дискуссия о статусе и миссии интеллигенции в современных условиях чрезвычайно актуальна в решении проблем высшего образования. Именно в России в 1866 году писателем П.Д. Боборыкиным был «рожден» термин «интеллигенция», а «высшее образование» имело прямое отношение к укоренению этого слова в российском культурном обиходе. Публикация в нашем журнале философских рассуждений Г. Кириленко об интеллигенции как «говорящем» сословии»[1] и сферах его бытия заставляет размышлять о «реальности возможного» понимания проблемы воспитания интеллигентности в современной высшей школе.

Интеллигентность и интеллигенция всегда создавали вокруг себя широкое проблемное поле вопросов: рефлексия по поводу творческих возможностей интеллигенции в России и ее исторической роли в революции («Вехи», Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк), понимание «интеллигентности как жизни и функции личности», ее заинтересованности в «общечеловеческом благоденствии» (А.Ф. Лосев), происхождение термина и его эволюция в культуре и сознании народа (К.Г. Кол-таков, А.А. Корольков), соотношение интеллигентности и образованности

Интеллигентность -основа становления будущего педагога

„.Поиск истины для Исследователя, провозглашение правды для Пророка, настоятельность понимания Другого для Интеллигента (intellegens означает «понимающий»).

В.Н. Сагатовский

(Д.С. Лихачев), культурно-историческая роль интеллигенции (М. Мамар-дашвили), взаимоотношения интеллигенции и власти (В.С. Степин), варианты определения интеллигенции (Н.С. Пряжников), возможности интеллигенции (Э. Морен), планетарный характер интеллигенции и статус интеллигентов как «властителей дум» (С. Вели-ковский), связь интеллигенции и патриотизма (В. Распутин), «ответственное» употребление слова «интеллигентный человек» (В. Шукшин), характеристика университета как среды формирования современного интеллигента ( Л.А. Вербицкая, В.Т. Лисовский, В.А. Садовничий).

Воспитание будущего педагога-про-фессионала предполагает содействие самостоятельному развитию личности, ее готовности к самореализации в профессии. Именно через наполнение образовательного процесса личностным содержанием развивается способность студента к самоорганизации, самообразованию, самовоспитанию. Повышение личной ответственности молодого человека за социальную реализацию своего призвания - ключ к его духовному самосовершенствованию, к воспитанию интеллигентности. Можно предположить, что именно это понятие

- «интеллигентный человек» - обозначит то качественное развитие студента, которое произойдет в результате его профессионально-личностного становления в университете.

Психология в новом столетии, с точки зрения И.С. Якиманской, как раз и будет посвящена изучению и формированию в человеке интеллигентности как особого отношения к миру людей и вещей, как воплощения духа, душевных качеств [2, с.24]. А педагогические исследования последнего десятилетия дают возможность заключить, что проблема воспитания человека интеллигентного в условиях гуманитарной среды высшего педагогического образования приобрела особую актуальность. Именно гуманитарный смысл образования позволяет Л.К. Гребенкиной охарактеризовать современного учителя как «педагога-профессионала, широко образованного и культурного человека, гуманиста и интеллигента, реализующего инновационные подходы к обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения»[3].

Возникает вопрос: может ли общество предъявлять такое требование к учителю в «эпоху перемен», в условиях рыночной экономики? Является ли интеллигентность интегральным критерием педагога, дающим ему право учить и воспитывать других, передавать духовный опыт «от сердца к сердцу» (Гёте), определять смысл «образования как встречу поколений» (В.И. Слобод-чиков)? Своевременно ли рассматривать интеллигентность как этический идеал молодого человека, значимый для него?

Поиск ответов на эти вопросы приводит к выводу, что понятие «интеллигентность» переживает сегодня период интерпретаций, высвечивания новых смыслов, освобождения от «старомодности» и негативного к нему отношения.

Вряд ли какой-то из подходов к по-

ниманию (определению) интеллигенции, выделенных Н.С. Пряжниковым, может удовлетворить современный запрос. Автор называет пять таких определений: 1. Интеллигент - это благородный человек, представитель «высшего света», желательно дворянин. 2. Интеллигент - это работник умственного труда. 3. Интеллигент - это воспитанный, обаятельный человек, знающий, как вести себя в приличном обществе. 4. Интеллигентность - это определенная нравственная позиция, это оппозиционность всему антигуманному, это неравнодушие ко всему, что происходит в обществе.5. Интеллигент сочетает в себе прекрасное образование и воспитание с активной нравственной позицией, то есть он не равнодушен ко всему, что происходит в обществе и во всем мире. Н.С. Пряжников рассматривает «интеллигентность как развитое чувство долга перед своим народом, перед обществом» [ 4, с.318].

Думается, все эти критерии явно недостаточны для осмысления процесса профессионально-личностного становления будущего педагога.

Мераб Мамардашвили полагал, что интеллигентность заключает в себе умение смотреть на мир философски, разгадывать «неразборчивые письмена нашей души». Призвание философ характеризует как волю и верность судьбе, своей «планиде», ответственность перед собой и людьми. Интеллигент, считал он, остро ощущает ритмы времени в контексте повседневности, процесс отчуждения, «разрыва между высшими духовными потенциями общества и индивидуальным человеком проходит и по живому телу интеллигенции» [5, с.3]. Сама судьба философа тому подтверждение. По мнению Г. Кириленко, «в последнее время все труднее найти человека, который всей своей жизнью подтверждает свое право называться интеллигентом» [1, с. 74]. Но «подвиж-

ники нужны, как солнце», «они возбуждают, утешают и облагораживают» (А.П. Чехов), и их служение своему призванию помогает современникам увидеть, как интересна и плодотворна жизнь человека, воспитавшего в себе интеллигентность. Наши соотечественники, люди разных профессий: врач А.П. Зильбер, педагог И.Ф. Гончаров, психолог В.И. Слободчиков и многие другие - всей своей жизнью доказали, что профессор, ученый может «быть интеллигентом и внешне, и внутренне, воспитанным человеком в добром понимании этого слова, а значит, всесторонне образованным, знать и философию, и психологию, и музыку, и поэзию. Многое здесь зависит от самовоспитания, самообразования» [6,с.5].

Интеллигентность, таким образом, свойственна человеку, осознающему свое призвание, ищущему в нем смысл своей жизни, способному к философской и профессиональной рефлексии. «Волна Сознания должна уметь обнаруживать другого человека, находить в нем свою границу, а затем, обогащенная опытом собеседования, сопереживания, сострадания, образами, знаниями, культурными артефактами, возвращаться к своему владельцу как ресурс для его становления как Челове-ка»[7, с.43]. Мы забыли о том, что интеллигентный человек в первую очередь человек «понимающий» и что общество ощущает потребность в интеллигентных людях, необходимость их присутствия в жизни «повседневной». Ю.М. Лотман советовал определять культуру человека по одному признаку: на что ему не наплевать, а что его не трогает. Скорее всего нам нужна «реабилитация совести как основного принципа жизни» (Ю.М. Лотман).

Формирование потребности быть толерантным, понимающим другого, сопереживающим, имеющим «интуицию совести» (А.А. Ухтомский) требу-

ет уважения к человеку и доверия к нему, искреннего желания работать на «доминанту души», бескорыстия и духовной свободы.

Мысль о «понимающей миссии» интеллигентного человека аргументирует Д.С. Лихачев: «Лишите человека памяти, избавьте его от всех знаний, которыми он обладает, оторвите его от письменного стола и заставьте заниматься любой тяжелой работой, но если он сохранит умение понимать других людей, понимать людей иных культур, понимать широкий и разнообразный круг чужих идей, произведений искусства, уклада быта, если он сохранит навыки умственной социальности, сохранит свою восприимчивость к интеллектуальной жизни, - это и будет интеллигентность» [8 ,с.48].

Нельзя согласиться с тезисом Г. Кириленко о том, что «интеллигенция -лишь вестник, но не творец жизни по культурным образцам» [1, с. 70]. Педагог, принимая на себя миссию воспитателя другого человека, присутствует в повсед-невной жизни ребенка, и его задача - прояснить « ее социальную ценность как сферы рождения личностных смыслов» [1, с. 70]. Для педагогов важна аргумен-тация В.С. Степина, который доказывает, что интеллигент «...порождает новые идеи, идеалы, образцы и ценности. он порождает в своем творчестве возможные будущие программы человеческой деятельности, общения и поведения людей» [9, с.145]. «Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового» [8, с. 480].

Не может педагог позволить унижать себя, терять чувство собственного достоинства, опускаться до обывательского поведения, облика, состояния духа. Иначе он не способен будет исполнять педагогическую миссию, продуцировать добрые чувства и спра-

ведливые поступки. Демократия не должна допускать «юродивости» [1, с. 75] интеллигентного человека, невостре-бованности его жизнью, иначе утратим «самостоянье», озвереем (вспомните «Юшку» А. Платонова), разучимся иронизировать над своими недостатками, станем «дубинноголовыми старушками», которые «образовательные услуги» еще не продавали, но научатся и этим торговать.

Если философ, педагог, писатель, социолог, психолог, политик будут стремиться слышать и понимать друг друга, то сохранят статус интеллигента как знающего, уважаемого и порядочного человека. А в высшей школе интеллигентные профессора будут воспитывать интеллигентных молодых людей, уверенно смотрящих в будущее, потому что у них не случится «горя от ума», а ум останется в ладу с сердцем и совестью и им не придется «искать по свету уголок» для достойного приложения своих сил и знаний.

Д.С. Лихачев подчеркивал важность умения быть терпимым в интеллектуальной сфере общения, указывал на необходимость постоянной внутренней работы над собой по сохранению духовных сил, «доброго и прекрасного»: «Многие думают, что раз приобретенная интеллигентность затем остается на всю жизнь. Заблуждение! Огонек интеллигентности надо поддерживать. Читать, и читать с выбором: чтение -главный, хотя и не единственный, воспитатель интеллигентности и главное ее «топливо» [8, с.482].

Перед преподавателем вуза встает задача - направлять чтение студентов к жизнетворчеству, чтобы книга не подменяла жизнь, а помогала «влюбляться в мир ( М. Осоргин), решать учителю задачи педагогической практики.

В России понятие «интеллигентность» имеет в виду тесную связь с судьбой отечества. Как опустела наша

провинция, когда вслед за закрытием сельских школ, клубов, больниц из сел уехала и сельская интеллигенция, создававшая особый уклад единения физического и интеллектуального труда! Интеллигентность предполагает гармоничное единство индивидуальной свободы саморазвития личности и общественно необходимого ее проявления, ответственности за будущее своей страны.

Следует учесть народное понимание интеллигентности. Еще Владимир Даль в 1881 году записал, что «интеллигенция - разумная, образованная, умственно развитая часть жителей». В.М. Шукшин дает народную характеристику интеллигентного человека: «Хороший человек. Умный человек. Уважительный. Не мот, не пропойца. Чистоплотный. Не трепач. Не охальник. Работник. Мастер» [10, с.373]. В мастерстве соединяется процесс познания с творчеством, проявляется уважительное отношение к тому, что делается качественно, с умом, со знанием дела. С точки зрения В.М. Шукшина, в интеллигентном человеке не только «неспокойная совесть, ум, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «что есть правда?», гордость, но главное -«сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное» [10, с.378].

Много ли может сделать интеллигентный человек для своей страны, для

того, чтобы жизнь стала «хорошим, добрым, осмысленным делом»?

Всегда с уважением привожу студентам итог одной жизни интеллигентного человека, внесшего достойный вклад в культуру своего народа: «Когда Чехов умер, после него осталось не только 20 томов всемирно прославленной прозы, но и четыре деревенские школы, да шоссейная дорога на Лопас-ню, да библиотека для целого города, да памятник Петру, да посеянный на пустом месте лес, да два замечательных

сада, около 7 тысяч писем к нему, а скольких людей он вылечил как врач» (К. Чуковский). Поэтому интеллигентность фокусируется в поступке, в «постоянном усилии быть человеком» (М. Мамардашвили) и «измеряется» сделанным, пережитым, продуманным, написанным. Интеллигент - не просто человек культуры, носитель и хранитель духовных ценностей, влюбленный в мир и его отражение в искусстве, но и творец культуры, он к самой жизни, ее процессу относится творчески.

Интеллигентность - интегральная характеристика человека, она определяет целостную оценку человека с позиции другого, поэтому так важен педагогический смысл вывода Г. Кириленко: «Интеллигентность - это наличие некоей дополнительной мотивации, заявляющей о себе в любой деятельности; это сомнения святого и муки совести политика; это вечная критика односторонности, ограниченности, фанатизма.» [1, с. 75].

Нельзя надеяться, что всем молодым людям свойственна такая «мотивация». Стремление к интеллигентности нужно воспитывать «всем миром», потому что, с позиции А.Ф. Лосева, «интеллигентности нельзя научиться, но она требует длительного воспитания и самовоспитания. Она не есть философский трактат об интеллигентности; но она есть та культурная атмосфера, которою дышат люди; и она есть простота, которая где-то и когда-то и часто неизвестно почему сама собой возникает в человеке и делает его интеллигентным» [11, с.321]. Может ли высшая школа создать такой уклад, в котором будет «престижно» быть интеллигентным, испытывать уважение к отечественной науке и культуре, читать А.П. Чехова и верить в то, что «чем ближе человек стоит к истине, тем он проще и понятнее»?

Трудности формирования потреб-

ности быть интеллигентным человеком имеют свои причины - экономическую и социальную незащищенность, отчужденность интеллигенции от проблематики реальной жизни, уход в познание, в книги, в свой язык «просвещенных». Я запомнила учительницу, которая открыто возмущалась, прочитав в газете слова «адепт и апологет», воспринимая их как личное оскорбление своего читательского достоинства. Поэтому так важно будущему педагогу сохранять язык, на котором удобно мыслить и говорить с детьми. Интеллигентный человек интересен окружающим, это «умный человек с добрым сердцем» (Н. Бердяев), он открыт диалогу. Отсюда «интеллигентное владение языком, в котором доминируют здоровое консервативное начало» [12, с.24], стремление к точности, ясности, афористичности, образности, самобытности речи, отторгающей «модусы, страты.».

Интеллигентному человеку сейчас нужен не просто ум, а мудрость, соответствующая сложности современной эпохи, как «синтез исходной правды мировоззрения и философской рефлексии» [13]. Это поможет будущему учителю не уходить от вопросов «быта и бытия»,находить «золотое сечение» между духовным и материальным, брать на себя ответственность за свои идеи, «быть деятельным участником своих истин» (А.А. Ухтомский).

В педагогических университетах нужно и можно формировать у студентов интеллигентность. Она дает возможность будущему педагогу соединять теорию и практику воспитания и самовоспитания, учиться у жизни, своих учеников, осмысливать свой профессиональный опыт, его уроки и ошибки. К.Г. Юнг в статье «О становлении личности» пишет: «В отношении молодых людей, которые избрали педагогику своим жизненным призванием, предполагается, что сами они воспитаны», яв-

ляются «личностью», то есть «определенной, способной к сопротивлению и наделенной силой душевной целостностью» [ 14, с. 208]. В этом сопротивлении и кроется отторжение зависти, корысти, мелочности, лени, тщеславия, презрения к родному.

Анкетирование 42 аспирантов Вятского государственного педагогического университета показало, что их серьезно волнуют проблемы воспитания и духовного развития студентов в вузе и что курс «Педагогика высшей школы» должен с современных позиций раскрывать пути решения этих проблем. 94% опрошенных студентов факультета русского языка и литературы ответили, что они хотели бы ощущать себя интеллигентными людьми. А 6 % сту-дентов-филологов в 2000 году считали, что интеллигентность - старомодное понятие и в условиях современной рыночной системы производит эффект «белой вороны». Таким образом, интеллигентность остается ценностью культуры для подавляющего большинства молодых людей, избравших педагогическую профессию. В анкетах встречаются самые разные толкования «интеллигентности», но прослеживается общая тенденция: она объясняется как гармония ума и сердца, образованности и нравственности. В понимании термина «интеллигентность» чаще всего используются слова «широкие познания, культура, совесть, доброта, ответственность, чувство собственного достоинства, духовная свобода, независимость суждений».

Обобщая размышления об интегральном характере интеллигентности, выделим ее сущностные качества в их неразрывной целостности:

- открытость диалогу с людьми, миром, историей и культурой;

- творческая активность, ответственное отношение к своему призванию в жизни;

- умственная и духовная самостоятельность;

- гармоническое сочетание интеллектуальных, нравственных и эстетических сторон развития личности.

Свое понимание интеллигентности и ее интегрирующей роли в процессе профессионально-личностного становления будущего педагога я попыталась представить в графической форме. Я обозначила четыре сферы последовательного самопроявления и саморазвития человеческой личности: самопознание (отношение к себе), самообразование (отношение к познанию), самовоспитание (отношение к людям и окружающему миру), самореализация (отношение к делу своей жизни как к призванию и творчеству). Соответственно в каждом из этих процессов доминирует свой мотив и свой результат.

В диаграмму включены афоризмы известных мыслителей, самой своей жизнью и личной судьбой утвердивших призвание интеллигента.

Смысл профессионально-личностного становления будущего педагога -постоянно совершенствовать свое образование, искать ответы на вечные вопросы воспитания и смысла жизни, уходить от соблазна покоя и равнодушия, уметь осознавать и переживать встречу поколений как радость и событие, стремиться быть интеллигентным человеком, как бы сложно это ни было.

Логично завершить размышления об интеллигентности и ее воспитании в процессе профессионально-личностного становления будущего педагога не выводом, а приглашением к диалогу. Может быть, интеллигентность - это все-таки талант, «редкий, особый дар человека, не отделяющий его от других людей, не возносящий над ними, но дающий человеку ощущение представительства за многих и многих людей, за целый народ - представительства перед историей, совестью, истиной.»? [15].

1. САМОПОЗНАНИЕ (ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ)

«Не существует закрытых систем ценностей, нет неизменного набора принципов» (К. Роджерс)

Принятие ценности душевного потенциала своего развития.

3. САМОВОСПИТАНИЕ (ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ)

«Человек - это прежде всего постоянное усилие стать человеком»

(М. Мамардашвили)

Способность видеть и сохранять человеческое в человеке, строить свои отношения с людьми в диалоге и по совести.

2. САМООБРАЗОВАНИЕ (ОТНОШЕНИЕ К ПОЗНАНИЮ «Человек сотворен, чтобы думать»

(Б. Паскаль) Потребность в интеллектуальной деятельности, в непрерывном познании

4. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ (ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ СВОЕЙ ЖИЗНИ КАК К ТВОРЧЕСТВУ)

«Не угашайте духа!»

(Д.С. Лихачев) Осознание и переживание смысла жизни, своей профессии, осуществление своего призвания.

интеллигентность

Литература

1. Кириленко Г. Говорящее сословие? // Высшее образование в России. - 2001. -№1. - С. 63-75.

2. Психология XXI века: пророчества и прогнозы // Вопросы психологии. -2000. - №2. - С.3-38.

3. ГребенкинаЛ.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. - Рязань, 2000.

4. Пряжников Н.С. Психология элитарности. Москва - Воронеж, 2000.

5. Анатомия интеллигенции // Литературная газета,17.У11, 1996.

6. Панорама, 2001.- № 8.- С.5.

7. Голубева Л. «Неразборчивые письмена нашей души...» // Alma mater. - 1999. -№ 6. - С.41-44.

8. Лихачев Д. Заметки и наблюдения. - Л., 1989.

9. Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. - М., 1996.

10. Шукшин В.М. Монолог на лестнице.// Собр. соч. в 5 томах. - Т.5.- Екатеринбург, 1995. С.337-391.

11. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М.,1988.

12. Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда: языковая культура. -СПб., 1999.

13. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. - СПб, 1999.

14. Юнг К.Г. О становлении личности// Структура психики и процесс индивиду-ации. - М., 1996. - С.207-219.

15. Беседы с академиком Лихачевым // Сельская молодежь. -1986. - №10. - С.48-50.

В. БАРАННИКОВ, кандидат философских наук Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики

РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: родовая миссия

Первоначально термин “интеллигенция” имел философское значение. Он был введен, вероятно, Плотином, понимаемый как “субстрат и субстанция мысли”, и в этом значении имеет аналоги в индийской философии. В средневековой философии понятие было довольно употребительным, в Новое время и в последующие эпохи становится крайне редким. Декарт определяет интеллигенцию как “разумную душу” [1]; Кант не пользуется этим понятием; Гегель лишь в “Философии права” мимоходом замечает, что “дух есть ближайшим образом интеллигенция” [2]. У К. Маркса и Ф.Энгельса это понятие отсутствует, по крайней мере в основных работах -“Немецкая идеология”, “Капитал”, “Анти-Дюринг”.

Социальный смысл термин обрел в эпоху Просвещения, прежде всего во Франции в значении “мыслящая часть общества” - “сообщество просветителей”. Именно в этом значении термин, утративший на Западе смысл с началом Французской революции XVIII в., оказался весьма подходящим для обозначения феномена, возникшего в русской

социальной реальности: не слой, не группа, не сословие с юридически, политически и экономически закрепленным социальным статусом, а некое духовное сообщество, объединенное общностью ценностных ориентаций, стремлением к просвещению народа в религиозно-мистическом, моральном, эстетическом и научном аспектах. Трудно, да и не очень важно сейчас определить, кто впервые ввел этот термин в оборот - В.А. Жуковский в 40-х годах XIX в. или П.Д. Боборыкин в конце того же века, но он прижился в России прочно, и без понятия “интеллигенция” невозможно представить себе русскую действительность ХК-ХХ веков.

Интеллигенция и интеллектуалы

Интеллигенция как духовное и неформальное сообщество не может быть разделено на некие функциональные группы. Однако именно такое деление, сформировавшееся в советское время, - устойчивый стереотип общественного сознания и социологической науки. Оно ведет свое начало от отождествления В.И. Лениным ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.