Научная статья на тему 'Интеллектуальный потенциал студентов высшей школы как фактор инновационного развития региона'

Интеллектуальный потенциал студентов высшей школы как фактор инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ РЕГИОНА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КРЕАТИВНОСТЬ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / REGION / REGION''S ECONOMY / COMPETITIVE STRENGTH / INTANGIBLE ASSETS OF A REGION / INTELLECTUAL POTENTIAL / INTELLECTUAL PROPERTY / HIGHER SCHOOL / CREATIVE SKILLS / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плюшкина Наталья Егоровна

В статье рассмотрено понятие «интеллектуальный потенциал» и раскрыто его значение для современной экономики региона. Интеллектуальный потенциал студентов высших учебных заведений представлен через призму фактора повышения инновационного развития региона. Показаны основные качества личности студента, необходимые ему для достижения высоких результатов в интеллектуальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual potential of higher school students as a factor of innovative development of a region

The article deals with the concept of intellectual potential' and its value for the modern economy of a region. Intellectual potential of higher school students is considered as a factor of region's innovative development improvement. The author discusses the basic qualities of student's personality required for achievement of high results in the intellectual activities.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный потенциал студентов высшей школы как фактор инновационного развития региона»

УДК 378.1

Плюшкина Наталья Егоровна

аспирант кафедры педагогики и методики профессионального образования, методист отдела мониторинга инновационных ресурсов

Белгородского государственного института искусств и культуры

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА [1]

Plyushkina Natalia Egorovna PhD student,

Education Science and Vocational Education Techniques Department, Curriculum Assistant, Innovative Resources Department, Belgorod State Institute of Arts and Culture

INTELLECTUAL POTENTIAL OF HIGHER SCHOOL STUDENTS AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF A REGION [1]

Аннотация:

В статье рассмотрено понятие «интеллектуальный потенциал» и раскрыто его значение для современной экономики региона. Интеллектуальный потенциал студентов высших учебных заведений представлен через призму фактора повышения инновационного развития региона. Показаны основные качества личности студента, необходимые ему для достижения высоких результатов в интеллектуальной деятельности.

Ключевые слова:

инновационное развитие, регион, экономика региона, конкурентоспособность, нематериальный актив региона, интеллектуальный потенциал, интеллектуальная собственность, высшая школа, творческие способности, креативность.

Summary:

The article deals with the concept of intellectual potential' and its value for the modern economy of a region. Intellectual potential of higher school students is considered as a factor of region's innovative development improvement. The author discusses the basic qualities of student's personality required for achievement of high results in the intellectual activities.

Keywords:

innovative development, region, region's economy, competitive strength, intangible assets of a region, intellectual potential, intellectual property, higher school, creative skills, creativity.

Современные тенденции развития экономики в условиях постоянно изменяющегося рынка обусловили смену парадигмы управления на всех уровнях федеративного устройства для достижения высокой конкурентоспособности Российской Федерации на международном рынке. В новой парадигме особое внимание уделено нематериальным активам страны, а также способностям регионов как субъектов Российской Федерации к качественным и структурным изменениям, которые напрямую зависят от человеческого капитала населения, его интеллекта, знаний и опыта. Именно нематериальные активы становятся решающим фактором, от которого зависят темпы социально-экономического и инновационного роста регионов России.

В состав нематериальных активов региона входят такие компоненты, как образовательное, кадровое и интеллектуальное обеспечение, культурное и историческое наследие региона, его институциональный капитал [2]. В качестве нематериального актива выступает интеллектуальный потенциал региона, от которого напрямую зависит инновационное развитие территории и который является неотъемлемой частью его образовательной, кадровой и культурной деятельности.

Интеллектуальный потенциал - это комплексная характеристика уровня развития интеллектуальных, профессиональных, творческих возможностей как страны в целом, так и отдельно взятой личности в частности [3, с. 170], так как именно потенциал субъекта формирует интеллектуальный потенциал инновационной экономики [4, с. 88]. С экономической точки зрения, по мнению Т. Стюарта, под интеллектуальным потенциалом понимается «...совокупность знаний, умений и навыков человека, его мобильность, способность к восприятию новой информации, обучению, переподготовке, адаптации к новым условиям.» [5, с. 135].

Интеллектуальные, творческие способности человека в инновационной экономике играют определяющую роль. Недооценка личностных, нематериальных качеств человека, таких как нравственные установки, этические ценности и нормы поведения, отношение к труду и своим обязанностям, ведет к отрицательным последствиям и экономическим потерям.

Интеллектуальный потенциал студента высшего учебного заведения представляет собой совокупность трех основных качеств: профессионализм, креативность и предприимчивость [6, с. 384]. В связи с тем, что профессиональная подготовка студентов зависит от качества высшего образования, именно высшая школа, находясь в постоянном поиске путей активизации процесса формирования интеллектуального потенциала студентов, обеспечивает инновационное развитие как

страны в целом, так и ее регионов в частности. На современном этапе обществу необходимы специалисты критически мыслящие, умеющие работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, поэтому основными задачами высшей школы являются, во-первых, формирование у выпускников знаний и умений в сфере профессиональной деятельности, а во-вторых, обеспечение разностороннего развития личности, способной к адекватной ориентации в постоянно расширяющемся потоке научной информации, к преобразующей, творческой деятельности [7, с. 171].

Современный вуз должен не только предоставлять образовательные услуги, но и развивать свою научно-исследовательскую и инновационную деятельность. По такому пути идет и Белгородский государственный институт искусств и культуры (БГИИК). Высококвалифицированный научно-педагогический состав БГИИК, вместе со студентами ведущий активную научно-исследовательскую работу по актуальным проблемам социокультурной сферы, позволил институту стать одним из ведущих и динамично развивающихся вузов региона, подготавливающих специалистов в сфере культуры и искусства. Высокое качество подготовки выпускаемых вузом специалистов, соответствующих требованиям современного рынка труда, достигается за счет развития научно-творческой деятельности, результатами которой являются инновационные творческие продукты, обладающие новизной, художественной и эстетической привлекательностью, коммерческим потенциалом.

Привлечение студентов к научно-исследовательской, творческой деятельности содействует профессиональному и личностному становлению будущего специалиста. Интеллектуальная деятельность студентов является еще и творческой деятельностью, представляя собой целенаправленную умственную работу, результатом которой выступает что-то качественно новое, что отличается неповторимостью, оригинальностью, уникальностью [8, с. 52].

Основной составляющей интеллектуальной творческой деятельности человека, благодаря которой возможно создание интеллектуальной собственности, является креативность индивида. Креативность понимается как универсальная личностная характеристика, способность человека быстро решать проблемные ситуации, придумывать, творить, создавать, порождать интересные идеи, находить множество решений одной и той же задачи; процесс, направленный на актуализацию интеллектуальной и творческой деятельности человека [9].

Креативная личность, способная к созданию инновационного продукта в виде объекта интеллектуальной собственности, должна обладать такими свойствами, как гибкость ума, оригинальность, индивидуальность, богатое воображение и внутренняя мотивация. Креативное развитие личности студентов достигается путем создания в вузе благоприятной образовательной среды и раскрытия индивидуально-психологических особенностей интеллектуально-эмоционального развития личности.

Основными условиями развития креативной личности в БГИИК являются целенаправленная подготовка студентов к инновационно-творческой деятельности, создание необходимой обстановки для наиболее полного использования и развития научно-творческого потенциала студентов, разработанная система стимулирования и мотивации изобретательской деятельности. В качестве основных организационных форм развития креативности у студентов института искусств и культуры выступают: деловые игры, кейс-игры, научные бои, интерактивные квесты, интеллектуальные викторины, научные клубы и общества. Специально организованное обучение способам креативного поведения, моделирование, творческие действия в различных сферах профессиональной деятельности, направленные на формирование и коррекцию креативности студентов, позволяют подготовить квалифицированного творческого специалиста, востребованного на современном рынке труда.

Однако таких качеств, как профессионализм и креативность, для достижения высоких результатов как в профессиональной деятельности, так и в деятельности, направленной на инновационное развитие региона, студентам недостаточно. В настоящее время важно не просто создавать объекты интеллектуальной собственности, но доводить их до коммерциализации, вводить разработанную инновационную технологию либо изобретение в производство. Для этого студентов БГИИК в процессе обучения учат продвигать свои новаторские идеи и разработки, внедрять их в практику, формировать потребность в своем продукте, находить иные области его применения.

Таким образом, выпускник высшего учебного заведения, обладающий высоким уровнем интеллектуального и креативного развития, профессионального мастерства, приобретенным в процессе образования, является субъектом невещественного богатства общества и взаимосвязан с инновационной составляющей экономического развития как страны в целом, так и ее регионов в частности.

Ссылки и примечания:

1. Публикация подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям развития науки, техники и критическим технологиям для студентов и аспирантов вузов (договор № 38-гр от 19.10.2016 г.).

2. Ерохина Е.В. Влияния нематериальных факторов на потенциал развития региональных инновационных подсистем (на материалах Калужской области) [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. 2015. № 6 (54). URL: http://sovman.ru/article/5404/ (дата обращения: 10.10.2016).

3. Савченко Т.В. К вопросу о развитии интеллектуального потенциала студентов высшей школы // Омский научный вестник. 2011. № 5 (101). С. 170-173.

4. Коновалова А.Н. Управление интеллектуальным потенциалом в сфере услуг : дис. ... канд. экон. наук. Тольятти, 2010. 160 с.

5. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал: новый источник богатства организации / пер. с англ. В. Ноздриной. М., 2007. 368 с.

6. Ушаков Д.В., Карнышев А.Д. Компетенции, креативность и предприимчивость как основа инновационных потенциалов личности и группы // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции : материалы X Юбилей. междунар. науч.-практ. конф. / ред. А.Д. Карнышев. Иркутск, 2009. С. 378-392.

7. Савченко Т.В. Указ. соч. С. 171.

8. Загидуллина В.М. Интеллектуальный потенциал и креативность как основополагающие в создании объектов интеллектуальной собственности // Управление интеллектуальной собственностью как фактор повышения эффективности развития организаций : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / ред. Н.Г. Багаутдиновой, Т.Ф. Палей, А.Э. Устинова. Казань, 2013. С. 48-53.

9. Бережная М.С. Креативная интеллектуальная среда в гуманитарном образовании: основания формирования [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2013. № 2. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/kreativnaya-in-tellektualnaya-sreda-v-gumanitarnom-obrazovanii-osnovaniya (дата обращения: 10.10.2016).

References:

Berezhnaya, MS 2013, 'Creative intellectual environment in arts education: the formation of the base', Pedagogika iskusstva, no. 2, viewed 10 October 2016, <http://www.art-education.ru/electronic-journal/kreativnaya-intellektualnaya-sreda-v-gumanitar-nom-obrazovanii-osnovaniya>, (in Russian).

Erokhina, EV 2015, 'The effects of intangible factors to the development potential of regional innovation subsystems (on materials of the Kaluga region)', Sovremennyye tekhnologiiupravleniya, no. 6 (54), viewed 10 October 2016, <http://sovman.ru/ar-ticle/5404/>, (in Russian).

Konovalova, AN 2010, Managing intellectual potential in the service sector: PhD thesis, Togliatti, p. 160, (in Russian). Savchenko, TV 2011, 'On the issue of development of the intellectual potential of students of high school', Omskiy nauchnyy vestnik, no. 5 (101), pp. 170-173, (in Russian).

Stuart, T 2007, Intellectual Capital: a new source of wealth of the organization, Moscow, p. 368, (in Russian). Ushakov, DV & Karnyshev, AD 2009, 'Competence, creativity and entrepreneurship as the basis of innovation potential of the individual and the group', Ekonomicheskaya psikhologiya: aktual'nyye issledovaniya i innovatsionnyye tendentsii: materialy X Yubiley. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Irkutsk, pp. 378-392, (in Russian).

Zagidullina, VM, Bagautdinova, NG, Paley, TF & Ustinov, AE (eds.) 2013, 'The intellectual potential and creativity as fundamental in the creation of intellectual property', Upravleniye intellektual'noy sobstvennost'yu kak faktor povysheniya effektivnosti razvitiya organizatsiy: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Kazan, pp. 48-53, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.