Научная статья на тему 'Интеллектуальные технологии в модельной оценке инфляционных факторов'

Интеллектуальные технологии в модельной оценке инфляционных факторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ МОДЕЛИ / МЕХАНИЗМЫ КОМПЛЕКСНОГО ОЦЕНИВАНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / БЮДЖЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ / ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ / КАЧЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / GOVERNMENT FACTORS OF INFLATION / A QUALITATIVE ASSESSMENT OF THE MODEL PARAMETERS / THE MECHANISMS OF COMPLEX ASSESSMENT / INTELLIGENT MODELING TECHNOLOGY MARKETS / CONSUMER BEHAVIOR / CONSUMER BUDGET / COMMITMENT CONSUMPTION / THE QUALITY OF CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуреев К. А., Голубева О. С.

В статье обсуждаются возможности моделирования частных факторов, определяющих инфляционные процессы, с использованием интеллектуальных технологий на основе деревьев критериев и матриц свертки. Разрабатывается упрощенная модель «качество потребления» и оценивается различное влияние роста бюджета потребителя и его перераспределения на итоговую «готовность потребителя оплачивать требуемый уровень доходности продавца».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Smart technologies in model assessment of inflationary factors

The paper discusses the possibility of modeling individual inflation determinants using intelligent technologies based on the criteria trees and convolution matrix. The authors developed a simplified model of the «quality of consumption» and the estimated impact of various consumer budget growth and its redistribution to the final «consumer willingness to pay for the required level of profitability of the seller».

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные технологии в модельной оценке инфляционных факторов»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 651.012.122

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МОДЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ИНФЛЯЦИОННЫХ ФАКТОРОВ

© К. А. ГУРЕЕВ, О. С. ГОЛУБЕВА Пермский национальный исследовательский политехнический университет, кафедра экспертизы недвижимости e-mail: gureev.prof@gmail.com

Гуреев К. А., Голубева О. С. - Интеллектуальные технологии в модельной оценке инфляционных факторов // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 322-329. - В статье обсуждаются возможности моделирования частных факторов, определяющих инфляционные процессы, с использованием интеллектуальных технологий на основе деревьев критериев и матриц свертки. Разрабатывается упрощенная модель «качество потребления» и оценивается различное влияние роста бюджета потребителя и его перераспределения на итоговую «готовность потребителя оплачивать требуемый уровень доходности продавца».

Ключевые слова: факторы инфляционных процессов, качественная оценка параметров модели, механизмы комплексного оценивания, интеллектуальные технологии моделирования рынков, потребительское поведение, бюджет потребителя, обязательность потребления, качество потребления.

Gureev K. A., Golubeva O. S. - Smart technologies in model assessment of inflationary factors // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 322-329. - The paper discusses the possibility of modeling individual inflation determinants using intelligent technologies based on the criteria trees and convolution matrix. The authors developed a simplified model of the «quality of consumption» and the estimated impact of various consumer budget growth and its redistribution to the final «consumer willingness to pay for the required level of profitability of the seller».

Keywords: government factors of inflation, a qualitative assessment of the model parameters, the mechanisms of complex assessment, intelligent modeling technology markets, consumer behavior,consumer budget, commitment consumption, the quality of consumption.

Поведение потребителя на рынке, объясняемое соответствующими теориями потребительского потребления, казалось бы, при очень схожих экономических обстоятельствах, может быть совершенно различным. Основой такой широкой диверсификации является учет участником рынка огромного числа факторов, определяющих его поведение.

Большинство математических моделей не обладают возможностью обрабатывать и учитывать требуемую широкую многофакторность, а аналитические модели в свою очередь, если и способны их учесть, то измерить и прогнозировать, не способны.

Влияние поведения игроков рынка многогранно, и поле для исследований практически не ограниченно. В соответствии с последними научными достижениями, наиболее интересной представляется связь данного микроэкономического аспекта с макроэкономическими факторами.

В более ранних работах [1, 2] делалась попытка установить теоретическую связь инфляционных процессов с поведениями основных игроков (продавцов и покупателей). Альтернативная модель основана на

тезисе, что для инфляционной динамики достаточно двух основных факторов: «требование производителя к уровню доходности», «готовность потребителя оплачивать требуемую доходность». При этом, не останавливаясь на деталях, отмечалось, что уровень инфляции равен меньшей из двух динамик. Здесь требуется отметить, что в поведении игроков требуется учитывать «обязательность» приобретать потребителем какого-либо конкретного товара.

Готовность потребителя оплачивать требуемую производителем доходность, по своей сути, представляет собой альтернативный вариант первичного рыночного фактора - спрос. Именно первичному моделированию и исследованию указанного фактора и посвящается данная статья.

Как упоминалось ранее, в соответствии с выдвинутым тезисом, инфляция представляет собой динамический процесс, в котором, используя параметр У, где У0 - требование производителя к уровню доходности в момент ^, а У1 - в момент ^ соответственно, и параметр X, характеризующий «готовность потребителя оплачивать требуемую доходность» в моменты

t0 (Х0) и t4 (Х4), требуется определить их сочетание в различные моменты времени.

Следуя модели «объем-цена-спрос» можно попытаться описать с использованием деревьев критериев и матриц свертки в их узлах, качественную оценку уровня потребления, который в рассматриваемом случае и будет представлять собой «готовность потребителя оплачивать требуемую продавцом доходность». Здесь требуется, как ранее рассматривалось [2], в соответствии с модификацией кривых Энгеля в интерпретации Торнквиста, напомнить о разделении всех приобретаемых товаров на группы: продовольственные товары, промышленные товары стандартного потребительского качества, высококачественные товары и услуги; обладающие различной динамикой и, что не менее важно, разной обязательностью к потреблению.

Используемая технология [3, 4], требует последовательного выполнения ряда действий:

1. Описание параметров (терминальных) критериев модели. Одним из основных факторов, определяющих объемы потребления, является бюджет, которым обладает потребитель на конкретный момент времени. Очевидно, что оценка держателем бюджета его размеров производится с учетом множества факторов, например, учитывается стабильность поступления средств, ожидание в отношении покупательской способности и т. д. Фактическую оценку удовлетворенности имеющимся бюджетом может представить лишь его держатель. Конечно, требуется и изыскания в области уточнения данного критерия. Однако для целей данной статьи примем критерий «качество бюджета», как терминальный, оценка которого производится с использованием маркетинговых подходов.

В соответствии, с предложенной классификацией объектов приобретения на три основные группы, требуется ввести соответствующее количество критериев «качество бюджета». Обозначим качество бюджета потребителя, направляемого на приобретение «продовольственных товаров» в момент времени t0 как SI0 (от англ. staples - «товары первой необходимости). В свою очередь бюджеты, направляемые на «промышленные товары стандартного потребительского качества» и «высококачественные товары и услуги» в момент времени t0, соответственно, MI0 (от англ. manufactured goods - «производственные товары») и LI0 (от англ. luxury goods - «товары роскоши»). Изменение момента определяет значение индекса.

Определение соответствия физических значений бюджета потребителей качественным оценкам (D(f)=d(f)) производится определением физических максимумов (D(f) ) и минимумов (D(f)min), соответствующих качественным максимумам (d(f) =4) и

минимумам (d(f)min=1). Сопоставление качественных и физических параметров для целей моделирования с использованием зарегистрированного программного комплекса семейства «Декон» может производиться с использованием «прямого» и «обратного» соответствий.

Примем в качестве минимального значения бюджета - 0 рублей, тогда как максимальное должно оцениваться в ходе проведения маркетинговых рыночных исследований, для целей демонстрации работоспособности модели примем, что в ходе опросов был выявлен D(SIo) - = 20 000 руб., D(MIo) - ^Мута1 =

= 50 000 руб., D(Пo) - ¿(ЬУтх = 80 000 руб.

При формировании данных значений необходимо учитывать тот минимальный и достаточный объем потребления в каждой группе товаров, от которого потребитель крайне тяжело отказывается. При этом эти же уровни будут считаться пороговыми ограничениями при перераспределении бюджета. Например, если потребитель обладает меньшим бюджетом по отношению к минимальному и достаточному для приобретения товаров первой необходимости (15 000 руб.), то но не может определить часть бюджета для приобретения промышленных товаров стандартного потребительского качества. В свою очередь, с приростом бюджета начинается частичное обеспечение вышеуказанной группы. Переходить к потреблению высококачественных товаров и услуг, можно исключительно после преодоления минимального и достаточного значения бюджета, направляемого на эту категорию (5 000 руб.).

Вторым не менее важным параметром обеспечивающим «готовность потребителя оплачивать требуемую доходность» («качество потребления»), является параметр «уровень участия обязательного потребления». Потребитель самостоятельно, что выявляется в результате социальных опросов, определяет балловую оценку данного параметра. В данном примере в качестве таких значений принимаются вышеуказанные эквиваленты в каждой группе.

Следуя необходимости приведения качественных и количественных параметров, определим, что для первой группы товаров в момент времени ^ уровень участия обязательного потребления, соответствующий минимальному качественному значению

1, составляет 100%. В свою очередь, в соответствии с принятыми параметрами бюджета, максимальное качественное значение 4 - 50%. Аналогично, по второй группе товаров минимальному качественному значению 1 соответствует 100%, а максимальному -10%. Для высококачественных товаров в модели с использованием определенного типа матриц предполагается установить независимость «качества потребления» от «уровня участия обязательного потребления». Следуя всему описанному выше, на рисунке 2 представлена, структурировано информация о соответствии качественных и количественных параметров модели (Рис. 1) с использованием отображения шкал приведения.

из представленной древовидной формы модели просматриваются приоритеты влияния «качеств потребления» по различным группам товаров на общее значение «качества потребления». Не маловажным вопросом является установление зависимости итоговой качественной оценки от изменения отдельного

критерия. для качества потребления по первой группе товаров устанавливается паритетная зависимость, определяемая симметричной матрицей свертки (Рис. 3а). Особенностью матрицы является более интенсивная зависимость изменения итоговой оценки от изменения параметров в области малых значений.

В отношении «качества потребления» по второй группе товаров матрица свертки имеет смещение синергетического эффекта по обоим критериям в область средних значений обоих параметров. В области малых значений установлена зависимость лишь от изменения «качества бюджета» (Рис. 3б).

как и предполагалось ранее, наполнение матрицы по третьей группе товаров определяет их изменение итоговой оценки лишь от изменения качества бюджета, так как не может быть установлен минимально необходимый уровень потребления по данной группе (Рис. 3в).

Аналогичные действия требуются произвести для определения влияний отдельных «качеств потре-

блений» по различным продуктам на общую оценку качества потребления.

Опуская подробности, требуется заметить, что на уровне совмещения «качеств потребления» по первым двум группам товаров устанавливается их равнозначное влияние. Отдельно смотрится самый высокий уровень, где уже ранее совмещенным параметром отдается приоритет.

для отображения работоспособности модели представим гипотетическую ситуацию, в которой, в соответствии аналитическими исследованиями, средний размер заработной платы у жителей Пермского края в 2010 году составил, по усредненным оценкам, 19 000 руб. Попытаемся представить, согласно изложенных положений моделирования, результаты оценки «качества потребления», т. е. «готовности потребителями оплачивать требуемый производителями уровень доходности».

Результат расчета в программном комплексе семейства «декон» при заданных параметрах модели представлен в Таблице 1.

Рис. 1. Упрощённая модель «качество потребления»

а)

б)

в)

Рис. 2, а, б, в. Описание терминальных критериев модели «качество потребления»

г)

д)

е)

Рис. 2, г, д, е. Описание терминальных критериев модели «качество потребления»

г Свойства матрицы

Общие параметры:

Наименование объекта;

| Готовность потребителя оплачивать продукт (продовольственные товары) - 51

ИВ

Описание объекта:

Матрица;

Паритетное влияние критериев. Синергетический эффект в области малых значений критериев, 4 4 4 4

4 4 4 3

4 4 3 2

4 3 2 1

Значение матрицы: 11

Приведенное значение: 1

Параметры связи: Вход объекта:

Качество потребления по двум категориям товаров (51; М1)

Выход объекта слева: Качество бюджета (продовольственные товары) - 51

Выход объекта справа: Уровень участия обязательного потребления (продовольственные товары) - 51 Л Задать патрицы ОК

Е

ш

н

ш

а)

-Общие параметры:-------

Наименование объекта:

| Г отовность потребителя оплачивать продукт (промышленные товары стандартного потребительского качества) - М1 Описание объекта: Матрица:

Нивелирование влияния одного из критериев в области малых значений, Синергетический эффект в области средних значений критериев. 4 4 4 4

4 4 3 3

4 3 2 2

3 2 1 1

Значение матрицы: 11

Приведенное значение: 1

С

Параметры связи; Вход объекта:

Качество потребления по двум категориям товаров (51, М1)

Выход объекта слева: | Качество бюджета (промышленные товары стандартного потребительского качества) - М1 [)С | Выход объекта справа: ельного потребления (промышленные товары стандартного потребительского качества) - М1 [Х I

■ Задать матрицы

б)

в)

Рис. 3. Описание матриц сверток в узлах древа критериев модели

328

Таблица 1

Результаты вычислительных экспериментов модели «качество потребления

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

Логическим продолжением является рост качества бюджета потребителя и его распределение в соответствии с основным правилом - потребитель в первую очередь обеспечивает минимально-достаточное потребление по первой группе товаров, во вторую очередь - минимально-достаточное потребление по второй группе товаров, а в случае остатка денежных средств - самостоятельно определяет их направление. В целях эксперимента определим, что бюджет потребителя вырос до полного обеспечения минимально достаточного потребления по обеим группам товаров обладающих данным условием. В этом случае «качество потребления» достигнет оценки 1,25 (Таблица 1 -Ситуация 3).

В случае продолжения роста бюджета потребителя свободные денежные средства могут быть направлены, по его личному усмотрению, в любую группу товаров. Ситуация 4 представляет оценку «качества потребления» при направлении дополнительных средств (5 000 руб.) в товары первой необходимости. Тогда, оценка «качества бюджета» потребителя составит 2. При этом требуется отметить, что другой вариант распределения, при котором свободные денежные средства полностью направляются во вторую категорию товаров, даст значительно меньший прирост общей оценки - 1,4.

Особый интерес вызывают Ситуации 9, 10, 12, 14, 15, 17, 19, 20 и 25 в которых при неизменности итоговой оценки «качество потребления» происходит перераспределение бюджета потребителя по категориям товаров (Группа 1 - Ситуация 9, 10, 12; Группа 2 - 14, 15, 17; группа 3 - 19 и 20), а также, несмотря на рост бюджета потребителя, качественная оценка не меняется. Не меньше внимания заслуживает сравнение Ситуаций 18 и 16, в которых участие всех трех потребительских групп вызывает значительный прирост итоговой оценки. Сравнивая же Ситуацию 21 и

23 требуется отметить большую эффективность для итоговой оценки отказ от потребления товаров первой необходимости и перераспределения свободных сумм денежных средств на другие товарные группы.

Результаты эксперимента вскрывают возможность проводить измерения крайне важных аспектов экономического поведения групп игроков рынка. Применяемые ранние способы вычисления полученных в представленном эксперименте результатов не давали столь широких возможностей раскрытия деталей потребительского поведения.

Особую ценность, представленная упрощенная модель обнаруживает, в перспективе, в процессах моделирования, анализа и оценки инфляционных процессов, являя собой одну из компонентов нового подхода к измерению инфляции.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуреев К. А., Голубева О. С. Интеллектуальные технологии в процессах моделирования цикличных инфляционных изменений // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2011. № 10 (84). С. 25-29.

2. Харитонов В. А., Гуреев К. А. и др. Интеллектуальные технологии обоснования инновационных решений. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2010. 340 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гуреев К. А., Лыков М. В. Исследование функциональных механизмов комплексного оценивания // Строительство, архитектура. Теория и практика. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2008. С. 86-89.

4. Харитонов В. А., Белых А. А., Гуреев К. А., Шайду-лин Р. Ф., Алексеев А. О. Принципы многомодельно-сти в задачах моделирования индивидуальных предпочтений // управление большими системами. Спец. вып. 30.1 Сетевые модели в управлении. М.: ИПУ РАН; 2010. С. 98-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.