Научная статья на тему 'Интеллектуальные мобильные устройства и электронный паблишинг'

Интеллектуальные мобильные устройства и электронный паблишинг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные мобильные устройства и электронный паблишинг»

Интеллектуальные мобильные устройства и электронный паблишинг

А.А. Марков,

д.т.н., профессор, и.о. заведующего кафедрой ИСиМТ

М.Е. Смирнова,

ст. преподаватель кафедры ИСиМТ

Книгоиздание в России. Ежегодные результаты издательской деятельности в различных сегментах рынка печатной продукции публикуются в докладах книжной палаты России [1] и федерального агентства по печати и массовым коммуникациям [2]. Оба доклада оценивают тенденцию развития рынка печатной продукции как кризисную. Вместе с тем российский рынок книг и периодических изданий все в большей мере ориентируется на издания, специально подготовленные для чтения на компьютерах и современных мобильных устройствах, таких как: ридеры и мобильные телефоны. По данным доклада [2] объемы продаж электронных изданий скоро достигнут 5%, тенденция роста этого показателя в ближайшее время усилится. Статистика по использованию мобильных устройств показывает все большее распространение смартфонов и планшетных компьютеров (далее интеллектуальных мобильных устройств или ИМУ), имеющих не только возможности чтения, представленных в соответствующих форматах книг и периодических изданий, но и возможность использования изданий, включающих интерактивную компьютерную графику, аудио- и видеоматериалы. Такие устройства, в силу высочайших темпов смены поколений компьютеров и средств мобильной связи, довольно скоро займут доминирующее положение.

Статистика распространения интеллектуальных мобильных устройств в России. По результатам статистических исследований, проведенных в 2012 году в России, 90% населения имеют мобильные телефоны (МТ). Из лиц старше 55 лет не имеют мобильного телефона 21%, в возрастной группе 25-39 лет нет МТ только у 2% рос-

94

сиян. Не имеют МТ 15% опрошенных с уровнем образования ниже среднего, среди россиян с высоким уровнем дохода 4% не имеют МТ, примерно такой же процент среди лиц, имеющих высшее образование. По данным операторов мобильной связи на одного жителя РФ в 2012 году приходится более двух МТ [3] с активными SIM-картами. В 2007 году число МТ превышало количество россиян в 1,21 раза. Вместе с тем все более увеличивается доля продаваемых интеллектуальных МТ, составившая на начало 2012 года 22%. То есть все большая часть МТ становится интеллектуальными мобильными устройствами (ИМУ). Число ИМУ дополнительно увеличивается за счет расширяющегося использования планшетных компьютеров.

Развитие рынка мобильных устройств и мобильного трафика. Рост мобильного трафика показывает развитие потребности пользователей в сервисах, предоставляющих информацию, в том числе электронные издания и периодику. Согласно данным компании Apple устройства iPad потребляют в мире более 60% интернет-трафика планшетных компьютеров. Существуют авторитетные прогнозы по росту интернет-трафика в мире. Так, компания Cisco предполагает, что объем мирового IP-трафика (совместно компьютеры и ИМУ) в 2015 году составит 245 терабайт в секунду [4]. По данным компании Stat Counter [6] доля общемирового мобильного трафика составила 8,5% по сравнению с 4,3% в 2011 году. Статистические исследования также показывают, что мобильный трафик удваивается ежегодно, начиная с 2009 года. По прогнозу компании Cisco [6] за период с 2010 по 2015 год мобильный трафик вырастет в 26 раз. Специалисты, занимающиеся анализом инвестиций [6], предполагают, что к 2015 году объем мобильного трафика превысит объем компьютерного. Основная доля мобильного трафика порождается ИМУ [7].

Системы распространения электронных изданий для мобильных устройств. Основными поставщиками медиаконтента на рынке мобильных устройств являются Apple iTunes (по числу загрузок) и Google Play (по количеству устройств, загрузивших контент).

Компания Google распространяет книжную продукцию через сайт https://play.google.com/store/books (рис. 1) и через приложение для Android Google Play.

Книги в Google Play готовятся в форматах, совместимых с устройствами на базе ОС Android, а также устройствами iPhone, iPad, iPod touch, с современными веб-браузерами и устройствами для чтения. Все книги, загруженные из Google Play могут храниться как на локальном устройстве, так и в облачном хранилище, что дает возможность при постоянном подключении к сети Интернет продолжать чтение книги с любого устройства с последней пользовательской закладки. Возможность скачивания журналов в Google Play реализована только через загрузку приложения для Android.

95

Рис. 1. Фрагмент сайта Google Play

Компания Apple предоставляет пользователю возможность загрузить книги на свои мобильные устройства через iTunes (рис. 2) или непосредственно с мобильного телефона через специальное приложение Apple iBook (доступно к загрузке через iTunes Store).

Рис. 2. Фрагмент окна iTunes

96

Журналы доступны к загрузке также через программу iTunes (рис. 3) или приложение iKiosk (приложение, поставляемое с операционной системой iOS).

Рис. 3. Продажа журнала «Наука в фокусе» через iTunes

Большинство электронных изданий, подготовленных для iTunes, обладают специальными возможностями по расширению стандартного графического представления издания:

1) использование rich-media контента: материалы в великолепном качестве и разрешении;

2) встраивание в публикацию фото, аудио- и видеофрагментов (рис. 4);

3) встраивание фрагментов HTML-кода для создания анимации и интерактивного взаимодействия с читателем;

4) встраивание стандартных событий (касание, двойное касание, встряхивание) для перехода между страницами и контентом в публикации;

5) возможность создания многоуровневой публикации: через переходы от текста статей и книг к мультимедиаконтенту.

Для подготовки изданий компания Apple предлагает бесплатную программу iBooks Author, позволяющую выполнять (даже непрофессиональному пользователю) верстку издания с полным контролем над всеми компонентами публикации, в том числе текстом, изображениями, видео- и аудиофрагментами, интерактивными элемен-

97

Рис. 4. Электронная книга на Apple iPad Mini

тами. Возможность создания в публикациях расширенного взаимодействия с пользователем и использование высококачественного контента позволили компании Apple стать основным поставщиком периодических электронных изданий для мобильных устройств.

Электронные издания для мобильных устройств. Результаты исследований показывают, что на смартфонах электронные книги читают 28% опрошенных, в большей степени - это молодежь до 25 лет. Планшеты, в качестве электронных книг, используют 21% респондентов, причем значимую долю среди них занимают россияне 25-34 лет [2].

Основными видами электронных изданий, предоставляемыми системами распространения медиаконтента iTunes и Google Play являются книги и периодические издания (газеты и журналы).

Системы автопубликации изданий. Автопубликация изданий - достаточно новый механизм развития бизнес-процессов действующих издательств, позволяющий сочетать новейшие технологии (электронная публикация, печать по требованию, распространение через Интернет) с широчайшей доступностью авторам. В настоящее время многие компании, предоставляющие пользователям возможности хранения, размещения на WEB и создания общего (разделяемого) медиаконтента, начинают развивать сервисы, выполняющие ON-LINE подго-

98

товку, оперативное издание и доставку своим клиентам фотоальбомов, буклетов, небольших книг и других видов печатной продукции. Фактически, подобные сервисы дают возможность упрощенной подготовки, а затем и публикации авторских изданий. Подобного рода службы (в силу определенной специфики) можно отнести к отдельному классу автоматизированных систем: системам автопубликации печатных изданий.

В основу построения систем автопубликации (САП) иллюстрированных изданий положена простая модель: пользователь через WEB-интерфейс заносит в систему фотографии и/или иллюстрации, добавляет к ним подписи и тексты. Далее, на основе имеющейся базы изображений пользователь может создать альбом или другое иллюстрированное издание. Выбор одного из нескольких существующих шаблонов определяет стилевое оформление и способы автоформатирования публикуемого документа. На этом этапе пользователь может редактировать содержимое альбома, стилизованно оформлять и редактировать детали шаблона. Далее САП, на основе предоставленных пользователем данных и имеющихся правил, генерирует документ PDF, который далее может быть отправлен для печати на цифровую печатную машину.

Выводы

По данным [1, 2] в России проявляется тенденция перераспределения рынка книжных изданий и периодической печати в область электронного паблишинга. Широчайшее распространение мобильных устройств (по данным операторов связи на одного взрослого жителя РФ приходится 2 активные SIM-карты), и увеличивающаяся среди них доля ИМУ, позволяют считать интеллектуальные мобильные устройства наиболее перспективным носителем продукции электронного паблишинга. Интеллектуальные мобильные устройства меняют структуру публикаций: качественно подготовленное стилевое оформление издания может содержать интерактивные элементы (тексты, изображения, видео) с широким применением медиаинформации (компьютерная графика, аудио и видео). В качестве систем распространения изданий в Россию приходят крупнейшие (глобальные) системы распространения медиаконтента (Apple iTunes, Google Play). Использовать указанные системы могут издательства и независимые авторы. Для подготовки публикации через системы распространения (мобильного) контента используются как глобальные системы автопаблишинга, так и бесплатно распространяемое программное обеспечение крупных компаний. Прогнозы развития мобильного трафика показывают его экспоненциальный рост. Экспоненциальный характер роста ожидает и электронный паблишинг, этот рост будет обеспечен за счет сокращения доли традиционной печатной продукции.

99

Библиографический список

1. Кирилова Л.А. Углубляющийся кризис: книгоиздание России в 2012 году / Л.А. Кирилова, К.М. Сухоруков (http:// www.bookchamber.ru/content/stat/stat_2012.html)

2. Книжный рынок России: состояние, тенденции и перспективы развития. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Доклад подготовлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям при содействии авторского коллектива в составе Б.В. Ленского, А.Н. Воропаева, А.А. Столярова.

3. По состоянию на 31 марта 2012 года, на 100 жителей Москвы и Санкт-Петербурга приходилось 209 и 210 активных SIM-карт соответственно. См. http://www.procontent.ru/news/24613.html

4. По прогнозу Cisco см. http://www.cisco.com/web/RU/ news/releases/txt/2011/060111b.html

5. По данным http://www.likeni.ru/events/123633/

6. http://lenta.ru/news/2010/04/14/mobile/

7. МарковА.А. Распределенная архитектура разделяемых данных в приложениях для мобильных систем / А.А. Марков, М.Е. Смирнова // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. - 2012. - № 8. - С. 25-34.

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.