Научная статья на тему 'Интеллектуальное развитие личности в процессе обучения the idea of personal intelligence'

Интеллектуальное развитие личности в процессе обучения the idea of personal intelligence Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1768
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ТИП МЫШЛЕНИЯ / ОБУЧЕННОСТЬ / ТАКСОНОМИЯ Б. БЛУМА / INTELLIGENCE / PERSONALITY ENHANCEMENT / MIND TYPE / TRAINING STATUS / B. BLOOM'S TAXONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тулькибаева Надежда Николаевна, Абрамов Сергей Михайлович, Пронина Ирина Ивановна

В статье обосновано решение задачи развития личности в процессе обучения в образовательных учреждениях в условиях реализации федеральных государственных стандартов образования. Выявлены и охарактеризованы критерии оценки уровня развития личности ученика. Для разработки средств диагностики предложен подход, основанный на использовании таксономии целей обучения Б. Блума. Предложено и описано диагностическое задание для определения уровня сформированности конкретных знаний, обученности учащегося, сформированности личностных способностей и определение типа мышления обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF PERSONAL INTELLIGENCE

The paper justifies handling the problem of personality development in the educational institutions against the background of Federal state educational standards implementation. It brings to light and gives the criteria of a student’s personality enhancement assessment. The approach based on B. Bloom’s taxonomy of learning objectives is highlighted to elaborate the diagnostic tools. The authors give the idea and description of a diagnostic task for rating specific knowledge and training status of the student, his personal abilities and mind type.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальное развитие личности в процессе обучения the idea of personal intelligence»

УДК 373.529

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ THE IDEA OF PERSONAL INTELLIGENCE

© Н.Н. Тулькибаева

Челябинский государственный педагогический университет (Россия, Челябинск)

© N.N. ^k^eva Chelyabinsk State Pedagogical University (Russia, Chelyabinsk)

© С.М. Абрамов, И.И. Пронина Орский гуманитарно-технический институт (Россия, Орск)

© S.M. Abramov, I.I. Pronina Orsk Humanitarian-Technological Institute (Russia, Orsk)

В статье обосновано решение задачи развития личности в процессе обучения в образовательных учреждениях в условиях реализации федеральных государственных стандартов образования. Выявлены и охарактеризованы критерии оценки уровня развития личности ученика. Для разработки средств диагностики предложен подход, основанный на использовании таксономии целей обучения Б. Блума. Предложено и описано диагностическое задание для определения уровня сформированности конкретных знаний, обученности учащегося, сформированности личностных способностей и определение типа мышления обучающегося.

The paper justifies handling the problem of personality development in the educational institutions against the background of Federal state educational standards implementation. It brings to light and gives the criteria of a student's personality enhancement assessment. The approach based on B. Bloom's taxonomy of learning objectives is highlighted to elaborate the diagnostic tools. The authors give the idea and description of a diagnostic task for rating specific knowledge and training status of the student, his personal abilities and mind type.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие; развитие личности; тип мышления; обученность; таксономия Б. Блума.

Key words: intelligence; personality enhancement; mind type, training status; B. Bloom's taxonomy.

Развитие личности всегда было и остается одной из главных целей образования. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют на построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей, здоровья школьников и личностных характеристик обучающихся [4, с. 45]. Ученический коллектив состоит из отдельных личностей, каждая из которых имеет свои особенности, свой круг интересов и потребностей. Кроме того, не все школьники одновременно и качественно усваивают основы наук. Поэтому одним из требований к усвоению основной образовательной программы стандарт образования определяет личностные результаты ее освоения, направленные на активизацию познавательной деятельности обучаемых,

на развитие их интеллектуальных способностей, умений самостоятельно получать знания из различных источников, заниматься самообразованием и др.

Выведение содержания государственного образовательного стандарта на личностно-смысловой уровень означает его направленность на реализацию желаний учащихся, учет их возрастных особенностей и индивидуальных интересов и мотивацию познавательной деятельности.

Итак, целью образовательного процесса должно стать развитие индивидуальных способностей ученика средствами общеобразовательных предметов. А это означает гармоничное и целостное развитие личности. Достижение цели развития интеллектуальных способностей позволит решить и другие задачи обучения: а) прочное и осознанное усвоение учебного мате-

риала; б) подготовка учащихся к жизни в социуме; в) подготовка к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями и др.

Ученик в процессе обучения продвигается от незнания к знанию, от неполных, неточных знаний к полноценным, весомым знаниям, формирует умение использовать полученные знания на практике. Результат этого процесса - достижение школьником необходимого уровня усвоения знаний, владения этими знаниями и универсальными умениями.

Без знаний невозможна никакая целенаправленная деятельность человека. Вовлекая знание в свою деятельность, осваивая ее, человек развивает свои индивидуальные способности, формирует себя как личность. Таким образом, способности человека развиваются в деятельности, для этого необходима высокая познавательная активность.

Интеллектуальное развитие выступает одним из важнейших компонентов любой деятельности человека - социальной, учебной, трудовой, так как для удовлетворения своих потребностей в общении, обучении и труде человек познает окружающий мир, осваивает новые виды деятельности, планирует, представляет и обдумывает свои действия, запоминает нужное. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в процессе деятельности и сами представляют собой виды деятельности. Интеллект как способность человека целенаправленно действовать, рационально мыслить и достигать определенных результатов необходим в процессе преодоления различных трудностей, решения разнообразных задач. По мнению психологов, ведущую роль в интеллектуальном развитии школьников, в формировании их способности к усвоению знаний играет обучение.

Интеллектуальные способности являются основой развития личности, поскольку при этом формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, интеллект, мышление и речь, представляющие собой предпосылки познавательной деятельности.

Для оценки способности ученика к обучению используется термин «обучаемость». Под обучаемостью мы понимаем наиболее общую способность к усвоению знаний, основ наук. Уровень обучаемости зависит от наследственных факторов и психофизических особенностей личности ученика [1]. Усвоение обучающимся знаний, умений и навыков отражает обученность.

Интегративный показатель оценки развития личности можно получить при обследовании уровня сформированности конкретных знаний, а также степени обу-ченности учащегося, сформированности личностных способностей и определения его типа мышления. При этом целесообразно пользоваться специально созданными диагностическими заданиями. Важно следить за изменением основных параметров процесса обучения и развития личности. Мы исходим из понимания неразрывности обученности и развития личности и именно с этих позиций подходим к определению функций диагностических заданий: а) выявление уровня обученно-сти; б) определение уровня сформирован-ности интеллектуальных умений; в) выявление типа мышления.

Успешность применения диагностических заданий зависит не только от их содержания, но и от подхода, применяемого для разработки средств диагностики. В основе рассматриваемого нами подхода лежит таксономия целей обучения Б. Блу-ма. Модель Бенджамина Блума, ориентированная на сферу познавательных функций, доказала свою пригодность в качестве основы для разработки программ обучения одаренных детей. Основные идеи модели Б. Блум изложил в работе «Таксономия целей обучения» [5]. Таксономия познавательных целей Б. Блума исходила главным образом из того, что цель обучения - дать специальные и общие знания вместе со способом обращения с ними. Так, наряду со знаниями должны развиваться и когнитивные способности. По его мнению, это понимание, применение анализ, синтез и оценка. Так были получены шесть основных категорий, которые Б. Блум логически распределил и упорядочил в извест-

ной таксономии: познание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Можно утверждать, что таксономия Б. Блума является эффективным инструментом для анализа влияния обучения на развитие у обучающихся способностей к преобразованию информации в знания. К характеру обученности относим владение системой определенных знаний (на уровнях познания, понимания, применения) и такими операциями, как анализ, синтез, оценка.

Термин «познание» имеет несколько значений. Во-первых, это приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира, во-вторых, совокупность знаний в какой-нибудь области [2, с. 548]. Мы придерживаемся первоначального смысла и считаем, что познать - это значит приобрести определенные знания на начальном этапе управляемого познавательного процесса.

Понимание - один из последующих этапов управляемого познавательного процесса, в результате которого личность приобретает способность постигать сущность, смысл явлений и предметов окружающей действительности [2, с. 548].

Актуализация знаний сущности или смысла объектов изучения (или способов оперирования ими) происходит в ходе деятельности по их применению для получения субъективно новых знаний.

Логические операции анализа и синтеза определяют основные методы решения любых задач (аналитико-синтетиче-ский, аналитический и синтетический), а операции оценки позволяет сознательно осуществлять процесс управления (самоуправления) деятельностью и вырабатывать самостоятельны оценочные суждения. Поэтому усвоенные личностью операции анализа, синтеза, оценки могут выступать как уровни обученности.

При определении уровня сформиро-ванности интеллектуальных умений личности оценивается степень обобщенности базовых знаний, степень владения логическими операциями (анализ, синтез, сравнение и др.) и характер реализуемого под-

хода к решению задач (репродуктивный, конструктивный, исследовательский).

Для успешного управления процессом развития личности необходимо знать ее тип мышления [3].

Рассмотренные выше теоретические положения мы положили в основу составления системы диагностических заданий по выявлению интегративного показателя оценки развития личности. Диагностические задания данного вида раскрывают полноту сформированности личности.

При отборе содержания заданий по выявлению уровня сформированности интеллектуальных умений и типа мышления необходимо учитывать направленность заданий и возрастные особенности школьников.

В качестве примера рассмотрим один из вариантов диагностического задания, направленного на получение интегративно-го показателя оценки развития личности.

Первые три серии вопросов задания направлены на выявление уровня обучен-ности на основе анализа ответов обучающихся: познание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Уровни обученно-сти приведены в скобках.

Вопросы четвертой серии направлены:

а) на выявление базы знаний о строении, функциях, жизненном цикле и среде обитания различных насекомых;

б) осуществление синтеза на основе соединения информации с целью создания образа насекомого (включая среду обитания и окружение), гипотетическое описание способов адаптации этого насекомого к своей окружающей среде;

в) осуществление анализа на основе сравнения насекомых по различным параметрам, способов адаптации насекомых и людей к сезонным условиям.

Задания пятой серии предполагают реализацию обучающимися исследовательского подхода, основанного на усвоении операций анализа (1, 2, 3), синтеза (4) и оценки (5) конкретной ситуации.

Задания шестой серии направлены на изучение возможности осуществления школьниками конструктивного подхода

через умения выделять существенные признаки явления (1), умение предвидеть следствие при изменяющихся условиях (2) и создание нового объекта (3).

Задания седьмой серии позволяют выявить тип мышления личности и уровень его сформированности:

- естественнонаучное мышление (вопросы 1 и 2). Через описание конкретного агрегатного состояния вещества - воды выявляется системность знаний учащихся о свойствах воды, возможных вариантах ее использования, значении воды в жизни живой природы и деятельности человека, перечислении отдельных свойств, систематизации их, построении определения;

- гуманитарное мышление (вопрос 3);

- математическое (и логическое мышление) (вопрос 4);

- практическое мышление и ориентация в социальной сфере предполагают ответы на 5, 6, 7 и 8 вопросы.

Пример диагностического задания

1. 1. Сформулируйте условие равновесия рычага. (Познание.)

2. Как уравновесить тело? Запишите условие равновесия рычага математически. (Понимание.)

3. Объясните, почему человек рычагом может передвинуть тяжелый камень. (Применение.)

4. Можно ли с помощью рычага сдвинуть с орбиты Землю? Если да, то как? (Анализ.)

5. Предложите иную конструкцию рычага и укажите область его применения. (Синтез.)

6. Что Вы думаете о значимости рычага в сравнении с другими простыми механизмами? Почему? (Оценка.)

П. 1. Сформулируйте законы динамики И. Ньютона. (Познание.)

2. Объясните явление взаимодействия тел на основе законов Ньютона. Запишите формулы этих законов. (Понимание.)

3. Почему лошадь тянет телегу, а не наоборот? (Применение.)

4. Разложите на составляющие силу тяжести тела, находящегося на наклонной плоскости. (Анализ.)

5. Пружинный динамометр програду-ирован на экваторе Земли. Изменятся ли его показания на Северном полюсе? (Синтез.)

6. Оцените порядок величины силы, с которой притягиваются друг к другу два соседа по парте. (Оценка.)

III. 1. Дайте определение электрического заряда. (Познание.)

2. Является ли молния электрическим током? (Понимание.)

3. Появится ли в медном проводнике ток, если концы его погрузить в однородный раствор серной кислоты? (Применение.)

4. Что нужно сделать, чтобы изменить направление тока в лампе? (Анализ.)

5. Органические вещества (жиры, углеводы), входящие состав тканей организмов, являются диэлектриками. Почему же все-таки клетки в организме являются относительно хорошими проводниками? (Синтез.)

6. Часто говорят: «Лампа горит, лампа загорелась». Находится ли нить накала лампы действительно в состоянии горения? (Оценка.)

IV. 1. Каким образом насекомые переживают зиму?

2. Где прячутся муравьи?

3. Опишите, какие изменения Вы могли бы заметить, если бы были размером с муравья?

V. 1. Что делают дождевые черви на свету?

2. Как дождевые черви реагируют на

воду?

3. Как можно определить, где находится хвост, а где голова червя?

4. Представим себе, что коровы потеряли голос и не могут мычать. Каким образом в этом случае коровы будут общаться друг с другом?

5. Представим себе, что при помощи волшебства Вы можете превратиться в машину, растение, животное или формулу. Какой вариант Вы предпочли бы и почему?

VI. 1. Назовите признаки наступающей весны.

2. Представьте, что весна не наступила вообще. Что в этом случае произой-

дет с растениями, животными и насекомыми? Каким будет лето?

3. Придумайте новый вид семян, из которых по замыслу может вырасти очень большое растение. Как будет выглядеть это семя?

VII. 1. Расскажите все о воде.

2. Что вы знаете о веществе?

3. Опишите внешний вид наиболее фантастического космического пришельца, которого Вы можете представить.

4. Предложите возможные классификации данного набора слов и словосочетаний: магнит, притяжение железных опилок к магниту, льдина, ледоход, ветер, воздух, гром, молния, часы, колебания веток, термометр, температура, амплитуда, нагревание сосуда с водой, выстрел, радиоактивность, длина волны, импульс, перемещение, траектория, твердое тело.

5. Назовите три самых важных, по Вашему мнению, проблемы сегодняшнего дня в нашем обществе.

Литература

1. Калмыкова З.И. К вопросу о методах диагностики обучаемости школьников // Вопросы психологии.1968.№ 6. С. 127-132.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М. : Азбуковник, 1997. С. 548.

3. Тулькибаева Н.Н. Функции и содержание теста на определение уровня обученности, сфор-мированности интеллектуальных способностей и типа мышления обучающегося // Образовательный стандарт по физике (средняя школа и педагогический вуз). М. : МПУ, 1993. С. 101-106.

4. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования (3 поколение). М. : Просвещение, 2012. С. 45.

5. Bloom B.S., Hastigs S.T., Madaus G.F. Handbook on formative and summative evalution of student learning. N.Y., 1971.

Сведения об авторах

Тулькибаева Надежда Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Челябинского государственного педагогического университета.

E-mail: tulkibaevann@mail .ru.

Абрамов Сергей Михайлович, кандидат физико-математических наук, доцент, декан физико-математического факультета, заведующий кафедрой физики, теории и методики обучения физике Орского гуманитарно-технологического института.

E-mail: abramovsm@mail.ru.

Пронина Ирина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, теории и методики обучения физике, заместитель декана физико-математического факультета по учебной работе Орского гуманитарно-технологического института.

E-mail: proninaii@mail.ru.

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.

Телефон: 333-27-27.

6. Предложите возможные пути использования пустых пластмассовых коробочек, бутылок, бумажных пакетов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Назовите людей и перечислите события, которые помогают Вам сделать выбор своей будущей профессии.

8. Обсудите все «за» и «против» относительно возможности содержания какого-нибудь животного Вашей семьей.

Использование в содержании диагностического задания учебного материала дает большие основания предполагать близость операций, выполняемых при решении включенных в них задач, с теми, которые характерны для деятельности, осуществляемой в процессе усвоения школьных дисциплин, благодаря чему можно ожидать большую надежность построенного на их основе вывода об уровне развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.