Научная статья на тему 'Интеллектуально-познавательные компетенции воспитанников суворовского училища'

Интеллектуально-познавательные компетенции воспитанников суворовского училища Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Правдина Юлия Аркадьевна

В статье автором рассматриваются интеллектуально-познавательные компетенции воспитанников суворовского училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуально-познавательные компетенции воспитанников суворовского училища»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Правдина Юлия Аркадьевна

педагог-психолог Уссурийское суворовское военное училище

г. Уссурийск E-mail: uspex136@mail.ru

J ^

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА

Ц____________________________________________г

Аннотация. В статье автором рассматриваются интеллектуально-познавательные компетенции воспитанников суворовского училища.

Ключевые слова: интеллектуально-познавательные компетенции, коммуникации, социализация, учебно-воспитательная деятельность, компетентностный подход, организация, управление, тестирование.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена одна социально значимая задача современного общества - творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития воспитанников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить противоречия:

• между процессом творческого развития детей и системой традиционного образования;

• между потребностью общества в повышении уровня коммуникативной компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения детей к театрализованной деятельности.

В настоящее время реализация содержания образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация» является важнейшим звеном в процессе творческого и познавательно-речевого развития детей. Главное в работе Уссурийского суворовского военного училища заключается в том, чтобы наполнить всю систему учебно-воспитательной работы идеей социализации, готовить суворовцев к жизни в гражданском обществе [1, c.132]. Социальное воспитание в училище направлено на развитие творческих способностей воспитанников, вовлечение их в коллективную общественно полезную деятельность, выработку социальных навыков, формирование установки на здоровый образ жизни. Усилия всего педагогического коллектива создают комфортную воспитательную среду, способствующую развитию коммуникативных, творческих, интеллектуальных способностей каждого суворовца [2, c.35]. Организуя учебно-воспитательную деятельность подростков суворовского училища, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с образо-

ванием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения [7, 8, 9] .

На сегодняшний день имеются научно-теоретические и научно методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций у воспитанников суворовского училища.

Однако, несмотря на значительную разработанность теории компетентностного подхода, вопросы сущности и механизмов его реализации применительно к формированию культуры самостоятельной учебной деятельности как фактора интеллектуального развития обучающихся не имеют полной смысловой и практической завершенности. Проводимый в течение ряда лет мониторинг учебной деятельности обучающихся выявил, что одним из типичных недостатков в системе обучения является преобладание педагогических мер воздействия (организация, управление, регуляция) в ущерб самоорганизации, самообразования и саморегуляции [10, c.18] .

Опираясь на методологию компетентностного подхода, мы считаем, что есть достаточно оснований для того, чтобы в качестве основной (базовой) для образовательного процесса выделить интеллектуально-познавательную компетентность (ИПК), где она проявляется и как средство, и как результат образования. Природа ИПК такова, что, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием интеллектуального развития индивида, его личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта [3, c.13] .

Мы провели диагностику начального уровня развития ИПК обучающихся основанной на всестороннем изучении и учете критериев ее сформированной вну-

36

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

тренней мотивации самосовершенствования в познавательной деятельности; индивидуального интеллектуального стиля познания; интеллектуальной активности; интеллектуальной саморегуляции. Исследование проводилось в привычной для испытуемых обстановке -в условиях аудиторий. Суворовцам было предложено ответить на вопросы диагностических анкет.

Перед началом тестирования испытуемые получали подробную инструкцию по всем предложенным методикам.

Анкета 1. Цель: выявить отношение обучающихся к учебе, предметную направленность их познавательных интересов, профессиональных намерений; изучить особенности процесса самостоятельной деятельности суворовцев. Методика представляет собой проективный тест, заданный в форме неоконченных предложений [6, c.134] .

Анкета 1

Ребята! Подчеркните в тексте или допишите:

1. Учиться в училище мне:

• А) интересно;

• Б) не интересно;

• В) не знаю.

2. Мои любимые предметы__________________________

3. Выполняя самостоятельную работу, Я:

• А) сразу приступаю к делу, работаю всегда быстро;

• Б) сначала стараюсь понять задание, тщательно его обдумываю, но потом действую без колебаний, быстро;

• В) очень долго думаю, не решаюсь к нему приступить, чувствую себя неуверенно;

• Г) всегда волнуюсь, чувствую себя тревожно, потому,

что___________________________________________;

• Д) чувствую себя всегда спокойно, потому, что_

4. Чаще всего Я:

• А) не понимаю цель работы;

• Б) не понимаю задание;

• В) не знаю, как его выполнить;

• Г) не умею контролировать ход своей работы;

• Д) не знаю, как проверить результаты;

• Е) не умею правильно распределить время.

5. Я очень дорожу помощью учителя, товарищей (да, нет) .

6. Если бы я был учителем, то таким ученикам,

как я, я помог бы следующим:________________________

Анкета 2

Цель: развитие навыков эффективного слушания. Методика представляет собой искажение информации при передаче ее от человека к человеку.

Упражнение «Общение и умение слушать» развитие навыков эффективного слушания [4, c.38].

Участники встают в круг, спинами к его центру, и начинают неспешно вращаться. Тот, кто начал игру, шепотом передает соседу справа какое-нибудь сообщение, состоящее из одного-двух предложений, которое он сам хотел бы услышать. Например, задание можно сформулировать следующим образом: «Про-

шепчите соседу тот привет, который сами хотели бы сегодня услышать». Сосед шепотом передает это сообщение другому участнику, тот - третьему и т.д., пока оно не вернется к отправителю. При этом каждый отправляет еще и свое сообщение, когда послание предыдущего участника отойдет от него на 2-3 человека. Упражнение лучше выполнять под музыку, громкость которой подобрать с таким расчетом, чтобы сказанную шепотом фразу мог расслышать только тот подросток, которому она непосредственно адресована.

Обсуждение. Что чувствовали участники, когда получали собственные послания? Насколько приходящие сообщения были похожи на исходные? Что привело к их искажению? А что можно было бы сделать, чтобы эти искажения уменьшились?

Упражнение «Испорченный телефон» (10 мин.)

Цель: показать искажения информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении.

Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой-либо темы, знакомой и интересной для участников. Получивший сообщение участник зовет в кабинет следующего и передает сообщение ему, тот - следующему и т.д.

Обсуждение. Что вызвало искажения сообщения при его передаче от участника к участнику? Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? А насколько заслуживает доверия информация, полученная через третьи руки (типа «Он мне говорил, что она рассказала, что Петя обозвал тебя нехорошим словом»)?

По окончании упражнения ведущий рассказывает участникам о том, как в психологии понимается сущность общения, для чего оно нужно и от чего зависит его эффективность (длительность беседы 10-15 минут). Вот план подобного информационного блока.

Информационный блок «Психология общения»

(10 мин.)

1. Общение: единство процессов обмена информацией, взаимодействия и восприятия друг друга.

2. Функции общения:

• обмен информацией, необходимой для совместных действий людей;

• объединение людей;

• передача эмоций, переживаний;

• инструмент передачи опыта от поколения к поколению.

3. Непосредственное и опосредованное общение. Возрастание роли общения, опосредованного техническими средствами (телефон, телевидение, интернет-чаты), его возможности и ограничения.

4. Факторы, определяющие успешность общения: искренний интерес к партнеру; умение внимательно слушать его, при необходимости задавать уточняю-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

37

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

щие вопросы; восприятие не только того, что партнер говорит, но и того, что он при этом чувствует, переживает (здесь уместно ввести понятие «эмпатия»); умение понимать значение не только слов, но и жестов, выражений лица и т.п.; учет ситуации, в которой происходит общение; разборчивая и грамотная речь.

Анкета «Умеете ли вы слушать?» (8 мин.)

Перед вами 12 вопросов. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них «да» или «нет».

1. Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?

2. Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете суть проблемы?

3. Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

4. Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

5. Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои мысли?

6. Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

7. Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения?

8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного?

9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

10. Перебиваете ли вы собеседника?

11. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

12. Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него, опередив его собственные выводы?

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество ответов «нет».

10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.

8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника, чтобы вставить свое «веское слово».

Менее 8 баллов: К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.

Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача - продемонстрировать участникам

12 признаков плохих слушателей. Ведь известно, что отрицательные примеры, «вредные советы» запоминаются лучше положительных.

Завершение занятия (обратная связь) (5 мин.)

Цель: анализ своего состояния и обмен мнениями.

По кругу каждый высказывается о том, какие моменты ему понравились, а в какие он чувствовал себя неуютно.

После проведения и обработки анкет мы провели тест на коммуникативные и организаторские склонности и тест «Какой я в общении».

Тест: «Коммуникативные и организаторские склонности» [5, c.56]

Методика предназначена для выявления коммуникативных склонностей и организаторских способностей (умение четко и быстро устанавливать контакты с людьми, стремление расширять круг общения, участвовать в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, инициативность и т.д.). Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых нужно дать ответ «да» или «нет».

Перечень вопросов

1. Есть ли у тебя стремление знакомиться с самыми разными людьми?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Нравится ли тебе заниматься общественной работой?

3. Долго ли ты переживаешь обиду, причиненную кем-либо из товарищей?

4. Трудно ли тебе ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?

6. Часто ли тебе удается склонить большинство своих товарищей к принятию твоего мнения?

7. Верно ли, что тебе приятнее и проще проводить время за чтением или за каким-либо подобным занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении твоих намерений, то легко ли тебе отказаться от них?

9. Легко ли ты устанавливаешь контакты с людьми, которые значительно старше тебя по возрасту?

10. Любишь ли ты придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли тебе входить в новые компании?

12. Часто ли ты откладываешь на другие дни дела, которые нужно было бы сделать сегодня?

13. Легко ли тебе удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14. Стремишься ли ты добиться, чтобы окружающие действовали в соответствии с твоим мнением?

15. Трудно ли тебе освоиться в новом коллективе?

16. Верно ли, что у тебя почти не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний и обязанностей?

38

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

17. Стремишься ли ты при любом удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел ты принимаешь инициативу на себя?

19. Часто ли бывает, что тебя раздражают окружающие люди и хочется побыть одному?

20. Правда ли, что тебе тяжело ориентироваться в незнакомой обстановке?

21. Нравится ли тебе постоянно находиться среди людей?

22. Раздражаешься ли ты, когда не удается закончить начатое дело?

23. Испытываешь ли ты затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что ты утомляешься от частого общения с товарищами?

25. Любишь ли ты участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли ты проявляешь инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы твоих товарищей?

27. Правда ли, что ты чувствуешь себя неуверенно среди незнакомых людей?

28. Верно ли, что ты редко стремишься к доказательству своей правоты?

29. Полагаешь ли ты, что тебе не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30. Принимаешь ли ты участие в общественной работе в школе (или в институте)?

31. Правда ли, что круг твоих знакомых не очень широк?

32. Верно ли, что ты не особо стремишься отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?

33. Чувствуешь ли ты себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

34. Охотно ли ты приступаешь к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что у тебя вызывают беспокойство ситуации, когда нужно говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли ты опаздываешь на встречи, свидания?

37. Верно ли, что у тебя много друзей?

38. Часто ли ты оказываешься в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли ты смущаешься, чувствуешь неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка и интерпретация результатов. Каждый ответ, совпадающий с приведенным в ключе, оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по двум шкалам отдельно.

Ключ. Шкала «Коммуникативные склонности» (общение с людьми, установление взаимопонимания):

• ответ «да» на вопросы 1,5, 9, 13, 17, 21,25, 29, 33, 37;

• ответ «нет» на вопросы 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31,35, 39. Шкала «Организаторские способности» (управление другими людьми, организация совместной деятельности):

• ответ «да» на вопросы 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38;

• ответ «нет» на вопросы 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40. Насколько высокими можно считать полученные

результаты, устанавливается по приведенной ниже таблице.

Коммуникатив- Организаторские ные склонности способности

Низкие <4 <3

Ниже среднего 5-8 4-7

Средние 9-12 8-1 1

Выше среднего 13-17 12-15

Высокие > 18 > 16

Далее, мы провели тест: «Какой я в общении». Умение воспитанников эффективно общаться, адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.

Тест «Какой я в общении?»

Внимательно прочитайте предложенные вам вопросы теста и ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью. При этом вам следует отвечать «да», «да и нет», «нет». Выбирайте один из вариантов ответа, особенно не задумывайтесь над каждым вопросом.

Перечень вопросов

1. Много ли у тебя друзей?

2. Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?

3. Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснительность в общении с людьми?

4. Бывает ли тебе скучно наедине с самим собой?

5. Всегда ли ты можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым?

6. Можешь ли ты скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?

7. Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?

8. Умеешь ли ты сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?

9. Можешь ли удержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?

10. Способен ли ты пойти в общении на компромисс?

11. Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?

12. Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?

13. Если узнал о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

39

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Обработка результатов

За каждый положительный ответ, т.е.

«да», поставьте себе 3 очка. За каждый ответ «да и нет» - 2 очка. За каждый отрицательный ответ «нет» - 1 очко. А теперь суммируйте свои очки.

Интерпретация

От 30 до 39 очков. Ты человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми.

От 20 до 29 очков. Ты в меру общительный человек, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык.

До 20 очков. Ты человек стеснительный, замкнутый, общению с людьми предпочитаешь одиночество.

Далее, провели занятие: «Наши эмоции и чувства» формирование умения конструктивно выражать свои эмоции и чувства.

Приветствие (2 мин.)

Упражнение-разминка «Путаница» (7 мин.)

Цель: повышение уровня сплоченности участников.

Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой - за правую руку человека, стоящего напротив. После этого им дается задание распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8.

Обсуждение. Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда способ решения стал понятен и осталось его только воплотить; завершение упражнения)? Кому принадлежали идеи, позволившие приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи были услышаны другими участниками и начали воплощаться? Если нет, то благодаря каким действиям это в конце концов удалось?

По окончании разминки ведущий кратко рассказывает о том, что такое эмоции и чувства, для чего они нужны и как психологи их классифицируют.

Информационный блок: основные эмоции

и чувства (7 мин.)

1. Определения понятий. Эмоции и чувства как переживание человеком своего отношения к окружающему миру, другим людям, к самому себе. Эмоции -непосредственные реакции человека на предметы и явления. Чувства отличаются большей степенью устойчивости и обобщенности, включают несколько эмоций.

2. Функции эмоций и чувств: регуляция поведения, стимулирование развития, облегчение взаимопонимания (здесь уместно ввести понятие «эмпатия»).

3. «Круг эмоций» - возможность классифицировать их по степени удовольствия / неудовольствия и принятия / отвержения объекта, на который они направлены (рис. 1) .

Основные эмоции человека: интерес, удовольствие, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх и тревога, смущение, стыд.

Упражнение «Угадай эмоцию» (10 мин.) развитие навыков восприятия невербальной информации и навыков экспрессивного поведения.

Водящий выходит за дверь, оставшиеся в кругу решают, какую эмоцию будут изображать. После этого водящий возвращается, и участники изображают условленную эмоцию, используя выражение лица и позу. Задача водящего - отгадать, какая эмоция была задумана.

Обсуждение. К каким последствиям может приводить ситуация, если человек думает, что изображает одну эмоцию, а окружающие видят совершенно другую? А если человек говорит одно, а его вид свидетельствует совсем о другом (например, утверждает: «Мне интересно», а на лице написана скука)? Умение конструктивно выражать эмоции - условие того, что они не принесут вреда.

Практическая работа «Польза и вред эмоций»

(10 мин.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможность обращения каждой эмоции как на пользу человеку, так и во вред ему. Необоснованность однозначного разделения эмоций на полезные и вредные.

40

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Пример: страх. Вред страха -удерживает человека от того, что иногда необходимо сделать. Польза страха - позволяет человеку уберечься от лишнего риска.

Так же можно «разложить по полочкам» и остальные эмоции. Пусть участники, разбившись на микрогруппы, сделают это самостоятельно применительно к гневу, стыду, скуке, радости. Если участники «вошли во вкус», можно предложить им разыграть «беседы» между человеком и приходящими к нему эмоциями.

Упражнение «Скульптор и глина» (7 мин.)

Цель: для «скульптора» - это развитие экспрессивности и умения выражать свои эмоции и чувства, а также эффективный способ получения обратной связи; для «глины» - развитие пластики и способности к эмпатии; для группы в целом упражнение имеет сплачивающий эффект.

Участники разбиваются на пары. В каждой паре один человек играет роль «скульптора», а второй -«глины». Задача «скульптора» - вылепить из «глины» скульптуру, выражающую какое-либо эмоциональное состояние. Делается это путем непосредственных физических воздействий на «глину», без использования слов. Задача «глины» - быть пластичной, податливой, максимально полно воплотить замысел «скульптора». Одновременно могут работать несколько пар, после окончания работы получившиеся «скульптуры» выставляются на всеобщее обозрение, а другие участники выдвигают гипотезы о том, что они выражают. Когда все гипотезы выслушаны, «скульпторы» делятся своим первоначальным творческим замыслом.

Обсуждение. Как участники ощущали себя в роли «скульптора», «глины», «посетителей выставки»? Какие качества необходимы для «скульптора», чтобы создать удачное творение? А для «глины»? Поняла ли «глина», что из нее хотели слепить? Чем определялась понятность творческих замыслов для зрителей?

Завершение занятия (обратная связь) (3 мин.)

Цель: анализ своего состояния и обмен мнениями.

По кругу каждый высказывается о том, какие моменты ему понравились, а в какие он чувствовал себя неуютно.

Главной отличительной чертой компетентностного подхода на занятиях является его деятельностный характер [4, c.38]. Критерием проявления компетенции является достижение учащимися суворовского училища положительного для себя результата.

Уметь анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений - это ключевые компетентности, которые можно выделить в воспитанниках суворовского училища.

Задача педагога выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам воспитанников, научить их мыслить, привить навыки практических действий [8, c.78] .

Литература

1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003. 183 с.

2. Алиева Т.В. Развитие одаренности и формирование языковой и лингвистической компетентности обучаемых посредством современных инновационных технологий и вовлечения в мероприятия, проводимые в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С.31-41.

3. Барабанова С.Ю. Творческий подход на уроках математики при дифференцированном обучении. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 4. С.25-30.

4. Березников А.А. Обратная связь в групповой работе с подростками // Журнал практического психолога. М., 1999. № 3.

5. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб., 2003. 79 с.

6. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. М., 2002. 284 с.

7. Загвязинский В.И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации// Образование и наука. 2012 № 4; с. 3-12

8. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.// Образование и наука. № 1 (90), 2012 г, с. 56-65

9. Смирных О.В., Давыдова Н.Н. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование. 2012. № 1. С. 167-175

10. Тимофеева О.Ю. Мониторинг качества обучения учащихся и профессиональной компетентности педагогов через систему дистанционного обучения в контексте ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С.16-20.

11. Швецова Н. А. Профессиональная компетентность учителя в образовательном процессе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.77-79.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.