Научная статья на тему 'Интеллектуальная составляющая трудового потенциала и её оценка'

Интеллектуальная составляющая трудового потенциала и её оценка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1054
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джегутханов В. В.

В современной экономической литературе наряду с понятиями «трудовые ресурсы», «совокупный работник», «рабочая сила» и т.д. используется понятие «трудовой потенциал», определяемый как «интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду, которой измеряются возможности отдельного человека, различных групп людей, трудоспособного населения в целом по участию в общественно-полезной деятельности и достижению целей социально-экономического развития при данном уровне развития производительных сил и степени зрелости общественных и, прежде всего, производственных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная составляющая трудового потенциала и её оценка»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

в той же рыночной нише, обречены на сокращение производства при отсутствии политики государственного протекционизма.

Мелкие же хозяйства, чтобы иметь достаточную результативность, должны кооперироваться для усиления контроля над рынком, интегрироваться с крупными, найти свою нишу вне сферы деятельности крупных хозяйств (вытек товаров особых свойств для специфических групп потребителей).

По мнению Р.Э. Прауста, «общепризнанной закономерностью развития современной аграрной экономики является тенденция роста объемов товарного производства в крупных сельскохозяйственных предприятиях корпоративного типа. Эта тенденция наиболее отчетливо просматривается на примере крупнейшей аграрной державы мира - США. К началу XXI в, на долю 9% самых крупных американских сельскохозяйственных предприятий корпоративного типа приходилось почти 77% стоимости всей реализованной продукции».

Вместе с тем неоспорим и тот факт, что не существует стран, регионов и более менее крупных сельскохозяйственных территорий, где бы сельское хозяйство было представлено только малым или только крупным агробизнесом, только семейными или только корпоративными сельскими хозяйствами. Мы всегда и везде имеем дело с сочетаниями этих двух типов агробизнеса, с различными соотношениями и вариантами их взаимодействия, в том числе и в форме рыночной конкуренции. Практика свидетельствует, что вместе с ростом производительных сил страны, региона, отдельной территории все большую роль в аграрном производстве этих территорий начинает играть крупный корпоративный агробизнес.

Будучи субъектом рыночной экономики с более значительными экономическими, финансовыми и организационными возможностями в сельскохозяйственном маркетинге и модернизации производства по сравнению с малым семейным бизнесом, крупный агробизнес имеет больше шансов в конкурентной борьбе с малым.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зорин А.А. Земельная собственность и эффективность землепользования. Дис. канн. экон. наук 08.00.05 г. - М., 2001, с. 64-70.

2. Чаянов А.В. Оптимальные размеры сельскохозяйственных предприятий. - М.: Новая деревня, 1928, с. 5.

ДЖЕГУТХАНОВ В.В.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЕЁ ОЦЕНКА

В современной экономической литературе наряду с понятиями «трудовые ресурсы», «совокупный работник», «рабочая сила» и т.д. используется понятие «трудовой потенциал», определяемый как «интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду, которой измеряются возможности отдельного человека, различных групп людей, трудоспособного населения в целом по участию в общественно-полезной деятельности и достижению целей социально-экономического развития при данном уровне развития производительных сил и степени зрелости общественных и, прежде всего, производственных отношений.

Существуют другие трактовки этого понятия, которые несколько отличаются от выше приведённых тем, что разграничивают понятия «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал». В трактовке В. Буланова и Н. Иволгина «трудовой потенциал» есть совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников, общества в целом. В отличие от трудовых ресурсов, определяющих количество и структуру труда, трудовой потенциал характеризует его качество и потенциальные возможности.

Вместе с тем качественная сторона находится в определённом единстве с трудовыми ресурсами [2].

В качественную характеристику трудового потенциала, кроме физической и социальной, они включают и интеллектуальную составляющую.

Интеллектуальную составляющую трудового потенциала эти учёные выделяют как наиболее существенную характеристику, охватывающую накопление знаний (научно-технических, культурных, экономических и т.д.) умений, навыков и опыта в целом. Основополагающим фактором формирования знаний является образование, подготавливающее человека к восприятию и освоению научно-технических достижений, что, в конечном счёте, ведёт к повышению производительности труда и экономическому росту.

Качество трудового потенциала определяется объёмом усвоенных знаний, поэтому необходимо говорить об образовательном потенциале рабочей силы и населения, который характеризуется показателями уровня образования.

В нашей стране долгое время идеализировалась роль природных ресурсов (их богатство), когда как в развитых странах уже 20-25 лет вектор оценки национального богатства «повернулся» в сторону уровня образования и образованности народа; именно это способствует созданию новых и новейших технологий, которые позволяют экономить сырьё, энергию и т. д. [7].

В России же за годы экономических реформ была разрушена система подготовки и переподготовки рабочих кадров на предприятиях; аналогичная ситуация сложилась и в сфере среднего профессионально-технического образования: недофинансирование этих учреждений и отсутствие платёжеспособного спроса на их выпускников стали тому причиной. Появилось множество новых ВУЗов, в которых готовятся неквалифицированные специалисты, кроме этого существует несоответствие между спросом производства на рабочую силу и профессиям, по которым ведётся подготовка, существует перекос в сторону высшего образования в ущерб среднему профессиональному образованию [5; 4].

В современной экономической литературе под трудовыми ресурсами принято понимать экономически активное экономически активное трудоспособное население, подготовленное к участию в хозяйственной деятельности, т.е. обладающее необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями.

У нас долгое время оценка трудовых ресурсов проводилась обычно в соответствии с профессией, специализацией и уровнем квалификации работника. Но оказывается этого мало для экономической характеристики. Необходимо учитывать не только способности, умения и навыки, но и знания, которые определяют меру овладения профессией работником [1].

Знания как результат работы мысли (а не памяти), усвоения, интеллектуальной деятельности человека, имеют разные уровни, виды (термины, законы, понятия, теории, факты и т.д.), функции (оценочные, ориентировочные и т.д.). Кроме этого знания обладают специфическими качествами (целая система) - это полнота и глубина, систематичность и системность, оперативность и гибкость знаний (каждое знание несёт в себе возможность применения - именно эти качества нужны при выработке умений и навыков). Необходимо добавить, что знания обладают свойствами конкретности и обобщённости, свёрнутости и развёрнутости, осознанности и прочности. Все эти качества знания взаимосвязаны, они формируются постепенно. Но самое главное в этом процессе (приобретение знаний) - это систематическое их применение, соблюдение постепенности, но при неизменном возрастании сложности и значимость.

Интеллектуальный уровень работника влияет на его деятельность не говоря уже о высокотехнологичных предприятиях, где творческая инновационная деятельность рабочих играет ведущую роль [3].

Существует точка зрения (разделяемая многими специалистами), согласно которой основным фактором, обусловившим успехи США, Японии, Германии и других стран, является накопление материального общественного богатства. Подобная позиция представляется как явное упрощение. В постиндустриальном обществе финансовый капитал вытеснен (в качестве стратегического ресурса) человеческим. Другими словами, знания определяют темпы развития общества. По мнению аналитиков всемирного банка, производственная

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

составляющая ВВП развитых стран - лишь 18-20%, остальные 80% напрямую зависят от качества человеческих ресурсов (рабочей силы) [1; 2].

Интеллектуальный капитал становится необходимой предпосылкой эффективного функционирования и обновления производства. Исследователи придают большое значение качеству управления интеллектуальными ресурсами, включая последние в перечень оцениваемых параметров наряду с материальными активами предприятия и его положением на рынке. Кстати говоря, американские менеджеры при выборе долгосрочных партнёров исходят из того, что интеллектуальный капитал фирмы должен составлять не менее 40% в общей структуре капитала (в России 0,6%). Только тогда предприятие считается перспективным.

В 1998 году доля стоимости интеллектуального капитала в передовых американских компаниях, занятых в сфере высоких технологий, составляла 69% [6]. Это свидетельствует о том, что экономика США благодаря информатизации и быстрому распространению информационно-телекоммуникационных технологий быстро перешла в новое измерение, в котором главная роль отводится интеллекту человека.

Но распространение информационно-телекоммуникационных технологий ничего не даст без повышения уровня образования.

Сторонники концепции модернизации общества (Д. Белл, Д.К. Гэлбрейт, Р. Арон и др.) считают, что переход на постиндустриальную стадию связан с изменениями в социальной структуре, обусловленными новой ролью науки и техники, а значит и образованием. Концепция интеллектуального капитала, позволившая по-новому посмотреть на структуру ресурсов компании и на управление ею начала оформляться в теорию в 90-х годах 20 века. Её формирование связано с именами Т. Стюарта и П. Эдвисона, благодаря которым интеллектуальный капитал стал объектом практического менеджмента (в январе 1991 года на страницах FORTUNE появилась заметка Т. Стюарта из цикла «Новое в бизнесе», посвящённая этой проблеме, весной того же года - статья под названием «Сила интеллекта»).

Необходимо сказать, что нельзя подразумевать под интеллектуальным капиталом только научные кадры компании, соответствующие патенты, ноу-хау и т.д. Интеллектуальный капитал - это произведение двух составляющих: компетентность работника и его желание использовать эту компетентность наилучшим образом для достижения целей компании (вспомните «кружки качества» на заводах «Тойоты» и т.д.).

Интеллектуальный капитал накапливается в течение всей жизни человека. Его приобретение зависит от социально-экономических условий, профессионального статуса индивидуума, темпов морального обесценивания знаний, опыта, умений.

Он не теряет своей ценности и даже способен её наращивать, в то время как оборудование, технологии и знания начинают обесцениваться с момента их приобретения.

Интеллектуальный капитал способен изменить позицию работника изменить позицию работника (замена материального интереса на удовлетворённость творческим трудом (внедрение Р. Мацусита на своих предприятиях принципа морального поощрения, внедрения конкуренции внутри предприятия и даже отдельных подразделений предприятия, внедрение системы пожизненного найма (контракта) и т.д.).

Интеллектуальный капитал позволяет легко переносить нагрузки благодаря сформированному идейному внутреннему настрою (энтузиазму - опять таки опыт современной Японии подтверждает (гимны фирмы перед началом работы, престиж фирмы, принцип: «Мы все - единая семья» и т.д.)).

Человеческий капитал - это мера, воплощенная в человеке и приносящая доход. Она охватывает все качественные характеристики человека - интеллектуальные, психические, моральные и т.д., как врождённые, так и приобретённые. К важным компонентам человеческого капитала относятся потенциал трудовой мобильности человека, его репутация, запас мотиваций, а также уровень потребностей, неразвитость которых снижает ресурсы личности (раз человеку не к чему стремится, он не станет работать усердно, проявлять инициативу и скорее всего не будет иметь высокого дохода).

Инвестиции в человеческий капитал - это не только затраты (на образование, улучшение здоровья, развитие способностей и т.д.), но и расходы связанные с миграцией и поиском работы, которые способствуют реализации человеческого капитала на рынке труда.

Многие фирмы стремятся инвестировать капитал в персонал предприятия. Начиная с 60-х годов 20 века это было распространено в США, что дало существенный толчок к росту производства, росту производительности труда, оздоровлению морально-психологического климата и т.д. Более того в Японии был распространён опыт строительства детсадов, школ для детей рабочих и многое другое. Это способствовало сокращению потерь времени для рабочих; у них не было больше времени для отдыха и восстановления.

Надо заметить, что социальная составляющая трудового потенциала, да и экономическая (хотя её не все экономисты выделяют отдельно), как и интеллектуальная зависят от реальной экономической действительности. Пореформенная эпоха принесла с собой чрезмерное имущественное расслоение, сильнейшую дифференциацию населения по уровню доходов, значительные масштабы бедности, безработицу, депопуляцию, падение интеллектуального уровня молодёжи, высокий уровень смертности, рост преступности и т.д.

Очень важно, что интегральное представление о состоянии и динамике трудового потенциала даёт индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). По этому рейтингу (точнее показателям) Россия откатилась в 8-й десяток стран и потеряла многие свои старые позиции.

За последние 15 лет в России многое изменилось: либерализация цен, приватизация и т. д. разделили страну на две части - Россию богатую и Россию бедную; среди определённой части общества (не только среди молодёжи) упала престижность труда. Несомненно негативную роль играли и играют средства массовой информации, превозносящие новых героев, пропагандирующие, по существу, власть чистогана, лёгкого заработка и т.д. Всё это способствует насаждению упрощённо-утилитарной модели поведения. Человек, с одной стороны, решает задачу выживания, с другой - видит яркие «картинки» того, как надо жить. На лицо побуждение к добавлению денег любой ценой, а отнюдь не стимулирование трудовой (интеллектуальной и морально-нравственной) активности в интересах людей и государства. Сегодняшняя молодёжь воспринимает деньги как единственное мерило жизненного успеха. Значимость профессиональной деятельности оценивается в зависимости от уровня доходов, которые выступают как условие удовлетворённости работой.

Подобные мотивационные тенденции создают угрозу дееспособности государства, мешают нормальному развитию социально-трудовых отношений. То есть в последние 15 лет происходят процессы деформации мотивационной сферы, усиливаются тенденции депрофессионализации и маргинализации рабочих и инженеров (уход в «челночный» бизнес, предпринимательство и т.д.). Многие уходят в охранные и другие обслуживающие структуры, никак не связанные с профилем подготовки. Невостребованность со стороны государства в специалистах-профессионалах ведёт к деградации рабочей силы или к эмиграции («утечке мозгов»). В 90-е годы каждый год уезжало до 100 тысяч молодых специалистов. Несомненный урон интеллектуальному потенциалу страны наносит международная миграция выпускников вузов и молодых ученых (до 35 лет). При этом в последние годы эмиграция все в большей степени замещается поэтапными и латентными формами миграции, что из-за отсутствия строгих требований, предъявляемых к оформлению документов при выезде из России, ведет к искажению представлений о реальных масштабах миграции за рубеж. Значительная ее часть в официальной статистике остается неучтенной. Профессионально-миграционные планы студентов-выпускников показывают, что из числа желающих после окончания университета посвятить себя научной деятельности (а они составляют треть опрошенных) лишь 56% связывают свои планы только с отечественной наукой. Остальные 44% планирующих научную деятельность респондентов имеют миграционные намерения.

Сохранение заниженного уровня государственных расходов на науку (на оплату труда ученых и развитие современной научной инфраструктуры) воспроизводит миграционный режим, выталкивающий талантливую молодежь (получившую качественное российское образование и нацеленную на профессиональную реализацию) из российской науки и из самой России.

По мнению подавляющего числа респондентов (80%), главное, что может сдержать отток выпускников российских вузов и молодых ученых за рубеж, - повышение заработной

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

платы. Повлиять на миграционные настроения молодежи способно также улучшение общей социально-экономической ситуации в стране (58%), расширение возможностей профессионального и карьерного роста (48%).

Поэтому очень важно учитывать результаты деятельности, её смыслообразующую роль для личности и степень выраженности (силу) собственно мотивации. Мотивация всегда связана с интеллектом человека: здесь есть и творческая направленность личности (креативность), высокая эффективность деятельности, потребность в поисках смысла жизни, не говоря уже о самореализации человека как личности, его самоутверждение и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мельников О. От трудовых к интеллектуально-креативным ресурсам // «Человек и труд». 2005. № 3. С. 78-81.

2. Рынок труда. Учебник / под ред. проф. Буланова В. С. и проф. Иволгина Н.А. - М.: Экзамен, 2000. С. 10-18; 335-341.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М. 2002. С. 296-304.

4. Цыганков В. Трудовой потенциал: условия эффективного использования // «Человек и труд». 2006. № 12.С.40-43.

5. Чеботарёв Н. Оценка человеческого капитала предприятия // «Человек и труд». 2006. № 12. С. 36-39.

6. Шимшилов С.А. Интеллектуальный капитал организаций // «Человек и труд». 2004. № 8. С. 85-86.

7. Яковлев А. Интеллектуальный потенциал и экономический рост // «Свободная мысль». 2004. № 10. С. 82-91.

БАЙРАМУКОВА А.С.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

К началу третьего тысячелетия число пользователей Интернета в мире превысило 300 млн человек, а количество сайтов в Сети - 14 млн. Учитывая, что за один год число пользователей выросло на 80%, стали очевидными радикальные изменения в мировой экономической системе [1; с. 84]. В экономической литературе совокупность отраслей, наиболее тесно связанных или заново сформировавшихся в связи с этими изменениями, называется по-разному: «новая экономика» (new economy), «информационная экономика» (information economy), «экономика высоких технологий» (high technology economy), «Интернет-экономика».

Интернет в широком смысле можно определить как глобальную (охватывающую весь мир) и не находящуюся под контролем отдельных корпораций или государств информационную систему, которая позволяет распространять текстовую, видео-, аудио-, графическую и цифровую информацию на неограниченное количество терминалов в режиме реального времени.

Технически существование Интернета стало возможным с 1993 г., когда был создан первый браузер. Browser - программное обеспечение, которое позволяет связываться с сервером для получения доступа к HTML-документам и соответствующим файлам, т.е. Web-страницам Сети, а также следовать по цепочке от документа к документу или от страницы к странице. На его основе возникли поисковые системы Netscape Navigator и Internet Explorer. Один из создателей первой из этих систем, сотрудник Университета штата Иллинойс (США) М. Андриссен учредил корпорацию Netscape, а в 1992 г. продал ее America-onLine (AOL), которая к 2000 г. стала крупнейшим в мире провайдером Интернета [2; с. 14].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.