Научная статья на тему 'Интеллектуальная составляющая развития инновационной экономической системы страны'

Интеллектуальная составляющая развития инновационной экономической системы страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ЗНАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIONS / ECONOMY / INVESTMENTS / KNOWLEDGE / COMPETENCE / MODERN SPECIALIST / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полежаева Г. Т., Тарарина Л. И.

Рассматриваются основные направления развития социально-экономической системы страны и определяются задачи, которые необходимо решить в рамках концепции «4И». Выделяется значение интеллектуальной составляющей для инновационно ориентированной экономики. Компетентностный подход предлагается как один из инструментов инновационного образования и подготовки современных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL COMPONENT OF THE INNOVATIVE ECONOMIC SYSTEM DEVELOPMENT IN THE COUNTRY

Basic directions of the country socio economic system development are considered and the tasks to be solved within the limits of the «4E» concept are determined. Importance of the intellectual component for the innovation orientated economy is emphasized. The competence approach is offered as one of the instruments for innovative education and modern specialist training

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная составляющая развития инновационной экономической системы страны»

УДК 336.714

Г.Т. Полежаева, Л.И.Тарарина

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ

СИСТЕМЫ СТРАНЫ

Рассматриваются основные направления развития социально-экономической системы страны и определяются задачи, которые необходимо решить в рамках концепции «4И». Выделяется значение интеллектуальной составляющей для инновационно ориентированной экономики. Компетентностный подход предлагается как один из инструментов инновационного образования и подготовки современных специалистов.

Ключевые слова: инновации, экономика, инвестиции, знания, компетенция, современный специалист, образование.

G.T. Polezhayeva, L.I. Tararina

INTELLECTUAL COMPONENT OF THE INNOVATIVE ECONOMIC SYSTEM DEVELOPMENT IN THE COUNTRY

Basic directions of the country socio - economic system development are considered and the tasks to be solved within the limits of the «4E» concept are determined. Importance of the intellectual component for the innovation orientated economy is emphasized. The competence approach is offered as one of the instruments for innovative education and modern specialist training.

Key words: innovations, economy, investments, knowledge, competence, modern specialist, education.

Тенденции развития современного общества убедительно свидетельствуют о том, что у России не может быть иного пути, чем формирование экономики инновационного типа. Недооценка этого обстоятельства, по мнению большинства экспертов, уже сейчас становится главным сдерживающим фактором экономического роста.

Фундаментальной составляющей стратегии экономического развития страны выступает развитие интеллекта индивидуума в ходе образовательного процесса. Диагностика и совершенствование интеллектуальных способностей обучаемых, построение концепции «обучение через всю жизнь» сегодня выдвигается правительством в ряд актуальных задач в целях привлечения инвестиций в человеческий капитал, оценки эффективности и качества подготовки кадров, а также повышения уровня мотивации, как на уровне заказчиков, вуза, так и самих обучаемых.

Существует множество различных точек зрения на сущность и содержание понятия «интеллект». Мы согласны с мнением О.В. Бахтиной, которая под интеллектом понимает интегральный продукт, результат умственной деятельности, формирующийся в процессе развития индивидуальности и содержащий нетривиальное продуктивное мышление, механизмы формирования биологически и социально значимой информации; способность пользоваться мыслительными операциями; адекватно воспринимать, понимать, воспроизводить и применять поступившую информацию [1].

Таким образом, каждый с развитым интеллектом индивидуум обладает проблемным видением, позволяющим не только решать задачи профессиональной деятельности, но и самостоятельно определять проблемы, находить инновационные пути их решения, применять творческий подход, мыслить новыми категориями. Следовательно, инновационный путь развития социально-экономической системы должен опираться на формирование интеллектуальной составляющей посредством формирования новой образовательной среды и совершенствования ее образовательного процесса.

Изучение общемировых социально-экономических процессов показывает, что все развитые страны непрерывно движутся к обществу, основанному на знаниях. Знание становится количественно и качественно более важным, чем натуральные ресурсы и физический капитал. Особенностью общества знаний, его экономической функцией является возможность применения и воплощения знаний для создания потребляемых благ. В основе общества, основанного на знаниях, лежат новые информационные технологии, развивающиеся быстрыми темпами, что создает импульс для непрерывного поиска, разработки и внедрения инноваций.

В связи с этим, растет спрос на различные формы и уровни образования у населения, повышаются требования у работодателей к образовательному уровню и квалификации работников. Происходит переосмысление роли образования в общественной жизни, в производственных процессах: образование превращается в основной фактор экономического развития. Решение проблем экономического роста, культурной трансляции и личностной самореализации, воспроизводство социальной структуры и формирование интеллектуального потенциала нации - функции образования в современном обществе [4].

В своем докладе на Красноярском V экономическом форуме Д. Медведев определил основные направления развития социально-экономической системы в рамках концепции «4 И», а также задачи, которые необходимо решить в каждой из четырех сфер (рис. 1).

Инновации

Формирование основ национальной инновационной системы

Инвестиции

Построение мощной и самостоятельной финансовой системы

Рис. 1. Политика социально-экономического развития

Применение косвенных и прямых управленческих воздействий на «4 И» (институты, инфраструктура, инновации, инвестиции) позволит органам власти региона и страны в целом повлиять на объем и направленность научно-технических работ, рост человеческого капитала, уровень цен на объекты интеллектуальной собственности в интересах повышения уровня жизни населения.

Доминирующую роль в инновационном развитии играет интеллектуальный капитал отдельного индивидуума, предприятия и региона в целом. По оценкам специалистов, рыночная стоимость интеллектуального капитала в крупнейших компаниях мира превышает балансовую стоимость материальных активов более чем в 4 раза [2]. Поэтому характерной чертой социально-экономического развития любой страны на современном этапе выступает приоритет инвестиций в знания.

Инвестиции в знания растут быстрее, чем инвестиции в основные фонды (4% в год по сравнению с 2,2% в среднем в 1990-е годы для стран ОСЭР). Согласно отчету стран Евросоюза, увеличение инновационного потенциала на 1% приводит к увеличению ВВП на душу населения на 100-400 евро [2].

Образованный человек в процессе своей работы гораздо быстрее возвращает обществу вложенные в него средства. Именно от специалистов с высшим образованием в полной мере зависит реструктурирование экономики и форм собственности. От того, как скоро начнут они внедрять новые технологии, новые производства и новые виды товаров и услуг, зависит и формирование спроса на новые профессии и специальности, призванные осуществлять переход общества на более высокий и устойчивый уровень.

Инфраструктура

Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры. Создание телекоммуникационной инфраструктуры

Институты

По вышение качества законов и эффективности их применения.

Снижение административных барьеров. Снижение налогового бремени для стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал

Интеллектуальный капитал напрямую зависит от качества и объема интеллектуальных ресурсов, в которые входят как представители образования и науки, так и специалистов, занятые в НИОКР, наукоемких отраслях промышленности и сферы услуг [3].

С позиций социального развития общества повышается роль образования как ведущего механизма общественного процесса в современных условиях. Большое внимание в формировании инновационной системы обучения должно уделяться рассмотрению инновационных подходов в создании моделей образовательного процесса как потенциала развития производительных сил экономики России. Образовательный процесс вуза рассматривается как модель его инновационного развития, предполагающий формирование интеллектуальной составляющей производительных сил экономики страны, ориентированной на реализацию концепции «4 И».

Реализовать концепцию «4 И» можно только при наличии пятого компонента «И» - интеллекта, который первоначально не был включен в данную концепцию (обучение через всю жизнь). Именно этой составляющей в настоящее время уделяется большое внимание. Как показывает практика, возрастает потребность в образованных, всесторонне развитых специалистах новой формации, вооруженных новыми знаниями, идеями, умеющими применять инновационное мышление и технологии во всех процессах производства, на всех уровнях развития производительных сил экономики страны. В этом состоит основная особенность современного производства, при которой труд все больше обогащается по своему содержанию, усложняется, насыщается новыми интегративными, интеллектуальными элементами, становится трудом более высококвалифицированным. Без совершенствования интеллектуальной составляющей специалиста, достичь каких бы то ни было результатов в инновационном экономическом росте, не представляется возможным. Следовательно, интеллектуальная составляющая развития современной экономической системы страны концептуально должна стоять на первом месте при реализации концепции «4 И».

В рамках концепции инновационного образования акцентируется проблема развития обучающегося, который рассматривается как субъект творческой деятельности. Обогащение его интеллектуального потенциала, рост сущностных сил и способностей являются стратегической задачей, при решении которой человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец себя и своей жизни. Интеллектуальноличностное развитие обучающихся характеризуется закономерным, направленным изменением интеллекта и личностных качеств, рассматриваемым в единстве, и осуществляемым через своеобразный синтез видов деятельности, в том числе и профессиональной, в условиях творческой активности.

Интеллектуально-личностное развитие положено в основе модели «личностно-ориентированного образования». Ученые и педагоги-практики по-разному понимают содержание этого термина. Чаще под термином «личностно-ориентированное образование» рассматривается обучение, выстроенное преподавателем на основе выявленных индивидуальных особенностей каждого обучаемого. Другие связывают его с инновационными процессами в образовании, которые активизировались в последнее время благодаря использованию разных форм дифференцированного обучения.

Рассматривая интеллектуально-личностное развитие, необходимо также учитывать тот факт, что интеллект является интеллектуальной собственностью его носителя. Интеллектуальная составляющая должна приносить колоссальную прибыль в инновационно ориентированной экономике. Именно поэтому для подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, обладающих перечисленными качествами, необходима новая образовательная среда. Задача формирования среды, способствующей развитию интеллектуальной составляющей, входит в разряд стратегических.

Создание инфраструктуры, способствующей трансляции новых профессионально значимых знаний, -одно из приоритетных направлений развития образовательной системы. Инновационная динамика, отражающая фазы и стадии процесса, методы и способы преобразования знаний в инновационные продукты, должна пронизывать дидактику высшего образования, способствовать пониманию предметов в движении, развитии и совершенствовании. Например, для студентов создается компьютерная хрестоматия, где представлены типичные инновации, демонстрирующие ход развития данной профессиональной сферы деятельности.

Современное образование в инновационно ориентированной экономике, сформированное на инновационном подходе, должно быть основано на новых знаниях и инновационной динамике, на новых требованиях, возникших в условиях новой политики социально-экономического развития, предъявляемых к выпускнику со стороны государства, работодателя, самих обучаемых и их родителей (рис. 2). Следовательно, новая образовательная среда будет способствовать реализации современного образования и развития интеллектуальной составляющей. Стране нужны специалисты, обученные в этой среде, под воздействием требований которых будет развиваться экономика и соответствовать ее инновационной стратегии.

Рис. 2. Формирование инновационного образования

Основными целями инновационного образования являются:

1. Обеспечить высокий уровень интеллектуально-личностного и духовного развития обучающегося.

2. Создать условия обучающимся для овладения навыками научных исследований и привить соответствующий стиль мышления.

3. Обеспечить овладение методологией нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.

В настоящее время система образования в большей степени ориентирована на пассивную трансляцию знаний, формирование навыков и умений, а не на развитие потребностей и умений учиться и генерировать новые знания. В инновационном образовании интересы обучающегося и обучающих, их духовного, культурного, интеллектуального развития, формирование предпосылок становления профессионального мышления выносятся в центр внимания.

Система образования в современных условиях должна предоставлять человеку возможность в любые периоды его жизни обновлять знания или получать новые; управлять самообразованием, самовоспитанием, самооценкой; совершенствовать умения учиться; реализовывать творческий и инновационный подходы, развивать способности, социальные связи и умения действовать; совершенствовать способность менять социальный статус; выбирать любую форму обучения. В условиях перехода к непрерывному образованию новое индивидуально-личностное управление также должно быть непрерывным.

Согласно государственным стандартам нового поколения объектом оценки качества образования становятся два параметра:

востребованность выпускника на рынке труда, степень адаптации его к рыночным условиям и оценка возможностей карьерного роста;

готовность к смене вида профессиональной деятельности и к дальнейшему совершенствованию полученного в вузе образования.

Необходимо учитывать, что к качеству образования каждый его субъект и потребитель подходит со своими ожиданиями:

студент вуза называет качественным то образование, которое содействует его личностному и карьерному развитию;

работодатель намерен получить от образования компетентного работника;

государство заинтересовано в личности, способной к эффективному социальному и производственному жизнетворчеству.

Исследуя качество подготовки в системе высшего образования, можно сказать, что степень профессионализма выпускников вуза является естественным его показателем. Под профессионализмом необходимо понимать:

определенный уровень мастерства решения профессиональных задач; способность в рамках своей профессии к надежной, «безотказной» деятельности; творчество в нестандартных ситуациях, поиск оптимальных эффективных решений; высокий интеллектуально-личностный уровень развития и т.д.

Инновационное образование предполагает, что понятие «профессионализм» является интегральным, цельным качеством выпускника, которое органически синтезировано им самим в процессе обучения. Прежде всего, обучающийся должен сформировать образ мира и образ своей профессии в нем.

На современном этапе развития экономики вузы должны гибко реагировать на вызовы основных потребителей своей продукции в части поддержки их инновационной деятельности, а государство должно создавать или способствовать созданию устойчивых механизмов эффективного взаимодействия вузов с промышленностью и друг с другом.

Выполнить поставленную задачу можно только при интеграции образования, науки и производства. Необходимо также активное участие работодателей в учебном процессе путем создания базовых кафедр и представительств предприятий-партнеров. Одним из наиболее эффективных направлений участия работодателей в учебном процессе является также создание научных центров ведущих предприятий на базе вузов, позволяющих внедрить прогрессивный научно-производственный опыт в обучение.

Реализация такого подхода позволит готовить специалистов со знанием новейших технологий, передовых методов управления, современного производства, хорошо адаптированных к требованиям будущих работодателей. В то же время доказано, что развитие вузов, как и производства, связано с подготовкой именно тех специалистов, которые востребованы, и в том количестве, которое необходимо.

Становится очевидной необходимость разработки системы закрепления выпускника на два-три года за определенной компанией. Реализация такой системы может быть построена на механизме целевой подготовки путем заключения договоров «студент-предприятие-вуз». Это в свою очередь позволит привлечь дополнительные инвестиции в материально-техническую базу вуза и в развитие научных лабораторий.

Таким образом, современное общество требует другой - инновационной системы образования, которая могла бы формировать у обучаемых способности к проектному мышлению, к самообразованию как деятельности, направленной в будущее, социальную ответственность, уверенность в своих профессиональных силах. Инновационные преобразования должны коснуться прежде всего учебного и методического комплексов - модульное построение основных и дополнительных образовательных программ, разработка методов формирования и методик оценки компетентностей обучаемых, корректировка содержания теоретической и практической подготовки в соответствии с перспективными потребностями реального сектора экономики.

В основе инновационных преобразований должны лежать интересы студентов, они призваны обеспечить максимально полный учет их способностей и индивидуальных запросов. Решение этих задач требует разработки новой модели профессионального образования, построенной на компетентностном подходе. Структурная единица содержания в этой модели представлена компетенциями, необходимыми для обучения в вузе и формирования будущего профессионала. Большое внимание компетенциям должно уделяться и в требованиях к специалистам, сформулированных заказчиками.

Существующая система высшего образования на современном этапе развития не позволяет решить поставленные социальные и экономические задачи. Поэтому экономисты, представители министерства образования, управленческий аппарат вузов последнее десятилетие проводит модернизацию системы образования, большинство из них пришли к выводу, что в основе преобразований должен находиться компетентно-стный подход к подготовке специалистов новой формации.

Литература

1. Бахтина О.В. Задачный подход в развитии интеллекта студентов // Мир образования - образование в мире. - 2007. - № 3.

2. Быкова А.А., Молодчик М.А. Проблемы позиционирования региона в рыночной экономике // Инновации. - 2007. - № 1. - С. 66-72.

3. Розенцвайг А., Смирнов Ю. Об инновациях в системе образования // Высш. образование в России. -2008. - №8. - С. 88-92.

4. Шитов С.Б. Университетские комплексы как средство формирования человеческого капитала и общества знаний в России // Социология образования. - 2009. - №2. - С. 43-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.