Научная статья на тему 'Интеллектуальная собственность в российском профессиональном футболе как объект системы управления в виртуальном пространстве: основные положения бизнес-модели'

Интеллектуальная собственность в российском профессиональном футболе как объект системы управления в виртуальном пространстве: основные положения бизнес-модели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
972
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФУТБОЛ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / PROFESSIONAL FOOTBALL / BUSINESS MODEL / MANAGEMENT SYSTEM / VIRTUAL ENVIRONMENT / ITEMS / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш.

Тема. В условиях развития рынка интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах, особенно в процессе подготовки России к чемпионату мира по футболу 2018 г. особую актуальность приобрели вопросы изучения бизнес-модели российского профессионального футбола на мезои микроуровнях. Цели. Формирование положения об объектах интеллектуальной собственности футбольного клуба для управления в реальном и виртуальном пространствах, обоснование необходимости регулирования специфических и универсальных объектов интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах. Анализ оборота рынка профессионального российского футбола на основе управления объектами интеллектуальной собственности, обоснование необходимости регулирования вопроса отношения футбольной организации к доходу (прибыли) в организационно-правовой форме (коммерческой, некоммерческой). Разработка основных положений бизнес-модели российского профессионального футбола на основе системы управления объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах. Методология. Общенаучные методы теоретического и эмпирического познания; анализ, классификация теоретических источников, гипотезы, эмпирический анализ рынка российского профессионального футбола, методика оценки управления объектами интеллектуальной собственности. Результаты. Разработаны основные положения бизнес-модели российского профессионального футбола на основе системы управления объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах. Система управления профессиональной футбольной организацией состоит из двух блоков: обязательного (для системы управления профессиональной футбольной организацией на мезои микроуровнях, системы управления объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах) и дополнительного (для статистики профессионального футбола как части спорта, социальной ответственности профессионального футбола в реальном и виртуальном пространствах). Выводы. Сформулированы положения для российского профессионального футбола на мезои микроуровнях на основе управления объектами интеллектуальной собственности в виртуальном пространстве. Практические результаты применимы в спортивном менеджменте российского профессионального футбола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual property in the Russian professional football as a target for the management system in virtual environment: fundamentals of business model

Importance Considering the development of intellectual property market in real and virtual environments, especially during Russia's preparation for FIFA World Cup 2018, it is critical to examine a business model of the Russian professional football at the mesoand microlevels. Objectives We formulate clauses on intellectual property items held by a football club and managed in real and virtual environments, substantiate that specific and versatile items should be regulated in real and virtual environments. The article analyzes turnover of the Russian professional football market through management of intellectual property items, substantiates the need to regulate the attitude of the football team to income (profit) through business and legal structure (commercial, non-commercial). We also articulate key principles of the business model of the Russian professional football through the mechanism for managing intellectual property items in real and virtual environments. Methods We applied general scientific methods of theoretical and empirical cognition, analysis, classification of theoretical sources, hypotheses, empirical analysis of the Russian professional football market, methods for evaluating the intellectual property management. Results We formulated key principles of the business model for the Russian professional football through management of intellectual property in real and virtual environments. The management system of the professional football organization comprises two modules, i.e. compulsory and additional ones. Conclusions and Relevance We formulated principles for the Russian professional football at the mesoand microlevels through management of intellectual property in virtual environment. Practical results are applicable to management practices of the Russian professional football.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная собственность в российском профессиональном футболе как объект системы управления в виртуальном пространстве: основные положения бизнес-модели»

ISSN 2311-875X (Online) Инновации и инвестиции

ISSN 2073-2872 (Print)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В РОССИЙСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ФУТБОЛЕ КАК ОБЪЕКТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ

Гюзель Исаевна ГУМЕРОВА", Эльмира Шамилевна ШАЙМИЕВА"^

а доктор экономических наук, профессор,

Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Группа РОСНАНО, Москва, Российская Федерация Guzel. Gumerova@rusnano.com

ь доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента,

Институт экономики, управления и права, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация shaimieva@ieml.ru; kaz03@yandex.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 08.12.2015 Принята в доработанном виде 16.12.2015

Одобрена 11.01.2016

УДК 658.512:65.01 JEL: 034, 038, Z20

Ключевые слова:

профессиональный футбол, бизнес-модель, система управления, виртуальное пространство, объекты интеллектуальной собственности

Аннотация

Тема. В условиях развития рынка интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах, особенно в процессе подготовки России к чемпионату мира по футболу 2018 г. особую актуальность приобрели вопросы изучения бизнес-модели российского профессионального футбола на мезо- и микроуровнях.

Цели. Формирование положения об объектах интеллектуальной собственности футбольного клуба для управления в реальном и виртуальном пространствах, обоснование необходимости регулирования специфических и универсальных объектов интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах. Анализ оборота рынка профессионального российского футбола на основе управления объектами интеллектуальной собственности, обоснование необходимости регулирования вопроса отношения футбольной организации к доходу (прибыли) в организационно-правовой форме (коммерческой, некоммерческой). Разработка основных положений бизнес-модели российского профессионального футбола на основе системы управления объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах.

Методология. Общенаучные методы теоретического и эмпирического познания; анализ, классификация теоретических источников, гипотезы, эмпирический анализ рынка российского профессионального футбола, методика оценки управления объектами интеллектуальной собственности.

Результаты. Разработаны основные положения бизнес-модели российского профессионального футбола на основе системы управления объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах. Система управления профессиональной футбольной организацией состоит из двух блоков: обязательного (для системы управления профессиональной футбольной организацией на мезо- и микроуровнях, системы управления объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах) и дополнительного (для статистики профессионального футбола как части спорта, социальной ответственности профессионального футбола в реальном и виртуальном пространствах).

Выводы. Сформулированы положения для российского профессионального футбола на мезо-и микроуровнях на основе управления объектами интеллектуальной собственности в виртуальном пространстве. Практические результаты применимы в спортивном менеджменте российского профессионального футбола.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Актуальность исследования

Охрана интеллектуальной собственности -промышленной собственности, конфиденциальной информации, авторских прав - в сфере российского профессионального спорта находится в стадии становления. В условиях подготовки России к чемпионату мира по футболу 2018 г. российский рынок профессионального футбола рискует столкнуться с проблемой недополучения колоссальной прибыли, лежащей в основе

исследуемого менеджмента интеллектуальной собственности в виртуальном пространстве.

Теоретические предпосылки и гипотезы

В работе использованы следующие категории источников, сгруппированные авторами по критическим вопросам предмета исследования:

1) в области разработки понятийного аппарата, применимого для управления футбольной организацией на микро- и мезоуровнях как

системы управления объектами

интеллектуальной собственности использованы теоретические источники с 1995 г. по настоящее время в области управления спортивными организациями, маркетинга спорта1 [1-3]; управления интеллектуальной собственностью2 [4, 5];

2) в области оборота рынка профессионального футбола в виртуальном пространстве использованы научно-практические источники (журналы, статьи со спортивной тематикой)3;

3) в области проблематики отношения (приемлемости) получения прибыли в профессиональном футболе, организационно-правовой формы футбольной организации -работы4 [6-9];

4) в области институциональных положений бизнес-модели - группа нормативно-правовых, программных документов, уставных документов спортивных обществ5;

1 Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Наука и жизнь. 2003. № 5.

URL: http://nkj.ru/archive/artides/2874

2 Никопаенко В.Л. Формирование спортивного мастерства юных футболистов // Наука и спорт: современные тенденции. 2015. Т. 6. № 1. С. 61-67; ИмасЕ.В., МигупаЮ.П. Проблемы развития экономики физической культуры и спорта в условиях формирующегося рынка // Наука и спорт: современные тенденции. 2013. Т. 1. № 1. С. 48-56; Менеджмент в индустрии спорта: сб. ст. Вып. 1. / под. ред.

B.А. Леднева. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. 200 с.; Ушакова Ж.Ф. Символика международных спортивных соревнований: правовое регулирование и защита исключительного права (на примере XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г.) // Наука и спорт: современные тенденции. 2014. Т. 3. № 2.

C. 63-69; СоловьевВ.Н. Интеллектуальная система оперативного диагностирования и управления ходом футбольной игры // Наука и спорт: современные тенденции. 2014. Т. 5. № 4. С. 21-30.

3 Астафьев П. Бренд «Зенита» оказался дороже ромба. URL: http://championat.com/business/article-142225-brend-zenita-stoit-56-mln-spartaka—30-mln.html; Фролов В. Игра на биржевом поле. URL: http://newizv.ru/sport/2013-03-22/179747-igra-na-birzhevom-pole.html; Watzke H.-J. Тратить можно только то, что вы заработали.

URL: http://ipm.by/publications/publicbus/trat

4 Мы не разделяем точку зрения С.В. Алтухова об отсутствии в России профессионального спорта ввиду «...использования бюджетных денег для покрытия профессиональными клубами части своих расходов ...». Полагаем, мы имеем дело с неэффективным государственным управлением в области профессионального футбола, причинами которого являются (применительно к теме исследования) отсутствие диагностирования вопросов в области управления объектами интеллектуальной собственности в виртуальном пространстве [12].

5 Устав УЕФА. Процедура правил Конгресса УЕФА.

Регламент имплементации Устава УЕФА. 2014 г.:

5) для разработки бизнес-модели футбольной организации в реальном и виртуальном пространствах использованы работы [10-13], группа официальных сайтов футбольных клубов6.

Авторами выдвинуты следующие гипотезы, отражающие сущность исследований,

рассмотренных далее, применительно к предмету настоящей работы.

Гипотеза 1. В футбольных организациях понятия «управление интеллектуальной собственностью» и «управление корпоративным имиджем» взаимосвязаны - с выделением специфичных и универсальных объектов управления в каждой из подсистем для реального и виртуального пространств.

Гипотеза 2. Система управления

интеллектуальной собственностью в футбольных организациях в виртуальном пространстве опирается на регулирование в реальном пространстве специфичных объектов и универсальных объектов в реальном и виртуальном пространствах одновременно.

Гипотеза 3. Отношение футбольной организации к прибыли (доходу) является принципиальным при формировании ее бизнес-модели, выражающейся в организационно-правовой форме данной организации.

Гипотеза 4. Объемы рынка интеллектуальной собственности для российского

профессионального футбола формируются как совокупность объемов рынков интеллектуальной

утв. Исполнительным комитетом УЕФА 05.12.1997, с дополнениями от 12.12.2013.

URL: http://ffu.org.ua/files/ndocs_548.pdf; Официальный сайт UEFA. URL: http://uefa.org; Устав Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз»: утв. Учредительной конференцией 08.02.1992, с изменениями и дополнениями, внесенными конференцией РФС 11.12.1993; Устав Некоммерческого партнерства «Российская футбольная Премьер-Лига» (в редакции от 26.03.2008): утв. Учредительным собранием «Российская футбольная Премьер-Лига» от 27.08.2001; Устав Некоммерческого Партнерства «Футбольная Национальная Лига»: утв. Собранием учредителей НП ФНЛ. URL: http://1fnl.ru/upload/s4y_docs/22/Link/FNL_Statutes.pdf; Устав Ассоциации «Профессиональная футбольная Лига»: утв. общим собранием (Конференцией) Профессиональной футбольной Лиги от 17.11.1995, изм. внесены от 14.06.2014; Стратегия развития футбола в Российской Федерации (Стратегия «Футбол 2020»).

URL: http://rfs.ru/res/docs/RFS_2020/Strategiya_2020.pdf

6 Официальный сайт болельщиков ФК «Рубин». URL: http://fcrubin.ru/istoriya/istoriya-emblemi-fk-rubin.html; Официальный сайт ФК «Зенит». URL: http://fc-zenit.ru/main/club/values

собственности в реальном и виртуальном пространствах на основе специфичных видов конкуренции в виртуальном пространстве с учетом управления объектами интеллектуальной собственности: букмекерства (включая онлайн-ставки); трансляции вещания в эфире, радиовещания; генерального спонсорства как части мерчандайзинга.

Гипотеза 5. Бизнес-модель профессионального российского футбола опирается на теоретические, экономические, институциональные положения рынка интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах, регуляторами которых выступают: система управления объектами интеллектуальной собственности; статистика профессионального футбола как части спорта; социальная ответственность профессионального футбола.

Перечисленные пять гипотез исследования сгруппированы в следующие структурные области исследования: теоретические (гипотезы 1, 2); экономические (гипотеза 4); институциональные (гипотеза 3); бизнес-модель футбольной организации (гипотеза 5), выводы и результаты исследования представлены согласно выдвинутым гипотезам.

Теоретические положения: понятийный аппарат

В настоящей работе под футболом понимается один из ведущих глобальных рынков командных видов профессионального спорта - спортивных лиг, бизнес-модель которого опирается на: а) систему управления объектами

интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах; б) систему управления, спортивно подчиняющуюся нормам и правилам ФИФА и УЕФА на макроуровне, Российскому футбольному союзу (РФС), Российской футбольной премьер-лиге (РФПЛ) - на мезоуровне7 (применительно к российским условиям).

Бизнес-единицей рынка профессионального футбола выступает профессиональная футбольная команда (микроуровень управления)8. Объектом настоящего исследования является футбольная

7 В России такую роль с 2001 г. играет Российская футбольная премьер-лига (НП РФПЛ). С 2002 г. РФПЛ занимается проведением Чемпионата России по футболу (ранее этим занималась Профессиональная футбольная лига).

8 Другие виды футбола, а именно: непрофессиональный (массовый) и молодежный (юношеский) в настоящей работе не рассматриваются.

организация микро- и мезоуровней: футбольная команда, РФПЛ и РФС соответственно. Под виртуальным пространством в работе понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе использования электронной компьютерной сети, складывающихся по поводу информации, обрабатываемой с помощью электронно-вычислительных машин, и услуг информационного характера,

предоставляемых с помощью ЭВМ и средств компьютерной сети, то есть совокупность отношений, участвовать в которых можно только посредством ЭВМ и других средств связи9 [14].

В условиях виртуализации экономики в целом и рынков спорта в частности, видами «онлайн-конкуренции» в спорте и в работе понимаются: е-коммерция (электронная коммерция или интернет-коммерция)10, мерчандайзинг (продажа спортивной атрибутики, других средств индивидуализации футбольной организации, ее генеральных (титульных) спонсоров), управление аренами (рассматривается как объект управления в виртуальном пространстве ввиду использования значительного объема электронных инструментов в данном процессе: автоматизированная пропускная система, sms-информирование о заполнении зала и др.), ставки на спорт (беттинг) [1].

Объекты интеллектуальной собственности в управлении футбольным клубом

классифицируются авторами в следующих областях менеджмента: а) промышленная собственность, конфиденциальная

документированная информация, авторское право;

б) корпоративный имидж футбольного клуба;

в) реальное пространство; г) виртуальное пространство. Эти объекты сформированы в две группы для управления в реальном и виртуальном пространствах:

1) специфичные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно составляющие системы управления интеллектуальной собственностью и системы управления имиджем футбольного клуба;

9 Группа понятий «виртуальное пространство», «онлайн пространство», «виртуальное рыночное пространство» понимаются в настоящей работе тождественными.

10 Электронная коммерция (англ. e-commerce) рассматривается в работе как сфера экономики, включающая в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, а также бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.

2) универсальные объекты интеллектуальной собственности (или двойного назначения).

Под системой управления интеллектуальной собственностью в футболе понимается совокупность методов (техник) в области управления интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах, разработанных на кратко-, средне- и долгосрочный периоды, опирающихся на специфичные и универсальные объекты управления.

Дифференциация техник управления объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах опирается на следующие особенности данных видов конкуренции:

— наличие неразрывной связи между управлением объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах;

— наличие специфичных видов конкуренции в виртуальном пространстве, опирающихся на объекты двойного назначения (то есть объекты интеллектуальной собственности в системе управления непосредственно и управлении имиджем футбольного клуба): мерчандайзинг, интернет-коммерция, ставки на спорт (беттинг), управление аренами.

Авторами проведен обзор патентов в российском профессиональном футболе за период 19932001 гг. в следующих областях патентования: а) способ формирования граничной линии для размещения игроков при выполнении штрафных и свободных ударов в спортивных играх; б) способ выполнения футболистом штрафного удара; в) способ предупреждения повреждения оборудования и травматизма на стадионах. В результате проведенной работы сделаны следующие выводы:

• объектом промышленного права в профессиональном футболе выступают технические приемы для решения задач в областях максимизации спортивных результатов, зрелищности футбольных матчей, безопасности игроков;

• вопрос необходимости контроля за использованием прав патентообладателя и - в целом - реализации такого контроля возможен благодаря формированию бизнес-модели профессионального футбола на основе управления объектами интеллектуальной

114 http://fin-izdat.r

собственности в реальном и виртуальном пространствах11.

Таким образом, можно говорить о широких возможностях в области патентования в футболе, что ставит вопрос контроля за использованием прав патентообладателей, авторских прав в реальном и виртуальном пространствах в разряд первостепенных в преддверии проведения чемпионата мира по футболу 2018 г. в Российской Федерации [7]. В правовом поле управления средствами индивидуализации (товарными знаками, фирменными наименованиями) в реальном пространстве как части промышленной собственности авторами выявлены следующие критические области, требующие своего регулирования для развития виртуального пространства профессионального футбола:

— наличие одноименных профессиональных спортивных клубов, зачастую не обладающих

патентом на товарный знак, но имеющих

12

различные логотипы ;

— наличие одноименных профессиональных и непрофессиональных клубов, организаций, имеющих товарные знаки, схожие до степени

13

смешения .

Регулирование вопросов в правовом поле реального пространства управления средствами индивидуализации является, с одной стороны, частью институциональных положений системы

11 Следовательно, вопрос защиты разработчика интеллектуальной собственности от копирования в профессиональном футболе является локальным (в ряду с одноименными футбольными клубами), не имеющим своего решения без формирования целостной бизнес-модели управления на основе объектов интеллектуальной собственности.

12 В частности, на момент исследования нами выявлены следующие одноименные названия в различных видах спорта: название «Динамо» - 8 команд в футболе, волейболе, гандболе; «Зенит» - 2 команды (футбол); «Спартак»

- 11 команд (футбол, водное поло, регби, баскетбол, хоккей с шайбой, флорбол); «ЦСКА» - 3 команды (футбол, хоккей с шайбой, баскетбол).

13 Речь идет об отношениях между общественными организациями и профессиональными футбольными клубами

- ведущими игроками в РФПЛ. Например, общественная организация «Международное физкультурно-спортивное общество «Спартак» им. Н.П. Старостина»

(МФСО «Спартак») и ОАО «Футбольный клуб «Спартак-Москва», не входящий в данное общество, имеют схожие до степени смешения товарные знаки. Известно, что МФСО «Спартак» подало иск в Арбитражный суд г. Москвы о признании недействительным решения Роспатента, который отказался лишить прав на товарный знак «Спартак» одноименный футбольный клуб. См.: МФСО «Спартак» требует лишить футбольный клуб права на бренд «Спартак». URL: http://ria.ru/sport/20100720/256607577.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

управления объектов интеллектуальной собственности в футболе, с другой - формирует основу управления в виртуальном пространстве.

Экономические положения бизнес-модели

Система управления в российском профессиональном футболе: объекты интеллектуальной собственности в

виртуальном пространстве. Система

футбольных лиг России состоит из четырех уровней, управляемых следующими

организациями: Общероссийской общественной организацией «Российский футбольный союз» (РФС), Некоммерческим партнерством

«Российская футбольная Премьер-Лига» (РФПЛ), Некоммерческим Партнерством «Футбольная Национальная лига» (ФНЛ), Ассоциация «Профессиональная футбольная лига» (ПФЛ), общероссийские общественные организации14, «Любительская Футбольная Лига»15 (ЛФЛ) (табл. 1). Высшими органами управления футболом в России являются Конференция РФС и Исполком РФС. Отдельные сегменты футбольной индустрии регулируются комитетами и комиссиями РФС. Соревнования в трех дивизионах профессионального футбола проводят РПФЛ, ФНЛ и ПФЛ, реализующие управление объектами интеллектуальной собственностью, отражающееся на официальных сайтах данных организаций16.

Почти у всех крупных спортивных лиг имеются свои интернет-каналы, предоставляющие пользователям доступ к трансляциям матчей. По пути создания собственных онлайн-видеосервисов пошли, в частности, Национальная баскетбольная ассоциация, Национальная футбольная лига и Национальная хоккейная лига. В табл. 1 система футбольных лиг России представлена с точки зрения анализа реализуемой в настоящее время бизнес-модели в области управления объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах. На основе анализа данных, представленных в табл. 1, становится

14 Сокращение «Общероссийская общественная организация» до аббревиатуры ООО недопустимо ввиду наличия в российской экономической практике расшифровки ООО как «общество с ограниченной ответственностью».

15 Взаимоотношения РФПЛ и РФС регламентируются п. 3.2 Устава РФПЛ.

16 За развитие массового футбола отвечают Межрегиональные футбольные объединения и региональные

федерации футбола. Они проводят различные турниры среди любителей, включая школьников, студентов, ветеранов, детско-юношеских школ. См.: Стратегия развития футбола в Российской Федерации (Стратегия «Футбол 2020»).

URL: http://rfs.ru/res/docs/RFS_2020/Strategiya_2020.pdf

очевидным, что на момент исследования в российском профессиональном футболе в управлении находится лишь один из пяти универсальных объектов системы

интеллектуальной собственности17, а именно - управление товарными знаками, фирменным наименованием (логотипы, эмблемы) и другими средствами индивидуализации, причем под управлением здесь понимается некоммерческое использование данного объекта интеллектуальной собственности. Остальные четыре вида из данной группы в российском профессиональном футболе не идентифицированы ввиду их неосязаемости как нематериальных объектов и, как следствие, не включены в систему управления футбольным клубом ни в реальном, ни в виртуальном пространствах.

Неосязаемость нематериальных активов в виртуальном пространстве, состоящем из букмекерства, вещания в эфире, мерчандайзинга при управлении профессиональным футболом, очевидна при анализе оборота данного рынка (табл. 2). Очевидными причинами сложившейся ситуации являются следующие нерешенные в методическом, нормативно-правовом,

институциональном планах критические положения, выявленные авторами в процессе исследования.

1. Отсутствие идентификации конкуренции в виде ставок на спорт (в том числе в футболе) как одного из видов конкуренции в виртуальном пространстве на основе управления объектами интеллектуальной собственности. Соответственно, оборот букмекерского бизнеса для профессионального футбола как части спорта на основе деятельности компаний авторами не выявлен18.

2. Отсутствие документов стратегического, нормативного характера, в рамках которых букмекерский бизнес должен учитываться при

17 К неидентифицированным объектам интеллектуальной собственности из группы универсальных объектов здесь относятся: управление селекцией клуба, управление фан-клубом; управление брендом; управление информационным порталом.

18 Оборот букмекерского бизнеса в российском профессиональном футболе точному учету не поддается. Распределение букмекерских компаний по числу пунктов приема ставок ед./доля на российском рынке (%) на 2013 г. следующее: ЗАО «Ф.О.Н.» - 959/20; ООО «Санторин» -676/14; ООО «Стар Бет» - 444/10; ООО «Первая международная букмекерская компании» - «Лига ставок» -419/9; ООО «Букмекер Паб» - 378/8; остальные лицензированные букмекерские конторы - 1857/39. См.: На что ставит Президент Национальной ассоциации букмекеров? URL: http://bettingexpert.com/ru/blog/nab-interview

формировании доходной части бюджетов профессионального футбола на мезо- и микроуровнях (РФС, РФПЛ, футбольные клубы) с указанием адекватной обороту букмекерского бизнеса налоговых отчислений.

3. Отсутствие конструктивных взаимоотношений между РФС и ЗАО «Телеспорт» ввиду реализации указанными компаниями различных взглядов на ключевые вопросы управления футболом. По этой причине идентифицировать оборот ЗАО «Телеспорт» в области вещания в эфире ориентировочно для РФС и РФПЛ достаточно

19

сложно .

4. Отсутствие реестра учета и контроля за использованием прав на трансляции матчей в сети Интернет для средств массовой информации: отсюда список компаний, имеющих права на трансляцию, носит хаотичный характер, что отражается при анализе оборота данного рынка (см. табл. 1).

Оборот рынка профессионального футбола. На

период исследования вопроса управления интеллектуальной собственностью в российском профессиональном футболе в реальном пространстве авторами выявлены следующие особенности:

• патентование, осуществляемое за период 1993-2001 гг. на основе ч. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ, ФЗ от 18.12.2006 № 230-ФЗ), имеет место быть в российском профессиональном футболе (см. табл. 1, 2). Однако отсутствие данных в рамках статистического наблюдения со стороны Федеральной службы государственной статистики России свидетельствует о недостатке научных методов управления объектами интеллектуальной собственности в спорте, в частности, в футболе, заключающихся в сборе, анализе первичных данных по статистике футбола в России и регионах;

• правовое поле в области управления объектами интеллектуальной собственности носит в настоящее время нерегулируемый характер со стороны управляющих организаций (РФС, РФПЛ), что объясняется особенностями управления в советский период. Отсюда

19 Основными активами созданного в 1994 г. ЗАО «Телеспорт» (собственником которого предположительно является П. Макаренко, бывший коммерческий директор РФС) являются коммерческие права РФС. Согласно информации руководителя ООО «Спортконцепт», годовой оборот «Телеспорта» оценивается в десятки миллионов долл. URL: http://tele-sport.ru

вытекает необходимость определения размера рынка российского профессионального футбола.

Оборот рынка российского профессионального футбола в виртуальном пространстве рассчитывается как совокупность данных в следующих областях: букмекерстве, включающем онлайн ставки, трансляции вещания в эфире, радиовещании, генеральном спонсорстве как части мерчандайзинга (см. табл. 2).

Рынок профессионального футбола в виртуальном пространстве на основе управления объектами интеллектуальной собственности, составляющий за год ориентировочно более 1,8 млрд долл. США, требует четких, однозначно трактуемых правил для компаний-игроков, генерирующих

интеллектуальную собственность в реальном и виртуальном пространствах. Исходным уровнем для внедрения данных правил и норм является система управления профессиональным футболом на мезо- и микроуровнях с четкой структурой: организационно-правовой формой, отношением футбольной организации к доходу как основному положению системы управления реального пространства, позволяющему оперировать масштабными доходами виртуального

пространства на основе менеджмента объектов интеллектуальной собственности.

Программным документом для отражения упомянутых правил должна служить обновленная стратегия развития профессионального футбола на долгосрочный период, в отличие от имеющейся в настоящее время стратегии «Футбол 2020» (далее

— Стратегия), где обозначены, но не решены в полном объеме управленческие задачи для профессионального футбола. В частности, обозначенными, но нерешенными применительно к теме настоящего исследования задачами являются вопросы, связанные с:

— отношением футбольных организаций к доходам, нераскрытым в части «Развитие коммерческой деятельности субъектов футбола» Стратегии;

— отношением профессионального футбола к ставкам на спорт (беттинг) в части «Нормативно-правовое и ресурсное обеспечение реализации программ и проектов» Стратегии;

— использованием научных методов сбора статистической информации в частях «Создание Единой информационно-аналитической системы...» и «Социальная ответственность футбола» Стратегии;

— детализацией (корпоративной) социальной ответственности по отношению к зависимости от беттинга, компьютерных (футбольных) игр с элементами реальности в части «Социальная ответственность футбола» Стратегии.

Институциональные положения бизнес-модели футбольной организации. В футбольных клубах, соревновавшихся в клубных турнирах УЕФА 2012/2013 гг. распространены три группы организационно-правовых форм:

1) группа, связанная с коммерческой составляющей - 58%20;

2) смешанная группа, состоящая из ассоциаций -

32%21;

3) группа, не связанная с коммерческой составляющей -10%22.

Для российских футбольных организаций характерна третья группа организационно-правовых футбольных клубов, не связанная с коммерческой деятельностью, где основным источником финансирования являются

государственные компании и региональные власти23. Известно, что 79% дохода в Лиге Чемпионов УЕФА, организационно-правовая форма которых является связанной с коммерческой деятельностью или смешанной, приходится на телевизионные права, регулирование которых осуществляется в реальном и виртуальном пространствах. Принципиальным для

исследования вопроса отношения футбольной организации к прибыли (доходу) является сравнительный анализ нормативно-правовых документов на макро-, мезо- и микроуровнях в реальном и виртуальном пространствах УЕФА, РФС, РФПЛ.

Сравнительный анализ нормативно-правового регулирования объектов интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах УЕФА, РФС, РФПЛ.

Проведенный анализ уставных документов

20 Первая группа включает спортивные коммерческие организации - 22%; иные коммерческие организационно-правовые формы - 28%; организации, котирующиеся на фондовой бирже - 8%.

21 Анализ понятия «ассоциация» позволяет отнести данную организационно-правовую форму к отдельной, смешанной группе, поскольку связанность ассоциации с коммерческой деятельностью регламентируется в каждом случае отдельно.

22 Третья группа состоит из некоммерческих организаций (8%) и финансируемых государством организаций (2%).

23 Стратегия развития футбола в Российской Федерации

(Стратегия «Футбол 2020»).

URL: http://rfs.ru/res/docs/RFS_2020/Strategiya_2020.pdf

спортивных лиг на макро- и мезоуровнях - УЕФА, РФС, РФПЛ, ФНЛ, ПФЛ, программного документа РФС «Стратегия развития футбола в Российской Федерации (Стратегия «Футбол 2020») - в аспектах исследуемой в настоящей работе бизнес-модели профессионального футбола выявил следующие критические области.

1. Отношение футбольной организации на мезо,-микроуровнях к доходам (прибыли). В случае Устава европейской Конфедерации футбола в качестве конкретной цели отмечается «...обеспечение того, чтобы спортивные ценности всегда превалировали над коммерческими интересами...»; однако и цель - «.перераспределение доходов, создаваемых в футболе» - детально раскрывается в разделе финансовой отчетности организации24.

В российском профессиональном футболе РФС и РФПЛ в своих уставных документах дистанцируются от вопроса доходов, использование спортивной атрибутики

предусмотрено исключительно в некоммерческих целях (см. табл. 2).

Опираясь и развивая идеи Дж. Бича, С. Чедвика, полагаем, что устав некоммерческих спортивных организаций не позволяет получать, распределять прибыль так, как это принято в коммерческих организациях [1]. Решение данного вопроса лежит в плоскости понимания профессиональной футбольной организации как коммерческой или некоммерческой компании.

В случае решения вопроса в пользу выстраивания бизнес-модели футбольной организации как

" 25

коммерческой структуры25 доминантное значение приобретает вопрос бизнес-стратегии с достижением конкретных бизнес-показателей, в частности в сегментах: вещания (трансляция,

24 Устав УЕФА. Процедура правил Конгресса УЕФА. Регламент имплементации Устава УЕФА. 2014 г.: утв. Исполнительным комитетом УЕФА 05.12.1997,

с дополнениями от 12.12.2013.

URL: http://ffu.org.ua/files/ndocs_548.pdf; Официальный сайт UEFA. URL: http://uefa.org

25 В Стратегии «Футбол 2020» обозначена неэффективность существующей бизнес-модели профессионального спорта с активным участием государственных компаний и региональных властей. Поставлена управленческая задача, заключающаяся в создании финансовой базы футбола, делающим его «...независимым от государственного финансирования и узкой группы спонсоров». Однако в программном документе не приводится конкретный инструментарий развития этого направления, а именно перехода российских футбольных некоммерческих организаций на мезо- и микроуровнях в разряд коммерческих организаций с соответствующими изменениями в уставных и прочих нормативно-правовых документах.

эфир) матчей; коммерческой составляющей (розничная торговля, мерчандайзинг, спонсоры, мобильные приложения)26.

В случае развития футбольной организации как некоммерческой организации27 значение приобретает социальная ориентация организаций с расширением областей ответственности в реальном и виртуальных пространствах. Однако обязательным условием в обоих случаях, независимо от организационно-правовой формы ФК, является развитие бизнес-модели на основе системы управления объектами интеллектуальной собственности, системы управления, включающей строгую финансовую отчетность, финансовую дисциплину, подробно расписанные процедуры управления активами [1].

2. Управление объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах. В Уставе европейской Конфедерации футбола отдельно выделен раздел «Медиа» с раскрытием содержания использования прав, в частности эксклюзивных прав в аудиовизуальных и радиотрансляциях28. В уставных документах РФС и РФПЛ отмечены объекты интеллектуальной собственности, областью некоммерческого пользования которых является реальное пространство (см. табл. 1). Однако за двадцатилетний период функционирования РФС и четырнадцатилетний -РФПЛ в российском профессиональном футболе не удалось поставить (идентифицировать) и -отсюда - решить в нормативно-правовом плане вопрос с одноименными названиями профессиональных клубов как наследием советского спорта, что формирует основу феномена российской практики товарных знаков, фирменных наименований как средств индивидуализации в футболе.

Именно поэтому заявленный в Стратегии «Футбол 2020» мерчандайзинг футбольной атрибутики как один из планируемых источников финансирования

26 Примером реализации бизнес-модели являются показатели ФК «Манчестер Юнайтед» в сегментах: турнир (matchday) - 25%, вещание (broadcasting) - 31%, коммерческая составляющая (commercial) - 44%.

См.: Официальный сайт Манчестер Юнайтед. URL: http://ir.manutd.com/company-information/business-model.aspx

27 Данная ситуация характерна в настоящее время для российских футбольных организаций мезо- и микроуровней (см. табл. 1, 2).

28 Устав УЕФА. Процедура правил Конгресса УЕФА. Регламент имплементации Устава УЕФА. 2014 г.: утв. Исполнительным комитетом УЕФА 05.12.1997,

с дополнениями от 12.12.2013.

URL: http://ffu.org.ua/files/ndocs_548.pdf; Официальный сайт UEFA. URL: http://uefa.org

инвестиционных программ и проектов развития обречен на судебные тяжбы, иски одноименных профессиональных организаций в случае отсутствия планового, системного разрешения этой группы вопросов29. Опираясь на выявленную ранее дифференциацию техник управления объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах, включающую их неразрывную связь, приходится констатировать отсутствие регламентирующих документов управления последними в виртуальном стратегическом пространстве развития российского футбола

(см. табл. 1, 3).

Бизнес-модель футбольной организации на основе системы управления объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах. Нами исследована деятельность ряда ведущих зарубежных футбольных клубов: английских (Arsenal, Chelsea, Manchester United), испанских (Real Madrid, FC Barcelona), итальянских (Juventus, ACMilan, Inter Milan), немецких (Bayern, Borussa Dortmund), российских профессиональных клубов в составе РФПЛ - ФК «Зенит», ФК «Рубин», ФК «Спартак».

На основе анализа стоимости ведущих зарубежных и российских футбольных клубов по состоянию на 2012 г. становятся очевидными следующие положения: а) среднее значение стоимости российских футбольных клубов в 8 раз ниже среднего значения стоимости зарубежных футбольных клубов; б) в средней стоимости зарубежных футбольных клубов доля объектов интеллектуальной собственности составляет 26%, в то время как для российских футбольных клубов данное значение равно 9% (рис. 1). Отсюда можно предположить, что 1% стоимости объектов интеллектуальной собственности в среднем для зарубежных футбольных клубов равен 27,1 млн долл. США, для российских футбольных клубов -3,5 млн долл. США (рис. 1).

Из анализа составляющих объектов интеллектуальной собственности и материальных активов видно, что структурирование бюджетов футбольных клубов РФПЛ в ФК «Зенит», «Рубин», «Спартак» осуществляется в формате обслуживания их материальных активов, приобретения/выплат игрокам (рис. 2). Результатом настоящего исследования является разработка основных положений бизнес-модели российского профессионального футбола на основе системы управления объектами

29 Стратегия развития футбола в Российской Федерации (Стратегия «Футбол 2020»).

URL: http://rfs.ru/res/docs/RFS_2020/Strategiya_2020.pdf

интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах, а также системы управления профессиональной футбольной организацией, сформированные авторами в два блока: обязательный и дополнительный (см. табл. 3).

Выводы

В заключение можно сделать следующие выводы по выдвинутым гипотезам исследования:

1. Сформировано положение о двух группах объектов интеллектуальной собственности футбольного клуба: специфичных и универсальных для управления в реальном и виртуальном пространствах.

2. Обоснована необходимость регулирования специфичных объектов в реальном пространстве, универсальных объектов - в реальном и виртуальном пространствах.

3. В организационно-правовой форме российской футбольной организации, независимо от того, является данная организация коммерческой или

некоммерческой, необходимо отразить отношение организации к доходу (прибыли). Критериями эффективности управления футбольной организации выступает максимизация спортивных результатов на основе управления объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах.

4. Показано, что рынок профессионального российского футбола, оборот которого составляет в год около 1,8 млрд долл. США, требует идентификации и регулирования с учетом видов конкуренции в виртуальном пространстве на основе объектов интеллектуальной собственности: мерчандайзинга, управления аренами, интернет-коммерцией, ставками на спорт.

5. Разработаны 13 основных положений бизнес-модели российского профессионального футбола на основе системы управления объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах, системы управления профессиональной футбольной организацией, сформированные авторами в два блока: обязательный и дополнительный.

Таблица 1

Система футбольных лиг России и объекты интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах (по состоянию на май 2015 г.)

Лига/дивизионы Объекты интеллектуальной собственности в системе управления клуба: подход на основе бизнес-модели

А Реальное пространство в уставных, Виртуальное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= нормативно-правовых документах: пространство:

§ А. Цель деятельности: отношение к извлечению ОИС в уставе,

£ Организации- Характеристи прибыли из деятельности организации. ставки на спорт в

руководители Число ФК ка футбольных Б. Упоминания ОИС в уставе информационном

уровня команд портале,

упоминание

онлайн-

конкуренции

Премьер-лига

1-й

Некоммерческое

партнерство

«Российская

футбольная

Премьер-Лига»

(РФПЛ)

16

Профессиональ А. Премьер-Лига не имеет в качестве основной ный футбол цели извлечение прибыли1*.

Б. Ст. 4.1. Премьер-Лига имеет зарегистрированную в установленном законом порядке официальную эмблему, являющуюся товарным знаком (знаком обслуживания) согласно Свидетельству Российской Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам № 313763, (приоритет товарного знака 10 июня 2003 г., дата регистрации 19 сентября 2006 г.), флаг, эмблему для проведения маркетинговых мероприятий, аудиовизуальные и иные виды символов. 4.2. Премьер-Лига вправе иметь вымпелы, памятные медали, жетоны, грамоты, дипломы и другую специальную атрибутику. 4.2. Статус и образцы символики, а также порядок ее использования (применения) утверждаются Общим собранием Членов Премьер-Лиги. 4.3. Премьер-Лига имеет право на некоммерческое использование в целях, предусмотренных Уставом Премьер-Лиги, логотипов, названий, официальной символики и другой атрибутики, изображения игроков всех

членов в клубной форме комплектно в одном

2*

_продукте_

1. Обозначена необходимость создания цивилизованного рынка

интеллектуальной собственности путем реестра учета прав на трансляции матчей в сети Интернет для СМИ.

2. Официальная букмекерская компания РФПЛ -«Лига ставок».

3. ООО «ЛИГА-ТВ» - трансляция матчей

(ТВ+Интернет)

2-й

3-й

Некоммерческое Партнерство «Футбольная Национальная лига» (ФНЛ)

19

Ассоциация «Профессиональ ная футбольная лига» (ПФЛ)

72, в том числе: Запад (17), Центр (16), Юг (18), Урал-Поволжье (12), Восток (9)

А. 2.3. Не имеет целью извлечение прибыли3*. Б. Ст. 2.3.3. Приобретение у РФС коммерческих прав на всероссийские соревнования по футболу среди команд первого дивизиона и их дальнейшая реализация в интересах Членов ФНЛ в установленном законодательством Российской Федерации порядке; 2.3.5. Привлечение спонсоров и партнеров всероссийских соревнований по футболу среди команд первого дивизиона; 2.3.8. Определение перечня, организация изготовления и вручения памятной, официальной, наградной и иной атрибутики с эмблемой ФНЛ; 2.3.10. Содействие в оказании консультационных, информационных, рекламных, маркетинговых и иных услуг; 4.1 ФНЛ может иметь зарегистрированную в установленном законом порядке эмблему, а также штампы и бланки со своим наименованием. 4.2. ФНЛ вправе иметь памятную, официальную, наградную и иную атрибутику с эмблемой ФНЛ в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 6.3.3. Не распространять сведения, составляющие

конфиденциальную информацию ФНЛ_

А. Лига является некоммерческой организацией4*. 1.14. Лига не имеет основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между членами Лиги.

Б. Ст. 1.10. Лига может иметь свою официальную эмблему, зарегистрированную в соответствии с законодательством Российской Федерации, флаг, эмблему для маркетинга, вымпелы, памятные медали, жетоны, грамоты, дипломы и другую специальную атрибутику. 1.16. Для осуществления предпринимательской деятельности Лига вправе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производить товары и услуги, отвечающие целям создания Лиги, а также приобретать и реализовывать ценные бумаги, имущественные и неимущественные права, участвовать в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика_

2.3.7. Организация в установленном порядке футбольно-спортивных лотерей и иных мероприятий подобного рода, непосредственно связанных с футбольными соревнованиями, проводимыми под эгидой Российского футбольного союза и ФНЛ

Упоминание онлайн-конкуренции отсутствует в уставных документах. Указана ссылка на партнера

III дивизион5

4-й

5-й

Общероссийские

общественные

организации:

«Любительская

Футбольная

Лига»

(ЛФЛ)/»Российс кий футбольный союз» (РФС)

Всего - 4 008 команд, матчей за год - 33 158

Полупрофессио

нальный

футбол

Общероссийские

общественные

организации

«Любительская

Футбольная

Лига»

(ЛФЛ)/»Российс кий футбольный союз» (РФС)

Любительский футбол

IV дивизион7

А. ЛФЛ не ставит целью извлечение прибыли. Б. ЛФЛ является общественным, некоммерческим объединением, деятельность которого направлена на содействие развитию, пропаганду и популяризацию футбола в Российской Федерации6*. А. РФС: организация не выражает отношения к получаемым доходам в своих целях и задачах.

Ст. 4 «Задачи РФС». Среди 50 функций РФС имеется функция 49 «..получение финансовой и иной поддержки, предоставленной для развития футбола, из различных, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников...».

Ст. 62. «Предпринимательская деятельность РФС». «.РФС не преследует цели извлечения прибыли. РФС может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется РФС в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации»8*

Полученная прибыль, в том числе доходы от предпринимательской деятельности РФС, не могут

ЛФЛ Упоминания об ОИС в уставных, нормативно-правовых документах авторами не выявлено. Имеются ссылки на: LFL ТО трансляция матчей

РФС. На сайте отсутствуют материалы по отношению к управлению ОИС в виртуальном пространстве (медиа, беттинг). Имеется логотип, ссылки на спонсоров, партнеров

6-8-й

Общероссийские

общественные

организации

«Любительская

Футбольная

Лига» (ЛФЛ)»,

Российский

футбольный

союз» (РФС)

Любительский перераспределяться между членами РФС и должны футбол использоваться только для достижения уставных

9*

целей .

Б. РФС и ОИС: В функциях РФС отмечены следующие: разработка и реализация образовательных и обучающих программ в области футбола; Ст. 27. Свободное распространение информации о своих целях и деятельности; 28. Реализация и защита согласно настоящему Уставу прав на трансляции футбольных соревнований и других спортивных мероприятий электронными средствами массовой информации, съемки и фотографирование спортивных соревнований и других спортивных мероприятий, производство записи их изображения и их звуковые записи, реализация и защита иных коммерческих прав, возникающих согласно законодательству Российской Федерации и иным нормам и правилам в области футбола; 29. Изготовление и использование памятной, официальной, наградной и иной атрибутики с символикой РФС, сувенирной продукции в области футбола, полиграфической продукции и атрибутики, связанной с проведением футбольных соревнований; 30. Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации, создание и издание методических, спортивно-информационных и других печатных материалов по вопросам футбола, публикации в Интернет, создание средств массовой информации и сотрудничество с российскими и иностранными средствами массовой информации; 31. Проведение выставок, лекций, семинаров, конференций, совещаний, круглых столов, симпозиумов и иных аналогичных мероприятий; 32. Осуществление рекламной, в том числе рекламно-спонсорской деятельности; 33. Производство фильмов, телепрограмм и иных аудиовизуальных

произведений, иная деятельность в области

10*

радиовещания и телевидения

Устав Некоммерческого партнерства «Российская футбольная Премьер-Лига» (в редакции от 26.03.2008): утв. Учредительным собранием РФПЛ от 27.08.2001. С. 2. 2* Там же. С. 4.

3* Устав Некоммерческого Партнерства «Футбольная Национальная Лига» (с изм. от 20.05.2011): утв. Собранием учредителей НП ФНЛ. URL: http://1fnl.ru/upload/s4y_docs/22/Link/FNL_Statutes.pdf

4* Устав Ассоциации «Профессиональная футбольная Лига»: утв. Общим собранием (Конференцией) Профессиональной футбольной Лиги от 17.11.1995 (изм. внесены от 14.06.2014).

5* Первенство России среди любительских футбольных клубов (Третий дивизион) - ежегодное соревнование для непрофессиональных футбольных клубов.

6* Устав Ассоциации «Профессиональная футбольная Лига»: утв. Общим собранием (Конференцией) Профессиональной футбольной Лиги от 17.11.1995 (изм. внесены от 14.06.2014).

7* Первенство России среди любительских команд региональных федераций футбола четвертого дивизиона - соревнования для непрофессиональных футбольных клубов на региональном уровне. Проводится как национальный отбор к Кубку регионов УЕФА.

8* Устав Некоммерческого партнерства «Российская футбольная Премьер-Лига» (в редакции от 26.03.2008): утв. Учредительным собранием РФПЛ от 27.08.2001. С. 2.

9* Устав Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз»: утв. Учредительной конференцией 08.02.1992 (с изм. и доп. от 11.12.1993). С. 2. 10* Там же. С. 9-10.

Таблица 2

Оборот рынка профессионального футбола как части спорта в виртуальном пространстве на основе управления объектами интеллектуальной собственности, млн долл. США

Компания Оборот рынка футбола в виртуальном пространстве Оборот РФПЛ

Год Доход Доход ООО «Лига Ставок» Доход РФПЛ

Букмекерство

Букмекерский бизнес (в целом) 2008 1 700-1 800

Вещание в эфире: ТВ, Интернет, мобильная связь, радиовещание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ntvplus.ru 2015 37

НТВ-Плюс 2012 35

IMG 2012 5

Телеканал «100ТВ» 2012 2

МТС 2012 7

ЗАО «Телеспорт» 2013 ~20

Другие операторы 2012 5

Генеральное спонсорство*

СОГАЗ 2012 15

2013 62

Итого (в год)... ~1 820 54 69**

* Рассматривается как составная часть мерчандайзинга; **Доход рассчитан как совокупность доходов ООО «Лига Ставок», РФПЛ, без данных по букмекерству в футболе.

Источник: составлено на основе данных: Сухотин А. Как полюбить футбол глазами. URL: http://novayagazeta.ru/economy/59558.html

Таблица 3

Два блока основных положений бизнес-модели профессионального российского футбола

Блок

1. Система управления профессиональной футбольной организацией на мезо,- микроуровнях

2. Система управления объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах

I. Блок

обязательных

институциональных

положений

1.1. Определение статуса организации как «коммерческая спортивная (футбольная) организация» или «некоммерческая спортивная организация» для клубов на мезо- и микроуровнях. В случае коммерческой организации разработать программу перехода к выбранному статусу в среднесрочном периоде. В случае некоммерческой организации отразить отношение к доходам организации. 1.2 Определение организационно-правовой формы, отвечающей требованиям УЕФА. В случае коммерческой организации определить долю участия государственных структур, в том числе в виде открытых акционерных обществ ( в составе футбольной организации - максимально 10%).

1.3. Формирование комплекта финансовой отчетности, процедуры управления активами; разработка положения о финансовой дисциплине с предоставлением информации на официальном сайте футбольной организации:

в случае некоммерческой спортивной организации - в полном объеме; в случае коммерческой спортивной организации - в соответствии с_

2.1. Внедрение понятия «объекты интеллектуальной собственности в футболе для управления в реальном и виртуальном пространствах» как совокупности объектов интеллектуальной собственности и управления корпоративным имиджем футбольной организации в нормативно-правовые документы футбольных организаций.

2.2. Разработка нормативно-правового приложения в области объектов интеллектуальной собственности непосредственно для футбола как развитие ч. 4 Гражданского Кодекса РФ, формирование комплекта нормативных документов, регулирующих: отношения футбольных клубов в профессиональном и непрофессиональном спорте в области одноименных названий, правообладания ими;

устанавливающих нормативы в оформлении товарных знаков в областях: шрифта, языка (русского, иностранного), количества классов согласно Международному классификатору товаров и услуг, прочего обозначения с целью минимизации уровня смешения объектов.

2.3. Внедрение регулирующих инструментов в области одноименных средств индивидуализации профессиональных футбольных организаций.

В частности, авторским вариантом являются: выявление старейших профессиональных клубов на основе: даты создания, дифференциации деятельности в профессиональном, непрофессиональном футболе с сохранением за ними оригинального названия,_

регламентирующими положениями. 1.4. Разработка стратегии развития профессионального спорта с указанием: в случае коммерческой спортивной организации целевых бизнес-показателей (матчи, вещание, коммерческая составляющая);

в случае некоммерческой футбольной организации - расширенных, детализированных показателей в области социальной ответственности

закрепленного в логотипе; патентование одноименных названий клубов с указанием города, вида спорта с закреплением перечня охраняемых классов согласно Международному классификатору товаров и услуг*; к числу данной группы относятся клубы, созданные после старейшего клуба и до даты принятия соответствующего регулирующего нормативного положения;

предоставление старейшей организации (на основе даты создания и правообладания) права за контролем по использованию существующих одноименных клубов;

недопущение создания новых одноименных спортивных организаций без получения соответствующей лицензии от старейшей организации.

2.4. Формирование реестра компаний, имеющих права на теле-, видео, радио- и прочую трансляцию матчей на кратко- и среднесрочные периоды.

2.5. Разработка нормативно-правовых документов, регулирующих букмекерский бизнес как составную часть дохода футбольной организации. Определить размер налоговых вычетов в букмекерском бизнесе на основе анализа опыта ведущих стран, адекватных российскому масштабу данного бизнеса.

2.6. Использовать показатели по количеству патентов, лицензий, авторских свидетельств при формировании рейтинга футбольных клубов в рамках Независимого футбольного рейтингового агентства**_

II. Блок

дополнительных

институциональных

положений

3. Статистика профессионального футбола как части спорта

4. Социальная ответственность профессионального футбола в реальном и _виртуальном пространствах_

3.1. Разработка статистической базы футбольных организаций по аналогии со сбором статистической информации Росстатом, а именно:

количество патентов, лицензий, авторских свидетельств;

в случае коммерческой футбольной организации - источники финансирования организации (матчи, вещание, коммерческая составляющая); в случае некоммерческой футбольной организации - федеральный, региональный бюджет, частные (российские, зарубежные) инвесторы;

стоимость футбольного клуба; стоимость объектов интеллектуальной собственности;

стоимость материальных активов; общая трансферная стоимость всех игроков;

спортивные достижения организации (соревнования региональные, федеральные, международные); количество лицензированных согласно требованиям УЕФА стадионов; затраты на обучение персонала (игроков, тренерского состава, фарм-клуба); затраты на инновации, маркетинг, медицинское обслуживание, страхование, оборудование (строительство и обслуживание стадионов, транспорт, спортивный инвентарь); количество пунктов приема ставок в профессиональном футболе, спорте в_

4.1. Определение (медицинских) показателей зависимости от беттинга, компьютерных (футбольных) игр с элементами реальности. Подготовка специалистов по профилактике, лечению от зависимостей (с учетом зарубежного опыта).

4.2. Проведение диагностики, профилактики беттинга, компьютерных (футбольных) игр с элементами реальности в среде болельщиков футбольных организаций

целом.

3.2. Использование статистической базы футбольных организаций при разработке Единой информационно-аналитической системы, деятельности Независимого футбольного рейтингового агентства

Например, «[название клуба]-город. Вид спорта». Вариантом выступает запатентованное в современной российской практике название «Футбольный клуб «Урал». Известно, что первоначальное свидетельство о регистрации товарного знака «Футбольный клуб «Урал»» было получено в мае 2012 г., с закреплением 2-х охраняемых классов согласно Международному классификатору товаров и услуг. В августе 2012 г. в Роспатент была направлена заявка от футбольного клуба на расширение перечня классов товаров и услуг до шести. Официальный сайт компании Z&G.Patent. URL: http://zg-patent.ru/news1/futbol_nyj_klub_ural_stal_edinstvennym_pravoobladatelem_tovarnogo_znaka

** В рамках Стратегии «Футбол 2020» планируется разработка единой информационно-аналитической системы, на базе которой будет строиться работа Независимого футбольного рейтингового агентства. URL: http://rfs.ru/res/docs/RFS_2020/Strategiya_2020.pdf

Рисунок 1

Стоимость зарубежных и российских футбольных клубов (по состоянию на 2012 г.), млн долл. США

Примечание. ССЗФК - средняя стоимость зарубежного футбольного клуба; ССРФК - средняя стоимость российского футбольного клуба.

Источник: составлено на основе данных работы [15]

Рисунок 2

Составляющие в управлении объектами интеллектуальной собственности и материальными активами в ФК «Зенит», ФК «Рубин», ФК «Спартак» в 2012 г., тыс. долл. США

* 524 000

Зенит (Санкт-Петербург) J» 46S 000

362 00\ Спартак (Москва) 362 000

4 2B0 000 \ Рубин (Казань) / Лги 141 /

145 000 Z-^" i nc; nnn Д 169 933 ____- 177 1S4 000

Ж17 000

Бюджет ФК

СтоимостьФК Стоимость объектов Общаятрансферная Стоимость материальны)!

интеллектуальной стоимость веек активов ФК

собственности ФК заявленных игроковФК

Источник: составлено на основе данных работы [15]

Список литературы

1. Маркетинг спорта / под ред. Дж. Бича, С. Чедвика. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 706 с.

2. Кузин В.В., Кутепов М.Е. Спортивный менеджмент и практика развития спорта: выводы и предложения зарубежных специалистов // Теория и практика физической культуры. 1996. № 2.

3. Степанова О.Н. Конкуренция на рынке физкультурно-спортивных услуг: виды, особенности, стратегии // Теория и практика физической культуры. 2007. № 3.

4. Шестакова Е.В. Управление интеллектуальной собственностью // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 99-105.

5. Дашян М.С. Интеллектуальная собственность в бизнесе: изобретение, товарный знак, ноу-хау, фирменный бренд. М.: ЭКСМО, 2009. 304 с.

6. Алтухов С.В. Новые формы конкурентной борьбы за зрителя // Современная конкуренция. 2008. № 2. С. 23-29.

7. Pascal C. van Overloop. Internationalisierung professioneller Fußballclubs: Grundlagen, Status quo und Erklärung aus Sicht des internationalen Managements. Wiesbaden: Springer Gabler, 2015. 470 p.

8. Beiseinherz M. Der professionelle Sport und das europäische Kartellrecht: zwischen ökonomischem Wettbewerb und sportlichem Wettkampf. Köln: Heymann Auflage, 2011. 257 p.

9. Lochmann R. Die Einräumung von Fernsehübertragungsrechten am Sportveranstaltungen: zugleich ein Beitrag zur Einräumung von Nutzungs- und Verwertungsrechten im System des Privatrechts. Tübingen: Mohr Siebeck, 2005. 342 p.

10. Laier M. Die Berichterstattung über Sportereignisse: eine rechtsvergleichende Untersuchung zur Existenz und Vermarktung von medialen Verwertungsrechten für den Hörfunk und die Neuen Medien. Tübingen: Mohr Siebeck, 2007. 585 p.

11. Кашина А.Д. Эффективность программ привлечения болельщиков на детские футбольные матчи в целях подготовки молодых футболистов: материалы V Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Университетский спорт: здоровье и процветание нации». Т. 2. Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. С. 377-379.

12. Караник А.В. Процесс трансформации видеоигр из товара в услуги: материалы V Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Университетский спорт: здоровье и процветание нации». Т. 2. Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. С. 373-375.

13. Киселёв М.А. Сообщества в социальных сетях - одна из форм обратной связи для управления физической культурой и спортом: материалы V Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Университетский спорт: здоровье и процветание нации». Т. 2. Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. С. 379-382.

14. Мазурина М.А. Виртуальное рыночное пространство как площадка для рынков, стремящихся к симметричности информации // Молодой ученый. 2011. Т. 1. № 2. С. 114-117.

15. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Управление интеллектуальной собственностью в футбольных клубах (на примере муниципального учреждения ФК «Рубин») // Актуальные проблемы экономики и права.

2014. № 2. С. 31-42.

ISSN 2311-875X (Online) Innovation and Investment

ISSN 2073-2872 (Print)

INTELLECTUAL PROPERTY IN THE RUSSIAN PROFESSIONAL FOOTBALL AS A TARGET FOR THE MANAGEMENT SYSTEM IN VIRTUAL ENVIRONMENT: FUNDAMENTALS OF BUSINESS MODEL

Gyuzel' I. GUMEROVAa, El'mira Sh. SHAIMIEVAM

a Fund for Infrastucture and Educational Programs, RUSNANO Group, Moscow, Russian Federation Guzel. Gumerova@rusnano.com

b Institute of Economics, Management and Law, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation shaimieva@ieml.ru; kaz03@yandex.ru

• Corresponding author

Article history: Abstract

Received 8 December 2015 Importance Considering the development of intellectual property market in real and virtual

Received in revised form environments, especially during Russia's preparation for FIFA World Cup 2018, it is critical to

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 December 2015 examine a business model of the Russian professional football at the meso- and microlevels.

Accepted 11 January 2016 Objectives We formulate clauses on intellectual property items held by a football club and managed

in real and virtual environments, substantiate that specific and versatile items should be regulated in JEL classification: O34, O38, Z20 real and virtual environments. The article analyzes turnover of the Russian professional football

market through management of intellectual property items, substantiates the need to regulate the attitude of the football team to income (profit) through business and legal structure (commercial, non-commercial). We also articulate key principles of the business model of the Russian professional football through the mechanism for managing intellectual property items in real and virtual environments.

Methods We applied general scientific methods of theoretical and empirical cognition, analysis, classification of theoretical sources, hypotheses, empirical analysis of the Russian professional football market, methods for evaluating the intellectual property management. Results We formulated key principles of the business model for the Russian professional football through management of intellectual property in real and virtual environments. The management Keywords: professional football, system of the professional football organization comprises two modules, i.e. compulsory and business model, management additional ones.

system, virtual environment, items, Conclusions and Relevance We formulated principles for the Russian professional football at the intellectual property meso- and microlevels through management of intellectual property in virtual environment.

Practical results are applicable to management practices of the Russian professional football.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Marketing sporta [The Marketing of Sports]. Moscow, Al'pina Pablisherz Publ., 2010, 706 p.

2. Kuzin V.V., Kutepov M.E. [Sports management and sports development practices: conclusions and proposals of foreign specialists]. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury = Theory and Practice of Physical Culture, 1996, no. 2. (In Russ.)

3. Stepanova O.N. [Competition in the market of sports services: types, specifics, strategies]. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury = Theory and Practice of Physical Culture, 2007, no. 3. (In Russ.)

4. Shestakova E.V. [Management of intellectual property]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and Abroad Journal, 2013, no. 2, pp. 99-105. (In Russ.)

5. Dashyan M.S. Intellektual'naya sobstvennost' v biznese: izobretenie, tovarnyi znak, nou-khau, firmennyi brend [Intellectual property in business: invention, trademark, know-how, corporate brand]. Moscow, EKSMO Publ., 2009, 304 p.

6. Altukhov S.V. [New forms of competition for the audience]. Sovremennaya konkurentsiya = Journal of Modern Competition, 2008, no. 2, pp. 23-29. (In Russ.)

7. Van Overloop P.C. Internationalisierung professioneller Fußballclubs: Grundlagen, Status quo und Erklärung aus Sicht des internationalen Managements. Wiesbaden, Springer Gabler, 2015, 470 p.

8. Beiseinherz M. Der professionelle Sport und das europäische Kartellrecht: zwischen ökonomischem Wettbewerb und sportlichem Wettkampf. Köln, Heymann Auflage, 2011, 257 p.

9. Lochmann R. Die Einräumung von Fernsehübertragungsrechten am Sportveranstaltungen: zugleich ein Beitrag zur Einräumung von Nutzungs- und Verwertungsrechten im System des Privatrechts. Tübingen, Mohr Siebeck, 2005, 342 p.

10. Laier M. Die Berichterstattung über Sportereignisse: eine rechtsvergleichende Untersuchung zur Existenz und Vermarktung von medialen Verwertungsrechten für den Hörfunk und die Neuen Medien. Tübingen, Mohr Siebeck, 2007, 585 p.

11. Kashina A.D. [Efficiency of programs for attracting supporters to children football matches so to train young football players]. Universitetskii sport: zdorov'e i protsvetanie natsii: materialy VMezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii studentov i molodykh uchenykh. T. 2 [Proc. 5th Int. Sci. Conf. Sports in Universities: Health and Welfare of the Nation. Vol. 2]. Kazan, VRSAPCST Publ., 2015, pp. 377-379.

12. Karanik A.V. [Transformation of video games from goods to services]. Universitetskii sport: zdorov'e i protsvetanie natsii: materialy VMezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii studentov i molodykh uchenykh. T. 2 [Proc. 5th Int. Sci. Conf. Sports in Universities: Health and Welfare of the Nation. Vol. 2]. Kazan, VRSAPCST Publ., 2015, pp. 373-375.

13. Kiselev M.A. [Social network communities is one of feedback formats to manage physical culture and sports]. Universitetskii sport: zdorov'e i protsvetanie natsii: materialy V Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii studentov i molodykh uchenykh. T. 2 [Proc. 5th Int. Sci. Conf. Sports in Universities: Health and Welfare of the Nation. Vol. 2]. Kazan, VRSAPCST Publ., 2015, pp. 379-382.

14. Mazurina M.A. [Virtual marketplace as a platform for markets striving to information symmetry]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2011, vol. 1, no. 2, pp. 114-117. (In Russ.)

15. Gumerova G.I., Shaimieva E.Sh. [Intellectual property management in football clubs: evidence from the municipal entity of Rubin Fan Club]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava = Actual Problems of Economics and Law, 2014, no. 2, pp. 31-42. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.