Научная статья на тему 'Интеллектуальная игра дебаты: формы организации и особенности проведения'

Интеллектуальная игра дебаты: формы организации и особенности проведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6233
475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕБАТЫ / DEBATE / ФОРМАТЫ ДЕБАТОВ / DEBATE FORMATS / УЧЕБНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лэй Сун

Статья посвящена исследованию дебатов. Дебаты рассматриваются в качестве обучающей и воспитательной технологии, подходящей для преподавателей любых специальностей. Характеризуются различные форматы дебатов и их особенности. Объясняется, как подготовить студентов к дебатам и как оценивать выступающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL GAME DEBATES: FORMS OF ORGANIZATION AND FEATURES OF CONDUCT

The article deals with the debate. The debates are considered as learning and educational technology suitable for teachers of all specialties. The variety of formats of debates and their features are characterized in the article. It explains how to prepare students for the debate and how to evaluate the speakers.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная игра дебаты: формы организации и особенности проведения»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ДЕБАТЫ: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

INTELLECTUAL GAME DEBATES: FORMS OF ORGANIZATION AND FEATURES OF CONDUCT

Сун Лэй

Статья посвящена исследованию дебатов. Дебаты рассматриваются в качестве обучающей и воспитательной технологии, подходящей для преподавателей любых специальностей. Характеризуются различные форматы дебатов и их особенности. Объясняется, как подготовить студентов к дебатам и как оценивать выступающих.

Ключевые слова: дебаты, форматы дебатов, учебные технологии.

Song Lei

The article deals with the debate. The debates are considered as learning and educational technology suitable for teachers of all specialties. The variety of formats of debates and their features are characterized in the article. It explains how to prepare students for the debate and how to evaluate the speakers.

Keywords: debate, debate formats, educational technology.

В настоящее время в рамках модернизации высшего образования в России трудно переоценить создание современных моделей обучения, адекватных содержанию профессиональной деятельности, внедрение инновационных форм и методов обучения. Одним из таких методов являются дебаты. Дебаты достаточно широко исследуются в работах П. Б. Гурвича, С. И. Курицыной, Т. Ю. Крамаровой, Л. Х. Исмагиловой, Е. П. Ермакова, О. В. Усачевой, Е. Г. Калинкиной, Л. Д. Соловьевой, А. В. Ще-колдиной. Благодаря своим особенностям - целостности, универсальности, личностной ориентированности и ориентации на самообразование учащихся - дебаты на сегодняшний день являются одной из самых эффективных педагогических технологий, не только позволяющих овладеть соответствующими изучаемой дисциплине навыками, но и способствующих развитию творческой активности личности, формирующих умение представлять и отстаивать свою позицию, навыки ораторского мастерства, умение вести толерантный диалог и лидерские качества.

Дебаты - это образовательная технология, основанная на самостоятельной работе студентов. В рамках формата интеллектуальной игры она способствует систематизации и формированию знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального становления специалиста. Словарь Мерриам-Вебстер предлагает следующее определение понятия «дебаты»: это «соревнование слов и аргументов; формальное обсуждение какой-либо темы в соответствии с определенными правилами» [1]. Западный ученый М. Залески определяет дебаты как соревнование, игру, в которой две группы, представляющие различные взгляды на заданную проблему, выражают свою аргументированную точку зрения с целью убеждения оппонентов. Данная игра отличается четкой организацией, наличием соответствующих правил и ориентацией участников на выявление объективной истины. Такая истина определяется путем голосования участников по окончании дебатов либо решением судей, наблюдающих за ходом обсуждения [2]. Особое внимание уделяется навыкам аргументации, уровню развития речи участников.

В отличие от М. Залески, отечественный ученый Е. И. Пассов игнорирует игровой характер дебатов и определяет их как прения, обмен мнениями, в основе которого лежит соблюдение трех основных принципов: принцип необходимости уважения к сопернику, принцип честности и принцип отсутствия проигравших. Две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и в своем опыте в риторике [3].

П. Б. Гурвич рассматривает дебаты как прием, активизирующий умственную деятельность и творческие способности человека, предоставляя возможность отстаивать свою точку зрения в обсуждении. Особенность дебатов в том, что они позволяют всесторонне рассмотреть проблему. Дебаты позволяют сторонам лучше понять позиции друг друга [4].

Итак, дебаты - это командно-ролевая интеллектуальная игровая ситуация, в которой игроки доказывают свою позицию и опровергают позицию оппонентов в строго определяемом правилами формате, который характеризуется требованиями к ролям спикеров, продолжительности и порядкам их речей и спецификой содержания обсуждения. Участники дебатов обсуждают проблему и разрешают противоречия, используя приемы аргументации и последовательное логическое обоснование своей точки зрения, в том числе и опираясь на высказывания оппонента. Цель дебатов - поиск и выявление «истины», то есть вывода, принятого всеми или большинством участников дебатов.

Исследователи выделяют несколько форматов (стилей) дебатов, каждый из которых имеет свои особенности. Так, С. И. Курицына выделяет три формата дебатов и соотносит их со сферами применения:

1) дебаты между утверждающей и отрицающей сторонами (дебаты Карла Поппера) - школьные дебаты, адаптированные к условиям средней школы;

2) парламентские дебаты - дебаты, которые используются в высших учебных заведениях;

4) индивидуальные дебаты (дебаты Линкольна - Дугласа) - публичные дебаты на политические темы, проводимые в органах власти, общественных организациях [5].

Помимо представленных С. И. Курицыной форматов дебатов, Е. Г. Калинкина также указывает на существование еще одного стиля - интернет-дебатов, которые проводятся с помощью сети Интернет и позволяют вовлечь в обсуждение представителей разных городов, стран и культур [6].

В настоящее время члены Международной Образовательной Ассоциации «Дебаты» IDEA, а вслед за ними мы, выделяют и практикуют десять форматов (стилей) дебатов. К ним относятся:

• дебаты в команде;

• индивидуальные дебаты (дебаты Линкольна - Дугласа);

• академические дебаты;

• интернет-дебаты;

• состязательные дебаты;

• законодательные дебаты;

• судебные дебаты;

• публичные дебаты;

• парламентские дебаты;

• дебаты между утверждающей и отрицающей сторонами (дебаты Карла Поппера).

Дебаты в команде - это самый старый, но в то же время самый популярный формат дебатов, применяемый в американских учебных заведениях. Характерной чертой данного формата дебатов является активное участие в них ограниченного количества игроков - двух команд, состоящих из двух человек, и судьи, который непосредственно ведет дебаты и выносит решение.

Индивидуальные дебаты - дебаты Линкольна - Дугласа. Этот формат дебатов назван в честь претендентов на пост президента Соединенных Штатов Америки середины XIX в. Авраама Линкольна и Стивена Дугласа, которые в ходе своей предвыборной компании обсуждали вопрос о рабстве, путешествуя по городам страны. Сегодня подобный формат дебатов, используемый в учебных заведениях, во многом повторяет особенности тех исторических дебатов. Данный формат дебатов, мало распространенный в России, является единственным стилем индивидуальных дебатов. Основная отличительная черта этого формата -отсутствие команды, в игре участвуют всего два спикера. Особое внимание уделяется ясности, логичности и обоснованности изложения каждой из точек зрения. Оппоненты защищают убедительную моральную позицию, не противореча себе и не отрицая сложности вопроса.

Академическиедебаты представляют собой чисто научные дебаты.

Интернет-дебаты - это дебаты, проводимые с помощью Интернета. Данный формат дебатов не является обсуждением «лицом к лицу», но дает возможность преодолеть географические расстояния. Интернет-дебаты -это дебаты между людьми, живущими в разных городах, странах, на разных континентах, а, следовательно, именно этот формат дебатов является обсуждением проблемы с точек зрения различных культур, представленных участниками.

Состязательные дебаты - это упрощенный стиль дебатов, предполагающий соревнование между двумя группами учащихся, ориентированный не на результат, а на

процесс. Состязательные дебаты представляют возможности для усовершенствования профессиональных знаний.

Законодательные дебаты во многом повторяют процесс парламентского законотворчества. Законодательные дебаты дают участникам навыки принятия общих (совместных) решений и нахождения компромиссов.

Судебные дебаты - это имитация судебного процесса с соблюдением соответствующих процедур. Команды представляют собой защиту и обвинение, свидетелей, подсудимого или подсудимых и потерпевших. Судья или судебная коллегия регулируют ход дебатов и выносят решение, основываясь на выступлениях участников. Факты представляются в виде правовых документов и показаний свидетелей. Каждое рассматриваемое дело - это оригинальный сценарий, который принимают участники.

Публичные дебаты призваны развивать навыки критического мышления и обсуждения проблемы в быстро меняющихся условиях. Публичные дебаты часто принимают формы, копирующие телевизионные и радио-ток-шоу. Участники должны предусмотреть огромное количество вариантов развития дебатов, планируя свое выступление, и научиться быстро адаптироваться к меняющейся обстановке.

Парламентские дебаты напоминают дебаты, происходящие в парламентах. Это самый распространенный формат дебатов, который отличается высокой степенью подготовленности участников, эмоциональностью, ориентацией на результат, то есть на выявление «истины». Парламентские дебаты, в отличие от других вышеперечисленных форматов, предоставляют участникам большую свободу. Участники могут использовать практические (эмпирические) и теоретические (философские) аргументы в защиту своей позиции, а также принимать участие в регулировании самого процесса (хода) дебатов. Парламентские дебаты - самый распространенный вид дебатов, используемый в учебных заведениях.

Дебаты между утверждающей и отрицающей сторонами - дебаты Карла Поппера. Данный формат дебатов назван так в честь американского философа конца XIX в. и является простейшей из «командных» форматов дебатов. Дебаты между утверждающей и отрицающей сторонами призваны развивать навыки критического мышления и прививать уважение к противоположной точке зрения. Для осуществления этих целей участники в группах всесторонне исследуют обсуждаемое явление. Аргументы, звучащие в ходе дебатов, чаще всего носят философский, теоретический характер. Круг сведений, примеров и подтверждений позиции сторон, принимаемых в качестве доказательств, может быть максимально широк, с демонстрацией связи между позицией стороны и примером. Вопросы оппонентам задаются между речами, а роли спикеров максимально дифференцированы - первый спикер представляет позицию команды, второй ее подкрепляет, а третий анализирует ход игры. Активная роль отводится судье. Он не только выносит решение о результатах дебатов, но и комментирует, насколько логичными и обоснованными были выступления участников.

Дебаты как учебная технология обладают следующими важными свойствами:

1) дебаты проходят согласно определенным правилам, что обеспечивает четкость в проведении дебатов и возмож-

ность более адекватного оценивания работы участников;

2) в ходе дебатов участники имеют возможность привлекать широкий круг сведений и фактов для аргументирования своей точки зрения;

3) формат развивает навыки критического мышления, то есть навыки формулирования, определения, обоснования и анализа обсуждаемых мыслей и идей;

4) дебаты развивают исследовательские и организационные навыки - приводя аргументы, участник должен подкреплять их доказательствами, которые необходимо искать в различных источниках, а организация выступления непосредственно влияет на эффективность сообщения;

5) дебаты способствуют развитию навыков обсуждения проблемы с различных точек зрения и поиска возможных путей решения этой проблемы.

Организация дебатов занимает значительно больше времени, чем их проведение. Необходимо выбрать тему; сформировать команды; установить формат; объяснить принципы, по которым будут оцениваться выступления; подобрать материал; написать речь; подготовить шаблоны для вопросов оппонентам, которые будут задаваться в процессе ведения дебатов: распределить выступления между участниками; отрепетировать выступления. Для выводов, которые предстоит сделать в конце дебатов, можно тоже заранее заготовить схемы, а в процессе дискуссии дополнить их новой информацией.

Выбор темы. Каждые дебаты имеют свою тему, что позволяет процессу быть направленным. Обязательна актуальность темы и наличие спорного вопроса. Тема должна быть важна с точки зрения изучаемого материала, но не должна быть слишком обширной, так как время проведения дебатов всегда ограничено. После выбора темы необходимо сформулировать название дебатов, желательно, чтобы заголовок содержал несогласие или отрицание каких-то принятых в обществе норм.

Формирование команды. После объявления темы группа делится на две команды. Можно бросить жребий. Одна команда поддерживает призыв, другая выступает противником. Участники, независимо от личной позиции, находят аргументы, доказывая, что именно их команда имеет самые веские доводы в защиту своего выступления. Следует объяснить участникам, что при судействе дебатов важным моментом является не то, какое личное мнение имеют они сами или судьи, а то, насколько выступающие смогли быть динамичны, убедительны в своих аргументах. Приветствуется доброжелательность, терпимое отношение к доводам оппонентов, юмор, а не сарказм.

Установка формата. Время проведения дебатов ограничено. Регламент соблюдает каждый участник. Часы с секундной стрелкой - важная составляющая всех дебатов.

Подбор материала, подготовка к выступлению. При защите своей позиции в дебатах важно знать основную технику построения речи. В каждой речи необходимо выделить главные пункты, по ним строится защита выступления. В каждом пункте выдвигается основное высказывание, которое доказывается примерами из жизни, а лучше из средств массовой информации.

Распределение выступлений. Распределить выступления между участниками нужно заранее, более находчивым и смелым следует предложить отвечать на вопросы.

Тренировка выступлений. Участники должны отрепетировать свои выступления, чтобы произвести положительное впечатление на судей, а именно уложиться в регламент, быть убедительными. Студенты могут зачитывать свои записи, чтобы случайно не забыть какую-нибудь важную деталь и не испортить тем самым все выступление. Важны хорошее владение своим текстом, способность по необходимости быстро вносить изменения. Важно помнить о зрительном контакте с судьями и аудиторией.

На дебатах желательно присутствие зрителей, но они не могут задавать вопросы или высказывать свое мнение. Судей выбирают из числа преподавателей, которых приглашают на дебаты. Если судьи не являются экспертами по дебатам, то необходимо познакомить их с основными принципами судейства. Судьи должны учитывать, что их личное мнение на предмет спора не может влиять на оценку выступлений. Основными пунктами оценки выступлений следует считать:

• эффективность использования знаний, полученных на занятиях;

• глубину исследования обсуждаемой темы;

• убедительность звучания речи;

• наличие доказательств и доводов в поддержку выступлений;

• концентрированность выступающего на основной идее спора;

• отсутствие агрессии в выступлении. Преподаватели любых специальностей могут использовать дебаты на своих занятиях, добиваясь поставленных образовательных и воспитательных целей за счет правильно организованного общения. Преимущество дебатов для студентов высших учебных заведений в том, что это гибкий формат, участники команд имеют право задавать вопросы оппонентам в процессе игры, импровизировать во время выступления. Участие студентов в дебатах в рамках учебного процесса может значительно улучшить качество подготовки специалистов, обучить студентов отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать оппонента, приводить контраргументы, задавать вопросы и самим уметь отвечать на них. Дебаты оживляют интерес к изучаемому предмету, заставляют участников штудировать газеты, интернет, интересоваться мнением окружающих. Студенты учатся выступать публично, работать в команде. Дебаты развивают коммуникативные навыки, логику, быстроту реакции.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. The Merriam-Webster Dictionary. Merriam-Webster, 1998. 720 p.

2. Zaleski M. Using Debate in Second Language Teaching // International Debate Education Association. 2004. Vol. 1. Issue 2. P. 32-41.

3. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк: ЛГПИ, 2000. 204 с.

4. Гурвич П. Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах. Владимир, 1972. 156 с.

5. Курицына С. И. Образовательная программа и педа- 6. гогическая технология «Дебаты» [Электронный ре-

сурс]. URL: http://www.iro.yar.ru:8101/institut/cot/ method/lectionl.shtml (дата обращения 30.03.2012). Калинкина Е. Г. Дебаты на уроках истории. СПб: КАРО, 2002. 221 с.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

INSTRUCTIONAL SYSTEMS DEVELOPMENT STRATEGY FOR THE PREPARATION OF MATHEMATICS BACHELORS

Д. А. Власов, А. В. Синчуков

В статье обоснована необходимость развития и представлена стратегия развития математической подготовки бакалавров на уровне методической системы, выявлены актуальные направления, условия, ориентиры усиления прикладной профессиональной направленности обучения математике в вузе, а также представлены полученные авторами практические результаты развития методической системы математической подготовки бакалавров.

D. A. Vlasov, A. V. Sinchukov

In this article the necessity of the development and a strategy of the development of mathematics training of bachelors on the level of a methodical system are presented, the actual directions, conditions, guidelines to strengthen the application of professional orientation of teaching mathematics at the university are identified as well as the authors' practical results of the methodical system of mathematics bachelors are given.

Ключевые слова: методическая система, прикладная математика, математическая подготовка, бакалавриат.

Keyword: methodical system, applied mathematics, mathematical training, undergraduate.

В настоящее время все высшие учебные заведения России столкнулись с необходимостью создания методической системы математической подготовки бакалавров с учетом особенностей различных направлений в условиях перехода на ФГОС ВПО. По-разному эта работа организована в технических, педагогических, гуманитарных и других вузах. С учетом различных поставленных целей математической подготовки, наличием разнородных начальных условий, практического опыта и возможностей и ресурсов к настоящему времени получены различные результаты. Цель настоящей статьи - представление стратегии развития методической системы математической подготовки бакалавров, положенной в основу мер по повышению качества математического образования.

В современных условиях глобализации и информатизации общества особая роль отводится математическому образованию: оно отражает особенности настоящего периода развития общества, а также во многом определяет их. Современные условия меняют целевую направленность и содержание математического образования, которое должно быть адекватным современной цивилизации, активно используемой математические и инструментальные методы во всех областях. Поэтому реформирование математическо-

го образования, обусловленное необходимостью его корреляции с современным уровнем развития прикладной математики («Исследование операций», «Линейное программирование», «Теория игр», «Дискретная математика», «Численные методы», «Теория принятия решений», «Стохастика», «Нечеткая математика», «Методы оптимизации» и др.), с ключевыми и предметными компетенциями в области математических методов и моделей, с реалиями современного мира, - объективное требование времени.

Усиление прикладной направленности обучения математике бакалавров в вузах посредством организации целенаправленной прикладной математической подготовки обеспечивает конкурентоспособность выпускников на рынке труда, способных жить и эффективно трудиться в условиях современной информационной цивилизации, для которой характерен модельный подход к решению задач, в основном носящих интегративный, проблемный характер. Включение в содержание математической подготовки бакалавров новой системы математических моделей и методов, реализованная авторами в МГГУ им. М. А. Шолохова и Московском финансово-промышленном университете «Синергия» (по направлениям подготовки) позволяет принципиально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.