Научная статья на тему 'Интеллектуализация физического воспитания посредством реализации научно обоснованного планирования двигательного развития'

Интеллектуализация физического воспитания посредством реализации научно обоснованного планирования двигательного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ВОЗРАСТ / СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ / РАЗВИТИЕ / PHYSICAL EDUCATION / INTELLECTUALIZATION / MOTIVE ABILITIES / INTELLECTUAL ABILITIES / AGE / SENSITIVE PERIODS / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревенко Евгений Михайлович, Зелова Татьяна Фёдоровна, Сальников Виктор Александрович

В статье рассматривается вопрос о наблюдающейся в настоящее время тенденции повышения интеллектуализации занятий по физическому воспитанию. Подчеркивается, что повышение умственной нагрузки на занятиях по физическому воспитанию не должно снижать моторную плотность занятий, а развитие двигательных способностей само по себе оказывает влияние на умственное развитие. На основе обобщения экспериментальных данных обосновывается, что в развитии двигательных и умственных способностей наблюдаются определенные связи, направленность которых изменяется в процессе взросления. Знание и учет последних в образовательном процессе позволит повысить роль физического воспитания в развитии личности в целом и ее умственной сферы в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ревенко Евгений Михайлович, Зелова Татьяна Фёдоровна, Сальников Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectualization of physical education through the realization of scientifically validated planning of motive development

The article discusses the problem of the modern tendency of Physical Education (PE) lessons intellectualization improvement. It is underlined that the increase in intellectual load during PE lesson should not reduce its motive density, however, motive abilities development influences personal intellectual development. On the base of the experimental results analyses, it is shown that there are certain connections between motive and intellectual abilities, and the directions of these connections change during the growing up. These connections awareness and taking them into account in the teaching process will let increase the role of PE in the personal development and particularly in the development of a person intelligence.

Текст научной работы на тему «Интеллектуализация физического воспитания посредством реализации научно обоснованного планирования двигательного развития»

4. Потапчук, А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте і учеб.-метод. пособие / А А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур. — СПб. і Речь, 2006. — 468 с.

5. Bobath, K. The motor deficit in patients with cerebral palsy / K. Bobath; Pref. by Р.С Mackeit. London! Medical education and information unit., i966.

6. Налобина, А. H. Лечебная физическая культура и массаж в детской неврологии і учеб. пособие / А. Н. Налобина, А В. Полуструев, Л. Г. Сорокина. — Омск і Изд-во СибГУФК,

2006. - i56 с.

7. Анализ динамики ритма сердца у детей школьного возраста здоровых и с некоторыми неврологическими заболеваниями / А.С. Денисов [и др.] // Вариабельность сердечного ритмаі Теоретические аспекты и практическое применениеі материалы V Всероссийского симпозиума / отв. ред. Р. М. Баевский, Н. И. Шлык. — Ижевск і Удмуртский университет, 20ii. — С. 4ii — 4i3.

8. Баевский, Р. М. Вариабельность сердечного ритма и до-нозологическая диагностика / Р. М. Баевский // Вариабельность сердечного ритмаі Теоретические аспекты и практическое применениеі материалы V Всероссийского симпозиума / отв. ред. Р. М. Баевский, Н. И. Шлык. — Ижевск і Удмуртский университет, 20ii. — С. 4ii—4i3.

9. Вегетативные расстройства : клиника, лечение, диагностика / под ред. А. М. Вейна. — М. : Медицинское информ. агентство, 2000. — 752 с.

10. Халафян, А. А. 8ТАТКТ1СА 6. Статистический анализ данных : учебник / А. А. Халафян. — 3-е изд. — М. : Бином-Пресс, 2008. — 512 с.

НАЛОБИНА Анна Николаевна, кандидат биологических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой «Теория и методика адаптивной физической культуры» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

ПАТЮКОВ Александр Георгиевич, доктор медицинских наук, профессор (Россия), проректор по учебной работе Омской государственной медицинской академии, заведующий кафедрой нормальной физиологии.

Адрес для переписки: a.nalobina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.12.2011 г.

©А. Н. Налобина, А. Г. Патюков

УДК 796.011.1 Е. М. РЕВЕНКО

Т. Ф. ЗЕЛОВА В. А. САЛЬНИКОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО ОБОСНОВАННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ____________________________

В статье рассматривается вопрос о наблюдающейся в настоящее время тенденции повышения интеллектуализации занятий по физическому воспитанию. Подчеркивается, что повышение умственной нагрузки на занятиях по физическому воспитанию не должно снижать моторную плотность занятий, а развитие двигательных способностей само по себе оказывает влияние на умственное развитие. На основе обобщения экспериментальных данных обосновывается, что в развитии двигательных и умственных способностей наблюдаются определенные связи, направленность которых изменяется в процессе взросления. Знание и учет последних в образовательном процессе позволит повысить роль физического воспитания в развитии личности в целом и ее умственной сферы в частности.

Ключевые слова: физическое воспитание, интеллектуализация, двигательные способности, умственные способности, возраст, сензитивные периоды, развитие.

Перспективы повышения качества образования во многом связаны с получением научных данных не только о гомогенных связях между определенными педагогическими воздействиями и развитием конкретных функций (например, о влиянии физических упражнений на развитие какого-либо физического

качества), но и о гетерогенных связях. На основе обобщения большого экспериментального материала Б.Г. Ананьев подчеркивал, что «то или иное изменение, вносимое воспитанием и обучением в развитие ребенка, проникает в одни механизмы, вызывает сопротивление в других, растормаживает или

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

затормаживает какой-либо комплекс реакций, образует новую систему связей или преобразует старую» [1, с. 519 — 520]. Действительно, развитие целостной личности не является процессом суммирования динамики изменений отдельных ее элементов, а как процесс единый предполагает взаимосвязанные и взаимообусловленные изменения компонентов целостной системы. Следовательно, изменения, возникающие в результате физического воспитания в двигательной сфере, не могут не затрагивать и косвенно обусловливать изменения в других сферах личности (в частности, умственной).

Эффективность учебного процесса может обеспечиваться только при такой его системной организации, которая соотносится с закономерностями возрастного развития различных систем организма, в большей или меньшей степени взаимосвязанных и вза-имодетерминированных. Сегодня становится все более очевидным, что в образовательной системе сложно создать оптимальные условия развития личности, изучая и раскрывая лишь гомогенные связи между отдельными сторонами обучения и воспитания и развитием соответствующей сферы личности. Неправомерно рассматривать возрастное развитие только применительно к отдельно взятым системам, необходимо знать качество взаимосвязей между ними и то, как эти взаимосвязи изменяются в различные возрастные периоды [2]. Следует признать, что явно недостаточно изучен вопрос о соотношении развития различных сторон личности в возрастном аспекте.

В настоящее время фактически все специалисты признают крайне низкую эффективность традиционной системы физического воспитания [3, 4, 5], что в итоге выражается в низком уровне физического развития и неуклонной тенденции ухудшения здоровья подрастающего поколения.

Отмеченное в определенной степени связано с особенностью современного общества — прогрессирующей интеллектуализацией фактически всех сфер человеческой жизнедеятельности. В итоге сегодня дети не только в школах, но и в старших группах дошкольных учреждений большое количество времени находятся в статическом положении. По замечанию Ф.Р. Зотовой [4], в настоящее время существует не столько проблема умственной перегрузки, сколько проблема физической «недогрузки». По справедливому мнению автора, преобладание обучающего компонента над тренирующим обусловливает низкую моторную плотность уроков по физической культуре. Следовательно, проводя большую часть времени в школе в статическом положении, даже на уроках по физической культуре школьники не могут в полной мере компенсировать сильнейший дефицит двигательной активности.

Группой ученых во главе с В.К. Бальсевичем [3] разработан и научно обоснован спортивно-ориентированный подход в организации физического воспитания. Экспериментально обосновано, что данный подход имеет колоссальный потенциал для повышения двигательных возможностей занимающихся. Но это одна сторона вопроса. Не менее важно и то, что посредством физического воспитания оказывается существенное влияние на развитие личности в целом и ее интеллектуальных возможностей в частности. Последнее возможно реализовать на основе личностно-ориентированного подхода, предполагающего учет в процессе обучения и воспитания индивидуальных и личностных особенностей, способностей обучающихся.

Необходимость повышения интеллектуального потенциала учащихся приводит к тому, что актуальным стал вопрос интеллектуализации физического воспитания, решение которого нередко видят в наполнении урока по физической культуре игровыми и иными упражнениями, для выполнения которых необходима актуализация интеллектуальных функций. Подобная форма организации физического воспитания в определенных разумных пределах весьма эффективна, в особенности в дошкольном и младшем школьном возрастах (когда формируется «сенсомо-торный интеллект»).

Но существует и другая сторона вопроса: как в этом случае не утратить главную цель физического воспитания — развитие двигательного потенциала занимающихся, в частности формирование двигательных умений, навыков и развитие двигательных способностей. Более того, именно последнее играет важнейшую роль в развитии не только двигательной сферы, но и имеет большое влияние на интеллектуальное и в целом личностное развитие.

На наш взгляд, сегодня следует не столько насыщать двигательную активность когнитивными задачами, сколько повышать моторную плотность занятий, конечно же, в соответствии с индивидуальнопсихологическими и половозрастными особенностями обучающихся. Связано это с тем, что двигательная активность сама по себе имеет колоссальный потенциал для развития личности.

На самом деле физическое воспитание зачастую рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека, причем допускаются суждения, что это реализуется в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию [5, 6]. Как следствие, занятия по физическому воспитанию воспринимаются как нечто вторичное не только учащимися, но и самими педагогами-предметниками, что нередко приводит к неприкрытому пренебрежению ими [4].

Подобное, как отмечают И.В. Стародубцева и Е.А. Короткова [7], является следствием того, что вопросы физического и интеллектуального становления рассматриваются и решаются чаще всего изолированно друг от друга, в рамках умственного и физического воспитания, где каждому виду соответствуют свои специфические задачи, средства и методы их решения. Нельзя не согласиться с мнением И.В. Стародубцевой [8] о том, что физическое воспитание содержит уникальный, не до конца изученный потенциал для формирования различных сторон личности ребенка, в том числе для совершенствования интеллектуальных способностей.

Действительно, исключительная и незаменимая роль движений в умственном развитии показана многими исследователями [9, 10, 11, 12]. Н.П. Локаловой [11] высказывается аргументированное мнение, что развитие двигательной и умственной сфер личности теснейшим образом взаимосвязано, поскольку, с одной стороны, познавательные процессы позволяют человеку контролировать и управлять движениями, а с другой — посредством реализации двигательной деятельности происходит развитие самих познавательных процессов. Процесс осуществления движений всегда сопряжен с необходимостью создания адекватного образа двигательного действия, что предполагает анализ, синтез, сравнение и обобщение информации, поступающей от зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Отсюда наиболее адекватный образ двигательного действия возможен при достаточной дифференцированности

познавательной сферы. Вместе с тем известно, что именно движения позволяют практически до бесконечности разнообразить впечатления, обусловливая поставку более богатого воспринимаемого материала, а также способствуют расчленению исходно слитных впечатлений, что, в свою очередь, лежит в основе процессов дифференциации в развитии познавательных процессов [12].

В работе И.В. Стародубцевой и Е.А. Коротковой [7] раскрывается роль физических упражнений в умственном развитии, которая может быть реализована прямым или опосредованным образом в процессе физкультурных занятий. Опосредованное влияние, по мнению авторов, осуществляется через: укрепление здоровья, развитие двигательных умений (в которых реализуется сложная система сенсорных коррекций), развитие физических способностей (в частности, координационных, которые реализуются путем формирования тонкой дифференцированной различительной чувствительности различных характеристик движений). Прямое влияние на умственное развитие в процессе физического воспитания осуществляется через непосредственную актуализацию в процессе решения двигательной задачи познавательных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи). Очевидно, что в последнем случае наблюдается сопряженное влияние на двигательную и умственную сферы в процессе решения двигательных задач, причем реализовываться двигательная и умственная активность может либо синхронно, либо последовательно.

К настоящему времени в науке накоплен экспериментальный материал, раскрывающий особенности соотношения развития двигательной и умственной сфер взрослеющей личности. Вместе с тем имеющиеся данные в значительной степени фрагментарны и отражают тот или иной узкий аспект рассматриваемого вопроса. Сегодня мало изучен вопрос о наиболее оптимальном соотношении развития двигательных и умственных способностей в процессе взросления. Неизвестно, развитие каких двигательных способностей наиболее благотворно влияет на развитие умственной сферы человека в каждом конкретном возрасте, т.е. нет информации о том, как соотносятся сензитивные периоды развития двигательных способностей с аналогичными периодами в развитии определенных умственных способностей. Полагаем, что в раскрытии отмеченных закономерностей кроется существенный резерв повышения качества воспитательно-образовательных воздействий на развивающуюся личность.

Внимание исследователей в большинстве случаев акцентировалось на влиянии двигательной активности на умственную работоспособность [13, 14], выявлении возможности интеграции двигательной и познавательной деятельности учащихся в рамках занятий по физическому воспитанию [7, 15, 16, 17]. Последний подход, по мнению авторов, позволяет непосредственно повысить интеллектуальный потенциал двигательной активности. Но речь в этом случае идет не столько о влиянии собственно двигательной активности на умственное развитие, сколько о том, каким образом сочетать двигательную и умственную активность, чтобы в ходе решения двигательных задач активизировать умственную деятельность. Бесспорно, подобная организация физического воспитания крайне важна в дошкольном образовательном процессе, поскольку при высокоак-туализированной потребности в движениях ведущей

деятельностью в этом возрасте является игра. Вместе с тем высокие требования к познавательному развитию современных дошкольников нередко заставляют вводить уже в этом возрасте фактически полноценные занятия, предполагающие длительные статические нагрузки. Отчасти альтернативой этому могут стать интеллектуально нагруженные занятия физическим воспитанием, преимущественно в игровой форме.

При всей ценности интеллектуализации физического воспитания посредством совмещения двигательной и умственной деятельности этот подход имеет свои ограничения.

Во-первых, практика показывает, что современное образовательное пространство отличается непрерывно увеличивающейся интеллектуализацией. При этом приоритет умственного развития становится настолько высок, что в определенной степени вытесняет из образовательной среды другие не менее важные для всестороннего и гармоничного развития личности сферы, в частности сферы развития двигательного и нравственного потенциалов человека. Наблюдаемый крен в сторону увеличения интеллектуальной нагрузки уже и при занятиях физической культурой, с одной стороны, повышает и без того высокую умственную нагрузку учащихся, а с другой — появляется риск утраты главных целей физического воспитания — развития двигательного потенциала, укрепления здоровья подрастающего поколения. В рассматриваемом случае интеллектуализация физического воспитания достигается преимущественно не средствами собственно двигательной активности, а привнесением в последнюю умственной нагрузки.

Во-вторых, совмещение двигательной и умственной активности, вероятнее всего, наиболее успешно может реализовываться в рамках дошкольного и отчасти мла дшего школьного физического воспитания. Косвенным подтверждением этому служит то, что практически все исследовательские работы по данному вопросу осуществлялись именно на детях отмеченных возрастных групп. Очевидно, что задачи, формы и средства физического воспитания в дошкольном и младшем школьном возрастах позволяют включать в процесс решения двигательных задач умственную работу (например, в игровой метод). Не секрет, что в более старших возрастных группах задачи, формы и средства физического воспитания существенно изменяются, увеличивается доля строго регламентированных упражнений, направленных на развитие тех или иных двигательных способностей.

Как нам представляется, одним из перспективных исследовательских направлений по рассматриваемой проблеме является изучение связей развития двигательных и умственных способностей в ходе онтогенеза. Ценность данного подхода определяется следующим. Во-первых, уровень двигательных способностей является интегральным показателем функционирования двигательного анализатора и в определенной степени отражает двигательную активность той или иной направленности. Во-вторых, изучение соотношения рассматриваемых способностей позволяет раскрывать роль собственно двигательного развития в формировании умственных способностей, причем методически осуществить это возможно практически на всех этапах онтогенеза.

В ходе экспериментального исследования, проведенного на выборке школьников 6-х классов, нами было выявлено, что характер возрастного развития применительно к двигательным и умственным способностям имеет определенные особенности,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

заключающиеся в том, что более высокий темп прироста двигательных проявлений наблюдается у лиц с низкой динамикой интеллектуальных показателей. В то время как у школьников 8-х и 10-х классов, наоборот, более высокий уровень прироста двигательных проявлений связан с более выраженной динамикой умственных способностей [18, 19].

В дальнейшем, в возрасте 17 — 20 лет, более высокие темпы прироста двигательных способностей сопряжены с более высокой динамикой интеллекта. И наоборот, юноши, имеющие низкие темпы прироста двигательных способностей, отличаются менее выраженной динамикой умственных способностей [20, 21, 22, 23].

Вместе с тем результаты исследования свидетельствуют, что уровень и динамика развития умственных способностей по-разному соотносятся в процессе взросления. Так, в 12 — 13 лет более высокая динамика умственных способностей свойственна школьникам со сравнительно более высоким уровнем интеллектуального развития на начало исследования, и наоборот. В последующем, в юношеском возрасте, наблюдается обратная тенденция — более выраженная динамика умственных способностей характерна старшеклассникам и студентам, имеющим сравнительно более низкий уровень интеллекта.

Отсюда явствует, что у школьников с интенсивным развитием двигательных способностей в подростковом возрасте несколько позже наблюдается повышение динамики умственного развития. С возрастом различия в уровневых показателях интеллекта существенно уменьшаются, что обусловлено более ранним подъемом умственного развития у одних школьников и более поздним у других. При этом у первых наблюдается сравнительно низкая интенсивность двигательного развития, а у вторых — высокая.

Причина данного явления, на наш взгляд, кроется в индивидуальных проявлениях сензитивности двигательного развития, оказывающих некоторое влияние на развитие умственных способностей. Как замечает Т.В. Карсаевская [24, с. 121], «создание оптимальных условий физического и психического развития ребенка требует изучения границ морфологической готовности различных систем организма к определенному характеру деятельности и зависимости развития той или иной системы от характера и своевременности ее функционирования, а также требует выяснения взаимодействия, взаимовлияния сенситивных периодов разных систем для формирования организма как целого».

Подростковый возраст является сенситивным для развития двигательной сферы, но выраженность этой сенситивности и, соответственно, темпов развития двигательных способностей имеет существенные индивидуальные различия [25], которые, в свою очередь, не могут не отражаться на других сферах развития личности. В частности, у младших подростков при более выраженных приростах двигательных способностей наблюдается меньшая динамика умственного развития, и наоборот. В юношеском возрасте меняются теснота и направленность связей между рассматриваемыми способностями [20, 22]. Динамика развития умственных способностей в юношеском возрасте положительно связана с темпами прироста двигательных способностей, вследствие чего между ними существенно ослабляются отрицательные корреляционные связи. Отсюда специфика возрастного развития в каждом возрасте может раскрываться при условии изучения взаимосвязей формирующихся систем.

Вполне очевидно, что научно обоснованное планирование системы физического воспитания должно основываться на знании индивидуальных особенностей занимающихся, определяющих индивидуальную меру выраженности потребности в двигательной активности, наличие склонности к тому или иному ее виду (например, к работе, связанной с быстродействием, импульсивностью, либо, наоборот, с равномерностью и медлительностью), наличие задатков к развитию тех или иных двигательных способностей, устойчивость к определенным состояниям, возникающим в процессе решения двигательных задач [26, 27]. Очевидно, что индивидуальные особенности как предпосылки развития накладывают отпечаток на межсистемные связи в развитии различных способностей, знание и учет которых позволит более целенаправленно планировать занятия по физическому воспитанию, с тем чтобы был максимальный эффект в отношении как двигательного развития, так и развития других сфер личности.

Изложенное дает основание полагать, что эффективность развития умственных способностей в некоторой степени зависит от динамики развития двигательных способностей, особенно это проявляется в подростковом возрасте и ранней юности. В настоящее время нами заканчивается обработка экспериментальных данных педагогического эксперимента, которые, как мы полагаем, помогут пролить свет на особенности соотношения развития изучаемых способностей в подростковом возрасте.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии. В 2 т. Т. 2. Развитие и воспитание личности / Б. Г. Ананьев ; под ред. Н. А. Логиновой. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та,

2007. - 549 с.

2. Сальников, В. А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре сенситивных и критических периодов развития / В. А. Сальников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1997. — № 4. — С. 8-12.

3. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков общеобразовательной школы / В. К. Бальсевич [и др.] // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 4. — С. 56 — 59.

4. Зотова, Ф. Р. Эффективность дополнительных «тренировочных» уроков физической культуры в инновационных школах / Ф. Р. Зотова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2004. — № 1. — С. 2 — 4.

5. Николаев, Ю. М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 4. — С. 16 — 23.

6. Пегов, В. А. Теоретическое и практическое обоснование возможных путей решения проблемы экологии детства: от «нормального» к здоровому / В. А. Пегов // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 9. — С. 49 — 52.

7. Стародубцева, И. В. Умственное развитие старших дошкольников в процессе физического воспитания / И. В. Стародубцева, Е. А. Короткова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2005. — № 3. — С. 18 — 22.

8. Стародубцева, И. В. Интеллектуализация физического воспитания: состояние, проблемы, перспективы / И. В. Стародубцева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2010. — № 1. — С. 5 — 7.

9. Запорожец, А. В. Психология действия / А. В. Запорожец. — М. ; Воронеж, 2000. — 736 с.

10. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга / М. М. Кольцова. — М. : Педагогика, 1973. — 144 с.

11.Локалова, Н. П. Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога / Н. П. Локалова // Вопросы психологии. — 1989. — № 3. — С. 106—112.

12. Сеченов, И. М. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. Физиология и психология / И. М. Сеченов. — М. : Изд-во АН СССР, 1952. — 772 с.

13. Бондаренко, Е. В. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей школьников : дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Бондаренко. — Ставрополь, 2003. — 255 с.

14. Зайцев, Б. М. Динамика умственной работоспособности первоклассников-шестилеток при разной двигательной активности / Б. М. Зайцев, А. А. Лытко // Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — С. 50 — 57.

15. Баландин, В. А Развитие познавательных процессов детей 6 — 10 лет средствами физического воспитания / В. А. Баландин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2000. — № 1. — С. 24 — 26; 39 — 40.

16. Дворкин, А.С. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3 — 6 лет средствами физического воспитания / А. С. Дворкин, Ю. К. Чернышенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1997. — № 2. — С. 32 — 34.

17. Шарманова, С. Б. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания / С. Б. Шарманова, А. И. Федоров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1998. — № 1. — С. 50 — 54.

18. Зелова, Т. Ф. Возрастные особенности соотношения развития двигательных и умственных способностей школьников / Т. Ф. Зелова, Е. М. Ревенко, В. А. Сальников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2010. — № 3. — С. 11 — 16.

19. Ревенко, Е. М. Соотношение развития двигательных и умственных способностей у школьников 5 — 6-х классов / Е. М. Ревенко, Н. В. Никитина, В. А. Сальников // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. — 2011. — № 3. — С. 59—70.

20. Ревенко, Е. М. Связь двигательных и умственных способностей у школьников, различающихся индивидуальнотипологическими особенностями / Е. М. Ревенко, И. В. Ледене-

ва, В. А. Сальников // Сибирский педагогический журнал. —

2008. — № 9. — С. 408—417.

21. Ревенко, Е. М. Соотношение динамики двигательных и умственных способностей у студентов / Е. М. Ревенко,

B. А Сальников // Теория и практика физической культуры. — 2008. — № 11. — С. 24 — 30.

22. Ревенко, Е. М. Соотношение динамики двигательных и умственных способностей у юношей и девушек 17 — 20 лет / Е. М. Ревенко, В. А. Сальников // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. — 2009. — № 10. — С. 102—112.

23. Ревенко, Е. М. Сравнение микровозрастной динамики двигательных и умственных способностей студентов 17 — 20 лет / Е. М. Ревенко, В. А Сальников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2009. — № 6. —

C. 54 — 61.

24. Карсаевская, Т. В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека / Т. В. Карсаевская. — Л. : Медицина, 1970. — 269 с.

25. Сальников, В. А. Особенности межпризнаковых и меж-возрастных связей показателей морфофункционального развития / В. А. Сальников // Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей : сб. науч. тр. — Омск : СибАДИ, 2010. — 196 с.

26. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2004. — 704 с.

27. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека : учебник для вузов / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2003. — 284 с.

РЕВЕНКО Евгений Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой физического воспитания.

ЗЕЛОВА Татьяна Фёдоровна, старший преподаватель кафедры физического воспитания. САЛЬНИКОВ Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физического воспитания, заслуженный работник высшей школы.

Адрес для переписки: revenko.76@mail.rn

Статья поступила в редакцию 08.12.2011 г.

© Е. М. Ревенко, Т. Ф. Зелова, В. А. Сальников

Книжная полка

Серова, Л. К. Профессиональный отбор в спорте : учебное пособие для вузов / Л. К. Серова. - М. : Человек, 2011. - 160 с. - ISBN 978-5-904885-16-8.

В данной книге методика спортивного отбора разработана по принципам и технологии отбора в других профессиях. Тем не менее, отбор в спорте имеет свою специфику, которая раскрыта в соответствующих главах книги. Особое значение приобретает отбор на начальных стадиях занятий спортом, поэтому этим этапам отбора уделено главное внимание. Отдельно выделен психологический раздел отбора, так как ему в практике спорта уделяется недостаточное внимание. Также раскрывается понятие профессионально важных качеств спортсмена, дается их структура, раскрывается специфика их формирования в различных видах спорта.

Руцкая Т. В. Силовой тренинг. Как нарастить силу, занимаясь без тренера / Т. В. Руцкая. - Владимир : АСТ ВКТ, 2010. - 352 с. - ISBN 978-5-17-069679-6.

Книга знакомит с особенностями тренировки в различных силовых видах спорта: пауэрлифтинге, тяжелой атлетике, бодибилдинге и др. Раскрывает многие секреты спортивного мастерства, которые помогут желающим быстрыми темпами нарастить силу и мышцы; указывает основные ошибки начинающих спортсменов-силовиков. Приведены различные по сложности тренировочные комплексы, даны рекомендации по питанию и восстановлению после тяжелых нагрузок.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.