Научная статья на тему 'Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе на тему: «Житие преподобного Сергия Радонежского»'

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе на тему: «Житие преподобного Сергия Радонежского» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1234
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / ЖИТИЯ СВЯТЫХ / ПОТРЕБНОСТИ В НРАВСТВЕННОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ / РАБОТА НАД ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВ / ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоминова Елена Васильевна

В статье представлен сценарий интегрированного урока чтения и основ православной культуры, на котором дети знакомятся с житием преподобного Сергия Радонежского. Автор предлагает различные способы работы с учащимися по воспитанию любви к родной истории, литературе и культуре, а также формированию потребности в нравственном совершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе на тему: «Житие преподобного Сергия Радонежского»»

Педагоги России против фашизма

Фоминова Елена Васильевна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №962 г. Москва

J ^

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ОСНОВ

ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

Л__________________________________________________г

Аннотация: В статье представлен сценарий интегрированного урока чтения и основ православной культуры, на котором дети знакомятся с житием преподобного Сергия Радонежского. Автор предлагает различные способы работы с учащимися по воспитанию любви к родной истории, литературе и культуре, а также формированию потребности в нравственном совершенствовании.

Ключевые слова: литературное чтение, жития святых, потребности в нравственном совершенствовании, работа над лексическим значением слов,_подведение итога урока.

Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Цель урока: выяснить, почему Сергия Радонежского причислили к лику святых.

Задачи урока:

Предметные:

- знакомство с новым литературным жанром «житие»;

- расширение словарного запаса;

- развитие навыков анализа чтения;

- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;

- формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Личностные:

- развитие чувства преданности и любви к истории и культуре Родины;

- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, честность, бескорыстие, трудолюбие и милосердие.

Метапредметные:

- воспитание любви к родной истории, литературе и культуре;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- умение анализировать литературные источники

Оборудование: презентация, карточки с незнакомыми словами, большая энциклопедия, учебники «Родная речь» авт. Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого.

Ходурока

Введение в тему.

На доске написано слово «ЖИТИЯ».

Учитель: Сегодня мы приступим к знакомству с новым жанром литературы - житие. Подумайте и предположите, о чем может повествовать житие.

Предположения детей.

- о жизни богатырей;

- о жизни известных людей;

- о жизни монахов;

- о жизни несуществующих героев.

После предположений обращаемся за толкованием слова к энциклопедии

Житие — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния исторических лиц, причисленных к лику святых.

Учитель: Все ли слова этого определения вам понятны?

Работа над лексическим значением слов.

Дети называют непонятные им слова. Учитель вешает на отдельных карточках эти слова на доску в раздел «Словарь».

60

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

ПедагогиРоссии иротввфошизма

СВЯТЫЕ ДЕЯНИЯ ЛИК

Рчотель предлагает записать значение слое «святые» в рабочую тетрадь.

Святые - это реально живущие люди, свято човвшиеьохринившие на деаевсичоаожония ере-стианской веры. Это особенные люди, любящие Бегр,отлющие нвсзчиБоием и люТьмт.

Учитель: Ребята, попробуйте, исходя из определе-нов,еиъ ььлкоиаиие неомиид «иояядя».

Ученики: Это: дела, поступки, действия.

Учитель: Обсудите в парах , что такое «ЛРК».

Ученики: Это: лицо, вид,изображение,облик

Этап открытия новых знаний.

Уеотсса: Сегодня мы с оомисоворыиыьутеые-ствие в далёкий 14 век, чтобы познакомимся с человеком, который зе свою »рьвченсю мизнь был возведен в лик святых нашей Земли русской.

Имя его - Сергий Радонежский.

Сергий Радонежский

Учитель: Кто-нибудьизвасслышалэто имя?

Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего путешествия?

Ученики формулируют цель урока: выяснить, почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых..

Учитель: Давайте вспомним, что «житие» - это жизнеописание. А кто занимался жизнеописанием в те далёкие времена?

Ученики: Монахи, потому что они были самыми образованнымилюдьми.

Учитель: Правильно. А что о жизни Сергия Радонежского нам поведал монах Епифаний Премудрый.

Работа с текстом учебника.

Комбинированное чтение первой части на стр.25.

Выяснение значения непонятных слов.

Эти слова на отдельных карточках появляютеяв разделе «Словарь» на доске.

ПРЕПОДОБНЫЙ УГОДНИКИ ОБЕТ ИЕРЕЙ ЗНАМЕНИЕ.

Учитель: Попробуйте, пользуясь текстом, объяснить значения названныхелов.

Ученики:

Онподобный - праведный, святой.

Ььаме ние - знак, символ.

Угодники - в христианстве название некоторых с вятыь.

Обет я оОещьние, обязательство.

Иерей - священник в православной церкви.

Тчитель: Что вы рзнали, заеомнили,что вам пага-залось интересным или удивительным из прочитан-нотЕ

ЕЛыекко;

- я узнал о том, как звали родителей Сергия Радо-ннжскогн;

-какой еИет д ал и роииаали;

- что окрестили Варфоломея на сороковой день;

-ар- рводении книг омя ВврАалетеа;

- маленький Варфоломей в среду и в пятницу не брал грудь мамы и не пил коровьего молока, без еды оотивалсе ьесь деов.

Е) Самостоятельное иааагащее чтение второй части на стр. 26 -27 до слов «Однажды отеи....».

Приготовиться ответить на вопросы (вопросы напи-свны та аискяП:

КакзвалибратьевВарфоломея?

Как складывалось обучение чтению маленького Веафоеомье? Какиуиаета, псчяту?

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

Вяль ел лд ни^ж капикятйые слоааВ Сеогли се вы сать инс-иясненоаВ

Ученики: Это слово ОТРОК (подросток).

Учотсоь: Онега, га) крт-ккО у-вааса аатить -Пгал-тырь - была написана на старославянском языке.

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

61

Педагоги России против фашизма

Название буквы не всегда совпадало с произношением.

Учитель: А было лн м Варфоломея мтнемле-ние учиться? (Да, Варфоломей часто молился Богу, гмвиея: «Госпади,,най мме в ыучитниуанюи этдлаучи Уе менел ве.збми меня.»)

Ребята, рассмотрите иллюстрацию на стр. 26. Как вы её полиммаиеИ

Ученики: Дети называют автора и название картины: М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею». -Суа я ол мезтнмню е изображен ию на аореинн, Вв-фй-ломею кто-то привиделся...

Учммйлм: Прмвиеьно, ребята. Автор этой картины -МтчтВаст ьевмл Нмсмервн.

Видение отроку Варфоломею

Однажды отец послал Варфоломея искать лошадь. В поле под дубом он увидел старца, удивительного и неизвестного, подобного ангелу, молящегося. Варфоломей смиренно поклонился ему и стал ожидать, когда тот закончит молитву. Старец подозвал Варфоломея к себе, поцеловал его во имя Христа и спросил «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»......

- Ребята, как думаете, о чём попросил Варфоломей?

Да, ребята, мальчик сказал старцу: «Душа моя желает более всего знать грамоту. Я её не могу одолеть». Старец дал тремя пальцами Варфоломею кусок святой просфоры со словами: «О грамоте, чадо, не скорби, с сего дня Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, знание большее, чем у братьев твоих и чем у сверстников твоих». Отрок поклонился старцу. Он был счастлив от такой встречи. Варфоломей пригласил старца в дом своих родителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самостоятельное чтение про себя стр.28-29 до слов«ЭтотранееназванныйрабБожий.....».

Цель: уметь рассказать, что произошло в жизни Варфоломея.

Ученики: Господь даровал Варфоломею знание грамоты.

Учитель: Как вы думаете, ребята, кем же был старец? (посланникомБога).

Перед уходом из дома родителей он сказал им: «И вот второе знамение вам и предсказание - отрок Ваш будет велик перед Богом и людьми за свою добродетельную жизнь».

В то время (14 век) народ Руси был подавлен нашествием и гнётом татаро-монголов, которые собирали с людей дань. И от этого многие бояре обнищали. В том числе и родители Варфоломея. Они решили выехать из деревни Ростовской и переселились в город Радонеж. Братья Стефан и Пётр жили отдельно со своими семьями. А Варфоломей был единственной опорой для своих родителей в годы их болезненной старости.

Чтение вслух сильными учениками. Прочитайте об этом на стр.31 со слов «Чудесный же юноша с радостью...» до конца текста.

Обсуждение прочитанного.

Учитель: О каком человеческом качестве Варфоломея говорят его поступки? (О любви к ближним).

Значения каких новых слов вы узнали? (Из словаря учебника: ПАНИХИДА и ЛИТУРГИЯ). Что они обозначают?

Ребята, хотите узнать, что же произошло после смерти родителей Варфоломея?

Заранее подготовленный 1-й ученик рассказывает о том, как Варфоломей решил уйти в Радонежские леса, чтоб не поддаваться искушениям.

Учитель: Ребята, как вы думаете, зачем Господь посылает своим избранным людям испытания - иссушения, ведь преодолевать их очень трудно?

Ученики: Богзакаляет человека.

2- й ученик рассказывает о постриге Варфоломея под именем Сергий, о о монашеской жизни, о трудностях жизни в монастыре, о создании Троице-Серги-евой Лавры.

Ученики делают вывод, что Преподобный Сергий Радонежский совершал чудеса, которые по церковным канонам являются обязательным условием при-численияк ликусвятых.

3- й ученик рассказывает о роли Сергия Радонежского в подготовке к Куликовской битве, о благословении ДмитрияДонского.

Этап подведения итога урока

Учитель: Давайте вспомним цель урока. Вспомним значение слова «святые» и подтвердим фактами слова этого определения:

- этореальноживущиелюди....

- свято чтившие на деле._

- особенные люди...._

Ученики доказывают фактами из жизни Сергия Радонежского.

Учитель:Достиглимыцели урока?

Ученики: Да, потому что мы смогли найти факты, которые объясняют, почему Преподобного Сергия Радонежскогопричислиликликусвятых.

еб

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

Педагоги России против фашизма

Учитель: Какими новыми словами пополнили вы свой словарный запас?

Ученики повторяют все слова в словаре на доске и словаре учебника:

ПСАЛТЫРЬ, СВЯТЫЕ, ДЕЯНИЯ, ЛИК, ПРОСФОРА, ОТРОК, ПРЕПОДОБНЫЙ, УГОДНИКИ, ОБЕТ, ИЕРЕЙ, ЗНАМЕНИЕ, ПАНИХИДА, ЛИТУРГИЯ

Учитель: Остались ли у вас вопросы, на которые вы не получили ответа, а хотели бы получить?

Ученики: (все вопросы учащихся учитель записывает на отдельных карточках и помещает на доске)

- Я хотел бы узнать, кто решает, кому какое имя дать при постриге.

- А я бы хотела узнать, почему надо крестить на сороковой день?

- Мне интересно, почему именно среда и пятница -постные дни.

- А кто решает, отнести к лику святых или нет? Учитель: Ребята, а зачем нам, людям 21 века,

таким самоуверенным и мало верящим, читать такого рода литературу - жития?

Ответы детей.

ВЫВОД: Примеры святых учат нас быть лучше. Существуют в мире ценности, которым мы с вами должны следовать.

Проект урока строился с учетом стратегических ориентиров, новых целей и ценностей образования [6,7,11,14], с учетом новых форм работы учителя с родителями и учениками [1,5,12,13], с учетом возрастных особенностей учащихся [4], теоретических основ формирования уроков духовно нравственной направленности [2,3,8,9,10,].

Литература

1. Акутина С. П., Николина В. В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 3. С. 33-36.

2. Ардашева Л. В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 24-30.

3. Артюхова Е. С. Основные направления в формирования духовно-нравственной личности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С. 26-28.

4. Бадмаева Б. Б. Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет // Образование и наука. 2012 № 7; с.45-67

5. Гальковская И. В., Мордвина Н. Д. Новые формы воспитательной работы как средство реализации оптимизационной модели организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1.С. 38-44.

6. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука 2012. № 4; с.3-15

7. Зеер Э. Ф., Новоселов С. А., Давыдова Н. Н. Институциональное обеспечение образовательных инноваций // Образование и наука 2011 № 9; с.3-17

8. Клепиков В. Н. Интеграция образования в контексте духовно-нравственного воспитания школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 5.С. 13-18.

9. Клепиков В. Н. Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1.С. 44-50.

10. Никандров Н. Д. Гражданское воспитание в современной России // Образование и наука. 2011 № 2; с.3-15

11. Селюкова М. А., Сиденко Е. А. Целеполагание: тренинг для младших подростков. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5.С.28-32.

12. Сиденко А. С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 6. С. 65-77.

13. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8; с.5-14

14. Шаткарь Г. А. Роль проблемного обучения в свете новых целей и ценностей образования (на примере преподавания географии). // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 40-45.

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.